-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30129


Эпизод 14. Обет Карны

Среда, 27 Февраля 2019 г. 12:39 + в цитатник
   1. Миф как он есть

   После гибели Дроны Вайшампаяна сообщает, что Карна, "учинивший недругам своим в той схватке великое побоище, на глазах у всех сынов Дхритараштры сражен был Пхальгуной" (Карнапарва, гл. 1, шл. 13 - 17).

   Санджая прибыл в Хастинапур и стал в подробностях рассказывать о последних событиях на поле Куру. Узнав о гибели Вайкартаны, Дхрираташтра, Гандхари и "другие женщины гарема" от горя не находили себе места. "Глядя на своих жён", царь безмолвствовал. Санджая рассказал, что от рук Бхимасены пал Духшасана и советник Дхритараштры Вришаварман, Абхиманью убил Лакшману и сына Джарасандхи Джаятсену, Дхриштадьюмна - сына Духшасаны Бахушалина, Арджуна - сына Карны Вришасену и братьев Шакуни Вришаку и Ачалу.

   По просьбе Дхритараштры Санджая перечислил оставшихся в живых кауравов. Среди них были три сына Карны, Санджая назвал имя одного из них, его звали Сатьясеной. Царь никак не мог смириться с мыслью о гибели Карны. Придя в себя, он стал задавать вопросы суте.

Карнапарва, гл. 5, шл. 14 - 26:
"Дхритараштра сказал:

   Как же так случилось, что Карна, первый среди колесничных бойцов, муж-тигр, чьей мощи невозможно противостоять, сражён был на поле брани Партхой? Ведь он, полагаясь на мощь своих рук, обычно не ставил ни во что ни Ачьюту, ни Завоевателя богатств, ни вришнийцев, ни кого-либо другого?... Ведь прежде он уже одолел сильнейших, необоримых противников: гандхаров, мадраков, матсьев, тригартов, тунгаков, шаков, пундров, нишадов, вангов с кичаками, ватсов, калингов, таралов, ашмаков, ришиков - и всех их, осилив в битве, сделал своими данниками!... Царь Магадхи (Джарасандха), привлекши его дружеским обращением, почестями, лестью и выгодами на свою сторону, сумел пленить всю правящую землей кшатру, кроме только кауравов и ядавов!..."

   Дхритараштра говорит, что с помощью обмана были убиты Бхишма и Дрона, и он не может поверить в гибель Карны. Царь спрашивает Санджаю, кто был рядом с Карной, не был ли он оставлен друзьями? Гибель великих воинов не даёт покоя царю и он говорит" "Использовав выгодный случай и, главное, с помощью обмана убили их обоих; так я слышал о гибели Бхишмы и Дроны! Ведь ни Бхишму, ни Дрону не смог бы сразить в бою даже сам Владетель ваджры, если бы бой шел по правилам, поверь мне!

   Как могла Смерть коснуться в битве героя, подобного Индре, отважного Карны, мечущего в цель бесчисленные стрелы? Сам Пурандара дал этому губителю в обмен на серьги волшебное, блещущее подобно молнии, изукрашенное золотое копье; а в сандаловой пыли у него хранилось вложенная (в золоченый тростниковый футляр), оперенная, змееглавая, украшенная золотом, губительная для недругов волшебная стрела. Презревши всех героев, великоколесничных бойцов, во главе с Бхишмой и Дроной, он воспринял от сына Джамадагни знание грозного оружия Брахмы... Еще, развеяв тысячи колдовских чар, он поразил копьем Шакры неистового в битве Гхатоткачу, Индру ракшасов. Из страха перед ним даже отважный Завоеватель богатств все эти дни не решался сойтись с ним на бранном поле в колесничном поединке; так как же могло случиться, что пал он в битве? Как он мог быть убит врагами, если только не увязла в земле его колесница, не сломался лук, не иссякло оружие?... Коли ты говоришь мне, что он сражен, - значит лук его несомненно сломался, либо колесница увязла в земле, либо не стало под рукой оружия; не могу представить себе другой причины его гибели!" (Карнапарва, гл. 5, шл. 57 - 63, 64 - 75).

   Царь напоминает Санджае, что Карна, "исполнившись сострадания", пощадил Бхимасену и Сахадеву, что Юдхиштхира не мог спать спокойно из страха перед ним в течение 13 лет. Дхритараштра спрашивает, как случилось, что Шалья стал возницей Карны? Царя смущают многие обстоятельства гибели Карны. "Какие воины охраняли во время битвы правое колесо (колесницы) Сына суты, какие - левое, кто с тыла защищал героя? Кто были те храбрецы, что не оставили Карну, и кто - те трусы, что бежали в страхе? И как могло случиться, когда вы все (сражались) вместе, что был убит великоколесничный воин Карна? И как отважные Пандавы смогли приблизиться к великоколесничному бойцу в то время, как он изливал ливни стрел, словно облако - потоки воды? И как случилось, что та волшебная, змееглавая, превосходнейшая из стрел не достигла тогда своей цели, - поведай мне о том, о Санджая!" (Карнапарва, гл. 5, шл. 101 - 105).

   Санджая рассказал, что в лагере кауравов вечером после гибели Дроны Ашваттхаман предложил Дурьйодхане назначить Карну полководцем всего войска кауравов. Сын Дхритараштры обратился с этим предложением к Вайкартане. Карна согласился. Цари совершили над Карной обряд "окропления", используя рога быков, носорогов и бивни слонов.

  Войско кауравов под командованием Карны построилось на поле Куру ещё до восхода солнца.

   2. Где в мифе история

   Санджая прибыл в Хастинапур и сообщил Дхритараштре, что погиб Карна. Царь, Гандхари, все жёны и женщины гарема были вне себя от горя. Санджая перечислил царю погибших кауравов и оставшихся в живых воинов. Среди последних он назвал трёх сыновей Карны.

   Безутешный Дхритараштра задавал вопросы, как могло случиться, что погиб Карна. Царь говорит, что Дурьйодхана надеялся на его воинское искусство, опыт и доблесть. Из слов Дурьйодханы становится понятно, что Карна не уважал Кришну, Арджуну и весь род вришниев ("ставил ни во что"). Он вспоминает о прежних победах Карны, когда им были покорены многие народы. В Критическое издание эти сказания не вошли, и нам о них подробности не известны, кроме кратких упоминаний. Список покорённых народов большой и, учитывая милосердие Карны, можно предположить, что часть этих побед была дипломатической.

   Из слов царя можно понять, что особые отношения у Карны были с Джарасандхой, непримиримым врагом Кришны. Царь Магадхи дорожил союзом с Карной, оказывал ему почести и вместе с ним участвовал в походах. Завоевания Джарасандхи, описанные в Сабхапарве, стали возможны благодаря союзу с Карной. Но в истории войн Джарасандхи, которую пандавам рассказывает Кришна, ничего не говорится о вкладе Карны в победу царя Магадхи. Странно звучат слова Дхритараштры, что Джарасандха использовал лесть, чтобы привлечь Карну на свою сторону. Обычно к лести прибегает человек с низким социальным статусом. Но махараджу Джарасандху точно нельзя отнести к людям такого ранга. И зачем ему было льстить Карне? Вполне вероятно, что его восхищение Карной было искренним. "Льстец же подобен хамелеону", - говорил Плутарх. Царю Магадхи не было нужды притворяться, угодничать перед Карной, для него это унизительно. Дружба несовместима с ложной хвалой. Лестью является неискреннее восхваление кого-либо с целью добиться от него благосклонности. Карну невозможно пленить лукавой похвалой, лесть для него была синонимом обмана, коварства и хитрости. В современных сербохорватском, словенском, чешском, словацком и польском языках это слова имеет именно такое значение. Карна говорил: "Больше смерти я боюсь обмана". Для брахманов же лесть была нормальным явлением, поэтому редакторы эпоса и вложили эти слова о лести в уста Дхритараштры.

   Карна и Джарасандха, по словам царя, покорили многие народы, кроме кауравов и ядавов. Исключение кауравов из этого списка понятно, но почему поражения избежали ядавы? Как известно, Кришна был из племени ядавов, родственного бходжам. В Сабхапарве шла речь о походах Джарасадхи и покорения им бходжей, панчалов, матсьев, кунтиев и других народов. Ядавы вынуждены были бежать в Двараку. И тогда "восемнадцать младших семей (ядавов)" приняли решение отомстить Джарасандхе (Сабхапарва, гл. 13, шл. 34 - 38). Редакторы эпоса не могли так унизить Кришну, поэтому устами Дхритараштры они поставили их наравне с кауравами. Но царь не мог такое сказать.

   Напоминая о гибели Бхишмы и Дроны, царь снова говорит об обмане. Он уверен, что, если бы пандавы воевали по правилам, то они не одержали бы победы. И эти же слова говорит Кришна: "Отбросив справедливость, о Пандава, следует теперь придумать хитроумный замысел для одержания победы" (Дронапарва, гл. 164, шл. 66 - 73). Без обмана победы пандавов бы не было. Говоря о "выгодном случае", царь тем самым даёт понять, что роковой удар по вождям кауравов был нанесён в тот момент, когда они себя не защищали и не ждали удара со стороны противника.

   Дхритараштра продолжает задавать риторические вопросы, которые звучат так, словно ответ ему уже известен: не был ли оставлен Карна друзьями, не увязла ли в земле его колесница (формальная причина гибели Карны), почему возницей стал Шалья, кто были те трусы, которые бежали в страхе, как мог Арджуна одержать победу над Карной, если "из страха перед ним" он "все эти дни не решался сойтись с ним на бранном поле в колесничном поединке"? Возникает такое впечатление, словно авторы эпоса этими вопросами уводят нас от понимания сути событий и боятся прямо рассказать об обстоятельствах битвы. А ведь в этих вопросах подспудно звучит тема предательства. Это и есть настоящая причина гибели Карны. Но назвать её прямо авторы эпоса не решаются: это развенчает их героев Кришну и Арджуну.

   Царь напоминает, что ни копьё Амогха, ни змеевидная стрела не помогли Карне. Для слушателей и читателей эпоса тут речь идёт о чудесном оружии. Этот вопрос уже раньше разбирался в эпизоде "Две стрелы в колчане Карны", на самом деле "волшебным оружием" являются Рама Джамадагни и Ашвасена. Карна рассчитывал в собрании царей в "Бхишмапарве", что на поле Куру он одержит победу мгновенно, предъявив всему войску пандавов виновников ограбления "золотого алтаря" в Кхандаве Кришну и Арджуну. Обвинителем должен был выступить Рама Джамадагни (копьё Амогха), а свидетелем его сын Ашвасена (змеевидная стрела). Это и есть "оружие Брахмы"! Но в ночном бою в схватке с Гхатоткачей Рама Джамадагни исчез, он не погиб, поскольку потом появится в эпосе под именем Вишвамитры. И теперь у Карны в "колчане" только одна "стрела" - Ашвасена. Вайкартана - противник кровопролития, он до конца надеялся сохранить жизни как можно большему количеству воинов.

   Дхритараштра говорит Санджае о том, что Карна сохранил жизнь Бхимасене и Сахадеве после того, как победил их. Милосердие является основным качеством характера Вайкартаны, и оно определяет многие его поступки. За год с небольшим до начала войны в Араньякапарве Карна говорит Сурье: "Принесу ли я себя в жертву во время битвы, совершив ратный подвиг, или, наоборот, одолею в битве недругов, все равно я достигну славы и смогу защитить робких, просящих пощады на поле брани" (гл. 284, шл. 35 - 39). Погибнет ли он, одержит ли победу - это не столь важно, главное - сохранить жизни людям. Доброе имя ему дороже всего на свете. "Я сберегу свою честь, пусть даже ценою жизни, - вот мой обет" (там же). Это его кредо! Он будет сражаться по правилам боя, даже если его жизни будет угрожать опасность. Льстить такому человеку невозможно. Вот почему Джарасандха не мог быть льстецом.

   Санджая говорит, что Ашваттхаман предложил назначить полководцем Карну. Цари совершили обряд и войско приготовилось к битве.
Рубрики:  Махабхарата
Метки:  
Понравилось: 10 пользователям

vit4109   обратиться по имени Среда, 27 Февраля 2019 г. 15:25 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 27 Февраля 2019 г. 15:29 (ссылка)
vit4109, пожалуйста.
Ответить С цитатой В цитатник
Нэкто   обратиться по имени Среда, 27 Февраля 2019 г. 21:09 (ссылка)
++ Привет)
original (480x595, 66Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 01 Марта 2019 г. 11:58ссылка
Нэкто, это кришнаитская картинка... Такая печать благости. Мужчина не должен быть таким красивым, есть в этом что-то нездоровое.
Перейти к дневнику

Пятница, 01 Марта 2019 г. 13:13ссылка
Думаю, это след слияния культа Вишну с культом Говинды, которого изображают маленьким ребенком или нежным прелестным мальчиком. Отсюда тяга изображать взрослого Вишну или Кришну (в этом варианте он черный) в таком же духе, как "прелестное дитя".
TAISA_ANDRYEYEVA   обратиться по имени Среда, 27 Февраля 2019 г. 23:42 (ссылка)
Благодарю Вам,Петр!!!
Прочитала,но далека от этого...
Душевного покоя и полной радости !!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 01 Марта 2019 г. 11:56ссылка
TAISA_ANDRYEYEVA, конечно, это чтение для очень увлечённых этой тематикой. Мифы притягивают не многих.
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Четверг, 28 Февраля 2019 г. 11:26 (ссылка)
Исключение кауравов из этого списка понятно, но почему поражения избежали ядавы?

Напрашивается формулировка: "Кауравы были союзниками, а ядавы быстро бегали" :)

И возникает вопрос: так кто тогда Гхатоткачу убил? Карна или Рама? Или оба?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 28 Февраля 2019 г. 22:28 (ссылка)
Ядавы потерпели поражение от Джарасандхи и бежали в Двараку.

В отношении Гхатоткачи. Вполне вероятно, что Гхатоткача был послан Кришной со специальной целью ночью убить Раму. Помните. "сила ракшасов возрастает ночью"... Далее, Гхатоткача сражается с ракшасами Аламбалой и Алаюхой и их убил. Можно предположить, что это были охранники Рамы, которые охраняли шатёр Карны, где находился Рама. А вот что было в шатре? Может быть, сам Рама и убил Гхатоткачу, может быть, Карна пришёл на помощь... А затем Рама сказал Карне, что ему надо уйти, слишком уж очевидно, что за ним охотятся. А вот Ашвасена остался, может быть, он был предан ему, верил в него до конца. Тут важна формулировка: "дротик обезврежен", то есть Рамы нет в войске, он ничего не может сделать.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Четверг, 28 Февраля 2019 г. 22:48 (ссылка)
А ведь Аламбала - кажется, сын Такшаки? То есть Рамы?
Выходит, Раму охраняли сыновья.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 28 Февраля 2019 г. 22:58 (ссылка)
В именном указателе Дронапарвы Аламбала - просто ракшас, а вот Аламбуса... Их аж три разных персонажа: просто царь, Аламбуса - сын Джатасуры и Аламбуса - сын Ришьяшринги. Ришьяшринга же - сын Вибхандаки, который и есть Рама Джамадагни. Так по указателю, но вполне вероятно, что тут какая-то путаница. Вообще, если высказанное в предыдущем комментарии версия окажется верной, то со всеми этими ракшасами нужно разбираться.

В Шальяпарве перед смертью Дурьйодхана обратится к странствующему брахману Чарваке, который вдруг в Шантипавре примет облик ракшаса и попытается испортить церемонию или даже убить Юдхиштхиру. Несомненно, это разведчик Дурьйодханы. Так что к ракшасам нужно отнестись повнимательнее.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Четверг, 28 Февраля 2019 г. 23:51 (ссылка)
Я могла перепутать.
Я просто из одной прошлой Вашей статьи помню, что кто-то из присутствующих в действии ракшасов - не то сын, не то внук Рамы.

А Чарвака Юдхиштхиру вроде проклял. По официальной версии.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 01 Марта 2019 г. 11:51 (ссылка)
У меня сложилось впечатление, что ход битвы выдуман почти на сто процентов, а единственное, что мы можем почерпнуть из описания битвы - это подлое убийство основных кауравов. Вот по описанию битвы Махабхарата почти на том же уровне, что и Рамаяна: фантастическое описание, почти сказка. Ну вы помните, то три стрелы посреди лба, то шесть дротиков в груди, то убийство палицей слона, то стрелу в полёте разбили на десять частей и т.д.

А вот в реальности, видимо, за ночным нападением и была диверсионная операция по убийству Рамы. Ракшасы в таком количестве имеют такое значение только в Дронапарве в сцене с Гхатоткачей. Возможно, он был "спящим" агентом среди кауравов, а потом Кришна отдал приказ ему действовать или он выступал под маской кого-нибудь из кауравов. Кстати, тот ночной бой тоже единственный в описании битвы. Поэтому и думаю, что это была диверсия. Если эта мысль укрепится, возможно, допишу третью часть к убийству Гхатоткачи (версию исторических событий).
Ответить С цитатой В цитатник
klari126   обратиться по имени Пятница, 01 Марта 2019 г. 14:13 (ссылка)
С ДНЁМ КОШЕК!
Тихо так мурлычет кошка,
Ты погладь её немножко,
Жизнь ведь делать веселее
Эти кошечки умеют,

Посмотри, как они славны,
И пушисты, и забавны!
Я с Днём кошек поздравляю
И добрее быть желаю!
уко2 (450x450, 139Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 01 Марта 2019 г. 19:07 (ссылка)
klari126, спасибо. Я так понимаю, что мартовские коты долго сигнализировали, прежде чем в ООН обратили на них внимание:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 01 Марта 2019 г. 19:10 (ссылка)
Исходное сообщение Бригита_О_Брайн
Думаю, это след слияния культа Вишну с культом Говинды, которого изображают маленьким ребенком или нежным прелестным мальчиком. Отсюда тяга изображать взрослого Вишну или Кришну (в этом варианте он черный) в таком же духе, как "прелестное дитя".

Мне не нравится то, что мужчину изображают женственным. Это неестественно. Уж не знаю, откуда пошла такая традиция. Причём усердствуют в этом направлении почему-то кришнаиты.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 01 Марта 2019 г. 23:41ссылка
Исходное сообщение Соккар
Причём усердствуют в этом направлении почему-то кришнаиты.

Им кажется, что это красиво :)
Соккар   обратиться по имени Суббота, 02 Марта 2019 г. 22:32 (ссылка)
Какое-то извращённое чувство красоты. Мужчина должен быть мужественным, а женщина - женственной, и он и она должны быть естественными.
Но, может быть, таким путём кришнаиты хотят придать Кришне черты мягкости, любвеобильности, доброты. А на самом деле речь идёт об обмане. У меня такой Кришна вызывает тошноту и отторжение.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку