-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Эпизод 26. Жемчужина Ашваттхамана

Понедельник, 17 Июня 2019 г. 13:12 + в цитатник
    1. Миф как он есть

    Возница Дхриштадьюмны сообщил пандавам и Сатьяки о нападении на лагерь Ашваттхама и его спутников и гибели всех панчалов. Братья отправили Накулу в Упаплавью, чтобы он сообщил Драупади печальную весть. На исходе дня они вернулись из столицы матсьев. Обратившись к Юдхиштхире, дочь царя Друпады потребовала от него отомстить Ашваттхаману, Крипе и Критаварману. Юдхиштхира сказал, что сын Дроны ушёл далеко в лес и как она сможет узнать, что он будет убит? Драупади ответила, что пандавы должны принести ей жемчужину, "с которой он родился" и тогда она поверит в его гибель. Вслед за тем она обратилась к Бхиме, напомнив ему о его предыдущих подвигах, и потребовала убить сына Дроны. Сев на колесницу вместе с Накулой, Врикодара отправился в путь по колесничному следу Ашваттхамана.


    Кришна рассказал Юдхиштхире, что Драуни обладает оружием брахмаширас, а оно "способно спалить землю!". Когда-то Дрона, передавая это оружие Арджуне, с неохотой передал его и сыну, сказав: "Даже если, сын мой, ты попадешь в битве в большую беду, тебе нельзя будет использовать это оружие, а против людей в особенности" и добавил: "Ведь ты не из тех, что придерживаются стези праведников!" (Сауптикапарва, гл. 12, шл. 1 - 9). Ашваттхаман после этого прибыл в Двараку и предложил Кришне обменять оружие брахмаширас (а его Дрона получил от мудреца Агастьи) на чакру, любимое оружие Джанарданы. Кришна согласился. Но Ашваттхаман не смог даже поднять чакру с земли. Джанардана сказал, что никто ранее не обращался к нему с подобной просьбой: ни Арджуна, ни Баларама, ни Прадьюмна, ни "живущие в Двараке вришнии и андхаки". Кришна закончил свой рассказ словами, что Ашваттхаман "гневен и злодушен, жесток и своенравен" и поэтому Бхима должен остерегаться его.

    Юдхиштхира, Арджуна и Кришна поднялись на колесницу и помчались вслед за Врикодарой. Скоро они настигли его на берегу Бхагиратхи и у самой воды увидели Вьясу вместе с мудрецами. Рядом с ними стоял Драуни. Увидев пандавов, Ашваттхаман обратился к волшебному оружию и левой рукой взялся за "айшику" (Сауптикапарва, гл. 13, шл. 10 - 20).

    С кличем "Смерть Пандавам!" сын Дроны пустил в ход оружие и "в тростниковой стреле возник огонь, словно бы нацелившись испепелить три мира, подобно Яме-Калантаке" (Сауптикапарва, гл. 13, шл. 10 - 20).
    Кришна обратился к Арджуне со словами, что он должен применить дивное оружие. Шумом наполнился небосвод, ужас охватил всё живое, пришла в движение земля. Между сыном Дроны и Арджуной стали два мудреца - Нарада и Вьяса, чтобы остановить их. Увидев двух мудрецов, Арджуна убрал "свою волшебную стрелу" и сказал им, что они должны остановить сына Дроны. Вайшампаяна сообщает, что это оружие может удержать только тот, кто "исполнил обет брахмачарина".

    Ашваттхаман "не смог в битве прервать действие своего грозного оружия" и сказал Двайпаяне, что он применил его, "желая спасти свою жизнь!" (Сауптикапарва, гл. 15, шл. 11 - 18). И теперь это оружие лишит жизни всех потомков Панду. Вьяса ответил, что сын Дроны должен остановить это оружие, а пандавы пусть останутся живы: "Царь-мудрец Пандава (Юдхиштхира) не желает победы вопреки дхарме. Отдай им эту жемчужину, что на твоей голове, а Пандавы, получив ее, взамен сохранят тебе жизнь" (Сауптикапарва, гл. 15, шл. 19 - 27)
Сауптикапарва, гл. 15, шл. 28 - 31, 32:
"Драуни сказал:

    Эта моя жемчужина превосходит ценностью и те сокровища, что есть у Пандавов, и то богатство, которое было добыто кауравами. Тот, кто носит ее, никогда не ведает страха ни перед оружием, ни перед болезнью, ни перед голодом, а также перед богами, данавами и демонами-змеями. Нет (у такого) страха ни перед толпами ракшасов, ни перед разбойниками, и я ни за что не могу расстаться со столь ценной жемчужиной! Но как ты сказал, о владыка, так мне и надлежит немедленно поступить. Вот жемчужина, а вот я! Да поразить эта стрела чрево каждой женщины из стана Пандавов; она, без промаха бьющая, уже нацелена!"
Вьяса сказал:

    Делай же так, если разум твой никак невозможно направлять на что-то другое! Послав (оржуие) во чрева женщин из стана Пандавов, на том и успокойся!"

    Выслушав Двайпаяну, Ашваттхаман направил оружие во чрева женщин пандавов. Кришна обратился к сыну Дроны со словами, что это оружие не причинит Уттаре вреда и она родит Парикшита. Разъярённый Ашваттхаман сказал, что его оружие достигнет чрева дочери Вираты. Кришна ответил, что, хотя "и умерщвленное во чреве, дитя все же родится на свет, и суждена ему будет долгая жизнь. Тебя же все мудрые будут считать ничтожеством, многогрешным злодеем и детоубийцей!" (Сауптикапарва, гл. 16, шл. 8 - 15). Вслед за тем он предрёк ему странствование по земле в течение 3 000 лет, а Парикшит в течение шести лет будет хранителем земли.

    Отдав жемчужину, Ашваттхаман отправился в лес. Пандавы, Кришна, Вьяса и Нарада поспешили к Драупади. Бхимасена отдал ей жемчужину и сказал, что сын Дроны повержен, но отпущен ими благодаря брахманскому происхождению и родству с наставником. Драупади ответила, что она принимает эту жемчужину как оплату долга: "сын наставника для меня - что наставник", и предложила эту драгоценность Юдхиштхире.

    2. Где в мифе история

    Последнее сражение на поле Куру происходит на берегу Огхавати. Кришна из лагеря панчалов доезжает до Хастинапура в течение одного дня. То есть, столица кауравов находится на расстоянии не более 20 км от места гибели Дурьйодханы. Эпос сообщает, что Накула доезжает до столицы матсьев Упаплавьи, где находилась Драупади, и возвращается вместе с ней назад тоже в течение одного дня! И это явное преувеличение, ведь Кришна в "Удьйогапарве" преодолевает это расстояние за 7 дней.

    Требование Драупади убить Ашваттхамана и его товарищей понятно, ведь ей сказали, что детей пандавов убили именно они. Странным кажется вопрос Юдхиштхиры о том, как Драупади узнает, что сын Дроны убит. Такое впечатление, словно жена пандавов не доверяет своим мужьям. И как доказательство смерти Ашваттхамана пандавы должны привезти ей жемчужину. А вот это очень странно. Логично было бы, если бы она потребовала привезти голову Ашваттхамана.

    Кришна предупреждает Юдхиштхиру, что Ашваттхаман обладает чудесным оружием брахмаширас, которое он получил от своего отца. Характер этого разрушительного оружия столь ужасен, что, по словам Дроны, он не должен применять его против людей. Эпос выставляет Арджуну любимым учеником Дроны и и он обучил его владению этим оружием. Но зачем обучать владению им, если его нельзя применять против людей? Всё это выглядит более чем странно. Кришна рассказывает, что Ашваттхаман хотел обменять оружие брахмаширас на чакру Джанарданы, для чего прибыл в Двараку. И Варшнея согласился на обмен, но Драуни не смог поднять чакру с земли. Эта легенда, рассказанная самим Кришной, явно преувеличивает силу Джанарданы. Он просто не захотел совершать эту сделку, она показалась ему не равноценной.

    Бхимасена, Накула, Кришна и Арджуна сели на колесницы и отправились по следу колесницы Ашваттхамана. Это вызывает сомнение, потому что в лагере панчалов находилось несколько тысяч воинов на колесницах. Даже, если бы Ашваттхаман и напал на лагерь спящих, то разобраться, где прошла колесница сына Дроны просто невозможно. Пандавы нашли Ашваттхамана на берегу Бхагиратхи, а рядом с ним были Нарада, Вьяса и другие мудрецы. Таким образом пандавы точно знали, где в данный момент был сын Дроны, а получить эти сведения они могли от посыльного.

    Но что же делал Ашваттхаман на берегу Сатледжа? Если он не нападал на лагерь спящих, то после поражения он решил предпринять попытку переправиться на другой берег реки, где находилось царство северных панчалов. Для этого он вышел к одной из тиртх. Брахманы этой тиртхи сообщили об этом Вьясе и Нараде, а сами постарались тянуть время, ссылаясь на то, что сейчас в тиртхе нет лодок. Вьяса и Нарада решли, что сейчас пришёл удобный момент отнять волшебную жемчужину у сына Дроны. Они послали гонца к пандавам, чтоб сообщить им, где сейчас находится Ашваттхаман. Так пандавы оказались в тиртхе на берегу Сатледжа.

    Увидев пандавов и Кришну, сын Дроны решается применить оружие брахмаширас, которое, как мы помним. нельзя использовать против людей. В ответ на действия Драуни Кришна призывает Арджуну тоже использовать дивное оружие. И вот, несмотря на то, что описание действия этого оружия ужасно, оно, тем не менее, никому не причиняет вреда! Все остаются живы и даже не ранены. Как это возможно? В чём же секрет этого оружия? Реальность проста. Брахмаширас ("голова Брахмы" так обычно переводят, но возможен перевод и "главный брахман"!) является тем, к чему Ашваттхаман прибегает в крайнем случае: он захватывает в заложники Вьясу и Нараду и угрожает их убить, если его не отпустят живым на северный берег Сатледжа.

    Между сторонами начинаются переговоры. Ашваттхаман говорит, что он пошёл на этот шаг, "желая спасти свою жизнь!". Вьяса предлагает сыну Дроны отдать драгоценную жемчужину, находящуюся у него на лбу, и тогда пандавы сохранят ему жизнь. Он даёт ему свои гарантии. Эта жемчужина у сына Дроны находится с момента его рождения. Как мы помним, точно так же у Карны были и серьги с момента его рождения. Таким образом это ещё одна священная реликвия Солнечной династии. За серьгами будет идти охота едва ли не до последней страницы эпоса. Жезл Брахмы, ваджра Индры, корона Арджуны, серьги Карны и жемчужина Ашвттхамана являлись символом власти Брахмы. Каждая из них была оберегом, но всю полноту власти они могли дать только вместе. Жемчужина даёт своему обладателю защиту от оружия, голода, болезни и также от богов, ракшасов и нагов. Главной особенностью подобного символа является добровольная передача его другому лицу. Если же отнять его насильно или убить его бывшего владельца, то этот символ теряет свою силу и не сможет защитить его будущего обладателя.

   Вместе с тем Ашваттхаман неожиданно угрожает убить своей стрелой ещё не родившихся детей каждой женщины из рода пандавов. Зачем ему это нужно? Вьяса согласен на всё, только бы получить свободу, а сын Дроны расстался с жемчужиной.

    Ашваттхаман направляет действие своего оружия на женщин из рода пандавов. По факту получается, что пострадает одна Уттара, да и то через несколько месяцев. Эта "стрела" Ашваттхамана выглядит как проклятие. И от этого поступка больше всех из присутствующих пострадает Кришна. Он обещает, что, хотя и родится мёртвым Парикшит, но он проживёт долгую жизнь. Будущий потомок Уттары и Абхиманью - это последняя ставка Кришны в борьбе за власть. Вот почему он так возмущается. Но виновен ли в смерти младенца Ашваттхаман? Да и какая ему разница, когда и кого родит Уттара? Вполне вероятно, он даже не знает, что дочь царя матсьев является женой Абхиманью. Они стали мужем и женой незадолго до начала войны. Ашваттхаману нет никакого повода мстить дочери царя Вираты. Кажется, в истории рождения мёртвого младенца Уттары виновен совсем другой человек. И имя ему Вьяса. Двайпаяна догадался, что организатором нападения на спящих был Кришна. В результате погибли все панчалы и его внуки от Драупади. Именно Вьяса, а не Ашваттхаман, имеет все основания проклясть потомство Кришны: если ты убил моих внуков, то и твои тоже не будут жить!

    Пандавы возвращаются к Драупади и Бхимасена вручает ей жемчужину. Удивительное дело! Она легко забыла о том. что Ашваттхаман остался в живых, а её дети будут неотмщёнными. Сколько слёз она пролила, когда её привели в сабху во время месячных, как сообщают авторы эпоса! И сколько раз брахманы напомнили об этом слушателям Махабхараты! Получение жемчужины перечеркнуло всю её боль от потери пяти сыновей, Обретение этой реликвии для жены пандавов намного важнее гибели Ашваттхамана. Волшебная жемчужина для неё дороже пяти своих сыновей. Она водрузила жемчужину на лоб Юдхиштхиры. Теперь ещё больше оснований говорить всем, что Драупади - царица!
Рубрики:  Махабхарата
Метки:  
Понравилось: 8 пользователям

vit4109   обратиться по имени Понедельник, 17 Июня 2019 г. 13:53 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 17 Июня 2019 г. 14:10 (ссылка)
vit4109, пожалуйста.
Ответить С цитатой В цитатник
Huhrigina   обратиться по имени Понедельник, 17 Июня 2019 г. 22:04 (ссылка)
Мы никогда до конца не поймёт, почему собранные вместе артефакты имели такую силу.
Это как в компьютерной игре по мотивам фэнтази сериала — собери вместе части целого и получишь власть/знание/свободу/бессмертие/ философский камень, наконец.
Однако, этом мотив в сознании людей крайне живуч (чего стоит Гарри Поттер с поиском кристражей).
Если все эти предметы были просто обычными серьгами (пусть и очень красивыми), кристаллами, диадемами и прочими вполне обычными, хотя и редкими вещами, то с какой стати они даровали бы верховную власть? разве нельзя изготовить такие же серьги или похожую диадему? Ктобудет особенно то разбираться? Откуда Драупади поняла бы чтотэто именно «та самая жемчужина»? Она эксперт? Они все эксперты? Или тогда не умели подделывать жемчуг и прочие блестяшки? Какую такую диадему нужно изваять, чтобы нельзя было изготовить копию? Мифы и легенды приписывают драгоценностям мистическую силу. В этом смысле люди фетишисты не хуже сорок. Нас всех завораживает блеск!
Но по какому признаку знающие люди отличили бы одну жемчужину от другой? И какая собственно разница та жемчужина или другая? Да и как доказать, что передача состоялась добровольно? Что бы помешало сначала придушить бывшего владельца, а затем сказать, что все прошло добровольно?
Остаётся отметить, что жреческое сословие однако обладает своим набором совершенно экзотических правил и принципов, перед которыми не смеет отступить, хотя может при этом нарушить многие человеческие законы.
Для Справки:
Существует легенда о том, что Карна был первым владельцем бриллианта Кохинур. Проклятый алмаз. Все его владельцы погибали ужасной смертью в результате предательства или чего-то такого. Однако королева Виктория вставила его в корону и носила без страха. А сейчас он в короне у Елизаветы второй. Поэтому считается, что только женщины могут носить Кохинур.
Ответить С цитатой В цитатник
Huhrigina   обратиться по имени Понедельник, 17 Июня 2019 г. 22:27 (ссылка)
Соккар,
Насчёт кришнаитов,
У меня не было желания причинять вам боль.
Просто меня реально забавляет наблюдать как вы буквально шпарите Прабхупадой при этом вроде бы пытаясь развалить дело его жизни, то есть освободить как можно больше людей из под необъяснимого обаяния чудовищного Кришны))). Я честно пытаюсь вас с этого сбить, но вы непоколебимы. Это совершенно обычное дело, кстати, когда вроде бы идейные противники, оказываются чуть ли не близнецами (в том, что касается текстов, по крайней мере). А ведь зачастую от человека кроме текстов ничего и не остаётся.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Июня 2019 г. 15:51ссылка
Huhrigina, не пишите глупости и чушь. Вы живёте в мире собственных иллюзий и самообмана. Цель моей работы по исследованию Махабхараты интерес к тем событиям и мифам как таковым. Ни к Прабхупаде, ни к кришнаитам, ни к "идентичности внутренне личных структур" к каким-то брахманам я не имею никакого отношения. Для меня они величина близкая к нулю. Я - человек светской этики. Как я понял, вы не можете остановиться в своём упорстве и постоянно переходите на личность. Что за страсть обсуждать мою персону! Это - последнее предупреждение. Ещё один раз и вы станете персоной нон грата. .
Перейти к дневнику

Среда, 19 Июня 2019 г. 20:31ссылка
Ругаться нехорошо. И угрожать тоже.
Светская этика так светская этика. Хотя я лично никакой особой разницы не вижу, и те и другие могут запросто поступать как фанатики. Меня это всегда забавляло.
Я живу не только в мире собственных иллюзий))), но ещё и в просто мире, как и все. И этим от вас принципиально не отличаюсь.
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июня 2019 г. 22:26ссылка
Соккар,
Абхинанда дас уже как-то сделал меня персоной нон грата потому, что я настойчиво просила его назвать хотя бы один добрый или просто хороший поступок Арджуны.
Просто я с большой печалью вижу, что присутствую при создании по сути новой религии, где Пандавов просто напросто заменят Кауравами.
И неважно, что Кришаиты для вас «величина близкая к нулю». Будет все скорее всего именно так, как я предвижу. Такая мини религия с отцом основателем Соккаром.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Вторник, 18 Июня 2019 г. 23:35 (ссылка)
Внезапно подумалось.

он захватывает в заложники Вьясу и Нараду и угрожает их убить, если его не отпустят живым на северный берег Сатледжа.
Между сторонами начинаются переговоры. Ашваттхаман говорит, что он пошёл на этот шаг, "желая спасти свою жизнь!".

Если это так, слова Ашваттхамы - преизрядная оплеуха всем присутствующим "праведничкам". Вспоминаем речи Кришны о том, что подлое убийство Дроны необходимо, дабы спасти жизнь Пандавам.
Если Ашваттхама об этом знает, то в данный момент он над ними издевается, тыча носом в их же идеологию. "Вашим добром - вам и челом". Крыть им в этой ситуации совершенно нечем :)

Кстати, на прощанье Ашваттхама вполне мог сказать Пандавам, что желает их династии не продлиться долго.
"Так и не продлится", - подумали, не сговариваясь, Нарада с Вьясой...
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 19 Июня 2019 г. 10:48 (ссылка)
Да, это хорошее сравнение. Надо будет поискать эту цитату и вставить её в текст для сопоставления. Это яркое различие мировоззрений кауравов и противоположного лагеря (светского и теократического). В следующем эпизоде будет тоже сравнение "греховности" двух лагерей: Кришна и Вьяса говорят, что нет ни малейшего греха в поведении пандавов, а Юдхиштхира говорит совсем другое. Чётко видна попытка оправдания всего беспредела, что устроили Вьяса, Нарада, Кришна и компания.

Стрела, направленная в чрево женщин рода пандавов, - это, конечно проклятие. Брахманы вложили эти слова ("стрелу") в уста Ашваттхамана, а в реальности, конечно, проклятие обычно говорят брахманы, в данном контексте это был Вьяса. Но авторам текста такие слова показались неудобными для Вьясы. поэтому снова пострадал Ашваттхаман.

По поводу "брахмаширас"... Сам факт использования в качестве заложников брахмана для авторов был неприемлем, поэтому такие грозные явления при применении этого оружия. В "битве" Рамы Джамадагни и Бхишмы в пятом томе в связи с царевной Амабой тоже появляется брахмаширас, там на линии огня становятся Нарада и родственники Рамы. То есть заложники, посредники или попытка разнять две стороны. Поэтому Дрона в этом эпизоде и говорит, что это оружие нельзя использовать против людей. А уж позже авторы эту ситуацию с заложниками превратили в оружие. Но ведь от него никто не гибнет, а угроза для брахманов, когда их берут в заложники, огромная. Как можно покушаться на жизнь брахмана, это ведь самое большое преступление, так говорят "Законы Ману"!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Июня 2019 г. 23:24ссылка
Соккар, "...Брахманы вложили эти слова ("стрелу") в уста Ашваттхамана, а в реальности, конечно, проклятие обычно говорят брахманы..."

Но ведь Ашваттхаман - брахман! И мотивов для проклятия было больше, чем достаточно.
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июня 2019 г. 11:25ссылка
HOOSH, всё дело в том, что обычно проклятия брахманы дополняют действиями. И воины, как правило, не проклинают. Ашваттхаман мог наговорить с три короба в сердцах. Но по факту рождение мертворождённого Парикшита было выгодно Вьясе. Что касается брахманства... Формально Дрона брахман, по отцу он - сын Бхарадваджи, а вот по матери он - сын апсары Гхритачи. Крипа как бы тоже брахман по отцу он - сын Гаутамы, а по матери тоже сын - апсары. Но его намного реже называют брахманом. Это официальная позиция эпоса. Но вот вопрос, а почему Дхритараштру никто не называет брахманом, ведь формально по отцу он тоже сын брахмана Вьясы, как и Панду, и Видура. Ни одного упоминания о том, что они брахманы! А Видуру вообще иногда называют сыном раба, или служанки.
По-моему мнению генеалогии в эпосе во многом искусственные. На мой взгляд Друпада и Дрона - братья, их имена происходят от корня "дру" - "дерево": "деревянный столб" и "деревянная бочка". Это как пестик и кувшин, они составляют единое целое. Вот по этой причине у них и возникает конфликт из-за наследства. Поэтому они становятся царями северных панчалов (Дрона) и южных (Друпада). Обычный раздел царства между братьями...
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июня 2019 г. 12:49ссылка
Соккар, насколько я понимаю, варна во времена эпоса в большей степени определялась очистительными обрядами, проводившимися над младенцами, чем кровью. Об этом четко говорит Карна, упрекая Кунти во время знаменитого разговора. Он был, так сказать, "крещен" как сута, поэтому, уже будучи царем Анги, он проводил все ритуалы и обряды с сутами (об этом он говорит Кришне, когда Кришна раскрывает Карне тайну его происхождения).
Крипачарья, конечно же, брахман, поскольку только брахманы имели право быть учителями, тем более царской семьи. Это их кастовое занятие.
Ну, и о проклятиях. По-моему, в эпосе проклятия - вообще всеобщее хобби. Вспомним проклятия Урваши и Гандхари.
А что вы имели в виду, говоря, что проклятия брахманы дополняют действиями?
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июня 2019 г. 13:04ссылка
С женскими проклятиями тоже вопросы. Гандхари проклинает, но это проклятие совершается не в силу её слов и праведности, а в силу мщения Вьясы. Напрямую об этом не говорится, есть только упоминание в "Артхашастре". Словами Гандхари брахманы воспользуются, чтобы снять с себя ответственность за собыитя в 16 книге.
С Урваши похожая история. Брахманам нужно было как-то объяснить. почему Арджуна жил в гареме Вираты в качестве евнуха. Вот неудобно им было говорить, что пандавы кастрированы во время "игры в кости", вот вспомнили ту историю, как Индра решил пошутить над Арджуной и предложил ему (уже евнуху) свою наложницу, а он отверг её и получил "проклятие".
Искусственность проклятий в эпосе очевидна. Их роль в том, что простые люди должны бояться даже слов брахманов, а когда этого было недостаточно, то брахманы прибегали к различного рода уловкам, чтоб продемонстрировать, что их слова обладают силой.
Так почему эпос не называет "детей" Вьясы брахманами, вот ведь загадка... Формально, они ведь брахманы, а авторы молчат на этот счёт. А вот Дрона по факту вёл жизнь кшатрия, как и Крипа, поэтому их "брахманство" очень и очень условно. Да и переход из одной варны в другую был возможен, хотя и очень редок. Тут мы можем вспомнить Раму Джамадагни. А Дрона и Крипа по существу были брошены своими отцами и матерями и воспитывались среди кауравов. Легенда о их происхождении прямо говорит об этом. У Дроны ещё и жена была из "детского дома":-)))
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Июня 2019 г. 04:22ссылка
Соккар, как раз нет никакой загадки в том, что биологические дети Вьясы - не брахманы: над младенцами проведены кшатрийские очистительные обряды, т.е. они как раз формально стали кшатриями. Дрона и Крипа занимались совершенно брахманским делом: служили учителями. Но свои боевые умения брахманы могли использовать только для защиты своей жизни, поэтому участие Дроны и Крипы в войне - адхарма.
Да, переходы из одной варны в другую редки. Я вспоминаю в связи с этим, как Вишвамитра из кшатрия сделался брахманом.
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Июня 2019 г. 09:00ссылка
HOOSH, и кто тогда совершал обряды над Крипой с сестрой, если их нашли брошенными на куче тростников? Какая-то апсара из гарема богов родила от какого-то брахмана и бросила ребёнка. И как потом установили, что Крипа был сыном Шарадвана? Возможно, их брахманами посчитали в силу того, что они стали учителями воинских наук.

Как можно было совершать кшатрийские обряды над Дхритараштрой, если брахман Вьяса по эпосу был его отцом? Авторы эпоса сделали Вьясу отцом Дхритараштры для того, чтобы обосновать претензии Двайпаяны на престол в Хастинапуре. Если Дхритараштре на конец жизни около 70 лет или даже больше, то Вьясе должно быть около 90 лет, а он ещё живёт после смерти Дхритараштры в 15 книге, он - активный участник событий и предлагает пандавам вознестись на небо, совершив последний тур в Гималаи. Если же считать, что после битвы на поле Куру прошло 36 лет (так написано в 16 книге), то пандавам на момент смерти вообще 90 лет, а Вьясе, их деду, тогда около 130 лет:-))) Написанное в эпосе нельзя воспринимать буквально.
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Июня 2019 г. 15:12ссылка
Соккар, над Дхритараштрой и Панду, рожденными по обряду нийоги, были проведены кшатрийские очистительные обряды (для этого и проводилась нийога). Иногда бездетная царская семья вообще могла усыновить младенца-найденыша, и он становился полноправным царевичем-кшатрием. А для нийоги обычно и приглашали брахманов, считавшихся праведниками. О чем спор-то?
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Июня 2019 г. 22:04ссылка
HOOSH, я думаю, брахманы придумали этот обряд, чтобы оправдать свои поступки. Почему же проблемы с потомством у царей? А у брахманов словно бы их нет... А на практике в в "Лесной" есть строки, где сам Вьяса долго молился, чтобы у него родился сын. А в случае с Амбикой, Амбаликой и их служанкой после одной ночи сразу происходит зачатие. Это игра с краплеными картами. Людям предлагают поверить в невозможное. Я уже говорил с возрастом Вьясы огромные проблемы, если он отец Дхритараштры и Панду. На момент окончания войны Дхритараштре около 70 лет, а Вьясе тогда должно быть 90 лет. После войны по эпосу прошло 36 лет, и Вьяса предлагает пандавам уйти в Гималаи, а сам продолжает жить и тогда ему 126 лет!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Июня 2019 г. 00:17ссылка
Соккар, Вьяса молится перед нийогой, потому что это считалось богоугодным священнодействием, попросить помощи богов - святое дело. Проблемы с потомством для царей гораздо более актуальны, чем для брахманов. Наверное, и у брахманов такие проблемы бывали, но для нийоги, как сейчас для искусственного донорского оплодотворения, выбирались люди проверенные. Вероятно в отдельных случаях и тут бывали осечки, например, если бесплодна женщина. В зачатии двух женщин (потому что служанка была прислана Вьясе во вторую ночь, не помню, Амбаликой или Амбикой) от одного мужчины за одну ночь ничего сказочного не вижу.
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июня 2019 г. 21:59ссылка
Думаю, Законы Ману были написаны куда позже, чтобы узаконить уже сложившиеся в результате войны социальные изменения.
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Среда, 19 Июня 2019 г. 16:56 (ссылка)
Стрела, направленная в чрево женщин рода пандавов, - это, конечно проклятие. Брахманы вложили эти слова ("стрелу") в уста Ашваттхамана, а в реальности, конечно, проклятие обычно говорят брахманы, в данном контексте это был Вьяса.

Ну я бы не стала однозначно утверждать, что Ашваттхама не мог сказать ничего подобного, просто потому, что на его месте любой нормальный человек пожелал бы Пандавам еще и не того. А вот то, что за его слова кто-то мог уцепиться, это правда.

А вот насчет конфликта Бхишмы и Рамы пришла внезапная мысль. Не могло ли быть так, что Деваврата мог быть помолвлен с Амбой, и эту помолвку расторгли, когда политические обстоятельства вынудили Деваврату дать обет целомудрия?
Для девушки расторжение помолвки и правда могло означать, что ей одна дорога - в монастырь, то бишь ашрам. Тогда неудивительна ее ярость и попытки добиться, чтобы договоренность была исполнена. А если Амба и Деваврата успели предвосхитить события, и невеста беременна - тем более. Из-за этого и конфликт, для решения которого привлекают Раму. Но почему тогда "перевоплощение" - дочь Амбы Шикхандини - растет при дворе Друпады? Может, Амба - сестра Друпады, а принцессой Косалы ее объявили, чтобы приписать к косальским сестрам, захваченным на войне Бхишмой-старшим?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 19 Июня 2019 г. 17:26 (ссылка)
Ашваттхаман, конечно, мог наговорить много неприятных слов в адрес Кришны, Вьясы, пандавов и прочей компании. Но они остались словами. Я думаю, что в появлении на свет мертворождённого Парикшита виновен прежде всего Вьяса. Конечно, могла быть и случайность, и он в самом деле появился мёртвым на свет, а Кришна потом "совершил" чудо и вынес к людям двойника. Ашваттхаман вряд ли вообще знал о том, что Уттара беременна. А в сердцах он мог сказать, что как погибли кауравы, так и вашим потомкам не жить. Но действия в этом направлении предпринял всё же Вьяса.

Версия с Амбой очень хорошая и жизненная. Там, по-моему, или отец или дедушка по матери у Амбы из панчалов. Сейчас уже не вспомню, но в том эпизоде из пятого тома об этом говорится. А Рама тоже родственник Амбы только прямо об этом не говорится, но поскольку невесты из Каши, то, кажется, Кашьяпа тоже имеет к ним отношение. Этот Каши вовсе не современный Бенарес, как об этом говорят комментаторы, я думаю, он в где-то в горах. Возможно, это летняя резиденция Брахмы. А вот как в той сцене оказался Нарада - верховный жрец Лунной династии, непонятно. Родственники Рамы и Нарады остановили "поединок".

Во время битвы брахмаширас применяют Дрона и Арджуна, но описание небольшое - один маленький абзац. И к тому времени Гхатоткача уже убит, значит, Рама Джамадагни (копьё Амогха) "улетел". Возможно, шла пропагандистская война и глашатаи кричали о преступлениях пандавов против Солнечной династии. Воины пандавов стали сомневаться и даже разбегались, и тогда Кришна сказал Юдхиштхире: ещё полдня таких подвигов Дроны и мы проиграем. После этого и появилась история со "слоном" Ашваттхамана.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Июня 2019 г. 18:28ссылка
Так я и не говорю, что Ашваттхама что-то делал. Я имею в виду, что он мог высказать Пандавам, чего заслуживают они и весь род их до какого-то колена, а когда Уттара родила мертвого ребенка, жрецы сказали: ну а чего вы хотели, Ашваттхама же проклял!
А на самом деле нет ничего удивительного, что так случилось. Уттара в короткий срок лишилась отца, брата и мужа - удивительно, как она свою беременность раньше не потеряла. Хотя... А может, уже и потеряла? И слух об этом уже шел.
И Кришна уже задумал свою комбинацию, потому и говорит Ашваттхаме: мол, ты прослывешь детоубийцей (кто б говорил, вспоминаем проклятья вслед Ашвасене!).
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Июня 2019 г. 23:33ссылка
Кришна перед каждой подлостью пугал пандавов тем, что без обмана они наверняка проиграют, что на поле боя (или в честном поединке, как с Дурьодханой) им каждого из героев не победить. И да, наверное, с обеих сторон работала пропаганда (как же без нее!).
Соккар   обратиться по имени Среда, 19 Июня 2019 г. 18:54 (ссылка)
У меня в голове был вариант, что Вьяса специально подослал своего человека к беременной Уттаре. Он не мог оставить это без внимания. Но доберёмся до этого эпизода, посмотрим более внимательно. В "Лесной" есть строки, где говорится, что он долго молился, чтобы у него родился сын. Ашваттхаман думал о том, чтобы выжить и, видимо, после разговоров с Дурьйодханой передать всю правду о событиях войны. Это была его миссия. Он в такой степени оклеветанный персонаж, что даже в "Дхармакшетре" ему достаётся больше, чем другим. Там тоже звучит тема 3 000-и летнего проклятия.
Ответить С цитатой В цитатник
OKSOMORON   обратиться по имени Четверг, 20 Июня 2019 г. 11:25 (ссылка)
Во все века шла борьба за власть, гордыня людская не даёт жить народам в мире. Благодарю,Пётр!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 20 Июня 2019 г. 17:19 (ссылка)
Не только гордыня. Я думаю, на первом месте идёт корыстолюбие. А вот жадность людям нужна, чтобы удовлетворять свои чувства. Вот и получается, что образованный человек понимает, что высшее наслаждение для него в другом - в знании, умении или желании помочь другим.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июня 2019 г. 07:46ссылка
Доброго дня!
...."гордыня людская"...Я бы сказала гордыня диавольская. Это все от лукавого))) "Князь мира сего" и есть главный баламут! Все грехи и пороки приписываются людям, а главный виновник в тени....Люди его орудие и все.
Изначально, Человек создан по "образу Божию и подобию" и ему присуще Божественные черты, как в облике так и в душе ("безобразие" это потеря этого образа) - любовь, милосердие, великодушие, сострадание, способность творить прекрасное, радость...и т. п. Вот качества Человека! Все мерзости этого мира не являются человеческим качеством!
Человек - это сосуд! Чем он наполняется, то и есть !Истины общеизвестные!))))
Если человек ПРИНИМАЕТ то, к чему его склоняют "те" (темные) - он и сам становится им подобным! И наоборот.
Войны, конечно, навязывают человечеству. На Курукшетре кто-то бился за власть и богатство..., кто-то отстаивал честь и достоинство...Все были втянуты - так или иначе.
У человека есть выбор - ПРИНЯТь или НЕ ПРИНЯТЬ! Но, по искажению человеческой природы, люди более "тяготеют" к "темным"((((Противостоять этому - выше человеческих сил! Это тот случай, когда нужно просить помощи Божией! Но в этом еще нужно разобраться и УВИДЕТЬ! А у нас зачастую и "очи ослеплены и уши не слышат" и не можем обратиться!
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июня 2019 г. 07:51ссылка
"Кришна перед каждой подлостью пугал пандавов..."

Да, если он божество, то с отрицательным знаком! Вот явный пример вмешательства "тех" в дела людские!!! Четко прописано! Лучше не придумаешь....во всем эпосе! "... и тут Кришна сказал"....и понеслось.....)))))))
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июня 2019 г. 11:31ссылка
Светлана-Фотина, мне кажется, гордыня всё-таки вторична. Это следствие своих "успехов" по отторжению имущества у других. А так чем гордиться? Вот разорил другого, отнял имущество, собственность, потом можно и гордиться: какой же я сильный! Великий! Могучий! Умный! и прочее, прочее...
Светлана-Фотина   обратиться по имени Пятница, 21 Июня 2019 г. 08:03 (ссылка)
Да! Сегодня оказывается Йогов день - всемирный день йоги!
Поздравляю всех приверженцев этой практики (или мировоззрения)))))) Много слышала хороших отзывов...очищает разум...помогает восстановлению жизненных сил и нормализации процессов...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июня 2019 г. 11:33ссылка
Светлана-Фотина, спасибо за поздравление! В основе, как мне кажется, внутренняя гармония, равновесие, спокойствие. Это хороший фон для принятия взвешенных решений.
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 21 Июня 2019 г. 15:33 (ссылка)
Еще одна неожиданно пришедшая мысль. А нет ли в этой сцене тонкой скрытой иронии? Если "брахмаширас" - это взятие в заложники брахмана, тогда что получается.

Дрона без сомнений учит пандавов "ночной войне" любыми средствами, видимо, найдя в них психологическую склонность к "искусству ниндзя", но при этом говорит сыну, что не хотел бы учить подобному его. Затем соглашается, но с оговоркой: "Тебе лучше не применять этого умения, ведь ты не из тех, "кто идет стезей праведности". Кто в книге идет стезей праведности - нам озвучено с предельной ясностью. Смысл фразы: "Ашваттхама, ты же НЕ ПОДЛЕЦ. Зачем тебе это?". Но все же научил.

Если сейчас Ашваттхама берет заложника, то, видимо, это Вьяса. На двоих у него рук не хватит. Арджуна пытается "выпустить встречную стрелу" - то есть предпринять какие-то действия по освобождению заложника, но Кришна это пресекает. Интересно, он опасается за Вьясу, или хочет, чтоб Ашваттхама его все-таки порешил?

А вот Вьясе очень хочется жить, поэтому он мгновенно оговаривает условия, делая Пандавам предложение, от которого те не могут отказаться. Ашваттхама отдает реликвию и уходит, на прощание выпуская "стрелу, которая уничтожит Пандавов и их потомство". А кого он выпустил-то в этот момент? ВЬЯСУ! Из спецназерского захвата :)

Интересно, когда "бык среди брахманов" предстал перед Пандавами со словами, что, мол, поцарствовали - и будет, до Пандавов дошло, что именно Ашваттхама имел в виду, или нет? ;)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 21 Июня 2019 г. 15:51 (ссылка)
Фраза "Ведь ты не из тех, что придерживаются стези праведников!" подразумевает, видимо, тропу дхармы. Этот термин особенно любили употреблять брахманы. Я думаю, Дрона имел в виду, что захват заложников возможен в крайнем случае. Вот Ашваттхаман и решился на это для спасения своей жизни.

Мне показалось, что сын Дроны захватил в заложники обоих жрецов - и Нараду, и Вьясу. А Кришна остановил Арджуну, потому что Ашваттхаман стал понимать, что эти заложники очень много знают, а, возможно, он догадался, что они вообще в центре интриги. Всё-таки Нарада и Кришна - это одна партия, это хорошо чувствуется во втором томе, Нарада там постоянно путешествует в Двараку.

Вполне вероятно, что "стрела" которую Ашваттхаман выпусти в чрево женщин из рода пандавов и есть Вьяса. Как и в случае с дротиком Амогха и стрелой Балахака (Рама и Ашвасена). Вьяса знает ценность жемчужины и предлагает обменять себя на неё. И в этом случае действительно "стрела" (Вьяса) поражает чрево Уттары. А Вьяса понимал, что временная жертва жемчужины ничего не означает, игра продолжается. Это ведь почти шахматы: жертва изменяет позицию, принесший жертву получает большую степень свободы.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Заголовок Воскресенье, 23 Июня 2019 г. 09:17 (ссылка)

Исходное сообщение HOOSH
Соккар, Вьяса молится перед нийогой, потому что это считалось богоугодным священнодействием, попросить помощи богов - святое дело. Проблемы с потомством для царей гораздо более актуальны, чем для брахманов. Наверное, и у брахманов такие проблемы бывали, но для нийоги, как сейчас для искусственного донорского оплодотворения, выбирались люди проверенные. Вероятно в отдельных случаях и тут бывали осечки, например, если бесплодна женщина. В зачатии двух женщин (потому что служанка была прислана Вьясе во вторую ночь, не помню, Амбаликой или Амбикой) от одного мужчины за одну ночь ничего сказочного не вижу.


В какой степени Вьяса в этом смысле был проверенным человеком? У него самого были проблемы с зачатием сына, что он задумывался с тем, чтобы уйти из жизни: "А еще там есть (тиртха), называемая Вьясастхали, где мудрец Вьяса, томимый тоскою о сыне, принял решение расстаться с жизнью, но боги тогда вновь придали ему силы". (Лесная, гл. 81, шл. 76 - 83). Зачатие ребенка редко бывает за один раз, Вьяса многократно пытался зачать сына, но или получались девочки, или зачатие не происходило. В отношении зачатия Дхритараштры, Панду и Видуры итог другой: три попытки и сразу зачатие трёх мужчин. Поистине, это чудо!

Миф - это прокрустово ложе для здравого смысла. Вы пытаетесь искать решение в рамках тех "фактов", которые предлагают авторы эпоса. Но они не согласовываются с логикой. Я уже приводил пример с возрастом. Ну не может человек в возрасте 90 лет в такой степени контролировать политическую ситуацию и так стремительно передвигаться, чтобы находиться в узловых точках на момент ведения переговоров и войны. Более того, основная война между Вьясой и Кришной развернётся уже после войны. А ведь на тот момент Кришне всего лишь чуть за 60 лет, а Вьясе уже за 90. Если же вы принимаете зачатие от Вьясы, то должны принять затем и такой же факт как 36 лет между концом войны и событиями в 16 книге. И тогда Кришне 96 лет, а Вьясе 126 лет. Как они могут контролировать ситуацию? И этот 126-и летний старик говорит пандавам, что время им уходить в Гималаи. Это всё невероятно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Июня 2019 г. 03:01ссылка
Соккар, если у супругов подряд рождается несколько детей одного пола, а затем, наконец, появляется долгожданный ребенок другого - это разве чудо? (Почти так произошло в семье моей матери: она, шестой ребенок, родилась первой девочкой, всем на радость). Предвидеть пол будущего ребенка нельзя, поэтому верующие родители, желающие, например, сына, горячо молятся богу об этом. Так что рождение трех сыновей от Вьясы, у которого до этого рождались, в большинстве своем, девочки, ни разу не удивительно - даровано ли оно богами или же так скомбинировались хромосомы. А выбор пал на него, думаю, потому, что, во-первых, святой мудрец, во-вторых, прямой родственник царицы.
Ну, и вот одна ваша фраза, логика которой показалась мне странной. "Если же вы принимаете зачатие от Вьясы, то должны принять затем и такой же факт как 36 лет между концом войны и событиями в 16 книге." Почему, собственно, я должна? В тексте эпоса много нелепостей, и что, их все принимать?
Перейти к дневнику

Среда, 26 Июня 2019 г. 14:28ссылка
Соккар,
Зачатие с первого раза — вещь возможная. Насчёт пола — не знаю, но девочки в династии Куру просто не рождались (согласно тексту).
И в девяносто лет такие старики бывают. В Аргентине живет девяностолетняя женщина практикующий хирург. До сих пор операции проводит.
Моя тетка , ей семьдесят пять , тоже оперирует. И самолётами летает только так. Шесть часов лета бюджетным рейсом.
Но думаю, с родословными там реально намутили.
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 24 Июня 2019 г. 12:24 (ссылка)
HOOSH, по-моему, тут важно не столько даже рождение мальчиков (хотя и тут были проблемы, что явствует из цитаты), но и зачатие трёх мальчиков у трёх различных матерей за три ночи. Далеко не каждое соитие заканчивается зачатием ребёнка. А у Вьясы тут прямо по заказу:-)))

Я понял, вы в большей степени доверяете тексту, чем я. Для меня очевидно, что зачатие Дхритараштры, Панду и Видуры - это просто способ изменить генеалогию и предъявить свои права на престол. Вот почему в 12 томе сразу после окончания войны на сцене появится Шука, сын Вьясы.

Если отцом Вьясы является Парашара, а дедом Васиштха, то вот любопытная цитата, чем занимался этот клан: "Посетив Ришикулью и (обитель) Васиштхи, о бхарата, пройдя через всю (обитель) Васиштхи, люди всех (иных) варн (становятся) брахманами" - Лесная, гл. 82, 41 - 46. Из этого вытекает, что эти жрецы делали брахманами верных им людей различных варн.

Сатьявати в качестве жены Шантану - это тоже способ переписать генеалогию. Чего не сделаешь ради того, чтобы обосновать свои права на престол. Тут брахманам нет равных.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 27 Июня 2019 г. 07:31ссылка
Соккар, доброго дня!
Подумалось сегодня....может музыка навеяла...может утро июньское....
Как жили пандавы, уничтожив все кауравов!? Как им жилось? я не о совести - это отдельная тема, может и мучила, хотя вряд ли. Но разве им было интересно и комфортно?
Уничтожив столько людей невинных, просто вовлеченных, уничтожив родных людей, старейшин и своих детей, как они ели, пили...смеялись?!
Без "врагов" этот мир, наверное, теряет часть красок...Друзья зачастую необъективны к нам. могут льстить...."враги" всегда обличат и скажут правду , а это бывает более ценно для человека!
Думаю вряд ли можно наслаждаться победой при таком раскладе. Не жили...доживали.
Перейти к дневнику

Четверг, 27 Июня 2019 г. 23:51ссылка
Светлана-Фотина,
Исходное сообщение Светлана-Фотина
Как жили пандавы, уничтожив все кауравов!? ...
Уничтожив столько людей невинных, просто вовлеченных, уничтожив родных людей, старейшин и своих детей, как они ели, пили...смеялись?!

Этот момент Кришна назвал "преддверием блаженства". Совесть есть категория индивидуальная. А до известной степени индивидуально мыслить из пандавов могли только Арджуна (до Бхагават-Гиты) и Юдиштхира. Поступать же самостоятельно никто из них не отваживался.
Перейти к дневнику

Пятница, 28 Июня 2019 г. 19:01ссылка
Светлана-Фотина,

Ну что за жизнь, когда кругом
Одни друзья и их не счесть,
Никто не стал твоим врагом --
Не заслужил ты эту честь.
Александер Дольский

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар   обратиться по имени Четверг, 27 Июня 2019 г. 07:49 (ссылка)
Доброе утро, Светлана-Фотина!
Первым ролью марионетки начал тяготиться Юдхиштхира. Он это начал делать уже в конце 11 книги, а потом в 12 как раз и будут идти его стенания на эту тему. Самое большое разочарование пандавов ждало, когда Вьяса (их "дед"!) сказал, что им пора уйти на вечный покой в Гималаи. Формально по эпосу он был старше их на 40 лет! По факту, конечно, это было не так: Вьясе было за 70 лет, а им около 60. Без восприятия возраста невозможно понять сюжет, точно также и без понимания местности. Много раз уже после победы Юдхиштхира вспоминал о гибели Карны, а первой об этом начала говорить их мать Кунти. Почему же она молчала об этом всю жизнь? В сюжете много лакун и без них трудно понять, что там происходило в действительности. Вот и приходится восстанавливать пропущенное.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку