-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30129


Эпизод 2. Кришна и Кашьяпа. Провал резидента

Суббота, 03 Августа 2019 г. 09:49 + в цитатник
   Анугита - философский раздел Махабхараты. В ней Кришна отвечает на вопросы Арджуны, который попросил его повторить то, что он говорил ему накануне битвы в Бхагавадгите. В реальности же этот раздел содержит не только богословские тексты, но и мифологические. Это одна из наиболее сложных частей эпоса. Но что скрывается за этим флёром сложности? Философские тексты эпоса в наибольшей степени подверглись редакторской обработке. Кришна обращается не только к Арджуне (как обычно принято считать), но и к своим родственникам, имена которых не названы. Время от времени его рассказ приобретает характер тайного учения, он переполнен иносказаниями и намёками, включает легенды как исторического характера, так и дидактического. Всё это более характерно для политического учения, чем философского. Попробуем выяснить, что хотел сказать своим слушателям Джанардана.


  1. Миф как он есть

  После победы на поле Куру Кришна и Арджуна отправились из Хастинапура в Индрапрастху и вошли во дворец собрания. Здесь они долго беседовали друг с другом. Однажды Кришна и Арджуна "в сопровождении родственников забрели ненароком в один из залов того дворца" и долго общались между собой.

   Арджуна попросил Кришну рассказать то, что он поведал ему в Бхагавадгите, так как он забыл услышанное ранее. Джанардана сказал, что он сообщил ему тайну, описал дхарму и все остальные миры. Но ему очень неприятно, что Арджуна не усвоил сказанное. Сейчас он может поведать пандаве "одно древнее сказание", чтобы он обрёл должное состояние сознания.

   Кришна рассказал, что однажды "из небесного мира" пришёл один брахман, побывавший в обители Брахмы и сообщил всё то, что он знал. И далее Джанардана рассказывает присутствующим в зале дворца те вести, что принёс ему брахман-рассказчик.

   Вестник рассказал, что Кашьяпа встретился с неким брахманом, обладающим даром невидимости, путешественником, сопровождаемым "свитой таких же невидимых сиддхов". Мы будем называть его брахманом-невидимкой, отличая его от брахмана-рассказчика или вестника. Брахман-рассказчик сообщает, что Кашьяпа оказал брахмане-невидимке почести, как учителю. Самого Кашьяпу рассказчик называет Парантапой (Испепелитем недругов).

  Брахман-невидимка рассказывает Кашьяпе о своей жизни, о том, что он ранее предавался греху и ему пришлось пройти через разные испытания. Ему приходилось есть разную пищу, быть в разлуке с приятным и сталкиваться с неприятным, жалеть о потере богатства, нажитого ценой тяжёлых усилий, терпеть жестокие унижения, страдать от сильнейших болей, сносить страшные оскорбления, подвергаться плену и убийству, принимать наказания, многократно менять телесные оболочки.

  Униженный и измученный несчастьями, брахман-невидимка готов умереть и не возвращаться в мир смертных: "Я больше не вернусь в этот мир смертных, о великий мудрец, преисполненный пылом подвижничества (Парантапа - Л.П), скажи, что я могу сделать для тебя?... Спрашивай, о чем хочешь, - я на все готов ответить". (Ашвамедхикапарва, гл. 16, шл. 37 - 43). Перед смертью он готов поведать Кашьяпе всё то, ради чего мудрец пришёл к нему.

   Внук Брахмы стал задавать брахману-невидимке различные вопросы: как тело погибает, как возникает другое тело, как человек освобождается из сансары, о вкушении плодов собственных благих и дурных деяний. Брахман-невидимка фактически отвечает на три вопроса: о смерти и оставлении тела, об обретении другого тела и перерождении. Он рассказывает, как природный жар разрывает жизненные центры. При этом живое существо не в состоянии вынести страданий и оставляет тело. Брахман-невидимка рассказал Кашьяпе как душа воплощается в тело, а потом человек, проникнутый отрешённостью, стремится освободить Атман от оков: "Теперь я тебе поведаю высшее, непревзойдённое учение йоги: постигнув его, йогины прозревают во всех людях Атман в его совершенстве" (Ашвамедхикапарва, гл. 19, шл. 14 - 22). Собеседник Кашьяпы рассказывает ему, как обнаружить "лишенный зримой формы Атман. Как человек, извлекший из мунджа стебель, может после показать (другим, где он скрыт в кусте этой травы), так же точно и йогин, раз выявив в себе Атман, потом (всегда) прозревает его в теле. Тело его называют (в данном случае) "мунджа", а стебель обозначает Атман. Люди, постигшие йогу, считают этот пример самым лучшим" (Ашвамедхикапарва, гл. 19, шл. 14 - 22).

  Атман по своему желанию вселяется в различные тела. Он не испытывает ни малейшего страдания и может стать даже богом над богами. Смерть ему не страшна, его не берёт никакое оружие.

   Брахман-вестник рассказал Кришне, что Кашьяпа обратился с вопросом к брахману-невидимке: "...смышленый ученик стал тогда задавать новые вопросы, относящиеся к учению об освобождении, которое так трудно облечь в слова, о Губитель Маджу! "...какая область тела служит опорой для Атмана, пребывающего внутри нас? Когда джива движет, заставляет шевелиться послушное тело, когда он поселяет в нем разум - как оно выглядит? Какого оно цвета? Поведай мне это по всей истине, о безгрешный владыка!" И на все вопросы того брахмана я ответил так. как сам слышал, о мощнодланный Мадхава, Губитель недругов!" (Ашвамедхикапарва, гл. 19, шл. 36 - 41).

   Брахман-невидимка рассказал Кашьяпе, как джива устремляется к Атману через различные "врата" в тело: "Со всех сторон у него руки и ноги, со всех сторон - головы, лица, глаза; джива видит того Атмана как бы извлеченным из тела (словно стебель мунджа). И тогда отринув тело, он предается созерцанию Атмана, помня о том, что это - Единственный Брахман, и как бы посмеиваясь в душе (над своими прежними заблуждениями). Вот и возвещена мною тебе вся эта тайна, о лучший из дваждырожденных! С твоего позволения, я удалюсь; и ты, ученик мой, ступай, куда хочешь!" (Ашвамедхикапарва, гл. 19, шл. 42 - 47).

   Услышав этот рассказ брахмана-невидимки, Кашьяпа избавился от сомнений и ушёл. Кришна сказал, что брахман-рассказчик удалился. Обратившись к Арджуне, Джанардана сообщил присутствующим, что поведанное им сейчас - это тайна богов, которая ранее не была извещена ни одному смертному. Вечный Брахман - это высший удел, "в нем обретают бессмертие и, забыв печаль, вкушают неизменное блаженство". Цель указана, описаны все средства для её достижения. Кришна указал, что этой цели можно достигнуть за полгода: "Стоит лишь человеку провести в неустанных духовных упражнениях шесть месяцев - и начинается (истинная) йога, о Партха!" (Ашвамедхикапарва, гл. 19, шл. 49 - 60)

   Без всяких вопросов Кришна начинает новый рассказ, который он именует "Прогоняющим сстрах".

  2. Где в мифе история

   Собрание близкого круга родственников и друзей Кришны носит все признаки тайного совета в Индрапрастхе. Формально беседа Джанарданы и Арджуны проходит вдвоём, но упоминание родственников вовсе не случайно. Имена их не названы, но, несомненно, среди них точно был Сатьяки - ближайший родственник и возница Кришны. Поводом для начала совещания служит желание Арджуны снова услышать о делах организации (Вишварупы), воглявляемой Кришной. За образом Вселенского Владыки следует видеть организацию, в которой много голов, глаз, рук. Желание Арджуны объясняется тем, что после поражения кауравов политическая ситуация изменилась, теперь речь идёт о борьбе внутри лагеря победителей между кланами Кришны и Кашьяпы. Вьяса и его партия пока держатся в стороне от схватки. Врагами теперь становятся прежние союзники. Для Кришны подобная тактика не новая. Ночным нападением на лагерь спящих из борьбы за власть им выведены панчалы и их вожди.

  Кришна начинает свой доклад сообщением, что из лагеря Кашьяпы приходил брахман-вестник с сообщением о провале резидента. В сообщении вестника он именуется брахманом-невидимкой. Рассказчик сообщил о беседе брахмана-невидимки с Кашьяпой. Якобы внук Брахмы задавал этому брахману вопросы о перевоплощении, бессмертии Атмана и т.д. На самом деле это не вопросы "смышленого ученика", а допрос Кашьяпы брахмана-невидимки. Свита "таких же невидимых сиддхов" - это окружение резидента. Таким образом речь идёт о провале всей сети Кришны в ставке Кашьяпы. Брахман-невидимка именует Кашьяпу Парантапой - Испепелителем недругов. Точное значение термина parantapa - "уничтожающий или истязающий врагов". Позднее редакторами эпоса этот допрос превратился в философский диалог, в котором Кашьяпа стал учеником, задающим вопросы о смысле бытия. В реальности же допрос проводился с применением пыток, об этом ясно свидетельствует и эпитет Кашьяпы в этой беседе, и признание резидента о собственной греховности, мучениях, унижении и наказании.

   Устами брахмана-вестника Кришна сообщает участникам тайного совещания, что все его связи прерваны, все источники информации потеряны. Теперь о планах своих врагов Кришна уже ничего не знает. Более того, поскольку резидент оказался разговорчивым, то планы самого Джанарданы стали известны внуку Брахмы: "Спрашивай, о чем хочешь, - я на все готов тебе ответить"! Пытки способен выдержать далеко не каждый. Резидент Кришны сдал всю сеть своих агентов: "лишенный зримой формы Атман". Эта сеть невидима для окружающих. Агенты могут носить одежды из травы ("мунджа") горшечника, брахмана, торговца, кузнеца, но все они исполняют волю "стебля мунджа" или Атмана. Теперь весь куст "мунджи" становится известным Кашьяпе. Резиденту - брахману-невидимке - хорошо известна задача Кришны в лагере Кашьяпы. Внук Брахмы задаёт вопрос резиденту, к кому стекается эта информация ("какая область тела служит опорой для Атмана"). Понятно, что кауравы создать такую сеть не могли, даже если бы хотели это сделать. Да она и не нужна им. Резидент признаётся ведущему допрос о том, что у его агентов ("невидимых сиддхов") везде есть "руки и ноги, со всех сторон - головы, лица, глаза". Его агенты приносят сведения из многочисленных долин Гималаев различными путями ("врат"), где живут потомки всех сыновей Брахмы. Сеть Кришны охватывает своими щупальцами весь клан Брахмы. Цель Атмана (незримой сети) - стать Брахманом, иначе говоря, захватить власть в стране. Допрос закончился. Получив все сведения от резидента Кришны, Кашьяпа удалился. Теперь ему нужно было дать ответ и он обязательно последует.

   В одном месте текст Анугиты сбивается, и тогда можно понять, что брахман-рассказчик и брахман-невидимка - это один и тот же человек. На суть рассказанного это никак не влияет. Кашьяпа мог приказать казнить резидента Кришны, но мог и отпустить, чтобы он принес Джанардане ультиматум от клана Брахмы.

  Кришна обратился к собравшимся со словами, что рассказанное им - это тайна богов, которую никому нельзя сообщать. Подобные слова Кришна уже говорил ранее в Бхагавадгите Арджуне. Цели - вечного Брахмана - можно достигнуть в течение полгода. Иначе говоря, за шесть месяцев можно уничтожить клан Кашьяпы и захватить власть в стране.

  Анугита ни одного слова не говорит о реакции членов тайного совещания в Индрапрастхе. Но, исходя из того, что Кришна потом приступил к новому сказанию, названному им "Прогоняющим страх", присутствующих охватила паника. Никто не хотел бросить вызов членам могущественного клана Брахмы. Уже в следующем эпизоде Джанардана расскажет двенадцать (!) легенд перепуганным слушателям, чтобы устранить этот страх у своих последователей.
Рубрики:  Махабхарата
Метки:  
Понравилось: 7 пользователям

vit4109   обратиться по имени Суббота, 03 Августа 2019 г. 10:52 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Августа 2019 г. 17:14ссылка
vit4109, спасибо. Пожалуйста.
OKSOMORON   обратиться по имени Воскресенье, 04 Августа 2019 г. 19:59 (ссылка)
Похоже Кришна продолжает свою игру, но уже со своими союзниками. Благодарю,Пётр!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 05 Августа 2019 г. 17:13 (ссылка)
Да, Лина, Кришна будет плети интриги до последнего мгновения своей жизни. Он мне сильно напоминает Одиссея в "Илиаде" или скандинавского Локи в "Младшей Эдде".
Удивительно, что такой человек стал учителем для своих последователей. Я думаю, людям надо не расставаться со здравым смыслом, даже когда они влюблены.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Августа 2019 г. 20:30ссылка
Да, это точно, здравый смысл людей спасает от многих бед. Люди принимают то, что им близко по их состоянию души.
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Августа 2019 г. 21:42ссылка
Кришна использует доверившихся ему людей ради своих корыстных целей. Попросту говоря, он обманывает их, а они или не догадываются об этом, или догадываются, но очень поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Кашьяпа - внук Брахмы - допросил его агента и стал понимать планы Кришны. В "Ашвамедхикапарве" об этом ещё будет идти речь.
Перейти к дневнику

Среда, 07 Августа 2019 г. 10:39ссылка
Да,подлости нет предела. Благодарю,Пётр! Я с Вами согласна.
Соккар   обратиться по имени Среда, 07 Августа 2019 г. 18:52 (ссылка)
Есть индийские мифологемы: дхарма, артха, карма, мокша, сансара, бхакти. Они базируются на мифах, являются своеобразной философской надстройкой их. А уже на них покоятся культура, искусство, литература. Кришна считается провозвестником бхакти. Он часто обращается к этой мифологеме. Этот термин часто переводят как "любовь". Кроме этого он имеет ещё много значений, в том числе и "преданность", "верность". На самом деле Кришна использует преданность для своих целей. К анализу этих терминов ещё предстоит обратиться.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку