-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30128


Эпизод 13. Кришна в Хастинапуре

Вторник, 20 Февраля 2018 г. 10:57 + в цитатник
1. Миф как он есть
   Вечером накануне приезда Кришны Дхритараштра провёл беседу с Бхишмой, Дроной, Санджаей, Видурой, Дурьйодханой и его советниками. Царь предложил подготовить жилище Духшасаны для проживания Кришны. Видура советовал заключить мир с пандавами. Его поддержал Бхишма, но Дурьйодхана предложил арестовать Кришну.

Удьйогапарва, гл. 86, шл. 12 - 15:

"Дурьйодхана сказал:
   Слушай же меня о том, какое великое дело я задумал. Я заточу в темницу Джанардану — это крайнее прибежище пандавов. А когда он будет в заключении, вришни и пандавы, да и вся наша Земля станут подвластны мне. А прибудет он сюда завтра поутру. Какое можно найти верное средство, чтобы не мог догадаться (об этом) Джанардана и чтобы не случилось (для нас) беды, — благоволи ты сказать мне о том!".


   Его слова расстроили Дхритараштру и он сказал, что этого нельзя допустить, потому что "Хришикеша прибывает сюда) как посол". Бхишма в сердцах произнёс, что Дурьйодхана вступает на скользкий путь и вышел разгневанный из помещения.

   Во Врикастхале на рассвете Кришна совершил утренние обряды и отправился в Хастинапур. Во дворце Дхритараштры, пройдя через три комнаты, он встретился с царём, Дроной, Бхишмой, Крипой, Сомадаттой, Бахликой. После окончания церемонии гостеприимства он отправился в жилище Видуры, а затем посетил Кунти. Следующий визит он нанёс Дурьйодхане, где находились Духшасана, Карна и Шакуни. Царь предложил ему пищу, воду и жильё, но гость отказался. Улыбнувшись Карне, Дурьйодхана спросил у Кришны, в чём причина отказа от воды, пищи, одежды и жилья. Джанардана ответил, что "послы вкушают пищу и принимают почести лишь после того, как цель их достигнута" (гл. 89, шл. 16 - 22). Но его ответ не удовлетворил Дурьйодхану, он счёл отказ от пищи проявлением неуважения. Кришна ответил, уточнив причину отказа.

Удьйогапарва, гл. 89, шл. 23 - 32:

"Вайшампаяна сказал:
... Выслушав сказанное, Джанардана из рода Вришни промолвил в ответ сыну Дхритараштры, бросая как бы насмешливо взгляды на него и его советников: «Ни из страсти и гнева, ни из ненависти или корысти ради, ни ради полемики или из жадности я никогда не поступлюсь законом. Можно вкушать пищу другого, когда тот внушает любовь, или же, напро­тив, можно вкушать пищу другого, оказавшись в бедствии. Теперь же ты, о царь, не внушаешь мне любви (своими поступками) и мы не находимся в бедствии. Безо всякой причины, о царь, ты с самого детства ненави­дишь пандавов — своих милых и сговорчивых братьев, наделенных всеми достоинствами. И твоя беспричинная ненависть к партхам вовсе неоп-равдана. Пандавы ведь пребывают в законе! Кто может что-либо (дур­ного) сказать о них? Кто ненавидит их, тот и меня ненавидит; кто бла­госклонен к ним, тот и ко мне благосклонен. Знай, что у меня полное еди­нодушие с благочестивыми пандавами! Кто под влиянием страсти и гнева или в ослеплении стремится вредить человеку достойному или ненавидит его, того считают самым низким из людей. Кто, не обуздав себя самого и не усмирив гнев, в ослеплении или из жадности жаждет смотреть па своих родственников, одаренных высокими достоинствами, тот недолго пользуется своим благополучием. Кто же, напротив, своей любезностью располагает к себе людей, наделенных достоинствами, хотя бы даже и немилых сердцу, тот надолго пребывает в счастии. Вся эта пища осквер­нена пороком и поэтому не может быть отведана мною. Только (пища, поданная) Кшаттри, может быть отведана мною, — так представляется мне!".

   Закончив свою речь, гость вышел из дворца Дурьйодханы. Ответа хозяина так и не прозвучало. Кришна отправился в дом Видуры, где решил провести ночь. Во время беседы с Бхагаваном хозяин сказал гостю, что его приезд "недостаточно хорошо обдуман", поскольку Дурьйодхана нарушает границы закона и обладает многочисленными пороками, но Кришна возразил ему.

Удьйогапарва, гл. 91, шл. 1 - 11, 12 - 21:

"Бхагаван сказал:
   ...Я искренне постараюсь, о Кшаттри, заключить мир между кауравами и сринджаями, которые обречены на уничтожение в битве! Эта страшная опасность, (нависшая над ними), возникла в среде кауравов из-за действий Дурьйодханы и Карны, ибо все они следуют указаниям последних двух...
Поэтому сын Дхритараштры вместе с советниками, о Видура, должен принять мой благой и добрый совет, отвечающий закону и пользе и спо­собный (предотвратить бедствие). Ибо я искренне пытаюсь сделать добро как сынам Дхритараштры, так и пандавам, а равно и всем кшатриям на земле!".

   Ночь прошла. На рассвете Кришна проснулся под звуки раковин и барабанов, затем он стал совершать утренние обряды, когда к нему приехал Дурьйодхана.

Удьйогапарва, гл. 92, шл. 1 - 9:

"Вайшампаяна сказал:
   ...И в то время как Кришна был поглощен исполнением своих утренних обрядов, к тому непобедимому отпрыску рода Дашарха подошли Дурьйодхана и Шакуни, сын Субалы, и возвестили Кришне, что Дхритараштра восседает уже в зале собрания, а также кауравы во главе с Бхишмой и все цари земные".

   Закончив обряды, Кришна поднялся на колесницу вместе с Видурой и отправился ко дворцу Дхритараштры. Следом за ним на колесницах ехали Дурьйодхана с Шакуни и Сатьяки с Критаварманом. " А Сатьяки и Критаварман и другие могущественные воины из рода Вришни ехали следом за Криш­ной на колесницах, конях и слонах" (гл. 92, шл. 10 - 19). Дорога была заранее подметена и полита водой, кортеж сопровождала музыка. Кришна вошёл в зал собрания. "Впереди Васудевы были Карна и Дурьйодхана вдвоем, а позади Кришны шли вришни и Критаварман" (гл. 92, шл. 27 - 36)

   Почтив приветственным словом царей, Кришна заметил "парящих в воздухе мудрецов" во главе с Нарадой и обратился с просьбой к Бхишме, чтобы им дали сидения: "Пригласи их и предложи им сидения. окажи им радушный прием" Ибо пока не уселись они, никто здесь не может садиться" (гл. 92, шл. 37 - 45). Бхишма распорядился принести сидения. "И при виде мудрецов, стоящих у дверей залы собрания, сын Шантану поспешно приказал тогда слугам принести сидения" (гл. 92, шл. 37 - 45). Мудрецы уселись, заняли свои места и остальные.

Удьйогапарва, гл. 92, шл. 46 - 53:

"Вайшампаяна сказал:
   ...Кришна занял свое место, также и цари уселись по своим местам. Духшасана предоставил отличное сидение Сатьяки, а Вивиншати предложил золотую скамью Критаварману. Неподалеку же от Кришны сели вдвоем на одном сидении Карна и Дурьйодхана, оба неистовые и великие духом. Царь Гандхары Шакуни, охраняемый соплеменниками, уселся на скамье вместе со своим сыном, о владыка народов! А Видура многоумный сел на разукрашенное бесценными камнями сидение, покры­тое белой, весьма дорогой, антилоповой шкурой, едва не касаясь сидения Шаури. Увидев после долгого времени отпрыска рода Дашарха, цари всей земли, взирая на Джанардану, не могли наглядеться, как не могут насытиться (те, кто вкушает) амриту. В желтых одеждах, внешностью подобный цветку атаси, Джанардана сиял среди собрания, будто темный сапфир, оправленный в золото".

   Когда хозяева и гости расселись по скамьям и установилась тишина в зале, Джанардана произнёс свою речь.

Удьйогапарва, гл. 93, шл. 1 - 10, 11 - 21, 40 - 49Ю 50 - 56, 57 - 62:

"Вайшампаяна сказал:
   ...заговорил Мадхава, обра­щаясь к Дхритараштре, но заставляя слушать все собрание. «Пусть уста­новится мир между кауравами и пандавами — с такою мыслию, о потомок Бхараты, я прибыл сюда, чтобы попытаться достигнуть этого без усилий героев. Ничего другого, о царь, что отвечало бы общему благу, не должен я говорить тебе. Ибо все, что следовало узнать (по этому поводу), тебе уже хорошо известно, о усмиритель врагов! Ведь ныне этот род твой по сравнению с другими царями самый высокий, о царь, благодаря своей учености и поведению и благодаря всевозможным достоинствам, коими он наделен. Жалость и сострадание, доброта и незлобивость, о потомок Бха­раты, а также прямота, прощение и правдивость — это качества, коими отличаются кауравы. Поэтому этот твой род, о царь, представляется столь благородным, что не подобает ему совершать что-либо непотребное, осо­бенно по твоему собственному почину. Ведь ты самый достойный, кто может сдерживать кауравов, о первейший из рода Куру, когда они посту­пают вероломно, о отец мой, как по отношению к чужеземцам, так и к тем, кто принадлежит к своему же роду.

   Дело мира зависит от тебя, о царь, и от меня так же, о владыка народов! Поставь на место сыновей своих, о Кауравья, я же призову к по­рядку других.И если ты приложишь старания к миру, то будет благо и для тебя, о царь, а также благо и для пандавов, ожидающих моего повеления

   Приветствуя и умилостивляя тебя, о царь, говорят тебе пандавы: "По твоему повелению мы вместе с приверженцами перенесли большие не­взгоды. Эти двенадцать лет мы прожили в лесу, а весь тринадцатый год провели неузнанными в краю, населенном людьми. Поскольку нами (вы­полнено) условие, мы твердо уверены, что и отец наш будет строго при­держиваться его. А то, что мы не нарушили уговора, о отец, о том знают брахманы, жившие с нами. И как мы сдержали наше обещание, о бык из рода Бхараты, так и ты сдержи свое. Долго мы терпели лише­ния, о царь! Так пусть же мы получим назад свою долю царства!".

   Сыновья твои, о бык из рода Бхараты, (велели) сказать и этому собранию: "Если участники собрания сведущи в нравственном за­коне, то не должно там допускать, чтобы случилось непотребное. Там, где на глазах у свидетелей (собрания) справедливость попирается не­справедливостью, а правда — неправдой, там гибнут и сами участники собрания. А ведь когда справедливость, уязвленная несправедливостью, прибегает к покровительству собрания, тогда, если у последней не отсе­кают жало, бывают уязвлены и члены собрания. Тогда справедливость губит их, подобно тому как река (точит корни) деревьев, растущих по ее берегам!".

   (Рассуди теперь сам), о бык из рода Бхараты! Папдавы, обращая свои помыслы к справедливости и размышляя обо всем, спокойно пре­бывают (в ожидании своей доли царства),168 и то, что они говорят, правдиво, законно и справедливо. Что другое можешь ты сказать, о вла­дыка людей, кроме готовности твоей возвратить (им царство)? Или пусть скажут хранители земли, которые восседают в собрании, (какой должен быть ответ). Если (ты полагаешь, что) я, поразмыслив как следует о законе и пользе, говорю сущую правду, то избавь тогда этих кшатриев от сетей смерти, о бык среди кшатриев! Умиротворись, о первейший из рода Бхараты, и не поддавайся влиянию гнева! Отдай пандавам их часть отцовского царства, как им положено. Затем вместе с сыновьями на­слаждайся всеми благами, преуспев в своей цели, о усмиритель врагов! Ты знаешь, что Аджаташатру всегда следует закону праведных. (Ты знаешь) также, как он ведет себя по отношению к тебе и твоим сыновьям, о владыка людей! Хотя и обрекал ты его на сожжение (в смоляном доме) и удалил его в изгнание, все же он вновь прибег к тебе, ища покровительства. Когда же он был тобою и твоими сы­новьями сослан в Индрапрастху, он, живя там, подчинил своей властв всех царей и представил их пред лицом твоим, о царь, не желая оказать небрежения к тебе!

   И хотя он поступал таким образом, все же сыном Субалы, жаждав­шим отнять у него владения, богатство и состояние, были применены (при игре в кости) самые' искусные средства обмана. Оказавшись в та­ком положении и видя Кришну, (насильно) приведенную в собрание., Юдхиштхира с душою неизмеримой все же не отклонился от долга кшат­рия...".

2. Где в мифе история

   Накануне приезда Кришны в Хастинапур во время вечернего совещания по версии авторов эпоса Дурьйодхана предложил отцу арестовать Кришну. Такое заявление он сделал в присутствии Видуры. Но это невозможно! Если бы сын царя произнёс эти слова, то на следующий день Видура сообщил об этом Кришне, но этого не было. О том. что откровенность в присутствии Видуры недопустима, Дурьйодхана и Карна знали ещё в юности. Став свидетелями разговора Дхритараштры с Видурой, в котором царь положительно отозвался о пандавах, они высказали ему свои упрёки, на что царь им ответил: "Я думаю об этом точно так же, как и вы, но я не хочу подать вида Видуре. Именно поэтому я особенно превозносил их достоинства, чтобы Видура не узнал о моем намерении по внешним признакам" (Адипарва, гл. 193, шл. 1- 3). Если уже в юности Дурьйодхана знал, что нужно скрывать свои мысли в присутствии Видуры, то почему он бы стал таким откровенным в его присутствии, будучи уже взрослым? Ведь это как раз бы и повредило его планам.

   После прибытия Кришны в Хастинапур он нанёс визиты вежливости Дхритараштре, Видуре, Кунти и Дурьйодхане. Самым интересным из них было посещение им жилища Дурьйодханы. Джанардана отказался от предложенных царём воды, пищи, одежды, жилища. За таким поведением просматривается не только неуважение к хозяину, но и будущая жёсткая позиция на переговорах. Нельзя исключить и того, что Кришна просто боялся отравления. Видимо, как раз об этом и сообщил Дурьйодхана с улыбкой Карне. На вопрос, в чём причина отказа, Кришна ответил, что послы едят только после достижения ими цели. Но это смешно! А если переговоры будут вестись несколько дней? На замечание Дурьйодханы, что это просто несерьёзно, Кришна произнёс целую речь, которая, может быть, и выглядела бы убедительной для Видуры и Нарады, но не для Дурьйодханы и его друзей. Кришна говорит, что для него нет ничего выше закона (дхармы). Но соблюдать дхарму - значит говорить правду! На самом деле дхармой для Кришны является то, что выгодно в данный момент. Чуть позже на поле Куру он будет говорить Арджуне: " Тот, кто прибегает ко лжи, во имя (спасения) своего имущества, лжецом не окажется" (Карнапарва, гл. 49, шл. 50 56). А вот Дурьйодхане он говорит совершенно другое, что дхарма для него выше корысти. Получается, разговоры о дхарме для Кришны - это способ воздействовать на сознание других людей, а двойная мораль - норма повседневной жизни. Разве причиной употребления пищи является только любовь к Кришне или бедствие, испытуемое им? Смешно слышать такие доводы. А голод уже не является такой причиной? Отказавшись от пищи и воды, предложенные хозяином дома, гость высказал неуважение к Дурьйодхане.

   Кришна упрекает Дурьйодхану, что он ненавидит пандавов без всякой причины. Но разве это так? Вот сколько раз мы слышим от всех защитников пандавов укоры в адрес кауравов о нечестном характере "игры в кости", но сам Юдхиштхира говорит иное: "Ведь я вовлекся в игру потому, что желал отнять у сына Дхритараштры власть и царство"! (Араньякапарва, гл. 35, шл. 1 - 5). Это как понимать? У Дурьйодханы были веские основания привлечь Юдхиштхиру за попытку лишить его царства к суду. Но авторы эпоса умудрились этот суд превратить в "игру в кости"...

   Джанардана заявляет о своём полном единодушии с пандавами. Но причина его вовсе не в одном мировоззрении. Это единодушие проистекает от того, что пандавы подчиняются его воле, он сделал их своими марионетками. А редкие попытки проявить самостоятельность, как например, пытался сделать Юдхиштхира, Кришна легко подавил, пообещав ему передать послание кауравам о пяти деревнях. И не сделал этого! О чём и пойдёт речь ниже... В конце своей речи гость прямо оскорбил хозяина, когда сказал, что предложенная ему пища осквернена пороком.

   Ответа Дурьйодханы не последовало. Авторы эпоса лишили его возможности защищать себя. Вот так по большей части и будет создаваться миф о "злокозненных кауравах": мы слышим только голоса обвинения. Что ж, будем наблюдать этот спектакль лицемерия, клеветы и тщеславия, чтобы разоблачать его...

   В жилище Видуры перед отходом ко сну Кришна говорит хозяину, что угроза войны возникла из-за Дурьйодханы и Карны, а он постарается установить мир между панчалами и кауравами. На самом деле война нужна была прежде всего Кришне, который создал коалицию противников кауравов, желая власти над всей страной. Дальнейшие события покажут, что в Хастинапур приехал не миротворец, а поджигатель войны. И он сам об этом признается Юдхиштхире в Упаплавье, когда вернётся туда! В присутствии Видуры он говорит осторожно, опасаясь того, что кто-то из слуг хозяина может оказаться соглядатаем Карны.

   На рассвете, когда Кришна ещё совершал утренние обряды, к нему приехали Дурьйодхана и Шакуни для приглашения на переговоры. Утренние и вечерние сумерки на широте Дели 28 градусов продолжаются в сентябре и октябре не более 20 минут, а восход Солнца в период осеннего равноденствия наблюдается в 6 часов 9 минут по местному времени, месяц спустя в октябре - в 6 часов 26 минут. Становится понятным, что или Дурьйодхана не совершает утром религиозных обрядов, или он им уделяет значительно меньше времени. Нужно отметить, что Кришна не царь, а посол, но Дхритараштра посылает к нему не суту, не одного из своих младших сыновей, а именно Дурьйодхану, которого авторы эпоса называют тоже царём. Уважение к гостю и послу оказано на высочайшем уровне. Ко дворцу Дхритараштры участники переговоров едут соблюдая определённый церемониальный порядок: первыми едут Кришна с Видурой, за ними Шакуни с Дурьйодханой и потом уже Критаварман с Сатьяки. И снова отмечаем, что Критаварман находится в лагере противников кауравов.

   Войдя в зал, Кришна увидел "парящих в воздухе мудрецов" во главе с Нарадой и обратился к Бхишме, чтобы они могли сесть в зале. Явно у Кришны есть проблемы или со зрением, или с логикой. Если мудрецы могут висеть в воздухе, то, очевидно, скамейки им не нужны. А вот у Бхишмы зрение нормальное, он заметил "мудрецов, стоящих у дверей" залы собрания и распорядился принести им сидения. Предчувствуя сюрпризы от кауравов на переговорах, Кришна взял с собой Нараду. И ведь он не ошибся...

   То, как расселись участники переговоров хорошо говорит о раскладе сил. Душхасана и Вивиншати - хозяева - предлагают скамейку Сатьяки и Критаварману - гостям. Карна и Дурьйодхана, как два брата, сидят на одной скамейке. Они - друзья, и у них одна позиция на переговорах. Шакуни сидит со своим сыном, что естественно и понятно. А вот "многоумный" Видура уселся рядом с Кришной! Кто может сказать, что этот человек - каурава? Джанардана - Возмутитель людей (это у него такой эпитет!) - начал свою речь.

   Вся 93 глава Удьйогапарвы из 62 шлок состоит из четырёх частей: обращения Кришны к царю и собранию, послания пандавов к Дхритараштре, а затем к собранию и заключительного обращения Кришны к царю и собранию. Что же он сказал и чего не сказал, хотя обещал...

   В начале своей речи Кришна хорошо отозвался о кауравах, перечисляя положительные качества потомков Куру, не забыл упомянуть и о самом Дхритараштре. Вслед за тем посол пандавов призвал царя сдерживать кауравов, когда они поступают вероломно. Что же вызывает недоумение: как могут обладатели стольких достоинств быть верооломными? По словам Кришны, если он сам и Дхритараштра приложат усилия для мира, то он будет достигнут. И тут он нечаянно выдаёт себя, когда говорит, что пандавы будут ждать "моего повеления"! Значит. эти претенденты на власть не могут проводить самостоятельной политики...

   Вторая часть речи Кришны отсылает нас к посланию пандавов. Обращаясь к Дхритараштре, он говорит, что пандавы "по твоему повелению" жили в лесу 12 лет, провели неузнанными ещё один год в краю, населенном людьми и, тем самым, выполнили условия, а теперь они надеются, что им вернут их "долю царства". В действительности же по решению суда пандавы не имеют право находиться среди людей за свои преступления, а 13-й год для них является своего рода испытательным сроком - они не должны совершать разбои и убийства. Но ведь и этого они не соблюли! Убийство Кичаки в царстве Вираты - характерный тому пример.

   В третьей части своей речи Кришна сообщает послание пандавов собранию. Братья надеются на справедливое решение царей. Возникает такое впечатление, что собрание царей ("хранителей земли") - это отдельный орган государственной власти, контролирующий исполнение дхармы решений царя. И судя по всему это собрание возглавляет Бхишма, старейший из Куру - Предок. Иногда даже трудно сказать, кто имеет больше власти: царь или собрание.

   В конце своей речи Кришна снова обращается к царю и собранию от своего имени: пусть "владыка людей" или "хранители земли" дадут ответ на требование пандавов вернуть им "часть отцовского царства".

   Объективно говоря, если Панду - брат Дхритараштры, то пандавы - не дети Панду, их отцом являются так называемые боги: Дхарма, Ваю, Индра, Ашвины, а родились пандавы в лесу и никто из кауравов не считает их сыновьями Панду. И какие у них права на наследство Панду? Да никаких! Остаётся загадкой, за что Панду сам был сослан в лес? Такое впечатление, что причиной высылки Панду была сваямвара, где он "выиграл" Кунти. И не была ли она на тот момент уже беременной? Такой вопрос возникает потому, что за каждой сваямварой скрывается какой-то подвох. Требование вернуть "часть отцовского царства" - это просто предлог для Кришны, Друпады и компании брахманов развязать войну. Далее последовали дежурные упрёки Кришны в том. что Дурьйодхана "обрекал" Юдхиштхиру на сожжение в смоляном доме. Ну сколько раз можно так лгать! В этом "злодеянии" авторы эпоса постоянно упрекают Дурьйодхану, но факты говорят о другом, сам Юдхиштхира отдал приказ поджечь смоляной дом: "Этот злодей Пурочана считает нас доверчивыми, но он обманулся, коварный; я полагаю, что время для (нашего) бегства (наступило), подожжем оружейный склад и, предав огню самого Пурочану и оставив здесь шесть трупов, убежим отсюда незамеченными. И вот ночью, когда подул сильный ветер и люди улеглись спать, о владыка, Бхима, сын Панду, поджег тот (дом), где спал Пурочана." (Адипарва, гл. 136, шл. 1 - 4). И, спрашивается, кто здесь коварный и кто злокозненный? И уж точно не Дурьйодхана! Что значат эти упрёки для кауравов, если им хорошо известно, что никто из них не причастен к убийству Пурочаны, шести нишадов и сожжению смоляного дома!

   Слова Кришны вернуть "часть отцовского царства" повторяют требование Юдхиштхиры, которые он высказал Санджае в Упаплавье: "Пусть царство в Индрапрастхе будет моим!" (Удьйогапарва, гл. 26, шл. 23 - 27). Это было официальное требование коалиции. В разговоре с сутой наедине он уже выдвинул другое предложение: вернуть пандавам только пять деревень. После отъезда Санджаи на собрании пандавов с Кришной Юдхиштхира просил своего посла официально озвучить это второе требование. Именно такое послание и должен был передать Кришна пандавам. И Джанардана обещал это сделать: "Во всяком случае, что до меня самого, то мною будет выполнено повеление царя справедливости". И не выполнил его! Сколько слов он произносил о том, что все люди должны соблюдать дхарму! И для чего, спрашивается? Только для того, чтобы, зная, как другие люди будут поступать по дхарме, самому было удобно нарушать её...
Рубрики:  Махабхарата
Метки:  
Понравилось: 9 пользователям

Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 15:00 (ссылка)
Ведь ныне этот род твой по сравнению с другими царями самый высокий, о царь, благодаря своей учености и поведению и благодаря всевозможным достоинствам, коими он наделен. Жалость и сострадание, доброта и незлобивость, о потомок Бха­раты, а также прямота, прощение и правдивость — это качества, коими отличаются кауравы.

Именно поэтому Пандавы до сих пор живы.

Накануне приезда Кришны в Хастинапур во время вечернего совещания по версии авторов эпоса Дурьйодхана предложил отцу арестовать Кришну. Такое заявление он сделал в присутствии Видуры. Но это невозможно!

Зато мы можем предположить, кто этот разговор выдумал :) Либо этот увлекательный детектив о коварных намерениях Дурьйодханы сочинил сам Видура, либо в соавторсте с Кришной, когда они в доме Видуры пили чай перед сном :)

Джанардана отказался от предложенных царём воды, пищи, одежды, жилища. За таким поведением просматривается не только неуважение к хозяину, но и будущая жёсткая позиция на переговорах.

Это больше, чем жесткая позиция.
С точки зрения представлений древних о том, как оказывается и принимается гостеприимство, поведение Кришны четко считывается как "Я приехал объявлять войну!"

Джанардана - Возмутитель людей (это у него такой эпитет!) - начал свою речь.

Что-то я в словаре найти не могу это прозвище. А то оно у меня вызвало подозрение. В русском языке "Возмущающий людей" можно толковать и как "Сеятель раздора меж людьми" и как "Вызывающий негодование" :) Лично у меня - так точно :)

Возникает такое впечатление, что собрание царей ("хранителей земли") - это отдельный орган государственной власти, контролирующий исполнение дхармы решений царя. И судя по всему это собрание возглавляет Бхишма, старейший из Куру - Предок.

Первая ассоциация - римский Сенат. Что изначально переводилось как "совет старейшин". При этом заседать в нем можно было с 25 лет. В этом случае Бхишме не обязательно реально быть самым старым из Куру.

сваямвара, где он "выиграл" Кунти. И не была ли она на тот момент уже беременной? Такой вопрос возникает потому, что за каждой сваямварой скрывается какой-то подвох.

Где-то в Карнапарве по-моему Юдхиштхира обзывает Арджуну недоноском, рожденным "на тяжелом пятом месяце". Между прочим, выхаживать пятимесячных научились только в 21-м веке, но избавлять их от проблем со здоровьем не умеют и сейчас. Так что здоровый и жизнеспособный Арджуна на пятом месяце - явное доказательство, что Панду был рогат как та антилопа...
И мы в этом случае правы - он у Кунти второй. Первый - Бхима. Юдхи - третий.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 15:33 (ссылка)
Кришна - двуличный человек, он выступает перед собранием, чтобы внести раскол между собранием и царем, между Дурьйодханой и Дхритатараштрой. Речь состоит из четырех частей, в потоке слов её трудно воспринимать. Сначала он говорит хорошие слова о кауравах, чтобы привлечь к себе колеблющихся царей, а потом уже начинает критику. Он также говорил ранее и с пандавами, там тоже всё противоречиво. Но каждый слушающий думает, что Кришна будет поступать так, как хотел этот слушающий.

Я думаю, что разговор о предложении Дурьйодханы выдуман авторами, они стремились убедить слушателей эпоса в "злокозненности" Дурьйодханы. Точно так же они обрабатывали сознание слушателей эпоса в отношении смоляного дома.

Столько знаком гостеприимства было оказано! Даже сам Дурьйодхана приехал за послом - куда уж выше! Я думаю, в глубине себя Кришна презирал Дурьйодхану, даже испытывал брезгливость к нему. У него система ценностей, основанная на предательстве, он всех пытался использовать, подкупить, уговорить, шантажировать.

Джанардана у Ефимовского на стр. 378 "Возбуждающий людей", "Волнующий людей". но глагол ard - у Кочергиной имеет значения: разлетаться, рассыпаться, просить, мучить, бить, ранить, убивать, умерщвлять. Так что Джанардана можно перевести и как "Мучитель людей", "Убийца людей".

"Возмущающий людей" - мне попадалось у Смирнова.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 21 Февраля 2018 г. 02:19ссылка
Соккар,
Говорите, Кришна презирал Дурьёдхану.

Думаю, он всех Кауравов считал уже мертвыми. Не только Кауравов, разумеется, но Кауравов в первую очередь и в первую очередь Дурьёдхану.
Мысленно Кришна уже сбросил их со щитов, и вдруг Дурьёдхана такой приходит и дары предлагает, особенно пищу.
Жуткая, должно быть, сцена.
"Эти люди все уже мертвы".
Вы скажете, что Кришна получал удовольствие от подобного общения.
Если и так, то вероятно, такая способность выработалась со временем. Ведь должен же человек хоть от чего то получать удовольствие, а личной жизни, по всей видимости у Кришны просто не было. Он жил. чтобы воплотить Волю отца.
Об этом довольно издевательски Дурьёдхана говорит Кришне после удара палицей.
"Я то был счастлив, а вот ты..."

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Среда, 21 Февраля 2018 г. 10:51ссылка
Huhrigina,
"Вы скажете, что Кришна получал удовольствие от подобного общения"

С чего это вы так думаете? Мне непонятно. Вы приписываете мне мысли, которых у меня не было. Он произносит свою речь, а в ответ молчание Дурьйодханы... Причём в этой речи опять звучат голословные обвинения в адрес кауравов. И авторы эпоса не дают возможности Дурьйодхане сказать хоть бы слово в своё оправдание.
Перейти к дневнику

Если у вас не было таких мыслей, то Ладно.

Четверг, 22 Февраля 2018 г. 11:14ссылка
Если у вас не было подобных мыслей, то и ладно.
На самом, деле у меня нет желания чего-либо вам приписывать.
Просто и утренний поезд Дурьёдхаы, а так же подношение еды и одежды представилась мне очень живо.
В эпосе вообще очень много говорится о порочности Кауравов и в частности Дурьёдханы, но не приводится вообще не одного очевидного примера. В чем его порочность так и непонятно.
Единственное реальное обвинение, внятно прозвучавшее В Махабхарате, так это то что Дурьёдхана якобы не любит пятерых Пандавов и "насильно" привёл Кришну в собрание. И это всё, вся греховность этим исчерпывается? Даже если бы это всё и было правдой ( а мы тут убеждаемся, что нет) то как то маловато для "вселенского зла". Все обвинения врагов Кауравов выглядят абсолютно голословными.
Просто между Ядавами и Кауравами существует наследственная вражда. Хотя и здесь следовало бы разобраться.Судя по всему, В Хастинапуре всегда хорошо относились и к Кунти, и к самим Пандавам.
Да и к самому Кришне пытаются относиться по-хорошему.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Пятница, 23 Февраля 2018 г. 16:21ссылка
Huhrigina, мне хочется подробно рассмотреть события в Хастинапуре во время приезда Кришны. Здесь лоб в лоб сталкиваются противники, что у них за доводы, какие аргументы, чего они хотят? Есть какая-то жажда мести Кришны к кауравам, она выражена не напрямую, а через якобы справедливые требования пандавов и их обиды.

Не нужно слишком уж прямо толковать те формулировки, которые обозначили авторы эпоса, вроде насильного привода Драупади в зал собрания. В этом зале частенько оказывается и Гандхари, правда её приглашают. Много шума авторы поднимают из-за месячных... Но тут возможно просто выдумка, во-первых Драупади уже около 42 лет, во-вторых у неё как минимум трое детей, в-третьих на юге женщины рано старятся... Так что месячные вполне могли быть выдумкой авторов эпоса. А вот что они пытались скрыть? За этим внешним, формальным событием скрыт факт оскопления пандавов, их лишили звания мужчин. Вот это авторы эпоса и не хотели сказать, пришлось придумать другую причину, отсюда эти месячные и насильный привод Драупади. Точно так же выдумана игра в кости, когда на самом деле был суда. Реальные причины, поводы совсем другие, и события тогда становятся совсем не теми, как говорят авторы эпоса.

Не
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 15:41 (ссылка)
Я думаю, в глубине себя Кришна презирал Дурьйодхану, даже испытывал брезгливость к нему.

Вот Вы сказали, а я вдруг вспомнила шекспировский монолог Яго. Тот, где он изливается в брезгливом презрении к честно служащим офицерам, гордясь, что сам он не из их числа.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 15:58 (ссылка)
Вот по этой причине, возможно, он и отказался от еды, воды, одежды, жилища. Конечно, и всё остальное тоже имело место - и боязнь отравления, и стремление ничем не быть обязанным.

А идея того, что есть собрание - контролирующий орган - мне понравилось.Иногда членов собрания называют по-другому, и кшатриями, и царями. Во время убийства Шишупалы, когда он выбегает на улицу, приглашая Кришну на поединок, за ним последовали цари. Видимо, думали, что и Кришна выйдет на поединок. Шишупала затем возвращается, и Кришна убивает его чакрой.

Вполне вероятно, что отцом этого Арджуны является Арджуна Картавирья. А у них есть такая практика: Васудева - отец Кришны, Ваасудева - сам Кришна. Может быть, его и назвали в честь Арджуны Картавирьи...
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 16:05 (ссылка)
Вполне вероятно, что отцом этого Арджуны является Арджуна Картавирья. А у них есть такая практика: Васудева - отец Кришны, Ваасудева - сам Кришна. Может быть, его и назвали в честь Арджуны Картавирьи...

Ну, собственно, эпос и не отрицает того, что его назвали в честь Арджуны Картавирьи.

"И вот явился владыка богов и произвел Арджуну. И как только ребенок родился, невидимый голос, своим глубоким звуком оглашая небо, сказал: «Этот (сын), подобный Картавирье, о Кунти, одаренный могуществом, равным Шиве и непобедимый как Шакра, распространит твою славу". (с) Адипарва, глава 114
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 16:13 (ссылка)
Идея интересная, но одной цитаты мало, всё-таки здесь всего лишь "подобный Картавирье". Нужно найти все упоминания этих двух героев вместе и тогда можно подойти к этому более основательно. Но их частенько сравнивают. Раньше я не сильно обращал на это внимание. А вот в Анугите есть тоже упоминание об Арджуне Картавирье, а там ведь важный момент происходит. Кришна хочет склонить Арджуну к выступлению против брахманов, срубить дерево ашваттху. Под этим последним следует иметь в виду род Брахмы. И вот там идет речь об Арджуне Картавирье.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 16:24 (ссылка)
Идея интересная, но одной цитаты мало, всё-таки здесь всего лишь "подобный Картавирье". Нужно найти все упоминания этих двух героев вместе

Да, желательно.
Но я считаю довольно показательным уже и то, что сына Кунти уподобляют именно герою из рода Яду. Не Шантану, не Бхишме, не еще какому прославленному воину из династии Хастинапура - Картавирье. Кауравы (в лице Панду) тут словно вовсе не имеют к нему отношения.
Как бы намекает: тут есть, что искать.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 16:29 (ссылка)
Да, это очень верно. Тоже хороший довод. Можно сказать, что уже два условных довода.. Нужно больше, потому что идея слишком уж в воздухе зависает. Она хороша как идея, но нужны доказательства. И Арджуна Картавирья - вечный противник Рамы Джамадагни, вот примерно также выстраиваются отношения между всеми пандавами и Арджуной прежде всего и кауравами и Карной. А на Востоке всегда были длиннейшие застарелые обиды источником для конфликтов.
Ответить С цитатой В цитатник
OKSOMORON   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 21:56 (ссылка)
Кришна ведёт двойную игру, мне так показалось, хотя он постепенно добивается своего.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 22:10 (ссылка)
OKSOMORON, да, он делает вид, что старается в пользу якобы справедливых требований пандавов, а на деле они для него только средство для удовлетворения своих стратегических интересов.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Февраля 2018 г. 22:21ссылка
В тоже время он чувствует, что подвергается опасности
Соккар   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 22:25 (ссылка)
Да, он ходит по краю пропасти, но тех, кто идет с ним рядом, сталкивает вниз. На мой взгляд, это самый коварный среди всех персонажей всех эпосов. В этом отношении он превосходит даже Одиссея, эпитет которого "политропос" - многохитростный, то есть попросту коварный, у Жуковского он переведен как "многоумный" или "хитроумный".
Ответить С цитатой В цитатник
Hope_always   обратиться по имени Среда, 21 Февраля 2018 г. 00:23 (ссылка)
Сколько слов он произносил о том, что все люди должны соблюдать дхарму! И для чего, спрашивается? Только для того, чтобы, зная, как другие люди будут поступать по дхарме, самому было удобно нарушать её...

А ведь это очень хороший способ манипулирования людьми. Зная, как они поступят к том или ином случае, легко управлять чужими поступками.
Спасибо, Соккар, за познавательные посты!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 21 Февраля 2018 г. 10:41ссылка
То, что позволено Юпитеру, то не позволено быку! Обладающий властью часто думает подобным образом. В конце жизни, я думаю, у многих юпитеров наступает прозрение, что они потратили жизнь на совершение больших глупостей. Даже если такое прозрение не наступает, то сама жизнь показывает., что так и есть...
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Среда, 21 Февраля 2018 г. 00:43 (ссылка)
Лично мне речи Кришны о дхарме очень напоминают нынешние рассуждения Америки о свободе, демократии и правах человека :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 21 Февраля 2018 г. 10:43ссылка
Бригита_О_Брайн, да, очень похоже. Да и Олимпиада тоже... Одним терапевтические исключения, другим подбросят меьдоний, чтобы опорочить. Всё как в Махабхарате. Одни принципы манипулирования обществом.
klari126   обратиться по имени Пятница, 23 Февраля 2018 г. 16:48 (ссылка)
Всем защитникам нашей необъятной Родины отменного физического здоровья, духовного равновесия, радости и любви!
0ф1 (300x300, 137Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 23 Февраля 2018 г. 16:53 (ссылка)
klari126, спасибо. Очень приятно, что есть женщины, которые помнят о том, что есть праздники и у мужчин:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
Huhrigina   обратиться по имени Пятница, 23 Февраля 2018 г. 18:44 (ссылка)
http://womenation.org/women-at-war/

Позвольте посредничать))))).
А если серьёзно, обычно я в этот день поздравляла бабушку. Она
Защитник Москвы и маму, она офицер запаса.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 23 Февраля 2018 г. 19:12 (ссылка)
Huhrigina, спасибо. От моего лица поздравьте и их!:-))) Я два года служил в армии, в разведке: БУАР - батарея управления и артиллерийской разведки. Так что Штирлиц мне почти коллега:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 23 Февраля 2018 г. 19:29 (ссылка)
А мне подруга вон какую открыточку прислала:


Никак Рама Джамадагни собственной персоной!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 23 Февраля 2018 г. 20:54ссылка
Бригита_О_Брайн, да, похоже это Рама с топором! Прекрасная открытка. Я бы новый праздник ввёл: День защиты традиций:-)))
Chen_Boy   обратиться по имени Пятница, 23 Февраля 2018 г. 19:53 (ссылка)
Поздравляю Вас с Днём защитника Отечества - 23 февраля! Пусть мужество Ваше будет непобедимо, а любая победа — неоспорима! Спасибо за интересные статьи! Восхищаюсь Вашей эрудицией! Желаю хороших праздничных дней!
1356709221_animaciya-s-dnem-zaschitnika-otechestva-rf (240x320, 779Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 23 Февраля 2018 г. 20:55ссылка
Chen_Boy, спасибо. Очень приятно, что у меня есть друзья, которые уважают лучшие традиции советского прошлого!
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 23 Февраля 2018 г. 20:15 (ссылка)
Так что Штирлиц мне почти коллега:-)))

И Карна тоже :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 23 Февраля 2018 г. 20:56ссылка
Бригита_О_Брайн, ну да, розыск и исследования очень близки. Всё время приходится идти по следу, главное нюх не потерять:-))
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку