-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30128


Меры длины и время суток в Махабхарате

Пятница, 28 Декабря 2018 г. 11:47 + в цитатник
   В эпосе используются следующие меры длины: кроша, гавьюти и йоджана. Санскритские словари для кроши дают значение 3, 5 - 4 км. Две кроши равны одному гавьюти (7 - 8 км), четыре кроши - одной йоджане (13 - 14 км или 16 - 17 км). Казалось бы, всё ясно. Но вместе с тем кроша определяется как расстояние, на котором слышен крик человека. Крик человека же слышен на расстоянии 350 - 400 метров. Исходя из практических соображений этой мерой длины пользовались чаще других пастухи или воины. Что касается воинов, то есть такие примеры, когда герой посылает стрелы на расстоянии целой кроши. Но луков, способных послать стрелу на расстояние 4 км, в истории человечества не было. На этом расстоянии цель редко когда видна, да и вести прицельную стрельбу по ней нельзя, даже если бы такие луки были А вот луки, поражающие на расстоянии 400 метров в истории были, хотя и в этом случае прицельную стрельбу можно вести на расстоянии 70 - 90 метров. Любопытно, что это противоречие никак не отражается в комментариях.


   Йоджана - это расстояние, которое можно проехать на повозке, не меняя ездовых животных. И вот здесь цифры 13 - 14 или 16 - 17 км правдоподобны. Существует значительная разница между летними и зимними условиями. Летом температура в тени на широте Дели очень часто превышает 35 градусов Цельсия, а зимой температура намного меньше и может колебаться от 15 до 25 градусов Цельсия. Когда герои путешествуют, то имеет большое значение и продолжительность светового дня. Но, когда в эпосе сообщается, что герой за половину светового дня преодолел расстояние в три йоджаны (около 50 км), то это представляется невозможным. Световой день зимой на широте Дели в декабре минимальный и составляет 10 часов 20 минут, а ночь около 13 часов. 28 декабря Солнце восходит в 7 часов 13 минут, а заходит в 17 часов 33 минуты. Сумерки на экваторе составляют 20 - 24 минуты, а в районе Дели около 30 минут. Преодолеть расстояние в 50 км за пять часов на колеснице невозможно. А ведь так Арджуна преодолевает это расстояние в первой половине дня, а Сатьяки во второй. При этом они всё время ведут бой и двигаются по полю боя, где находятся трупы людей, животных и разбитые колесницы. В этом случае мы имеем дело с эпическим преувеличением, а, возможно, с преднамеренной ложью.

   О сумерках гражданских, астрономических и навигационных можно прочитать на "Морском сайте":
http://seaman-sea.ru/gidrometeorologiya/750-sumerki.html

sumerki-fill-800x542 (700x474, 23Kb)



grazhdanskie_navigacionnie_astronomicheskie_sumerki-fill-800x538 (700x470, 34Kb)

Рубрики:  Махабхарата
Метки:  
Понравилось: 17 пользователям

vit4109   обратиться по имени Пятница, 28 Декабря 2018 г. 12:13 (ссылка)
Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 28 Декабря 2018 г. 12:15 (ссылка)
В Махабхарате всё интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 28 Декабря 2018 г. 12:33 (ссылка)
Полезная информация. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 28 Декабря 2018 г. 13:22ссылка
События следующего эпизода трудно понять без этих данных. Там как раз речь идёт об этих единицах длины. А в комментариях к этим событиям почти ничего нет. Как можно проехать на колеснице за пять часов времени!
Елена_Краева   обратиться по имени Пятница, 28 Декабря 2018 г. 12:55 (ссылка)
Ничего не понимаю))) С наступающим!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 28 Декабря 2018 г. 13:23ссылка
Елена_Краева, спасибо, вас тоже с наступающим праздником!
Просто мы уже давно в этой теме, а вам она мало знакома.
Рыпка_Фишка   обратиться по имени Пятница, 28 Декабря 2018 г. 14:02 (ссылка)
Соккар,
Познавательно, но я мало что в этом понимаю! С наступающим новым годом, Петр! Пусть он будет для Вас счастливым!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 28 Декабря 2018 г. 14:27ссылка
Рыпка_Фишка, это информация для путешественников по Махабхарате:--))
Вам тоже хорошего настроения, исполнения желаний и весёлых друзей!
Перейти к дневнику

Пятница, 28 Декабря 2018 г. 14:30ссылка
Соккар,
Спасибо) не только весёлых, но и умных, как Вы)
Перейти к дневнику

Пятница, 28 Декабря 2018 г. 14:32ссылка
Рыпка_Фишка, спасибо:-))
Пусть вашим спутником будет радость и удача в Новом году!
belorusochka-ja   обратиться по имени Пятница, 28 Декабря 2018 г. 14:05 (ссылка)
С наступающим,Петр!Исполнения желаний в Новом году!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 28 Декабря 2018 г. 14:25 (ссылка)
belorusochka-ja, спасибо. Вас тоже с Новым годом! Здоровья вам и хорошего настроения!
Ответить С цитатой В цитатник
Hope_always   обратиться по имени Пятница, 28 Декабря 2018 г. 19:09 (ссылка)
Интересно, спасибо!
С наступающим Новым годом,Соккар, добра и радости!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 28 Декабря 2018 г. 19:19 (ссылка)
Спасибо, вас тоже поздравляю с Новым годом! Счастья вам, здоровья, любви и радости!
Ответить С цитатой В цитатник
Абап   обратиться по имени Йоджана - это Пятница, 28 Декабря 2018 г. 21:10 (ссылка)
Это, часом, не авестийский парасанг ("лошадиный бег")???

Ну, а что касается продолжительности светового дня, сумерек навигационных и астрономических и т.п. ... вот тут-то я достаю поп-корн и внимательно слушаю, как Вы будете опровергать мою теорию, что события "МБ" происходили не под Дели, а гооооооооооооооораздо севернее
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Декабря 2018 г. 20:04ссылка
Абап, как события могли происходить вне Индии, если растения и животные, описываемые в эпосе, находятся только в Индии. А народы, живущие в Индии, до сих пор хранят память о тех событиях. Почему далеко на севере те события не сохранились в памяти северных народов.
Перейти к дневнику

Суббота, 05 Января 2019 г. 23:47ссылка
Соккар,
Абап,
В это действительно, сложно поверить,
Но память частично сохранилась.
В устном народном творчестве отчасти.
Но в таком редуцированном, осеченном, и даже не побоюсь этого слова, оскопленном виде, что прямо мрак.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 10:21ссылка
Huhrigina, фактов на то, что события, описанные в Махабхарате, происходили в Индии, огромное количество. Да хотя бы одно упоминание слонов и тигров. А то, что эти события были на севере, одни домыслы.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 12:38ссылка
Ну основные то значимые животные Махабхараты это лошади)))).
Но не в этом суть.
Суть в том, что некоторые памятники русскоязычной словесности (не умею точнее выразиться) просто напросто не прочитываются без индуизма.
столкнулась с этим лет двадцать пять тому назад и была удивлена крайне.
Но тогда я просто считала, что в Россию аким то чудом попали осколки ведического знания.
Либо, что все люди в конце о концов братья, и все у них одинаковое поэтому.
Например, Сказания о том как Алёша Попович чуть не женился на жене Добрыни Никитича
Если просто читать былину, то полный абсурд
Но если ключ к пониманию в Махабхарате
сказание о Нале
Когда на третьем курсе мы проходили житийную литературу, она бы тоже казалась мне абсурдной, если бы я одновременно с ней не читала "жития" вриндаванских госвами.
они совпадали практически оде в один.
как будто то бы речь шла об одном и том же человеке.
Который жил бог весть когда.
Но только у индийских святых в поступках прослеживалась логическая связь, которой в наших "житиях" не было.
Я тогда не знала, как к этому относиться. И решила оставить все на потом, не делая быстрых выводов.
Если покопаться поглубже (чего я не делала), то можно нарыть ещё больше всего.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 12:51ссылка
Huhrigina, схожесть объясняется просто: интересы людей очень похожи, общество тоже, оно делится на богатых и бедных, красивых и не очень, сильных и слабых и т.д.

Понятно, что появление лошадей в Индии можно объяснить. Но как объяснить то, что те же пандавы охотятся на своеобразных антилоп, которых на Севере нет. А ещё в эпосе есть мангусты, своеобразные индийские кошки, субтропические растения на склонах Гималаев, которые цветут в разное время года, павлины, крокодилы и т.д. Ничего этого в России никогда не было. Есть жаркий сезон, сезон дождей и т.д. Ну и нет морозов, а лотосы увядают от холода. В России лотосы есть только в Астраханской области и в Приморье. Русские там появились в позднее время.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 19:56ссылка
Соккар,
С житийной литературой не все та просто.
Это нужно самому почитать, чтобы заценить по-настоящему.
Это почти идентичные тексты.
Именно что идентичные. Почти. В наших нет логики.
Тут очень важно помнить, что "народное творчество" действительно, преследовалось церковью. К тому же очень плохо сохранялось у несвободного населения.
Это заставляет меня сделать предположение, что некие тексты, изначально зародившиеся на проcторах русского севера? в более полном виде сохранились в Индии.
Или же мы почти идентичны с индийцами.
Ведь Махабхарата, по всей видимости, рассказывает не только о том, что происходило между Кауравами и Пандавами. Но и о куда более ранних событиях. Тех которые предшествовали переселению ариев в Индию.
И кто знает, не описывается ли война между Куру И Пандавами с помощью отсылок к описанию какой-то более крупномасштабной и древней войны, которая как бы на все века задала человечеству образец, того какой должна быть "настоящая" война.
Ну и легенду о Нале я все же считаю не индийской.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 20:44ссылка
Huhrigina, я согласен, что народное творчество церковью не поощрялось. Она всё делала для того, чтобы внедрить новую христианскую идеологию и этику.

Нет, я не думаю, что в эпосе есть что-то из доиндийского периода ариев. Эпос писали и редактировал брахманы, а они в основном были местные. Может быть, что-то и сохранилось, но это просто крохи.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 22:35ссылка
А вот я как раздумаю, что сохранилось предостаточно, просто мы опять же слишком простодушно доверяем тесту.
Местные это ещё не означает не ариев.
Думаю, они начали приходить в Индию, или по крайней мере пробираться к ней задолго до Пандавов и Кауравов.
Брахманы не местные только по сравнению с ними.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Легенда о НАЛЕ и былина о Добрыне

Четверг, 10 Января 2019 г. 01:04ссылка
Сейчас я припомнила легенду о Пале так как она изложена в Махабхарате.
Я по-пржнему считаю, что ключ к пониманию нашей былине обпопытке Алеши Поповича жениться нужно искать в Махабхарате.
Это легенда о проигравшимся домохозяине, который вынужден уйти, оставив семью, и возвращаясь, попадает а свадьбу жены.
Но легенда о Нале отличается наличием в ней нежной любовной линии, сложного психологизма.
Поэтому предполагаю, что арийская легенда о проигравшемся домохозяине, действительно прошла сквозь тамильскою обработку. И сейчас уже воспринимается нами как индийская.
История о проигрыше в кости превратилась в Истрию о любви.
Чуть не в любовный роман.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Четверг, 10 Января 2019 г. 18:06ссылка
Мне кажется, что не очень правильно проводить такие параллели. Легенда о Нале и Дамаянти любопытна сама по себе. А совпадения могут быть случайными. Нала попадает не на свадьбу, а на сваямвару своей жены. Но она специально её устроила, разузнав поведение Бахуки (в обличье которого вселился Нала). Таким образом она заманила его к себе. Сама по себе легенда о Нале имеет главным мотивом вовсе не узнавание мужа в новом облике, скорее её смысла назидательный - не следует увлекаться игрой в кости, так как она приводит к потере богатства. царства, жены. Я думаю, эта легенда довольно поздняя. Хотя какие-то её элементы и предшествовала изгнанию пандавов, но позже она обросла множеством второстепенных подробностей.
Перейти к дневнику

Может это одни домыслы, а может и нет

Воскресенье, 20 Января 2019 г. 19:57ссылка
Домыслы? -- Возможно,
Но эти домыслы имеют под собой вполне реальные основания.
Если бы они их не имели, то я о них бы не упоминала
А если убрать тигров и слонов, то сюжет не поменяется)))),
А обезьяны легко меняются на медведей.
Тоже без малейшего ущерба для повествования.
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Января 2019 г. 12:32ссылка
Природа и животный мир в эпосе - это именно тропики, ну никак не увидеть в них природу умеренных широт.
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Января 2019 г. 21:58ссылка
Может быть и тропики)))), но это не принципиально для сюжета.
Это у меня шутки.
Последние события Махабхараты могут происходить и с Индии.
Я полагаю, что первое столкновение между двумя ветвями ариев (сурам и астрами) вполне могло произойти на Европейской части континента.
И это оставило свой след в лексике.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Четверг, 24 Января 2019 г. 17:58ссылка
Да, там много будет неувязок... Вот лотосы, например. Сезон дождей.. Отсутствие морозов... Огромное количество разных народов... Гималаи... В Рамаяне кроме "обезьян" есть и "медведи", только они все говорят на человеческом языке.
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Января 2019 г. 22:00ссылка
Мне случалось видеть иконы разных народов и Христос на них имеет самые разные национальности. И расы.
Мне случилось читать текст на старославянском, перевод из Евангелия.
На греческом фраза была такой : "не достоин развязать сандалий"
На старославянском такой: " недостоин снять сапог"
Переводчик стремился быть "ближе к народу" и привнес в греческий текст славянские реалии.
И так происходит всегда, за тысячи лет какие угодно реалии могли стать индийскими.
Первая война Суров и Асуров вполне могла быть северной части Европы и быть по понятиям того времени, ужасной. Память о ней вполне могла сохраниться.
А потом две ветви ариев встречаются уже в Индостане и противоречия не ушли, а только обострились.
Отсюда и сон про вселившихся в Кауравов асуров. Наследники Асуров.
Враги Суров.
Комментарий удален
Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 12:26ссылка
Huhrigina, Тилак "Арктическая родина в Ведах", эта книга появилась в начале двадцатого века. На мой взгляд там всё слишком притянуто. Например, то, что Тилак понимает под полярным сиянием, на самом деле можно объяснить игрой света лучей заходящего Солнца, когда уже вокруг темно, а лучи скользят по ледникам и возникает эффект радуги.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 12:50ссылка
Соккар,
Тилака не читала
Но кажется о нем слышала
Теория окрепла во времена Индо-Советской дружбы.
Я вполне допускаю, что некоторые наиболее древние события Махабхараты действительно происходят не с Индии.
В конце концов, я убеждена, что Махабхарата это своего рода первый в истории синтетический роман, в котором горечи не меньше, чем благоговения и коварства.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 12:56ссылка
Huhrigina, вот, как мне кажется, на основании трудов Тилака Смирнов и стал говорить о полярном сиянии в Индии. Полярное сияние встречается очень и очень редко на широте Крыма (45 градусов северной широты). На мой взгляд ничего, о чём говорится в Ведах и Махабхарате, не происходило на севере. И в Ведах, и в Махабхарате описываются события чисто индийские. Впрочем, каждый может верить в свою Вселенную:-))
Перейти к дневнику

Верить можноьво что угодно

Воскресенье, 13 Января 2019 г. 18:26ссылка
Соккар,
Верить можно во что угодно, хоть в Личную Вселенную, хоть во Второе Пришествие
У меня нет ни малейшего желание убеждать вас или ещё кого хоть в чём-то.
Просто есть факты, (которые можно, конечно, отметать, если они не вписываются в Личную Вселенную))))), и от этого ни куда...
Например, чрезвычайная амбивалентность многих слов, корней и понятий
Я как-то была свидетелем яростного спора американских любителей русской словесности по поводу рассказа Чехова "Душечка"
Одни утверждали, что героиня положительный персонаж, потому что она всех любит. И само слово "Душечка" безусловно, означает "душа".
Другие же возражали, что героиня персонаж отрицательный, потому что всех ДУШИТ своей любовью. И что "душа", загадочная и русская, тут не причём, "Душечка" от слова "душить".
Я тогда ещё подумала, как хорошо, что ни не знают, что "душнОй" означает "вонючий"
Однако же, ну и разброс в значениях...
Как будто бы что две ветви ариев когда-то так расплевались, что то, что свято и чтимо для одних, стало поносительным для других.
И наоборот.
Как Суры и Асуры.
Но у русских, понятное дело, все совместилось, и получилась супер загадочная русская душа, которую не понять умом...

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Понедельник, 14 Января 2019 г. 14:10ссылка
"Но у русских, понятное дело, все совместилось, и получилась супер загадочная русская душа, которую не понять умом..."

Если кто-то верит в это, то что здесь плохого? Есть много вещей, для которых трудно дать однозначное определение. На мой взгляд, человек таит много загадок.
Перейти к дневнику

Как говорил Достоевский...

Понедельник, 14 Января 2019 г. 14:19ссылка
Как говорил Достоевский: "Широк русский человек, я бы сузил..."
Но он, конечно, же шутил.
Я лично обожаю амбивалентность, ничего сужать не надо, надо разумно пользоваться тем, что есть))))

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Понедельник, 14 Января 2019 г. 17:06ссылка
Моё отношение к Достоевскому менялось на всём протяжении жизни. В начале я его очень уважал, потом мне хотелось с ним спорить, а потом я понял, что и предмета спора нет:-)))
Перейти к дневнику

Понедельник, 14 Января 2019 г. 20:04ссылка
Ну "на "нет" и суда нет", как говориться.
У каждого своё)))).
Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 12:42ссылка
Абап,
Кажется, вы имеете ввиду Русский север.
Это теория возникла во втрой половине двадцатого века.
Что события Махабхараты происходили частично там, на русском севере.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Абап   обратиться по имени PS Пятница, 28 Декабря 2018 г. 21:15 (ссылка)
А шумерскими мерами не интересуетесь? А то я тут запутался что такое "бЕру" - в одних источниках это мера длины, а в других - времени. Хотя я интуитивно чувствую, что тут что-то синкретическое - типа, расстояние, покрываемое за некую единицу времени; что-то навроде нашей йоджаны...
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 28 Декабря 2018 г. 22:37 (ссылка)
Исходное сообщение Абап
Это, часом, не авестийский парасанг ("лошадиный бег")???

Парасанг - это разве не час пешего хода?

PS. Вспомнилось...
У скандинавов викингской эпохи была мера - рёст. Ход корабля за световой день ("от стоянки до стоянки") при гребле в спокойном режиме. Ввиду особенностей местности, в течение года размер рёста ощутимо плавал, но скандинавам это, вроде, не мешало.
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Суббота, 29 Декабря 2018 г. 00:09 (ссылка)
С наступающим Новым годом!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Декабря 2018 г. 20:05ссылка
babeta-liza, спасибо. Вас тоже поздравляю с Новым годом!
OKSOMORON   обратиться по имени Суббота, 29 Декабря 2018 г. 22:32 (ссылка)
Очень интересно! Никогда об этом не слышала.

С наступающим Новым годом,Пётр!
От всего сердца желаю светлого мира и доброго счастья, свершения чуда и волшебства любви, удачи, успеха и радости души.
6 (500x267, 239Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Декабря 2018 г. 20:05ссылка
OKSOMORON, спасибо. Счастья вам и здоровья в Новом году! Любви и дружбы!
TAISA_ANDRYEYEVA   обратиться по имени Воскресенье, 30 Декабря 2018 г. 02:59 (ссылка)
С наступающим Вас,Петр!!!
Пусть следующий год окажется счастливым: богатым и красочным, мирным и ярким, здоровым и волшебным, успешным и бодрым, перспективным и удивительным, радостным и захватывающим, приносящим удовлетворение и умиротворение,добрым и радостным, согретым любовью и заботой близких,а главное будьте всегда здоровым!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Декабря 2018 г. 20:06ссылка
TAISA_ANDRYEYEVA, спасибо.
Радости Вам, здоровья, хорошего настроения и верных друзей в Новом году и на все будущие!
izogradinka   обратиться по имени Четверг, 03 Января 2019 г. 12:49 (ссылка)
Спасибо за познавательную тему, Петр.
С Новым годом! Мира, тепла, душевного равновесия и поменьше поводов для огорчений.
481да (480x413, 46Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Huhrigina   обратиться по имени Время и веретено Суббота, 05 Января 2019 г. 23:37 (ссылка)
Сразу оговорюсь,
эту статью писала не я, не Huhrigina, то есть.
Это всё я перенесла сюда из интернета.
Но не получилось ссылка
Попробую сделать её в следующим сообщении.

Является ли слово "время" родственным слову "веретено"Прошу простить, если информация окажется слишком очевидной.

Встретилась мне в учебнике по старославу такая фраза:
"Традиция использовать старославянизмы (точнее, церковнославянизмы) при обозначении отвлеченных понятий для русского литературного языка оказывается настолько устойчивой, что в ряде случаев русские корни с абстрактным значением оказались вытесненными церковнославянскими. Так, мы сейчас употребляем только корни благо, враг, вред, время и т.д., забыв о соответствующих древнерусских словах: болого, ворогъ, вередъ, веремя (ср. веретено)."

Вот это "ср. веретено" меня несколько удивило. Неужели время и веретено имеют какое-либо родство? Какая дивной глубины концепция бы получилась! ;)
И я начала копать. Для начала у Фасмера (у кого же еще). И вот, что нашла:

время заимств. из цслав. вместо *веремя, ср. укр. веремє\ "ведро, погода", блр. вереме, др.-русск. веремя, ст.-слав. врм , (Супр.), болг. време, сербохорв. вриjеме, словен. vreme.

Это все понятно и закономерно. Но это еще не все.

Вот то, что я искала:

Родственно др.-инд. vartma ср. р. "колея, рытвина, дорога, желоб", сюда же вертеть (а где вертят, там и веретено - прим. мои))
Для обоснования этой этимологии Покровский приводит лат. annus vertens (круглый год), mensis vertens (весь месяц), anniversrius (ежегодно)

Плюс к тому в работе Б.А.Успенского "Семиотика истории. Семиотика культуры" в главе "История и семиотика
(Восприятие времени как семиотическая проблема)" в примечаниях:

"...Этимологическую связь слова время и таких слов, как вертеть, вращать и т. п. Славянское vrem§ < *verm§ < "vert-men восходит к индоевропейскому глагольному корню vert-/vort-«поворачивать, вращать», от которого происходят как старославянские глаголы epamumu, вращати, врьтгьти, так и соответствующие древнерусские формы воротити, ворочати, вьртгьти; от этого же корня происходит, между прочим, и древнерусское вьрста, которое означает меру измерения, относящуюся как к пространству, так и ко времени, — как меру длины («верста»), так и меру длительности («возраст»). Соответственно, славянское vrem§ может быть сопоставлено с древнеиндийским vartman «поворот колеса, оставляемый колесом след, колея, дорога». Ср. еще латинские выражения mensis vertens, annus vertens, anniversarius, а также orbis annuus; orbis temporum и т. п. См.: Покровский, 1927, с. 225-226; Якобсон, 1970, с. 380; Фасмер, I, с. 300, 361; Топоров, 1982, с. 340."
Кстати, довольно интересно, рекомендую почитать http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Ysp/01.php Это только одна глава.

И все-таки она (в данном случае - оно - время) вертится! - воскликнула я с энтузиазмом.
Мало того, что вертится, так еще и в длину измеряется (верста), а там и до возраста недалеко.
Прелестно!

Подробнее - на Znanija.com - https://znanija.com/task/23884629#readmore

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 06 Января 2019 г. 10:18 (ссылка)
Huhrigina, я ответил в комментариях к другому посту.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Время (веремя), Веретено, Веревка

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 12:08ссылка
Получается какой-то корень ВР, если убрать гласные
ВР -- Вращение, вертеть, ворот (в смысле вращающийся круг, колесо)
Вот вам и колесо времени
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 06 Января 2019 г. 12:16 (ссылка)
Вертеть и вращать очень близкие по смыслу глаголы. Любопытно другое, как образовалось слово "время" и почему нет однокоренного глагола к этому слову. Есть прилагательное и наречие. Есть глагол "повременить", но он не основной, с приставкой и, видимо, поздний. Как бы напрашивается глагол "веремить, вереметь"... Но такого нет и звучит он неестественно (или непривычно), никто так не говорит. Иначе говоря, временем мы не управляем:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 20:07ссылка
Можно , я от всей моей широкой души предположу, что что глагол "вертеть" как раз и есть глагол однокоренной со "врменем"
Помните:
"кручу-верчу, вас обмануть хочу"
А вообще же
"кручу-верчу" это и есть описание работы веретена
Кручу (скручиваю, ссучиваю) нить,
И верчу веретено, наматывая на него нить
А Кручу-Верчу -- это Пряха
Она же великое древнее божество
Владычица Жизни и Смерти, и Судьбы

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 06 Января 2019 г. 20:52 (ссылка)
Слово "кручина" где-то проглядывается. А ещё слово "время" имеет отношение к судьбе. У греков мойры из нитей плетут человеческую судьбу. Но это, скорее, образ, чем факт. И когда обрывается нить, то прекращается человеческая жизнь. Думаю, что это образ.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Января 2019 г. 22:30ссылка
Соккар,
Ну в тех то греческих мифах, которые до нас дошли мойры уже действительно только образ, хотя, и жуткий.
Вообще интереснее всего время представлено у Индейцев. Не у индусов, а именно у Индейцев.
Время и индейцы это особая песнь.
Но мы тут все не индейцы,
Поэтому достаточно помнить, что время это одновременно и колесо (диск) и нить.
Как обращаются с этими двумя предметами, так следует обращаться и со Временем.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Понедельник, 07 Января 2019 г. 10:53ссылка
Huhrigina, время можно представить и как линейную величину, и в виде круга. Библейское время как раз представлено как линейная величина, а вот индийская традиция, китайская, японская время понимало как замкнутый цикл. Видимо, с этим связана и гипотеза перевоплощения (сансары).
Huhrigina   обратиться по имени Понедельник, 07 Января 2019 г. 04:25 (ссылка)
Соккар,
Интересно
Крутить - вертеть
Крутить...
Согласно некоторым санскритологам,
Корень КАР, или если убрать гласные, КР означает
Действие, чары
То есть "Кручу-верчу"
означает
"Колдую со временем, что-то делаю со временем"
Любопытно, что пряхами были только женщины
мужчин до прялок не допускали
известно, что были ткачи
Но прядунов, вроде, не было

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 07 Января 2019 г. 10:57 (ссылка)
Не думаю, что колдовством со временем занимались только женщины. Можно вспомнить шаманов Сибири, там полно всяких шаманов-мужчин. Вообще нить времени - это символ больше связанный с жизнью.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 07 Января 2019 г. 12:32ссылка
Время слишком тонкая субстанция, поэтому и прялки были только у женщин.
Ещё считалось, что на прялках можно летать.
Представлять время можно как угодно, был бы толк.
Шаманы для общины всегда были как бы особой формой жизни, с ними вообще всё сложно.
Но в здесь, что особо интересно:
Выходит, люди древности были склонны объединять пространство и время в единую категорию.
Кто знает, может такое видение и содержит определенные преимущества.
Перейти к дневнику

Понедельник, 07 Января 2019 г. 13:07ссылка
Соккар,
Нить времени -- нить жизни. Она же и время.
ВЕРЕТЕНО, которое нужно ВЕРЕТЕТЬ.
Пряха создает нить жизни из практически хаоса (кудели) и наматывает на веретено, которое крутит и вертит как считает нужным.
Нить это ведь не линейка и не жесткий диск.
С нитью можно много чего: любой узор выполнить, в любой цвет покрасить, как угодно завязать и заплести, куда угодно намотать.
Короче, делай чё хошь. Полная свобода самовыражения.
А прялок мужикам точно не давали. Аж под страхом смерти.
Отсюда у них такой страх перед предметами женского обихода.
Кстати, Василиса Премудрая тоже пряха.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Беремя, бремя

Понедельник, 21 Января 2019 г. 18:09ссылка
Любопытно, что в Сибири бременем называют долг обусловленный временным сроком.
Корень БЕР, БР соединяем с корнем ВРТ, ВЕРЕТ,
и получаем БЕРЕМЯ, БРЕМЯ
Беременность это тоже, кстати, нечто "взятое на срок, девятимесячный"
Видите, как всё интересно получается

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар   обратиться по имени Понедельник, 07 Января 2019 г. 17:12 (ссылка)
Huhrigina, вы так ведёте речь, будто управляя прялкой, женщины могут управлять временем. Если это так, то почему они стареют?:-)))
Я не думаю, что можно так легко управлять временем. Уж, скорее. оно нами управляет. Обратите внимание, что каждое последующее поколение имеет свой очаг конфликта с отцами. А прялка, конечно, интересный предмет быта, как и веретено. Я думаю, что веретено - это просто образ времени, точно так же, как река, песок, часы-ходики и т.д.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 07 Января 2019 г. 20:54ссылка
Соккар,
В своё время меня как о поразили слова одной из моих бабушек.
Эта бабушка была председателем колхоза во время войны и первые годы после и до самой смерти ходила молодцом.
И вот она как то раз сказала про одну свою соседку удивительные слова (у соседки с возрастом появились на коже возрастные пятна):
-- Противная женщина, зазвала к себе старость.
Это к тому, почему же стареют, если управляют временем.
Я с тех пор много над бабушкиными словам думала. Она была очень неглупым и даже умудрённым человеком.
Но она осудила соседку за старость так, как будто бы у той был выбор, стареться или нет.

Насчет очагов конфликтов,
Полагаю
Их причина всегда одна и та же --
Тот кто по-первости был нашим хранителем, неизбежно становится нашим охранником.
Отсюда и конфликт.
Но в зависимости от времени, он по-разному проявляется.
Но суть конфликта неизменна.

Насчет прялки,
Забавно, что действительно, среди мужиков не было ни Прядунов, ни Пряхов.
Хотя, ткачи были))))).
И портные, и вышивальщики, и красильщики, и даже прачки. А ещё кутюрье.
А пряхов не было.
Стало быть, прялка не простой предмет быта.
И означила что-то исключительно важное.

Что-то чрезвычайно важное, как выяснилось, предки заложили в понятие "веретено" и "веремя".

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Воскресенье, 20 Января 2019 г. 20:34ссылка
Кстати, ещё одна любопытная деталь.
Для не шибко знатных мужчин единственный день, когда они могли удостоится знаков царского достоинства, -- это день свадьбы, день, когда они соединялись с женщиной.
В то время как женщины постоянно носили короны, или кокошники, которые очевидно являлись атрибутом высшей власти.
Таким образом, принимая мужчину мужем, женщина даровала ему очищение.
Такая картина прошлого вырисовывается.
Сами же женщины, скорее всего, ни в каких очистительных обрядах особо не нуждались.
Им было незачем. Ведь это все чисто мужские "игрушки".
Они, женщины, и так были старшими, старами (звёздами), астрами, стри...

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку