1. Миф как он есть
После гибели Дроны Вайшампаяна сообщает, что Карна, "учинивший недругам своим в той схватке великое побоище, на глазах у всех сынов Дхритараштры сражен был Пхальгуной" (Карнапарва, гл. 1, шл. 13 - 17).
Санджая прибыл в Хастинапур и стал в подробностях рассказывать о последних событиях на поле Куру. Узнав о гибели Вайкартаны, Дхрираташтра, Гандхари и "другие женщины гарема" от горя не находили себе места. "Глядя на своих жён", царь безмолвствовал. Санджая рассказал, что от рук Бхимасены пал Духшасана и советник Дхритараштры Вришаварман, Абхиманью убил Лакшману и сына Джарасандхи Джаятсену, Дхриштадьюмна - сына Духшасаны Бахушалина, Арджуна - сына Карны Вришасену и братьев Шакуни Вришаку и Ачалу.
По просьбе Дхритараштры Санджая перечислил оставшихся в живых кауравов. Среди них были три сына Карны, Санджая назвал имя одного из них, его звали Сатьясеной. Царь никак не мог смириться с мыслью о гибели Карны. Придя в себя, он стал задавать вопросы суте.
Карнапарва, гл. 5, шл. 14 - 26:
"Дхритараштра сказал:
Как же так случилось, что Карна, первый среди колесничных бойцов, муж-тигр, чьей мощи невозможно противостоять, сражён был на поле брани Партхой? Ведь он, полагаясь на мощь своих рук, обычно не ставил ни во что ни Ачьюту, ни Завоевателя богатств, ни вришнийцев, ни кого-либо другого?... Ведь прежде он уже одолел сильнейших, необоримых противников: гандхаров, мадраков, матсьев, тригартов, тунгаков, шаков, пундров, нишадов, вангов с кичаками, ватсов, калингов, таралов, ашмаков, ришиков - и всех их, осилив в битве, сделал своими данниками!... Царь Магадхи (Джарасандха), привлекши его дружеским обращением, почестями, лестью и выгодами на свою сторону, сумел пленить всю правящую землей кшатру, кроме только кауравов и ядавов!..."
Дхритараштра говорит, что с помощью обмана были убиты Бхишма и Дрона, и он не может поверить в гибель Карны. Царь спрашивает Санджаю, кто был рядом с Карной, не был ли он оставлен друзьями? Гибель великих воинов не даёт покоя царю и он говорит" "Использовав выгодный случай и, главное, с помощью обмана убили их обоих; так я слышал о гибели Бхишмы и Дроны! Ведь ни Бхишму, ни Дрону не смог бы сразить в бою даже сам Владетель ваджры, если бы бой шел по правилам, поверь мне!
Как могла Смерть коснуться в битве героя, подобного Индре, отважного Карны, мечущего в цель бесчисленные стрелы? Сам Пурандара дал этому губителю в обмен на серьги волшебное, блещущее подобно молнии, изукрашенное золотое копье; а в сандаловой пыли у него хранилось вложенная (в золоченый тростниковый футляр), оперенная, змееглавая, украшенная золотом, губительная для недругов волшебная стрела. Презревши всех героев, великоколесничных бойцов, во главе с Бхишмой и Дроной, он воспринял от сына Джамадагни знание грозного оружия Брахмы... Еще, развеяв тысячи колдовских чар, он поразил копьем Шакры неистового в битве Гхатоткачу, Индру ракшасов. Из страха перед ним даже отважный Завоеватель богатств все эти дни не решался сойтись с ним на бранном поле в колесничном поединке; так как же могло случиться, что пал он в битве? Как он мог быть убит врагами, если только не увязла в земле его колесница, не сломался лук, не иссякло оружие?... Коли ты говоришь мне, что он сражен, - значит лук его несомненно сломался, либо колесница увязла в земле, либо не стало под рукой оружия; не могу представить себе другой причины его гибели!" (Карнапарва, гл. 5, шл. 57 - 63, 64 - 75).
Царь напоминает Санджае, что Карна, "исполнившись сострадания", пощадил Бхимасену и Сахадеву, что Юдхиштхира не мог спать спокойно из страха перед ним в течение 13 лет. Дхритараштра спрашивает, как случилось, что Шалья стал возницей Карны? Царя смущают многие обстоятельства гибели Карны. "Какие воины охраняли во время битвы правое колесо (колесницы) Сына суты, какие - левое, кто с тыла защищал героя? Кто были те храбрецы, что не оставили Карну, и кто - те трусы, что бежали в страхе? И как могло случиться, когда вы все (сражались) вместе, что был убит великоколесничный воин Карна? И как отважные Пандавы смогли приблизиться к великоколесничному бойцу в то время, как он изливал ливни стрел, словно облако - потоки воды? И как случилось, что та волшебная, змееглавая, превосходнейшая из стрел не достигла тогда своей цели, - поведай мне о том, о Санджая!" (Карнапарва, гл. 5, шл. 101 - 105).
Санджая рассказал, что в лагере кауравов вечером после гибели Дроны Ашваттхаман предложил Дурьйодхане назначить Карну полководцем всего войска кауравов. Сын Дхритараштры обратился с этим предложением к Вайкартане. Карна согласился. Цари совершили над Карной обряд "окропления", используя рога быков, носорогов и бивни слонов.
Войско кауравов под командованием Карны построилось на поле Куру ещё до восхода солнца.
2. Где в мифе история
Санджая прибыл в Хастинапур и сообщил Дхритараштре, что погиб Карна. Царь, Гандхари, все жёны и женщины гарема были вне себя от горя. Санджая перечислил царю погибших кауравов и оставшихся в живых воинов. Среди последних он назвал трёх сыновей Карны.
Безутешный Дхритараштра задавал вопросы, как могло случиться, что погиб Карна. Царь говорит, что Дурьйодхана надеялся на его воинское искусство, опыт и доблесть. Из слов Дурьйодханы становится понятно, что Карна не уважал Кришну, Арджуну и весь род вришниев ("ставил ни во что"). Он вспоминает о прежних победах Карны, когда им были покорены многие народы. В Критическое издание эти сказания не вошли, и нам о них подробности не известны, кроме кратких упоминаний. Список покорённых народов большой и, учитывая милосердие Карны, можно предположить, что часть этих побед была дипломатической.
Из слов царя можно понять, что особые отношения у Карны были с Джарасандхой, непримиримым врагом Кришны. Царь Магадхи дорожил союзом с Карной, оказывал ему почести и вместе с ним участвовал в походах. Завоевания Джарасандхи, описанные в Сабхапарве, стали возможны благодаря союзу с Карной. Но в истории войн Джарасандхи, которую пандавам рассказывает Кришна, ничего не говорится о вкладе Карны в победу царя Магадхи. Странно звучат слова Дхритараштры, что Джарасандха использовал лесть, чтобы привлечь Карну на свою сторону. Обычно к лести прибегает человек с низким социальным статусом. Но махараджу Джарасандху точно нельзя отнести к людям такого ранга. И зачем ему было льстить Карне? Вполне вероятно, что его восхищение Карной было искренним. "Льстец же подобен хамелеону", - говорил Плутарх. Царю Магадхи не было нужды притворяться, угодничать перед Карной, для него это унизительно. Дружба несовместима с ложной хвалой. Лестью является неискреннее восхваление кого-либо с целью добиться от него благосклонности. Карну невозможно пленить лукавой похвалой, лесть для него была синонимом обмана, коварства и хитрости. В современных сербохорватском, словенском, чешском, словацком и польском языках это слова имеет именно такое значение. Карна говорил: "Больше смерти я боюсь обмана". Для брахманов же лесть была нормальным явлением, поэтому редакторы эпоса и вложили эти слова о лести в уста Дхритараштры.
Карна и Джарасандха, по словам царя, покорили многие народы, кроме кауравов и ядавов. Исключение кауравов из этого списка понятно, но почему поражения избежали ядавы? Как известно, Кришна был из племени ядавов, родственного бходжам. В Сабхапарве шла речь о походах Джарасадхи и покорения им бходжей, панчалов, матсьев, кунтиев и других народов. Ядавы вынуждены были бежать в Двараку. И тогда "восемнадцать младших семей (ядавов)" приняли решение отомстить Джарасандхе (Сабхапарва, гл. 13, шл. 34 - 38). Редакторы эпоса не могли так унизить Кришну, поэтому устами Дхритараштры они поставили их наравне с кауравами. Но царь не мог такое сказать.
Напоминая о гибели Бхишмы и Дроны, царь снова говорит об обмане. Он уверен, что, если бы пандавы воевали по правилам, то они не одержали бы победы. И эти же слова говорит Кришна: "Отбросив справедливость, о Пандава, следует теперь придумать хитроумный замысел для одержания победы" (Дронапарва, гл. 164, шл. 66 - 73). Без обмана победы пандавов бы не было. Говоря о "выгодном случае", царь тем самым даёт понять, что роковой удар по вождям кауравов был нанесён в тот момент, когда они себя не защищали и не ждали удара со стороны противника.
Дхритараштра продолжает задавать риторические вопросы, которые звучат так, словно ответ ему уже известен: не был ли оставлен Карна друзьями, не увязла ли в земле его колесница (формальная причина гибели Карны), почему возницей стал Шалья, кто были те трусы, которые бежали в страхе, как мог Арджуна одержать победу над Карной, если "из страха перед ним" он "все эти дни не решался сойтись с ним на бранном поле в колесничном поединке"? Возникает такое впечатление, словно авторы эпоса этими вопросами уводят нас от понимания сути событий и боятся прямо рассказать об обстоятельствах битвы. А ведь в этих вопросах подспудно звучит тема предательства. Это и есть настоящая причина гибели Карны. Но назвать её прямо авторы эпоса не решаются: это развенчает их героев Кришну и Арджуну.
Царь напоминает, что ни копьё Амогха, ни змеевидная стрела не помогли Карне. Для слушателей и читателей эпоса тут речь идёт о чудесном оружии. Этот вопрос уже раньше разбирался в эпизоде "Две стрелы в колчане Карны", на самом деле "волшебным оружием" являются Рама Джамадагни и Ашвасена. Карна рассчитывал в собрании царей в "Бхишмапарве", что на поле Куру он одержит победу мгновенно, предъявив всему войску пандавов виновников ограбления "золотого алтаря" в Кхандаве Кришну и Арджуну. Обвинителем должен был выступить Рама Джамадагни (копьё Амогха), а свидетелем его сын Ашвасена (змеевидная стрела). Это и есть "оружие Брахмы"! Но в ночном бою в схватке с Гхатоткачей Рама Джамадагни исчез, он не погиб, поскольку потом появится в эпосе под именем Вишвамитры. И теперь у Карны в "колчане" только одна "стрела" - Ашвасена. Вайкартана - противник кровопролития, он до конца надеялся сохранить жизни как можно большему количеству воинов.
Дхритараштра говорит Санджае о том, что Карна сохранил жизнь Бхимасене и Сахадеве после того, как победил их. Милосердие является основным качеством характера Вайкартаны, и оно определяет многие его поступки. За год с небольшим до начала войны в Араньякапарве Карна говорит Сурье: "Принесу ли я себя в жертву во время битвы, совершив ратный подвиг, или, наоборот, одолею в битве недругов, все равно я достигну славы и смогу защитить робких, просящих пощады на поле брани" (гл. 284, шл. 35 - 39). Погибнет ли он, одержит ли победу - это не столь важно, главное - сохранить жизни людям. Доброе имя ему дороже всего на свете. "Я сберегу свою честь, пусть даже ценою жизни, - вот мой обет" (там же). Это его кредо! Он будет сражаться по правилам боя, даже если его жизни будет угрожать опасность. Льстить такому человеку невозможно. Вот почему Джарасандха не мог быть льстецом.
Санджая говорит, что Ашваттхаман предложил назначить полководцем Карну. Цари совершили обряд и войско приготовилось к битве.