-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30128


Эпизод 7. Ночной разговор Дхритараштры с Видурой

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 14:53 + в цитатник
  Отпустив Санджаю отдыхать, Дхритараштра пригласил к себе Видуру. Перед завтрашним собранием царь в течение ночи проведёт две встречи: с Видурой и с Санатсуджатой. Темы бесед с этими персонажами носят дидактический, философский, а иногда даже мистический характер. И это очень удивительно, неужели именно в такой момент подобные вопросы действительно важны для него? На конкретные вопросы Дхритараштры Видура отвечает столь многословно, что возникает впечатление того, что данная беседа подверглась значительной редакторской обработке. Трудно вообще понять, что послужило темой этих бесед в реальности. Ночной характер этих встреч и их срочность свидетельствует, что вопросы, поднятые во время этих бесед, были очень важны.



1. Миф как он есть

  Царь просит ответить Видуру на вопрос, в чём его благо. В ожидании завтрашнего дня и собрания царей он озабочен тем, что Санджая скажет в сабхе. В длинной речи на протяжении 89 шлок Видура касается различных вопросов правления государства. Он перечисляет множество различных качеств, которые могут как разорить царство, так и увеличить его мощь. Видура называет восемь признаков человека, обречённого к гибели: "...прежде всего, он ненавидит брахманов и прере­кается с брахманами, он присваивает собственность брахманов и готов убить брахманов, он испытывает удовольствие, когда их порицают, и не радуется, когда их восхваляют, он не вспоминает о них при совершении обрядов и злится, когда они попросят его (о чем-нибудь". (Удьйогапарва, гл. 33, шл. 73 - 80). Разлад в совещании может погубить царя с его подданными. Видура советует отдать сыновьям Панду, рождённым в лесу, положенную им часть царства и такой поступок не вызовет сомнений ни у богов, ни у людей.


   В следующей главе Дхритараштра спрашивает, что будет полезным для пандавов и что принесёт благополучие кауравам. В чём намерение Юдхиштхиры? Видура советует Дхритараштре "применение неблаговидных и неподходящих средств" при управлении государством. Он должен собирать налоги, уподобляясь пчеле, которая собирает мёд и не вредит цветку. "Коровы видят чутьем, брахманы ви­дят посредством вед, цари видят через шпионов, а другие люди — просто глазами". (Удьйогапарва, гл. 34, шл. 31 - 39).

  Обуздав себя и подчинив советников, царь может покорить своих противников. Ведь тело человека - колесница, душа - возница, а чувства - кони. Царь должен покорить свои чувства, в противном случае его одолеют враги. "Глупцы оскорбляют мудрых несправедливыми укорами и прибегая к злословию". (Гл. 34, шл. 69 - 77). Словами легко можно ранить людей, и учёный не должен этого делать. "У того человека, которому боги ниспосылают поражение, у того (сна­чала) они отнимают разум, и он видит тогда деяния только низменные. Когда рассудок становится помраченным и гибель совсем близка, то не­верное кажется верным и уже не выходит из сердца. Такой же точно по-мрачненный разум у тебя и твоих сыновей, о потомок Бхараты, из-за их вражды с пандавами, и ты этого не замечаешь. Одаренный всеми благо­приятными признаками, Юдхиштхира, который мог бы быть царем даже трех миров, послушен твоим велениям! Пусть же он, о Дхритараштра, будет правителем (земли)! Превосходящий всех твоих сыновей, он самый достойный из всех твоих наследников". (Удьйогапарва, гл. 34, шл. 78 - 83).

   Дхритараштра просит собеседника сказать, что соответствует закону (дхарме) и пользе (артхе). Видура говорит, что омовение в святых местах и честность могут быть равными между собой. Царь должен проявлять полную искренность к своим сыновьям, и тогда он достигнет великой славы в мире, а после смерти - неба. В этой связи Видура рассказал царю о конфликте между царём дайтьев Вирочаной и брахманом Судханваном из-за девушки Кешини. Решить судьбу этого спора Судханван предложил отцу Вирочаны Прахраде. Спорщики поставили в заклад собственные жизни. И отец Вирочаны решает этот спор в пользу Судханвана! Ведь, как сказал Судханван, солгавший в отношении человека губит тысячи своих предков. Победивший брахман помиловал царя дйтьев, но с этого момент проигравший спор Вирочана должен омывать ноги брахмана в присутствии его жены Кешини. Закончив этот рассказ, Видура произнёс, что Дхритараштра должен поступить как отец Вирочаны. Собеседник царя приводит много примеров благочестивого и греховного образа жизни. В подтверждение этих слов он приводит длинный список прегрешений, приравненных к убийству брахманов: это и поджигатели домов, и отравители, и продавцы сомы, и предатели, и соблазнители жён, и осквернители ложа учителя, и отрицатели существования богов (настики), и хулящие веды, и жадные, хотя и богатые... Он сопоставляет часто вещи трудносопоставимые, если вообще сопоставимые: " У того человека, которому боги ниспосылают поражение, у того (сна­чала) они отнимают разум, и он видит тогда деяния только низменные. Когда рассудок становится помраченным и гибель совсем близка, то не­верное кажется верным и уже не выходит из сердца. Такой же точно по-мрачненный разум у тебя и твоих сыновей, о потомок Бхараты, из-за их вражды с пандавами, и ты этого не замечаешь. Одаренный всеми благо­приятными признаками, Юдхиштхира, который мог бы быть царем даже трех миров, послушен твоим велениям! Пусть же он, о Дхритараштра, будет правителем (земли)! Превосходящий всех твоих сыновей, он самый достойный из всех твоих наследников". (Удьйогапарва, гл. 35, шл. 59 - 67). И в окончание этой главы снова следует поругание Дурьйодханы: "Возложив бремя верховной власти на Дурьйодхану и Шакуни, на глупого Духшасану и на Карну, как ты можешь надеяться на преуспеяние? Наделенные же всеми добродетелями, пандавы, о бык из рода Бхараты, полагаются на тебя, как на своего отца. Положись же и ты на них, как на сыновей своих!" (Удьйогапарва, гл, 35, шл. 59 - 67).

   Боги, говорит Дхритараштра, выказывают своё пристрастие к высшим родам, а кто же к ним относится? Видура отвечает, что к ним следует отнести тех, кто чтит брахманов, знает веды, устраивает жертвоприношения, соблюдает закон. Но все они будут низринуты в низшие рода, если прекратят жертвоприношения, отвратятся от вед, станут нарушать дхарму, перестанут чтить брахманов, если будут отнимать у них имущество. Дхритараштра говорит, что Юдхиштхира, ранее обманутый им, уничтожит в битве "моих глупых сыновей". Что нужно сделать, чтобы это не случилось? Видура отвечает, что решение вопроса в благочестивом образе жизни и в отказе от стяжательства. Царь должен теперь проявить заботу о пандавах и примирить их с кауравами.

  Дхритараштра говорит, что в ведах сказано, что продолжительность жизни человека - сто лет, но почему тогда мало кто достигает этого возраста. Видура отвечает, что сокращают жизнь человека излишества в речи, чрезмерная гордость, отсутствие щедрости, гнев, чрезмерная жажда знаний и измена друзьям. В своей длинной речи он касается почти всех вещей на свете, но так и не отвечает на заданный вопрос. Видура уподобляет сыновей Дхритараштры лесу, а пандавов - тиграм в лесу. "Так не руби же лес вместе с тиграми! Не допускай, чтобы тигры выбрались из леса! Не может быть леса без тигров и не может быть тигров без леса. Ибо лес охраняется тиграми, а тигров защищает лес". (Удьйогапарва, гл. 37, шл. 38 - 42). Затем он сравнивает сыновей Дхритараштры с лианами, а пандавов с деревьями шала. И делает вывод: вьющееся растения не могут жить без больших деревьев...

  Видура продолжает. Царь должен хранить тайну совещания. " Тот царь, (тайны) совещаний которого не знают ни посторонние и ни те, кто находится внутри (его дворца), но который сам видит (через своих шпионов) все, (что делается у врага), —тот долго пользуется верховною властью". (Удьйогапарва, гл. 38, шл. 8 - 17). Его поучения иногда касаются общих вопросов нравственности. Вот что он говорит: "(Люди) тех (обособленных) мест, где наставляет женщина, обманщик или ребенок, беспомощно опускаются (в своем нравственном падении), подобно тому как погружаются в реку плоты, сделанные из камней. Кто хорошо осведомлен в общих целях работы, но не в отдельных ее частно­стях, о потомок Бхараты, тех я считаю учеными, ибо отдельные разно­видности (работы) являются вспомогательными," Тот человек, которого восхваляют плуты, странствующие актеры и дурные женщины, на самом деле не живет уже. Оставив в стороне тех могучих лучников—пандавов, неизмеримых в силе, ты, о потомок Бхараты, возложил на Дурьйодхану великие заботы о верховной власти. Ты скоро увидишь поэтому, что он скатится оттуда, как низринулся с трех миров Бали, ослепленный от опьянения своим владычеством!" (Удьйогапарва, гл 38, шл 36 - 44).

В самом начале следующей главы махараджа обращается к Видуре.
Удьйогапарва, гл 39, шл. 1, 2 - 6:

  " Дхритараштра сказал:

Человек не властен над своим благополучием и несчастьем. Он подо­бен деревянной кукле, которая приводится в движение нитями. Ведьг в самом деле, творцом он подчинен власти судьбы! Поэтому продолжай говорить, я внимательно слушаю тебя.

Видура сказал:

Говоря слова, не подходящие ко времени, даже сам Брихаспати обрекает себя на полное невежество и презрение, о потомок Бхараты! Один становится мил благодаря раздаче даров, другой — приятною речью, иной — благодаря заклинаниям, а еще другой — силою лечебных ко­реньев. Но тот, кто (от природы) мил, все разно остается мил. Тот, кто-ненавистен, не бывает ни справедливым, ни умным, ни ученым. Тому, кто мил, приписывают все дела благие, а тому, кто ненавистен, — дур­ные, о потомок Бхараты!".

  Собеседник Дхритараштры говорит, что царь должен поддерживать своих родственников. Дхритараштра замечает: "Но я не смею покинуть своего сына, ибо (хорошо известно): где справедливость, там и победа". (Удьйогапарва, гл. 39, шл. 7). Видура предлагает царю подарить несколько деревень пандавам. Он перечисляет лиц, которым не следует доверят:"Не следует питать доверия к жен­щине, к обманщику, к человеку ленивому, робкому или свирепому, к тому, кто высоко мнит о себе, к вору, к неблагодарному и к тому, кто отрицает существование богов". (Удьйогапарва, гл. 39, шл. 55 62). Затем идёт перечень лиц, достигших успеха: "Кто покорил своих друзей дарами, кто своих врагов победил в битве, а жен своих покорил пищей и питьем, у того жизнь увенчана успехом". (Удьйогапарва, гл. 39, шл. 63 - 70).

  Видура перечисляет обязанности кшатриев: изучение вед, совершение жертвоприношений, защиту подданных, коров и брахманов:" Сын Панду (Юдхиштхира) отпадает от закона кшатриев. Поэтому поставь его, о царь, в такое положение, чтобы он мог выполнять обязательный долг царей". (Удьйогапарва, гл. 40, шл 23 - 27).

  Заканчивая беседу с Видурой, Дхритараштра говорит, что он не может пойти против собственного сына. В этом есть проявление судьбы! Он готов уже расстаться с Видурой, но тот просит его встретиться с Санатсуджатой - юным мудрецом, который "изрек, что нет смерти". Он может ответить на все вопросы царя. Дхритараштра говорит, что ему достаточно и того, что сказал Видура, но последний заметил, что сам он родился от женщины-шудры, а Санатсуджата потомок женщины-брахманки и знает тайны, доступные богам. Видура стал размышлять о мудреце и тот, узнав об этом, появился перед беседующими.

2. Где в мифе история

  В этом бесконечном потоке слов трудно найти опору. Какой смысл в сомнительных и мало уместных для данной ситуации нравоучениях, если царя волнует конкретный вопрос: что решит собрание царей после выступления Санджаи в собрании? Статус Видуры при дворе Дхритараштры неопределённый. Его длинные поучения могут внушить мысль, что он советник царя. Но в действительности это не соответствует истине. Его мать - служанка, а отцом, как и Дхритараштры, формально является Вьяса. Но это мифическая, а не реальная история. Отцом царя редакторы Махабхараты сделали Вьясу, чтобы обосновать его претензии на власть в Хастинапуре. В отношении Видуры отцовство Вьясы редакторы эпоса выдумали, чтобы повысить его статус при дворе царя. У Дхритараштры нет советника среди брахманов, и поучения Видуры отражают точку зрения жрецов. Без них царь не может управлять государством, так думают создатели Махабхараты. Беседа царя с Видурой иногда напоминает допрос, царь подозревает Видуру в связях с кем-то за пределами дворца. В противном случае официальная точка зрения выглядит нелепой: сын служанки, да к тому же на несколько лет моложе царя, поучает владыку кауравов. Вопросы царя иногда определённые, иногда слишком неопределённые, а вот ответы Видуры ещё в большей степени запутывают дело. Что послужило реальной причиной этой встречи? На вопрос, в чём его благо, Видура отвечает что царство Дхритараштры придёт к упадку из-за конфликта с брахманами. Именно так можно понять его перечень восьми признаков человека, обречённого на гибель. Царь не готов признать власть брахманов. Каков же выход? Что может предотвратить войну?

  Царь должен поменять своё отношение к брахманам, а его сыновья и чиновники перестать обвинять их в паразитизме. ("Глупцы оскорбляют мудрых несправедливыми укорами и прибегая к злословию"). Нападая с оскорблениями на пандавов, сыновья Дхритараштры оскорбляют и брахманов, ведь сыновья Панду стремятся угодить жрецам. Видура пользуется любимым образом Кришны (тело человека - колесница, душа - возница, чувства - кони), чтобы передать Дхритараштре принцип управления людьми с помощью вожжей. И это, конечно, свидетельствует, что Видура является проводником политики Кришны в Хастинапуре. Но Дхритараштра смотрит на мир глазами советников и шпионов, а нужно смотреть так, как советует Видура.

  Дхритараштра спрашивает, что соответствует закону и пользе. Ответ Видуры растворяется в потоке слов. Можно только догадаться. что вопрос был совсем не в этом. Право же смешно, царь не знает законов своего государства и в чём его выгода! Ответ Видуры не касается ни законов, ни пользы: "Омовение во всех святых местах и честность ко всем существам - эти два (качества) могут быть равны (по своему значению). Однако честность все же отличается (от первой)". (Удьяогапарва, гл. 35, шл. 2 - 5). Это из какой оперы?!! Получается, что вопрос Дхритараштры был несколько о другом... Как можно приравнять честность с омовением? Что за логика? Из ответа Видуры можно догадаться, что царь назвал жрецов мошенниками, обманывающими наивных людей. А Видура возразил ему: среди жрецов тоже могут быть честные люди - вот почему в цитате омовение приравнивается к честности. В подтверждение своих слов он рассказывает о споре между царём дайтьев Вирочаной и брахманом Судханваном из-за девушки. Право взять её себе в жёны получит тот, кто более знатный. Спорщики избрали судьёй отца Вирочаны Прахраду, который решил спор в пользу брахмана. Видимо, это любимая притча Видуры и он излагает её уже не в первый раз. Он - рупор брахманской морали при дворе царя. В центре этой притчи конфликт между светской властью и представителем жреческого сословия. Жрец, победивший Вирочану руками его отца (точнее языком), помиловал побеждённого, но последний должен был омывать его ноги в присутствии Кешини. Как будто у царей совсем нет самолюбия... Милость ценой унижения - вот чего достойны цари, по мысли Видуры и брахманов. Устами Видуры брахманы предлагают Дхритараштре капитуляцию: "честность" царя заключается в признании верховенства брахманов, а жрец милостиво разрешит мыть себе ноги царю (?!!) в присутствии "яблока раздора" - своей жены Кешини. Большего унижения трудно представить! Статус царя понижен до рядовой служанки. Какой правитель в здравом уме согласится на подобные условия! А если согласится, то это будет не царь, а марионетка. Царь, по словам Видуры должен отречься от своих сыновей в пользу брахманов. ("Потворствуя своим сыновьям, не иди ты к гибели вместе со всеми сыновьями своими и советниками. Боги не защищают (людей), беря (в руки) палку, подобно пастухам. Но кого они хотят защищать, того они наделяют разумом". (Удьйогапарва, гл. 35, шл. 32 - 41). Подобный образ жизни он считает разумным! Сыновья Дхритараштры и его советники явно не хотят идти на поводу жрецов. В любом обществе паразиты стремятся обосновать право на привилегии. Видура приводит список грехов, которые приравнены к самому тяжёлому среди них - убийству брахманов. Список этот огромный и очень поучительный. И на первом месте идут поджигатели домов... Но ведь Дхритараштре хорошо известно, что в своё время именно пандавы подожгли смоляной дом в Варанавате. Знает об этом и Видура, их сомнительный адвокат при дворе Дхритараштры. Поэтому приравнивать этот грех к греху убийства брахманов в его устах было бы затеей не только странной, сколько опровергающей собственные рассуждения. Ведь тогда пандавы (поджигатели домов и складов с оружием) являются преступниками, деяния которых ничем не отличаются от убийц брахманов. Очевидно, данный пункт был внесён в эту главу уже в более позднее время, когда в отредактированном тексте Махабхараты слушателям и читателям была внушена виновность Дурьйодханы в поджоге смоляного дома. Затем в списке грешников идут отрицающие существование богов, критики священного писания, не желающие совершать жертвоприношения. Несомненно, для брахманов эти люди - принципиальные противники. Загробные представления людей для торговцев иллюзиями лишь средство к существованию. К убийцам брахманов они приравнивают и торговцев сомы. Пусть не кажется наивным читателям, что подобным образом брахманы борются с пьянством. Почти в каждом гимне Ригведы жрецы угощают сомой Индру. Или у них своя логика: продавцы сомой - грешники, покупатели - праведники, а пьющие сому - боги?!! Предполагается, что сами жрецы при этом сому не пробовали... Трудно представить себе хозяина дома, который угощает гостя питьём и пищей, а сам не пробует их. Сплошное лукавство.

  Удивительное сравнение приводит Видура: величие рек, мудрецов, происхождение благородных родов и дурное поведение женщин невозможно постичь. Величие мудрецов и знатность родов каким образом перекликается с дурным поведением женщин? Неужели у редакторов не возникло сомнение в отсутствии логики при подобном сопоставлении. А далее собеседник царя подходит к выводу: "кто предан почитанию дваждырождённых, ... тот долго правит землёй". Стандартная логика: угодивший жрецам будет царём!. Ну и традиционное пренебрежительное отношение к женщинам: для брахманов они низшие существа.

  Царь спрашивает, кто относится к высшим родам, то есть к знати. Удивительно, почему сын шудры может знать, кто относится к родовитым семьям? Неужели Дхритараштра не знает, что выше царя никого нет? Однако Видура к знати относит тех, кто чтит брахманов, знает веды, устраивает жертвоприношения. Если царь не устраивает жертвоприношения, то в глазах брахманов это не царь. Непонятно зачем Дхритараштра задаёт вопрос о продолжительности жизни человека. Видура говорит обо всём на свете, но не отвечает на заданный вопрос. Страсть к бесконечным речам может привести к потере смысла. Видимо, вопрос Дхритараштры заключался в том, что приближающаяся война приведёт к гибели многих и тогда вопрос о продолжительности жизни становится понятным. Уподобив сыновей Дхритараштры лесу, а пандавов - тиграм в лесу, Видура использовал тот же образ, что и Кришна в своей речи Санджае в Упаплавье. Складывается впечатление, что эти сравнения придумал один человек, либо редактор этого текста, либо Видура - доверенное лицо Кришны при дворе Дхритараштры. И ещё раз в конце 37 главы он снова приводит подобное же сравнение (пандавы - дерево шами, кауравы - лианы на этом дереве). И здесь подтекст понятен: пандавы сильнее кауравов, они "растут" самостоятельно, а вот лианы могут расти, только взбираясь на дерево.

  Видура продолжает свои "наставления" Дхритараштре. Он рекомендует ему хранить тайну совещания царей. Такой "совет" сродни тому, как если бы первоклассник учил грамотности доктора наук. Семидесятилетний царь уж наверняка не нуждается в подобных наставлениях.

  В мироощущении брахманов женщина занимает низкое место. Её опыт, взгляд на жизнь приравнивается к мировоззрению обманщика и ребёнка. И то, кто будет следовать их поучению, подобен плоту, сделанному из камней. Странное рассуждение. Где и кто видел такие плоты? Скорее всего тут имеет место неправильный перевод и речь идёт о плоте, нагруженном камнями. Тут можно подумать, что Дхритараштра приводил сообщения своих шпионов в качестве доказательств, а Видура сравнил их сведения с мнением женщины, обманщика и ребёнка. Вслед за этим он также негативно отозвался о плутах, странствующих актёрах и дурных женщинах. А ведь шпионы как раз и принимали облик странников и артистов.

  Дхритараштра высказал мнение, что человек не властен над своей судьбой, он подобен деревянной кукле, управляемой нитями. Столь абстрактный образ в его речи не соотносится с каким-то конкретным именем. Но он в наибольшей степени подходит к пандавам. Несомненно, их имя в разговоре с Видурой в реальности и прозвучало. Именно они и были марионетками в руках Кришны Васудевы и Кришны Двайпаяны. Эти слова в точности передают мысль Санджаи в его докладе Дхритараштре (гл. 32, шл. 10 - 15). И так Сандажя свидетельствует о мучениях Юдхиштхиры, который хорошо понимал свою роль. Видура пытается оправдать пандавов говоря, что такая оценка их поведения предвзята, поскольку кауравы испытывают к ним ненависть. Но и тут он не прав, какую ненависть может испытывать свободный человек к рабу? Только презрение! Царь отвечает, что он на стороне закона, а поведение пандавов преступно. Видура считает, что пандавам можно доверять и приводит список лиц, не заслуживающих доверия: женщин, лжецов, лентяев, нерешительных людей, неблагодарных и, конечно же, отрицающих существование богов. Кто бы сомневался! Отрицающие богов приравнены к лжецам и лентяям. Но назвать брахманов тружениками нельзя, а вдруг все их поучения о загробной жизни неверны, ведь проверить их нельзя. Тогда их тоже можно назвать лжецами. Получается, что этот список без брахманов не полон. Столь горькая ирония уместна здесь в том смысле, что Дхритараштра прекрасно понимает, что прощать нераскаявшихся преступников - значит плодить новые преступления.

  Видура призывает Дхритараштру относиться одинаково и к сыновьям Панду, и к своим собственным. Но как может отец одинаково относиться к своим сыновьям и к детям Кунти, которых она родила неизвестно от кого? Да и кто такая Кунти? Она же тётя Кришны и, надо надеяться, этот факт Дхритараштре известен. Выдуманная брахманами генеалогия приводит к ложным рассуждениям в защиту непонятно как и от кого появившихся на свет в лесу пандавов. Видура предлагает покорить пандавов "дарами" - дать им имущество, и тогда они станут друзьями царя. Дхритараштра оставляет эти слова без внимания, ведь в его глазах пандавы - марионетки и нераскаявшиеся преступники. Подводя итоги этой беседы, можно сказать, что Видура предлагает пойти на компромисс, который является по существу только первым шагом к капитуляции, и выделить пандавам несколько деревень, чтобы те перестали заниматься разбоем. Царь не согласен.

  Видура предлагает Дхритараштре поговорить с мудрецом Санатсуджатой. Дхритараштра явно не горит желанием встречаться с ним. Собеседник царя пытается заинтересовать его какими-то тайнами, которые известны мудрецу. Санатсуджата появляется как по волшебству, стоило только Видуре подумать о нём. Судя по всему, мудрец ждал окончания встречи в соседнем покое. Видура предложил ему развеять "некое сомнение", которое он сам не может разрешить. Разговор мудреца с царём принял столь философский и абстрактный характер, что его нужно разобрать отдельно.
Рубрики:  Махабхарата
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

вариния   обратиться по имени это конечно высшая математика.потому что мы в критериях практической Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:25 (ссылка)
необходимости болтаемся.по ходу жизни.Где можем шевелить ластами -там и шевелим.Не царское это дело философские антимонии разводить.когда неприятель дышит в спину и возведение крепостей духа и материи не завершено.так что все по порядку и спасибо зарядке..
122819797_Ucbsd (640x480, 355Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:28 (ссылка)
вариния, спасибо... А что это за растение?
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:33 (ссылка)
На вопрос, в чём его благо, Видура отвечает что царство Дхритараштры придёт к упадку из-за конфликта с брахманами. Именно так можно понять его перечень восьми признаков человека, обречённого на гибель.

"Фараон" Болеслава Пруса вспоминается все чаще и чаще... Впрочем, конфликт царей и жрецов, похоже, тема извечная.

"Омовение во всех святых местах и честность ко всем существам - эти два (качества) могут быть равны (по своему значению). Однако честность все же отличается (от первой)".

Уж не спросил ли Дхритараштра, как с праведностью Пандавов соотносится геббельсовское вранье, которым они поливают свою хастинапурскую родню. "Но царь, они же по тиртхам ходят! Они очистились..." - а что еще Видура на это сказать может? ;)

Видура продолжает свои "наставления" Дхритараштре. Он рекомендует ему хранить тайну совещания царей.

Возможно, его волнует, чтобы царь не сказал кому-то конкретному, допущенному к гостайне.

Уподобив сыновей Дхритараштры лесу, а пандавов - тиграм в лесу, Видура использовал тот же образ, что и Кришна в своей речи Санджае в Упаплавье.

Тигры тиграм рознь. Майор Корбетт, вон, не менее двух десятков отстрелял за людоедство :) Кстати, судя по "В моих владениях, о царь, не угрожает опасность от тигров и прочих (хищников)" Дурьйодхана тоже уделял пристальное внимание этому больному для Индии вопросу. Причем успешно. И, видимо, эта его заслуга была общеизвестна, откуда и сравнение - "загнал родню прямо как тех несчастных тигров, которые всего лишь хотят кушать!".

Вслед за этим он также негативно отозвался о плутах, странствующих актёрах и дурных женщинах. А ведь шпионы как раз и принимали облик странников и артистов.

И "дурных женщин" тоже, если смотреть "Артхашастру". :)
В общем: "Все шпионы - низменные люди, как можно им верить?". :)
Я б на месте Дхритараштры уже несколько раз задалась вопросом: "Он издевается, или реально не в своем уме?".
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:38 (ссылка)
Бригита_О_Брайн, понятно, что в реальности беседа носила совсем иной характер. Но что-то из той из той реальности вошло в эту беседу, хотя и в сильно изменённом виде. Авторы попытались из фактов и собственных измышлений сотворить такой текст, с помощью которого можно было бы в течение многих столетий влиять на сознание слушателей и читателей. Но мне хочется представить ту идеологию, которая была в реальности. Вот и попытался...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:41 (ссылка)
«Налоговому экстремисту» грозит «статья»?
Борьба с налоговыми мошенниками вышла на новый уровень, правда, далеко не всегда удачно. Налоговые платежи, как говорит Евгений Сивков, являются важнейшими источниками формирования доходной части бюджетов трех уровней: федерального, региональных и местных. См.курсы по финн грамотности Евгения Сивкова..
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Соккар   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:42 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:49 (ссылка)
Кстати, об омовениях, возвращающих девственность честность...
Хочу наконец сделать пост, пройтись по обвинениям пандавов в адрес кауравов. В чем именно они обвиняли двоюродных братьев?

- три покушения на Бхиму (яд, змеи, утопление)
- Варанавата
- нечестная игра
- раздевание Драупади
- убийство "малолетнего" Абхиманью (что меня вообще умиляет: деточка ехала развлечься, по живым мишенькам пострелять, а они его взяли да и ухлопали, звери страшные... :))))

Я забыла что-то, или это весь список?
Юдхиштхира вроде даже на небесах поминает только калакут и "сорванную" уттарью.
Ответить С цитатой В цитатник
Рыпка_Фишка   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:51 (ссылка)
Соккар,
Можно о многом думать и рассуждать! Есть и мудрые мысли и не совсем понятные!
Вот, например:
"Не следует питать доверия к жен­щине, к обманщику, к человеку ленивому, робкому или свирепому, к тому, кто высоко мнит о себе, к вору, к неблагодарному и к тому, кто отрицает существование богов". (Удьйога"
Почему жеищина в ряду их, кому нельзя доверять?)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:57ссылка
Рыпка_Фишка, у них (брахманов) завышенная самооценка. Ну и презрение к тем, кто ниже их по статусу, слабее их. Это если исходить только из этой фразы. Кстати, самые ленивые - это жрецы, им труд физический запрещён. Умолчали об этом. Да и обманщики те ещё... Вот как доказать, что существуют все их загробные представления? Где факты?.
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:08ссылка
Соккар,
Факты? Древняя история, а тем более мифология, далека от реальных фактов!ВОт и приходится Вам самому домысливать, сопоставляя разные мысли и поступки героев! К сожалению, именно жрецы оставляли свои представления о мире!
Загробные представления, наверное, доказать вообще невозможно!Это табу!
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:11ссылка
Рыпка_Фишка, тогда те люди, которые говорят о них как о достоверных, просто мошенники. Обманщики... Но, чтобы их не уличали в обмане, они других упрекают в этом. На воре и шапка горит:-)))
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:17ссылка
Соккар,
В то же время очень хочется верить в загробную жизнь!В бессмертие души)
Без этой веры жизнь человеческая изначально трагична!
Как цветок этот, который цветет раз в жизни!
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:21ссылка
Рыпка_Фишка, есть четыре загадки нашего бытия: время, пространство, жизнь смерть... И они будут преследовать нас всю жизнь.
"Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы", нужно постараться реализовать те задачи, которые поставила перед нами жизнь. И доложить тем и там, кто послал нас сюда: задание выполнено!:-)))
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:25ссылка
Соккар,
Вы так думаете Петр?)
С ужасом думаю о том, что я с заданием не справилась! Мало того, до сих пор не понимаю, в чем оно заключалось)
Но это совсем не по теме Вашего поста, извините)
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:30ссылка
Рыпка_Фишка, я-то, конечно, знаю, что отвечать буду перед своей совестью. Вот хуже тому, кто будет отвечать там и тому, потому что он может спросить совсем иначе:-)) А вот тот, кто жил по совести и смог реализовать свой потенциал в этой жизни, тому легче. Его будут судить потомки. Оценят и простят:-)))
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:39ссылка
Соккар,
Это была речь материалиста? Наверное, совесть - это и есть душа? Когда нас мучает, совесть, мы говорим, что болит душа)
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:42ссылка
Рыпка_Фишка, совесть - это отражение древнейшего закона человеческого общества: чего себе не хочешь, того другому не твори. Тогда душа не болит, потому что нечему болеть:-))) Я хороший доктор?:-)))
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:46ссылка
Соккар,
Вы хороший человек)
Про золотое правило нравственности знаю с детства) В принципе, стараюсь ему следовать, но не всегда получается)
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:57ссылка
Рыпка_Фишка, если перевести это на человеческий язык, то мое счастье зависит от того, насколько счастливы люди рядом со мной!
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 18:01ссылка
Соккар,
Могу только позавидовать тем, кто рядом с Вами)
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 18:04ссылка
Завидовать не хорошо!:-)))
Нужно быть счастливым с тем, кто рядом!
Соккар   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:52 (ссылка)
Бригита_О_Брайн, жену же украл Джаядратха. Кавказец:-)))
А вам попадалась информация о младших братьях Индры?
Ответить С цитатой В цитатник
вариния   обратиться по имени спасибо.очень интересно."Фараон"-это о засилье жрецов и жалкой участи юных правителей.а философии там мало. Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:54 (ссылка)
РАСЦВЕСТИ, ЧТОБЫ ПОГИБНУТЬ

КАРДИОКРИНУМ - ГИГАНТСКАЯ ЛИЛИЯ. Цветет ОДИН раз в жизни!
0_92ca8_16aceeb1_XL (700x466, 285Kb)
С этими оригинальными растениями семейства лилейных даже продвинутые цветоводы знакомы только понаслышке, и уж совсем немногие могут похвастаться наличием в саду эффектных гигантских «лилий». Кардиокринумы действительно внешне напоминают трубчатые лилии. Те же крупные воронковидно-трубчатые ароматные цветы, такие же большие луковицы, состоящие из незамкнутых мясистых чешуй. Но на этом сходство растений заканчивается.
0_68c08_d649ab6f_XXL (542x700, 181Kb)

1-163 (600x458, 108Kb)
2457217649 (600x400, 84Kb)
122819797_Ucbsd (640x480, 355Kb)
Cardiocrinum_giganteum_RBGE_2010_3 (500x567, 98Kb)
image (1) (567x567, 213Kb)
image (3) (524x700, 149Kb)
image (2) (700x700, 146Kb)
image (4) (525x700, 152Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:59ссылка
вариния, красиво. А я сначала подумал, что рододендроны. Их так много в Гималаях и о них часто идёт речь.
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 16:58 (ссылка)
Бригита_О_Брайн, жену же украл Джаядратха. Кавказец:-)))

Джаядратху забыла. Погляжу. Но он и не сын Дхритараштры.

А вам попадалась информация о младших братьях Индры?

Только о Вишну. Уже гадала, кто он такой. Пришла к выводу, что на момент изучаемых событий он еще историческое лицо, до "Бхагавана" там далеко, а термины "всепроникающий", "присутствующий везде", "охранитель" и так далее вполне идут главе разведки и госбезопасности Солнечной династии.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:07ссылка
Бригита_О_Брайн, и вот что нашёл! Хотел похвастаться... Искал всё о Карне, брахмаширас и других видах оружия. А нашёл -!!!
Бхима говорит Кришне:
"Раньше кауравы вместе с сыновьями жили довольные, и мы тоже вместе с близкими радовались, как младшие братья Индры со страшим - Индрой". Удьйогапарва, гл. 73, шл. 9 - 17.

Получается, у Индры было, как минимум, два брата! И тогда версия о том, что Шакуни, Рама Джамадагни и Карна его братья получает подтверждение. Но в этом семействе ещё многое не ясно...

А вот по Вишну... Вдруг появилась мысль, что, возможно, и зря его объединили с Кришной в один образ. Вполне вероятно, он в реальности был вообще никак не связан с Кришной. А связь эту провели индийские богословы... Но нужно поискать в этом направлении.
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:32 (ссылка)
Бригита_О_Брайн, и вот что нашёл! Хотел похвастаться... Искал всё о Карне, брахмаширас и других видах оружия. А нашёл -!!!

Мне тоже попалась занятная статейка: человек в кои-то веки не рассуждает о ядерном потенциале Древней Индии, а отождествляет "божественное оружие" с воинской магией обрядов и заклинаний. Кстати, можно заметить, что учатся "божественному оружию" герои у брахманов, ставших на путь воина (Рама, Дрона), или богов (Индра). Можно предположить, что тут отразился когнитивный диссонанс, постигший индусов при виде скифских нравов: если некто совершает обряды и вообще шаманствует, он брахман, а тут этим воин занимается! Кстати, "брахман" Вритра в ту же копилку - как попытка объяснить такое странное явление, как вождь-жрец.

Бхима говорит Кришне:
"Раньше кауравы вместе с сыновьями жили довольные, и мы тоже вместе с близкими радовались, как младшие братья Индры со страшим - Индрой". Удьйогапарва, гл. 73, шл. 9 - 17. Получается, у Индры было, как минимум, два брата! И тогда версия о том, что Шакуни, Рама Джамадагни и Карна его братья получает подтверждение.

В Риг-веде Индра - младший. У него только один брат, рожденный после него, некий мутный "восьмой Адитья", которого даже не сразу отождествили с Вишну.
В "Брахманах" среди младших братьев числится Сурья-Савитар (Карна?).
В "Упанишадах" Тваштар (Рама?), опять Савитар-Вивасват (Карна?) и Вишну (опять же Рама?).
Кого можно было бы отождествить с Шакуни - не могу сказать...

А вот по Вишну... Вдруг появилась мысль, что, возможно, и зря его объединили с Кришной в один образ.Вполне вероятно, он в реальности был вообще никак не связан с Кришной. А связь эту провели индийские богословы... Но нужно поискать в этом направлении.

Ну так Кришна себя сам отождествил. С Всевышним Господом. При этом сам он если молился, то Шиве и Кали. Что ничуть не удивительно - оба божества еще дравидско-хараппских времен. Подозреваю, Вишну на тот момент был младшим принцем солнечной династии, занимавшимся деликатными политическими играми, и далеким от божественности. Это когда уже культ пошел вверх, припомнили, что Кришна был именно его "аватар" (ставленник), к слову - гениально кинувший патрона, что посейчас заметно по рассуждениям богословов, кто из них первичен. ;)))
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:40 (ссылка)
Бригита_О_Брайн, "Мне тоже попалась занятная статейка: человек в кои-то веки не рассуждает о ядерном потенциале Древней Индии, а отождествляет "божественное оружие" с воинской магией обрядов и заклинаний".

Вряд ли. По большому счёту это "божественное оружие" можно игнорировать. Оно не решало судьбу сражений. А вот "брахмаширас" любопытно. Хотя и жертв от его применения нет, но почему все начинают дрожать, стороны света меняются местами...

А ещё восемь Васу интересны, и один из них Бхишма, а Индра почему-то Васава...

О Вишну слишком мало информации, чаще говорят о Кришне. Поэтому трудно сказать что-то определённое о Вишну.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:46 (ссылка)
Вряд ли. По большому счёту это "божественное оружие" можно игнорировать. Оно не решало судьбу сражений.

Ну так когда языческий воин начитывал над оружием заговор (кровью своей еще кропили иногда), или рыцарь нес меч освящать в храме - это тоже не решало судьбы сражений, но люди ж это делали, и считали, что это что-то дает! Чем индусы тут принципиально отличаются? :)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 17:56 (ссылка)
Бригита_О_Брайн, так делали... Только это больше говорит о самовнушении, чем о магии, жажде поверить в свои силы. Не один раз тетиву лука Гандивы перебивали стрелы, а Арджуна успевал натягивать новую тетиву. Вот такой он божественный лук. А проделки Гхатоткачи - так ночь ведь на дворе... Кто там, как там, где появлялся вообще не понять... Крик, шум... Вот "дротик" улетел у Карны... Вот это интересно. А ведь "дротик" был не простой. И "стрела" тоже в колчане была интересная. Предчувствие разгадки есть, только трудно это выразить в слове. А начинаешь писать, получаются уже другие противоречия... Очень уж мало информации, приходится самому додумывать. Тут важен расклад сил в коалиции кауравов и пандавов, и где и чем в это время занимались "боги"... А о них в военных книгах мало сведений.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 18:03 (ссылка)
Бригита_О_Брайн, так делали... Только это больше говорит о самовнушении, чем о магии, жажде поверить в свои силы.

Так я и не говорю о каком-то реально существующем "волшебстве". Я о ритуалах, которые люди совершали над оружием, рассчитывая (и веря!), что тому добавится от этого убойной силы, или оно еще какие ценные свойства обретет - оберега от нечисти, например.

Вот "дротик" улетел у Карны... Вот это интересно. А ведь "дротик" был не простой.
Мне нравится версия об элитном воинском подразделении...
Понять бы еще, что за отношения были у Карны с Индрой. И с чего тот с Арджуной носился, словно с родным.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 18:07 (ссылка)
Бригита_О_Брайн, это могло быть. Но это не решало исход сражения. Очень уж сложные отношения в семье Вритры. Очевидно, что Карна встречался и с Индрой, и с Рамой, и, похоже, с Ашвасеной, ну и, конечно же, с Шакуни. Слишком много завязано на Раму Джамадагни. А ещё вот в дополнение к Вьясе, явно увеличивается значение Нарады. И этот непонятный Бхишма...
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 21:44 (ссылка)
ты, о потомок Бхараты, возложил на Дурьйодхану великие заботы о верховной власти. Ты скоро увидишь поэтому, что он скатится оттуда, как низринулся с трех миров Бали, ослепленный от опьянения своим владычеством!" (Удьйогапарва, гл 38, шл 36 - 44).

Вспомнила, кто такой Бали. И это потянуло интересные ассоциации.

Бали или Махабали — царь-асура, герой пуранической литературы индуизма, внук Прахлады и потомок Дити. Отцом Бали был сын Прахлады Вирочана, а матерью — Девамба. Воспитанием Бали занимался его дед Прахлада, прививший ребёнку дух праведности и бхакти. В период правления Бали кругом царили мир и процветание. Бали взял под свой контроль не только всю землю, но и райские планеты. Побеждённые дэвы обратились за помощью к Вишну, который пообещал вернуть им власть над небесами. По совету гуру асуров Шукрачарьи, Бали решил провести жертвоприношение ашвамедха. В ходе ашвамедхи, Вишну принял облик мальчика-карлика Ваманы и, явившись перед Бали, попросил у него кусок земли размером в три шага. Бали, несмотря на предостережения Шукрачарьи, согласился выполнить желание Ваманы. Тут Вамана начал расти, непомерно увеличившись в своих размерах и за два шага покрыл всю Землю, небо, небесные планеты и остальную часть вселенной. Третий шаг сделать было некуда и Бали предложил для этого свою голову. В награду Вамана сделал Бали владыкой Паталы (низшей из планетных систем).


Впрочем, владычество тоже было... не айс. Больше похожее на относительно почетный плен:

В подземном мире Бали были предоставлены царские покои, где он находился под охраной мужа с железной палицей в руках. Вид его внушал ужас. Однажды в этот дворец проник владыка ракшасов могучий Равана. Бали приветствовал его и спросил, что его привело в подземные глубины.
— Я слышал, — отвечал Равана, — что ты был пленен богом Вишну. И я смогу освободить тебя от оков.
— Ты видел охраняющего меня стража, — сказал Бали. — Ты не знаешь, кто он. И я тоже не знаю его имени. Но он неодолим, как смерть, — он воплощение всесильного времени.


Как видим, Бали побежден обманом. Вишну сыграл на его щедрости и великодушии.
Однако возникает следующий вопрос: а почему в данном случае упомянут именно Бали? Да, это происходит после того, как Карна и Дурьйодхана мир завоевали и Небеса понадкусывали, но почему для сравнения с "злодеем" Дурьйодханой избран не Таракасур, не Нарака, не тот же Равана, наконец, или еще какой-нибудь пользующийся дурной славой персонаж, а именно праведный, добрый, великодушный царь, принесший процветание своей стране? Проговорились, любезные?

Далее. Дурьйодхана, несомненно, тоже знает легенду, и повторять ошибку предшественника не намерен. Он по факту "зеркалит" им эту легенду. "Пять деревень вам? А на голову вы мне сесть не хотите? Нет уж, не получите даже столько, чтобы иглу воткнуть, я вам не Бали!.. Что вы мне тут продемонстрировать решили, Васудева? Ах, Бхайраву (то самое "воплощение всесильного времени")? Спасибо, Пандавам ее покажите, они будут в восторге".
В итоге Пандавы все же смогли ступить на его голову, но произошло это отнюдь не по его доброй воле, плюс им пришлось для этого начать войну, а под конец измараться так, что не спасает никакой эпос.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 22:12 (ссылка)
Бригита_О_Брайн, конечно, "пять деревень" - это приманка, а потом через год-два они потребуют ещё и ещё. Но почему именно пять? С одной стороны для пяти братьев, а с другой против кауравов сражаются пять народов. Много раза они будут повторять эти названия. Потом кажется эти "деревни" интересно расположены. А вот одна из этих деревень Варанавата! И она расположена на востоке царства Куру. А вот ещё одна будет расположена на западе царства Куру, и Кришна будет её проезжать по дороге в Хастинапур.

А эти "боковые" легенды легенды любопытны и они как раз отображают идеологию брахманов. Только вот сильно уводят в сторону от сюжета. Но иногда их очень полезно разобрать, чтобы понять из-за чего сыр-бор затевается...
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 22:23 (ссылка)
А эти "боковые" легенды любопытны и они как раз отображают идеологию брахманов.

Да, но что меня тут особо "умилило" - Дурьйодхана в пророчестве о своем падении сравнивается именно с праведным царем, лишенным власти с помощью обмана, а отнюдь не каким-нибудь лютым демоном, сокрушенным в честном бою. Как бы намекает...

По поводу деревень... Ну да, стратегические точки им отдайте! Думаю, Дурьйодхана мигом понял, что его "разводят".

А идеологию брахманов легенда о Бали иллюстрирует просто: "Будь как можно праведнее - нам будет удобней поставить ногу на твою голову! Справедливость? Нет, не слышали"
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 22 Декабря 2017 г. 22:32 (ссылка)
Пураны всё-таки более сказочный жанр, чем эпос. А потом тут "праведность" очень условная: слушаешься воли брахманов, вот и праведник, не слушаешься - и ты уже асура. У них не забалуешь...

А потом, кому отдавать эти деревни? По отцу они вообще не кауравы, а по матери они вообще то ли бходжи, то ли вришнии. Никаких прав у пандавов на пять деревень нет!
Ответить С цитатой В цитатник
Sandra_Solar   обратиться по имени Суббота, 23 Декабря 2017 г. 19:29 (ссылка)
Соккар, Видура говорит: "У того человека, которому боги ниспосылают поражение, у того (сна­чала) они отнимают разум, и он видит тогда деяния только низменные. Когда рассудок становится помраченным и гибель совсем близка, то не­верное кажется верным и уже не выходит из сердца. Такой же точно по-мрачненный разум у тебя и твоих сыновей, о потомок Бхараты, из-за их вражды с пандавами, и ты этого не замечаешь." Интересный факт, то есть Видура говоря о том, что у кауравов "по-мрачненный ум" заранее намекает на их поражение в битве.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 23 Декабря 2017 г. 20:01 (ссылка)
Sandra_Ro, есть такой приём в религиозной литературе, который именуется Vaticinium post eventum, т. е. прорицание после события. Он очень часто используется в МБх, якобы брахманам уже наперёд известен ход событий. На самом деле это не так, после совершения событий задним числом в текст вставляется прорицание. Так "поддерживается" авторитет святого писания в умах верующих. А вот "безжалостные атеисты и материалисты" разоблачают эту святую ложь:-))) Если есть Бог на свете, то он специально придумал атеистов, чтобы они разоблачали ложь верующих людей и их лицемерие. С мнением такого Бога атеисты бы считались:-))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 24 Декабря 2017 г. 19:09ссылка
Соккар, вот они хитрецы) Очень выгодная линия в повествовании)
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 24 Декабря 2017 г. 19:13 (ссылка)
Sandra_Ro, именно выгодой прежде всего и руководствуются авторы Махабхараты, но она хорошо упрятана в религиозные одежды. Что сказать, мастера торговли иллюзиями:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Понедельник, 25 Декабря 2017 г. 20:15 (ссылка)
"Омовение во всех святых местах и честность ко всем существам - эти два (качества) могут быть равны (по своему значению). Однако честность все же отличается (от первой)".

Внезапно пришло в голову такое толкование:
Дхритараштра: Что вас всех не устраивает в моем сыне? Все знают, что честь Дурьйодханы безупречна, и как царя, и как воина!
Видура: Ну... а Юдхиштхира зато во всех священных источниках перекупался, это ничем не хуже!.. И вообще твой Дурьйодхана - атеист! А в ведах написано...
Дхритараштра: В ведах много чего написано! Например, что срок жизни человека - сто лет! Что-то я вокруг таких не вижу.
:)))
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 25 Декабря 2017 г. 21:53 (ссылка)
Бригита_О_Брайн, есть два замечательных места в эпосе, когда однажды Дхритараштра, а затем Дурьйодхана говорят: к чему эта бесконечная болтовня брахманов?

Да, логика у жрецов проста: их речи направлены на то, чтобы люди совершали жертвоприношения, а, значит, их доходы обеспечены.
Ответить С цитатой В цитатник
izogradinka   обратиться по имени Суббота, 30 Декабря 2017 г. 07:23 (ссылка)
С наступающим! Пусть Новый год наступит поскорее, и Дед Мороз положит под ёлку мешок со здоровьем, счастьем, финансовым благополучием, новыми открытиями и достижениями, любовью и радостью!
нг451д (480x300, 53Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 30 Декабря 2017 г. 11:56 (ссылка)
izogradinka, спасибо за поздравление. Пусть Дед Мороз не забудет и вас в Новом году. Здоровья, счастья, удачи, внимания близких и любви вам на протяжении всего года!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку