-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Махабхарата как исторический источник

Вторник, 11 Апреля 2023 г. 13:50 + в цитатник
Что такое миф с точки зрения здравого смысла? Это всегда собрание загадок, проблем, несоответствий, противоречий, которые невозможно принять иначе как волшебную сказку, творение вдохновенного сочинителя, для которого не существует никаких логических ограничений, никаких запретов на изображение нереального. В силу пренебрежения такими ограничениями сочинители мифов не признают даже причинно-следственные связи событий, которые они излагают. Именно поэтому персонажи мифов очень часто живут неопределенно долго, часто они просто бессмертны, вопреки твердо установленным законам бытия. Не являются ограничениями для сочинителей мифов и законы морали и нравственности. Это позволяет героям мифов совершать абсолютно аморальные с точки зрения любого времени, народа, цивилизации поступки, за которые они не только не несут никакой ответственности, но даже прославляются сочинителями как за совершение величайших подвигов. Забегая вперед, мы осмеливаемся утверждать, что многие боги и великие герои Махабхараты получили свои священные титулы именно за совершение абсолютно аморальных поступков, которые впоследствии были объявлены образцами нравственного совершенства.

Создатели мифов и не заботились об установлении таких связей, потому что обращаются не к разуму, а к чувствам, требуют не понимания, а веры, ищут не согласия, а сочувствия. Реальный сюжет повествования и становится мифом именно там, где утверждается божественная сущность героев, поднимающая их над всеми законами природы и бытия.

Но может быть, все события и герои Махабхараты в действительности не существовали, а попросту выдуманы сказителями, как религиозная парадигма, призванная объяснить окружающий мир во всем его видимом и ощущаемом многообразии? Именно так и объясняют существование таких эпических произведений, как Махабхарата, большинство исследователей. Возникает вопрос: а зачем столько усилий множества людей? Неужели только для того, чтобы создать заведомо недостоверное изложение событий, которые никогда не происходили? Составители Махабхараты приводят в тексте огромное количество деталей, подробные психологические характеристики персонажей, весьма точно и подробно рисуют социальную структуру общества, сообщают такие нюансы человеческих взаимоотношений, что трудно поверить в то, что все это просто плод воображения авторов.

Цель нашего труда выяснить, где здесь выдумка, а где реальность,как понимают природу и мир древние авторы и что скрывается за этими мифами.

Исследование эпоса, а особенно такого огромного как Махабхарата, порождает множество проблем. Главнейшие среди них: насколько реальны происходящие события? Можно ли безусловно доверять авторам, переводчикам и комментаторам Махабхараты? Как понимать сложные отношения между персонажами? Что или кто стоит за всеми этими девами, асурами, ракшасами, якшами, видьядхарами, гандхарвами, ванарами, апсарами и тому подобное? Почему происхождение большинства главных героев легендарно, почти сказочно? Могли ли люди второго тысячелетия до нашей эры рассуждать о сложных вопросах мироздания, прибегая к таким философским и мистическим терминам, как дхарма, мокша, йога, карма, аватара, сансара, бхакти и тому подобное? Так ли просты, добродушны, благородны пандавы, Кришна, Вьяса и так ли злокозненны и бесчестны их антагонисты кауравы? Все ли в порядке в отношении хронологии, географии, психологии? Почему боги живут в горах, в труднодоступных и неудобных для жизни районах, ведь они могли бы выбрать себе места и получше (сравните описание рая у христиан, Асгарда у древних ариев, Валхаллы у скандинавов)? Как понимать такие сложные мифы, как пахтание океана, убийство ниватакавачей и такие простые, как игра в кости и убийство Вритры?

Обратим свой взор к конкретным эпизодам Махабхараты и поразимся парадоксальности происходящих событий.

В Адипарве долго рассказывается о том, как Дурьйодхана с Карной и Шакуни планировали избавиться от пандавов, сослали их в Варанавату, целый год готовились сжечь их в специально отстроенном для этой цели домике. И поджог состоялся. Но поджег смоляной домик по приказу Юдхиштхиры один из пандавов. И много раз затем вину за это возлагали на Дурьйодхану. Почему эти многочисленные повторы обвинений противоречат тексту самого «Сказания о сожжении смоляного домика»?

По версии авторов Махабхараты сам бог Кришна, создатель «Бхагавадгиты», один из главных союзников пандавов, убивает царя Шишупалу. Но происходит это за обеденным столом, в присутствии множества людей. Все ли безупречно в происходящем действии? Так ли безукоризнен бог Кришна? И в чем, собственно, проявляется демоническая сущность царя Шишупалы?
В шестнадцатой книге Махабхараты, в тиртхе Прабхаса, в гостях у Кришны собираются многие герои. И снова конфликт за обеденным столом. Загадочность происходящего усиливают железные палицы из травы эраки, убившие множество героев, но не тронувшие Кришну. И — поразительно! — смерть Кришны в лесу от попадания в пятку стрелы какого-то ничтожного охотника. Непобедимое, бессмертное божество гибнет от стрелы лесного охотника! И это финал жизни великого героя?
Традиция дружно называет ракшасов демонами, питающимися человеческим мясом — огромными, безобразными, жестокими, оскверняющими жилища мирных отшельников тварями. Казалось бы, здесь все ясно. Но одновременно можно найти и такие строки, где ракшасы говорят человеческим языком, питаются кореньями и плодами, сражаются как воины, вступают в союз с женщиной или мужчиной и имеют при этом потомство, которое впоследствии может выглядеть и действовать и как ракшас, и как человек. Но самое удивительное, что эти странные амбивалентные существа подчиняются Кубере, богу богатств, переносят на себе брахманов, причем последние не считают это осквернением и не брезгуют помощью демонов. Что же кроется за этим противоречием? Кто они, ракшасы?

Известны оценки многих исследователей Махабхараты, не говоря уже об ортодоксальных брахманах, дипломатической деятельности Кришны. Великий герой прикладывает максимум усилий для того, чтобы примирить два враждующих лагеря. Все эти усилия заканчиваются полным провалом. Неужели тем самым подтверждается бессилие бога перед человеческими проблемами, или … Парадоксально, что пандавы после «миротворческих» речей Кришны приходят в неистовство и ярость, особенно простоватый до глупости Бхима. Еще более противоречиво ведет себя Кришна в лагере кауравов в Хастинапуре. Здесь и попытка перетянуть на свою сторону Карну, и собственное признание Кришны в том, что он хочет вызвать раздор между кауравами. У Внимательного Читателя может сложиться впечатление, что миротворец, напротив, делает все, чтобы разжечь пламя войны. Где же здесь правда?
Много раз в тексте говорится о том, что царь Дхритараштра слеп, что он слаб и потакает сыну — высокомерному, заносчивому Дурьйодхане. Но много ли историкам известно случаев, когда реально правящий царь был слепым от рождения? А особенно на Востоке в древности? С одной стороны, Дхритараштра родился слепым, но с другой стороны, как слепой мальчик прошел всю воинскую науку в детстве, был обучен искусству стрельбы из лука, владения мечом и палицей? И слепой от рождения обычно малоподвижен и, как следствие, плохо развит физически, а ведь в Махабхарате утверждается, что Дхритараштра обладал колоссальной физической силой! И мог ли такой сильный человек быть слабым правителем? Снова эпическое противоречие? Официальная точка зрения вряд ли найдет понимание Внимательного Читателя.

В легенде о рождении Драупади говорится, что царь Друпада был бездетным и желание иметь сына, который отомстит за отца, привело его к брахманам. Друпада просит у лесных отшельников сына. А получает … дочь. И только затем уже сына. Но через какое-то время, в другом тексте, мы узнаем о том, что у Друпады было десять (!) сыновей. Противоречие, неувязка, ошибка переписчика? Так каким же был истинный повод обращения Друпады к брахманам? И здесь проблема.
Битва на поле Куру — утверждается в Махабхарате — продолжалась 18 дней. В течение этого времени войско кауравов поочередно возглавляли Бхишма, Дрона, Карна, Шалья. Постоянно говорится: на десятый день битвы, на одиннадцатый день и так далее. Но мимо Внимательного Читателя не пройдут слова царевны Уттары о том, что она наслаждалась с Абхиманью полгода. А ведь свадьба Уттары и Абхиманью состоялась накануне битвы, в ходе которой (то есть в один из восемнадцати дней) Абхиманью гибнет. Так сколько же дней продолжалась эта битва?
Абхиманью везде называют сыном Арджуны, он — отец Парикшита, в судьбе которого большое участие принимает Кришна. Текст часто называет Абхиманью — «Каршна», то есть «рожденный Кришной». В Адипарве прямо говорится, что при рождении Абхиманью «был равен Кришне … по внешности». Официальная точка зрения снова в противоречии с редкими намеками, которые всегда в поле зрения Внимательного Читателя. Не проглядывает ли за мифологическим сюжетом что-то уж слишком человеческое?
Причиной распри, возникшей между кауравами и пандавами, многие исследователи считают незатухающий конфликт между кшатриями и брахманами. Но кто из них поддерживает пандавов, а кто кауравов? Часто исследователи Махабхараты пишут о кшатрийской природе пандавов и брахманской кауравов. Но, собственно, на каком основании? Во всех книгах Махабхараты именно пандавов сопровождает и наставляет множество брахманов. Кауравы же практически не общаются с брахманами, не советуются с ними. Мы даже не знаем имени домашнего жреца Дурьйодханы. И, напротив, кауравов всегда окружают великие воины, мастера боевых искусств (Дрона, Бхишма, Крипа). Кауравы постоянно занимаются боевыми тренировками. Таким образом, именно кауравы — кшатрии и выразители интересов кшатриев. Пандавы же, всегда окруженные брахманами, регулярно совершают различные жертвоприношения. Так где же истина? На чьей стороне в действительности брахманы?
В процессе миротворческой деятельности Кришны мы узнаем, что пандавы согласны на мир, если кауравы передадут им «пять деревень», одна из которых Варанавата. Подчеркивается незначительность претензий. Неужели распря разгорается по столь незначительному поводу? В то же время ранее Варанавата описана как многолюдный город, где встречаются для обмена товарами горцы и жители равнины, то есть Варанавата — пограничная крепость и торговый центр. Так где же Варанавата? И в чем причина вражды пандавов и кауравов?
В состав Махабхараты входит и «Повесть о Раме» — краткая версия Рамаяны. Великий герой Рама Дашаратха отправляется на Ланку за своей женой Ситой, которая находится в заточении у царя демонов Раваны, который, в свою очередь, является … сводным братом бога Куберы! Что уже само по себе нонсенс. Бог и демон — родственники?! И оба они внуки Брахмы! Обычно Ланку отождествляют с современной Шри Ланкой (остров Цейлон). Но путь Рамы в этом случае пролегает через весь полуостров Индостан — от верховьев Ганги до южной оконечности полуострова, притом, на пути — сплошные джунгли! В то же время на страницах эпоса говорится, что герои видят Химаван, то есть Гималаи. Внимательный Читатель посмотрит на географическую карту Индостана и сделает вывод — это невозможно. Либо Рама идет к Шри Ланке и тогда он ни при каких обстоятельствах не увидит Гималаи, либо он идет вдоль Гималаев и тогда никогда не придет на юг полуострова! Противоречие и очень сильное!

Вопросы подобного рода можно задавать много раз, и на каждой странице Махабхараты обязательно найдется повод к постановке проблемы. Таким образом, перед нами своего рода криптограмма. Официальная точка зрения доминирует тотально не только на страницах самой Махабхараты, но и во всех комментариях и исследованиях. Подобный взгляд на текст Махабхараты отличается явной односторонностью и тенденциозностью. Никто из этих исследователей и комментаторов даже не пытается найти в сюжетах Махабхараты следы реальных событий. Мы рискнем это сделать в предлагаемом Внимательному Читателю исследовании.

Махабхарата повествует о войне между пандавами и кауравами. Чтобы понять причины этой войны, надо хорошо разобраться, кто такие пандавы и кто принадлежит к кауравам. Как везде в Махабхарате, генеалогии главных героев запутаны и носят либо божественный, либо демонический характер. Эпизоды, в которых герои выглядят как конкретные живые люди с реальной мотивацией действий, начинаются с конца первой книги и начала второй книги: «Сожжение смоляного домика», «Сваямвара», «Убийство Джарасандхи» и «Убийство Шишупалы». Мы начнем разбор и анализ с двух последних эпизодов, так как они лучше всего раскрывают характер героев, мотивацию их поступков и суть нашего метода. Подробный анализ эпизодов, связанных с детством и юностью героев мы выполним позднее, когда в результате анализа вышеперечисленных эпизодов мы выясним суть и подоплеку конфликта и особенности характеров и поведения главных героев. Но для читателей, незнакомых с текстом Махабхараты, мы дадим краткую предысторию событий.

На момент вышеперечисленных эпизодов пандавам около двадцати лет от роду. А что происходило с ними в течение этих двадцати лет?
Их отец Панду, младший брат махараджи Дхритараштры, долгое время был бесплоден и для того, чтобы вымолить у богов детей, ушел из столицы в лес, чтобы стать отшельником. При совершенно чудесных обстоятельствах его жены Кунти и Мадри зачинают детей от богов. В результате от этих богов рождаются пять мальчиков, которые тем не менее считаются сыновьями Панду — пандавами. Довольно быстро после этого Панду неожиданно умирает при загадочных обстоятельствах и его младшая жена Мадри взошла на погребальный костер мужа. Кунти привезла пандавов в Хастинапур и с тех пор они как племянники махараджи росли и воспитывались вместе с его детьми. Между кауравами и пандавами часто возникали конфликты. Кунти, брат Дхритараштры Видура и брахман Вьяса постоянно возбуждали в пандавах претензии на власть. В народе распускались слухи о законности этих претензий и, соответственно, о незаконности власти Дхритараштры и его сына Дурьйодханы. Чтобы пресечь эти слухи, Дхритараштра отправляет пандавов вместе с Кунти в пограничный город Варанавату. Через год пандавы и Кунти бегут оттуда, инсценировав свою смерть в развалинах подожженного ими дома, а вину за поджог возлагают на наследника Дхритараштры Дурьйодхану. После побега брахман Вьяса укрывает их у махараджи Друпады в стране панчалов. Там пятерых братьев пандавов женят на приемной дочери Друпады Кришне. Этот брак вызывает сильное удивление своей необычностью, так как на равнинах Индостана нет такого обычая. У Друпады пандавы знакомятся с братом Кунти Кришной Васудевой, который представлен человеком знатного рода и в то же время почти божеством. Через некоторое время Кришна и Арджуна, исполняя волю бога Агни, вместе сжигают лес Кхандаву, истребив при этом всех его обитателей. После сожжения Кхандавы у пандавов появляются средства, с помощью которых они возводят на пепелище город, который называют Индрапрастхой и объявляют своей столицей.
Рубрики:  Махабхарата


Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям

Рыпка_Фишка   обратиться по имени Вторник, 11 Апреля 2023 г. 14:02 (ссылка)
Соккар,
Спасибо, это очень интересно! Св основе махабхараты лежат реальные события? Потрясающе)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 11 Апреля 2023 г. 14:15 (ссылка)
Рыпка_Фишка, привет! Да, так и есть. С нами снова Махабхарата!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Апреля 2023 г. 14:41ссылка
Соккар,
Вы настоящий знаток этого источника, Соккар,
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Апреля 2023 г. 16:15ссылка
Рыпка_Фишка, увлечение № 1! И это весь секрет...
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Апреля 2023 г. 17:39ссылка
Соккар,
Знаю, что это главное увлечение Вашей жизни)
Т34ТУРБО   обратиться по имени Вторник, 11 Апреля 2023 г. 15:31 (ссылка)
Много раз пытался почитать на эту тему, но срубался на их именах, запутывался и бросал это дело)))
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 11 Апреля 2023 г. 16:15 (ссылка)
Т34ТУРБО, сложно, понимаю. Но если уж увлекся, то становишься подобным наркоману:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Апреля 2023 г. 16:19ссылка
С греками проще, даже с египтянами проще, но индусов не протягиваю)))
Соккар   обратиться по имени Вторник, 11 Апреля 2023 г. 16:48 (ссылка)
Т34ТУРБО, для меня египтяне сложные. Хотя среди них и обитает мой "родственник" - Сокар:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Соккар   обратиться по имени Вторник, 11 Апреля 2023 г. 17:07 (ссылка)
Т34ТУРБО, почти))) Немного кастрированный только, потерял одну букву.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Апреля 2023 г. 17:38ссылка
Это его проблема)))
Соккар   обратиться по имени Вторник, 11 Апреля 2023 г. 17:57 (ссылка)
Т34ТУРБО, да, конечно)))
Ответить С цитатой В цитатник
Юрий_Мишенев   обратиться по имени Вторник, 11 Апреля 2023 г. 20:45 (ссылка)
нууу.. при желании любой миф можно объявить былью.. токмо вот - зачем..
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 11 Апреля 2023 г. 21:08 (ссылка)
Юрий_Мишенев, можно, но сложно:-))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Апреля 2023 г. 21:42ссылка
я припоминаю, не так давно по культуре довольно долго гнали што-то индийско-былинное: "сита и рама" штоле..
300 штоле серий.. мельком иногда взглядывал на етих летающих монстров с хвостами и золотыми булавами на плечах.. и все ето якобы боле мильена лет назад.. там нет ни одной детали которую бы можно было признать хоть сколь-то историчной..
Соккар   обратиться по имени Среда, 12 Апреля 2023 г. 08:39 (ссылка)
Юрий_Мишенев, да, согласен, я тоже не могу смотреть такие сериалы. Они, фактически, рассадник мифологической идеологии.
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана-Фотина   обратиться по имени Четверг, 13 Апреля 2023 г. 19:25 (ссылка)
Соккар, добрый вечер!
Вы меня простите, но " што-то кажитца мне вы нитуда повернули......"))))))
Соккар, я Вас не узнаю)))))) "...рассадник мифологической идеологии".
Сита и Рама -это про любовь!!! и все многообразие человеческих отношений, зачем искать здесь историю?
Махабхарата думаю тоже об этом...Великие эпосы....
Давайте отменим все сказки)!!! "Там нет ни одной детали которую бы можно было признать хоть сколь-то историчной.."
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 13 Апреля 2023 г. 21:20 (ссылка)
Светлана-Фотина, от вас не ожидал такое услышать. Там история тоже! В рубриках найдите "Рамаяна", там всего 8эпизодов.
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана-Фотина   обратиться по имени Суббота, 15 Апреля 2023 г. 08:30 (ссылка)
Соккар, Доброго дня!
С Великой субботой! Пусть Пасхальная радость рассеет все противоречия и упразднит все непонимания!
И освятит нашу жизнь! Здоровья, МИРА и благополучия всем нам!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 15 Апреля 2023 г. 11:18 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку