-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Эпизод 12. Гибель Дроны

Среда, 06 Февраля 2019 г. 11:53 + в цитатник
   1. Миф как он есть
   Встретившись с Кришной, Юдхиштхира сообщил ему, что Дрона виноват в гибели Абхиманью, а Карна виновен в гибели Гхатоткачи, поэтому он отправляется на битву с Вайкартаной. Войско двинулось за ним, но пандаву остановил неожиданно появившийся здесь Вьяса. Мудрец сказал ему, чтобы Дхармараджа не поддавался гневу и "на пятый день (отсюда) земля будет" его. После этих слов он так же внезапно исчез.

  Вокруг была ночная мгла. Часть воинов не покидала своих подразделений, другая часть, оставив оружие, спала на земле или колесницах, третья часть сражалась. Арджуна распорядился, чтобы воины отдохнули. Такое же решение приняли и кауравы. Прошло какое-то время и на восточной части неба появился месяц. Ощутив его лучи, воины проснулись. Битва возобновилась, "когда осталась на исходе только третья часть ночи... Вскоре, затмевая блеск месяца, показалась заря, предвестница солнца" (Дронапарва, гл. 161, шл. 1 - 6),


   Бхима обратился к Арджуне со словами, что наступило время добиться желательного исхода: "Если в такое время, уже наступившее, ты не постараешься достичь благоприятных результатов, тогда ты, уподобляясь человеку низкочтимому, допустишь (излишнюю) жалость! Проявив свою доблесть, освободи себя от долга перед правдой, благосостоянием, добродетелью и славой! Прорви этот боевой строй, о лучший из воителей!..." (Дронапарва, гл. 161, шл. 1 - 6).

   Битва возобновилась. Поднявшаяся пыль мешала воинам видеть поле боя. Дрона переместился с главного направления на северный участок боя. Он убил тремя стрелами трёх внуков Друпады, потом самого Друпаду и Вирату, царя матсьев. Дхриштадьюмна, узнав о гибели Друпады, даёт клятву лишить жизни Дрону. Вместе с Бхимой он проник в войско кауравов. И тут взошло солнце.

   Санджая сообщает Дхритараштре, что пыль мешает ему рассмотреть, кто и где находится на поле боя. Воины обоих сторон убивали чужих и своих. Но вот ветер унёс пыль и в битве сошлись Карна с Бхимой, Дрона с Арджуной, Дурьйодхана с Накулой, Духшасана с Сахадевой.

   Карна сразил обоих возниц и коней колесницы Бхимы. Пандава вскочил на колесницу Накулы. Дрона применил оружие Брахмы, Арджуна ответил тем же и никто не мог победить в их бое. Критаварман с тремя своими единоутробными братьями сдерживал Дхриштадьюмну. На помощь панчалийцу пришли Накула и Сахадева. Оставив близнецов, Дхриштадьюмна направился к Дроне. Сатьяки сражался с Дурьйодханой и рассек его лук, но царю на помощь поспешил Карна. Бхимасена старался помешать Вайкартане, но каурава рассек его лук и убил его возницу. Бхимасена схватил палицу и сокрушил знамя Карны, его лук и возницу кауравы.

   Накула, Сахадева и Бхимасена призвали Арджуну оттеснить кауравов от Дроны. Кришна сказал Арджуне: "Сей предводитель предводителей отрядов колесниц никогда не может быть побежден силою в сражении, даже самим сокрушителем Вритры - в пылу битвы! Отбросив справедливость, о Пандава, следует теперь придумать такой хитроумный замысел для содержания победы, чтобы (Дрона), обладатель золотой колесницы, не убил нас всех в сражении! После того как будет убит (его сын) Ашваттхаман, он уже не будет сражаться - таково мое мнение. Пусть какой-нибудь человек поэтому скажет ему, что Ашваттхаман убит в сражении!" (Дронапарва, гл. 164, шл. 66 - 73).

   Слова Кришны не понравились Арджуне, их с большим трудом принял Юдхиштхира, а Бхима убил палицей "огромного слона, тоже по имени Ашваттхаман". Приблизившись к Дроне, Бхимасена сказал ему: "Убит Ашваттхаман!". Дрона не поверил ему и продолжил яростно сражаться. Он убил 20 тыс. панчалов, 5 сотен матсьев, 6 тыс. сринджаев, 10 тыс. слонов и 10 тыс. коней.

   Санджая сообщает, что на поле боя появились мудрецы и сказали Дроне, что его "время... теперь полностью истекло". Роасстроенный полководец кауравов спросил Юдхиштхиру, действительно ли убит его сын. Санджая говорит, что у Дроны была полная уверенность, что пандава не будет говорить неправды.

   Обратившись к Юдхиштхире, Кришна сказал: "Если Дрона будет сражаться, отдаваясь своей ярости, даже полдня, говорю тебе правду, войско твое придет к полной гибели. Спаси ты нас в таком случае от Дроны. (При таких обстоятельствах) ложь должна быть выше правды!. Говорящий неправду ради спасения жизни не получает соприкосновения с грехом, вызванным неправдой!" (Дронапарва, гл. 164, шл. 97 - 104).

   Бхима сообщил Юдхиштхире, что он убил слона Ашваттхамана, но Дрона не поверил его словам. После этого Юдхиштхира сказал полководцу, что Ашваттхаман убит, произнеся при этом невнятно "слон". Дрона упал духом и уже не мог сражаться так как прежде.

   Дхриштадьюмна ринулся против Дроны. Истекла уже третья часть пятого дня, как войском кауравов руководил сын Бхарадваджи. Он заставил коней своей колесницы смешаться с конями колесницы Дхриштадьюмны. Дрона сокрушил крепления дышла и колёса, рассек лук своего противника и его булаву. Схватив меч, Дхриштадьюмна то укрывался на сидении своей колесницы. то сидя на дышле пытался пронзить грудь Дроны. Полководец убил дротиком всех коней колесницы панчалийца. Вооружившись мечом и щитом, Дхриштадьюмна теснил Дрону. Полководец кауравов рассек их стрелами и уже готов был убить панчалийца, но его "стрелу рассек десятью острыми стрелами бык из рода Шини (Сатьяки) на глазах у твоего сына и благородного Карны и таким образом спас Дхриштадьюмну" (Дронапарва, гл. 165, шл. 147 - 153).

   Юдхиштхира направил против Дроны воинов на колесницах. Санджая говорит, что, продолжая битву, "он (Дрона - Л. П.) решил тогда отдать свою жизнь, сражаясь справедливо" (Дронапарва, гл. 165, шл. 8 - 13).

   Бхима подъехал на колеснице к Дхриштадьюмне и потребовал, чтобы он убил полководца кауравов. Потом он снова сказал Дроне, что его сын лежит на поле боя позади него. Эти слова заставили полководца задуматься. Оставив оружие и "усевшись на площадке колесницы, он (Дрона - Л. П.) дал обещание безопасности всем существам и всецело предался йоге" (Дронапарва, гл. 165, шл. 33 - 39). Спрыгнув со своей колесницы, Дхриштадьюмна направился к нему и отсек голову восьмидесятипятилетнего старца мечом, несмотря на то, что Арджуна говорил ему, что он должен привести наставника живым. Затем он бросил голову Дроны перед воинами Дурьйодханы и кауравы разбежались.

   Увидев разбегавшееся войско, Ашваттхаман спросил Дурьйодхану, в чём причина бегства. Но царь не мог ему сказать правду о гибели Дроны. Крипа сообщил сыну Дхритараштры в подробности как было дело, начиная со слов Кришны, Бхимы и Юдхиштхиры. Дядя Ашваттхамана сообщил царю, как Юдхиштхира "приблизившись затем к Дроне, он (Юдхиштхира - Л. П.) громко промолвил: "Тот, ради кого ты носишь оружие, и на кого взирая, ты живешь, тот неизменно любимый сын твой - Ашваттхаман повержен!" (Дронапарва, гл. 165, шл. 112 - 117).

   2. Где в мифе история

   Во время встречи с Кришной Юдхиштхира не просто обвинил в смерти Абхиманьи Дрону, а фактически обозначил следующие цели для убийства - Дрону и Карну. В реальности Абхиманью погиб от рук сына Духшасаны, а Дрона в его смерти не виновен.

   Появление Вьясы на поле боя выглядит неожиданным и малообоснованным. Он останавливает от поспешных действий пандаву и сообщает, что на пятый день власть в стране будет принадлежать ему. Это - важная деталь в хронологии. По преданию битва продолжалась 18 дней и на данный момент прошло уже 13 суток. Но эти данные противоречат одному обстоятельству. В Удьйогапарве Кришна говорит Карне, что битва должна начаться в день новолуния (гл. 140, шл. 16 - 20). После ухода Вьясы за 2-3 часа до рассвета на восточной стороне неба появляется месяц. Следовательно, речь идёт о конце синодического периода, равного 29, 53 суток. Молодой месяц восходит вечером после заката Солнца на западе спустя 2 - 3 дня после новолуния, а старый месяц виден на восточной стороне неба за несколько дней до новолуния. Таким образом с начала битвы прошло, как минимум, 25 суток. А ведь сражение ещё не закончилось и продлится 5 суток.

   Слова Бхимы, сказанные Арджуне, "Если в такое время, уже наступившее, ты не постараешься достичь благоприятных результатов..." явно свидетельствуют, что подготовлены специфические условия для убийства Дроны и ни в коем случае нельзя проявлять жалость. Бхима считает, что на такое способны только низкочтимые люди, а подлинная доблесть заключается в свободе от правды и добродетели. Именно такого поведения он ждёт от Арджуны. Несомненно, Кришна и пандавы затеяли очередную подлость, поэтому Бхима убеждает Арджуну, чтобы он не поддавался жалости.

   Санджая продолжает рассказывать о ходе сражения, сообщая "факты", противоречащие здравому смыслу. Несмотря на пыль в воздухе, Дрона тремя стрелами убивает трёх внуков Друпады ещё до восхода солнца. Удивительная меткость! Столь раннее начало битвы тоже часть плана пандавов. Речь идёт о нападении в часы, когда ещё не все воины в стане кауравов проснулись.

   На поле боя сходятся Карна и Бхимасена, Дрона и Арджуна. Но какой смысл Карне снова сражаться с Бхимой, если он накануне его помиловал? Авторы сказания не объясняют противоречия, они их создают. Дважды Вайкартана лишает пандаву коней и возниц. Бхима, лишённый лука, палицей крушит знамя Карны, затем его лук и убивает возницу. Но ведь, чтобы применить палицу, пандаве нужно приблизиться к Вайкартане, у которого лук ещё целый и меч тоже при нём. В момент, когда Бхима крушит знамя и убивает возницу, Карна может применить и лук, и меч. Но создатели эпоса в этом тоже не видят противоречия, что заставляет сомневаться в правдивости их повествования. Здесь нет связи ни с реальностью, ни с логикой.

   Цель пандавов в этот день - полководец кауравов. Близнецы и Бхима призывают Арджуну отсечь Дрону от войска. Кришна заявляет, что честным путём полководца кауравов не победить и нужно отбросить справедливость.

   План Кришны выглядит наивным. Он предлагает сказать Дроне, что убит его сын Ашваттахаман и тогда он "уже не будет сражаться". А на каком основании он уверен в этом? Во-первых, почему Дрона должен верить пандавам? Во-вторых, что мешает ему спросить об этом у кауравов? В-третьих, даже если он вдруг поверит пандавам, почему, услышав о гибели Ашваттхамана, он не поступит наоборот, не сложит оружие, а начнёт мстить? В этом отношении пример со "слоном" Ашваттхамана выглядит очень наивным. Эти слова предназначены не для Дроны, а для слушателей эпоса. Полководец кауравов и не поверит им. Даже сами авторы эпоса понимают, что они малоубедительны, поэтому они прозвучат четырежды: их произнесёт Бхима, потом мудрецы, Юдхиштхира, снова Бхима...

   Реакция пандавов на слова Кришны различная. Сколько слов в эпосе было сказано о приверженности пандавов дхарме! И вот их учитель призывает своих учеников отбросить справедливость. Целесообразность и выгода определяют всё. За словами "хитроумный замысел" и скрывается обман. Авторы эпоса спасают репутацию Юдхиштхиры и Арджуны, поэтому они говорят, что пандавам не нравится план Кришны. И тем не менее, они никак не противодействуют ему. Убийство "слона" - это искусственный приём, который должен, по мнению авторов, вынудить Дрону сложить оружие. Реальность, видимо, ещё подлее.

   Слова Бхимы о смерти Ашваттхамана не убедили Дрону. Но ведь создатели сказания думают и о том, как убедить слушателей. На поле боя появляются мудрецы, слова которых "слышит" только Дрона. Очередная выдумка! Чтобы оправдать подлость пандавов её нужно подкрепить авторитетом отшельников. Их появление вынуждает Дрону спросить у Юдхиштхиры, убит ли Ашаваттхаман. Дхармараджа отвечает не сразу. Возникает пауза. Кришна убеждает Юдхиштхиру солгать, потому что честным путём победы не одержать ("Ложь должна быть выше правды!"). Сказание сообщает, что пандава невнятно произносит: "слон" Ашваттхаман убит... Какое лукавство! По иезуитской логике авторам эпоса представляется, что Дхармараджа не лжёт. Но ведь он лжёт самому себе, если у него есть совесть...

   Санджая сообщает, что кони колесниц Дхриштадьюмны и Дроны смешались, и полководец пандавов проникает на дышло и совершает акробатические трюки, что вызывает восхищение окружающих. Этот эпизод в главе 164 Дронапарвы почти во всём повторяет такой же эпизод в главе 72 этой книги. Даже кони Дхриштадьюмны, погибшие в первом из них, той же масти, что и во втором - голубиной! Ошибка ли это или полководец кауравов должен был погибнуть раньше по замыслу авторов сказания - трудно сказать. Но и этот "подвиг" Дхриштадьюмны не помогает ему убить полководца кауравов.

   Дрона по-прежнему не верит словам Юдхиштхиры и продолжает сражаться. Он решает отдать свою жизнь, "сражаясь справедливо". Насколько всё-таки различна мораль двух противоборствующих лагерей! Для Кришны всё иначе: ложь должна быть выше правды! А справедливым будет всё то, что скажет Бхагаван. Дрона даже для спасения своей жизни не хочет прибегать к подлости.

   Полководец кауравов продолжает сражаться. Второй раз Бхима говорит ему, что Ашваттхаман убит. И в четвёртый раз прозвучит этот надуманный тезис на страницах эпоса... Эти повторы звучат как заклинания. Почему только представители кауравов - Бхуришравас и Дрона - решают совершить обет прая на поле боя, столкнувшись с подлостью Арджуны и Бхимы? Честь для них на первом месте, бесчестный теряет право на звание человека.

   Дурьйодхана не в силах рассказать Ашваттхаману, как погиб его отец. Это решается совершить Крипа. Но как он мог слышать и видеть, если его рядом с Дроной и пандавами не было. Или всё-таки он был там? Его слова разоблачают Юдхиштхиру. Крипа говорит, что Дхармараджа, приблизившись к Дроне, громко говорит полководцу кауравов, что убит его сын Ашваттхаман, а не мифический "слон"...
Рубрики:  Махабхарата
Метки:  
Понравилось: 9 пользователям

vit4109   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 13:53 (ссылка)
Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 06 Февраля 2019 г. 17:31ссылка
vit4109, спасибо. Стараюсь:-)))
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 17:12 (ссылка)
Юдхиштхира сообщил ему, что Дрона виноват в гибели Абхиманью

Обратила внимание - все, кого требуется убить, мгновенно становятся виноваты в гибели Абхиманью. :) Начиная с Джаядратхи, который вообще непонятно при чем.

Битва возобновилась, "когда осталась на исходе только третья часть ночи... Вскоре, затмевая блеск месяца, показалась заря, предвестница солнца" (Дронапарва, гл. 161, шл. 1 - 6),

Надо же! Как же я забыла об это милой подробности! Время, когда Пандавы возобновляют битву, часом не то, что в нынешних войсках зовется "собачьей вахтой"? Время перед рассветом, когда часовому больше всего хочется спать?
Ну, держитесь, пропандавы, пусть только кто заикнется об "избиении спящих нехорошим Ашваттхамой"...

тогда ты, уподобляясь человеку низкочтимому, допустишь (излишнюю) жалость!

Дивно, Бхима! Сострадание - качество, достойное презрения, браво!
Как я люблю, когда они откровенно изобличают себя собственными устами.

В момент, когда Бхима крушит знамя и убивает возницу, Карна может применить и лук, и меч. Но создатели эпоса в этом тоже не видят противоречия,

Сплошь и рядом. Я тоже неоднократно замечала, прямо таки общее место. Какой-то пандава геройствует, а его противники стоят столбами "и лаю твоего совсем не примечают" :))))

Ближний бой лучника против булависта или мечника - тоже "трогательный" момент. Помню, как-то редактируя текст, уговорила автора переделать сцену с эльфом, отстреливающимся из лука от бандитов в таверне. Ибо лук в ближнем бою не катит даже в исполнении эльфа, это ж не пистолет все-таки.

Дядя Ашваттхамана сообщил царю, как Юдхиштхира "приблизившись затем к Дроне, он (Юдхиштхира - Л. П.) громко промолвил: "Тот, ради кого ты носишь оружие, и на кого взирая, ты живешь, тот неизменно любимый сын твой - Ашваттхаман повержен!"

Ну и при чем тут слон? Юдхи врет как сивый мерин, предельно откровенно. Вот чем читают люди, которые будут потом бродить по интернету, твердя как мантру: "Юдхиштхира никогда не лгал"? Уж не глазами, явно. Или не своими глазами.

Отбросив справедливость, о Пандава, следует теперь придумать такой хитроумный замысел

Учитывая, что словом "справедливость" у нас сплошь и рядом переводят слово "дхарма", смысл фразы становится особенно умилителен. Кстати, "сражаясь справедливо" - это опять же по древнеиндийским воззрениям, сражаясь за дхарму. Расшифровка просто прелестная выходит: "Во имя дхармы, отринув дхарму, убей того, кто сражается за дхарму!" Прямо наша Америка: "Во имя демократии устроим переворот в Чили и убьем демократически избранного президента!"
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 17:31 (ссылка)
Я думаю, Юдхиштхира ещё пытается некоторым образом оправдаться от своей вины в случае гибели Абхиманью, поэтому и говорит о вине Дроны. И какой-то план убийства Дроны уже обговорен, вот он и говорит то, что потом предложит Кришна.

У индусов ночь делится на три части, примерно по три часа с небольшим каждая. В первую часть ночи был убит Гхатоткача, вторую часть воины отдыхали, а в третью они не сами проснулись от света Луны, а их разбудили.

А главное снова эти бесконечные поединки, особенно Бхимы с Карной. Возможно, просто отряд, которым командовал Бхима, отвлекал Карну. И очень похоже, что Дрона был отсечен от остальных кауравов. Есть намеки, что он мог сохранить себе жизнь, если бы поступил нечестно, то честь превыше всего для всех кауравов. Возможно, с этим связан обет прая.

"Слон" - это такой же повод для обмана, как и в случае с Кунти, когда она "нечаянно" произнесла после сваямвары, что нужно разделить "подаяние" на пятерых. Как бы невинная оговорка матери. Вот и "слон" такая же оговорка. Надо поискать значение "слона" на санскрите, там может быть и "хастин", и "нага" или что-нибудь похожее. А главное ведь Крипа говорит, что Юдхи громко произнес. Возможно, Крипа был там, поэтому он и передал эти слова.

А под "справедливостью" точно надо видеть "дхарму", поэтому и получается, что нужно отбросить дхарму ради победы, а уж потом брахманы оправдают победителей.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 17:42 (ссылка)
Что касается "слона", мне здесь подозрительно вот это совпадение:

nagara-ghata
1. разрушающий город
2. m. слон

"Сокрушителями вражеских городов" называют воинов. Возможно, в оригинале произнесенная Юдхиштхирой фраза звучала как: "Убит Ашваттхама, разрушитель вражеских городов!" После брахманы, оправдывая Юдхи, слепили из этого "Убит Ашваттхама, но это слон..."
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 18:12 (ссылка)
Может быть. Но мне представляется, что этот "слон" был порождением брахманов. Репутацию Дхармараджи нужно было спасать, вот поэтому его лжи придали такой оттенок. Внешне выглядит, что он вроде бы и не соврал, хотя боги и "заметили" его неправду - колесница, ранее бывшая на 4 пальца над земле, коснулась земли...
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 18:23 (ссылка)
И очень похоже, что Дрона был отсечен от остальных кауравов. Есть намеки, что он мог сохранить себе жизнь, если бы поступил нечестно

Может быть, этим ложным криком о гибели Ашваттхамы Дрону куда-то выманивали? Именно чтобы он попал в окружение.
А сохранить жизнь он мог, если бы сдался?

Потом он снова сказал Дроне, что его сын лежит на поле боя позади него.

Очень похоже, что Дрона искал Ашваттхаму (считая, что тот ранен или попал в окружение). И его заманили куда хотели.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 06 Февраля 2019 г. 18:31ссылка
Мне тоже показалось, что пандавы говорили, что Ашваттхаман ранен и он хочет встретиться с отцом. Естественно, Дрона опустил оружие и тут появился Дхриштадьюмна, которого раньше по сути дела помиловал отец Ашваттхамана. И в крике Арджуны привести Дрону живым было не желание помиловать его, а насладиться его пленением. В этом была своеобразная месть, ведь кауравы хотели пленить Юдхиштхиру.
Перейти к дневнику

Среда, 06 Февраля 2019 г. 18:44ссылка
И в крике Арджуны привести Дрону живым было не желание помиловать его, а насладиться его пленением.


Я вот что подумала. Может быть, условием сохранения жизни был переход на сторону Пандавов? Уж если Карне Кришна брякнул: "Повоюй десять дней за нас, потом вернешься, какая тебе разница?"
Может, они искренне считали, что и Дроне "какая разница?".
Перейти к дневнику

Среда, 06 Февраля 2019 г. 18:54ссылка
Возможно, там шли какие-то переговоры и в них участвовал Крипа. И вот он "сдал" Юдхиштхиру. Возможно, условием спасения Дроны был выбор: погибнуть или убить кого-то из своих, допустим, того же Крипу, которого пандавы "сдали" как своего агента в лагере кауравов. Крипу потом помилует, кажется, Сатьяки в Карнапарве, а потом он станет воспитателем Парикшита. Спрашивается, за какие заслуги?

По-прежнему, Крипа и Критаварман тёмные лошадки...
Перейти к дневнику

Среда, 06 Февраля 2019 г. 20:27ссылка
Мне кажется, именно там Крипы не было. Дроне сказали об Ашваттхаме, Дрона унесся его искать и попал в ловушку. Крипа потом рассказал, как было дело.
Вероятно, Дроне было предложено перейти на сторону пандавов, он отказался, после чего Дхриштадьюмна его просто прирезал. Не исключаю возможности, что Арджуна и впрямь орал ему: "Учитель, переходи на темную сторону, у нас есть печеньки...". Гады они, но незачем вовсе отказывать им в человеческих чувствах.
Перейти к дневнику

Четверг, 07 Февраля 2019 г. 22:20ссылка
В пользу того, что Крипа мог быть свидетелем гибели Дроны, говорит то, что он передаёт разговоры Кришны, Бхимы и Юдхиштхиры. Впрочем, это мог быть просто авторский способ пересказать этот сюжет Дурьйодхане.
Перейти к дневнику

Четверг, 07 Февраля 2019 г. 22:31ссылка
Если Крипа влетел в засаду вместе с Дроной и его выпустили... здесь точно нечисто.
Или... Пандавы предложили "сотрудничество" им обоим, Дрона отказался, а Крипа показал себя местным Власовым? Почему тогда его никто не спросил - ты-то как выжил, почтенный гуру? Странно...
Или тут что-то вроде "меня отпустили, чтобы я возвестил вам"?
Перейти к дневнику

Четверг, 07 Февраля 2019 г. 22:41ссылка
Ашваттхаман даёт клятву убить Дхриштадьюмну, а перед этим сам пересказывает эти события. И вот он там говорит, что Юдхиштхира, "приняв внешний наряд добродетели, сказал наставнику: "Оставь оружие!". Тут никакого слона нет. Что это была за ситуация. Можно предположить, что Дроне сказали о том, что ранен Ашваттхаман, но если он хочет его увидеть, то пусть оставит охрану и сам без оружия идёт к нему... А Крипа мог быть в том отряде, который был при Дроне до последнего момента.
Перейти к дневнику

Четверг, 07 Февраля 2019 г. 22:55ссылка
nigraha m.
1) схватывание
2) удерживание
3) подавление, угнетение
4) наказание
5) смерть

А может, они сказали ему, что Ашваттхама захвачен, а не убит? Мол, твой сын в плену, оставь оружие, если хочешь увидеть его живым? При этом Дрона, похоже, на шантаж не поддается, и продолжает сражаться, пробиваясь туда, где ожидает найти сына.
HOOSH   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 18:24 (ссылка)
Можно, конечно, "нелицемерно" следовать принципам Кришны, заявляющему, что "на войне как на войне" все средства хороши, но зачем же тогда лицемерно называть ее войной за праведность, немилосердно попирая последнюю на каждом шагу ПО ПРЯМОМУ УКАЗАНИЮ БОГА!? Злобный, но простодушный Бхима никогда не раздумывает над вопросами дхармы, искренне соглашаясь с Учителем и радостно действуя по его указке. Брезгливый Дхармарадж, боясь лично оскоромиться, просчитывает дхармичность поступков, словно на компьютере, но в противостоянии с Говиндой ему не хватает внутреннего стержня. Любимый кузен Кришны, Арджуна, обладающий благородным сердцем, но слабой волей, более других испытывает внутренний дискомфорт. Но слова Друга-Учителя, подобно веселящему газу, растворяют естественный душевный протест Арджуны. Ну ладно, возможно, для торжества дхармы нужно было ее уничтожить "до основанья, а затем..." А что же было затем?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 06 Февраля 2019 г. 18:39ссылка
HOOSH, для пандавов дхармой является всё то, что говорят брахманы и Кришна в данный момент. Эти казуисты способны оправдать любой поступок, который выгоден им в данный момент. Когда дело касается жизни и смерти, нужно "отбросить справедливость". Так рассуждают только эгоисты, не способные жертвовать собой ради спасения других.
HOOSH   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 19:14 (ссылка)
Соккар, так это была война за спасение жизни или спасение дхармы? А главное: была ли последняя спасена? Отсрочена кали-юга? Каков результат полного уничтожения кауравов-"носителей адхармы"? Ведь Кришна не раз называл Курукшетру местом столкновения добра со злом. Что хорошего дала пиррова победа пандавов для всего мира?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 19:21 (ссылка)
HOOSH, я бы сказал, что это была война чести и бесчестия. Понятием дхармы любили манипулировать брахманы, это они старались все представления о жизни подвести под понятие дхармы. А в ней - и закон, и справедливость, и нормы поведения в обществе. Победа пандавов им ничего не дала, ну или посмертную известность для них, от этой победы выиграла партия жрецов во главе с Вьясой, а кауравы - были врагами теократии. В Шальяпарве об этом пойдёт речь на одном примере.
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 19:33 (ссылка)
Ну это все победки местного масштабу. Ведь замах-то был на историческое изменение существующего адхармического миропорядка. Что по поводу результатов войны говорят кришнаиты?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 19:42 (ссылка)
Что говорят кришнаиты, не интересно. Их взгляд на эпос сектантский, превознесение Кришны, восхищение любым его поступком. Они искажают текст почти в той же степени, как Кришна манипулировал пандавами ради будущей власти, которой он так и не насладился.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 20:19 (ссылка)
Исходное сообщение HOOSH
Соккар, так это была война за спасение жизни или спасение дхармы?

За воцарение на троне Хастинапура дравидской династии Вришниев.

А главное: была ли последняя спасена?

Она была бесповоротно убита.

Отсрочена кали-юга?

Судя по тексту, Кали-Юга вступила в мир в тот миг, когда пал Дурьодхана. Кому как, а у меня прошла четкая ассоциация "От среды взят Удерживающий".

Каков результат полного уничтожения кауравов-"носителей адхармы"? Ведь Кришна не раз называл Курукшетру местом столкновения добра со злом. Что хорошего дала пиррова победа пандавов для всего мира?

Ничего хорошего.
Гляньте хотя бы в кратком изложении Шантипарвы речи Арджуны и Бхимы -- это такой гимн лихим девяностым... :))))
Зло победило, это показано с предельной откровенностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 20:37 (ссылка)
Исходное сообщение HOOSH
Ну это все победки местного масштабу. Ведь замах-то был на историческое изменение существующего адхармического миропорядка.

При этом дхарму соблюдали именно Кауравы, Баларама (!) называет Дурьодхану "справедливым душою" (то есть живущим по дхарме), Пандавы послали дхарму к лешим как только стало очевидно, что честно им не выиграть.

Что по поводу результатов войны говорят кришнаиты?

Талдычат, как заведенные, что Дурьодхана был воплощением демона Кали. Тогда как (имхо) из текста очевидно, что воплощением оного был Кришна. Он даже не дает себе труда это особо скрывать, а под конец открытым текстом говорит Арджуне: "Я - смерть, я пришел разрушить мир и сейчас занят его разрушением". Прелесть, учитывая, что согласно пуранам, причиной разрушения мира должен стать именно демон Кали со своими приверженцами. И совершенно случайно, как встреча с Вьясой в лесу, глагол "разрушать" на санскрите - "pand" :))
Ответить С цитатой В цитатник
Нэкто   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2019 г. 21:12 (ссылка)
..+++!!привет! А вот Библейская легенда..На четвёртый день Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь, ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её». Но, любуясь красавицей, Олоферн опился вином и заснул. Когда слуги удалились из шатра, Юдифь обезглавила спящего Олоферна его собственным мечом и отдала отрубленную голову своей служанке, спрятавшей её в мешок со съестными припасами. Затем израильтянки вернулись в город, показали голову горожанам со словами: «Вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, — и Господь поразил его рукою женщины. Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха» (Иудифь.13:15-16).
35 (458x640, 57Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Февраля 2019 г. 10:48ссылка
Нэкто, это известная история. Но она мало связана с темой эпизода убийства Дроны. В Библии много различных убийств, это - тема другого расследования.
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Февраля 2019 г. 20:31ссылка
Соккар..вас понимаю...не понимаю только чем смерть Дрона отличается от смерти Олоферна...а разница думаю есть...у Юдиф на" кон" поставлена своя жизнь ради спасения своего народа...а почему убивают Дрона мне не понятно.. может ради власти кого то..не знаю в этом надо много разбираться ..а это дело не простое).
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Февраля 2019 г. 20:36ссылка
У всех вышедших на поле Куру на кон тоже поставлена своя жизнь. Воины сражаются или вынужденно, или за деньги. Полководцы и высшие командиры знают больше, у них причины не только материальные, но и идеологические. Вот в этом и приходится разбираться.
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Февраля 2019 г. 20:43ссылка
Понятно...Если сравнить две эти легенды...то мотивация Юдиф более благородная..ей не нужны деньги..и от идеологии она далека..Удачи вам.
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Февраля 2019 г. 20:47ссылка
На поле Куру тоже есть благородные люди, которые сражаются за идею.
HOOSH   обратиться по имени Четверг, 07 Февраля 2019 г. 01:54 (ссылка)
[QUOTE]Исходное сообщение Бригита_О_Брайн
Пандавы послали дхарму к лешим как только стало очевидно, что честно им не выиграть.
Вот я нисколько не лицемер, и не осудила бы сильно пандавов за военные хитрости. Ну воюете вы за трон, так происходило веками. Войны велись всегда с использованием всех доступных средств. Поскольку в войнах участвовали практически все, то со временем были выработаны определенные правила, которые с большим или меньшим постоянством соблюдались. Всегда их нарушение считалось позором и даже на победителя ложилось темным пятном (которое заинтересованные историки конечно же старались вывести в своих хрониках с помощью любых доступных реактивов!). Нельзя же и невинность соблюсти и капитал приобрести! Самое отталкивающее у Кришны и Ко - настойчивое лицемерное повторение мантры о защите праведности как о цели этой неправедной войны.

]
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Четверг, 07 Февраля 2019 г. 02:48 (ссылка)
Исходное сообщение HOOSH
Нельзя же и невинность соблюсти и капитал приобрести! Самое отталкивающее у Кришны и Ко - настойчивое лицемерное повторение мантры о защите праведности как о цели этой неправедной войны.

Вот-вот.
Это при том, что на деле эта война в лучшем случае (если смотреть с материалистических позиций :)) не имела к дхарме никакого отношения, а в худшем (если смотреть с мистических :)) велась за ее искоренение на очередную треть ;)

Кстати, правила на тот момент уже были.
Причем стандарты дхарма-юддхи (праведной войны) были высоки настолько, что в них даже Великая Отечественная вмещается с некоторым трудом.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 08 Февраля 2019 г. 10:46 (ссылка)
Исходное сообщение Бригита_О_Брайн
nigraha m.
1) схватывание
2) удерживание
3) подавление, угнетение
4) наказание
5) смерть

А может, они сказали ему, что Ашваттхама захвачен, а не убит? Мол, твой сын в плену, оставь оружие, если хочешь увидеть его живым? При этом Дрона, похоже, на шантаж не поддается, и продолжает сражаться, пробиваясь туда, где ожидает найти с

Есть три версии:
1. Юдхишхира говорит невнятно "слон" Ашваттхаман убит,
2. Юдхиштхира говорит громко: твой сын Ашваттхаман убит,
3. Юдхиштхира говорит: "Оставь оружие!"

Проблема в том, что они все могут быть ложными, скрывающими подлинные события. Всё говорит за то, что Дрона добровольно перестал сражаться. Почему? Может быть, ему сказали: мы захватили в плен Ашваттхамана, он ранен и может умереть, если хочешь его увидеть живым и поговорить с ним, то оставь оружие и подойди один, а остальные воины пусть остаются на месте.
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Пятница, 08 Февраля 2019 г. 18:38 (ссылка)
Соккар, прямой обман или обман с шантажом.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Февраля 2019 г. 20:23ссылка
HOOSH, вот то, что было обманом в те времена, потом усилиями авторов и редакторов и превратилось в предание и предмет культа. Слепая вера отучает думать критически.
OKSOMORON   обратиться по имени Пятница, 08 Февраля 2019 г. 18:42 (ссылка)
Благодарю,Пётр! Меня смущает тот момент, что: война ведь это насилие и агрессия, (за исключением для защищающей стороны),а цели ставятся соблюдение закона, справедливость, я не знаю можно ли назвать войну справедливым поступком, а кришноиты ходят сейчас по улицам и прославляют Кришну.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Февраля 2019 г. 20:26ссылка
OKSOMORON, с кришнаитами нам не по пути:-))) Они слишком упрощённо понимают текст. Можно сказать иначе, они его вообще не понимают, им нужно поклоняться, восхищаться. Они живут чувствами, словно разум, как инструмент мышления, у них отсутствует.
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Февраля 2019 г. 21:33ссылка
Согласна,Пётр, с Вами.
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 08 Февраля 2019 г. 20:16 (ссылка)
OKSOMORON, а Вы вот это видели?
https://linorius.livejournal.com/19283.html
А вы говорите - Кришна!
Кришна меня после этого уже даже и не сильно удивляет...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Февраля 2019 г. 21:40ссылка
Бригита_О_Брайн, Я в ужасе от увиденного, что происходит с людьми, куда наш мир катится? Кошмар.
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Февраля 2019 г. 22:00ссылка
У меня была примерно та же реакция...
Слов не нашла, даже нецензурных.

До этого я не понимала, как можно читать описание сожжения Кхандавы (на Хатынь похоже до мистики, вплоть до того, что в обоих случаях присутствует мальчик, выживший потому, что убитая мать прикрыла его своим телом) и после этого рассуждать о "боге" Кришне и "святом" Арджуне.
Теперь я на это пожимаю плечами и ехидно отвечаю: "Ну что ж, кому-то и Гитлер - бог..."
Перейти к дневнику

Воскресенье, 10 Февраля 2019 г. 22:01ссылка
Бригита_О_Брайн, Да,я с Вами согласна.
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Февраля 2019 г. 00:36ссылка
Бригита_О_Брайн,
Упс...
Трындец полный!
Перейти к дневнику

Среда, 13 Февраля 2019 г. 14:48ссылка
Бригита_О_Брайн,
Мужики всё же не могут без "фюрера".
Вынь, да полож.
Интересно, что и в основу кришнаизма и в основу того "учения", которое двигало Третьи Райхом заложен принцип мужского доминирование. Оба великолепно сыграли на извечных мужских комплексах. В этом смысле мужчин очень легко "купить".

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2019 г. 19:16 (ссылка)
Действительно, сравнение сожжения Кхандавы с сожжением Катыни очень похоже. Тогда можно продлить сравнение дальше: сожжение оружейного склада и смоляного дома похоже на поджог рейхстага!
Во Франции родилась известная поклонница Гитлера и индуизма Савитри Деви (Максимиани Джулия Портас), по отцу гречанка, по матери англичанка. Она восхищалась Бхагавадгитой и Кришной, конечно тоже.
Эхнатона она считала "человеком над временем", а Гитлера "человеком против времени". Все эти идеи исходят из 11 главы Бхагавадгиты. Да и сегодня есть люди, которые считают, что Бхагавадгита говорит о "возвышенных идеях". А ведь вроде бы и образованные люди, специалисты по восточной религиозности.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 09 Февраля 2019 г. 19:39ссылка
Кстати, именно Портас утверждала, что Гитлер является новым воплощением Кришны :) Так что с ее точки зрения кришнаиты и эти, по ссылке - духовные родичи.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 10 Февраля 2019 г. 22:11ссылка
Соккар, Пётр каждый человек понимает одно и тоже слово по-своему и отношение к происходящему разное,можно сказать в меру своей испорченности.
Соккар   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2019 г. 20:37 (ссылка)
Совсем интересно... А кришнаиты многим кажутся такими милыми, добрыми. Вот что с людьми делает восточный колорит. По сути дела они являются добровольными духовными рабами, отреклись от собственного имени, предали своих предков. Любопытная эволюция...
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2019 г. 21:17 (ссылка)
Исходное сообщение Соккар
Совсем интересно... А кришнаиты многим кажутся такими милыми, добрыми. Вот что с людьми делает восточный колорит.

Охотно верю, что среди них множество милых и добрых людей, и дело тут не в восточном колорите, а в том, что своего Кришну они выдумали себе сами из своей же милой и доброй головы, густо замешав на привычной христианской традиции и современной этике. Каков Кришна на самом деле они не знают, ибо Махабхараты не читали. Вот которые читали и все равно поклоняются - это да, явление удивительное. Как и молельщики святого Атаульфа.

По сути дела они являются добровольными духовными рабами, отреклись от собственного имени, предали своих предков. Любопытная эволюция...

Да кришнаиты - Кришна бы с ними!
А вот когда это делают люди, называющие себя "продолжателями славянской традиции" - только руками развести и остается. И ведь мало выдумать себе не существовавшего в славянском пантеоне "господа Крышня", они еще и на Кауравах оттоптаться считают своим долгом, словно на тех клеветали мало. "Интеллигенция" наша не в лучшем смысле этого слова, медом не корми - дай своих грязью полить. А уж кому в угоду - наплевать, не Бжезинскому, так давно покойным брахманам...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Февраля 2019 г. 00:30ссылка
Бригита_О_Брайн,
Те кришнаиты, которые реально милые, действительно, многое берут из своих добрых голов, но не только. Это скорее не христианство и современная этика, а по моему -- народная мудрость простецов, когда человек учится у жизни.
Насчет Махабхараты, так они её благополучно не читают. И вообще читают мало (как правило), живут в своем мире. а каков человек сам, таков и его мир.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2019 г. 21:30 (ссылка)
Крышень - это выдумка автора "Влесовой книги". Как мне представляется к её созданию приложили руку поляки. У Миролюбова - жена полька, он связан с Варшавой. Это такой тупиковый идеологический проект. Он, видимо, специально задуман, чтобы дискредитировать славянскую древность. И однажды на свет представят стопроцентные доказательства, что это подделка. А пока почитатели этой книги лишают себя возможности думать самостоятельно.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2019 г. 22:24 (ссылка)
Исходное сообщение Соккар
Крышень - это выдумка автора "Влесовой книги". Как мне представляется к её созданию приложили руку поляки. У Миролюбова - жена полька, он связан с Варшавой.

А еще он служил у Деникина по части того, что сейчас назвали бы "дезинформацией противника". А потом, видимо, лавры Макферсона с его "Оссианом" не дали спать спокойно :)
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Воскресенье, 10 Февраля 2019 г. 02:58 (ссылка)
Исходное сообщение Бригита_О_Брайн
Кстати, именно Портас утверждала, что Гитлер является новым воплощением Кришны :) Так что с ее точки зрения кришнаиты и эти, по ссылке - духовные родичи.

Весьма логично.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 10 Февраля 2019 г. 21:07 (ссылка)
Можно ещё добавить сравнения... Программным документом Кришны является Бхагавадгита, где он призывает Арджуну к убийству родственников. А Гитлер написал "Майн камф", где основным пунктом является уничтожение славян и жизненное пространство для немцев. И Кришна, и Гитлер исповедуют "философию" для избранных, "освобождают" преданных им людей от "химеры" совести.

Для России и русских Великая Отечественная война имеет почти то же значение, что и битва на поле Куру. А все документы, предания, письма, книги, стихи, воспоминания станут эпосом нашего времени. Прошло ещё слишком мало времени для него. Хотя эпос и складывается благодаря тому, что воспоминания о великой битве длительное время живут в устной памяти. Но ведь появился Бессмертный полк, то есть живёт традиция.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Воскресенье, 10 Февраля 2019 г. 22:02 (ссылка)
Исходное сообщение Соккар
Программным документом Кришны является Бхагавадгита, где он призывает Арджуну к убийству родственников. А Гитлер написал "Майн камф", где основным пунктом является уничтожение славян и жизненное пространство для немцев.

А еще, если обратиться к кришнаитам, они объяснят, что "священной миссией" Кришны было уничтожение воплотившихся демонов - данавов, а мы уже пришли к тому, что данавы на самом деле - это арьи. Ergo: сверхзадачей Кришны был геноцид арьев ("кривичей"-кауравов) на Индостане. Но, видимо, даже "солнечные" сочли, что это как-то слишком лихо.
Если дальше ударяться в мифологизм, получается вполне логично, что Кришна родился снова как... хм... "святой Атаульф", и попытался для решения той же задачи зайти с другой стороны. Через Белоруссию...
Стану Вьясой, напишу Шестую Веду! Люди должны правду знать :)

Для России и русских Великая Отечественная война имеет почти то же значение, что и битва на поле Куру.

Ну дык!
Кали-Юга кончилась в 1943 году нашей победой на Курской Дуге, это уже все знают :)
Ответить С цитатой В цитатник
Son_mira   обратиться по имени Понедельник, 11 Февраля 2019 г. 09:23 (ссылка)
Как интересно описан сюжет и комментарии интересные .
Спасибо Петр , заходите в гости .
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 11 Февраля 2019 г. 13:51 (ссылка)
Спасибо, Son_mira, зайду.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку