-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Эпизод 11. Смерть Кришны

Пятница, 28 Августа 2020 г. 10:58 + в цитатник
  1. Миф как он есть
   По прошествии 35 лет после битвы на поле Куру Юдхиштхира обратил внимание на дурные знаки вокруг: ураганные ветры, падение камней с неба и полёты птиц слева направо и т.д.
Маусалапарва, гл, шл. 1 - 6:
"Вайшампаяна сказал:

   "С наступлением тридцать шестого года (правления) Юдхиштхира, радость кауравов, стал замечать недобрые предзнаменования".

   Спустя какое-то время, Юдхиштхира услышал об истреблении войска вришниев в битве на палицах и о гибели Баларамы и Васудевы. Отчаяние охватило пандавов, они не могли поверить в гибель Кришны в силу проклятия брахманов.

   По просьбе Джанамеджаи рассказчик сообщает ему как были прокляты вришнийцы.
Маусалапарва, гл. 2, шл. 4 - 12:
В а й ш а м п а я н а с к а з а л :

  Увидели те герои во главе с Сараной, что в Двараку явились Вишвамитра, Канва и
Нарада, богатый подвижничеством. Пригвожденные жезлом судьбы, выдвинули
(вришнийцы) вперед наряженного, словно женщина, Самбу и, подойдя (к святым мудрецам),
сказали: «Это жена безмерного пылом Бабхру, желает он сына. Не ведаете ли вы, риши, кого
она произведет на свет?". Услышь же, о царь, владыка людей, что ответили на эти слова
отшельники, оскорбленные такой выходкой: «Это Самба, наследник Васудевы, и породит он
грозную железную палицу на погибель всем вришнийцам и андхакам. Ею вы, злодеи ничтожные, поддавшись ярости, уничтожите полностью весь (свой) род, за исключени Рамы с Джанарданой. Славный (Рама) Вооруженный плугом, расставшись с телом, уйдет в океан, а Джара сразит великого духом Кришну, когда он будет возлежать на земле".

   Сказав так, отшельники удалились. Они встретились с Кришной, но тот не пожелал отвратить свою смерть. На следующий день Самба породил огромную палицу. Правитель Двараки Ахука приказал её стереть в мелкий порошок. По повелению царя слуги бросили его в океан и огласили приказ Ахуки, что никто среди вришниев и андхаков не должен изготовлять хмельные напитки. Нарушители этого приказа будут усажены на кол вместе с роднёй. Люди в городе из страха перед царём стали соблюдать этот приказ.

   Рассказчик сообщает, что вокруг домов вришнийцев кружил Кала, "никем не видимый" и в городе наблюдались тревожные явления: журавли подражали уханью сов, козы - вою шакалов, у коров рождались ослята, у мулов - верблюжата, у собак - котята, у мангуст - крысята и т.д. Вришнии перестали уважать брахманов, предков и богов. Среди народа стали распространять мнения брахманов, что следует отправиться в паломничество по святым местам. Приготовив мясные блюда и разного рода хмельные напитки, андхаки и вришнии, "испив вина", отправились в Прабхасу. Уддхава, друг и советник Кришны, "постигший смысл (происходящего) простился с теми героями и покинул их" (Маусалапарва. гл. 4, шл. 9 - 12), Васудева не стал удерживать его.

   В Прабхасе среди вришнийцев началось пьянство. Пищу, предназначенную брахманам, они бросали обезьянам. Хмельные напитки употребляли Баларама, Критаварман, Сатьяки, Гада и Бабхру.
Маусалапарва, гл. 4, шл. 13 - 20:
"Вайшампаяна сказал:

  "...И тут посреди собрания Ююдхана, возбужденный хмелем, бросил Критаварману, глумливо усмехаясь: «Какой кшатрий из тех, что пользуются уважением, посмел бы разить (воинов), спящих как будто мертвые! Не простят тебе, Хардикья, ядавы того, что тобою содеяно". Когда произнес это Ююдхана,
Прадьюмна, лучший из колесничных воинов, почтительно согласился с теми его словами,
также выказав презрение Хардикье. Тогда Критаварман в страшной ярости произнес, левой
рукою сделав презрительный жест в его сторону: «Уж не тобой ли, героем, был повержен в
бою жесточайшим ударом едва живой Бхуришравас, руки которого были отсечены!"

  Разгневанный Кришна бросил сердитый взгляд на Критавармана. Сатьяки воскликнул, что он готов отомстить за смерть пяти сыновей Драупади, Дхриштадьюмны и Шикхандина, мечом снёс голову Критаварману и стал убивать бходжей и андхаков. Убиваемые им окружили внука Шини и стали "обрушивать на Ююдхану блюда с объедками". Сын Рукмини примчался на помощь Сатьяки, но оба они были убиты бходжами и андхаками на глазах Кришны. Разгневанный Васудева схватил пучок травы эраки и он превратился в железную палицу, которой Кришна принялся разить бходжей. И все вокруг принялись избивать друг друга палицами. "Какую бы травинку, о царь, ни метали они, оказывалась она крепкой палицей", - сообщает рассказчик. Никто не помышлял о бегстве. Увидев, что убиты его сыновья Самба, Чарудешна, Прадьюмна и Анируддха, Кришна пришёл в ярость и принялся истреблять всех подряд. Дарука и Бабхру сказали, что большинство воинов убиты им и предложили поискать Балараму.

   Втроём они отправились по его следам и нашли его одиноко стоящим под деревом. Кришна сказал, чтобы Дарука рассказал Арджуне о побоище палицами. Кешава приказал Бабхру охранять женщин вришниев. Но едва он отошёл от Васудевы, как "огромная палица слетела с молота охотника" и убила его. Васудева попросил Балараму подождать его, а сам возвратился в Двараку и рассказал отцу о побоище. Он предложил ему защищать женщин и детей, а сам же Джанардана вместе с Рамой удалится в лес.

   Вернувшись к брату, Кришна увидел, что огромный белый змей вышел у него изо рта и устремился к океану. После смерти брата Васудева скитался по лесу, а затем прилёг на землю отдохнуть. Он понял, что пришёл час его смерти и погрузился в йогу. В это время в лесу появился охотник Джара и, приняв за оленя лежащего Кришну, поразил его стрелой в пятку.

   Дарука встретился с пандавами и рассказал им о битве на палицах. Арджуна отправился повидать своего дядю со стороны матери. Встретившись с отцом Кришны, Арджуна узнал от него о смерти ядавов. Он обещал отвести всех женщин ядавов в Индрапрастху. Через шесть дней отец Кришны оставил этот мир. Четыре жены его взошли за ним на погребальный костёр.

   В Прабхасе, отыскав тело Рамы и Кришны, Арджуна предал их огню. После свершения обрядов вместе с женщинами ядавов, их детьми Арджуна отправился в Индрапрастху. В Панчанаде на обоз напали абхиры и стали уводить женщин и уносить богатства. Сын Кунти не смог защитить их, не стало у него волшебного оружия. Возвратившись домой, Арджуна встретился с Кришной Двайпаяной. Он рассказал ему о гибели ядавов и андхаков. Вьяса ответил ему, что они погибли из-за проклятия брахманов, Васудева "облегчил ношу земли" и удалился, а пандавы совершили великий подвиг во имя богов: "Полагаю я, о бык-куру, что вы успешно справились с этой задачей, теперь же настало время покинуть (сей мир) - вот что считаю я благом (для вас)!" (Маусалапарва, гл. 9, шл. 31 - 36).

   Выслушав Вьясу, Арджуна отправился в Хастинапур и предстал перед братьями.

  2. Где в мифе история

   Как сообщает эпос, гибель Кришны и ядавов произошли через 36 лет после битвы на поле Куру. В действительности же в этом месте вкралась явная ошибка, так как в этом случае Кришне на момент смерти 96 лет, если считать, что во время войны ему было около 60 лет, а его отцу и вовсе 116 годов! Это совершенно невероятно, так как в "Маусалапарве" Кришна вполне деятельный персонаж, а не дряхлый старик. Судя по всему речь идёт о 36 лунных месяца и тогда на момент гибели ему чуть больше 60 лет.

   Причиной смерти ядавов и Кришны Вайшампаяна называет проклятие брахманов Нарады, Вишвамитры и Канвы. В этом случае непонятна причина прихода брахманов в Двараку и неуместные шутки вришнийцев. Предсказание смерти выдумано задним числом. Брахманы встречаются с Кришной, но он не согласен пойти на уступки. Трудно отказаться от власти, когда формально наследником является его ставленник Парикшит. Далее все запреты придумываются для того, чтобы их нарушить. Царь Ахука, правитель Двараки, обещавший посадить на кол каждого, кто будет приготовлять хмельные напитки вместе с его родственниками, так и не сдержал своих слов... Люди в городе стали говорить, что нужно совершить паломничество по святым местам. Но уже в городе желающие его совершить приступили к возлияниям. Это позволяет думать, что и причиной паломничества в Прабхасу являются вовсе не дурные приметы, которые появились только в тексте. Никто не боится царя и его указов и все ведут привычный образ жизни. Где здесь логика? Рассказчик сам противоречит себе. Неожиданно Уддхава, советник Кришны, сообщает ему, что он покидает своего шефа. Судя по этому, он не согласен с тем, что предлагает делать Кришна в этих условиях.

   Текст эпоса ничего не сообщает об обрядах в святых местах. Ни молитв, ни обращений к брахманам... Участники будущей резни в Прабхасе
вдруг оказываются сидящими вместе за одним обеденным столом, где пьяный Сатьяки, правая рука Кришны, стал упрекать Критавармана за ночное нападение на спящих панчалов. По логике авторов эпоса он вспомнил об этом вдруг 36 лет спустя после битвы! Тогда почему раньше молчал об этом? Критаварман ответил ему в таком же духе: он напомнил своему обвинителю о его подлом убийстве Бхуришраваса. Отличная память у обоих... Только почему она спала свыше 30 лет! По эпосу якобы эта сцена и стала поводом для массовой резни в Прабхасе. Дальнейший ход событий опровергает такой упрощённый подход. За обеденным столом в руках у Сатьяки вдруг оказывается меч, которым он тут же принимается убивать сторонников Критавармана. А вот бходжи бросают в него блюда с остатками еды! Оружия в руках у них нет и нападение Сатьяки выглядит для них неожиданным и коварным. Но если Сатьяки имеет при себе меч, значит он заранее уверен, что его следует использовать для убийства невооружённых и пьяных людей. Загадкой становится трава эрака, которая вдруг превращается в железные палицы и все убивают ими друг друга. А появляется она из рук Кришны...Эти факты явно свидетельствуют о совсем иных поводах для массовой резни в Прабхасе.

   "Артхашастра" сохранила небольшой фрагмент, из которого становится понятным, что причиной гибели многих людей, идущих во власть, становится их нежелание пойти на уступки своим оппонентам. В перечне этих имен есть и неизвестные, и известные нам имена, такие как Равана, Дурьйодхана и Арджуна Картавирья. А вот далее текст сообщает, что подобной участи ожидала и "община Вришни, нападавшая на Двайпаяну" (Раздел, 3, гл. 6). И это тоже свидетельствует о конфликте между Вьясой и Кришной.

   Если вернуться к предшествующим эпизодам и вспомнить об ультиматуме Уттанки (Бхаргавы), то появление трёх брахманов в Двараке, один из которых тоже Бхаргава (Вишвамитра, он же Рама Джамадагни), то причиной резни в Прабхасе следует признать несогласие Кришны пойти на уступки Двайпаяне и Кашьяпе с примкнувшим к ним Нарадой. И вот тогда Джанардана придумал план (или новую подлость), как выйти из этого положения. До последней минуты своей жизни он остался верным себе, подлость и коварство были его фирменным оружием. Других методов он не признавал.

   Вьяса потребовал, чтобы Кришна явился в Прабхасу со своими сыновьями. На этот момент Критаварман уже выступает на стороне бродяги-отшельника. Этот персонаж умудряется или вовремя изменить своему хозяину или совершить ловкий переход на сторону будущего победителя. Кажется беспринципность или жажда выгоды свойственна всем бходжам и андхакам. Наступил решающий момент для Кришны. В хмельные напитки им был добавлен яд, а слуги, разносившие их, были строго предупреждены, из какого кувшина наливать бходжам, а из какого вришниям. Сидя за столом, Сатьяки наблюдал за действием яда и в нужный момент выхватил меч, не лишая себя удовольствия расправиться лично. В силу разного количества выпитого бходжами или в силу крепости напитка яд действовал не на всех одинаково. Так трава эрака стала "палицами", унесшими жизнь людей. Кто-то из воинов, казалось, засыпал, кто-то ещё бодрствовал, но кто-то вдруг догадался о происходящем и Сатьяки пришлось вытащить меч. Поскольку людей Критавармана было больше, то побоище приняло фатальный характер. Спасая свои жизни, Джанардана, Дарука и Бабхру бежали в лес.

   Кришна нашёл Балараму возле дерева, который как большой любитель хмельного выпил не из того кувшина, что был предназначен для ядавов. Белый "змей" вылезший из его, после чего он умер, уж слишком похож на рвотную слизь. Смерть настигла и Бабхру, который выпил из того же кувшина, что и Баларама.

   Поскольку трупы Кришны и Даруки в собрании не были обнаружены, то по их следам были выпущены охотники. Кришну убили в тот момент, когда он лежал на земле. Версия о том, что Джара принял его за оленя, может поразить только своей наивностью На расстоянии 50 - 70 метров отличить человека от оленя может любой стрелок из лука.

   Последнее распоряжение Кришны о спасении женщин и детей вришнийцев Арджуна уже не может исполнить на сто процентов. На обоз нападают абхиры и спастись удаётся немногим. Можно сказать, что для своих родственников Кришна оказался злым демоном. Он стал причиной смерти ядавов.

   По возвращении домой Арджуна первым делом встречается с Вьясой. Насмешкой и презрением звучат слова Двайпаяны в адрес пандавов, что они успешно справились со своей задачей во имя богов, ведь вслед за тем он говорит, что пандавам нужно оставить этот мир. Вот как! Вьяса старше их по легенде минимум на сорок лет (по факту - на двадцать), а ему ещё не время уйти из жизни. Арджуна или скорее даже его двойник и ставленник Кришны понимает, что это конец. Смертный приговор для пандавов выписан их покровителем.
Рубрики:  Махабхарата
Метки:  
Понравилось: 19 пользователям

Светлана-Фотина   обратиться по имени Пятница, 28 Августа 2020 г. 11:25 (ссылка)
Петр, приветствую Вас! С возвращением! ))))))) Очень рада!
Жизнь налаживается!!!!))))) Хорошо когда друзья возвращаются!!!!))))))
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 28 Августа 2020 г. 11:43 (ссылка)
Добрый день, Светлана!
Спасибо за добрые пожелания. Постараюсь появляться почаще:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
vit4109   обратиться по имени Пятница, 28 Августа 2020 г. 12:31 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 28 Августа 2020 г. 14:24 (ссылка)
vit4109, спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
OKSOMORON   обратиться по имени Пятница, 28 Августа 2020 г. 19:21 (ссылка)
Какое коварство. Пётр, я рада Вас видеть на Лиру. Всего доброго Вам!

uspenie-presvyatoj-bogorodicy (600x450, 91Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 29 Августа 2020 г. 09:29ссылка
Спасибо, Лина. Я тоже рад возвращению.
TAISA_ANDRYEYEVA   обратиться по имени Пятница, 28 Августа 2020 г. 22:51 (ссылка)
С приятным возвращением, Пётр!
С днём Успения Пресвятой Богородицы!
Пусть в душе царит покой,
Мысли добрые приходят,
Чувства светлые восходят.
Дом пусть полнится теплом,
Божья милость правит в нем!
Добра и каждодневной бодрости и радости!
0_e0f32_4a908330_M (128x128, 9Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 29 Августа 2020 г. 09:32ссылка
TAISA_ANDRYEYEVA, спасибо за поздравление.
izogradinka   обратиться по имени Воскресенье, 30 Августа 2020 г. 07:39 (ссылка)
Жестокостей хватало и тогда, и сейчас.
Спасибо, Петр!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 04 Сентября 2020 г. 16:12ссылка
izogradinka, согласен, жестокости хватало всегда.
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 04 Сентября 2020 г. 14:31 (ссылка)
Здравствуйте! С возвращением! :)

И по поводу: тут одна странность. Eraka (Typha elephantina) не ядовита. Ее используют в аюрведе, но у нее даже побочных эффектов нет, разве что запор может случиться от передоза.

Но вот с виду она... в общем, в этом сене можно запросто спрятать оружие до нужного момента.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 04 Сентября 2020 г. 16:21ссылка
Здравствуйте. Вполне вероятно что это была смесь трав, где одним из компонентов являлась трава эрака. Но и возможно что эта трава была из местности, где жили дравиды. А там не был входу санскрит. Палицами в тесном помещении неудобно махать. Возможен вариант, что опьяняющий напиток был сделан на основе травы эраки.
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 11 Января 2021 г. 10:36 (ссылка)
Очень проницательные и глубокомысленные комментарии к Махабхрате. Спасибо, порадовали так порадовали.
Вот только во всём этом остаётся вопрос: зачем брахманам врать и искажать действительность?
Если всё будет написано после ухода Кришны, Баларамы, Пандавов ?
Ведь можно было тогда всё написать в угоду Куру ?
Или всё это было написано при правлении царя Парикшита?
В его т.с. угоду ? А если всё записано Вьясадевой, автора Шримат Бхагаватам, Вед и т.д. То почему он там прославляет Кришну, если является врагом Пандав и Кришны ?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 28 Января 2021 г. 20:46 (ссылка)
"Вот только во всём этом остаётся вопрос: зачем брахманам врать и искажать действительность?"

Kindspirit, обычно люди прибегают ко лжи ради выгоды или сохранения привилегий своей касты. Искажение действительности получается вследствие того, что прошлое объясняет разницу в статусе.

"Если всё будет написано после ухода Кришны, Баларамы, Пандавов ? "

Рассказы о прошлом длительное время сохранялись в устном виде и каждое следующее поколение занималось "коррекцией" биографий славных предков их потомками.После битвы на поле Куру произошла смена правящих династий и в возвеличивании имени Куру уже не было нужды.

"А если всё записано Вьясадевой, автора Шримат Бхагаватам, Вед и т.д. То почему он там прославляет Кришну, если является врагом Пандав и Кришны ?"

Вьяса не был единственным автором этих текстов. Победившее брахманское сословие прославляло Кришну, а вот Артхашастра указывает, что причиной гибели общины Вришни было то, что она нападала на Двайпаяну (раздел 3. Победа над чувствами, гл. 6)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вьяса не был единственным автором этих текстов.

Пятница, 29 Января 2021 г. 08:36ссылка
Аноним
Так кто по Вашему тогда автор Шримат Бхагаватам, прославляющего Шри Кришну как Верховную Личность Бога и описывающего все Его воплощения как Матсья, Вамана, Нрисимха, Вараха и т.д. ? И кто такой по Вашему Шри Чаитанья Махапрабху, который также поклоняется Шри Кришне как Верховной Личности Бога ? И что тогда есть Абсолютная Истина в Вашем понимании ?
Соккар   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2021 г. 17:41 (ссылка)
Kindspirit, это трудно установить. Скорее всего какие-то легендарные личности, а уж позже авторство было приписано Вьясе. Судя по всему, это были его ученики, а, возможно, и последователи самого Кришны Васудевы, как ни странно.
.
У меня нет никакого желания быть последователем индийской религиозной философии, но есть желание узнать, как появились такие религиозные понятия как дхарма, карма, сансара, мокша, бхакти и т.д. Это так сказать "кирпичики", из которых состоит здание индийской философии. В этой связи говорить об Абсолюте как вершине, к которой нужно стремиться мне не хотелось бы, хотя среди моих знакомых таких было большинство. На мой взгляд гораздо интереснее выяснить, какие реальные "фокусы" скрываются за этими терминами. Проще говоря, истина - это стремление говорить людям правду, а не завлекать их в ловушки с помощью спекулятивной философии. Я рассматриваю Бхагавадгиту как политический трактат, а не как философский. В ней Кришна изложил свою политическую программу от уничтожения кауравов и до истребления рода Брахмы. Анугита - это уже следующий этап после итребления кауравов. И где здесь истина, если речь идёт об уничтожении своих врагов чужими руками?
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2021 г. 09:11 (ссылка)
Соккар, спасибо за ответ. Конечно, если не воспринимать Кришну как Верховную Личность Бога, то Бхагават Гита и Шримат Бхаватам и сама Махабхарата и Рамаяна и все вайшнавские направления будут выглядеть как политические трактаты и лишены смысла. Потому что если конечная цель не Кришна или Рама, то в этих произведениях нет смысла. И тогда остаётся только стремиться к мокше и слиянию с Брахманом...
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2021 г. 11:32 (ссылка)
Философский смысл древних текстов многим кажется первичным, на самом деле он производное от исторических выводов. Но делали эти выводы люди заинтересованные в сохранении социального устройства после смены династии. Если мы будем сохранять объективность, то сами должны сделать выводы из исторических уроков Махабхараты. Вот в опыте уроков эпоса и состоит смысл эпоса. Принять выводы авторов эпоса - это значит жить по чужим лекалам. Это путь последователей, а не исследователей.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку