1.Миф как он есть
Утром во время построения войск Дрона сказал Джаядратхе, чтобы он, Бхуришравас, Карна, Ашваттхаман, Шалья, Вришасена и Крипа заняли "место на расстоянии трёх гавьюти" от него (Дронапарва, гл. 63, шл. 10 - 17). Боевой строй кауравов был частью в виде круга, а частью в виде тележки..
Дронапарва, гл. 63, шл. 18 - 25:
"Санджая сказал:
Тот боевой строй, установленный сыном Бхарадваджи, частью в виде круга и частью в виде тележки, был длиною двенадцать гавьюти, а шириною с тыловой стороны простирался на пять гавьюти... А внутри того лотосообразного строя был образован другой, скрытый строй, называемый иглой... У головы иглообразного строя расположился могучий лучник Критаварман".
В бой с Арджуной вступил Духшасана с войском слонов, но вынужден был отступить "в боевой строй в виде тележки". На пути Арджуны стоял Дрона, но сын Кунти после слов Кришны уклонился от него. Дрона преследовал его по пятам. Арджуна применил оружие Брахмы и устремился между Критаварманом и Судакшиной, правителем Камбоджи. Савьясачин "не убил Критавармана, хотя последний и был вполне досягаем" (Дронапарва, гл. 67, шл. 31 - 37). Царь бходжей остановил Юдхаманью и Уттамауджаса, стражей колёс пандавы и сын Кунти уехал дальше без них.
Арджуна убил Шрутаюдху, обладателя волшебной палицы. Он не должен был метать её в того, кто не сражается. Шрутаюдха использовал её против Джанарданы, но он перехватил её своим плечом, и она, отскочив от Кришны, убила самого Шрутаюдху. Шрутаюс и Ачьютас ранили Арджуну и он "впал в полное беспамятство". Когда пандава пришёл в сознание, он лишил рук и голов обоих воинов.
Воины-анги окружили его отрядом слонов, но он поразил тысячи животных вместе с седоками. Дурьйодхана сказал Дроне, чтобы он сразился с пандавой, на что полководец ответил, что он должен схватить Юдхиштхиру и пусть сам царь вступит в бой с сыном Кунти. Учитель завязал золотой панцирь на Дурьйодхане, который обладал волшебными свойствами и должен был защитить царя.
Войско кауравов оказалось разделённым на три части. Санджая сообщает: "Сам я со своим войском, облаченный в панцирь и хорошо снаряженный, при поддержке четырех сотен могучих лучников сдерживал Чекитану" (Дронапарва, гл. 70, шл. 41 - 47). Джаядратха находился в тылу всего войска", охраняемый Крипой, Карной, Ашваттхаманом, Вришасеной и шальёй.
Воины пандавов стремились прорвать боевой строй Дроны. В битве сошлись Юдхиштхира и Шалья, а потом Юдхиштхира вступил в бой с Критаварманом, Дхриштадьюмна с Дроной. Кони колесницы Дхриштадьюмны смешались с конями колесницы Дроны и панчалиец, перепрыгнув на колесницу Дроны, взяв с собой щит и меч, а затем быстро перебегал по спинам коней. Учитель никак не мог поразить его стрелами. Сотнею стрел, наконец, он поразил "щит сына Друпады и меч его - десятью стрелами", затем "шестьюдесятью четырьмя стрелами его коней, и двумя стрелами с серповидным острием он срезал знамя и зонт своего противника и убил обоих его возниц". Вслед за тем он метнул стрелу в Дхриштадьюмну, но её рассек четырнадцатью стрелами Сатьяки и освободил Дхритшатдьюмну, захваченного первейшим из наставников" (Дронапарва, гл. 72, шл. 28 - 35).
Между Дроной и Сатьяки произошёл бой, но никто не мог одержать победу. Солнце, достигнув зенита, стало клониться к западу. На помощь Сатьяки ринулись Юдхиштхира, Бхима, Накула, Сахадева, Вирата с воинами кекаями. Для защиты Дроны устремились кауравы во главе с Духшасаной, Воины испытывали усталость, но продолжали сражаться.
Кришна направлял колесницу туда, где был Джаядратха. "Арджуна метал свои стрелы на расстоянии целой кроши" (Дронапарва. гл. 74, шл. 9 - 16). Переезжая через убитых коней и людей, Арджуна заметил, что его кони устали. "Те превосходнейшие кони с трудом везли колесницу Арджуны, одолеваемые голодом, жаждою и усталостью" (Дронапарва. гл. 74, шл. 9 - 16). На пути Арджуны встретились два брата Винда и Анувинда. Арджуна вступил с ними в бой и убил Винду. Тогда Анувинда взял булаву, соскочил с колесницы и "ударил Сокрушителя Мадху по лбу своею булавою", но так и не смог убить. Шестью стрелами пандава срезал ему конечности, голову и шею. Заметив, что он утомлён, кауравы окружили его. Арджуна предложил Кришне дать отдохнуть коням. Он сошёл с колесницы, а Кришна занялся конями. Пандава отражал стрелы кауравов, а затем "пронзил землю оружием и образовал озеро". Сын Кунти продолжил отражать атаки кауравов, а Кришна удалил с коней дрожь и пену, залечил раны, искупал, накормил коней и освободил их от усталости.
Арджуна и Кришна прорвались через строй войск Дроны и уже увидели царя Синдху, когда их на колеснице обогнал Дурьйодхана. Царь кауравов стал перед ними на расстоянии полёта стрелы. Кришна сказал Арджуне, что сейчас благоприятное время, чтобы убить сына Дхритараштры: "Если он будет убит тобою, тогда может быть прорван строй этого войска, лишенного своего повелителя" (Дронапарва, гл. 77, шл. 10 - 18). Но Арджуне не удалось убить царя из-за его панциря, хотя он убил его коней, находясь на расстоянии одной кроши. Бхиришравас, Шала, Карна, Вришасена, Джаядратха, Крипа, Шалья, Ашваттхаман и Дурйьодхана окружили пандаву и осыпали его стрелами. Но Арджуна "быстро рассеял тех врагов своих сотнями острых стрел".
Санджая по просьбе Дхритараштры описывает какие знамёна у кауравов. Сута говорит, что Арджуна с помощью стрел сделал врагов своих невидимыми. И кауравы тоже сделали его невидимым своими стрелами. Дхритараштра спрашивает о судьбе остального войска пандавов и панчалов. Санджая продолжил свой рассказ.
Панчалы атаковали Дрону. Учитель убил коней Юдхиштхиры, но пандава вскочил на колесницу Сахадевы и умчался прочь. В бой вступили ракшасы Аламбуса и Гхатоткача, применяя сотни иллюзий. Пандавы громко обрадовались, когда Гхатоткача убил Аламбусу, доставлявшего много хлопот им. Услышав звук раковины Арджуны, Юдхиштхира стал уговаривать Сатьяки прийти на помощь Арджуне: " Впереди (Арджуны) находится войско правителя Синдху, а позади него - войско Дроны" (Дронапарва. гл. 85, шл. 78 - 85). Сатьяки напомнил, что он охраняет Юдхиштхиру по поручению Арджуны. Пандава сказал, что теперь его будет охранят Бхима, сыновья Драупади, пятеро братьев-кекаев, Гхатоткача, Вирата, Друпада и другие. Сатьяки сказал, что Арджуна находится на расстоянии 3 йоджан и ему противостоит войско млеччхов из тысячи слонов, подчинённое Карне, войско киратов из семисот слонов и акшаухини камбоджей. Сатьяки распорядился, чтобы его коней напоили и накормили.
Внук Шини следовал по пути Арджуны, но его сдержал Дрона. Уклонившись от него Сатьяки вышел на Критавармана и после недолгой преестрелки погнал своих коней дальше. Против Ююдханы ринулся Критаварман, а Дрона преследовал сзади ("Когда же, однако, Ююдхана проник туда и отряды, (противодействующие ему), разбежались, неистовый Критаварман стал сдерживать Сатьяки" (Дронапарва. гл. 88, шл. 36 - 44). Внук Шини убил возницу Критавармана, и кони умчали царя бходжей с поля боя. . Сатьяки проехал вперед, а Критаварман ринулся против Бхимасены. Дрона продолжал преследовать Сатьяки.
Дхритараштра спрашивает Санджаю, что делали кауравы после того, как Ююдхана "прорвался сквозь строй бходжей" (Дронапарва. гл. 89, шл. 38 - 43). Сута сказал, что царь не должен печалиться: "Зная твою непригодность (в делах) и твое пристрастие к сыновьям своим, а также твое двойственное отношение к справедливости и ревность к пандавам, ...Васудева вызвал тогда великую войну среди всех кауравов!" (Дронапарва, гл. 90, шл. 1 - 9). Санджая продолжил свой рассказ.
Бхима сражался с Критаварманом. Царь бходжей войско пандавов, следовавшее за ним. Тогда Сатьяки ринулся против Критавармана, убил четырёх его коней, возницу, рассек лук, а сам последовал за Арджуной. После этого внук Шини вступил в бой с царём Магадхи Джаласандхой и убил его, но и сам был ранен пикой в левую руку. Кауравы во главе с Дроной и Дурьйодханой окружили его. Через какое-то время здесь появился и Критаварман, но был ранен Сатьяки. "Прорвавшись сквозь середину строя (противника)", внук Шини проследовал дальше, а Критаварман остался там дальше сдерживать пандавов.
Сын Бхарадвади, преследовавший Сатьяки, догнал его. "Дрона поразил в лоб внука Шини тремя красивыми стрелами, сделанными целиком из железа и напоминающих ядовитых змей" (Дронапарва, гл. 93, шл. 1 - 8). Сатьяки убил возницу Дроны, и его кони умчали с поля боя. Внук Шини сказал своему вознице, что здесь недавно проехал Арджуна, и вся земля усеяна трупами животных и людей. Рассказчик сообщает , что Ююдхана убил "три сотни всадников и четыре сотни слонов" (Дронапарва, гл. 96, шл. 17 - 24).
Сражение продолжалось. Дрона убил Брихаткшатру, старшего из братьев-кекаев, Дхриштакету, царя чедиев, Сахадеву, сына царя Джарасандхи, Кшатрадхармана, сына Дхриштадьюмны.
Наедине с собой Юдхиштхира размышляет, что ранее он послал Сатьяки "по пути Пхальгуны", но свдений от них обоих нет, поэтому ему нужно послать вслед за ними Бхиму. С этим предложением он обратился к младшему брату. Врикодара согласился, а защиту Юдхиштхиры он возложил на Дхриштадьюмну.
Бхима вступил в бой с Дроной, а затем с Критаварманом, "измотал его многократно и проехал дальше" (Дронапарва, гл. 103, шл. 18 - 25). "Пройдя сквозь войско бходжей и боевой строй камбоджей", Бхима увидел Сатьяки, а затем и Арджуну.
Царевичи Панчалы Юдхаманью и Уттамауджас, стражи колёс Арджуны, обойдя стороной войско кауравов, проследовали к Дхананджае. Их встретил Дурьйодхана и разбил палицей одну колесницу. Царевичи на другой колеснице направились к Арджуне.
Бхимасена вступил в бой с Карной и убил четырёх коней его колесницы и возницу, но каурава пересел на другую колесницу. "И в то время как сын Адхиратхи и Бхима, отражая ливни стрел друг друга, метали в ответ свои стрелы один в другого, там падало много коней, людей и слонов, смертельно пораженных ими" (Дронапарва, гл. 107, шл. 32 - 39). Бхима во второй раз убил возницу и четырёх белых коней Карны. Дурьйодхана отправил своего брата Дурджаю на помощь Вайкартане: "Отправляйся туда, о Дурджая! Там Пандава скоро пожрет Радхею! Убей того безбородого евнуха немедленно и придай силы Карне!" (гл. 108, шл. 30 - 35). Но Бхимасена убил Дурджаю вместе с конями и возницей. Карна взошёл на третью колесницу и продолжал преследовать пандаву. Бхима бросил булаву, уничтожил ей всех коней Вайкартаны и убил возницу стрелой. Дурьйодхана отправил на помощь Карне своего брата Дурмукху, но и того убил Бхима. Карна взошел на его колесницу. Четырнадцатью стрелами Карна пронзил "насквозь левую руку Бхимасены", в ответ пандава пронзил сына суты тремя стрелами, а его возницу семью. Карна покинул поле боя. Пять братьев Дурьйодханы ринулись против Бхимы, но их всех убил Бхимасена 25 стрелами.
Карна вернулся на поле битвы. Бхима опять - уже в пятый раз! - убил его коней и возницу. Семь братьев Дурьйодханы выступили против пандавы, их тоже убил сын Кунти. Карна взошёл на шестую колесницу. Дурьйодхана послал ещё семь братьев против Бхимы, но он убил их семью стрелам! Пандава поразил Карну в ухо и сбил серьгу. Наконец, Карна "рассек оба колчана и тетиву лука" Бхимы, убил его коней, ранил возницу. Сын Кунти побежал к колеснице Сатьяки, "преследуемый Карной", и спрятался между двух слонов ("Пандава, желая сохранить свою жизнь, не посмел напасть на сына Радхи" (Дронапарва. гл. 114, шл. 62 - 68). Рассказчик соощает, что он "подняв слона, убитого стрелами Дхананджаи, стоял там (выжидая)" (Дронапарва, гл. 114, шл. 62 - 68). Пандава бросал в Вайкартану кусками слона, коней, колёсами, но всё это рассекал своими стрелами каурава. Прикоснувшись к пандаве луком, Карна сказал: " О евнух безбородый, о глупец бестолковый, о ненасытный обжора! - повторял он все снова и снова. Неискушенный во владении оружием, ты не должен сражаться со мною, ты лишь младенец, о робкий в сражении!" (Дронапарва, гл. 114, шл. 69 - 75).
Карна с насмешкой сказал, что пандава не искушён в сражении, и пусть он находит удовольствие в жизни отшельника.
Разгневанный Арджуна стал посылать стрелы в каураву. Рассказчик сообщает, что Карна удалился с поля боя "с луком, рассеченным Бхимой" (Дронапарва. гл. 114, шл. 81 - 87). Бхима взошёл на колесницу Сатьяки и последовал за своим братом Савьясачином.
Кришна говорит Арджуне, что приближается Сатьяки, но его это не радует, потому что он тревожится за судьбу Юдхиштхиры, а навстречу внуку Шини движется Бхуришравас. Между ними завязался бой. Оба они убили коней друг друга, рассекли луки, взялись за мечи, а затем схватились в рукопашном бою. Бхуришравас одержал победу и, схватив противника за волосы, обнажил меч. Арджуна по подсказке Кришны стрелой отрубил ему руку. Бхуришравас сказал ему, что он нарушил закон кшатриев, вмешавшись в поединок. Оставив Ююдхану, он приготовился умереть согласно обету прая, отказавшись от пищи и погрузившись в глубокое сосредоточение. Арджуна сказал, что он действовал так согласно своему обету, что ни один сторонник пандавов не может быть убит, если он находится на расстоянии полёта стрелы его лука и напомнил о гибели Абхиманью. Бхуришравас молча прикоснулся к земле головой и бросил ему левой рукой свою отрубленную правую руку. Арджуна сказал, что питает к Бхуришравасу такую же любовь, как к своим братьям. Сатьяки, поднявшись с земли и схватив меч, несмотря на негодующие возгласы окружающих, отрубил голову Бхуришравасу. В ответ на возмущение воинов, он заявил, что совершил это за то, что каурава нарушил его обет и оскорбил в сражении, ударив ногой в грудь.
Солнце уже приобрело красный оттенок. Арджуна спешил к Джаядратхе, которого защищали кауравы во главе с Дурьйодханой и Карной. Вайкартана защищал Джаядратху, но Арджуна убил четырёх его коней и возницу. Тогда Ашваттхаман посадил его на свою колесницу.
Достигнув Джаядратхи, Арджуна покрыл его стрелами, отрубил голову вознице. Кришна сказал ему, что он не должен позволить голове царя Синдху упасть на землю, ведь в этом случае сбудутся слова отца царя, что голова того человека, что уронит её на землю, лопнет на 100 частей. Сын Кунти должен ту голову уронить на колени отцу Джаядратхи. Арджуна отрубил голову Джаядратхи, но вслед за тем пускал в небо стрелу за стрелой и послал ту голову за пределы Самантапанчаки на колени молящемуся отцу. Она не была замечена им и, когда он встал, голова Джаядратхи упала на землю. После этого голова отца царя Синдху лопнула на 100 частей.
Зашло солнце. Битва продолжалась в темноте.
2. Где в мифе история
Дрона говорит Джаядратхе, чтобы он вместе с Бхуришравасом, Карной, Ашваттхаманом, Шальёй, Вришасеной и Крипой находились в трёх гавьюти от него. По традиционным представлениям одна кроша равна двум гавьюти, при этом считается, что длина кроши равна 4 км, тогда гавьюти равна 8 км. Следовательно, Джаядратха находится от места нахождения Дроны не менее чем в 20 км. А пандавов отделяет от Джаядратхи ещё большее расстояние, которое они должны преодолеть за один день с боями. Но чуть позже мы узнаем, что или это расстояние сильно преувеличено, или что-то напутано с этими величинами. Войско Джаядратхи находится в резерве, шесть кауравов во главе с Карной, Бхуришравасом и Ашваттхаманом охраняют его. Странным здесь кажется то, что из шести кауравов пять являются командующими акшаухини. Вряд ли это возможно, но так сообщает эпос. Большая часть описания битвы представляет собой поединки между главными героями, но тогда кто же командует акшаухини? Очень трудно составить представление о подлинном характере битвы, если реальность столь искажена.
Прорыв цепи окружения начинает Арджуна. Его сопровождают только стражи колёс, нет никаких указаний о том, что рядом с ним есть другие воины. Спустя какое-то время этим же маршрутом двигаются Сатьяки и Бхимасена. Эпос описывает их действия как подвиги героев-одиночек. С точки зрения здравого смысла подобное совершенно нереально, поэтому мы будем свидетелями многочисленных чудес с применением волшебного оружия. За действиями этого оружия скрываются не столько даже технические достижения, сколько воинские хитрости или просто обычная подлость, которая усилиями авторов эпоса превратилась в героизм или в чудеса. Арджуна применяет оружие Брахмы, встретившись с Дроной. Здесь его действия не описано. Но благодаря ему он уклонился от битвы с Дроной. Более подробно его действие описано в 10-й книге эпоса, вот там и следует рассмотреть, что оно собой представляет.
На пути Арджуны оказался Критаварман. Он же потом будет противостоять Сатьяки и Бхиме. Это не случайно, пандавы действуют согласно определённому плану. Арджуна мог убить царя бходжей, но не стал этого делать. По всей вероятности, он и является "доверенным лицом" Юдхиштхиры в лагере кауравов, о котором шла речь раньше. Внешне он демонстрирует воинственность, задержав стражей Арджуны, а на самом деле он просто пропускает Арджуну с Кришной.
Следующего своим путём Арджуну встретил царь Шрутаюдха, обладатель волшебной палицы. Эта странная история наводит на мысль, что Кришна договорился с рядом вождей кауравов о проезде. Но вот с Шрутаюдхой вышла осечка, он отказался пропустить их и замахнулся палицей на Арджуну. Пришлось и Кришне взяться за оружие, так палица "отскочила" от его плеча. Несговорчивый сторонник кауравов погиб. Отказались пропустить Арджуну и Шрутаюс с Ачьютасом, они ранили пандаву и он на какое-то время потерял сознание. Странной эта история выглядит от того, как он быстро пришёл в себя.
Санджая сообщает Дхритараштре, что он в это время находился на поле боя и возглавлял отряд в четыреста лучников. Арджуна уже проехал через цепь окружения, и рассказчик переходит к описанию событий в основном войске кауравов.
Сообщается, что Юдхиштхира сражается с Шальёй, а Дхриштадьюмна с Дроной. Ещё одна попытка ввести в заблуждение. Если Джаядратха находится в "тылу всего войска" кауравов, а его охраняют шесть воинов и среди них Шалья, то откуда он тут взялся? Но авторы эпоса следуют своей логике: поскольку было "предписано", что Юдхиштхира убьёт Шалью, а Дхриштадьюмна - Дрону, то они сводят их в поединке много раз. Но если Юдхиштхира договорился о помощи Шальи при "поединке" с Карной, то как это возможно. Какой смысл Шалье оказывать помощь пандавам, если Юдхиштхира хочет его убить. А если Юдхиштхира убьёт его, то кто тогда окажет им помощь. Очевидное противоречие. Тем более в войске кауравов объявлено, что пандаву нужно захватить в плен... Зачем ему лезть на рожон? Проще говоря, "поединок" Шальи с Юдхиштхирой выдуман.
"Бой" Дхриштадьюмны с Дроной ещё более удивительный. Кони двух колесниц смешались и, взяв с собой щит и меч, панчалиец перебегает по спинам лошадей, возможно, чтобы их освободить. Но как Дрона не может попасть в него из лука с расстояни трёх метров? Непонятно. Ведь главная цель - это царевич Панчалы. Дрона посылает сотню стрел в щит и меч, десятки в коней колесницы Дхриштадьюмны, знамя и зонт и одну-единственную в самого царевича, которую четырнадцатью стрелами (!) рассек Сатьяки - и освободил панчалийца. Что это за поединок? Тут, скорее, речь идёт о том, что царевич попал в плен и каким-то чудом Сатьяки освободил его.
Возвратимся к Арджуне с Кришной. Эпос сообщает, что Арджуна мечет стрелы на "расстояние целой кроши", то есть предполагается, что речь идёт о 4 000 м. Невозможно представить себе такой лук. Да и не нужны такие луки. Кроша - это расстояние, на котором слышен человеческий голос. Следовательно, она не может быть больше 350 - 400 м. Солнце уже перешло зенит, за горизонтом в декабре оно окажется в 17 часов 15 минут. Сумерки на широте Дели продолжаются 30 минут. Заметив, что его кони устали, Арджуна предлагает Кришне дать им отдохнуть, напоить, залечить раны, накормить. На всё это уйдёт не меньше часа времени. Следовательно, им ехать до встречи с Джаядратхой менее 4-х часов. А весь маршрут составляет 3 йоджаны, об этом чуть позже говорит Сатьяки, то есть около 50 км. Если они проехали половину его, то им ещё нужно преодолеть 25 км за 3 часа. А ехать нужно по полю, усеянному трупами людей и животных, разбитыми колесницам и всё время приходится вести с кем-то бой. Это невозможно.
Пока Кришна занимается конями, Арджуна продолжает вести бой с Виндой и Анувиной. Кришна получает палицей по лбу, а великий воин не спасает своего возницу. Но как Анувинда приблизился на такое расстояние? Ведь, по мнению авторов эпоса. у него лук стреляет на 4 000 метров. Ну пусть на 400 метров... А палицу можно бросить с расстояния 20 метров. Очевидно, и тут эти "герои" хотят или договориться о проезде, или их застали врасплох.
Арджуну обгоняет Дурьйодхана на колеснице. Рядом с ним оказываются шесть кауравов, охраняющих Джаядратху. Обе стороны мечут столько стрел друг в друга, что становятся невидимыми. Таким способом авторы хотели, видимо, сказать, что Арджуна с Кришной скрылись с поля боя.
Неожиданно Дхритараштра задаёт вопрос Санджае о знамёнах кауравов. Он кажется здесь неуместным, если не предположить, что Арджуна и Кришна используют чужие знамёна, чтобы выйти из окружения.
Основное войско пандавов в это время всё ещё находится в окружении. Юдхиштхира посылает Сатьяки на помощь Арджуне. Внук Шини говорит, что Арджуна находится на расстоянии трёх йоджан. Сатьяки не знает точно, где сейчас находится пандава, он может говорить только предположительно, но если Арджуна уже вышел к месту, где находится Джаядратха, то он преодолел три йоджаны за полдня. Как думают некоторые комментаторы и исследователи, это - 50 км! Невероятно. Теперь это же расстояние должен преодолеть Сатьяки за полдня! Тут явно что-то напутано, или авторы эпоса что-то выдумали, или йоджаны намного меньше, или Джаядратху убивает совсем не Арджуна... Сатьяки на своём пути встречается с Дроной, а затем с Критаварманом. В беседе с Санджаей Дхритараштра скажет, что Ююдхана "прорвался сквозь строй бходжей". А сута назвал Кришну виновником войны: "Васудева вызвал тогда великую войну среди всех кауравов". Сколько слов было сказано и авторами эпоса, и исследователями о Кришне-миротворце! И вот редкий случай, когда правду можно прочесть в одной строке. Зачинщиком войны Кришну назвала и Гандхари в "Плаче женщин". Редко, очень редко правда прорывается на страницы эпоса.
Дрона продолжал преследовать Сатьяки. Эпитеты авторов, сопровождающие их "поединок" впечатляют. Три железные стрелы, поразившие лоб внука Шини, кажутся и красивыми. Сатьяки убил возницу Дроны, и кони умчали его колесницу. Как странно, Арджуна и Сатьяки ведут столько боёв, убивают столько возниц и коней, а их кони и возницы целы! Поле битвы усеяно трупами, но авторы эпоса говорят, что Ююдхана убил три сотни всадников и четыре сотни слонов. Один? Но это невозможно. А если не один, то почему не говорят сколько сторонников пандавов погибло?
Не получив вестей от Арджуны и Сатьяки, Юдхиштхира посылает вслед за ними Бхимасену. Пандава проходит через войско бходжей, как нож через масло, он почти не испытывает сопротивления. Золото Кхандавы и здесь сыграло свою роль. Цепь окружения настолько не плотна, что через неё просочились и стражи колёс Арджуны - Юдхаманью и Уттамауджас. Бхима уже видит вдали Арджуну и Сатьяки, когда на его пути появляется Карна. Эпос описывает их бой как ожесточённую схватку, но в финале эта схватка превращается в гротеск. Бхимасена убивает четырёх коней и возницу Карны. Дурьйодхана посылает своего брата Дурджаю ему на помощь, называя при этом Бхиму евнухом. И очень странно выглядит то, как сражается пандава. Четырежды он повторит это деяние! И это кажется невероятным. В ходе битвы уже погиб 31 брат Дурьйодханы! Это выглядит фантастикой. В какой-то момент сын Дхритараштры посылает на помощь Карне семь своих братьев. И всех их Бхима убивает всего семью стрелами! Вот это меткость, чемпион мира по стрельбе из лука. Как будто братья Дурьйодханы, едущие на колесницах, представляют собой неподвижные мишени. Это уже выглядит насмешкой над здравым смыслом, Пандава поражает Карну стрелой в ухо и сбивает серьгу! Римейк "подвига" Абхиманью. Невольно авторы эпоса настолько увлекаются перечнем этих "подвигов", что конец этой эпопеи становится смешным и опровергающим здравый смысл. Все
эти "подвиги" бессмысленны: Карна убивает коней Бхимы, его раненый возница спасается бегством, а сам "герой" мужественно спрятался между трупами двух слонов, подняв одного слона руками. Желая возвысить силу Бхимы, жрецы, писавшие этот текст, обнажили собственную глупость. Зачем он тогда спрятался?
Карна отпускает Бхиму живым с поля боя, прикоснувшись к нему луком и назвав его евнухом. Как он мог помиловать пандаву, если тот на его глазах убил 31 брата Дурьйодханы? Если бы пандава совершил такое, то вряд ли бы он дождался милости от кауравы, ведь этот поступок стал бы свидетельством неуважения Дурьйодханы. Как он мог пощадить Бхиму, если Арджуна и Абхиманью убили четырёх его единоутробных братьев? Помилованием Бхимы эпос как бы молчаливо намекает на обещание Карны сохранить жизнь четверым пандавам, кроме Арджуны, данное им Кунти. Но если Арджуна и Абхиманью убивают его единоутробных братьев, то какая Кунти ему мать? Карна не убил евнуха, которого по воинскому кодексу не следовало убивать. А все "подвиги" Арджуны, Сатьяки и Бхимы только плод фантазии авторов эпоса.
Арджуна с Кришной наблюдают "поединок" Карны и Бхимы, но ничего не могут поделать. Почему? Формально этот "бой" длится довольно долго и Арджуна мог бы прийти на помощь. Даже когда Бхима был на волосок от гибели, Савьясачин не поспешил ему к нему на выручку. Совершенно иначе он повёл себя во время боя Бхуришраваса и Сатьяки.
Если сравнивать поведение Абхиманью, Сатьяки и Бхимасены во время боя, то в их поступках много одинакового: все они совершают огромное количество "подвигов", чтобы потом оказаться на краю гибели. Эти "подвиги" одиночек выдуманы для того, чтобы прославить пандавов и их союзника. Эпос представляет реальность в искажённом виде. Но в какой-то момент в "поединке" Карны с Бхимой реальность вторгается в описание боя. Когда Карна с Бхимой посылают "стрелы один в другого, там падало много коней, людей и слонов, смертельно пораженных ими"! То есть стреляют как бы два человека, но от этих стрел почему-то гибнет много людей рядом с ними. На самом деле бой ведут два отряда, и никакого поединка между Бхимой и Карной нет. А то ведь получается, что пандава убивает 31 брата Дурьйодханы, возниц и коней Карны и братьев Дурьйодханы, а каурава не поражает ни одного из сторонников пандавов. Но ведь это же нонсенс! Бхима трусливо спрятался между двух убитых слонов, спасая свою жизнь. По воинскому кодексу запрещалось убивать евнуха и "оказавшегося в затруднительном положении" (Законы, Ману, VII, 90 - 93). Трус достоин презрения, но не убийства.
Во время поединка Бхуришраваса с Сатьяки, когда каурава уже одержал победу, Арджуна, побуждаемый Кришной, нарушил правила боя, он объясняет это своим обетом. Но где был его обет, когда прятался Бхима. Обет Арджуны, как и клятвенное обещание Сатьяки, это повод для авторов эпоса оправдать их поведение и спасти им репутацию. Бхуришравас молча бросает в сторону Арджуны свою отрубленную руку. Таким поступком он как бы говорит: какой смысл обмениваться словами, твои поступки говорят за тебя, о бесчестный человек. И вот после этого подлого поступка Арджуна заявляет, что он любит Бхуришраваса так же, как и своих братьев. Какое лицемерие! Так отруби руку своим братьям и пусть Кришна отрубит им голову.
Спасённый Сатьяки решает отомстить. Схватив меч, он отрубает голову Бхуришравасу. Услышав возмущённые крики, он говорит, что каурава нарушил его обет. Жрецы стараются оправдать его подлость, придумав очередной обет задним числом. Они изобретают клятвенные обещания, чтобы нарушить воинский кодекс - это всё, что надо знать о совести пандавов и их сторонников.
Перед тем, как Арджуна встретился с Джаядратхой, у него состоялся бой с Карной. В шестой раз за один день у Вайкартаны были убиты возница и кони его колесницы. Но как мог состояться этот "поединок", если в "Карнапарве" Кришна говорит, что препятствовал ему до тех пор, пока у Карны было копьё Амогха? И почему кони у Карны гибнут шесть раз, а у Арджуны и Сатьяки в этот день ни разу? Гибель возниц и коней у Карны, как и попадание стрелой в его уши Бхимой и Абхиманью, - это просто способ унизить воинские достоинства Карны. А ведь больше никому из воинов стрела не попадает в ухо... А вот с Карной это случилось даже три раза. В этом же ряду и семь стрел Бхимы, убивших семь братьев Дурьйодханы, как и скорострельность Сатьяки, который послал 14 стрел в одну летящую в Дхриштадьюмну стрелу Дроны. Если нет реальных событий, их следует выдумать, так жрецы создают чудеса на поле боя.
Гибель Джаядратхи сопровождается чудесами. Якобы, отрубив голову стрелой, Арджуна посылает всё новые стрелы вслед и голова царя Синдху летит по небу за пределы поля Куру, чтобы упасть на колени молящемуся отцу царя. Что тут сказать, где чудо, там - ложь! Отец Джаядратхи, видимо, принёс много неприятностей отцу Кришны. Отрубленную голову гонцы Джанарданы привезли и бросили на колени отцу Джаядратхи. Сердце старика не выдержало. Месть Джанарданы безжалостна.