-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Трагедия Дафны

Понедельник, 10 Июля 2023 г. 17:09 + в цитатник
История любви Аполлона к дочери Пенея хорошо известна по картинам художников, пьесам и операм современному читателю. Дафна была юной девушкой, пожелавшей сохранить своё целомудрие. В неё влюбился сам Аполлон, преследовал её, а она убегала от него. Когда же он стал догонять её, она взмолилась к своему отцу о помощи и боги превратили её в лавровое дерево. Тщетно Аполлон обнимал его, ничего нельзя было изменить. Эта легенда стала символом неразделённой любви и фатальной неизбежности.
Легенда о любви Аполлона к Дафне более подробно изложена у римского поэта начала нашей эры Публия Овидия Назона в его произведении «Метаморфозы». По этой версии любовь настигла Аполлона сразу после убийства им дракона Пифона, охранявшего святилище (Метаморфозы, книга первая, 415 — 451), а рассказ о неразделённой любви Аполлона к Дафне можно прочесть чуть дальше (Метаморфозы, книга первая, 452 — 567). По словам поэта это была «Первая Феба любовь — Пенеева Дафна».
Увидев маленький лук у бога любви Купидона, Аполлон посмеялся над ним и похвастался убийством Пифона из своего лука. На это юный шалун ответил, что он своей стрелой поразит его сердце и послал в него стрелу, внушающую любовь. Другую стрелу, отвергающую любовь, Купидон послал в Дафну. С этого времени нимфа, уподобившись Диане, одна бродила по рощам, избегая мужчин. Много раз её отец Пеней говорил своей дочери, что она задолжала ему внуков и зятя. Девушка обнимала отца и просила его, чтобы он позволил ей оставаться девственной, подобно Диане. Любуясь Дафной издалека, Феб мечтал вступить с ней в брак. Он говорит ей, что ему известно прошлое, настоящее и будущее, травы, песни и музыка, но от «любви никакая трава не излечит». Не дослушав влюблённого, Дафна убежала от него прочь. Бег удвоил её красоту. Аполлон бросился за ней подобно собаке, преследующей галльского зайца. Гонимая страхом, Дафна бежала прочь от влюблённого бога, которому страсть не давала покоя. После длительного бега нимфа устала и, обратившись к водам Пенея, произнесла: «Отец, помоги! Коль могущество есть у потоков, Лик мой, молю, измени, уничтожь мой погибельный образ!». Сразу после этих слов её волосы стали превращаться в листья, руки — в ветви, тело — в ствол дерева, ноги — в корни.
Достигнув Дафны, Аполлон смог обнять только ствол лаврового дерева. «Но поцелуев его избегает и дерево даже». Он украсил голову веткой лавра и объявил, что отныне лавр будет украшением царей и вождей всех народов.

Литературная обработка мифа, конечно, сильно отличается от изложения этого мифа у древних авторов. Это справедливо ещё и потому, что римский поэт жил ещё в эпоху императорского Рима. Обычно поэты сильно меняют любой сюжет, придают ему более яркие краски и художественность, в то время как мифографы сохраняют большую сдержанность и фактологичность. Суровая простота мифов у них только сопровождается трагическими подробностями. Но нас интересуют факты и те события, которые скрывают реальную историю.
В художественном изображении Овидия причиной неразделённой любви Аполлона является Купидон, в греческой версии мифа это Эрот. В ответ на хвастовство Аполлона он посылает в него стрелу, внушающую любовь. Охваченный страстью, Аполлон влюбляется в нимфу и начинает преследовать Дафну. Но она не испытывает любви к нему. Овидий сообщает, что Дафна была первой любовью Аполлона. Отсюда следует, что это очень молодой человек, которому нет и 20 лет. Но у этого юноши на этот момент была очень сложная биография с целой серией убийств: его жертвами стали Пифон, Титий и Марсий. Он гордится убийством Пифона, который охранял вход прорицалища и где потом было устроено святилище Аполлону. С этого момента он «овладел оракулом», то есть стал владыкой святилища, и, следовательно, доходы с прорицаний стали принадлежать ему. Святилище в Дельфах было устроено на перекрёстке торговых путей с Запада на Восток и с Юга на Север Эллады. Храмы в те времена были своеобразными банками. Торговцы останавливались на отдых и ждали результатов прорицаний для себя и своих караванов. Вот почему нам необходимо вспомнить все обстоятельства убийства Пифона Аполлоном, а также Тития и Марсия. В противном случае многие детали трагедии Дафны нам будут непонятны.
По легенде сразу после убийства Пифона Аполлон вместе со своей сестрой Артемидой сразил сына Зевса Тития, который пытался изнасиловать богиню Лето, мать близнецов, и, Марсия, «подвесив Марсия на высокой сосне и убил, содрав с него кожу» (Аполлодор, Мифологическая библиотека, книга I. IV. (2). Все три убийства — звенья одной цепи. Эти «подвиги» — позорное пятно в биографии Аполлона, ведь после убийства «дракона» Пифона он нуждается в обряде очищения! По словам Павсания «убив Пифона, Аполлон и Артемида прибыли в Эгиалею, чтобы получить очищение» (Павсаний, Описание Эллады, II, 7). В очищении нуждается тот, кто совершил преступление. Достаточно вспомнить, что Геракл после убийства трех своих детей, двух племянников и жены Мегары тоже прошёл такой обряд очищения. Повод для убийства Тития надуманный. Якобы он воспылал страстью к матери Аполлона. Но ведь ей, как минимум 40 лет! Обычно насильники испытывают тягу к молодым девушкам. А вот когда Аполлон воспылал страстью к Дафне, почему-то погибла она, а не «влюблённый». Что называется двойные стандарты в мире мифов: богам можно всё, в том числе и нарушать закон, главное — не попадаться!. Если же Титий связан с охраной святилища, то после убийства Пифона он уже следующий на очереди. А уж гибель Марсия вовсе порождает небывалая жестокость Аполлона. По мифу он проиграл Аполлону состязание в музыкальном соревновании и последний мог сделать с ним всё, что угодно. Логично было бы, чтобы Аполлон послал Марсия прославлять его всем людям. Но победитель подвесил проигравшего на сосну и содрал с него кожу. С живого существа! Таким способом он решил отметить свою победу? Иначе говоря, ему нужна не слава, а расправа. Но за что? Да это садист редкостный. Человека, проигравшего состязание, обычно нормальные люди утешают. Потрясающая жестокость, причины которой малопонятны. Если же Марсий вместе с Аполлоном похитил сокровища святилища, а затем сын Олимпа припрятал часть из них, то жестокость Аполлона становится не оправданной, но хотя бы понятной. Он не хочет делиться сокровищем ни с кем. Ведь в этом случае ему достанется в два раза больше. Из-за золота люди готовы на любую подлость. Аполлон решает содрать кожу со своего напарника по грабежу святилища.

Эти примеры говорят о том, что на любовь Аполлон вовсе не способен, в крайнем случае им двигала страсть. Чуть позже мы убедимся, что и это не так. Дафна убегала, потому что испытывала страх. И никакого объяснения в любви тут не было. Миф о двух стрелах — это попытка подменить подлинные обстоятельства убийства стрелами Купидона. Красивый венок на могилу Дафны от имени римского поэта. Не зря же Овидий говорит, что положение Дафны было подобно зайцу, пытающемуся спасти свою жизнь от преследующих его собак. Но что стоит за чудом превращения нимфы в лавровое дерево? Стать частью дерева Дафна могла только в том случае, если бы она была повешена на нём… Покончить же жизнь самоубийством она могла лишь тогда, когда бы была изнасилована Аполлоном. Расстаться с жизнью очень не просто. Дафна могла попытаться спрятаться в кроне лаврового дерева, но была обнаружена «влюблённым» Фебом. А вот убийство Марсия Аполлоном как раз и говорит о том, что такой способ казни для сына Лето был нормальным. Рецидивист идёт на это, потому что им движет не страсть, а корысть.
Несколько полисов Древней Греции спорят, где могла произойти трагедия Дафны. Есть сведения, что это произошло в Аркадии на берегу Ладона, но есть и другие сведения, утверждающие, что события произошли в Фессалии на берегу Пенея. Существует и третья версия, что гибель Дафны была в Фокиде недалеко от святилища, где был убит Пифон. Вот что говорит эллинский мифограф.
Павсаний, «Описание Эллады», книга X, Фокида V, 5-6:
«Много различных сказаний сохраняется как о самих Дельфах, так особенно много о прорицалище Аполлона. Говорят, что в древнейшие времена тут был оракул (Земли) и что в нем своей заместительницей Гея назначила в качестве помощницы Дафнис; а Дафнис была одной из горных нимф».
Из этого следует, что Дафнис была, как минимум, Пифией в святилище. После убийства Пифона она отказалась работать на нового хозяина святилища и исполнять его волю в части пророчеств, несмотря на просьбы и угрозы Аполлона. Это ставило под угрозу будущие доходы от оракула. В результате ей пришлось бежать, спасая свою жизнь. К несчастью, она была поймана и, подобно Марсию, нашла свою смерть в кроне лаврового дерева.
Рубрики:  Мифологическая библиотека
Метки:  
Понравилось: 7 пользователям

vit4109   обратиться по имени Вторник, 11 Июля 2023 г. 02:36 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 11 Июля 2023 г. 10:12 (ссылка)
vit4109, пожалуйста
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку