-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Война с Тифоном

Четверг, 20 Июля 2023 г. 11:26 + в цитатник
Победа богов над гигантами не установила мир. Новый этап непрекращающихся схваток начался с интриг Геи. В мифах Древней Греции женщины принимают активное участие в битвах богов, героев, титанов, драконов и змей. Гея побудила титанов восстать против своего мужа Урана. Ей обязан Крон своим восшествием на трон. Дочь Океана Метида дала Крону выпить зелье, в результате чего он потерял власть. После восшествия на трон Зевса Гея продолжила плести свои политические комбинации. Она явно сочувствовал титанам, а потом и гигантам.
Аполлодор, «Мифологическая библиотека», книга I. VI. (1):
«(1) Гея, него­дуя по пово­ду того, что про­изо­шло с тита­на­ми, роди­ла от Ура­на гиган­тов, обла­дав­ших огром­ным ростом и необо­ри­мой силой».
Поражение гигантов не остановило Гею. Она не смирилась с проигрышем и, вступив в союз с Тартаром, произвела на свет Тифона.
Аполлодор, «Мифологическая бибтека», книга I. VI. (3):
«(3) После того как боги одер­жа­ли победу над гиган­та­ми, Гея, вос­пы­лав еще более силь­ным гне­вом, соче­та­лась с Тар­та­ром и роди­ла в Кили­кии Тифо­на71, имев­ше­го сме­шан­ную при­ро­ду чело­ве­ка и зве­ря. Он пре­вос­хо­дил всех существ, кото­рых роди­ла Гея, ростом и силой».
Верхняя часть тела его была человеческой, а нижняя — змеиной в виде колец змеи, голова касалась звёзд, а руки простирались от восхода солнца до его заката.
В Гомеровском гимне «К Аполлону Пифийскому» рассказывается о причине появления Тифона на свет. По этой версии мифа Гера обиделась на Зевса после того, как он «родил» Афину без её участия. Тогда из зависти она тоже решила произвести на свет сына без помощи Зевса. На этот шаг Гера пошла после того, как с Олимпа был сброшен её сын Гефест. Возложив руки на землю, она обратилась с молитвой к Небу, Земле и Титанам:
«Слушайте ныне меня вы, Земля и широкое Небо!
Слушайте, боги-Титаны, вкруг Тартара в глуби подземной
Жизнь проводящие то, что прошу я: помимо супруга Кронида,
Дайте мне сына, чтоб силою был не слабее он Зевса,
Но превзошел бы его, как Кроноса Зевс превосходит».
Целый год она не всходила на ложе к Зевсу и спустя это время у неё родился сын, не похожий ни на богов, ни на смертных — страшный, свирепый Тифон. Гера отдала его на воспитание к Пифону. Обстоятельства же рождения Гефеста и невероятных приключений Геры следующие.
Аполлодор, «Мифологическая библиотека», книга I. III. (5):
«(5) Гера, мино­вав супру­же­ское ложе37, роди­ла Гефе­ста: но, соглас­но Гоме­ру, и это­го она роди­ла от Зев­са. Послед­ний низ­верг его с небес­ных высот за то, что он помог свя­зан­ной Гере, кото­рую Зевс под­ве­сил на высотах Олим­па. При­чи­ной нака­за­ния было то, что Гера нис­по­сла­ла бурю на флот Герак­ла, когда он после взя­тия Трои воз­вра­щал­ся домой».
Вернёмся к Тифону. После своего появления на свет он стал забрасывать скалами небо и производил много шума и свиста.
Аполлодор, «Мифологическая библиотека», книга I. VI. (3):
«Боги, увидев, что он устремился к небу, кинулись бежать в Египет, преследуемые, они меняли свой облик и превращались в животных».
Когда Тифон был ещё далеко, Зевс стал метать в него свои перуны. «Когда же Тифон приблизился, Зевс ударил его кривым стальным мечом» (Аполлодор, Мифологическая библиотека, книга I. VI. (3). Тифон бежал в Сирию, царь богов преследовал его. Здесь неожиданно победу одержал Тифон, он охватил Зевса кольцами своего тела, вырвал у него меч и перерезал ему сухожилия на руках и ногах. Затем Тифон поднял Зевса на плечи, перенёс его через море в Киликию, запер в Корикийской пещере и поставил охранять драконицу Дельфину. На помощь к Зевсу пришли боги.
Аполлодор, «Мифологическая библиотека», книга I. VI. (3):
«Одна­ко Гер­мес и Эги­пан выкра­ли эти сухо­жи­лия и тай­но вста­ви­ли их Зев­су. Вер­нув себе преж­нюю силу, Зевс вне­зап­но ринул­ся с неба на колес­ни­це, вле­ко­мой кры­ла­ты­ми коня­ми, и, метая перу­ны, пре­сле­до­вал Тифо­на до горы, кото­рая назы­ва­ет­ся Ниса. Там Мой­ры вве­ли в обман пре­сле­ду­е­мо­го Тифо­на: они убеди­ли его, что у него при­ба­вит­ся силы, если он отведа­ет одно­днев­ных пло­дов».
Преследуемый Тифон прибыл во Фракию и метал в Зевса целые горы. Затем он бежал через Сицилийское море и здесь Зевс набросил на него гору Этну. Вот с той поры и до настоящего времени из неё вырываются языки пламени от брошенных туда перунов.
Исследователи относят Тифона к диким хтоническим тератоморфным существам. Но подобное определение ничего не проясняет. Да, внешний вид Тифона чудовищный. Но мало ли на свете чудовищ. Да, его почему-то относят к подземным существам. Но разве все земные существа не уйдут в своё время под землю? При формальной чудовищности его внешнего вида верхняя часть его туловища всё-таки выглядит человеческой, а это прозрачный намёк на то, что за этим описанием скрывается человек, которого после его убийства понизили в статусе до монстра или урода, бросившего вызов богам. И характерный приём для этого, как обычно принято в мифах, связан с его рождением.
Появление Тифона на свет мифы связывают с Геей и Герой. Сразу после отстранения титанов от власти Гея сделала ставку на гигантов. Аполлодор сообщает, что после гибели титанов Гея родила от Урана гигантов. Но ведь он уже был кастрирован Кроном. Поэтому Уран не мог быть отцом гигантов и можно предположить, что они были его потомством от других жён, имена которых мифы не сохранили. Многозначность имён позволяет понимать под Ураном —«Небо», а под Геей — «Землю». А теперь вспомним, что после прихода Зевса к власти он получил господство над ...Небом! Следовательно, это «Небо» находится где-то на земле и обозначает что-то вроде столицы. В погроме гигантов активное участие принимали Афина, Гера, Геката, Артемида и даже Мойры! Новым этапом гражданской войны после титаномахии и гигантомахии стала война Зевса и Тифона.
Если после отстранения титанов от власти, Гея только негодовала, то после гибели гигантов она «воспылала еще более сильным гневом». Но родить в буквальном смысле она уже не могла. На момент «рождения» Тифона она уже древняя бабушка и стать матерью она не может. Да и «новорождённый» Тифон не знает стадии детства и юности. Бросить вызов Зевсу может только взрослый человек, имеющий положение в обществе и опирающийся на военную силу. По описанию мифа Тифон «рождается» в Киликии. Это очень похоже на бунт в провинции или недавно покорённой стране. Сейчас это юго-восточная часть Малой Азии, а в древности там располагалось государство Угарит.
«Отец» Тифона Тартар не менее загадочная «личность». По данным различных мифологических словарей Тартар — это ад, преисподняя, бездна, нижняя часть Аида. В нём никогда не бывает солнца и находится он на таком расстоянии от земли, как и земля от неба. Всё это мало позволяет понят сущность Тартара. Вполне вероятно, что такое описание сложилось в течение нескольких столетий, когда каждое последующее поколение сказителей и мифографов всё больше не понимало, о чём тут идёт речь. В Тартаре ещё Ураном были заключены гекатонхейры и киклопы. После мятежа Крона их освободили титаны. Но вслед за тем уже Крон поместил их туда. Зевс в союзе с киклопами и гекатонхейрами победил титанов и заключил побеждённых в Тартар, а стражами их поставил гекатонхейров! Из всего этого можно заключить, что Тартар — это не место смерти, а, скорее, место наказания: тюрьма или ссылка. Стать «отцом» Тартар мог только в том случае, если бы он был владыкой этого «царства». Ранее уже было сказано, что гекатонхейры — это не чудовища, а морские корабли, экипажем которых являются пятьдесят гребцов, и, следовательно, у них пятьдесят голов и сто рук! Быть стражами титанов, заключённых в Тартаре, они могли быть лишь в том случае, если бы корабли блокировали побережье Киликии. Теперь попробуем понять, как Гея и Тартар породили Тифона и кем он являлся.
В Гомеровском гимне «К Аполлону Пифийскому» Гера обращается с молитвой к Небу, Земле и Титанам, чтобы они помогли произвести «сына» ей помимо Зевса. Это странное обращение, если иметь в виду, что Урана (Небо) уже нет в живых, Титаны заключены в Тартаре, а Гея (Земля) уже древняя бабушка. Если же под «Небом» понимать какую-то часть элиты — потомков Урана, а под «Землёй» — народ или часть страны, то вырисовывается другая картина. Гера обращается ко всем недовольным властью Зевса и призывает их объединиться под знамёнами её «сына» Тифона. Она бросила вызов своему мужу и царю богов. Почему так происходит? Посмотрим более внимательно на пирамиду власти царя богов.
В системе власти династии Уран — Крон — Зевс женщины играют большую, можно сказать даже, выдающуюся роль. Тут следует отметить интересную особенность: и Крон, и Зевс по мифам женаты на сёстрах. Следовательно, их статуса не хватает для обоснования легитимности их власти. И женитьба на сёстрах придаёт им эту легитимность. Так выглядит дело формальным образом. Эта странная особенность позволяет предполагать, что троном владеет муж царицы. Но и она играет важную роль, о которой мало что известно. Не будем гадать и мы. Но всегда ли женщина является живым существом? Это наглядно демонстрирует пример Афины, овладеть которой пытался Гефест, странный «сын» Геры. В реальности же эта «богиня» была военным советом, в состав которого входили Зевс, Посейдон и Плутон. Отсюда такой эпитет Афины Тритогенея — «рождённая тремя». Кроме того можно вспомнить ещё одну девственницу, сестру Аполлона Артемиду. И очень странно такое поведение богини. Не оставляет впечатление, что она не только женщина...Вот и поведение Геи очень странное. Формально для Зевса она только бабушка, но почему-то принимает активное участие в рождении конкурента Зевса Тифона. Но и Гера не дремлет, такое впечатление словно женщины объявили Зевсу войну. И если вспомнить само рождение Зевса, то мы понимаем, что во многом у него права на трон царя богов очень условные. А по факту он не является сыном Кроны и является узурпатором. Вот поэтому Гея и Гера интригуют против него. Такое впечатление, что чем больше проблем будет у Зевса, тем счастливее будет Гера. По мифу она обиделась на мужа, что он произвёл на свет Афину без её участия. Иными словами, её статус понизили и не включили в состав военного совета, отодвинув от власти. Гера обращается с молитвой к Урану (Небу), Гее (Земле) и Титанам(!), чтобы они помогли ей «родить» конкурента Зевсу — Тифона! Эта метаморфоза выглядит как бунт: жена обращается к Земле, Небу и Титанам дать мужу противника, способного бросить вызов Зевсу. Что это, если не заговор? Но повела себя она как типичная женщина: в этом гимне Гера называет своего мужа изменником! Гнев Геры оправдан: не включив её в состав правящего совета, Зевс тем самым изменил структуру власти. Статус Геры был резко понижен. Вот почему Гера пошла на союз с Тартаром! И этот союз политический, а не союз между мужчиной и женщиной. То, что позволено Зевсу, позволено и Гере! Но не за этот ли шаг Зевс «подвесил на высотах Олимпа» свою ревнивую жену? Семейная и политическая жизнь царя богов подобна жизни на вершине вулкана, а не Олимпа. И уж точно не является образцом для большинства людей.
Повод для низвержения с Олимпа Гефеста, а тем более ареста Геры, очень искусственный. По мифу она «родила» мастера кузнечных дел и укротителя огня без участия Зевса. Иначе говоря, этот «сын» Геры двойник Афины! Если Афина — «ткачиха», то Гефест — «кузнец». Оба они мастера политических интриг. И тогда причина для гнева Зевса становится весомой. И тут неважно, является ли Гефест живым существом (доверенным лицом Геры) или же органом власти («совет Геры»).
Итак, Гера обращается к Земле, Небу и Титанам за помощью, чтобы у Зевса появился конкурент в битве за власть. Иначе говоря, она вступила в союз с противниками своего мужа и сама объявляет его изменником. Вот такой парадокс. И если бы победил Тифон, мы бы узнали каким большим негодяем оказался Зевс. И быть бы ему драконом, а царём богов был бы Тифон. Таковы правила игры в большую политику, неизменные с древних пор.
Титаны находятся в Тартаре и их охраняют гекатонхейры — сторукие пятидесятиголовые великаны по мифу. Но мы уже знаем, что на самом деле за этим описанием скрываются экипажи пятидесятивёсельных кораблей. Тартар — это и есть современная Киликия, страна «в глуби подземной». С точки зрения жителей побережья восточной части Средиземного моря берег моря — это обжитая часть мира, а Киликия глубоко вдаётся в материк. И это для них непривычно, даже страшно. А тем более если это мятежная провинция. Гекатонхейры блокируют Киликию, в этом смысл их сторожевой службы. «Сочетание» Геры с Тартаром означает, что она вступила в союз с мятежной провинцией. Отсюда понятно, что Тифон — глава провинции. Вот почему в этом месте концентрируются основные события. Тифон бросил вызов Зевсу, который возглавлял триумвират. Гражданская война, начатая с титанами, продолжилась с гигантами, а после их поражения снова вспыхнула с Тифоном.
За описанием внешнего облика этого монстра можно увидеть, что география войны обширна. Она идёт от побережья Сирии и Финикии до Беотии в Греции и Сицилии. Вот почему в мифе говорится, что руки Тифона простираются от восхода солнца до его заката. Это здесь живёт народ, занимающийся колонизацией Средиземного моря, то ли финикийцы, то ли ахейцы. «Небо» богов (столица) находится на Крите, его столица — Олимп. Там родился Зевс. Ему «выпало господство на небе» (Аполлодор, Мифологическая библиотека, I. II. (1). Вот оттуда «боги» и бежали в Египет, полные страха, как животные при лесном пожаре. Флот Зевса нанёс поражение флоту Тифона, мятежник был «тяжело ранен» и отступил к Сирии.
Но там всё вдруг поменялось. Тифон неожиданно захватил Зевса в плен. Связав царя богов, он лишил его возможности перемещаться («перерезал Зевсу сухожилия на руках и ногах») и поместил в пещеру в Киликии. «Подняв его на плечи, он перенес его затем через море в Киликию, и дойдя до Корикийской пещеры, I. VI. (3).
Гермес и Эгипан хитростью освободили Зевса и бежали с ним к побережью. Став свободным, царь богов снова выступил против Тифона. В колеснице, запряжённой крылатыми конями, следует видеть морской корабль. То есть Зевс одержал победу в морском сражении. На сей раз удача была на стороне Зевса. Тифон отступил на сушу. Здесь возле горы Ниса было место пребывания Тифона. Местоположение этой горы неизвестно, есть много разных вариантов её расположения: Финикия, Эфиопия, Малая Азия, Фракия, Фессалия, Беотия и Киликия. Всё-таки наиболее вероятно, что она находится в Киликии. Здесь преследуемый Тифон погиб в результате обмана. Зевс подослал к нему отравительниц, Мойры угостили его фруктами, а, как известно, после «однодневных плодов» люди долго не живут.
Хотя миф и сообщает, что смерть Тифона произошла возле Сицилии, но логика этих сведений проста. Поддержка мятежников была значительной. Часть кораблей Тифона настигли возле Сицилии. Но, возможно, метание перунов Зевсом древние греки связали с вулканическим огнём, время от времени вырывающимся из глубин Земли — Тартара.
Рубрики:  Мифологическая библиотека
Метки:  
Понравилось: 7 пользователям

vit4109   обратиться по имени Четверг, 20 Июля 2023 г. 12:44 (ссылка)
Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 20 Июля 2023 г. 13:41 (ссылка)
vit4109, всё как обычно)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Июля 2023 г. 15:23ссылка
Точно. Всё зло от баб)))
Таточка-Танюша   обратиться по имени Благодарю! Четверг, 20 Июля 2023 г. 15:28 (ссылка)
Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 20 Июля 2023 г. 16:10 (ссылка)
Т34ТУРБО, деньги, водка и женщины - три испытания у мужчины:-))
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 20 Июля 2023 г. 16:11 (ссылка)
Таточка-Танюша, спасибо. Очень рад, что кому-то интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку