1. Миф как он есть
После гибели Карны Дурьйодхана назначил полководцем Шалью, который был убит Юдхиштхирой в полдень следующего дня. Сын Дхритараштры бежал и спрятался в озеро. "И во второй половине того же дня, после того как озеро было окружено могучими воинами на колесницах, а сам (Дурьйодхана) был вызван оттуда обманным способом, он был повержен Бхимасеной" (Шальяпарва, гл. 1, шл. 9 - 13).
В ранний час дня Санджая вошёл в Хастинапур. Он сообщил Дхритараштре о гибели Дурьйодханы, Шакуни, Шальи, Улуки. Сута рассказал о смерти Дхриштадьюмны, Шикхандина, сыновей Драупади. В живых осталось только пятеро пандавов, Кришна и Сатьяки, а со стороны кауравов - Крипа, Критаварман и Ашваттхаман. Услышав о таких вестях, Дхритараштра вместе с Гандхари лишились чувств. Обретя сознание, царь сказал, чтобы женщины удалились. Затем он стал спрашивать суту о тех событиях, что произошли после смерти Карны.
Санджая стал рассказывать, что после гибели Вайкартаны войска "не раз обращались в бество, ... охваченные паническим страхом" (Шальяпарва, гл. 3, шл. 1 - 8). Крипа предложил Дурьйодхане заключить мир с пандавами на условиях, что Юдхиштхира позволит ему "оставаться (повелителем) в царстве" (Шальяпарва, гл. 3, шл. 44 - 50). Дурьйодхана ответил, что сейчас не подходящее время для заключения мира: "Верную политику я усматриваю в том, чтобы сражаться справедливо, о усмиритель врагов! Сейчас не время, чтобы действовать подобно евнуху... Слава — (это все), что должно быть достигнуто здесь. Она может быть добыта (только) в сражении и отнюдь не иначе. Для кшатрия же такая смерть, которая наступает дома, достойна порицания... Мы тоже теперь взойдем по пути, по которому идут бессмертные, а также герои, не отвращающиеся от битвы, по пути, избранному такими (героями), как наш престарелый дед и равно наставник, одаренныйглубоким умом, Джаядратха, Карна и Духшасана!.. Вспоминая подвиги тех героев, которые погибли ради меня, я хочу заплатить им долг (положенный от меня), не устремляя своих помыслов на царство. Если, допустив убийство своих друзей, братьев и дедов, я спасу свою собственную жизнь, весь мир тогда будет осуждать меня (Шальяпарва, гл. 4, шл. 24 - 31, 32 - 38, 39 - 45).
Накормив и приведя в порядок упряжных и верховых животных, кауравы отошли на "без малого на две йоджаны" и расположились на ночь на берегу Сарасвати у подножия Химавана. Дурьйодхана спросил Ашваттхамана, кого следует назначить полководцем после гибели Карны. Сын Дроны предложил сделать военачальником Шалью. Дурьйодхана согласился. Войско приветствовало решение царя громкими возгласами.
В лагере пандавов, услышав шум в войске кауравов, Юдхиштхира сказал, что полководцем кауравов назначен Шалья. Кришна сказал, что царь мадров настолько силён, что убить его может только Юдхиштхира: "Убей же его, о могучерукий, как Васава убил (демона) Намучи! И нисколько не должно быть проявлено здесь милосердия при мысли: "Это мой дядя со стороны матери!" (Шальяпарва, гл. 6, шл. 31 - 37).
Перед началом битвы кауравы обещали друг другу, что не будут сражаться в одиночку. Оставшееся войско кауравов составляло 11 000 колесниц, 10 700 слонов, 200 000 коней и 30 000 000 пеших воинов. На стороне пандавов сражались 6 000 колесниц, 6 000 слонов, 10 000 коней и 20 000 000 пеших воинов.
Санджая сообщает Дхритараштре: "Мы видели, (сколь) чудесным и страшным по виду был тот способ, о владыка народов, коим сражались с Шальей те герои сообща и каждый в отдельности" (Шальяпарва, гл. 8. шл. 34 - 41). Увидев своё войско разбитым, царь мадров сказал вознице, чтобы он вёз его к Юдхшитхире. В начавшейся битве Накула убил трёх сыновей Карны: Читрасену, Сушену и Сатьясену.
Шальяпарва, гл. 10, шл. 7 - 13:
"Санджая сказал:
И когда так происходила битва та, внушающая ужас робким, когда наступил ранний час
дня перед восходом солнца, противники, о царь, метко разившие в цель, охранявшиеся
благородным (Юдхиштхирой), сражались с твоим войском, избрав смерть вместо отступления... Охваченный гневом, царь мадров, взяв превосходнейший лук, ринулся в битву против пандавов, смертельных своих врагов".
Шалья и Бхимасена сошлись в битве на палицах. Они сражались до тех пор, пока не упали оба одновременно. Крипа посадил Шалью на свою колесницу и вывез его. Бхима встал сам и стал вызывать на бой царя мадров. Шалья уже сражался с Юдхиштхирой, но ему на помощь пришли Сатьяки, Бхимасена и оба сына Мадри. Арджуна сражался против Ашваттхамана и саншаптаков. Солнце достигло зенита.
Юдхиштхира сказал, что он или победит Шалью, или погибнет. Дхармараджа распорядился, чтобы близнецы стали охранителями его колёс. Чуть позже он уже сказал, что Сатьяки будет охранять его правое колесо, Дхриштадьюмна - левое, Арджуна будет сзади его колесницы, а Бхимасена впереди его. Дхармараджа убил возницу и четырёх коней Шальи, но сын Дроны пришёл ему на помощь и взял его на свою колесницу. Царь мадров взошёл на другую колесницу. После долгого боя Юдхиштхира убил Шалью дротиком, а вслед за ним его младшего брата.
Дурьйодхана наблюдал за боем царя мадров и Юдхиштхиры с близкого расстояния. Перед его глазами открывалась поразительная картина.
Шальяпарва, гл. 17, шл. 1 - 4:
"Санджая сказал:
После того как был убит Шалья, о царь, последователи царя мадров численностью в семь
сотен храбрейших воинов, сражавшихся на колесницах, с большой стремительностью
выступили на битву. Дурьйодхана же, взойдя на слона, подобного горе, осеняемый зонтом и
обмахиваемый опахалами из буйволовых хвостов, удерживал мадров словами: «Не высту-
пайте! Не выступайте!» Но, хотя и сдерживаемые Дурьйодханой снова и снова, герои те,
жаждавшие убить Юдхиштхиру, ворвались в войско пандавов".
К Юдхиштхире примчались Арджуна, Бхима, оба сына Мадри, Сатьяки, Дхриштадьюмна и Шикхандин. Мадры, окружённые со всех сторон пандавами кричали, что они не видят Юдхиштхиру, его братьев, Шикхандина, Дхриштадьюмны и Сатьяки. Сыновья Драупади и Сатьяки стали убивашихать приверженцев царя мадров. Санджая сообщает Дхритараштре, что остальные кауравы, "хотя и удерживаемые твоим сыном", бросились им на помощь. Шакуни сказал Дурьйодхане: "Почему на наших глазах уничтожается войско мадров?... Сражаться нам должно, сплотившись вместе, - таково было соглашение, достигнутое (между нами). Так почему же ты проявляешь терпимость к нашим врагам, коль они убивают (наших ратников)?" (Шальяпарва, гл. 17, шл. 14 - 20). Дурьйодхана сказал, что он удерживал воинов, но они не послушались его слов.
Кауравы направились туда, где были мадры. Приверженцы царя мадров сражались врукопашную. И пока кауравы приблизились, все мадры были уже убиты. Санджая сообщает: "Увидев тогда огромное войско царя мадров уничтоженным и храбрейшего царя мадров поверженным в сражении, всё войско Дурьйодханы снова отвратилось от битвы" (Шальяпарва, гл. 17,шл. 35 - 39).
В полдень после гибели Шальи кауравы бежали прочь. Бхима, сойдя с колесницы, уничтожил палицей 21 000 воинов. Дурьйодхана кричал отступающим, что они должны сражаться, а не бежать, и прикрывал отступление кауравов. Царь обратился к ним со словами: "Если же вы погибнете в беспорядке, совершив роковую ошибку, пандавы преследуя вас, убьют всех" (Шальяпарва, гл. 18, шл. 56 - 61). Часть кауравов вернулась, чтобы сражаться. Шакуни сказал воинам, чтобы они продолжали сражаться, а он нападёт на пандавов с тыла. Ему удалось это сделать, и войско пандавов обратилось в бегство. Тогда Юдхиштхира направил Сахадеву со слонами и конницей против Шакуни.
Дурьйодхана, лишившись колесницы, сел верхом на коня и направился к Шакуни. Три тысячи слонов окружили пятеро пандавов. Арджуна убивал каждого из слонов одной стрелой, а Бхимасена - одним ударом палицы. Ашваттхаман, Крипа и Критаварман направились к Дурьйодхане. Сатьяки с четырьмя сотнями колесниц преследовал Санджаю. Сута потерял сознание и внук Шини пленил его.
2. Где в мифе история
Рано утром Санджая вернулся в Хастинапур и сообщил царю о разгроме кауравов и гибели Дурьйодхнаы. Услышав эту весть Дхритараштра и Гандхари лишились чувств. Когда сознание к ним вернулось, царь попросил женщин удалиться. Сута рассказал подробности как это произошло.
Свой доклад Санджая начал с того, что сообщил о бегстве с поля боя части союзников кауравов после гибели Карны. Несомненно, после смерти Вайкартаны они уже потеряли веру в победу. Крипа предложил Дурьйодхане заключить мир с пандавами при условии, что Дурьйодхана останется в царстве. Но сын Дхритараштры отверг такую возможность, понимая, что она для него унизительна. Как и ранее павшие кауравы, он считал, что сражаться справедливо - это путь для достижения славы, а слава - единственно достойная цель жизни воина. Изменить этим принципам для него было то же, что и предать себя. Таким путём прошли ранее павшие на поле Куру Бхишма, Дрона, Джаядратха, Карна и Духшасана. Сравним. Последним желанием Дроны перед смертью было решение "отдать свою жизнь, сражаясь справедливо" (Дронапарва, гл. 165, шл. 8 - 13). Карна говорит Сурье: "Тот, о ком идет добрая слава, достигает небес, а утративший честное имя приходит к погибели. Ведь добрая слава в этом мире лелеет человека, как мать, а бесславие хоронит его заживо" (Араняькапарва, гл. 284, шл. 23 - 34). Таким образом весь правящий слой кауравов придерживается общих принципов. А вот Кришна ради победы готов пойти на любые преступления. Перед убийством Дроны он предлагает Арджуне очередную подлость: "Отбросив справедливость, о Пандава, следует теперь придумать такой хитроумный замысел для одержания победы, чтоб (Дрона), обладатель золотой колесницы, не убил нас всех в сражении!" (Дронапарва, гл. 164, 66 - 73). Какая пропасть разделяет мироощущение кауравов и их противников во главе с Кришной!
После гибели Карны войско кауравов отошло на две йоджаны и расположилось на берегах Сарасвати у подножия Гималаев. Две йоджаны - это расстояние около 30 км. Такой переход войско могло совершить не менее чем за двое суток. Легенда о битве в течение 18 дней рассыпается под одним этим фактом. Но к ней мы ещё обратимся чуть позже. По предложению Ашваттхамана полководцем кауравов Дурьйодхана назначил Шалью. Почему был сделан такой выбор? Всё-таки гибель Карны могла навести сына Дхритараштры на понимание виновности царя мадров. Но этого не произошло. Каким-то загадочным образом Шалья оправдался. Но главной причиной назначения нового полководца было, видимо, то обстоятельство, что мадры в данный момент преобладали в составе коалиции кауравов и назначение Крипы или Ашваттхамана на эту должность выглядело бы вызывом для мадров.
Эпос сообщает, что Юдхиштхира узнал о назначении нового полководца кауравов по шуму в лагере кауравов. Разумеется, это не так. Эту весть могли сообщить только шпионы. Загадкой остаётся решение кауравов отступить к Гималаям. Возможно, это связано со снабжением армиии, но, может быть, это произошло по стратегическим соображениям.
В лагере пандавов Кришна говорит Юдхиштхире, что Шалью может убить только Дхармараджа. И никто другой! Но почему же не Арджуна или Бхима? Несомненно, это объясняется вовсе не воинскими доблестями пандавов, а ловушкой для царя мадров. Джанардана говорит, что пандава ни в коем случае не должен проявлять милосердия к своему родственнику. И ведь Юдхиштхира соглашается...
Если исходить из логики авторов эпоса, то в Удьйогапарве Юдхиштхира просил Шалью оказать пандавам помощь при поединке Карны и Арджуны. И Шалья дал тогда согласие! Кришна же предлагает "отблагодарить" царя мадров иным способом. Кажется, мавр уже сделал своё дело и ему пора уходить. Если Джанардана говорил, что Карна милосердный даже к врагам, тот тут его советы Юдхиштхире отказывают в милосердии даже родственнику пандавов. Поистине, змеиная благодарность!
Шальяпарва сообщает о численности войск пандавов и кауравов накануне последнего дня битвы. Цифры эти нереальны, для такого колоссального количества просто невозможно найти пищи и оружия. Способ, которым был убит Шалья, Саджая называет "чудесным и страшным". Кажется, и тут идёт речь о коварстве и подлости, которые эпос скрывает под таким эвфемизмом.
Битва началась ещё до восхода солнца. И как тут можно разить стрелой в цель? А вот для тайной встречи этот момент времени самый удачный. Эпос сообщает, что "стражами" колёс Юдхиштхиры были Накула и Сахадева по бокам, спереди Бхима, сзади Арджуна с Кришной. Чуть позже вместо Накулы и Сахадевы названы Сатьяки и Дхриштадьюмна. В этот ранний час ещё в сумерки Шалья встречается, как говорит текст, с отрядом "смертельных своих врагов". В оригинале здесь стоит термин "ататайинов". Но зачем этот термин передали так невыразительно, непонятно. Ататайины - это поджигатели домов, грабители, насильники, убийцы. По существу здесь речь идёт о мятежниках, бунтарях. Сам "поединок" Шальи и Юдхиштхиры мало что проясняет. Но за ним с близкого расстояния наблюдает Дурьйодхана. Это расстояние можно определить как не более 1 кми и не менее 300 м. Теперь посмотрим на события его глазами. Что видит Дурьйодхана?
Сын Дхритараштры видит, что Шалья и отряд мадров в составе 700 колесниц сближаются с Юдхиштхирой и отрядом войск пандавов. Вполне вероятно, что Дурьйодхана даже не знает с кем сближается царь мадров, на что он рассчитывает. А вдруг это просто разведка? Когда Юдхиштхира убивает Шалью дротиком (а, следовательно, на расстоянии 10 - 20 м), то отряд мадров атакует пандавов. До этого отряда и пытается докричаться Дурьйодхана, удерживая его от нападения. Внезапно мадры оказываются окружёнными со всех сторон войском пандавов. Мадры кричат о том, что они не видят Юдхиштхиру, его братьев, Дхриштадьюмну и Сатьяки. Но почему они это кричат? Зачем они хотят видеть этих военачальников пандавов? Такое впечатление, что они им назначили встречу, а сами на неё не пришли. В этот момент мадры догадались, что их обманули. Чудо в эпосе почти синоним обмана - вот почему этот способ убийства Шальи и его окружения Санджая называет "чудесным и страшным".
В этот момент Шакуни говорит Дурьйодхане, почему мадрам не оказывают помощи кауравы. Дурьйодхана отвечает ему, что мадры не послушались его, хотя он пытался их удержать. Всю эту ситуацию можно объяснить просто: Шалья договорился о встрече с Юдхиштхирой и двинулся навстречу ему во главе отряда с 700 колесницами. Его цель то ли получение золота за предательство Карны, то ли оговорить особые условия перехода всех мадров на сторону пандавов. Кришна решает этим воспользоваться и предлагает убить Шалью при встрече. Царь мадров оставляет свои колесницы на расстоянии несколько десятков метров и сближается с пандавой и его сторонниками. В этот момент его окружают и пандава убивает Шалью дротиком. Это с точки зрения кауравов Шалья - предатель, а с точки зрения пандавов он ведь оказал им неоценённую услугу при убийстве Карны. Но вместо благодарности от пандавов его ждёт смерть. Судьба всех предателей одинакова: их ждёт не слава, а позор, презрение и забвение. Если же о них остаётся память в истории, то она должна предостеречь людей от желания сиюминутной выгоды в конкретной ситуации за счёт других людей. И вот тут мадры поднимают крики, начинают атаковать, но внезапно все они оказываются окружёнными войском пандавов. Ловушка захлопнулась! И начинается избиение окружённых мадров. Такое впечатление, что чем больше погибнет людей на поле Куру, тем лучше для Кришны.
Дурьйодхана догадался о происходящем и пытался докричаться до мадров, чтобы они не выступали против пандавов, а отступали назад. После слов Шакуни, что нельзя в беде оставлять союзников, царь вместе с отрядом кауравов пытался спасти их, но, пока воины преодолевали расстояние до гибнущих воинов, несчастные мадры были уже убиты.
Войско кауравов в панике отступает. Бхима добивает раненых палицей. Пощады никто из пандавов не желал. Призыв Кришны убивать родственников звучал уже в Бхагавадгите. Сам Дурьйодхана прикрывал отступление кауравов. Часть бежавших воинов, услышав его призывы, вернулась и сражалась с ним рядом. Шакуни пытался спасти положение и сказал, что он нападёт на войско пандавов с тыла. Его маневр оказался успешным. Потеряв полесницу, Дурьйодхана сел верхом на коня и направился к царю гандхаров. Вслед за ним последовали Ашваттхаман, Крипа и Критаварман, а Санджая попадает в плен к Сатьяки.