-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Эпизод 14. Рама Джамадагни обвиняет Кришну

Пятница, 02 Марта 2018 г. 10:49 + в цитатник
1. Миф как он есть

   После слов Кришны в собрании воцарилось молчание, а потом речь "об одном правдивом сравнительном примере" произнёс Рама Джамадагни. Воин-мудрец рассказал сказание о Наре и Нараяне.
Когда-то на земле жил царь по имени Дамбходбхава, который постоянно спрашивал брахманов и кшатриев, есть ли кто могущественнее его на свете. Царь долго странствовал на земле, "опьяненный великой гордыней и ни о ком другом не думая". Однажды брахманы сказали ему, что есть два подвижника Нара и Нараяна, живущие на горе Гандхамадане.

   Царь собрал огромное войско из шести родов и отправился в горы. После приветствий и оказания знаков гостеприимства изнурённые от голода отшельники спросили, зачем он явился к ним. Царь ответил, что хочет сразиться с ними. Они долго успокаивали его, но Дамбходбахава настаивал на битве.

Удьйогапарва, гл. 94, шл 22 - 24:

"Рама сказал:
   Тогда Нара, взяв горсть стеблей травы, о Каурава, сказал ему: «Выходи и сразись, о жаждущий битвы кшат­рий! Возьми и все свое оружие и снаряди войско свое! Я отобью у тебя охоту к битве отныпе и надолго!".

   Дамбхдбхава вместе с войском окатил его ливнем стрел. Но отшельник Нара "обезвредил их, отразив стебельками травы". И тогда отшельник применил своё оружие.

Удьйогапарва, гл. 94, шл. 26 - 34:

"Рама сказал:
   ...Тогда непобедимый (праведник) метнул в него страшное оружие, состоящее из стеблей травы, ничем не отразимое. И вот словно произошло чудо: тот отшельник при помощи иллюзии пронзил без промаха его (воинам) глаза, уши и носы стебель­ками травы. Увидев, что ясный небосвод покрыт стебельками травы, царь припал к стопам отшельника и молвил: «Да будет мне благо!». Ему, о царь, сказал в ответ Нара, склонный оказывать покровительство тем, кто ищет его: «Будь^ благочестив и справедлив и не делай так больше! Охваченный гордыней, ты никогда не оскорбляй никого, будь то самый ничтожный или возвышенный".

   Униженный царь Дамбходбхава возвратился в свой город и стал верным служителем дхармы. Рама окончил свой рассказ и обратился с пожеланием к Дурьйодхане, чтобы он отправился к Арджуне.
Удьйогапарва, гл. 94, шл. 41 - 45:

"Рама сказал:
   Неисчислимые достоинства у Партхи, Джанардана же превосходит его. Ты сам хорошо знаешь Дхананджаю, сына Кунти. Те самые, что не­когда были Нарой и Нараяной, — теперь они Арджуна и Кришна. Знай, что оба они превосходнейшие из героев, быки среди людей! Если ты зна­ешь, что это так, и нисколько во мне не сомневаешься, прими благо­родное решение: заключи мир с пандавами, о потомок Бхараты!".

2. Где в мифе история

   Мифы подобного рода именуют вставными в основной сюжет на том основании, что события, описанные в них, никак не связаны с главными героями и основной линией сюжета - конфликтом между кауравами и пандавами. И на первый взгляд так и есть, но если вдуматься более основательно, то в подобном взгляде можно усомниться: это утверждение не только поверхностно, спорно и малоубедительно, но и в принципе не верно. В отличие от повествовательных глав эпоса, нравоучительные, мифологические и философские главы - это просто разная степень обработки первоначальной версии реальных событий, которая была произведена уже не авторами, а редакторами много лет спустя (в некоторых случаях речь идёт о столетиях).

   Рама Джамадагни, а чуть позже Канва и Нарада, появляются в собрании царей в тот момент, когда Кришна должен получить ответ от Дхритараштры на послание пандавов, а вместо этого собрание царей слушает непонятные речи мудрецов с запутанным сюжетом, обилием неизвестных мифических персонажей и событиями, как будто не имеющими прямого отношения к главным героям Махабхараты. Кому и для чего потребовалось так зашифровать действие? Сложные отношения внутри всех лагерей, а особенно в лагере будущих победителей жрецов Лунной и Солнечной династий, могли вызвать много вопросов и вызвать большой разлад у потомков победителей.

   С логической точки зрения легенды подобного рода сильно запутывают понимание и даже кажутся малоуместными, но появление Нарады, Канвы и Вишвамитры в 16-й книге Махабхаратаы в Двараке приведёт к гибели Кришны. Очевидно, терпение жрецов кончилось к тому времени. А здесь в собрании их пути пересеклись. Вот и получается, что они вовсе не посторонние наблюдатели в основном сюжете и их нахождение в собрании не случайно, оно обнажит некоторые противоречия между ними и поиски общих точек взаимодействия. Если проследить жизненный путь Нарады, то можно обнаружить, что он некоторым образом связан с Кришной и действует в интересах Лунной династии, начиная с событий, описанных в первых книгах эпоса. Нарада часто выступал посредником между пандавами и Кришной. А вот Рама Джамадагни на протяжении всего повествования взаимодействовал с Кашьяпой, Индрой и Карной. Формально он встречался с Кришной возле Упаплавьи, но в реальности этот встречи не было, ведь в противном случае он должен был за всего 6 дней преодолеть тот путь пешком, который проехал Кришна на колеснице, а это расстояние 180 - 240 км. Это означает, что человек старше 60 лет должен был проходить в день свыше 30 км по жаре при дневной температуре свыше 35 градусов Цельсия в тени в течение 6 дней! Тогда как же Рама Джамадагни оказался в Хастинапуре? Не будем забывать, что разведка кауравов тоже не дремала, в "колчане" у Карны были "стрела" и "дротик" - Ашвасена и Рама Джамадагни. По всей вероятности некий брахман-лазутчик предупредил Кришну возле Упаплавьи, что в Хастинапуре его будет ждать неожиданная встреча с Рамой Джамадагни, что его, конечно, сильно озаботило. А под именем Канвы, судя по всему, скрывается сам Кашьяпа. Таким образом Нарада представлял интересы тех жрецов, которые ориентировались на Кришну и Лунную династию, а Канва и Рама - жрецов Солнечной династии, поскольку они были связаны с родом Брахмы. О противоречиях между этими жрецами и пойдёт речь далее. Но не будем обгонять события, вернёмся к легенде о противостоянии Дамбходбхавы и Нары с Нараяной.

   Итак, появление Рамы Джамадагни в собрании было "сюрпризом", который приготовил Карна для Кришны. Формально Рама обращается с наставлением к Дурьйодхане заключить мир, но выбирает для этого способ настолько малоубедительный, что делает его речь не только неуместной, но даже глупой. И это "заслуга" редакторов эпоса, которые исказили события, чтобы оправдать Кришну... Они изменили первоначальный смысл речи Рамы до неузнаваемости. Попробуем понять, в чём же он заключался. Обратимся к самому тексту.

   Заносчивый и горделивый царь Дамбходбхава бросает вызов двум отшельникам, которые стеблями травы нанесли поражение его войску, пронзив глаза, уши и носы (какая, однако, точность!) его воинам, а сам царь при этом не пострадал. Неужели логика есть в том, что для вразумления царя нужно наказать невиновных людей? Где здесь справедливость и мудрость? Несомненно, такая "победа" ни в чём не убедит Дурьйодхану. Глупо, смешно и невероятно. В самом конце легенды имена мифических Нара и Нараяны обретают контуры реальных персонажей - Кришны и Арджуны. А вот имя царя Дамбходбхавы не приобретает столь же реалистический характер, хотя оно и носит некий негативный оттенок (dambha - притворство, обман, лицемерие). Точно также в "Араньякапарве" в самом конце жизни пандавов в лесах Дхарма, названный авторами Бакой (baka - журавль, цапля, лицемер), подверг испытанию пандавов. "Законы Ману" запрещают подавать даже воду "грешнику, живущему подобно цапле", люди, поступающие подобным образом "низвергаются в [ад, называемый] Андхатамисра" (Гл. 4; 192, 197). То есть для таких людей вообще нельзя делать добро. Столкновение Нары и Нараяны с Дамбходбхавой напоминает вечный конфликт Васиштхи с Вишвамитрой. И Васиштха, и Нара с Нараяной пользуются особой любовью брахманов, симпатии авторов эпоса на их стороне. Но кто же такой Дамбходбхава?

   Мифы Махабхараты содержат историю взаимоотношений не только пандавов и кауравов, но многое говорят о тщательно скрываемом конфликте между различными брахманскими родами. Проигравшие стороны будут названы "злокозненными" или же получат названия животных или людей с негативными признаками: Бака, Аларка и т.д. В эпосе царит опрокинутая логика: пандавы - благородные и смелые воины, кауравы - злокозненные и коварные. Но всё-таки мифы содержат противоречия, которые позволяют внимательному исследователю и любознательному читателю убедиться, что это не так и выяснить подлинную историю.

   Эпос обвиняет Дурьйодхану в намерении сжечь в "смоляном доме" пандавов ещё до их появления в Варанавате за год до поджога. В реальности же пандавы воровали оружие с воинского склада на протяжении целого года и продавали его, а пойманные на этом деле слугой Дурьйодханы Пурочаной, подожгли оружейный склад, убили семь невиновных человек для инсценировки собственной смерти, чтобы их не разыскивали стражники Дурьйодханы, и убежали с места преступления. И так происходит почти в каждом эпизоде: авторы эпоса обвиняют в злодеяниях кауравов, их союзников и слуг, а настоящих преступников пандавов прославляют и облагораживают иногда даже устами самих кауравов - Бхишмы, Дроны, Гандхари, Дхритараштры.

   А что если под таким углом посмотреть на легенду о Наре и Нараяне! И тогда этот миф напомнит нам нечто очень знакомое и реальное. Почему это вдруг Рама Джамадагни стал прославлять Кришну - представителя Лунной династии, если с другим её представителем, а именно Арджуной Артавирьей, он вёл длительную войну? Победив его и свезя добычу в Кхандаву (Араньякапарва, гл. 117), он, спустя какое-то время, узнаёт, что сокровищница ограблена, все строения сожжены, а сын исчез и нашёлся спустя несколько лет в Хастинапуре у Карны. Юноша рассказал отцу, что он спасся ценой жизни своей матери. Рама Джамадагни должен был не прославлять Кришну и Арджуну, а обвинять! Не царь Дамбходбхава напал на двух "отшельников", а они с войском напали на Кхандаву, ограбили сокровищницу, подожгли сокровищницу и убили мать Ашвасены. Точно также эти "герои" переоделись в одежды брахманов, когда отправились убивать Джарасандху. Конечно, нападение на Кхандаву Кришны и Арджуны и битва Дамбходбхавы с Нарой и Нараяной чем-то и отличаются, но волшебства в описании просто скрывают всю правду об этом событии. И это "заслуга" авторов эпоса: там, где им приходится обманывать, они изобретают чудеса. Обвинение Рамой Кришны и Арджуны в ограблении сокровищницы Солнечной династии было переработано авторами сказания в духе, прославляющем грабителей, а жертвы стали виновными. Чудом спасшегося ребёнка Ашвасену убийцы проклинают! Отца, мать и ребёнка превращают в нагов - мифических персонажей со змеиными признаками, о которых речь ещё пойдёт.

   Как и сожжение оружейного склада, так и сожжение сокровищницы Солнечной династии, должно скрыть следы воровства, грабежа и убийств. Пострадавшими и жертвами в первом случае были кауравы, во втором - Рама Джамадагни и Кашьяпа. И в том, и в другом случае преступники думали, чтобы свидетели преступлений не остались живыми. Отсюда и убийства, и сожжение. И вот перед собранием царей Рама Джамадагни обвиняет Кришну в убийстве своей жены и слуг, грабеже и поджоге. Эпос, прославляющий Кришну, не мог рассказать об этом злодеянии всю правду. Авторы применяют опрокинутую логику, искажают события, сочиняют невероятную легенду, как два "отшельника" стеблями травы поражают войско царя Дамбходбхавы, и утаивают правду о грабеже сокровищницы Солнечной династии.
Рубрики:  Махабхарата
Метки:  
Понравилось: 9 пользователям

Hope_always   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 12:09 (ссылка)
Авторы - жулики, переворачивающие всё с ног на голову.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 12:12 (ссылка)
В случае расследований римляне задавали вопрос: кому выгодно?
И вот тут ответ простой, выгодно жрецам, создателям кастовой системы и тем, кто придумал привилегии брахманам.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 12:49 (ссылка)
двум отшельникам, которые стеблями травы нанесли поражение его войску, пронзив глаза, уши и носы (какая, однако, точность!) его воинам, а сам царь при этом не пострадал.

Подозреваю, в реале Рама сказал что-то вроде: "Вы уверены, что обделали все так, что вас никто не видел и не слышал, и не пахло вами там, но ты ошибается, Кришна".

сын исчез и нашёлся спустя несколько лет в Хастинапуре у Карны. Юноша рассказал отцу, что он спасся ценой жизни своей матери.

Тут у меня возникает сомнение, был ли свидетелем именно Ашвасена. Сцена в эпосе совершенно дикая, и наводящая на мысль, что Арджуна обезглавил беременную (судя по ребенку "укрытому в теле") жену Рамы, когда она пыталась спастись из огня, а Индра извлек младенца из ее тела. Вот только как Ашвасена потом у Карны оказался? Или его сам Рама и отдал, решив, что в Хастинапуре будет безопаснее? Потому что на братца Шакру надежды нет, он услуги оказывал всем подряд, просто как шлюха какая, простите на резком слове.

Кстати, внезапная мысль...
Если Улупи действительно дочь Вритры. То после насильственного брака Арджуны с ней, Арджуна становится "сыном" (на деле - зятем) Индры...
Вот Индра с ним и носится как с родным...
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 13:10 (ссылка)
"Подозреваю, в реале Рама сказал что-то вроде: "Вы уверены, что обделали все так, что вас никто не видел и не слышал, и не пахло вами там, но ты ошибается, Кришна"

Очень похоже на это. В сцене сожжения Кхандавы долго и нудно говорится о спасении "птичек" шарнгаков... Есть какие-то ассоциации с "Носителем лука Шарнга" (эпитет Кришны), что это агенты Кришны. Но возможно, что кто-то из них потом решил слить информацию Раме, или их вычислили и они рассказали всё как было. Какая-то часть тайн останется нераскрытой, можно думать разное по этому поводу.

"Тут у меня возникает сомнение, был ли свидетелем именно Ашвасена. Сцена в эпосе совершенно дикая, и наводящая на мысль, что Арджуна обезглавил беременную (судя по ребенку "укрытому в теле") жену Рамы, когда она пыталась спастись из огня, а Индра извлек младенца из ее тела"

Сцена действительно дикая. Но не обязательно думать буквально, что мать Ашвасены "проглотила" его... Могла просто укрыть своим телом. Что за глагол, который перевели как "проглотила"? А ведь могло быть просто "скрыть"... Не выдала, хотя её и мучили.

" Вот только как Ашвасена потом у Карны оказался? Или его сам Рама и отдал, решив, что в Хастинапуре будет безопаснее? Потому что на братца Шакру надежды нет, он услуги оказывал всем подряд, просто как шлюха какая, простите на резком слове"

Мать Ашвасены могла сказать, что нужно идти в таком-то направлении или обратиться к такому-то человеку. Там в тексте стоит, что в это время Такшака был на Курукшетре (то есть в царстве Куру). Ашвасена отправился в этом направлении, а там его встретили разведчики Карны. Всё это трудно вписать в текст, поскольку нет опоры на факты, можно только додумывать. Важно то, что вдруг Бхишма говорит Карне. что зря он рассчитывает на свою стрелу со змеевидным лезвием. А потом на поле Куру эта стрела вдруг превращается в Ашвасену. Редакторам неприятно писать, что между Рамой Джамадагни и Карной есть какая-то связь. Вот они и придумывают Такшаку и стрелу со змеевидным лезвием. Что касается Индры, то кажется нет такой подлости, на которую он не пошёл бы.

"Кстати, внезапная мысль...
Если Улупи действительно дочь Вритры. То после насильственного брака Арджуны с ней, Арджуна становится "сыном" (на деле - зятем) Индры..."

Мысль хорошая. Дочь змея Кауравьи... Если с Такшакой всё понятно, то кто такие змеи Васуки, Кауравья, трудно сказать... Может постепенно вопрос прояснится. Вот в следующих эпизодах будет речь идти о нагах и супарнах. И каждый эпизод что-то проясняет.

"стеблями травы нанесли поражение его войску, пронзив глаза, уши и носы (какая, однако, точность!) его воинам, а сам царь при этом не пострадал"

А не могло быть так, что слугам и воинам, охранявшим сокровищницу, выкололи глаза, отрезали уши и носы? А сам Дамбходбхава (в нашей версии Такшака-Рама) не пострадал?
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 13:24 (ссылка)
А не могло быть так, что слугам и воинам, охранявшим сокровищницу, выкололи глаза, отрезали уши и носы? А сам Дамбходбхава (в нашей версии Такшака-Рама) не пострадал?

Да там вроде никого в живых не оставили. Живые - это ж свидетели, даже без глаз или ушей.
Так что все же думаю, что Рама имеет в виду именно, что убийц там якобы никто не видел (глаза), не слышал (уши) и не обонял (носы), как они были уверены.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 13:29 (ссылка)
Может быть и так, и этак:-)))

Брахманская символика и возможности санскрита почти не ограничены ничем... Зато о спасении бедных птичек мелодраму написали.

А все эти разговоры о "подвижничестве" Нары с Нараяной - это их диверсионные операции в одеждах брахманов. Точно также было и с Джарасандхой.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 13:34 (ссылка)
А все эти разговоры о "подвижничестве" Нары с Нараяной - это их диверсионные операции в одеждах брахманов. Точно также было и с Джарасандхой.

Угу, особенно трогательно описание того, как они оголодали к моменту нападения :)))

Завтра дальняя дорога
Выпадает королю
У него деньжонок много
А я денежки люблю...

:)))))
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 13:42 (ссылка)
"Сын Джамадагни, некогда сподвижник его в благочестивых занятиях, приблизившись к Сокрушителю Мадху..." (гл 81, шл. 65 - 72)... Это по дороге в Хастинапур.

Я не помню такого момента, когда Рама Джамадагни где-то вместе с Кришной жил в лесу. Чтобы обосновать эту "встречу" брахманы-редакторы придумали совместное отшельничество. С учётом того, что брахманы постоянно меняли своё местоположение и одежды, они могли выдать себя за кого угодно. А вот о войне с Арджуной Картавирьей они в этот момент забыли, и о грабеже Кхандавы тоже. Как всегда сплошное лицемерие и обман.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 14:14 (ссылка)
Исходное сообщение Соккар
"Сын Джамадагни, некогда сподвижник его в благочестивых занятиях, приблизившись к Сокрушителю Мадху..." (гл 81, шл. 65 - 72)... Это по дороге в Хастинапур.

Я не помню такого момента, когда Рама Джамадагни где-то вместе с Кришной жил в лесу. Чтобы обосновать эту "встречу" брахманы-редакторы придумали совместное отшельничество.

А точно ли придумали?
Лично у меня в очередной раз поднимает голову старое подозрение относительно коменданта Кхандавы (обители брахманов-меченосцев) Рамы Джамадагни, по распоряжению Вишну (человек ли это, или организация) готовящего очередную "аватару" - диверсанта и агента в стане Лунных в рамках проекта "Говинда" :)))
Кстати, если Кришна учился в Кхандаве какое-то время, он должен ее знать как свои пять пальцев. Отсюда и свои люди (птички) и великолепная организация нападения на нее - чтоб никто не ушел живым.
Я только хронологически никак не соображу, когда это быть могло. Учитывая, что Кришна, по упоминанию Вьясы, рос вместе с Пандавами и Арджуну знал с детства. Где ж их прятали? Скорее всего в Кунтибходже. А по достижении лет 12 раскидали -- одних в Хастинапур, другого в Кхандаву.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 14:42 (ссылка)
Идея интересная... То, что Кхандава была ему хорошо знакома, похоже на правду. Прички-шарнгаки очень похожи на "молодых" супарнов, между прочим. Если это так, то нужно снова перечитывать всю истерику о спасении этих "птичек". Хотя лук Шарнга связывают обычно с рогом (шринга), то есть сделанный из рога. А птицы шарнгики.

Шринга - не только рог, но и клык, вершина, пик горы, женская грудь, лотос, знак, серп в смысле месяц...

Шрингара - страстный, пылкий, чувство сексуального влечения, его божеством является ...Вишну, а цвет - черный.
Словарь, стр. 989
Очень интересно и многообещающе...
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 15:12 (ссылка)
Еще мысль о месте пребывания Пандавов в детстве.
Есть в Адипарве такое место совершенно нелепое, когда Дхритараштра, предъявляя советникам маленького Дурьйодхану, говорит, что "Юдхиштхира получил царство благодаря своим добродетелям, а этот должен ли царствовать?"

На деле, я думаю, просто происходит представление наследника подданным. Никаких вопросов царь им не задает, он ставит перед фактом: "Вот мой сын, он будет царствовать после меня".
В ответ царю сообщают: "Все так, но по данным разведки в Кунтибходже объявилась супруга вашего двоюродного брата Притха, утверждающая, что ее старший сын -- наследник Хастинапура".
"Притха может утверждать что ей угодно, -- отвечает царь. -- Ее сын -- принц Кунтибходжи. Он уже получил свое царство".

И это так. Кунти - единственная наследница Кунтибходжи, ее дети имею прямое право на тамошний престол.
В общем, фразу насчет того, что Юдхиштхира уже получил царство, я склонна расценивать как намек, что Пандавы с матерью находятся именно в Кунтибходже, и Кауравы об этом прекрасно знают.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 15:43 (ссылка)
Так, как вы описали, конечно же, более точно. Авторы почти всё перевернули с ног на голову, а там, где уже совсем неловко получается, добавили кучу чудес (майя, Господа, извините).

А "птички" шарнгаки носят и другое имя кханджарита, а это слово с глаголом кхан - копать, рыть. И соответственно кханака - рудокоп, золотоискатель, вор, крыса, "копающийся в домах". Поэтому не случайно наши "птички" забиваются в нору...

Кстати. эпитет Рамы не только Парашурама, но и Кхандапарашу - "Уничтожающий (врагов) топором". Так что есть ещё одна привязка Рамы к Кхандаве...
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 17:53 (ссылка)
Авторы почти всё перевернули с ног на голову, а там, где уже совсем неловко получается, добавили кучу чудес (майя, Господа, извините).

Вот именно, что "майя" -- иллюзия, заблуждение, обман, или, выражаясь совсем простонародно - вранье :))))

Кстати. эпитет Рамы не только Парашурама, но и Кхандапарашу - "Уничтожающий (врагов) топором". Так что есть ещё одна привязка Рамы к Кхандаве...

Совсем интересно. Не знала об этом его прозвище. Упустила.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 18:02 (ссылка)
"Вот именно, что "майя" -- иллюзия, заблуждение, обман, или, выражаясь совсем простонародно - вранье :))))"

В Бхагавадгите не один раз упоминается о "майе Бхагавана", это такой эвфемизм получается. На первоначальной стадии всем прекрасно было известно, что Кришна лжец. А потом жрецы (или лжецы) "улучшили" текст, "исправили" карму Кришны и там, где читалось обман, стало вдруг майей - иллюзией и волшебством. Так и был убит Шишупала...

"Совсем интересно. Не знала об этом его прозвище. Упустила"

Я сам только сегодня случайно узнал:-))) "Кромсающий в куски топором", правда этот топор мог быть и мечом, а, возможно, вооруженный одновременно мечом и топором. Это мои интерпретации... Кханда - меч, парашу - топор...
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 18:18 (ссылка)
"Кромсающий в куски топором", правда этот топор мог быть и мечом, а, возможно, вооруженный одновременно мечом и топором. Это мои интерпретации... Кханда - меч, парашу - топор...

Рама слыл великим бойцом, возможно, он одинаково хорошо владел и одним, и другим оружием, отсюда и прозвище.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 18:27 (ссылка)
Сожжение Кхандавы было за 33 года до переговоров в Хастинапуре. В то время Рама Джамадагни было около 30 лет. Видимо, он был как-то ранен, что позже ему пришлось перевоплотиться в Вишвамитру. Он - отец Шакунталы, воспитателем которой был Канва из рода Кашьяпы, он же, видимо, сам Кашьяпа (об этом в самом начале Адипарвы). А Шакунтала будет ещё одним женским персонажем. Её выдадут замуж за Шуку, сына Вьясы, (ака Бхарата). И так закончится Махабхарата.

Золото Кхандавы позволило Кришне нанять войско, платить предателям.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Суббота, 03 Марта 2018 г. 12:27 (ссылка)
То есть Душьянта - это Шука?
А куда Парикшита с потомством дели?
Соккар, Вы умеете удивлять :)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 03 Марта 2018 г. 12:38 (ссылка)
Там (в 14 книге) всё достаточно просто, Парикшит родился мёртвым, отсюда тревога Кришны (шеф, всё пропало:-)). Он выходит в соседнее помещение с мёртвым ребёнком на руках, а через какое-то время появляется уже с другим ребёнком. Это просто подмена. Опять же чудо, на которое он великий мастер:-)) Когда пандавы уходят в изгнание Парикшита сопровождают мамки-няньки, то есть ему около 4 лет, максимум. Пандавы уходят в изгнание сразу после смерти Кришны (36 месяцев после битвы). А затем повествование прерывается, мы отправляемся к первому тому. А там вдруг узнаём, что Джанамеджая ("царь после победы") решает провести змеиное жертвоприношение, когда Парикшиту уже исполнилось 60 лет. А на самом деле змеиное жертвоприношение - это расправа с нагами (жрецами Солнечной династии, сторонниками компромисса с кауравами) и оставшимися в живых кауравами, в том числе и с Дхритараштрой. Это 15 книга. Царь с Гандхари погибают от "случайного" пожара в лесу. Так авторы скрыли сожжение побежденных в костре. Жертва богу Агни, рука Вьясы.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Суббота, 03 Марта 2018 г. 12:56 (ссылка)
Что Парикшит - подменыш, это понятно. Небось Кришна кого-то из своих младших детей или внуков подсунул. На момент ухода Пандавов ему года три примерно. А потом что? Вьяса его утопил, как "Ганга"?

А затем повествование прерывается, мы отправляемся к первому тому. А там вдруг узнаём, что Джанамеджая ("царь после победы")

Вот кто этот "царь после победы"? Это уже Шука, или еще нет?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 03 Марта 2018 г. 13:13 (ссылка)
Шука и есть Джанамеджая ("царь после победы"). Вообще в эпосе Шуки почти нет, есть плач Вьясы, что у него никак не может появиться сын в "Лесной", а потом о нем почти ни слова. И вдруг в 12 книге Шука уже - великий йогин, какой-то полёт и т.д. Я не сильно вникал в это. В 12 книге вообще много материала от имени Парашары, Вьясы и Шуки, ну и по-прежнему таинственный Бхишма-жрец, который может оказаться Парашарой или даже Васиштхой. Бхишма-воин просто погибает на поле битвы. Всё, конечно, ещё требует доработки и много различных деталей, здесь очерчена примерная схема.

Парикшита-2, конечно, убили... Это ведь потомок Кришны или его детей, внуков.. Джанамеджая уже достаточно взрослый, надо будет попробовать определить его возраст. Змеиное жертвоприношение надо будет объединять с событиями 15 книги, это одно событие, описанное разными авторами в разное время. Расправа над побежденными могла быть возможной только сразу после победы. Если 14 книга это примерно год после победы, то 15 книга близка к ней по событиям. Поэтому сразу после ашвамедхи было проведено змеиное жертвоприношение, кажется там в 15 книге указано время
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Воскресенье, 04 Марта 2018 г. 14:24 (ссылка)
А "птички" шарнгаки носят и другое имя кханджарита, а это слово с глаголом кхан - копать, рыть. И соответственно кханака - рудокоп, золотоискатель, вор, крыса, "копающийся в домах".

Между прочим, для шпиона тоже недурное обозначение.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 04 Марта 2018 г. 22:07 (ссылка)
Вот теперь придется снова писать Постскриптум к "Сожжению Кхандавы"... Как были спасены птички-шарнгаки:-))) Кто озаботился о их спасении на фоне того погрома и побоища, что было устроено двумя Кришнами... Детали очень любопытны, особенно если учесть многозначность значений для этих птичек при переводе с санскрита. Они могут быть и наводчиками, и шпионами, и ворами.
Ответить С цитатой В цитатник
Huhrigina   обратиться по имени История мышки Хираньяки. Панчатантра. Обретение Дружбы. Понедельник, 05 Марта 2018 г. 00:14 (ссылка)
Позвольте предложить вашему вниманию поучительную историю мышки Хираньяки (Рыжая)(Хираньякшей звали младшего сына брахмана Кашьяпы и его жены Дити. Хираньякша означает "Золотые глаза". У него был старший брат Хираньякашупу "золотое ложе").
Эта мышка была не простой мышкой, а предводительницей мышей.
Каждую ночь она пробиралась в обитель брахмана Тамрачуды (Рыжекудрый), который неустанно поклонялся Махадеву и жил на подаяния, которое собрал в городе Махиларопья, и похищала из его чаши, которую он вешал высоко на крюк, сделанный в форме змеиного клыка, остатки пищи.
Хираньякша ела сама и кормила своих подданых.

Но однажды К Тамрачуде пришёл его друг тоже подвижник Брихатспхиг, который совершал паломничество по всем святым местам и сказал:
-- Нора этой мыши находится над запрятанным под землёй кладом. Жар от него исходящий, и наделяет её способностью прыгать так высоко. Мы выследим мышей по следам и разроем их нору.
Услышав эти слова, Хираньякша очень испугалась и повела свой мышиный народ обходным путём. Но неизвестно откуда выскочил огромный котище и слал уничтожать мышей в огромных количествах. Немногие оставшиеся в живых, обливаясь кровью, добрались до их норы-крепости, они проклинали повелительницу за то, что она выбрала столь губительный путь.
Хираньякша нашла себе другое прибежище.
А подвижники, вооружившись лопатой, раскопали клад, который наделял мышь способностью прыгать так высоко, и который они без труда отыскали по следам крови.
Брихатспхиг сказал Рыжекудрому:
-- Отныне спи спокойно. Только жар исходящий от клада позволял этой мыши вести себя столь дерзко.
Все подданные мышки Хираньякши переметнулись к её врагам, а те осыпали её насмешками.
Тогда мышь погрузилась в йогический сон, в котором её явился замысел вернуть утраченные сокровища, но который она не сумела выполнить по причине приключившегося с ней бессилия, вызванного утратой сокровища.
Далее Мышка в городом одиночестве. Но она много и очень хорошо рассуждает о дружбе (она истинный специалист в науке дружбы ), и приобретает много новых друзей: сначала голубей, а затем и Ворона Лагхупатанаку (быстролетающий), который переносит её на озеро, где живёт его приятельница черепаха Мантхарака; а потом они все вместе подружились с оленем Читрангой.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Huhrigina   обратиться по имени Как же больно! Понедельник, 05 Марта 2018 г. 00:34 (ссылка)
Господи, как же больно от этого!
Выходит Парашурама знал, что Кришна знает Кхандаву как свои пять пальцев и ничего не предпринял!?
Ах как же ты наивен, Дровосек наш!
Воистину:
Коль петлю уже Завершитель
Накинул -- надеяться втуне,
Душа величава как прежде,
Но разум подобен горбунье.
Воистину, обретение брахманства стало его звёздным часом, а потом начался спуск с вершины. И что же остается человеку, утратившему богатство -- стать Вишвамитрой.
Всё новых и новых друзей
Заводит мудрец прозорливый:
Могуч Повелитель Всех Рек,
Однако и он ждёт прилива.
А Карна, значил что-то предчувствовал, но опоздал.
Уж лучше бы Кауравы на самом деле сожгли бы "смоляной дом", чем продинамили Кхандаву.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Понедельник, 05 Марта 2018 г. 01:22 (ссылка)
Выходит Парашурама знал, что Кришна знает Кхандаву как свои пять пальцев и ничего не предпринял!?
Ах как же ты наивен, Дровосек наш!

Как мы думаем, Кришна Васудева был в юности завербован Солнечными, и Парашурама считал, что имеет дело со своим агентом ("аватаром" - то есть агентом, эмиссаром "Вишну" - службы разведки Солнечной династии). А тот действительно был талантлив и шифровался очень здорово. Не прокололся нигде.
Нападение на Кхандаву - момент, когда Кришна сбрасывает маску. С этого момента он открыто ведет собственную игру.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Марта 2018 г. 22:43ссылка
Соккар,
Парашурума считал, что Кришна их агент?
Безумец! В таких делах "считать" уже смерти подобно!
Тут нужно не "считать" а твёрдо "знать", что Кришна природный враг Солнечной династии и своё отношение к нему строить исключительно на этом непреложном факте!
Такое ощущение, что Парашураму ничему не учили.

С Враждой не врождённой бороться
Есть средство, но если вражда
Врождённая, только со смертью
Исчезнет она навсегда.

(Пачатантра, обретение дружбы)

Каким же мудрым ты стал, Вишвамитра! Вот бы чуть пораньше! А ты ещё и семью оставил в крепости, которую природный враг знает как свои пять пальцев!

Врагу доверять, хоть и клятвой
Он связан, не следует, помни.
Он клятву преступит, как Индра,
Что Вритру убил вероломно.

Излишек доверия опасен:
Сгубил Повелитель Богов
Младенца во чреве у Дити.
Дождёшься ль добра от врагов?

(Панчатантра, обретение дружбы)

А что если Кришна всё же до последнего рассчитывал свалить ограбление Кхандавы на самого Парашураму? И маску сбрасывает вынужденно? Надеялся тянуть до последнего? Нашлись свидетели того, что Парашурама непричастен.

А вот так, кажется начинается дружба Рамы с Топором и Карны:

Для дружбы достаточно вместе
Бывает пройти семь шагов,
Семь обменяться словами, --
Обычай мудрейших таков.

Так мышка Хироньяка подружилась с вороном Лагхупатанакой (Быстро и далеко летающий )
и он переносит её в безопасное место к озеру, где у неё появляются новые друзья, олень Читранга и Черепаха.

Хоть и не друзья от природы,
Однако же ворон и мышь
С тех пор подружились. Как мясо
С ногтями -- не разъединишь.

А вот как Лагхупатанака описывает восемь способов полёта:

-- взлёт и полёт по прямой,
В стороны -- вправо и влево,
Медленный, быстрый полёт,
спуск и посадка на древо.

В Карна парве редакторы злобно издеваются над памятью Карны и его дружбой с Парашурамой, рассказывая устами Шальи гнусную притчу о вороне и лебедях, где ворона представлена как жалкая и хвастливая неудачница, побируха при Хастинапурских принцах.
(Полагаю, Панчатантра в те времена была известна)
Однако, историческая справедливость была восстановлена: ворона была признана "птицей гордой", хотя и благородно безумной -- знаменитый анекдот про Ворону Птицу Гордую, который, вне сомнения, восходит к притче о вороне и лебедях из Карна Парвы.
Так Карна продолжает присутствовать в нашей с вами жизни как "Ворона, птица гордая".
В Панчатантре мышка Хираньяка, ворон Лагхупатанака, олень Читранга и черепаха Мантхарака живут долго и счастливо.
Вишвамитра баловался на досуге фанфиками.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар   обратиться по имени Вторник, 06 Марта 2018 г. 14:32 (ссылка)
Huhrigina,
"Парашурума считал, что Кришна их агент?"

Нет, конечно. Я думаю, после ограбления Кхандавы он прекрасно знал, что Кришна - умный, осторожный, коварный, беспринципный враг тех истин и морали, которых придерживалось традиционное общество, как Солнечная династия, так и кауравы. Я думаю, его могли ввести в некоторое заблуждение, что известные брахманские авторитеты, вроде Нарады, поддерживали Кришну. А ведь был ещё Маркандея, который тоже поддерживал Кришну.

"А что если Кришна всё же до последнего рассчитывал свалить ограбление Кхандавы на самого Парашураму? И маску сбрасывает вынужденно? Надеялся тянуть до последнего? Нашлись свидетели того, что Парашурама непричастен"

Это как, ограбить самого себя? А жену свою тогда Рама тоже убил? И сына тоже? Рамы Джамадагни (Такшаки) тогда не было в Кхандаве. И наверняка были свидетели, что Рама Джамадагни в момент сожжения Кхандавы находился в другом месте - на Курукшетре.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Вторник, 06 Марта 2018 г. 14:57 (ссылка)
Исходное сообщение Соккар
Huhrigina,
"Парашурума считал, что Кришна их агент?"

Нет, конечно. Я думаю, после ограбления Кхандавы он прекрасно знал, что Кришна - умный, осторожный, коварный, беспринципный враг тех истин и морали, которых придерживалось традиционное общество, как Солнечная династия, так и кауравы.

ПОСЛЕ - трудно было не понять, что собой представляет Кришна...
А вот до того?
Мне кажется вероятным, что Солнечные завербовали Кришну и числили своим агентом. Пока тот не сбросил маску. При поддержке, кстати, "Двайпаяны" (запрещенной в Хастинапуре терорристической организации). Впрочем, если Агни (Вьяса или сам Парашара) желал прибрать сокровищницу Кхандавы лично себе и своей конторе, то, похоже, нам очередной раз наврали. Агни остался голодным :)
Хотя может быть вариант, что Кришне попросту позволили думать, что он тратит деньги Кхандавы на собственные идеи. До тех пор, пока проект "Пандавы" совпадал в своем движении с интересами Двайпаяны.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 06 Марта 2018 г. 15:11 (ссылка)
Бригита_О_Брайн,
"А вот до того?
Мне кажется вероятным, что Солнечные завербовали Кришну и числили своим агентом. Пока тот не сбросил маску"

А вот когда он стал агентом Солнечной династии? Если в Кхандаве уже видно, что вызов брошен, то до этого события участие Кришны в сюжете почти не видно. Он появляется во время сваямвары, конечно, будучи уже предупреждённым об этом событии. Хотя формально это его первое свидание с пандавами, но ему уже хорошо известно, кто они... А вот пандавам он не так хорошо знаком. А после во время 12-летнего периода жизни Арджуны в "лесах" Кришна уже действует заодно с Нарадой. Их отношения - большая загадка, кто кому подчиняется? Понятно, что в случае военных событий и террористических Кришна действует по своему почину, но Нарада инструктирует пандавов не только перед началом семейной жизни, но и идёт вместе с пандавами к Гандхамадане. Он тоже в тени, как и Вьяса. Тёмных пятен ещё много.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Вторник, 06 Марта 2018 г. 16:12 (ссылка)
А вот когда он стал агентом Солнечной династии?

Подозреваю, ставку на него могли сделать еще при его рождении. Как на Пандавов. Похоже, Солнечные размахнулись тогда подмять разом и шаков, и старинных противников - Лунных.

Он появляется во время сваямвары, конечно, будучи уже предупреждённым об этом событии. Хотя формально это его первое свидание с пандавами, но ему уже хорошо известно, кто они... А вот пандавам он не так хорошо знаком.

Не факт. Вьяса обмолвливается (кажется, это в переводах, которые я с дайри приносила), что Кришна и Арджуна знают друг друга с детства.

Предполагаю такую схему.
Панду точно контачил именно с Солнечными - судя по направлению бегства.
После смерти Панду и Мадри (довольно ранней) Кунти с детьми перебирается к приемному отцу в Кунтибходжу (отсюда фраза Дхритараштры о том, что годовалый Юдхиштхира уже получил свое царство). Туда же эвакуируют ее племянника Кришну (Вриндаван придумают позже, чтобы народ не любопытствовал, где он был все это время и чуть позднее). И там они и растут всем табором лет до 12, получая соответствующее воспитание (видимо, этим занимался духовник и любовник Кунти - Видура). Затем Кунти с детьми отправляются в Хастинапур разыгрывать вышедших из лесу сироток, а Кришна - в Кхандаву, где из него натаскивают агента. Плюс - приставляют своего человека для охраны и контроля. "Брата" Балараму (генетическое диво, один брат - негр с синим отливом, а второй - белый, хотя чего в жизни не бывает...). С Баларамой вышел облом - Кришна его перевербовал и полностью подмял. Первая и успешная операция агента Говинды - ликвидация Кансы.
Кстати, есть у меня смутное подозрение, что схожую схему мы видим и у Пандавов. Трое деятельных принцев и два незаметных Близнеца ("скромность - их главная добродетель"), которых даже на Арене не предъявляют. И которые им якобы братья, а на деле - никто (и отцы другие, и мать другая, причем думаю - это не Мадри). И Дурьйодхана на суде почему-то наезжает в основном именно на них, требуя показаний против Юдхиштхиры. Подозреваю - кхандавские послушники, сыны полка, с детства воспитанные в нужном ключе.
Вот только вопрос - кто тогда ведал Кхандавой? Рама, мне сдается, еще молод... Брахман Джамадагни, его духовный отец (которого после перерисовали и в биологического?)
Ответить С цитатой В цитатник
Huhrigina   обратиться по имени Вторник, 06 Марта 2018 г. 18:21 (ссылка)
[user=
Соккар, Бригита
Все просто
Я хочу казать
Что если природный враг, то есть враг по рождению, знает крепость, где хранятся сокровища как свои пять пальцев, то это полный тряндец!!!
Исходить нужно было из этого.
Что-то считать уже поздно.
Если Кришна и Парашурама вместе учились в Кхандаве,
То Кхандаве трындец однозначно
Вероятно, Карна втолковал это Плотнику, да чуть опоздал

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку