-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30129


Эпизод 26. Время и хронология событий в Махабхарате

Пятница, 03 Августа 2018 г. 15:22 + в цитатник
   Время в эпосе измеряется днями, месяцами, сезонами, годами и югами. Месяцы могут быть синодическими и тогда речь идёт о светлой и тёмной половине месяца. При этом месяц начинается с полнолуния. В "Сказании о битве с якшами" Вайшравана говорит Юдхиштхире: "Возвращайся в обитель царя-мудреца Арштишены и живи там, не зная ни печали, ни страха, всю первую, темную, половину лунного месяца" ("Араньякапарва, гл. 159, шл. 9 - 16). Это и понятно, момент начала полнолуния чётко фиксируется, в отличие от начала новолуния. Но иногда речь идёт о накшатрах - суточном перемещении Луны вокруг Земли примерно на 13, 3 градуса. Очевидно, в этом случае имеется в виду сидерический месяц. В этом случае лунные стоянки начинались со дня весеннего равноденствия. Год продолжался со дня весеннего равноденствия до следующего весеннего равноденствия. Он делился на шесть сезонов по 2 месяца каждый: весна, лето, пора дождей, осень, зима, прохладный сезон. Больше всего загадок представляют юги - Критаюга, Третаюга, Двапараюго и Калиюга.



   В традиционном индуизме принято считать, что их продолжительность разная: Критаюга продолжается 1 728 000 лет, Третаюга - 1 296 000 лет, Двапараюга - 864 000 лет, Калиюга - 432 000 лет. Таким образом, каждая последующая юга меньше предыдущей на 432 000 лет. Сумма годов всех четырёх юг равна 4 320 000, это число составляет продолжительность Махаюги, 2 000 таких юг составляют сутки Брахмы - 8 640 000 лет. Вызывает большое сомнение такая продолжительность юг, для практических нужд человека эти числа явно не годятся, ведь обычно продолжительность жизни людей укладывается в границы 60 - 80 лет. Исключения, конечно, бывают, но они чрезвычайно редки. Но уже в "Сказании о беседах Маркандеи" общая продолжительность юг равна 12 000 лет, при этом Критаюга составляет 4 000 лет, Третаюга - 3 000, Двапараюга - 2 000, Калиюга - 1 000. Становление и закат Критаюги - 800 лет, Третаюги - 600, Двапараюги - 400, Калиюги 200. Итого - 12 000 лет!

   Но и эта продолжительность тоже носит искусственный и надуманный характер. Юдхиштхира говорит, что Маркандея уступает возрастом только Брахме и жил во всех югах. А ведь Маркандея живой человек, пусть даже и мудрец. Продолжительность жизни Маркандеия вряд ли больше 80 лет, следовательно, продолжительность юг не может быть больше 20 лет. Но и это число завышено. Любому длительному периоду времени в эпосе должно соответствовать определённое количество значимых событий. Так если в эпосе речь идёт о 12-и летних периодах (как жизни Арджуны в лесах в "Адипарве", так и странствиях пандавов в "Араньякапарве"), то им соответствует значительное количество событий и расстояния в сотнях, а то и в тысячах километров, пройденные героями. Но есть пример и другого рода. В "Маусалапарве" говорится. что прошло 36 лет после битвы на поле Куру. А вот о событиях за этот период вообще ничего не говорится. При этом если на момент битвы многим основным персонажам около 60 или чуть больше лет, то по прошествии 36 лет после битвы живы Нарада, Вишвамитра, Канва, Кришна, Вьяса, Крипа и все пандавы. Первые трое из этого списка совершают путешествие от берегов Сатледжа до полуострова Катхиавар - более 1500! Очевидно, что на этот путь ушёл не один месяц. А ведь всем троим около 100 лет! Совершенно понятно, что проделать такое путешествие в этом возрасте просто невозможно. Когда же в следующе книге пандавы уходят в Гималаи, то их провожают горожане вместе с Парикшитом ...в сопровождении нянек. Ну не странно ли? Если же внуку пандавов не 36 лет, а 36 месяцев, то няньки тут будут уместны.

   В индийской культуре важнейшее значение имеет число 6, которое определяет практически все стороны жизни: военную, бытовую, медицинскую, календарную, религиозную. Если индийский год состоит зи 6 сезонов, то логично предположить, что 6 лет составляют продолжительность юг. Одним из значений санскритского слова yuga является отрезок времени в 5 - 6 лет. Четыре юги по 6 лет каждая дадут период времени в 24 года - возраст поколения, а 3 таких периода составят 72 года - примерную среднюю продолжительность человеческой жизни. Учитывая, что на поле Куру сражаются отцы, сыновья, а иногда и внуки, основным героям должно быть не менее 45 лет и вряд ли больше 60, потому что война - это удел молодых, сильных и здоровых.

   Для построения оси времени и распределения событий в хронологическом порядке проведём линию, на которой нанесём 12 юг продолжительностью по 6 лет. Нам нужны несколько опорных дат на оси времени. Битва на поле Куру началась, когда Двапараюга 10 перешла в Калиюгу 11. За несколько недель до начала событий в Удьйогапарве Дхритараштра говорит: "Тридцать три года (прошло с тех пор), как Арджуна, приглашенный (богом) Агни, ублаготворил его в лесу Кхандава, победив всех богов" (Удьйогапарва, гл 51, шл. 1 - 9). Арджуне в этот момент примерно 22 года и четыре года назад состоялась сваямвара. На схеме сваямвара в Кампилье отображена в 5-й год Критаюги 4. Об этой Критаюге речь ведёт Ломаша, когда рассказывает пандавам о Вритре в Араньякапарве, гл. 98, шл. 2 - 4: "Ломаша сказал: ...Жили в Критаюге племена грозных, свирепых, неистовых в битве данавов, прозывавшихся калеями. Приспешествуя Вритре, потрясая всевозможным оружием, повсюду преследовали они возглавляемых Махендрой богов.
   Наконец решились Тридесять (богов) действовать, дабы уничтожить Вритру".

   На схеме в первый год Критаюги 4 Вритра был убит Индрой. На момент убийства Вритры Индре было 25 лет, Карне - 14, Раме Джамадагни - 21 год. Примерно в этом возрасте Карна попадает ко двору Дхритараштры и становится учеником Дроны, как и остальные основные герои. После убийства Вритры Индра бежит в Гималаи, где в это время разворачиваются события, описанные в Рамаяне. В течение 15 лет идут непрерывные войны: калеев и ниватакавачей с доарийскими государствами Индостана, бегство правительства Брахмы в Гималаи, конфликт между Раваной и Куберой за наследство Брахмы. шла война Раваны с Арджуной Картавирьей, а затем война Солнечной и Лунной династий закончилась разгромом последней, когда Рама Джамадагни разгромил войско Арджуны Картавирьи. Ограбление Кхандавы и поджог "леса" были одним из эпизодов войны двух династий. В год сожжения Кхандавы Арджуне и Карне примерно 22 года. После изнасилования Улупи Арджуна в возрасте 28 лет скрывается в лесах и держит путь к Двараке. В самом конце этого периода, будучи пьяным, он по указанию Кришны похищает беременную
Субхадру, у которой рождается сын Кришны Абхиманью во второй год Критаюги 8. В момент гибели Абхиманью на поле Куру ему исполняется 16 лет. Это чётко отображено на схеме.

   После рождения Абхиманью Кришна, Бхима и Арджуна расправляются с Джарасандхой и Шишупалой. Далее следует раджасуя и суд ("игра в кости"). Эти события укладываются примерно в период 3 лет. Пандавы убивают стражника Кирмиру и бегут в леса уже евнухами. Так начинается 12-и летний период их жизни в лесах, описанный в "Араньякапарве".

  После года совместной жизни братьев Арджуна отправляется на "стажировку" к Индре и принимает участие в разрушении Хираньяпура. Очевидно, в этот момент заключён союз между Кришной и Индрой: вришниец оказывает помощь отцеубийце, а тот в свою очередь помогает Арджуне (серьги и копьё Амогха). Половину срока изгнания пандавы прожили на равнине, переходя из Камьяки в Двайтавану. По прошествии 6 лет они встречаются с Ломашей, который сообщает Юдхиштхире: "...Теперь, о лучший из мужей, Трета (юга) переходит в Двапару. Когда наступает это (время), очищаются от всех прегрешений" (Араньякапарва, гл. 121, шл. 18 - 21).




DSC_0568 (700x393, 43Kb)


DSC_0569 (700x393, 45Kb)



DSC_0570 (700x393, 38Kb)



хинаяна (700x175, 12Kb)
Рубрики:  Махабхарата
Метки:  
Понравилось: 8 пользователям

Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 03 Августа 2018 г. 17:43 (ссылка)
Соккар, я кое-какие соображения добавила у себя.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 03 Августа 2018 г. 18:50 (ссылка)
Немного не понимаю: война Рамы с Картавирьей начинается с сожжения Кхандавы? Не раньше? Вроде она с нападения Картавирьи должна начаться?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 03 Августа 2018 г. 19:01 (ссылка)
Войне Рамы с Картавирьей предшествовала война Раваны с Картавирьей. Видимо, после ухода правительства Солнечной династии в Гималаи и смерти Брахмы Равана воевал с Лунной династией (она будет описана в седьмой книге Рамаяны, которая пока не издана). А вот после убийства Раваны Рама Джамадагни продолжил воевать с Лунной династией. Вообще эти войны слабо освящены в эпосе и я их тоже мало касался. Мне кажется, ограбление Кхандавы было одним из последних эпизодов войны двух династий.
Ответить С цитатой В цитатник
TAISA_ANDRYEYEVA   обратиться по имени Суббота, 04 Августа 2018 г. 00:23 (ссылка)
Благодарю Вам!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 04 Августа 2018 г. 09:39ссылка
TAISA_ANDRYEYEVA, пусть в Вашей жизни будет больше света и добра!
izogradinka   обратиться по имени Суббота, 04 Августа 2018 г. 06:01 (ссылка)
Петр, Вы самый лучший знаток Махабхараты, у меня сложилось такое мнение)))
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 04 Августа 2018 г. 09:41 (ссылка)
izogradinka, ну не знаю. Но то, что самый увлечённый Махабхаратой, это точно!
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Суббота, 04 Августа 2018 г. 13:38 (ссылка)
А кстати. Если все так, то речи Кришны насчет "сын Дашаратхи действовал по моей воле" обретают смысл. Бог ведает, что там было на самом деле, но кто мешает Кришне в очередной раз накапать на мозги Арджуне: это, мол, гениальный я все спланировал?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 04 Августа 2018 г. 18:51 (ссылка)
Может быть, Кришна имел в виду тот факт, что он навязал Дурьйодхане поведение. Сын Дхр-ры вынужден был действовать так, отвечая на слова и действия Кришны.

В Дронапарве Юдхи упоминает "ниватакавачей и калакеев, тех врагов могучего Индры, обитающих в Хираньяпуре", с которыми потом расправились Арджуна, Кришна, Индра и компания 24 года спустя после гибели Вритры! (После встречи с Ломашей). А ведь пандавы отправляются в Гималаи для встречи с Арджуной сразу после слов Ломаши. Получается, брахманы уже знают о гибели ниватакавачей, поэтому они отправляют в Гималаи пандавов для встречи с Арджуной. А чуть ранее Драупади (видимо, уже зная подробности) подбивает Бхиму "принести ей лотосы" с Гандхамаданы - и ссылается при этом на опыт Арджуны!

Ниватакавачи, видимо, тождественны калакеям или очень близки друг с другом. Если Шакуни Калакея, то и Карну тоже можно назвать Калакеем (если он брат Шакуни).

Вообще схема удобна, она позволяет увидеть и связать многие события. И она будет дополняться. Очень хотелось бы побольше информации о Вритре. войне Раваны с Арджуной Картавирьей, Рамы и Картавирьи и т.д.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Суббота, 04 Августа 2018 г. 18:57 (ссылка)
Так сын Дашаратхи - это же Рама. То есть Кришна утверждает, что операцию против Раваны спланировал тоже он.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 04 Августа 2018 г. 19:05 (ссылка)
Я почему-то воспринял как сын Дхритараштры:-))

А что касается "сына Дашаратхи"... Я вот что думал об этих словах Бхагавадгиты. Если Кришна хорошо представлял себе, что Рама Дашаратха - это наёмник, ... но глупый наёмник, он бы сказал. Убив Равану, он должен был пойти дальше и расправиться с заказчиком - Куберой. Именно так и планировал сам Кришна: сначала кауравы, потом панчалы, затем и Брахма... То есть, Кришна мог сказать Арджуне: Рама поступил хорошо, но мы сделаем лучше!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку