Эпизод 6. Охотники за серьгами |
1. Миф как он есть
Удивленный тем, что Уттанка решил проклясть Кришну, Джанамеджая спросил Вайшампаяну, какой мощью подвижничества обладал отшельник. Риши ответил, что Уттанка был любимым учеником Гаутамы из рода Бхригу. После многих лет служения учителю он состарился, но за преданность Гаутама вернул ему молодость и предложил ученику в жёны свою дочь. Уттанка спросил Гаутаму, что он должен дать ему в дар. Жена учителя Ахалья неожиданно вмешалась в беседу и сказала, что Уттанка должен принести дивные жемчужные серьги жены Саудасы. Этот царь был потомком Икшваку, а другими его именами были Митрасаха и Калмашапада.
В безлюдном лесу Уттанка нашёл царя и попросил его дать ему серьги, принадлежащие его жене. Саудаса отправил Бхаргаву к своей супруге, находившейся у водопада. Царица Мадаянти потребовала от Уттанки принести какой-нибудь знак от своего мужа. и рассказала о чудесных особенностях серьг: "Стоит только положить это сокровище на землю, как тут же появятся наги и утащат его; если надеть, не совершив очищения после еды, то якши могут похитить его, а если заснуть - то боги. И даже если таких упущений не будет замечено богами, ракшасами и нагами, следует всегда бережно обращаться с ними, о бык-дваждырожденный! Источают они золото днем и ночью, о лучший из дваждырожденных, а в ночи затмевают сияние звезд и созвездий. Надевший их, о достойный, не боится ни жажды, ни голода, не ведает страха ни перед ядом, ни пред огнем, ни перед зверями. Наденет их низкорослый - они укорачиваются; кто ни наденет, тому они впору. Вот каковы мои серьги, чтимые высочайше, известные в трех мирах. Принеси же мне знак (что ты послан супругом)" (Ашвамедхикапарва, гл. 56, шл. 19 - 28).
Уттанка получает от Саудасы знак и передаёт его жене слова, которые сказал ему царь и известные царице. Мадаянти отдаёт жемчужные серьги Бхаргаве. Отшельник простился с царём и отправился к Ахалье, супруге Гаутамы. Серьги он привязал к шкуре чёрной антилопы. По дороге, почувствовав голод, он прицепил их к ветвям дерева билва, а сам забрался на него за его плодами. Но узел на шкуре развязался, серьги упали на землю и какой-то змей утащил их, а затем нырнул в муравейник. Увидев это, Уттанка быстро слез с дерева и стал посохом разрывать его. Внезапно здесь появился Индра, принявший образ брахмана. Он сказал, что его поступки напрасны, ведь мир змей находится за тысячу йоджан отсюда. Индра наделил его посох мощью ваджры. Уттанка проник в мир нагов. И тут перед появился конь с чёрно- белым хвостом и сказал ему: "Подуй мне туда, откуда исходит апана, и тогда ты получишь, о брахман, те серьги, что утащил сюда сын Айраваты. Да не почувствуешь ты при этом, о сын мой, ни малейшего отвращения - ведь тебе доводилось это делать тогда, в обители Гаутамы" (Ашвамедхикапарва, гл. 57, шл. 31 - 40).
Уттанка спросил его, откуда ему известно, чем он занимался в обители наставника. Конь сказал, что он - "наставник (твоего) наставника, пылающий Джатаведас" Уттанка сделал так, как ему сказал конь. Пока он дул в то место, которое указал ему конь, "из оснований волосков на теле (коня), о бхарата, повалил густой дым, повергая в ужас мир змеев". Испуганные змеи, узнав о целях Уттанки, оказали ему почести и отдали, "дивные, высочайше почитаемые серьги". Получив желаемое, Уттанка вернулся к обители Гаутамы и отдал его супруге волшебные серьги.
2. Где в мифе история
На первый взгляд кажется, что сюжет о серьгах является одним из вставных эпизодов Махабхараты. Впервые сведения о них появляются в эпосе в "Сказании о Паушье" ещё в первом томе эпоса. Какие-то детали этого сюжета совпадают с вышеприведенным, а какие-то имеют ряд характерных особенностей. Отметим совпадения: в обоих случаях Уттанке помогает Индра, ему приходится дуть в задний проход коня, он проникает в муравейник и попадает в мир нагов, где устраивает пожар. Уттанка получает серьги, которые у него потом воруют. В конце концов всё для него заканчивается удачно и он возвращается с серьгами к жене Гаутамы.
Чудесные серьги, находящиеся у царицы Мадаянти, обладают рядом особенностей, которые их сближают с серьгами Карны. За ними охотятся наги, якши, ракшасы, боги и люди! Они дают богатство, почёт, уважение, защищают от голода, холода, яда и огня. Эти серьги - сакральный символ Солнечной династии. Вот почему их ищут все претенденты на власть в Северной Индии. В конце двенадцатого года изгнания пандавов Индра получил их от Карны в обмен на копьё Амогха. Если мы считаем, что "копьё Амогха" - это и есть Рама Джамадагни, то в истории с серьгами, за которыми охотится Уттанка, он тоже возникает уже в образе нага Такшаки! Индра обменял своего заложника на серьги по заказу одного из представителей династии Икшваку. Но кто это? Гаутама или кто-то другой?
Отношения между Индрой, Гаутамой и Ахальей очень не просты. Однажды Индра изнасиловал Ахалью, когда её мужа не было дома. В наказание за это Гаутама лишил Индру яичек. Миф об этих событиях есть в тринадцатой книге эпоса. Серьги не являются собственностью жены Саудасы Мадаянти, вот почему она отдаёт их по требованию Уттанки. Гаутама и его ученик, как и Рама Джамадагни, из рода Бхригу. Получив серьги, Уттанка спешит к своему учителю. Но тут на его пути оказывается некий змей. В "Сказании о Паушье" этим змеем является Такшака. Но как раньше нам уже стало известно, под этим именем скрывается Рама Джамадагни. Под муравейником следует понимать вход в какое-то жилище. С помощью Индры Уттанка проникает в него. Для этого ему приходится дуть в задний проход коня(?). Кажется, таким образом кто-то издевается над Уттанкой. В этом действии можно видеть намёк на то, что Уттанка вынужден совершить грязный поступок. Хотя совет Уттанке дуть в задний проход по легенде даёт сам конь, но скорее всего его совершает Индра. В жилище нагов возникает пожар. Эта сцена снова вызывает в памяти поджог Кхандавы. "Пылающий Джатаведас" тоже присутствует в обоих сценах. Не является ли это намёком, что Гаутама работает на Вьясу? И в Кхандаве, и в жилище нагов присутствовал Такшака. Змеи вынуждены отдать серьги Уттанке. Из этого следует, что потомки Бхригу ведут между собой ожесточённый спор самыми крайними методами вплоть до угрозы убийства за обладание серьгами - священного символа Солнечной династии.
Уттанка возвращается к Гаутаме и Ахалье, выполнив задание. И мы тоже вернёмся к ним в своё время...
Рубрики: | Махабхарата |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение HOOSH
Соккар, но если бы серьги были династическим знаком, то и окружающим было бы ясно, что Карна принадлежит к этой династии. Не обзывали бы его на каждом шагу "сутиным сыном". Тем более, что серьги (и панцирь) росли из его плоти. Чай, не ворованные!
Если я правильно помню, то увидела его в олдиевском "Черном баламуте".
"Сын суты" звучит естественно, это точный перевод с санскрита, а вот второе именование явно носит современный, пренебрежительный и даже унизительный характер и его в тексте эпоса нет. Во всяком случае я так воспринимаю.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |