-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Эпизод 12. Приговор

Суббота, 30 Января 2021 г. 20:52 + в цитатник
  1. Миф как он есть
  После гибели вришниев и ухода Кришны на небеса Юдхиштхира решил оставить все дела. Он передал всю полноту власти Юютсу и посвятил на царство Парикшита. Как сообщает рассказчик, "выказав почтение Крипе", пандава "отдал ему Парикшита в ученики". Сняв царские одежды, братья облачились в мочало и отправились в путь вместе с Драупади. Их сопровождала собака. Улупи вошла в воды Ганги, Читрангада вернулась в Манипуру, "другие же из остальных матерей пребывали вокруг Парикшита" ("Книга о великом исходе", гл. 1, шл. 25 - 31).

  Первым шёл Юдхиштхира, вторым - Бхима, третьим - Арджуна, потом - близнецы, последней шла Драупади. Рассказчик сообщает: "Следом за Пандавами, отправившимися в леса, одиноко брела собака" ("Книга о великом исходе", гл. 1, шл. 25 - 31). Перед ними предстал Агни в человеческом облике и, назвавшись Павакой, сказал, что благодаря ему Кришна и Арджуна сожгли Кхандаву. Он приказал пандаве отдать лук Гандиву с двумя неистощимыми колчанами Варуне. Арджуна молча согласился и бросил лук с колчанами в воду.

   Братья достигли Химавана и увидели гору Меру. Внезапно Драупади пала на землю. Даже не взглянув на неё, Юдхиштхира предложил идти дальше. Затем поочередно пали на землю Сахадева, Накула и Арджуна. Снова и снова Юдхиштхира говорил Бхиме, что не надо останавливаться. Рассказчик сообщает, что, когда упал Бхима, "(Юдхиштхира) двинулся, не оглядываясь дальше, и лишь одна собака, о которой я много раз говорил тебе, шла следом за ним" ("Книга о великом исходе", гл. 2, шл. 26) И каждый раз после падения братьев Юдхиштхира называл причинами их падения различные виды грехов.

   Перед Юдхиштхирой появился сам Индра на колеснице и предложил ему подняться на неё, чтобы вместе с ним отправиться на небо. Пандава ответил, что он сделает это только вместе с с собакой, которая была "постоянно верна" ему. Индра предлагает бросить собаку: "Покинув братьев и любимую Кришну, этим своим деянием, о герой, ты обрел мир (небес), так почему бы тебе не оставить теперь собаку?" ("Книга о великом исходе", гл. 3, шл. 12 - 13). Юдхиштхира ответил, что он не может отречься от того, кто ему предан. И тут бог Дхарма принял свой настоящий облик и сказал, что это он испытывал пандаву в образе собаки.

  Индра, Дхарма, другие боги и Юдхиштхира достигли неба. Неожиданно пандава увидел там Дурьйодхану и возмутился, что не видит своих братьев. Боги предложили ему отправиться туда, где находились пандавы. Посланец богов отвёл его в Нараку, где пребывали в мучениях его братья и Карна.

   Глядя на мучения грешников, Юдхиштхира никак не мог понять, как они оказались в аду. Индра ответил, что тот, кто в земной жизни совершал злодеяния, сначала попадает в рай, а потому уже в ад. Совершающий благие деяния в земной жизни сначала попадает в ад, и лишь затем наслаждается в раю. Возмущённый пандава сказал, что ради братьев своих он останется в аду. Индра ответил, что его братья оказались в Нараке из-за совершённого ими ранее обмана. Но теперь они свободны от греха. Он предложил ему совершить омовение в небесной Ганге и тогда его человеческое естество исчезнет. Тут бог Дхарма утешил его словами, что его братья не пребывают в Нараке, то было лишь видение, устроенное Индрой. Погрузившись в небесную Гангу, Юдхиштхира покинул своё человеческое тело.


  2. Где в мифе история


   Формально по данным эпоса прошло 36 лет после битвы на поле Куру. На самом деле речь идёт о 36 лунных месяцах. Этот факт подтверждается возрастом Парикшита. Ему примерно три года и вокруг него находятся какие-то матери в качестве нянек. Юютсу становится правящим резидентом, ему передаёт власть Юдхиштхира, а не внуку Арджуны. Тот факт, что Юдхиштхира выказывает почтение Крипе и доверяет ему обучение Парикшита, опровергает его участие в ночном нападении на лагерь спящих пандавов. В противном случае трудно представить, что Юдхиштхира доверил Крипе воспитание внука Арджуны, если он принимал участие в убийстве пяти сыновей пандавов от Драупади. Очевидно, у Крипы были особые "заслуги" перед победителями, если он сохранил свой статус в Хастинапуре после поражения кауравов.

   В изгнание пандавы отправляются по воле Вьясы. Сейчас марионетки ему не нужны. И он выносит им смертный приговор. Тут не стоит сомневаться, на данном этапе они для него помеха. У него стоит задача, как обосновать приход к власти "сына" Парикшита Джанамеджаи. А это лучше всего сделать, отправив пандавов в Гималаи, где они найдут свою смерть. Уход братьев в горы напоминает бегство. Вполне вероятно, что, догадавшись, что их ждёт смертный приговор, они решаются на побег в Гималаи. Тогда по их следам отправлены охотники с собаками. Маршрут братьев и описание путешествия носят искусственный характер. Составители эпоса тщательно подчеркивают авторитет Юдхиштхиры. Он погибает последним, хотя и возглавляет всю процессию. Но неожиданно главным персонажем в исходе пандавов становится вдруг собака. К ней мы обратимся чуть позже. А пока перед пандавами появляется Павака, инициатор поджога Кхандавы. Он отбирает у пандавов оружие и они беспрекословно ему подчиняются. За этим образом, как и в случае сожжения Кхандавы, скрывается сам Вьяса. Его распоряжения не обсуждаются, они исполняются. Безоружные люди в лесах уже не охотники, а жертвы, не способные защитить себя.


   Первой погибает идущая последней Драупади, затем настаёт очередь близнецов, Арджуны, Бхимасены. И во всех случаях Юдхиштхира не выказывает никакой жалости к своим братьям и супруге. Более того на вопросы Бхимы он называет причиной гибели своих родственников их грехи... О, великий безгрешный! Почему он забыл о том, что сам был инициатором убийства шестерых нишадов и Пурочаны в Варанавате и по его вине им были проиграны братья в рабство во время игры в кости в Хастинапуре по версии авторов эпоса? Легко заметить соринку в чужом глазу и не увидеть бревна в собственном... Так может судить только лицемер.


   Перед Юдхиштхирой появляется Индра и предлагает ему подняться на колесницу, чтобы отправиться на небо. Но пандава отвечает ему отказом, поскольку он не может бросить собаку, которая была ему "постоянно верна". Это выглядит настолько странно если вспомнить, что об этой собаке ранее никогда не было речи даже во время нахождения пандавов в лесах. А уж братья его неужели были менее верны ему, чем собака? Индра убеждает его, что, покинув братьев и Драупади, он уже обрёл мир небес и почему бы ему не оставить и собаку. Странная логика, бросив братьев, Юдхиштхира обрёл мир небес. Видимо, обитателям небес чужды человеческие ценности. Составители эпоса совершают чудо и животное превращается в бога Дхарму. Так Юдхиштхира попадает на небо.И якобы таким образом Дхарма испытывал преданность самого Юдхиштхиры... Если вспомнить, что по представлениям индусов собака - нечистое животное, то выбор Дхармы удивителен. Уж скорее появление собаки в этом эпизоде намекает на то, что пандавы в реальности были убиты и отданы на съедение собакам. Редакторы эпоса постарались и здесь "улучшить" их образ, так бог Дхарма принял вид собаки, испытывая преданность Юдхиштхиры... Но какие тут могут быть испытания для человека, который, по мнению авторов эпоса, проиграл своих братьев в игру в кости и сделал их рабами. Тут не испытания нужны, а наказания.


   Чудеса продолжились и на небесах. Пандава видит Дурьйодхану в раю, а своих братьев и Карну, который, по версии составителей эпоса, является братом пандавов, в аду. Даже и тут пандавы нуждаются в авторитете сына Солнца. Объяснения Индры, что пандавы наказаны за обман, а затем их ждёт рай, должны успокоить Юдхиштхиру. Но эти доводы годны только для наивных людей. Дхарма утешает его словами, что нахождение пандавов в аду - это иллюзия Индры. Как говорится, больше туману для того, чтобы люди теряли ориентиры и не знали, кто и как им морочит голову. Но нахождение пандавов в аду (даже если это и иллюзия) может означать и негативную оценку псевдо-героев эпоса. Да какой рай может быть для людей, которые шли к власти по трупам своих жертв, нарушая все нравственные принципы.
Рубрики:  Махабхарата
Метки:  
Понравилось: 9 пользователям

babeta-liza   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2021 г. 22:04 (ссылка)
Благодарю! Что-то вас давно не было , наверное ездили за новыми легендами и мифами...?
Уютного вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2021 г. 22:12 (ссылка)
babeta-liza, спасибо. Давненько... Да, сейчас большую часть времени провожу в Псковской области. А там царит суровая реальность. Но иногда в нас нуждаются люди больше, чем мы в уюте городской жизни. Но я вас помню и ценю, вспоминая общение и внимание каждого из моих читателей.
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2021 г. 22:15 (ссылка)
Здоровья и всех благ на суровом и благородном поприще! Рада снова вас видеть!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2021 г. 22:19 (ссылка)
babeta-liza, спасибо. Благие пожелания всегда приятны. Но не будем забывать, что благими намерениями выслана дорога в ад, а благими делами в рай-)))...

Коль уж речь в данном эпизоде идёт о рае и аде
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2021 г. 22:22 (ссылка)
Не...не...только про благие дела были пожелания...
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2021 г. 22:26 (ссылка)
Здоровья, добра, любви и понимания всем друзьям и знакомым!

Намерения могут остаться только намерениями, а вот дела и определяют всю суть человека.
Ответить С цитатой В цитатник
OKSOMORON   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2021 г. 22:49 (ссылка)
И получается,что даже на небесах, нужно испытать всё:и горе и радость.
Пётр,очень рада видеть Вас! Всего доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2021 г. 22:55 (ссылка)
OKSOMORON, по-моему брахманы уже запутали всех. На мой взгляд, они каждый раз изобретают такие повороты, чтобы инкто ни в чём не был уверен и всегда спрашивал у них, что можно, что нельзя, что правильно, что неверно, что было, чего не было...

Я тоже рад редкой встрече со старыми друзьями. Здоровья и удачи всем в эти нелёгкие времена!
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2021 г. 02:34 (ссылка)
Рада видеть ваш новый пост!
Ну и по его сути: последний путь Пандавов на "тот свет" поражает своей мрачностью, каким-то отсутствием цели и полным освобождением Юдиштхиры от земных привязанностей (если они у него вообще были). Так и кажется, что Юдхи, упрекая братьев и жену в их реальных и мнимых грехах, буквально мстит им за то, что они, с одной стороны, вынуждали его всегда и всё решать за них, с другой - молча презирали его (это прекрасно озвучил Арджуна, когда на Курукшетре во исполнение обета словесно "убивал" его, чтобы не убить физически. "Махабхарата" - довольно честное повествование, если не обращать внимание на ничем не подтвержденные оценочные суждения Вьясы.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Января 2021 г. 10:01ссылка
HOOSH, спасибо.
Согласен, атмосфера мрачная. Пандавы идут цепочкой на смертную казнь не самостоятельно, а словно ведомы кем-то, где кто-то незримый решает их судьбу. Во всём виден неотвратимый фатализм. Я думаю, у них невольно возникали мысли, что они прожили жизнь свою зря, во всём полагаясь на мнения своих учителей.

Есть желание ещё написать о змеином жертвоприношении, пахтании океана и Шакунтале. Это будет своеобразное послесловие к Махабхарате из трёх эпизодов.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Января 2021 г. 14:44ссылка
Соккар, кажется, Пандавы не были приучены думать, разве что Арджуна. Он хоть и самый преданный бхакт, но мог в конце жизни, оставшись без амбиций и своего кумира, задуматься.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Января 2021 г. 15:24ссылка
HOOSH, для них авторитетами всегда были мать, Вьяса, Кришна, Драупади. Однажды пандавы стали догадываться, что они лишь инструмент в их рауках. Вот только прозрение для них наступило слишком поздно, кажется, только после войны.

В жизни тоже есть люди, живущие авторитетом своих учителей или опирающиеся на авторитет своих начальников. Юдхиштхира стал догадываться о том, что их используют раньше своих братьев, но стать самостоятельным правителем уже не мог.

А когда появится вторая часть Нилакантана?
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Января 2021 г. 16:36ссылка
Соккар, а когда они стали догадываться? Про Юдиштхиру, да, можно так сказать, он пережил много сомнений. А остальные?
Про вторую часть Нилакантана ничего не знаю. Я покупала и читала сразу обе части по-английски. Перевод первой части был некоммерческий, так что всё зависит от доброй воли переводчика, дай ему Шива упорства! :))
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Января 2021 г. 16:57ссылка
HOOSH, я думаю, догадка о том, что они "лишние люди" пандавов посетила сразу после убийства Кришны. А Юдхи стал об этом думать после убийства Дурьйодханы, который согласился драться на условиях честного поединка и был убит по знаку Кришны при свидетелях. Ну и исчезновение казны кауравов сразу после захвата лагеря тоже навело его на мысли. Ведь формально Юдхиштхира считал себя победителем и вдруг на его глазах казна исчезла...

Я думал, что это ваш перевод. Удивительно мало комментариев на эту работу. Видимо, на дайри собралось больше писателей, чем читателей:-))) А любопытно было бы узнать мнение понимающей аудитории любителей эпоса.
vit4109   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2021 г. 04:16 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Января 2021 г. 10:01ссылка
vit4109, пожалуйста.
izogradinka   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2021 г. 07:03 (ссылка)
Спасибо, Петр!
Мы этой осенью тоже поездили по Псковской области: Михайловское, Изборск, Печоры. Впечатлений!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Января 2021 г. 10:03ссылка
izogradinka, вам спасибо за визит.
Вот как пересекаются наши маршруты. Реальные путешествия сильнейшим образом меняют наше восприятие действительности.
HOOSH   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2021 г. 21:46 (ссылка)
Соккар, относительно преобладания писателей на дайри вы правы, но я как раз из читателей :)). Правда, именно я нечаянно обнаружила этот перевод и дала ссылку. Могу по поводу второй части сказать, что она заметно отличается от первой. Написана лучше. Кауравы перестают быть столь безупречно белыми и пушистыми, как в первой части. И, кстати, о казне Кауравов. У Нилакантана мстителем выступает Дхритараштра, именно он оставляет Пандавов без казны.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2021 г. 22:49 (ссылка)
HOOSH, спасибо вам. Я с удовольствием прочёл первую часть. Хотя, конечно, не совсем согласен, но читается она с большим интересом.

Во время поединка Дурьйодханы с Бхимой Юдхиштхире наглядно было показано благородство кауравы и подлость пандавы перед всеми лнюдьми. Да и во время переговоров он постоянно колебался и вёл сепаратные переговоры, показывая, что согласен на все условия кауравов. И бесцеремонное поведение, наглое игнорирование интересами пандавов показало, что их учитель станет для них большой проблемой. Я думаю, он догадался о том, что Кришна подсунул им кота в мешке в виде воскрешённого Парикшита. Так что Юдхиштхира мог догадаться, что при первой возможности от пандавов избавятся. Сразу после гибели Кришны Вьяса не стесняясь никого прямо сказал Арджуне, что пришло время пандавам оставить этот мир. Я думаю, до этого между ними были различного рода намёки. Это естественно, победители редко приходят к компромиссу между собой.
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Понедельник, 01 Февраля 2021 г. 03:32 (ссылка)
Соккар, по поводу "переговорщика"-Кришны. В сериале "Дхармакшетра", где происходит посмертный суд над персонажами Махабхараты, выясняется правда про "пять деревень", которые якобы Кришна просил у Дурьодханы для Пандавов. Не стоит понимать здесь слово "деревня" в его современном значении. Оказывается, это были вполне определенные пять населенных пунктов, которые находились в самом центре и важнейших стратегических местах хастинапурского царства. То есть Кришна, под видом скромнейшей просьбы, выдвигал совершенно неприемлемые условия.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 01 Февраля 2021 г. 11:33 (ссылка)
HOOSH, да, Кришна саботировал переговоры в Хастинапуре. Даже по его собственным словам в каноне он сам говорил, что приехал туда для того, чтобы раздувать мятеж на улицах и площадях. (Кстати, Дхармакшетру я смотрел что-то около 10 серий, а были ли переведены следующие серии?)

Я думаю, многие факты не вошли в эпос, но Юдхи был свидетелем этих событий. Да и с нападением на спящих не всё было гладко. Думаю, что Юдхи стал догадываться о том, что трое кауравов сделать это не могли. Следовательно, Кришна не хотел делиться плодами победы и казной с союзниками. И вот тогда у него и появились мысли, что с пандавами Кришна (или Вьяса) могут поступить также. Реальным победителям пандавы были нужны как знамя, предлог.
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Понедельник, 01 Февраля 2021 г. 13:12 (ссылка)
Соккар, да, Дхармакшетра вся переведена.

https://yadi.sk/d/dH7iDbqElC3N_g

При всей своей камерности сериал мне очень понравился. О поступках героев рассказано честно, если не считать трикстера Кришны (актер прекрасно играет!), который умело мешает правду с ложью и переворачивает в своих оценках всё с ног на голову. Думаю, ортодоксальные оценки Кришны в индийском сериале необходимы, чтобы "не оскорблять чувств верующих". В Индии это чревато. Вплоть до уличных беспорядков, такое уже случалось.
Совершенно неприглядно показаны Кунти и Юдхиштхира. Юдхи, мне кажется, даже чересчур. Не совсем заслуженно его монстром сделали. Зато всех покорил Дурьодхана - единственный последовательно честный и прямой персонаж. Верный друг, заботливый брат, любящий сын, справедливый правитель и храбрый воин. Посмотрите.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 01 Февраля 2021 г. 13:23 (ссылка)
HOOSH, спасибо. Обязательно посмотрю.

Для меня - это в каком-то смысле "альтернативная" Махабхарата. Во всяком случае многие вопросы поставлены более честно, чем в академических исследованиях.

А как вы относитесь к своем земляку А. Игнатьеву? Он живёт в вашем городе и переводит на русский шактистские и тантрические тексты. Очень жаль, что он не стал переводить 13 книгу эпоса, над 12 книгой продолжают работать Васильков и Невелева.

В вашем городе проходила моя служба в армии, наша воинская часть располагалась на самой окраине города. Так что я чувствую связь с теми местами... Скучаю по этому городу.
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Понедельник, 01 Февраля 2021 г. 15:59 (ссылка)
Соккар, давно у нас не были? Город сильно похорошел, особенно за последние 10-15 лет.

Про Игнатьева я читала, но нельзя объять необъятное. И вообще, если случается читать первоисточник, то я читаю перевод МБХ с санскрита на английский Кисари Гангули или критическое издание BORI. Но я не большой знаток в вопросах индийского эпоса. Вообще увлеклась этим чуть больше двух лет назад, посмотрев по каналу "Культура" сериал "Сита и Рама". Моё восприятие в основном эмоциональное.
Ответить С цитатой В цитатник
klari126   обратиться по имени Вторник, 02 Февраля 2021 г. 20:02 (ссылка)
Соккар! Привет от вороны!
феврК535 (555x301, 58Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 02 Февраля 2021 г. 21:26 (ссылка)
klari126, привет, Клари!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 02 Февраля 2021 г. 21:35 (ссылка)
HOOSH, давно, ещё в прошлом столетии:-))) Для человека, знакомого с Махабхаратой всего два года, у вас огромные успехи. Почти все женщины воспринимают эпос эмоционально. У меня восприятие логическое.
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2021 г. 01:13 (ссылка)
Соккар, наверное, стОит иногда эмоции поверять логикой. А может, и наоборот?

Честно сказать, я, конечно, знала, что такое "Рамаяна" и "Махабхарата" из университетского курса зарубежной литературы. Помнила судьбу Карны (имя даже помнила), которого, как Моисея, мать младенцем отправила в корзине по реке. Что Карна отказался предать друга и был убит. Помнила, что перед великой войной герой Арджуна (имени, конечно, не помнила) отказывался воевать, не желая убивать родных и близких. И что бог(!) Кришна приложил все усилия, чтобы его переубедить и чтобы война случилась. С тех пор, наверное, к кришнаитам отношение негативное. Помнила, что у героини эпоса было пять мужей.
В очень старой книжке из серии НБ прочитала очень красивый поэтический перевод четырех сказаний из Мбх Семена Липкина: О Ганге, Шантану, Сатьявати и Бхишме; История рождения Карны и срезание панциря; Пандавы в Вирате ну и еще вставное Сказание о Савитри. Это я сейчас в книжку смотрю, а после первого прочтения, конечно, благополучно всё забыла. Вот такой багаж хранился в моей памяти, очень-очень глубоко...
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2021 г. 20:34 (ссылка)
HOOSH, я эпосом увлёкся в середине 90-х годов, сначала Махабхаратой, потом Рамаяной, а затем и мифами Древней Греции. В какой-то момент мне показалось, что в них зашифрована история. И нужен был ключ для расшифровки. Надеюсь, что у меня это получилось.
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2021 г. 04:09 (ссылка)
Соккар, ого, какой стаж! Прямо гуру! Но у нас разные специализации :))
А я мифы Древней Греции полюбила с 5 класса, когда мы проходили Историю Древнего мира (учительница у нас была замечательная), и я прочитала книгу Куна.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2021 г. 22:49 (ссылка)
HOOSH, я изучал мифы по "Мифологической библиотеке" Аполлодора. Это самое полное собрание мифов.
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2021 г. 23:31 (ссылка)
Соккар, Аполлодор всё же не для пятиклассников! Зато то, что попало в память в 11 лет, отпечаталось там на всю жизнь.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2021 г. 13:33 (ссылка)
HOOSH, мне кажется, что для исследователя главное не количество прочитанных текстов, а умение ставить вопросы, находить противоречия и объяснять их. Ну и, конечно, нужна логика и здравый смысл.
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2021 г. 15:39 (ссылка)
Соккар, я, если и исследователь, то доморощенный Поступки героев меня или волнуют или не волнуют, какими бы они ни были. Сама я, как чистый гуманитарий, алгеброй гармонию не почти поверяю. но чужие изыскания почитать люблю. Иногда соглашаюсь с ними, иногда нет. Потому что зачатки здравого смысла и у меня имеются...
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2021 г. 23:13 (ссылка)
HOOSH, работа над мифами Древней Греции мне доставила не меньшее удовольствие, чем работа над мифами Древней Индии. Особенно это касается идеи, что кони и быки мифов являются кораблями.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Вторник, 09 Февраля 2021 г. 23:08 (ссылка)
У меня было впечатление, что после переворота Вьясы они были арестованы (обезоруживание Арджуны), но попытались сбежать в очередной раз. И далее бег в горы, а за спиной погоня с собаками. Потому никто и не останавливается, когда задние падают. А Юдхи... неудивительно, он еще на Курукшетре хорошо бегал :)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку