-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Эпизод 10. Закон для богов и людей

Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 14:28 + в цитатник
   1. Миф как он есть

   Прошло много лет после битвы на поле Куру. Дхритараштра и Гандхари жили в Хастинапуре при дворе Юдхиштхиры. Великий лучник Крипа тоже находился в городе. Рядом с царём жил и Вьяса. Всеми хозяйственными делами заведовал Видура. "Благодаря сметливости Видуры путем ничтожнейших затрат (Пандавы) получали от тех, кто платил им дань, услуги куда большие" (Ашрамавасикапарва, гл. 1, шл. 4 - 14). Только Бхимасена никак не мог простить Дхритараштре игру в кости и становился мрачным при встрече с ним.

   Юдхиштхира приказал, чтобы все слуги исполняли распоряжения отца Дурьйодханы: "...кто будет исполнять волю Дхритараштры, - друг мне, а кто пойдет наперекор, - враг, и (такой) человек должен быть изгнан" (Ашрамавасикапарва, гл. 2, шл. 1 - 6). Несмотря на распоряжение Юдхиштхиры Бхимасена "с помощью продажных слуг незаметно причинял ему (Дхритараштре - Л. П.) неприятности, нарушая его волю" (Ашрамавасикапарва, гл. 4, шл. 1 - 9). Однажды он вспомнил о Дурьйодхане, Карне и Духшасане, хлопнул в ладони и, хвастаясь собой, громко произнёс в кругу своих друзей, что это он один убил всех сыновей Дхритарштры. Старый царь услышал его слова и сильно расстроился: "И хотя минуло уже пятнадцать лет (после великой битвы), царь, владыка людей, пришел в отчаяние, раненный стрелами слов Бхимы" (Ашрамавасикапарва, гл. 4, шл. 10 - 15).


   Дхритараштра собрал своих друзей и сказал, что он признаёт свою вину, так как не передал власть Юдхиштхире раньше и теперь принимает на себя обет очиститься от греха за гибель кауравов. Старый царь сказал Юдхиштхире, что он хочет удалиться в лес. Пандава стал уговаривать его отказаться от этого намерения, ведь он (Юдхиштхира) и без того "сожжен огнем бесславия". Неожиданно в покоях дворца появился Вьяса и сказал пандаве, что тот должен выполнить просьбу царя и не нужно чинить ему преград. Пандава дал своё согласие. Вьяса простился с Дхритараштрой и отправился в лес. Старый царь поделился с пандавой своими советами по управлению царством. На следующий день Дхритараштра раздал всё своё имущество жителям города и простился с ними. Посоветовавшись с простыми людьми, от имени всего народа брахман Самба сказал, что в гибели кауравов виновны не Дурьйодхана и Карна, а сама "судьба, которую нельзя отвратить".

   Прошла ночь. Утром следующего дня Видура сказал, что Дхритараштра хочет уйти в лес в полнолуние месяца Карттика, но перед этим он должен совершить поминальную жертву Бхишме, Дроне, Сомадатте, Бахлике и своим сыновьям. Юдхиштхира и Арджуна согласились, но Бхимасена воспылал гневом и сказал, что это пандавы должны совершать поминальные жертвы по Бхишме, Сомадатте и Бхуришравасу, а не Дхритараштра. Арджуна и Юдхиштхира успокоили его и Бхимасена с трудом успокоился.

   В течение десяти дней Дхритараштра совершал поминальные жертвы для погибших кауравов и одаривал брахманов. Царь отправился в лес. Его провожали все горожане, женщины и "Уттара с маленьким сыном" (Ашрамавасикапарва, гл. 21, шл. 8 - 13). Видура и Санджая приготовились идти вместе с Дхритараштрой. Внезапно и Кунти сказала, что она тоже желает уйти в лес. Юдхиштхира просил её отказаться от этого намерения и напомнил ей, что царство он получил благодаря ей и Кришне: "Опираясь на мудрость твою, повержены мною (враждебные нам) цари и получено от мужа-быка Васудевы это царство" (Ашрамавасикапарва, гл. 22, шл. 17 - 23). Кунти сказала, что после игры в кости она "побуждала к действию Васудеву увещеваниями Видуры".

   На берегу Бхагиратхи Дхритараштра сделал остановку. Их сопровождали брахманы. Здесь прошла первая ночь. Вторую ночь они тоже провели на Ганге и затем двинулись к Курукшетре. Там царь встретился с мудрецом Шатаюпой, бывшим царём кекаев, который рассказал ему всё о лесном образе жизни. Дхритараштра вместе с Гандхари предавался "суровейшему подвижничеству, избавляющему от всякой скверны". Видура и Санджая служили царю.

   Однажды к ним пришли Нарада, Парвата, Двайпаяна с учениками и Шатаюпа. Кунти оказала им почести. Нарада рассказал несколько историй о царях, которые обрели небеса и достигли обители Индры. Мудрец сказал, что и Дхритараштра "с соизволения Двайпаяны" пойдёт путём этих мужей вместе с Гандхари, а Кунти "попадет в один мир со своим супругом. Видура перейдёт в тело Юдхиштхиры, а Санджая "сосредоточившись мыслью на тебе, очищенный (от грехов), обретет небо" (Ашрамавасикапарва, гл. 26, шл. 15 - 20). Присутствующие встретили эти слова криками радости. Рассказчик сообщает: "Тогда все сонмы брахманов, ликуя, принялись вновь и вновь воздавать Нараде небывалые почести, о царь, чтобы сделать тем приятное царю Дхритараштре" (Ашрамавасикапарва, гл. 26, шл. 21 - 22).

   В Хастинапуре пандавы тосковали по своей матери. Юдхиштхира решил навестить живущих в лесу и выступил в поход вместе со смотрителями женских покоев, жёнами, их детьми, поварами, распорядителями кухонь, поварами и хранителями казны. Юютсу и Дхаумья остались охранять город. Переправившись через Ямуну, Юдхиштхира с братьями увидели обитель Шатаюпы. Санджая представил подвижникам братьев и их вторых жён. Дхритараштра рассказал пандавам, что Видура предаётся подвижничеству, воздерживаясь от еды, питаясь только воздухом. Внезапно он показался вдали, но, увидев, людей, повернул назад. Юдхиштхира пошёл за ним. Он был предельно истощён, без одежды ("одетый лишь пространством, весь перемазанный грязью"). Силой йоги Видура вселился в тело Юдхиштхиры. Царь хотел предать его тело огню, но с неба раздался голос, что делать это нельзя, поскольку он следовал обычаю подвижников яти. Дхармараджа вернулся в обитель Шатаюпы.

   Утром Юдхиштхира совершил обряды и обошёл обитель. Затем он посетил Дхритараштру. Неожиданно к ним пришёл Вьяса со свитой своих учеников. Он задал Дхритараштре несколько вопросов о его жизни в лесу.

   Мудрец рассказал присутствующим, как Видура появился в этом мире: "По приказу Брахмы я своей собственной силой породил многомудрого Видуру на поле Вичитравирьи" (Ашрамавасикапарва, гл. 35, шл. 11 - 22), По его словам, умирая, Видура переселился в тело Юдхиштхиры. Вьяса обещал Дхритараштре явить чудо, невиданное прежде никем.

   Вайшампаяна сообщает, что пандавы прожили в лесу месяц. Туда явилось множество других отшельников. Гандхари сказала, что прошло уже шестнадцать лет после гибели кауравов, а печаль всё не оставляет их. Кунти вспомнила о рождении Карны, и она хочет узнать согрешила она или нет, когда вызывала Сурью. Вьяса ответил: "...Вины на тебе нет - ведь ты снова стала девой. Великой властью обладают боги, они вольны входить в любые тела. Их множество, и они способны порождать потомство пятью способами: мыслью, словом, взглядом, касанием и посредством объятия. Закон для людей и закон для богов не совпадает: усвой это, о Кунти, и да не будет в твоем сердце беспокойства. Все для сильных приемлемо, все дл сильных чисто, все для сильных законно, все для сильных - свое" (Ашрамавасикапарва, гл. 38, шл. 19 - 23).

   Вьяса обещает Гандхари, что она увидит своих сыновей, Кунти - Карну, а Субхадра - Абхиманью. В этих героях по его словам воплотились боги, гандхарвы, данавы, совершили свои дела на земле и ушли на небо. Все отправились к Ганге и совершили там омовение. Наступила ночь, Вьяса вошёл в воды Ганги и призвал погибших воинов явиться людям. Из вод раздался шум и погибшие тысячами восстали из Ганги. Вьяса даровал Дхритараштре "чудесное зрение", чтобы он увидел своих сыновей. Проведя вместе всю ночь, герои попрощались утром и вернулись в воды реки, откуда пришли. Вьяса, стоя в Ганге, сказал, что жёны могут встретиться со своими мужьями вновь, если погрузятся в воды Ганги. Исполнившись веры, красавицы вошли в воды и соединились со своими мужьями. "Одна за другой все те родовитые, добродетельные жены вошли в реку и, освободившись (от тел), достигли тех же миров, что и их мужья" (Ашрамавасикапарва, гл. 41, шл. 19 - 29).

   Джанамеджая сказал Вайшампаяне, что поверит в явление умерших героев, если Вьяса и ему позволит увидеть Парикшита. Сута сказал: "Когда царь произнес эти слова, великий подвижник, премудрый Вьяса явил свою милость и вызвал явление Парикшита" (Ашрамавасикапарва, гл. 43, шл. 6 - 11). Астика сказал Джанамеджае, что он прослушал сказание "о том, как змеи были обращены в пепел и посланы вослед твоему отцу" (Ашрамавасикапарва, гл. 43, шл. 12 - 26).

   Отшельники разошлись по своим обителям. Вьяса обратился к Дхритараштре с призывом, чтоб он отпустил Юдхиштхиру с братьями и жёнами домой. Дхритараштра согласился с ним, в лесу остались царь с Гандхари, Кунти и Санджая. Юдхиштхира с братьями вернулись в Хастинапур.

   Прошло два года. Нарада явился в Хастинапур и расказал пандавам о жизни царя в лесу. Дхритараштра, Гандхари, Кунти и Санджая в сопровождении жрецов отправились к Вратам Ганги. Там они предались подвижничеству. Царь не жил на одном месте, а скитался по лесам. Однажды, стоя в водах Ганги, он совершал возлияния. Тут начался лесной пожар и "принялся испепелять тот лес, окружив его со всех сторон". Стада животных стремились укрыться в воде. Царь сказал Санджае, что он может уйти, а сам он с Гандхари и Кунти предаёт себя огню. Так они и сделали. Нарада сказал, что "советник царя Санджая спасся из того пламени" и он видел его на берегу Ганги в окружении подвижников. По словам мудреца отшельники не скорбели о смерти царя.

   Юдхиштхира стал горевать о гибели Дхритараштры, у которого не оказалось защитников в его последние дни. Точно также как и у его матери Кунти... В отчаянии он воскликнул: " Помрачается мой рассудок при мысли о том, как случилось, что мать Юдхиштхиры, Бхимы и Виджаи, оставшись без защиты, сгорела в огне! Напрасно некогда Савьясачин ублаготворил Агни в лесу Кхандава! Неблагодарный, владыка Огонь, забыл, думается мне, об оказанной услуге, иначе разве сжег бы он мать Савьясачина, того, к кому он пришел некогда под видом брахмана с просьбой о милости! Позор за это богу Огня, и позор Партхе с его прославленной приверженностью истине!" (Ашрамавасикапарва, гл. 46, шл. 1 - 12). Дхармараджа прнялся сетовать, что Дхритараштра умер от неосвященного огня, как и мать самого пандавы... Он вспомнил вдруг, что "из всех сыновей для нее самым любимым был Сахадева". Но и он не смог помочь Кунти.

   Нарада принялся успокаивать братьев и сказал, что огонь был священным, так как Дхритараштра использовал его при жертвоприношении. Этот огонь жрецы перенесли в глубь леса и разошлись по своим делам. Понемногу огонь разгорелся и от него начался пожар. Подвижники сообщили Нараде, что царь погиб от своего собственного жертвенного огня. И от этого же огня умерла Кунти, мать пандавов. Юдхиштхира послал сведущих людей к Вратам Ганги, чтобы те принесли их прах в Хастинапур. На 12-й день он совершил для них шраддху - заупокойный обряд.

   Рассказчик сообщает: "Вот так протекли (последние) годы мудрого Дхритараштры: пятнадцать из них - в столице и три - в лесной обители" (Ашрамавасикапарва, гл. 47, шл. 24 - 27).

  2. Где в мифе история

   Картина жизни героев после войны, представленная эпосом, выглядит идеалистической и даже благостной. Пандавы с почтением относятся к Дхритараштре, все его пожелания и распоряжения выполняются. Это, конечно же, невероятно. Обычно победители в гражданской войне лишают побеждённых всяких прав. Доходы царства резко выросли, якобы благодаря сметливости Видуры. На самом деле в Адипарве говорится, что после битвы на поле Куру пандавы получили во владение царство, население которого разбежалось ("И, истребив все и убив царя Дурьйодхану, пандавы обрели царство, большая часть населения которого разбежалась" (Адипарва, гл. 55, шл. 31 - 42). А это могло означать только одно: резкое повышение налогового бремени для остального населения. В реальности власть сосредоточена в руках Вьясы, но ему нужно время, чтобы передать её человеку, которому он доверяет. При этом он должен сохранять для народа видимость преемственности по линии: Юдхиштхира (Арджуна) - Абхиманью - Парикшит - Джанамеджая. Кто такой Джанамеджая? В действительности за этим именем будет скрываться сын Вьясы Шука. Но с передачей власти в руки своего сына были большие трудности, вот почему Вьясе пришлось стать "отцом" Дхритараштры, Панду и Видуры в течение трёх ночей. И это в то время, когда он длительное время молился, чтобы у него родился единственный сын Шука, как об этом было сказано в "Араньякапарве". И по этой же причине Джанамеджая (Шука) должен был стать "сыном" Парикшита. Ведь формально война на поле Куру шла ради пандавов...

   Вайшампаяна сообщает, что Бхимасена не стесняется выражать свою ненависть к Дхритараштре. Это якобы и является поводом для ухода царя в лес. Юдхиштхира не соглашается с ним и уговаривает его остаться в городе, но внезапно появляется Вьяса и говорит, что Дхармараджа не должен препятствовать старому царю. Так "отец" Дхритараштры отправляет "сына" жить в джунгли... Если исходить из сроков жизни, то согласно эпосу на данный момент Дхритараштре 85 лет, а его "отцу" Вьясе тогда не меньше 100 лет! Двайпаяна тут же покидает Хастинапур, а, когда Дхритараштра уходит в лес, то они снова встречаются там на берегу Ганги. Таким образом получается, что отшельник выступает в роли сценариста последнего пути старого царя, а ненависть Бхимасены к отцу Дурьйодханы - это просто попытка авторов эпоса, учеников Вьясы, оправдать своего учителя.

   Перед уходом в лес Дхритараштра решает проститься с жителями страны. От имени всего народа брахман Самба говорит ему о невиновности в гибели кауравов Дурьйодханы и Карны... Кажется, налоги, взимаемые Видурой, и многочисленные жертвоприношения заставили задуматься жителей царства, чьё правление было справедливым: Дурьйодханы или марионетки Вьясы Юдхиштхиры. Опечаленные горожане провожают царя и среди них Уттара "с маленьким сыном"! Но какой же он маленький? "Внуку" Арджуны должно быть не менее 14 лет и эпитет "маленький" ему никак не подходит. Судя по всему в тексте вкралась ошибка и вместо 15 лет нужно читать 15 лунных месяцев. Но, возможно, авторы эпоса желают удлинить царствование Юдхиштхиры, поэтому и говорят о 15 годах.

  Неожиданно желание уйти в лес появилось и у Кунти. Но было ли оно добровольным? Тут есть сомнение. По существу Дхритараштра, Гандхари, Кунти и Видура уходят в лес, чтобы там быстро умереть без свидетелей. По эпосу сыновья уговаривают её остаться, но она непреклонна. В разговоре с ними она пустилась в воспоминания и напомнила им, что это она побуждала к действию Кришну после "игры в кости". Это выглядит как жалкая попытка напомнить своим детям о собственных заслугах.

   Приход в тиртху, где находился Дхритараштра, брахманов - это важный этап в жизни старого царя. Снова идут бесконечные разговоры и поучения брахманов. На самом деле Нарада сообщаает царю о его грядущей смерти, ссылаясь при этом на решение Вьясы ("с соизволения Двайпаяны"). На словах мудрец выступает как провидец, бывший в собрании богов и передающий их волю. В действительности смерть Дхритараштры определяет воля Вьясы. Двайпаяна расчищает путь к власти своему сыну Шуке. Смерть последних кауравов должна состояться согласно определённым для них ритуалам.

   Вайшампаяна сообщает, что пандавы в Хастинапуре тосковали по своей матери и это побудило их отправиться в лес. Рассказчик руководствуется благочестивыми мыслями: якобы любящие сыновья переживают за судьбу матери. Но реальность другая: Вьяса приказывает пандавам явиться в лес, поскольку он намечает очередное жертвоприношение. Но на этот раз оно поразит многих, видевших его. Пандавы идут в тиртху Шатаюпы, по словам рассказчика, с жёнами. Но какие могут быть жёны у евнухов? Нам неизвестен ни один ребёнок от этих жён, хотя уже прошло 15 лет после войны. Единственным наследником их является "внук" Арджуны Парикшит... Женщины, о которых идёт речь, по всей вероятности являются жёнами сыновей Дхритараштры и других знатных героев. Вот они и появятся внезапно в лесу на берегу Ганги.

   В обители Шатаюпы, узнав о том, что Видура предаётся подвижничеству, Юдхиштхира решил встретиться с ним. Абсолютно голый, истощённый, весь в грязи, бывший покровитель пандавов при дворе Дхритараштры не желает видеть людей. Подвижничество Видуры подобно жизни животного в лесу. За верность к Кришне он приговорён к голодной смерти. Рассказчик сообщает, что силой йоги он вселился в тело Юдхиштхиры и оставил жизнь. Но там, где начинаются чудеса, скрывается ложь и желание скрыть обман зрителей. Голос с неба не велит предавать его тело огню. Для слушателей эпоса это выглядит как акт подвижничества, но по решению Вьясы осуждённые им на смерть будут уходить различными способами: одни погибнут в пожаре, другие утонут в воде, третьи будут преданы земле. Чем вызваны подобные различия, трудно сказать. Мудрец руководствуется только ему известными мотивами. Возможно, все должны знать, что смерть настигнет его противников везде: им не избежать, ни воды, ни огня, ни земли, ни воздуха.

   Утром следующего дня Вьяса сообщил всем, что Видура переселился в тело Юдхиштхиры. Для слушателей это означает, что они оба являются частицами бога Дхармы. Подобная попытка придания божественного статуса - это позднейшая мифологизация образа Видуры и Юдхиштхиры. Но это же означает и снижение статуса Юдхиштхиры. Вселение Видуры в его тело, означает, что теперь он только управляющий в царстве кауравов, подобно Видуре, а не царь. Пройдёт совсем немного времени и небеса по указанию Вьясы распахнут свои двери для братьев. Время ухода на небо для своих "внуков" будет определять их "дед" Вьяса, как чуть ранее он это сделал для своего "сына" Дхритараштры.

   В беседе с Кунти Двайпаяна говорит, что закон для богов не совпадает с законом для людей ("закон для людей и закон для богов не совпадает..., все для сильных законно"). Боги - безгрешны, они могут поступать так, как им угодно по отношению к смертным. А уж волю бессмертных может сообщить людям только великий мудрец Двайпаяна. Так отшельник устанавливает границы возможного для каждого из людей, кем бы они ни были, ведь он всегда знает, что боги хотят то, что говорят им брахманы. Да и сам он может принять образ любого из богов, хотя больше других ему нравится бог Огня...

   Вьяса решает продемонстрировать ещё одно чудо. Он обещает воскресить всех сыновей Гандхари, Карну и Абхиманью с тем, чтобы их жёны могли встретиться с ними. И он же подарит "чудесное зрение" Дхритараштре в эту ночь... Воскресшие воины провели всю ночь с жёнами, а утром попрощались с ними и вернулись назад в реку. Вьяса сказал, что их жёны могут встретиться с ними, если погрузятся в воды Ганги. Все жёны героев сделали так, как сказал мудрец. В действительности это "чудо" больше всего напоминает массовую казнь жён кауравов. "Богам" не нужны жёны и сыновья побеждённых героев. Чудом здесь снова рассказчик старается прикрыть преступление, как ранее уже было в лесу Кхандава, где Арджуна и Кришна действовали по указанию рыжего брахмана.

   В этом месте рассказ сбивается. Неожиданно Джанамеджая говорит Вайшампаяне, что поверит в воскресение, если Вьяса явит ему Парикшита, его отца. Тут следует помнить, что беседа царя и мудреца происходит по легенде во время змеиного жертвоприношения сразу после смерти Парикшита, прожившего 60 лет. Едва он так произносит, как Вьяса "вызвал явление Парикшита"! Но как это возможно? Ведь тогда Вьяса всё ещё живой и после смерти внука Арджуны и ему уже 130 лет, а после битвы, когда происходят, описываемые события в тиртхе Шатаюпы, прошло только 16 лет! Где тут правда? На самом деле расправа с жёнами и детьми погибших кауравов прошла после ашвамедхи в течение 16 лунных месяцев.

   Вьяса отпускает Юдхиштхиру с братьями домой. Проходит два года и в городе появляется Нарада. Он сообщает о смерти Дхритараштры, Гандхари и Кунти во время лесного пожара. Обстоятельства их смерти мы знаем только из его рассказа. Гибель старого царя и его жены выглядит несчастным случаем, он умирает от священного огня после жертвоприношения. Но если посмотреть критическим взглядом, то эта версия предстанет совсем в ином свете.

   Нарада рассказывает, что священный огонь жрецы перенесли в глубь леса и разошлись по своим делам. Пожар вспыхнул не сразу, а со временем. Но как могло случиться, что священный огонь никто не охранял? Это трудно представить. Какие такие дела нашлись у жрецов, что они оставили без присмотра священный огонь, ничего не говорится. Как мог погибнуть Дхритараштра, если он стоял в водах Ганги? И именно в этих водах искали спасения животные... Почему мог спастись Санджая, находившийся рядом с царём? Нарада сообщает, что пожар от священного огня окружил лес со всех сторон. Почему это вдруг "со всех сторон"? Складывается такое впечатление, что это был поджог. Ответом на все эти вопросы может быть только версия о казни Дхритараштры, устроенной брахманами по указанию Вьясы. Ещё в обители Шатаюпы Нарада, являющийся рупором Двайпаяны, озвучивает посмертную участь Дхритараштры и Гандхари. И сонмы брахманов ликуют, узнав об этом. Известие о предстоящей смерти царя вызывает восторг жрецов, которые и не думают скрывать своей радости: теперь никто не будет препятствовать их жертвоприношениям, а, значит, у них будут постоянные доходы. Вдали от людей в лесу брахманы сжигают последнего царя кауравов вместе с его верной женой, а пандавам рассказывают версию о случайном пожаре в лесу от священного огня. Нарада сообщает, что за гибелью Дхритараштры издали наблюдают брахманы и Санджая. Жрецы наслаждаются местью, наблюдая за его смертью. Они доставляют мучительную боль Дхритараштре. В последние часы своей жизни царь должен увидеть гибель жён своих детей и внуков (вот почему Вьяса дарует ему "чудесное зрение"!) и предательство Санджаи...

   Вместе с ними гибнет в огне и Кунти. Вьяса убирает родственников Кришны. Для него они конкуренты. А скоро наступит и очередь Джанарданы. Узнав о гибели матери, Юдхиштхира в отчаянии вспоминает сожжение Кхандавы. Вряд ли он поверил в случайный характер пожара в лесу, он мог вспомнить и сожжение "смоляного дома", когда он приказал Бхимасене поджечь оружейный склад в Варанавате, убить пятерых нишадов, их мать и Пурочану... Не находя себе места от горя, Юдхиштхира говорит о неблагодарности Паваки (бога Огня), явившегося Арджуне под видом рыжего брахмана в Кхандаве. Но что теперь может решить этот бессильный ропот против Вьясы? Ничего. По сути дела решив сжечь Дхритараштру и Кунти, Вьяса показал, что для него они такие же противники, как и мать Ашвасены. Только в эту минуту Юдхиштхира прозрел и понял, что слепцами были братья, а не отец Дурьйодханы. Несчастная мать нишадов, погибшая по воле Юдхиштхиры, словно призрак взывала к мести за своих сыновей. И вот возмездие свершилось... Все несчастья пандавов начались с рыжего брахмана. Юдхиштхира упрекает "бога Огня" и Арджуну. Но какая ирония судьбы: мог ли Арджуна, бросая в огонь обитателей Кхандавы и мать Ашвасены, думать о том, что человек, толкнувший его на это преступление, спустя много лет отдаст приказ бросить в огонь его мать! И какой благодарности мог ожидать Юдхиштхира от рыжего брахмана, у которого не было никакого милосердия ни к своим противникам, ни к своим союзникам? У него не было сострадания и к своим сообщникам. Слишком поздно истина открылась Юдхиштхире: отсутствие совести становится возмездием для преступника.

Рубрики:  Махабхарата
Метки:  
Понравилось: 55 пользователям

vit4109   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 16:18 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 16:30 (ссылка)
vit4109, пожалуйста.
Ответить С цитатой В цитатник
Таточка-Танюша   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 18:42 (ссылка)
Чудесного вечера!Благодарю за интересный пост
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 18:46 (ссылка)
Таточка-Танюша, спасибо. Вам спасибо за визит:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
OKSOMORON   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 19:27 (ссылка)
Это как бумеранг, который вернулся возмездием. Уход в лес это самонаказание, а надо ли? Благодарю,Пётр.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 19:35 (ссылка)
OKSOMORON, сравнение с бумерангом верное. Я думаю, что возвращается и добро, и зло, для посеявших их.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 19:42ссылка
Это правильно. Каждому своё.
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 19:44 (ссылка)
Посеявший ветер, пожнёт бурю!
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана-Фотина   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 19:55 (ссылка)
Соккар, доброго вечера!
Не знаю....такая грандиозная война!!!!! Такой накал страстей!!!!
Война обнажила все и вся! Каждый предстал в своем истинном облике- кто-то на пике мужества, воинской чести и благородства, а кто-то, наоборот, показал предел подлости, трусости и лицемерия!
И потом....тихое мирное житие, прозябание...копошение.....без высоких целей, ...достижений...
И, как следствие, непонятный, бессмысленный конец - то ли от старческого маразма...то ли от роковой случайности....Стоило так побеждать, чтобы влачить такое существование?! Уж лучше на поле брани, с мечом в руке, с горящим сердцем!
Не понимаю((((( может выгода и цель была какая-то другая, которую очень глубоко "закопали" многочисленные последующие пересказчики и переписчики......
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 20:02 (ссылка)
Светлана-Фотина, война действительно грандиозная. Да, скрытых мотивов множество. Я писал о своём видении, у других эпос может вызвать другие мысли и эмоции. Для меня это война вызывает много ассоциаций с Великой Отечественной войной. Если бы не было письменности в наше время, то эта война тоже родила бы эпос. А так у нас множество документов, уникальных воспоминаний, стихов, песен, публицистики.

Совсем недавно мне попался текст, как собака в Ленинграде спасла жизнь целой семьи во время блокады. Оказывается, она ходила на охоту и приносила зайцев для своих хозяев. И ей даже поставили памятник... Это просто один из примеров многих удивительных фактов, которые мы никогда не узнаем.
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана-Фотина   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 20:25 (ссылка)
Да, судя по накалу, война была Отечественной, судьбоносной......Но победа досталась не тем, грубо говоря, достоверный источников на сей счет немного.....А результат - очевиден!
Я думаю, эту войну еще будут изучать и исследовать снова и снова!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 20:35 (ссылка)
В результате войны на поле Куру сложилась вся система индуизма, вся индийская мифология. Они оказали огромное влияние на мировоззрение на протяжении всей истории. Да и сейчас эти события изучают все, кому они интересны. А Вьяса пытался управлять событиями даже во время битвы. Он появляется как действующее лицо в Дронапарве.
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана-Фотина   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 20:37 (ссылка)
Хотя, если учесть, как переписывают историю, что происходит на наших глазах, не надо далеко ходить за примерами - диву даешься!!! Хорошо мой дед (и другие ветераны)не видит этого скотства!
Если бы не документы, воспоминания очевидцев....давно бы Гитлеру памятники ставили. Но время идет....кто знает....
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 21:23 (ссылка)
Во время Великой Отечественной войны для людей все жизненные ценности стали ощущаться особенно остро. Мирное время далеко не все ценят по достоинству, вот почему так много обывателей и мещан вокруг. Я думаю, если мы держим в памяти военные события (или эпос), то сохраняем нравственные ценности, не даём себе падать.
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Понедельник, 17 Февраля 2020 г. 02:01 (ссылка)
Исходное сообщение Соккар
...Совсем недавно мне попался текст, как собака в Ленинграде спасла жизнь целой семьи во время блокады. Оказывается, она ходила на охоту и приносила зайцев для своих хозяев. И ей даже поставили памятник... Это просто один из примеров многих удивительных фактов, которые мы никогда не узнаем.

Наверное, собака была реинкарнацией какого-то доброго грешника! :) Думаю, в следующем воплощении ей воздастся и она опять родится человеком.

А события пост-Курукшетры действительно вызывают много вопросов, как фактических, так и моральных. Что ни говори, а Бхима всю жизнь выглядел этаким полуракшасом. Причем его поступки иногда выигрывали на фоне трусости и нерешительности братьев, но чаще поражали своей бесчеловечностью. Перед лицом родителей своих жертв, которых он убил с особой жестокостью, Бхима хвастается этим!
Самрат Юдиштхира, кшатрий с душой брахмана, обретя вожделенное (не им) царство, не может обрести покоя.

Меня тоже царапнула фраза "Уттара с маленьким сыном". Сын родился вскоре после войны, так что ему около 16 лет. Простите за тавтологию, но его отец в этом возрасте уже готовился стать отцом. И успел геройски погибнуть. Может быть, в оригинале сын Уттары не "маленький", а "юный"?

В общем, мало радости у победителей.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 17 Февраля 2020 г. 08:12 (ссылка)
Как был Юдхиштхира безвольным, так он и оставался таким даже после 15 лет своего царствования. Бхима через слуг угрожает Дхритараштре, а Юдхиштхира только что сказавший, что отправит в изгнание того, кто будет чинить препятствия старому царю, ничего не сделал, чтобы остановить Бхиму.

В 16 книге будет сказано, что прошло уже 36 лет после войны, погибнет Кришна. А далее в 17 книге пандавы уйдут в лес, но вот Парикшит так и не растёт:-))

Юдхиштхира "передал всю полноту власти этому сыну вайшьи", то есть Юютсу. Затем посвящает на царство Парикшита и "выказав почтение Крипе,... отдал ему Парикшита в ученики". И сколько ему тогда лет?

Чуть далее пандавы уходят в Гималаи, их провожают горожане. Улупи вошла в воды Ганги, Читрангада вернулась в Манипуру, "другие же из оставшихся матерей пребывали вокруг Парикшита". Так всё-таки он мальчик, а не 36 летний мужчина? Если ему 36 лет, то где его жена? Если вся власть принадлежит Юютсу, то почему не правит Парикшит?
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Вторник, 18 Февраля 2020 г. 03:37 (ссылка)
Соккар, с возрастом героев у авторов эпоса вечные проблемы :))
Может, Парикшит был каким-то образом недееспособный? И не физически, как Дхритараштра, а ментально? А авторам неловко было это обнародовать?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 19 Февраля 2020 г. 11:58 (ссылка)
HOOSH, часто исследователи говорят о "свернутом времени" в эпосе. На самом деле я думаю, что это филологический конструкт, ничего не объясняющий. На мой взгляд такой длинный период времени (36 лет) и так мало событий (всего лишь смерть Дхритараштры и Кришны) проще объяснить тем, что 36 месяцев превращены в 36 лет. Два периода по 18 лет (священное число), а это значит, что редакторы-брахманы удлиняли срок жизни героев, чтобы показать слушателям, что борьба пандавов была не напрасной. Реальность совсем иная. Парикшит умер мылышом в возрасте около 4 лет. А вот как Джанамеджая стал "сыном" Парикшита в реальности об этом мало говорится. Просто Парикшит прожил по эпосу 60 лет и совсем ничего не происходило, а когда Джанамеджая проводит змеиное жертвоприношение, вдруг оказывается, что Вьяса исполняет его просьбу воскресить отравленного Парикшита. Тогда Вьясе получается 130 лет! Чушь полная.
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Среда, 19 Февраля 2020 г. 12:30 (ссылка)
Соккар, ну, 130 лет для эпического героя - не возраст! Бхишму в таком возрасте вообще еще никто победить не мог! Но с Парикшитом, да, совсем непонятно.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 19 Февраля 2020 г. 13:35 (ссылка)
HOOSH, при том, что этот "ласковый дедушка" назначает срок смерти своему "сыну" Дхритараштре, а "внукам" пандавам указывает путь на небо...

Чтобы понять события в эпосе как часть истории, какие-то "факты" эпоса мы должны воспринимать критически. На самом деле Вьяса проталкивает к власти своего сына Шуку (Джанамеджаю). О мучениях Вьясы как этого добиться идёт речь в 12 книге, правда, там эти "страдания" представлены как часть йогической практики. Но точно также нам показывают и Бхагавадгита с Анугитой, где Кришна рассуждает о величии Атмана и как добиться слияния (поглощения) Брахмана. Для этого нужно срубить дерево Брахмана... Ну хотят люди видеть в борьбе за власть высшую философию и мучительно решают эти загадки... Борьба с собственными иллюзиями - самая затяжная и бесплодная. Но люди думают, что это и есть философия:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
klari126   обратиться по имени Воскресенье, 23 Февраля 2020 г. 11:37 (ссылка)
Поздравляю тебя с праздником, дорогой Соккар!
Кушай вкусный торт!
торт23февда (500x300, 45Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 23 Февраля 2020 г. 20:26 (ссылка)
klari126, спасибо за поздравление! Пусть всегда светит солнце!
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана-Фотина   обратиться по имени Понедельник, 24 Февраля 2020 г. 09:39 (ссылка)
Соккар, поздравляю Вас с праздником всех мужчин - защитников, воинов!
Кауравы в том числе! Они погибли, но удивительным образом увековечены в памяти людей!
Почему все важные и очень важные вопросы в истории решаются только на поле брани!?
Ведь люди обладают разумом, словом. способны слышать и чувствовать.....
Или этот мир "замешан" на противостоянии?!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 24 Февраля 2020 г. 13:14 (ссылка)
Светлана-Фотина, спасибо за поздравление.

Для меня кауравы почти как родственники, но точно мои друзья. Я ощущаю их как своих современников. Очень хотелось бы понять их мироощущение, их мысли о чувства. Но всё, что мы о них знаем, передано через ощущения их врагов.

Война - неотъемлемая часть человеческой истории, так было всегда. Если бы предложить жизнь без войн, но с толерантностью, гендером, феминизмом и т.д. - всем тем, что сейчас доминирует на Западе, или жизнь с войнами, то неизвестно, что лучше или что хуже... Вот такой цивилизационный выбор. Война обнажает всё лучшее в человеке и всё худшее...
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана-Фотина   обратиться по имени Суббота, 29 Февраля 2020 г. 17:51 (ссылка)
Кауравы нам всем родственники, если они были ариями.
Может я ошибаюсь, так поправьте меня.
Если БЫ победили тогда кауравы, то и Индия была БЫ другой! Мечтать не вредно)))?!
А сегодня Индия ориентирована на Запад, на Америку, Болливуд-точно!
Кажется они на генном уровне побаиваются (или сознательно отвергают) русских, и на том же уровне помнят ариев.
..."Но всё, что мы о них знаем, передано через ощущения их врагов."

Ощущений хватило на 5 тысяч лет)))))))) Такой силы были отношения!!!)))))
Одно это говорит за мощь, неординарность и настоящий героизм кауравов!
Ответить С цитатой В цитатник
Mila111111   обратиться по имени Понедельник, 22 Июня 2020 г. 18:33 (ссылка)
Поздравляю с Днем рождения! Желаю счастья, любви, радости, успехов!:))
104837366_09da593a4d11 (650x520, 5011Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 25 Июня 2020 г. 06:55ссылка
Спасибо. Пусть в Вашей жизни будет много света и добра.
Son_mira   обратиться по имени Понедельник, 22 Июня 2020 г. 18:54 (ссылка)
С Днем рождения Петр !
CFA1213F-C9A6-47B7-9FD8-DDBF700B1A71 (700x700, 219Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 25 Июня 2020 г. 06:57ссылка
Спасибо. И Вам тоже желаю здоровья и любви.
OKSOMORON   обратиться по имени С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ,ПЁТР! Понедельник, 22 Июня 2020 г. 21:09 (ссылка)
Поздравляю с днем рожденья!
Денег, бодрости, веселья,
Пусть удача будет рядом,
Солнце греет теплым взглядом.

И здоровье, и любовь
Пусть идут всегда с тобой.
Чтобы дом был полон смеха,
Счастья, радости, успеха!
15 (382x500, 202Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 25 Июня 2020 г. 07:02ссылка
Спасибо, дорогая Лина. Стих прекрасный. Очень рад, что Вы помните обо мне. Я по-прежнему в Псковской области вдали от города и здесь не всегда бывает хорошая связь.
Перейти к дневнику

Четверг, 25 Июня 2020 г. 17:44ссылка
Как же Вы,Пётр застряли там? По своему желанию или из-за вируса?
Перейти к дневнику

Суббота, 27 Июня 2020 г. 21:37ссылка
Я ушёл с работы 26 февраля и уехал в Псковскую область. А потом началась эта история с самоизоляцией. Мне не захотелось сидеть в четырёх стенах и ходить в маске по улицам. Вот так я и оказался в Кауравии на земле Кривичей.
Перейти к дневнику

Суббота, 27 Июня 2020 г. 22:39ссылка
Понятно. Удачи Вам.
Перейти к дневнику

Понедельник, 29 Июня 2020 г. 13:53ссылка
Спасибо, Лина.
klari126   обратиться по имени Вторник, 23 Июня 2020 г. 08:47 (ссылка)
С Днём рождения, Соккар!
Желаю тебе удачи в написаниях умных постов!
конфеты1к (447x426, 37Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 25 Июня 2020 г. 07:03ссылка
Спасибо klari126, и тебе тоже счастья и здоровья.
Светлана-Фотина   обратиться по имени Пятница, 26 Июня 2020 г. 15:43 (ссылка)
Присоединяюсь ( хоть и с опозданием)))))) ко всем поздравлениям и искренним пожеланиям!
Петр, с днем рождения! Долгие и благие лета!!!!
Пусть у Вас появится время заняться любимым делом!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 27 Июня 2020 г. 21:38ссылка
Светлана-Фотина, спасибо. Да, наступил новый этап в моей жизни.
TAISA_ANDRYEYEVA   обратиться по имени Четверг, 02 Июля 2020 г. 00:45 (ссылка)
Уважаемый,Петр, мои поздравления и друзей в этой ссылке,которая была опубликована 22 июня:
https://www.liveinternet.ru/users/taisa_andryeyeva/post471715063/
но я не вижу,что Вы смотрели её,поэтому стала беспокоиться,так как Вас нету с февраля месяца,всё ли впорядке?
Будьте здоровы,бодрости,настроения,надежды и веры во всё самое доброе и хорошее!
images (38) (225x225, 15Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 02 Июля 2020 г. 23:03ссылка
Спасибо за поздравление. У меня всё в порядке. В июле я собираюсь вернуться в Питер.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку