-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Эпизод 17. Срыв переговоров в Хастинапуре

Среда, 04 Апреля 2018 г. 09:59 + в цитатник
1. Миф как он есть
   После речи Кришны Дхритараштра сказал, что пусть Кришна постарается убедить Дурьйодхану в своей правоте. Джанардана обратился с речью к Дурьйодхане.

Удьйогапарва, гл. 122, шл 27 - 35, 43 - 49, 50 - 56, 57 - 61:

Вайшампаяна сказал:
  ...отпрыск рода Вришни, знающий всю суть закона и мирской пользы, обратился к нему со сладкою речью:
"Ты, о бык из рода Бхараты, поссорившись с теми героями (панда­вами), ищешь покровительства у других, которые дурно воспитаны, не способны и глупы!..С самого дня рождепия сыновья Кунти постоянно подвергались тобою преследованию. Но они никогда не гневались на тебя, ибо пандавы справедливы душою. Хотя ты, о могучерукий, поступал вероломно по от­ношению к пандавам с самого дня их рождения, они, достославные, все же относились к тебе благородно...

   Ты же, о братец мой, несправедливыми средствами стремишься достичь великодержавной власти, обширной и блистательной, прославленной среди всех царей!...Возлагая бремя верховной власти на таких, как Духшасана, Дурвишаха и Карна вместе с сыном Субалы, ты хочешь продлить свое благополучие, о потомок Бхараты! Однако эти твои (спод­вижники) значительно уступают пандавам по знанию, по соблюдению закона и приобретению богатств, не подходят они также к ним и по доб­лести, о потомок Бхараты!..

   Кто из людей сможет сразиться с тем, кто победил в Кхандавапрастхе богов вместе с ганд­харвами, якшами, асурами и змеями? Говорят также о чудесном событии, происшедшем в городе Вираты, о великом (сражении) между одним (героем) и многочисленным (войском). Это уже служит достаточным свидетельством (могущества Арджуны). И ты надеешься здесь победить в сражении непобедимого и неотразимого, победоносного и нетленного Арджуну, того могучего героя! Кто осмелится вызвать (на битву) сына Притхи вместе со мною как вторым его естеством, когда он ринется про­тив врага на поле брани?..

   Ведь, (если будет достигнут мир), тебя именно возведут (пандавы), могу­чие воины на колесницах, наследником на престол, а отца твоего Дхритараштру, владыку людей, (сделают) великодержавным царем! Не пре­небрегай, о родимый мой, своим счастьем, которое само приходит к тебе и уже совсем близко! Отдав партхам половину (царства), ты достигнешь великого благоденствия! Заключив мир с пандавами и действуя по совету друзей, ты, радуясь вместе с ними, обретешь надолго все, что нужно для твоего блага!".

   Когда Кришна закончил свою речь, к Дурьйодхане обратились Бхишма, Дрона, Видура и Дхритараштра, которые призвали его заключить мир на условиях, предложенных Кришной. Дурьйодхана ответил Васудеве.

Удьйогапарва, гл. 125, шл. 1 - 9, 10 - 18, 19 - 26:

"Вайшампаяна сказал:
"...Дурьйодхана промолвил в ответ:
   "Ты, о Кешава, должен был бы говорить так, сначала пораз­мыслив (обо всем). Ибо, произнося бранные слова, ты винишь только меня одного безо всякой причины, в то же время (обращаясь всегда) с дружескими уверениями к партхам, о Сокрушитель Мадху!.. Во время игры в кости, которая с радостью была принята пандавами, о Сокрушитель Мадху, последние были побеждены ( в ней) и царство их было выиграно Шакуни.

   Какую же вменяя нам вину, они обращаются с нами как с врагами? Слабосильные, (какие они есть на самом деле), о Кришна, почему пан­давы все же так охотно ищут разлада с нами, словно они подлинные враги? За какую же обиду, (причиненную им), пандавы вместе со сринджаями собираются убивать сынов Дхритараштры? Мы не склонимся пе­ред ними в испуге от их страшных дел или от грозных их слов, и даже из страха перед самим Шатакрату! Я не вижу, о Кришна, такого чело­века) , который, соблюдая закон кшатриев, рискнул бы попытаться победить нас в битве, о Сокрушитель врагов!.. Если, о Мадхава, соблю­дая свой закон, мы, когда настанет час, найдем в сражении свой конец с оружием (в руках), то даже это сулит нам небеса! Даже это, о Джанардана, высочайший наш долг кшатриев, что мы должны лечь в сражении, покоясь на ложе из стрел! И если в сражении обретем мы ложе героев, не склонившись перед врагами, нас это никогда не должно будет удру­чать, о Мадхава! Кто же, рожденный в высоком роду и соблюдающий за­кон кшатриев, склонится здесь из страха перед кем-либо, заботясь только о своем собственном существовании?..

   «Пусть он всегда держится прямо и пусть никогда не склоняется, ибо только усилие выражает мужественность; пусть он скорее сломится в неподходящее время, но пусть не склоняется ни перед кем». Этому изречению (мудреца) Матанги стремятся следовать (кшатрии), желающие себе блага... Пусть, больше ни о чем другом не думая, поступает он согласно тому изречению, пока жив. Это и есть закон кшатриев. Это было всегда и моим убеждением. Та часть царства, которая прежде была предоставлена мне отцом, никогда не будет полу­чена (пандавами), пока я жив, о Кешава! Пока существует царь Дхритараштра, о Джанардана, мы и они тоже, отложив свое оружие, должны будем жить в зависимости от него, о Мадхава! Если раньше, по неведе­нию или из страха, царство было отдано, когда я был еще ребенком и за­висел от других, о Джанардана, то теперь его невозможно вновь полу­чить пандавам, о радующий род Вришни!".

   В ответ на слова Дурьйодханы Кришна засмеялся и стал перечислять все оскорбления, нанесённые кауравами пандавам: игру в кости, приведение Драупади в собрание, оскорбительные слова Духшасаны и Карны, попытку сожжения в Варанавате, стремление погубить "при помощи яда, змей и веревок" и т.д. К Дурьйодхане обратился Духшасана со словами, что, если он не заключит мира с пандавами, то сами кауравы свяжут его и выдадут пандавам. Разгневанный Дурьйодхана встал со своего места и вышел из собрания. Вместе с ним вышли "братья его вместе с советниками, а также все цари последовали за ним". В собрании остались Дхритараштра, Бхишма, Дрона и часть царей, неназванных по именам. К ним обратился Кришна с предложением связать Дурьйодхану и выдать его пандавам.

Удьйогапарва, гл. 126, шл. 28 - 35, 36 - 46, 47 - 49:

"Вайшампаяна сказал:
   Тогда... лотосоглазый герой из рода Дашарха... обратился ко всем, (находившимся там), во главе с Бхишмой и Дроной:
"Это великий проступок всех ста­рейшин рода Куру, что вы не схватили силою и не связали этого царя, творящего зло, пользуясь своею властью. Я думаю, что сейчас наступило время для этого, о усмиритель врагов!.. Слушайте же меня, о безупречные!
  Зловредный и необузданный сын престарелого царя Бходжи, захва­тив при жизни своего отца власть, подпал под влияние гнева. И (изве­стно), что этот сын Уграсены Канса, покинутый своими родственниками, был убит мною в великой битве из желания блага моим близким. Затем мы и наши родственники, удостоив почестей сына Ахуки Уграсену, рас­ширившего пределы царства Бходжи, поставили его царем. Покинув одного Кансу ради (спасения) всего рода, все ядавы, андхаки и вришни, о потомок Бхараты, обрели счастье и преуспевали...

  Зловредный и необузданный сын престарелого царя Бходжи, захва­тив при жизни своего отца власть, подпал под влияние гнева. И (изве­стно), что этот сын Уграсены Канса, покинутый своими родственниками, был убит мною в великой битве из желания блага моим близким. Затем мы и наши родственники, удостоив почестей сына Ахуки Уграсену, рас­ширившего пределы царства Бходжи, поставили его царем. Покинув одного Кансу ради (спасения) всего рода, все ядавы, андхаки и вришни, о потомок Бхараты, обрели счастье и преуспевали...
   Точно так же связав Дурьйодхану, Карну и Шакуни, сына Субалы, а также Духшасану, выдай их пандавам. Ради семьи можно пожертвовать одним человеком, ради деревни можно пожертвовать семьей, деревней (можно пожертвовать) ради страны, а ради себя самого можно пожертво­вать и всей землею! О царь, связав Дурьйодхану, заключи мир с пандавами. Да не погибнут из-за тебя все кшатрии, о бык среди кшатриев!".

   Дхритараштра приказал Видуре позвать Гандхари, надеясь с её помощью уговорить Дурьйодхану. Когда она пришла, то попросила привести Дурьйодхану. Гандхари обратилась к сыну с длинной речью, в которой сказала, что половина царства должна принадлежать пандавам: "Отдай же сыновьям Панду то, что им поло­жено, о усмиритель врагов, если хочешь вместе с советниками властвовать над половиной всех царей земли. Половина всей земли вполне достаточна тебе и советникам твоим для вашего существования" (Удьйогапарва, гл. 127, шл. 35 - 45).

   Ничего не ответил Дурьйодхана и снова вышел из собрания. Встретившись вчетвером, Дурьйодхана, Карна, Духшасана и Шакуни приняли решение арестовать Кришну: "Этот Джанардана, быстрый в действиях, собирается вместе с царем Дхритараштрой и сыном Шантану первым захватить нас. Но мы сами прежде схватим силою Хришикешу, этого тигра среди людей, подобно тому как Индра силою (схватил) сына Вирочаны. И когда пандавы услышат, что отпрыск рода Вришни схвачен, они, упав духом, будут бессильны в своих стараниях, подобно змеям, у которых сломаны зубы. Ибо он, могучерукий, — прибежище и защита для них всех! И если этот податель даров, бык среди всех сатватов, будет схвачен, то пандавы вме­сте с сомаками окажутся безуспешными в своих усилиях. Поэтому, связав именно здесь быстрого в действиях Кешаву, невзирая на вопли Дхритараштры, мы затем сразимся с врагами!" (Удьйогапарва, гл. 128, шл. 1 - 8).

   Об этом намерении кауравов узнал Сатьяки ("быстро разгадал всеведущий Сатьяки, умеющий узнавать (мысли) по внешним признакам") и приказал Критаварману построить войской в боевом порядке и стать у дверей зала собрания. Затем, войдя в зал, Сатьяки рассказал о том решении Кришне, а затем "как бы с насмешкой" Дхритараштре и Видуре. Царь приказал Видуре привести сына в зал. Когда Дурьйодхана вошёл вместе с братьями, советниками и царями, то Дхритараштра приказал ему не делать этого.

   Обратившись к Дурьйодхане, Кришна сказал, что он здесь не один, а вместе с ним все пандавы, андхаки и вришни. Вслед за тем он явил свою божественную форму и из его тела вышли языки пламени, появились Брахма, Рудра, Агни, Адитьи, маруты вместе с Индрой. Из глаз, носа, ушей вырывались огненные искры. Все цари закрыли глаза, кроме Дроны, Бхишмы, Видуры, Сатьяки и мудрецов, которым Джанардана на время дал сверхъестественное зрение. Зазвучали божественные барабаны и посыпался ливень цветов, задрожала земля и взволновался океан. "И взявшись за руки с Сатьяки и сыном Хридики, Сокрушитель Мадху с дозволения тех мудрецов, вышел оттуда. И меж тем как поднялся тот шум, мудрецы, Нарада и другие, исчезли, удалившись восвояси" (Удьйогапарва, гл. 129, шл. 12 - 18).

   На улице его встретил Дарука на колеснице, покрытой белыми тигровыми шкурами. Кришна отправился повидать сестру своего отца Кунти.

2. Где в мифе история
   Дхритараштра предложил Кришне высказать свои аргументы Дурьйодхане в пользу заключения мира. И что же сказал Кришна? На каких условиях он предложил мир между пандавами и кауравами? Свою речь он начал с того, что обвинил Дурьйодхану в предвзятом отношении к пандавам, в преследовании их ещё с самого раннего детства. По его словам такой политики он придерживался, потому что попал под влияние Духшасаны, Дурвишахи, Карны и Шакуни. Но всё изменится, если Дурьйодхана удалит от себя этих своих советников и приблизит к себе пандавов...

   Ничего нового в этих словах Кришны нет. Фактически он требует изменения политики кауравов. А если учитывать, что пандавы его марионетки, то это означает, что Дурьйодхана должен делать то, что хочет Кришна. В этих словах нет никакого компромисса. Да и как можно призывать к миру, если утверждать, что царь "поступал вероломно по отношению к пандавам с самого дня рождения". А если учитывать, что пандавы родились в лесу и жили там, пока им не исполнилось 4 - 5 лет, то Дурьйодхана, видимо, виноват и в том, что они родились там.

   Говоря о силе Арджуны, Кришна приводит в доказательство его подвиги в Кхандаве и "в городе Вираты". Вряд ли подобные деяния сына Кунти в глазах Дурьйодханы являются доказательством его отваги. Да и сам Кришна хорошо знает, что происходило в Кхандаве, раз уж авторам эпоса пришлось чудесами прикрывать грабёж сокровищницы Солнечной династии. Джанардане прекрасно известно, что спектакль с демонстрацией одежд якобы побеждённых одним Арджуной всех кауравов выглядит насмешкой и цинизмом для присутствующих в собрании. Почему они должны верить словам человека, ложь для которого является нормой жизни? В его словах явно чувствуется издевательство, когда он говорит о "своём втором естестве": он уверен, что Арджуна сделает всё, что ему скажет Кришна. Оскорбления достигают своего пика, когда он Дхритараштре - царю кауравов! - говорит, что, если мир будет достигнут, то пандавы сделают его великодержавным царём. Если он отдаст половину царства кауравов!!! И это Кришна называет миром? И таким путём Дурьйодхана достигнет благополучия? Эти слова звучат как ультиматум. Но где же предложения Юдхиштхиры о пяти деревнях? Их нет. Посол умолчал о предложении Дхармараджи, а своё решение выдал за волю Юдхиштхиры, обманув пандаву. Поистине, наглость Кришны не имеет пределов.

   По логике после слов Кришны должен был прозвучать ответ кауравов на его предложения. Но, не зная ещё реакции Дурьйодханы, Бхишма, Дрона, Видура и Дхритараштра начали уговаривать сына царя согласиться на условия, оглашённые послом. И это выглядит очень неестественно. Формально Дхритараштра и Бхишма - главы кауравов и их слова решающие. Вот они и должны были ответить после слов Кришны. Не исказили ли авторы эпоса слова Бхишмы, Дроны, Видуры и Дхритараштры? По существу соглашаться на условия, предложенные Кришной, это означало попросту капитуляцию. Напомним, он предложил Дурьйодхане отдать пандавам не царство в Индрапрастхе, не пять деревень, а половину царства кауравов ("Отдав партхам половину (царства), ты достигнешь великого благоденствия!")! Какое уж тут великое благоденствие, это просто унижение какое-то...

   Дурьйодхана отверг все обвинения в преследовании пандавов. Тринадцать лет назад в Хастинапуре состоялся суд царей, во время которого пандавы были законно лишены царства в Индрапрастхе. Да и в чём их сила? Кто сделал их врагами кауравов? Несомненно, имя подлинного врага сынов Дхритараштры он знает... И это учитель пандавов - Кришна. Пусть пандавы завоюют себе царство в бою. Соблюдая закон кшатриев! Вот главное условие Дхритараштры, и эти слова он повторит несколько раз, хорошо понимая, что в открытом и честном бою у них нет никаких шансов. Смерть не страшит кауравов, гибель в битве или победа в ней - это то, для чего они родились. Это их судьба. Никто не запугает кауравов, долг кшатриев заключается в проявлении мужества - вот кредо Дурьйодханы. На данный момент Дхритараштра является махараджей: "Мы и они тоже (пандавы - Л. П.), отложив свое оружие, должны будем жить в зависимости от него". Дхритараштра не нуждается ни в каком переутверждении своей власти на условиях пандавов. Если они хотят мира, пусть отложат оружие и ожидают решения махараджи!

   После ответа Дурьйодханы Кришна уже не стал скрывать своих чувств и засмеялся в лицо царю. Он привёл длинный список "оскорблений", которые нанесли кауравы пандавам: и попытку сожжения в Варанавате, и "игру в кости", и стремление погубить "при помощи яда, змей и веревок" ещё в детстве... Но ведь не было никакой попытки сожжения пандавов в Варанавате. В действительности было ограбление оружейного склада пандавами и поджог его после обнаружения пропажи Пурочаной. Затем последовало убийство Пурочаны и инсценировка собственной смерти, когда в огне погибли шесть невиновных человек. Где здесь вина Дурьйодханы? Не было никакой игры в кости! В зале собрания состоялся суд царей, на котором пандавы были приговорены к кастрации и лишены имущества как преступники. Если в суд была приведена Драупади, как свидетельница для дачи показаний, то в чём тогда преступление кауравов? С лишённых имущества и ставших рабами снимают одежды. И пандавы молча согласились на это, тем самым признав свою вину. Где здесь вина Духшасаны? Что он уподобил их бесплодным сезамовым семенам или назвал их "коровами"? Так пусть они знают, что нельзя безнаказанно совершать убийства, насилия, грабежи и поджоги. Смешно слышать о вине Дурьйодханы за попытку расправиться с пандавами в детстве. А если вспомнить "подвиги Бхимасены, которого авторы назвали "благородным"?

Адипарва, гл. 119, шл. 13 - 27:

"Вайшампаяна сказал:
   ...Сотню сильных мальчиков и еще одного (тут явно намёк на всех сыновей Дхритараштры! - Л.П.) Врикодара один одолевал без малейшего труда. Хватая их за ноги и сильно сшибая, он, могучий, таскал их по земле, в то время как они вопили с поврежденными коленями, головой и глазами. Играя в воде, он обхватывал руками десять мальчиков и, погрузившись, сидел в воде, а затем отпускал их полумертвых. А когда они, взобравшись на деревья, собирали плоды, то Бхима ударом ноги сотрясал деревья. И от силы удара, срываясь с дерева, мальчики падали стремглав вместе с плодами...".

   И за эти поступки авторы называют его "благородным"? Да это садист какой-то! В реальности все "преступления" кауравов существовали только в голове авторов эпоса или его редакторов. А вот "подвиги" пандавов отразились в длинной череде убийств слуг Дурьйодханы (Пурочаны, Хидимбы, Кирмиры), соседних царей (Шишупалы, Джарасандхи, Кичаки), изнасиловании Хидимби и Улупи... Грабежи, убийства, поджоги, насилия, совершённые пандавами, не оставляли выбора для Дурьйодханы - суд и кастрация были неизбежны! И какие у них были права на царство? Да никаких!.

   На фоне речи Дурьйодханы странным кажутся слова Духшасаны, что Дурьйодхана должен заключить мир с пандавами, в противном случае якобы сами кауравы могут выдать его, Карну и Духшасану пандавам. Сразу после слов брата он молча выходит на улицу вместе с братьями, советниками и ...всеми царями. Кто же мог бы его выдать? В собрании остались Дхритараштра, Бхишма, Дрона и кто-то из царей, имена которых не названы. И вот к ним-то Кришна обращается с предложением выдать пандавам Дурьйодхану, Карну, Духшасану и Шакуни! Потрясающе! Посол предлагает совершить переворот в стране. Странно, что он предлагает отцу выдать своего сына врагам, странно, что никто из кауравов не остановил его... Кришна говорит, что ради семьи можно пожертвовать одним человеком, ради деревни - семьёй, ради страны - деревней. Циничную цепочку псевдологических пожертвований Кришны венчает фраза, что "ради себя самого можно пожертвовать и всей землею!". Иначе говоря, по мнению Кришны, ради спасения себя можно пожертвовать народом всей страны, а отцу он предлагает пожертвовать своим сыном. Жизнь - это высший дар природы. Никто не вправе жертвовать чужой жизнью, только сам человек может пожертвовать своей жизнью для спасения жизни другого, дорогого ему человека. Кришна же готов жертвовать населением всей страны для спасения своей жизни. На Земле трудно найти большего негодяя, чем Кришна! На что он рассчитывал? Может быть, что у Дхритараштры ещё много сыновей, и он готов предать своего старшего сына?

   Дхритараштра приказал позвать Гандхари и Дурьйодхану, но мать не смогла уговорить сына. Она предлагает то же, что и Кришна. Полная нелепость! Ничего не ответил Дурьйодхана и снова вышел из собрания. Эти странные уходы и возвращения Дурьйодханы выглядят слишком уж нарочитыми и словно специально придуманы авторами, чтобы показать, что таким уходом он нарушает этикет: младший выходит из зала без разрешения старших и, тем самым, наносит оскорбление всем присутствующим. И не является ли это просто средством оправдать предложение Кришны предать кауравам Дурьйодхану? Смотрите, как вызывающе ведёт себя Дурьйодхана! И не заметить подлости Кришны...

   Выйдя из собрания, Дурьйодхана стал обсуждать с Карной, Духшасаной и Шакуни, что делать дальше. Он узнал, что Кришна сделала такое предложение выдать его пандавам и решил сыграть на опережение? Но откуда он узнал о предложении Кришны, ведь в тот момент, когда Кришна сделал его, самого Дурьйодханы в собрании не было. Получается, событие в собрании разворачивались несколько иначе.

   Когда Дурьйодхана вошёл в собрание, ему никто не сказал о предложении Кришны выдать его пандавам. И тем не менее, он знает о таком предложении. К кому же Кришна обратился с предложением схватить, связать и выдать Дурьйодхану пандавам? Вряд ли это были Дхритараштра, Дрона и Бхишма. А в зале были ещё и Крипа, Юютсу и брахманы с Нарадой. И кто сообщил Дурьйодхане о предложении Кришны? Не была ли это Гандхари? На эти вопросы трудно ответить, потому что в тексте об этом ни слова.

   За пределами собрания четверо кауравов во главе с Дурьйодханой стали обсуждать, как поступить дальше. В ответ на предложение Кришны в собрании они решили сами связать Кришну и затем сразиться с пандавами. Об этом мы узнаём через ...Сатьяки. Каким-то образом он, "умеющий узнавать (мысли) по внешним признакам", подслушал (или всё же придумал?) этот разговор. Почему возможен вариант, что этот разговор выдуман? В тексте стоит "по внешним признакам"... Надо думать, прочёл по губам... Предположим, Дурьйодхана действительно хотел арестовать Кришну. Для этого у него были веские основания: посол претендента на власть в стране предложил схватить, связать и выдать пандавам сына царя. Если же Сатьяки выдумал этот разговор, то тут имела место заранее обговоренная с Кришной провокация, целью которой было стремление поссорить Дурьйодхану с Дхритараштрой, ведь царь дал личные гарантии безопасности Кришне как послу. Судя по тому как быстро и решительно повёл себя Сатьяки, а Дурьйодхана ничего не сделал, то более вероятно, что была провокация. Возможно, что Сатьяки выдумал подслушанный или подсмотренный разговор для спасения Кришны в зале собрания, чтобы оправдать его предложение об аресте Дурьйодханы. Сатьяки приказал Критаварману с войском стать у дверей собрания, а сам вошёл в зал. Его улыбка свидетельствует, что задуманная провокация удалась.

   Когда в зал вошёл Дурьйодхана, Дхритараштра уже почти поверил, что его сын хотел арестовать Кришну и приказал ему остановиться. Но почему же тогда он не остановил Кришну, когда тот первым предложил выдать Дурьйодхану пандавам? Почему царь верит словам Сатьяки, но не верит своим ушам, когда говорит Кришна? Объяснение тут одно: Кришна предлагал связать Дурьйодхану кому-то другому. И кому же? Юютсу? Крипе? У них особое положение в лагере кауравов, и это те, кто остаётся в живых после битвы. Но допустим, что Кришна сделал предложение связать и выдать Дурьйодхану пандавам Бхишме, Дроне и Дхритараштре. Чего он хотел добиться таким образом? Единственным ответом может быть только вариант со срывом переговоров. Ему нужна война, к ней он стремится. Вообще эта сцена очень напоминает убийство Шишупалы. Возможно, Кришна хотел повторить то, что ему уже раньше удалось сделать. Даже уходы и возвращения Дурьйодханы, его гнев напоминают поведение Шишупалы.

   Элементы чудесных явлений (искры, языки пламени, боги, исходящие из тела Кришны и т.д.) только усиливают впечатление, что эта сцена подверглась поздней редакторской обработке. Явление вселенской формы обычно воспринимают как проявление мощи Кришны в виде абсолюта. Но за всякими чудесами следует видеть либо обман и манипуляцию Кришны, либо стремление авторов эпоса придать действиям мошенника статус бога с помощью описания сверхъестественных явлений. Ещё более впечатляющее описание вселенской формы представлено в "Бхагавадгите". По мысли авторов, то, что произвело эффект на Арджуну, должно было произвести такой же эффект и на кауравов. Зря они так думали: честных людей обман не восхищает и не пугает, а возмущает. Если убрать все чудеса, то за этим явлением скрываются просто угрозы. Чудеса испугали Арджуну, но возмутили кауравов.

   Кришна покидал собрание под охраной Сатьяки и Критавармана. Безмолвными ушли и мудрецы, среди которых снова выделен Нарада: "И меж тем как поднялся тот шум, мудрецы, Нарада и другие, исчезли, удалившись восвояси. И было то другим чудом, случившимся тогда". Если первым чудом считать спасение Кришны, которому удалось уйти живым из собрания после того, как неудачей закончилась его попытка захватить Дурьйодхану и совершить государственный переворот, то другим чудом надо считать бегство мудрецов из зала собрания.
Рубрики:  Махабхарата
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Среда, 04 Апреля 2018 г. 12:50 (ссылка)
Как же я люблю речи Дурьйодханы, когда они не изгажены пропандавскими правками! Их нужно детям в школе давать заучивать. Ко Дню Победы.

Ведь, (если будет достигнут мир), тебя именно возведут (пандавы), могу­чие воины на колесницах, наследником на престол, а отца твоего Дхритараштру, владыку людей, (сделают) великодержавным царем!

Что за еретический бред? Они и так уже махарадж и наследник. Честно говоря, я начинаю допускать, что тема "схватить Кришну" могла быть и впрямь озвучена Дурьйодханой в формате: "Такого посла следовало бы связать и отправить туда, где держат помешанных".

Напомним, он предложил Дурьйодхане отдать пандавам не царство в Индрапрастхе, не пять деревень, а половину царства кауравов ("Отдав партхам половину (царства), ты достигнешь великого благоденствия!")!

Напомним -- это после того, как царство значительно приросло завоеваниями Карны.

Да и как можно призывать к миру, если утверждать, что царь "поступал вероломно по отношению к пандавам с самого дня рождения". А если учитывать, что пандавы родились в лесу, то Дурьйодхана, видимо, виноват и в том, что они родились там.

Дурьйодхана с точки зрения Пандавов, а точнее - Кришны, виноват, видимо, уже просто в том, что существует.

С лишённых имущества и ставших рабами снимают одежды. И пандавы молча согласились на это, тем самым признав свою вину.

Тем более, что лишились-то они не абы каких "одежд", а уттарий. Уттарья -- это шарф. Богатая и расшитая, она повязывалась на голову наподобие тюрбана -- в качестве царской короны. Так что не "одежд" они лишились, а царских регалий.
Что же до уттарьи Драупади, тут я озвучивала возможную игру слов, причем Карна, говоря о "лодке среди моря", употребляет, видимо, слово "уттарана". Это может быть намеком, что от смертного приговора пандавов спасли показания Драупади.

На фоне речи Дурьйодханы странным кажутся слова Духшасаны, что Дурьйодхана должен заключить мир с пандавами, в противном случае якобы сами кауравы могут выдать его, Карну и Духшасану пандавам.

Думаю, в реале Духшасана просто иронизировал. "Ну, после такой речи как бы нас сами кауравы не повязали"! Ведь речи Кришны бредовы и не сообразуются с действительностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 04 Апреля 2018 г. 13:04 (ссылка)
"Что за еретический бред? Они и так уже махарадж и наследник"

Тут вот о чем идет речь. Официально в стране кауравов один махараджа - Дхритараштра. Юдхиштхира - не царь. Кришна хочет внести раскол между Дхритараштрой и Дурьйодханой, поэтому он провоцирует, что якобы пандавы могут сделать его махараджей. Чуть позже такое же предложение он сделает Карне.

Переговоры настолько сложны и запутаны и обычно востоковеды делают Кришну миротворцем, что будет ещё третий эпизод, в котором многие неясности станут понятными. А потом и ещё шок Юдхиштхиры, когда он будет потрясён от результатов посольства Кришны. Он ждал не того. Мне представляется, что ещё до посольства Кришны Юдхиштхира установил связь с кем-то из старейшин в Хастинапуре (возможно, Бхишмой) и ему гарантировали пять деревень, если он откажется от претензий. Вот четверо пандавов (без Сахадевы) собрались вместе и Юдхиштхира сказал им об этом. Но на следующий день Кришна "пропел" Гиту Арджуне. Потом Кришна и пандавы собрались вместе и там-то Бхима и поразил своей мирной речью, а Арджуна "сдал" Юдхиштхиру, Драупади вообще сказала о тайном предложении и Юдхиштхира вынужден был отправить Кришну, хотя, вполне вероятно, думал отправить кого-то другого.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Среда, 04 Апреля 2018 г. 13:16 (ссылка)
Кришна хочет внести раскол между Дхритараштрой и Дурьйодханой, поэтому он провоцирует, что якобы пандавы могут сделать его махараджей.

да нет, он же говорит: "Они возведут тебя на престол как наследника (он УЖЕ наследник), а твоего отца сделают великодержавным царем (Дхритараштра УЖЕ царь)". После такой реплики самая логичная мысль у собеседника: "Не пора ли санитаров звать?".
Возможно, Кришна просто нес самую оскорбительную чушь, какую мог придумать, в надежде вызвать гнев Дурьйодханы. И даже не просто вызвать гнев, а заставить его сорваться.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 04 Апреля 2018 г. 13:24 (ссылка)
Кришна даст четыре варианта событий в собрании, и каждый будет нести в себе противоречия, как внутр себя, так и с предыдущим вариантом. Он и обещал Юдхиштхире внести раскол между Дхритараштрой и собранием, и пытался сталкивать Дхритараштру и Дурьйодхану. Слова Кришны, что он пытался внести раскол, есть в тексте. Потом в третьем эпизоде событий в собрании уже в Упаплавье он будет говорить Юдхиштхире совсем по-другому. Важно отметить все противоречия, а в последнем четвертом варианте я хочу сделать "Версию исторических событий" и вкратце перечислить все спорные вопросы, начиная с посольства домашнего жреца Друпады.
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Среда, 04 Апреля 2018 г. 15:44 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 04 Апреля 2018 г. 18:50 (ссылка)
Пожалуйста.
Ответить С цитатой В цитатник
TAISA_ANDRYEYEVA   обратиться по имени Четверг, 05 Апреля 2018 г. 01:39 (ссылка)
Благодарю Вас за пост!!!
Тепла и радости!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 05 Апреля 2018 г. 11:08 (ссылка)
TAISA_ANDRYEYEVA, спасибо. Тепло действительно пришло, а для радости всегда есть место:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
OKSOMORON   обратиться по имени Воскресенье, 08 Апреля 2018 г. 20:06 (ссылка)
Кришна и раньше себя вел двойственно, здесь какие-то противоречия, мне не понятные
100573180_0_9457f_7d98c40e_L (500x441, 114Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 08 Апреля 2018 г. 22:31 (ссылка)
Я думаю, поведение Кришны многим не понятно. Но, надеюсь, постепенно мы поймём в чём тут дело.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2018 г. 17:31 (ссылка)
У меня всплыла информация чрезвычайно удивившая меня.
Винтовка Мосина принесла ссылку на английскую статью с описание храма Дурьйодханы в Уттаракханде. Там сказано, что река Тамас (та, что по поверьям течет слезами людей, оплакивавших Дурьйодхану) началась со слез Бабхруваханы, который горько оплакивал каждое поражение Кауравов.

Получается, Дурьйодхана за своими кузенами еще и "грехи молодости" разгребал? Арджуна, судя по всему, как сгинул, так и не появлялся до ашвамедхи. А его сыном Дурьйодхана занимался? Иначе с чего сыну Арджуны так бурно горевать о двоюродном дяде? Люди могут пожалеть о ком-то, о ком слышали хорошее, но столь горестно оплакивать, как повествует легенда, им свойственно кого-то, кто был им близок.
Что ж за отношения были у Бабхруваханы с Кауравами вообще и Дурьйодханой в частности? Интересные какие подробности жизни благородного семейства открываются...

А Арджуна хорошо устроился. :) Одного сына (если он был) спихнул на Друпаду, второго -- на Дурьйодхану, третьего -- на Кришну, а кто с четвертым (Ираваном) возился -- вообще непонятно.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2018 г. 18:12 (ссылка)
Второстепенные герои редко появляются в основном сюжете, но каждая деталь значима. Это мы помним по Улупи...

Бабхрувахана - сын Арджуны от Читрангады, но ведь он родился на свет, когда "папаша" отсутствовал. У меня подозрение, что в реальности он не сын Арджуны, а более похож на ...сына Кришны. Помог "другу", что называется. Далее Читрангада появляется в 14 книге во время похода Арджуны, по моей версии, вдоль Инда и до Катхиавара. Это ашвамедха. И тут юноши вришни попытались похитить черного коня, а это означало, что царем должен был стать не Юдхиштхира, а ...Кришна. Но старцы племени (брахманы) остановили. А вот далее встреча Арджуны с Бабхруваханой, битва. Бабхрувахана неожиданно побеждает Арджуну и далее вдруг (!) появляется сначала Читрангада, потом Улупи и спасает Арджуну. В реальности, видимо, Арджуна был убит и заменён двойником, потому что он отказался поддержать Кришну против Вьясы.

Как эта история связана с храмом Бабхруваханы в Гималаях, я не знаю. Есть ещё Бабхру - царевич страны Каши, сражающийся на стороне пандавов. Собственно само имя "Бабхрувахана" - это возница Бабхру. Бабхру - это эпитет Кришны, а слово означает ..."рыжий". А река Тамаса фигурирует в Рамаяне, Рама её пересекает. Это в верховьях Алакананды.

Ираван, возможно, еще интереснее, это сын Улупи.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2018 г. 18:23 (ссылка)
Да, я помню, что Вы говорили о Бабхрувахане. Поэтому я изумилась, узнав, что по мнению индусов он оплакивал Кауравов, а Дурьйодхану и вовсе как родного.
Про реку Тамас (Тонс) нынешние индусы рассказывают, что ее наплакали подданные Дурьйодханы, оплакивая своего царя. И горше всех плакал, как оказалось, племянник Бабхрувахана, сын Арджуны (якобы). Мне эта информация как снег на голову хлопнулась. Не ожидала... Я даже спросила Винтовку Мосина, правильно ли я поняла. Она сказала - да.

Кстати, когда Пандавы рыдают по поводу того, что у них остался единственный наследник - Парикшит, они Бабхрувахану почему-то вообще не вспоминают. То ли он и правда не их по крови, то ли "враг по слову", выражаясь терминами Городницкого.

Кстати. А Шива ведь вроде бы тоже "Бабхру". И если "вахана Бабхру" -- в смысле Вишну -- Гаруда, то вахана Бабхру-Шивы -- бык.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2018 г. 18:31 (ссылка)
Конечно, то, что я сказал, это предварительная версия. Но не исключен и другой вариант. Предположим, как мы ранее и говорили, Улупи была изнасилована и родила сына Иравана (Иравата). Возможно, она воспитывала этого ребёнка где-то в ашраме рядом с Читрангадой. Вот почему они появляются вместе в момент схватки (так, скорее, просто встреча была и тяжёлый разговор). А вдруг Улупи решила отомстить, а если их дети и Ирават, и Бабхрувахана приняли сторону матерей, то тогда они (а не Кришна) ответственны за смерть Арджуны. Где-то была версия, что Ираван не сражался за пандавов (так в Критической версии), а был принесен в жертву пандавами (проще говоря отказался сражаться за них). По официальной версии Критического издания Арджуна был проклят за убийство Бхишмы и боги Васу и Бхагиратхи его прокляли.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2018 г. 18:40 (ссылка)
У меня ощущение, что гибель Арджуны была с одной стороны местью Улупи, а с другой... Уж очень он нарывается, судя по описанию. А потом неожиданное поражение. Похоже на этакое завуалированное самоубийство чужими руками.
Невольно вспоминается, что среди сектантов самоубийства, вообще-то, не редкость.
А то, что Кришна тут же подсуетился Арджуну кем-то заменить, имхо, говорит о том, что кузен был ему еще нужен. И вдруг такое! Должно быть, Кришна очень досадовал.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2018 г. 19:01 (ссылка)
Обратил внимание, что и Бхишма, и Карна говорят, что они не будут сражаться с пандавами. Обычно это подают как факт их силы, что они настолько великие воины. А если это просто от того, что они евнухи... А уж задним числом их сделали могучими воинами. А вот Карна говорит Кунти, что он не пощадит только Арджуну... Вот не является ли Улупи невестой или сестрой Карны? Тогда понятно, почему Карна говорит Кунти, что Арджуну он щадить не будет.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2018 г. 19:04 (ссылка)
Помню, писала тоже где-то. Если Змей Кауравья (Криви?) -- это Вритра, то Улупи -- сестра Карны.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2018 г. 19:09 (ссылка)
По-моему, где-то в Дайри ящерка писал, что Иравана принесли в жертву (или он сам себя предложил) перед битвой. А вот если он отказался сражаться, мать ему объяснила, что он будет сражаться против родственников.

Очень похоже, если Улупи - сестра Карны, то он и не может простить изнасилование. А вот если вспомнить историю с Экалавьей, то понятно, что Арджуна страшно завидовал и ревновал к чужой славе. Вот и мотив для изнасилования Улупи... Он хотел тем самым унизить Карну.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2018 г. 19:14 (ссылка)
А вот если вспомнить историю с Экалавьей, то понятно, что Арджуна страшно завидовал и ревновал к чужой славе. Вот и мотив для изнасилования Улупи... Он хотел тем самым унизить Карну.

Здесь не только. Насильственно женившись на Улупи, Арджуна становился "сыном" (зятем) Индры (Верховного владыки). Это уже претензия на корону Гандхары. И в этом случае понятно, с чего Индра-младший (Шакра) так возится с Арджуной -- чай, не чужие, родичи. Улупи же и ему сестра, но, видно, Шакра смотрит на дело иначе.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2018 г. 19:41 (ссылка)
В истории с Экалавьей прямо говорится, что после того, как палец нишадца был отрублен, Арджуна лишился лихорадки ревности. Так возможно было и с Карной... Арджуна хотел унизить другого, чтобы возвысить себя. Комплекс неполноценности какой-то...

И очень часто речь идет о "втором естестве". Так и Кришна говорит об Арджуне, и Арджуна о Кришне. Тут некоторая схожесть обнаруживается и характера, и мотивов. Уровень претензий разный, конечно, но схожесть есть. Они и улыбаются чаще других героев в эпосе. Кришна вообще радуется началу войны.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку