-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Миссия Пандоры

Пятница, 14 Июля 2023 г. 16:04 + в цитатник
Миф о том, как Прометей украл огонь у богов и принёс его людям, один из самых известных во всей мировой мифологии. Такой подвиг он совершил якобы из благородства и сострадания к людям. И вот за этот поступок Зевс приказал приковать его к скале, куда прилетал каждый день орёл и клевал ему печень. С этим рассказом тесно связан и миф о Пандоре, первой женщине на Земле. Боги создали её и послали на землю, чтобы она отомстила людям за похищение огня. Пандору сотворил Гефест, смешав землю с водой, а боги украсили её различными дарами. Она соблазнила Эпиметея, брата Прометея. В сосуде, который дали ей боги, содержались все пороки и несчастья людей. Когда она открыла его, то они разлетелись во все стороны, на дне осталась лишь одна надежда, потому что Пандора успела захлопнуть крышку сосуда.
Подобное понимание мифа, конечно, может быть. Но даже в этом случае заметны явные противоречия: Зевс хочет наказать не только Прометея, но и людей. А вот их-то за что? Но если люди уже существуют, то как можно создавать первую женщину? Зевс тут вряд ли виноват, он явно задумал создать Пандору для другой цели, которую сказители не поняли. Но поскольку у каждого мифа есть несколько слоёв восприятия, то попробуем найти здесь более глубинный и основательный ответ на эти вопросы. Обратимся к первоисточникам.
Аполлодор, «Мифологическая библиотека», книга I. VII. (1):
«Про­ме­тей, сме­шав зем­лю с водой, выле­пил людей и дал им тай­но от Зев­са огонь, скрыв его в полом стеб­ле трост­ни­ка. Когда Зевс узнал об этом, он при­ка­зал Гефе­сту при­гвоздить тело Про­ме­тея к Кав­каз­ско­му хреб­ту. Хре­бет этот нахо­дит­ся в Ски­фии. Там, при­ко­ван­ный к ска­ле, Про­ме­тей про­сто­ял свя­зан­ным очень мно­го лет, и каж­дый день орел, при­ле­тая, выкле­вы­вал ему лопа­сти пече­ни, кото­рые за ночь отрас­та­ли вновь. Такое нака­за­ние Про­ме­тей нес за то, что украл огонь».
В диалоге Платона «Протагор» говорится о том, что боги создали людей из смеси земли и воды, а Прометею и Эпиметею приказали распределить способности между ними. Эпиметей выпросил разрешение заняться этим распределением, но так получилось, что все способности выпали животным, а людям ничего не досталось. И вот тогда, желая помочь людям, Прометей решил выкрасть «премудрое уменье Гефеста и Афины вместе с огнём».
Платон, «Прометей», 321d — 321a:
«и вот в сомнении, какое бы найти средство помочь человеку, крадет Прометей премудрое искусство Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться. В том и состоит дар Прометея человеку. Так люди овладели уменьем поддерживать свое существование, но им еще не хватало уменья жить обществом – этим владел Зевс, – а войти в обитель Зевса, в его верхний град, Прометею было нельзя, да и страшна была стража Зевса. Прометею удалось проникнуть украдкой только в общую мастерскую Гефеста и Афины, где они предавались своим искусным занятиям. Украв у Гефеста уменье обращаться с огнем, а у Афины – ее уменье, Прометей дал их человеку для его благополучия, самого же Прометея после постигло из-за Эпиметея возмездие за кражу, как говорят сказания».
После похищения огня Зевс отдал приказ Гефесту создать Пандору, смешав землю и воду.
Гесиод, «Труды и дни», 45 — 85:
«В гневе на то, что его обманул Прометей хитроумный.
Этого ради жестокой заботой людей поразил он…
Спрятал огонь. Но опять благороднейший сын Иапета
Выкрал его для людей у всемудрого Зевса-Кронида,
В нарфекс порожний запрятав от Зевса, метателя молний.
В гневе к нему обратился Кронид, облаков собиратель:
"Сын Иапета, меж всеми искуснейший в замыслах хитрых!
Рад ты, что выкрал огонь и мой разум обманом опутал
На величайшее горе себе и людским поколеньям!
Им за огонь ниспошлю я беду. И душой веселиться
Станут они на нее и возлюбят, что гибель несет им".
Так говоря, засмеялся родитель бессмертных и смертных.
Славному отдал приказ он Гефесту, как можно скорее
Землю с водою смешать, человеческий голос и силу
Внутрь заложить и обличье прелестное девы прекрасной,
Схожее с вечной богиней, придать изваянью. Афине
Он приказал обучить ее ткать превосходные ткани,
А золотой Афродите – обвеять ей голову дивной
Прелестью, мучащей страстью, грызущею члены заботой.
Аргоубийце ж Гермесу, вожатаю, разум собачий
Внутрь ей вложить приказал и двуличную, лживую душу...
Аргоубийца ж, вожатай, вложил после этого в грудь ей
Льстивые речи, обманы и лживую, хитрую душу.
Женщину эту глашатай бессмертных Пандорою назвал...
Хитрый, губительный замысел тот приводя в исполненье,
Славному Аргоубийце, бессмертных гонцу, свой подарок
К Эпиметею родитель велел отвести. И не вспомнил
Эпиметей, как ему Прометей говорил, чтобы дара
От олимпийского Зевса брать никогда, но обратно
Тотчас его отправлять, чтобы людям беды не случилось.
Принял он дар и тогда лишь, как зло получил, догадался».
Пандора пришла к Эпиметею и совратила его. От этого союза у них родилась дочь Пирра. В доме Эпиметея хранился сосуд (по другой версии это был подарок Зевса, с которого Пандора сняла крышку и тогда все беды и несчастья, находящиеся в нём, разлетелись во все стороны. Она успела захлопнуть крышку и на дне сосуда (пифоса или правильнее питоса) осталась одна надежда.
Древнегреческий поэт Феогнид и Эзоп считали, что только надежда живёт среди людей, но Прометей считал иначе, по его словам «Я их слепыми наделил надеждами» (Эсхил, Прометей прикованный).
Миф о похищении огня Прометеем всегда считался ярким примером бунта смелого титана против произвола богов. Большинство исследователей указывает на благородство, героизм и бескорыстие Прометея. Казалось, в пользу этой версии говорит всё и трудно добавить что-то новое. Но если посмотреть критическим взглядом, то появится сомнение в таком представлении. Вот что говорит сам Прометей в трагедии Эсхила. Сын Иапета являлся участником дворцового переворота Крона и сначала действовал вместе с титанами («В то время я давал Титанам, сыновьям Земли и Неба, хорошие советы, но не мог Их убедить. Исполнены отваги, Презревши хитрость, думали они Господство получить одною силой»). Но мать его Земля-Фемида говорила, что можно победить не силою, а хитростью. И вот тогда он вместе с матерью перешёл на сторону Зевса. Став царём богов , он стал делить власть («Как только он воссел на отчий трон, Сейчас же начал и почет и власть Распределять меж новыми богами»). Но победитель совсем забыл о смертных и даже вздумал уничтожить род людей. И вот по этой причине титан и взбунтовал.
Картина складывается несколько противоречивая. Якобы мятеж Прометея вызван несправедливостью по отношению к людям. Но на самом деле среди участников переворота он хитрый, если даже не сказать подлый. Он убеждал титанов расправиться с Кроном, а, когда те не согласились, тут же предложил свои услуги и план убийства его уже Зевсу. И получается, перед нами одержимый честолюбием человек, готовый на всё ради захвата власти. Зевс воспользовался им, а потом отодвинул его на задворки. Вот этим и вызван бунт Прометея, а не желанием оказать помощь людям. Иначе говоря, ни благородство, ни сострадание ему не свойственны. Поэтому похищение огня ему приписали поздние мифографы. Это не исключает того, что Прометей мог украсть у Зевса не огонь, а некий секрет, тайну — компромат на царя богов. Или же этим «огнём» было просто сокровище. Дело в том, что этот «огонь» содержался в «нартексе», который переводят как «тростник». Но это слово имеет ещё и другие значения: нартековый жезл, палка, дубина, ларчик, шкатулка. Вот откуда и появилась легенда о «ящике» Пандоры. Логично предположить, что хранить сокровища удобно в шкатулке. Итак, можно представить, что «огнём» (тем, что может сжечь мир) была или какая-то тайна Зевса или сокровища. И в этом случае гнев Зевса оправдан, а вот наказание последовало очень странное: Прометея приковали к скале в далёкой Скифии. Гораздо проще видеть в этом помещение Прометея на необитаемый остров, где его каждый день терзает голод и лишь ночью он может забыть о нём во сне. А ведь в противном случае прикованный к скалам, он умер бы от потери крови или от обезвоживания…
Обстоятельства похищения «огня» становятся нам известны из диалога Платона «Протагор». Попасть в «верхний град» Зевса Прометей не может, его охраняют стражи Зевса (сила и власть). Титан крадёт «огонь» из «мастерской», где находятся Гефест и Афина. Гефест — это совет Геры, а Афина — совет Зевса, Посейдона и Плутона. В таком случае «огонь» (стихия, которая может уничтожить мир) мог оказаться планами военного совета. Если раньше противостояние Геры и Зевса отразилось в появлении на свет Гефеста и Афины, то на этот момент два этих совета пришли к согласию. Причина для мести Зевса Прометею была основательной. Ведь в этом случае «огонь» для него становился компроматом, от которого надо было избавиться как можно быстрее. И тогда нартекс (тростник) вполне мог оказаться папирусом с некими планами.
Имея на руках этот папирус, Прометей мог мобилизовать целую армию. Миф сообщает, что он «лепил» людей из земли и воды. И тут ему пригодилось уменье Гефеста и Афины. Вероятно, в этот момент он был схвачен и отправлен на необитаемый остров. Но, видимо, Прометей успел поделиться своими планами со своим младшим братом Эпиметеем ещё до своего ареста. Получив папирус с планами Зевса, Эпиметей хранил его в пифосе (питосе) — большой глиняной бочке.
Теперь Зевс должен был подобрать уже ключи к Эпиметею. Задача упрощалась тем, что младший брат Прометея имел одну слабость — был большим любителем прекрасного пола. Это стало известно обитателям Олимпа. На совете богов было принято решение «слепить» красавицу Пандору. Используя женские чары, она должна была найти способ подобраться к младшему брату Прометея. Такая женщина была найдена. В её инструктаже приняли участие все боги. Особенно преуспели в этом Афина, Афродита и Гермес. Добиться результата без хитрости боги не могут. Прометей предупреждал своего младшего брата, чтобы он ни в коем случае не принимал никаких подарков от Зевса и возвращал их назад дарителю. Но отвергнуть красивую женщину Эпиметей не мог. Приманка сработала и Пандора соблазнила Эпиметея. Её миссия продолжалась достаточно долго, она успела родить своему мужу дочь Пирру. Её имя по странному совпадению тоже связано с огнём. Но цель Пандоры было не подарить дочь Эпиметею, а совсем другая.
Легенда говорит, что в доме брата Прометея был питос, сосуд для хранения зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы, воды, мёда, соли. По версии мифа в этом сосуде хранились все беды и пороки человечества. По одной версии этот сосуд был подарком Зевса, по другой — он был собственностью Эпиметея. И вот то ли из любопытства, то ли по приказу Зевса Пандора открыла этот сосуд и из него вылетели все несчастья человечества. Пандора успела захлопнуть крышку и на дне сосуда осталась одна надежда (ἐλπίς).
Искусственность мифа очевидна. Зевсу нет смысла мстить всем людям, его месть, как и любая месть, впрочем, должна носить конкретный, я бы сказал, точечный характер. В этом и состоит сила всякой мести. Да и несчастья всего мира не могут храниться в одном месте и в одном сосуде. Это явно поздняя трактовка мифа. Месть Зевса должна быть направлена на ближайшее окружение Прометея, на тех людей, которых он «слепил» из земли и воды. Несчастья должны настичь их, а не всех людей.
Сама Пандора стала сосудом несчастья для братьев. И тут даже не столь важно, что хранилось в сосуде. Если это были продукты, то, освободив сосуд, Пандора лишила братьев прочной экономической базы. Если это были сокровища, то диверсантка лишила их финансовой опоры. Если же это был папирус с некими планами, то и он был изъят и возвращён Зевсу. Во всех случаях на дне сосуда осталась одна надежды.
И в древности, и сейчас существуют разные мнения по поводу этой надежды. Поэт VI — V века до н.э. Феогнид и баснописец Эзоп думали, что только надежда живёт среди людей, только она противостоит бедам и несчастьям. Но существуют и другие мнения. Сам Прометей у Эсхила в «Прикованном Прометее» говорит, что «Я их слепыми наделил надеждами». И вот оказывается среди всех значений слова «ἐλπίς » есть такие: ожидание, предвидение, неуверенность, колебание, надежда, упование, опасение, боязнь, предмет опасения. То есть «ἐλπίς » можно с равным основанием перевести и как надежда, и как ожидание, неуверенность, колебание, опасение, боязнь. Для сторонников Прометея его планы противостоять Зевсу стали слепыми надеждами. Мятеж титана ждала неудача. Людей, которых «слепил» из земли и воды Прометей, постигло обманчивое ожидание и разочарование. Миссия Пандоры увенчалась успехом.
Метки:  
Понравилось: 7 пользователям

Т34ТУРБО   обратиться по имени Пятница, 14 Июля 2023 г. 16:23 (ссылка)
Каждому сказочнику, да не померное возлияние, да свои бредни)))
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 14 Июля 2023 г. 19:37 (ссылка)
Т34ТУРБО, других сказочников у меня для вас нет:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
vit4109   обратиться по имени Пятница, 14 Июля 2023 г. 21:20 (ссылка)
Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 14 Июля 2023 г. 22:30 (ссылка)
vit4109, спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Мухоморов_Вася   обратиться по имени Суббота, 15 Июля 2023 г. 09:43 (ссылка)
Мораль сей басни - не делай людям добра и тебе не будут клевать печень?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 15 Июля 2023 г. 10:51 (ссылка)
Мухоморов_Вася, но могут накормить мухоморами:-))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку