1. Миф как он есть
После гибели кауравов Дхритараштра не находил себе места от горя. Его утешали Санджая и Видура. Но после их слов он потерял сознание. Когда он пришёл в себя, к нему с речью обратился Вьяса. Он рассказал ему, как в собрании Индры он слышал, что Земля просила богов облегчить её ношу от людей. И тогда улыбнулся Вишну и сказал, что старший сын Дхритараштры исполнит это дело. Он родится как частичное вполощение Кали.
Стрипарва или книга о женах, гл. 8, шл. 27 - 44:
"... А господин Кришна Двайпаяна... обратился с такой речью:
"...Дядя его с материнской стороны - Шакуни и лучший друг - Карна, а также все прочие цари родились на погибель земли; и Нарада был полностью посвящен в эту тайну, о мощнодланный! Сыновья твои погибли из-за собственных грехов, о владыка земли! Не скорби же о них, о Индра царей, здесь нет причины для скорби! Ведь Пандавы ни в чем, даже в самом малом, не провинились, сыновья же твои - злодеи, именно из-за них опустошена земля!".
Вьяска сказал, что ещё во время раджасуи он и Нарада сообщили Юдхиштхире, что грядёт война между пандавами и кауравами, в которой они погибнут. Мудрец настояла, чтобы Дхритараштра оставался в живых.
Дхритараштра распорядился, чтобы женщины города отправились на поле Куру для совершения обрядов. Пройдя крошу, они встретили Ашваттхамана, Крипу и Критавармана. Крипа рассказал Гандхари о поражении кауравов, о ночном избиении спящих: "Мы затем бежали, ибо втроем не смогли устоять в битве. Пандавы, эти отважные великие лучники, сейчас всецело во власти гнева; они скоро придут сюда, чтобы насладиться местью. Эти герои, мужи-быки, узнав, что их родные сыновья застигнуты врасплох и убиты, быстро нападут на наш след, о многославная! Провинившись перед Пандавами, мы не смеем более оставаться (здесь). Отпусти нас, о царица!" (Стрипарва или книга о женах, гл. 10, шл. 5 - 17).
Простившись с горожанами, трое кауравов отправились к Ганге. Здесь они попрощались друг с другом и "Крипа, сын Шарадвана, направился в Хастинапур, сын Хридики - в собственное царство, а сын Дроны - в обитель Вьясы" (Стрипарва или книга о женах, гл. 10, шл. 18 - 23).
Пандавы, Кришна, Сатьяки и Юютсу направились к Ганге, где находились Дхритараштра, его советники и женщины Хастинапура. Отец Дурьйодханы с неохотой обнял Юдхиштхиру и стал ожидать Бхиму. Вайшампаяна сообщает, что Кришна разгадала его замысел убить пандаву и, оттолкнув Бхимасену, "подставил (Дхритараштре) Бхиму из металла". Сын Вичитравирьи сдавил его в объятиях так, что у него была повреждена грудь, а изо рта пошла кровь. Санджая стал успокаивать его словами, что уже слишком поздно. Кришна сказал царю, что он раздавил статую, а не самого Бхиму, поэтому он не должен огорчаться и пусть он вспомнит, сколько сам сделал дурного. Бхима же, убив Духшасану, "осуществил справедливое возмездие". После его слов Дхритараштра заключил в объятия всех сыновей Панду.
Братья подошли к Гадхари и она уже собралась проклясть Юдхиштхиру. Но её замысел разгадал Вьяса и быстро прибыл в тот край. Он стал её успокаивать и призвал к миролюбию. Гандхари вспомнила о том, как Бхима нанёс удар Дурьйдхане ниже пупа. Бхима ответил ей, что он это сделал "из страха, дабы спасти свою жизнь; соизволь же простить меня! Ведь твоего могучего сына в честном бою никто не мог бы одолеть - поэтому я и поступил нечестно" (Стрипарва или книга о женах, гл. 14, шл. 1 - 10). В своё оправдание пандава снова напомнил о том, что Духшасана привёл Драупади в зал собрания, а Дурьйодхана показал ей своё левое бедро. Гандхари сказала ему о том, что Врикодара пил кровь Духшасаны. Бхима ответил, что он не пил кровь, а только намочил губы и зубы, и не следует ей обвинять его, ведь она сама не удержала своих сыновей.
Гандхари вспомнила об Юдхиштхире, и он со страхом приблизился к ней, произнеся покаянную речь. Взгляд царицы из-под повязки на глазах попал на его ногти и они испортились.
Дхритараштра, Гандхари, пандавы, Кришна и женщины Хастинапура пришли на место битвы. Увидев погибших воинов жёны и матери кауравов пали на землю и огласили пространстов плачем. Обратившись к Васудеве, Гандхари стала говорить о тех, кто лежал на земле. Причитания и вопли неслись со всех сторон. Увидев Дурьйодхану, Гандхари вспомнила напутствие, которое она ему говорила перед битвой: "Где дхарма - там победа". Царица перечислила имена воинов, лежащих на земле: Дурьйодхану, Духшасану, Лакшману, Викарну, Дурмукху, Читрасену, Вивиншати и других своих сыновей. Она говорит, что Уттара оплакивает гибель Абхиманью: "В этом мире суждены были нам с тобой только шесть месяцев совместной жизни, а на седьмой месяц, о герой. ты уже встретил свою гибель! (Стрипарва или книга о женах, гл. 20, шл. 4 - 27).
Гандхари говорит, что на земле лежит Карна, а его оплакивают жёны Вайкартаны. Он внушал тревогу Юдхиштхире, что тот не ведал сна в течение тринадцати лет. Мать Вришасены оплакивает гибель Карны, а мать Сушены лишилась чувств.
На погребальный костёр кладут тело Дроны и в огонь бросают луки, древко копий, кузова колесниц. Брахманы - ученики Дроны, обойдя костёр против солнца, вместе с Крипи идут к Ганге. Мать Бхуришраваса оплакивает гибель своего сына, которому Арджуна отсек руку. Супруги кауравы обступили его тело со всех сторон и причитают: "Двое - одного бесчестно убили!". Сражённые Дроной лежат пять братьев-кекаев. Царица обвинила Кришну, что он развязал войну и прокляла его.
Стрипарва или книга о жёнах, гл. 25, шл. 36 - 42:
"Гандхари сказал:
Тем скромным подвижническим пылом, который я накопила в послушании своему супругу, я ныне налагаю на тебя заклятье, о Носитель диска и палицы, чей Атман столь труднодостижим! За то, что ты допустил, чтобы родичи - Пандавы и кауравы - истребили друг друга, тебе суждено стать убийцей собственных родственников, о Говинда! Когда придет тридцать шестой год от сего дня, ты, потеряв родичей, советников, потеряв сыновей, блуждая в лесу, примешь смерть непочтенным образом, о Губитель Мадху! И тогда жены (ядавов), потеряв сыновей, родственников и близких, сойдутся (оплакать) тебя - как сейчас эти жены бхаратов!"
Кришна ответил с улыбкой, что кауравы погибли по вине самой Гандхари. И зря она свою вину пытается переложить на него.
После совершения обрядов все присутствующие отправились к Ганге. Внезапно Кунти обратилась к сыновьям и сказала им, что Карна - её сын: "Тот, кому на всей земле нет равного в доблести, кто честен, отважен и в битвах никогда не обращался в бегство, - этот вершитель незапятнанных деяний должен быть почтен вами возлиянием как родной брат! Ведь это и есть старший брат ваш, рожденный мною от Творца света и в своих золотых серьгах и панцире сиявший, подобно (своему отцу), Творцу дня!" (Стрипарва или книга о женах, гл. 27, шл. 6 - 12). Юдхиштхира сказал, что после её слов он не понимает, зачем она скрыла эту тайну от них: "Теперь мы, со всеми нашими родственниками, тяжело скорбим из-за гибели Карны! Это горе терзает меня в сто раз сильнее, чем гибель Ашваттхамана, чем убийство сыновей Драупади, чем истребление панчалийцев и падение всего рода Куру!.. Ведь (в союзе с Карной) для нас не было бы ничего недостижимого, даже из того, что находится на небесах! И не было бы этой страшной бойни, столь гибельной для рода Куру!" (Стрипарва или книга о женах, гл. 27, шл. 12 - 20).
2. Где в мифе история
Поражение кауравов вызвало у Дхритараштры отчаяние. Такое невозможно было помыслить! "Утешения" Санджаи и Видуры закончились тем, что он потерял сознание. Они во всём обвинили кауравов. Когда сознание вернулось к царю, роль "утешителя" взял на себя Вьяса. "Отец" рассказал "сыну" легенду, как в собрании Индры Земля просила облегчить её ношу от количества людей и Вишну сказал, что эту миссию возьмёт на себя Дурьйодхана. Иными словами и "отец" Вьяса обвинил "сына" Дхритараштру и "внука" Дурьйодхану в розжиге войны: "сыновья твои погибли из-за собственных грехов". Эти слова особенно резко контрастируют с его оценкой пандавов, которые "ни в чём, даже в самом малом, не провинились", а вот дети Дхритараштры - "злодеи, именно из-за них опустошена земля!". Точно такую же оценку пандавам давал и Кришна, обращаясь к Дхритараштре: "Даже малейшего проступка не замечается у благородных пандавов, будь то осуждаемо правилами нравственности, или здравым смыслом, или же глубокой привязанностью, о усмиритель врагов! Зная, что все это - плод твоей собственной вины, ты не должен питать неприязни к сыновьям Панду" (Шальяпарва, гл. 62, шл. 42 - 48). Два зачинщика войны - Кришна Двайпаяна и Кришна Васудева - обвиняют убитых горем родителей после того, как они сами приложили все усилия для розжига войны, в которой затем были нарушены все нормы нравственности. Но и Юдхиштхира понимал: правда была на стороне Дурьйодханы, о котором он говорил, что сын Дхритараштры "всегда сражался справедливо, но сраженном нами нечестным путем" (Шальяпарва, гл. 62, шл. 7 - 13). И Бхима чуть позже тоже сказал Гандхари о том, что без подлости пандавы не смогли бы одержать победу: "Ведь твоего могучего сына в честном бою никто не мог бы одолеть - поэтому я и поступил нечестно". (Стрипарва или книга о женах, гл. 14, шл. 1 - 10). Эпос называет Вьясу дедом пандавов и кауравов, но он считает всех сыновей Дхритараштры злодеями. ВСЕХ!!! Разве стал бы такое говорить настоящий дед? Разумеется, нет. Наступит очередь и пандавов, которым "дед" укажет путь на небо, чтобы его - Вьясы сын - стал царём в Хастинапуре. Пока же ещё не время предъявлять городу и миру настоящего претендента на власть в Хастинапуре.
Горожане вместе с царём отправляются на поле Куру для совершения похоронных обрядов. Пройдя крошу, они встретили Ашваттхамана, Крипу и Критавармана. К царю с речью обратился Крипа. Его слова вызывают недоумение. Крипа рассказал, что они втроём напали на лаегрь панчалов и убили всех воинов в нём. Но вслед за этим они почему-то бежали, "ибо втроем не смогли устоять в битве". Но как это возможно, если в живых уже никого не было, кроме пандавов, Кришны и Сатьяки? Крипа говорит, что они испытывают страх перед пандавами. Почему же он потом возвращается в Хастинапур, где теперь постоянно будут жить пандавы? Эти два факта наряду с фактами в предыдущих эпизодах явно не согласуются с нападением кауравов на лагерь спящих панчалов. Критаварман возвращается в царство бходжей, а оно находится на полуострове Катхиавар и там же располагается резиденция Кришны в Двараке. Царь бходжей будет там мирно жить в течение длительного времени до развязки событий в 16 книге эпоса. И никто не собирается ему мстить за нападение на лагерь. Загадочным выглядит уход Ашваттхамана в обитель Вьясы. Видимо, авторы эпоса этим "фактом" хотят подчеркнуть принадлежность сына Дроны к брахманам.
При встрече Дхритараштры и пандавов произошла сцена спасения Бхимы благодаря тому, что Кришна разгадал замысел Дхритараштры задушить пандаву. Так сообщает Вайшампаяна. Но данное намерение царя представляется сомнительным, так как в этой сцене несколько нелогичностей. Возникает вопрос: откуда на берегу Ганги появилась металлическая статуя? Вполне вероятно, что подобную статую Дурьйодхана использовал в качестве тренажёра в Хастинапуре. И зачем тогда Кришна заранее взял её оттуда? Непонятно. Осязание у слепых людей развито больше, чем другие чувства. При соприкосновении с ней Дхритараштра мог легко разгадать, что перед ним не человек, даже если он и был слепым. Третья странность заключается в том, что спасение Бхимы от удушения Дхритараштрой явно перекликается с подобным спасением Юдхиштхиры от проклятия Гандхари. Понятно, что родители Дурьйодханы были просто в ярости от подлости пандавов, но нанести им физический ущерб вряд ли могли. А вот высказать им всё, что у них накипело, они могли. Такое впечатление, словно эти "спасители" соревнуются друг с другом с целью показать пандавам, кто в большей степени способен их защитить от гнева Дхритараштры и Гандхари. Ну и последнее. Хотя царь и был сильным человеком, но возраст его таков, что раздавить металлическую статую он не мог бы.
Спасение Юдхиштхиры Вьясой от проклятия Гандхари тоже происходит чудесным образом. Мудрец появляется неожиданно на берегу Ганги, узнав волшебным образом о желании матери Дурьйодханы проклясть Юдхиштхиру. У пандавы пострадали только "кончики пальцев", на которые упал взор царицы. Что здесь вызывает сомнение? Если предположить, что Гандхари всю жизнь носила повязку на глазах, то она бы уже давно потеряла зрение. На данный момент ей около 70 лет и в этом случае повязка на глазах у неё находится уже 50 лет! Какой смысл соблюдать обет носить повязку, если все её сыновья погибли. Потерявши голову, по волосам не плачут!
Обе эти сцены хорошо иллюстрируют, что Дхритараштра и Гандхари понимали, что их дети погибли не в результате нарушения воинской этики ими (дхармы, в эпосе), а как раз наоборот: сами стали жертвой неукоснительного соблюдения принципа: "Где дхарма - там победа". Это стало возможным, потому что их противники нарушали эти принципы при любых обстоятельствах и где только возможно. Кришна и Вьяса всеми силами пытаются оправдать пандавов. Они снова прибегают к старому аргументу: гибель Дурьйодханы стала следствием "игры в кости". В этом состоит якобы главная причина гибели Дурьйодханы. Но почему авторы эпоса не возмущаются гибелью шести нишадов и Пурочаны, ставших невинными жертвами самих пандавов? И почему никто не мстит за их гибель? Вполне вероятно, что суд ("игра в кости") и изгнание пандавов в леса и явились результатом расследования этого преступления.
Плач по погибшим воинам является, пожалуй, самой трагической сценой эпоса. Поле битвы предстаёт перед нами глазами Гандхари. Мифическая повязка с глаз покинула царицу. Следование принципам воинской этики привело кауравов к поражению. Их противники на словах говорили о соблюдении дхармы, но не собирались следовать этим принципам. Страданию и горю матери и отца Дурьйодханы нет пределов. Кауравы стали жертвами бесстыдства и обмана со стороны Кришны. Своё горе не мешает Гандхари сострадать другим. Она видит плачущую Уттару и слышит её слова о том, что царевна матсьев наслаждалась совместной жизнью с Абхиманью всего только шесть месяцев. Если их свадьба произошла за несколько дней до летнего солнцестояния, то значит гибель Абхиманью произошла в зимнее солнцестояние. А война началась в осеннее равноденствие, сразу после сезона дождей. Таким образом от начала войны до гибели Абхиманью прошло три месяца.
Гандхари говорит, что она видит, как Карну оплакивают его жёны, а мать Сушены потеряла сознание. Женщины Куру по-разному переносят потерю мужей и сыновей: одни горестно оплакивают, другие теряют сознание, а некоторые сходят с ума. Супруга Дхритараштры вспоминает о подлости Арджуны и Сатьяки во время убийства Бхуришраваса. Гандхари прямо обвинила Кришну в развязывании войны и прокляла его. Она предрекла гибель Джанарданы и всех его родственников через 36 лет. Сам факт проклятия, несомненно, имел место. Добрых слов для Кришны невозможно найти. Но это ли погубило его? В этой смерти был другой заказчик. Об этом пойдёт речь в соответствующем месте. Само время гибели вызывает вопросы. Какой смысл в том, что виновник войны погибнет через 36 лет в возрасте около 100 лет.? Смысла в этом нет. И со временем мы убедимся, что речь идёт о 36 месяцах. Эта дата в прорицание Гандхари вставлена задним числом. Цинично улыбнувшись, Кришна по привычке обвинил во всём Гандхари.
На берегу Ганги неожиданно откровению предалась Кунти. Она заявила, что Карна - её сын. Зачем мать пандавов сделала такое признание в такой момент, когда ничего уже нельзя изменить? Кажется, и в этом случае мы имеем дело с расчётом и лукавством. И почему бы ей в этот миг не признаться, кто является отцом Карны? Формально по эпосу им является Сурья. Кунти совершила преступление, бросив своего ребёнка в реку. Но ведь она в этом случае бросила не только своего сына, но и сына бога Сурьи! А ведь ему видно всё и он не наказывает её. Эпос молчит на этот счёт. Почему Кунти не сделала признание о том, кто в реальности является отцом Вайкартаны? По легенде при рождении Карны произошло четыре (!) чуда: Кунти зачала от бога, зачатие было непорочным, оно происходило в период месячных и к ней вернулась девственность после рождения младенца. Принять эти "факты" как реальность невозможно. По этой причине подобное откровение Кунти и не вызывает доверия. В дополнение к этому в Виратапарве, гл. 49 и Дронапарве, гл. 31, гл. 40, гл. 132 есть шлоки, где говорится о 6 единоутробных братьях Карны: Санграмаджите, Шатрунджае, Випате, Вришаратхе и двух неназванных по имени. По эпосу Кунти родила только пандавов. А вот у Карны есть шесть других единоутробных братьев. Следовательно, их всех родила совсем другая женщина, имя которой нам неизвестно. Все они были убиты на поле Куру. От рук Арджуны пали три брата Карны, от рук Абхиманью и Бхимы - двое, Санграмаджит был убит Арджуной при угоне скота в Виратапарве. И эти шлоки опровергают слова Кунти.
Почему Кунти призналась в этом преступлении, но забыла о горе родственников нишадов, убитых и сожжённых её детьми по указанию матери пандавов в Варанавате? А ведь там, спасая своих детей, Кунти обрекла на смерть пять сыновей другой матери и Пурочану. Ни в чём неповинных людей! Она была инициатором и организатором того убийства, ведь пандавам на тот момент было около 18 лет, а, возможно, и меньше. И можно ли верить словам такой лживой женщины? Ответ тут, на мой взгляд, однозначный: нет!
В "признании" Кунти должен быть какой-то интерес. В глазах жителей страны кауравов пандавы отъявленные мерзавцы. Их авторитет слишком низкий, а ведь они формально претендуют на власть. И жителям Хастинапура явно не нравятся такие правители. С учётом столь низкой репутации её сыновей Кунти решает спасти их авторитет, объявив всем, что Карна - "вершитель незапятнанных деяний" - их старший брат. На её слова неожиданно отреагировал Юдхиштхира. Он сказал, что горе из-за гибели Карны его терзает в 100 раз сильнее, чем горе от смерти Абхиманью и пяти сыновей Драупади! Находясь под плотной опекой Кришны и Вьясы, он давно уже понял, что братья, по сути дела, находятся в рабстве. А вот если бы их союзником был Карна, то пандавы были бы суверенными правителями. Но это уже недостижимо для них... И как же это здорово умереть свободным и не изменять своим принципам, как Карна!