В древнегреческих мифах рождение героев часто сопровождается чудесными обстоятельствами и даже непосредственным участием в этом процессе бессмертных богов. Примером такого рода может быть Геракл, который был рождён смертной Алкменой после того, как Зевс принял облик Амфитриона и посетил его жену накануне возвращения мужа домой. У Алкмены, матери Геракла, была троюродная сестра Этра. И вот по удивительному совпадению с ней произошла похожая история: её не оставил своим вниманием бог морей Посейдон. Совпадение? Нет, здесь явно имеется в виду какая-то закономерность. Мы не должны недооценивать замыслы богов, ведь не всякой женщине они будут оказывать знаки внимания. А тем более в результате этого посещения родился великий герой Тесей, ставший со временем царём Афин. Очевидно, богов интересует земная власть и им не всё равно, кто будет повелителем в стране. Алкмена и Этра, Агамемнон и Менелай - внуки Пелопса. У Геракла и Тесея - два отца (один земной, другой небесный) и одна мать. Обстоятельства рождения Тесея несколько схожие с появлением на свет сына Алкмены Геракла.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", кн. III, гл. XV:
"Эгей женился сначала на Мете, дочери Гоплета: второй женой его стала Халкиопа, дочь Рексенора. Так как у него не было детей, он, опасаясь своих братьев, пришел к Пифии и вопросил оракул о том, будет ли у него потомство. Бог же ответил ему:
Винного меха конец не развязывай, доблестный воин,
Прежде чем ты не подымешься вновь на акрополь Афинский.
(7) Затрудняясь понять смысл оракула, Эгей отправился обратно в Афины, и, когда он проходил через Трезен, ему там оказал гостеприимство Питтей, сын Пелопса. Он понял смысл оракула, и напоив гостя допьяна, уложил спать со своей дочерью Этрой. В ту же самую ночь с ней сблизился и бог Посейдон. Эгей приказал Этре в случае, если у нее родится сын, воспитывать его и не рассказывать, кто его отец. Затем он оставил, положив под тяжелый камень, меч и сандалии, наказав Этре при этом, чтобы она отправила мальчика к нему в Афины, когда он вырастет и сможет, сдвинув камень, взять оставленные для него отцом предметы. Сам же Эгей, вернувшись в Афины, устроил Панафинейские состязания, в которых сын Миноса Андрогей одержал победу над всеми. Эгей тогда отправил его на охоту за Марафонским быком, и бык его убил. Некоторые, однако, сообщают, что Андрогей отправился в Фивы, чтобы принять участие в состязаниях, устроенных в честь Лаия, и был там убит завидовавшими ему участниками состязаний, устроившими засаду".
Вслед за тем Минос объявил войну Афинам, захватил Мегары и осадил Афины. После длительной осады горожане были вынуждены принять условия Миноса. "Последний приказал афинянам посылать семь юношей и семь девушек без оружия на съедение Минотавру, который был заперт в лабиринте", - сообщает Аполлодор.
Когда Тесей вырос, он решил отправиться пешком из Трезена в Афины. Взяв меч и сандалии, он отправился в путь. По дороге он убил несколько разбойников. Первым Тесей убил в Эпидавре Перифета, которого называли "дубинщиком". "У него были слабые ноги, и он ходил с железной дубиной, которой убивал прохожих. Отняв у него дубину, Тесей стал носить ее сам", - сообщает любопытную подробность беспристрастный Аполлодор. Затем он убил Синиса, которого называли "сосносгибателем", потому что он вынуждал прохожих держать верхушки согнутых сосен. Не имея сил выдержать это, они умирали, подброшенные соснами. Третьей жертвой Тесея стала Кроммионская свинья. На Мегарской земле сын Этры убил Скирона, который заставлял прохожих мыть ему ноги, а затем сталкивал путников в пропасть "на съедение огромной черепахе". В Элевсине он убил Керкиона, который заставлял прохожих бороться с ним и убивал их во время схватки. Последним в этом ряду был Дамаст, более известный под другим именем Прокруст.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", Эпитома, I:
"Шестым он убил Дамаста, которого некоторые зовут Полипемоном. Обитая у дороги, он изготовил два ложа: одно маленькое, другое большое. Прохожих он приглашал зайти к нему и укладывал людей маленького роста на большое ложе, после чего бил их молотом, чтобы растянуть их тела на полную длину ложа; людей же высокого роста он укладывал на маленькое ложе и отпиливал те части тела, которые там не помещались. Так Тесей, освободив дорогу, прибыл в Афины".
  Буквальное восприятие мифа вызывает много вопросов: это касается и обстоятельств рождения Тесея, и маршрута движения, и убийства разбойников, и войны Миноса с афинянами, и условий перемирия. Но начнём со встречи Эгея с Этрой, которая завершилась появлением на свет Тесея.
Будучи уже дважды женатым и не имея потомства, Эгей обращается к Пифии в Дельфах и получает традиционно тёмный по смыслу оракул. Маршрут его возвращения в Афины из Дельф удивителен. Возникает впечатление, что или пьяным он оказался уже в Дельфах, или автор сказания не знаком с географией Древней Греции. Иначе трудно объяснить, каким образом он вместо северного берега Саронического залива оказался на южном берегу. Кажется, и Дельфийский оракул, и опьянение в этом случае просто средство, чтобы прикрыть нечто другое. И тут Посейдон всем в помощь: и героям этого сказания, и его читателям! Похоже, что автор специально привёл Эгея в Трезен, чтобы Питтей воспользовался посещением его дома, напоил гостя до такого состояния, что он уже ничего не мог помнить, и уложил его спать с дочерью, чтобы тем самым ...прикрыть факт беременности Этры от кого-то иного. Проснувшись утром в постели с Этрой, он даже не мог вспомнить, где его сандалии и меч. Автор сказания уверяет: Этра забеременела после одной единственной ночи, проведённой в постели с пьяным Эгеем, в то время как ранее он провёл много ночей с двумя жёнами безрезультатно - разве это не чудо! Благочестивый автор сказания биографии будущего владыки Афин представил обстоятельства рождения Тесея в максимально выгодном для его репутации свете: здесь и прорицание Дельфийского оракула, и участие самого Посейдона, и проницательность Питтея, разгадавшего смысл оракула. Возникает впечатление, что за всей этой комбинацией, ставящей целью поменять власть в Афинах, стоят жрецы Дельфийского храма. Плутарх вносит долю здравого смысла в тайны происхождения Тесея: "Питфей понял в чём дело, и то ли убедил его (Эгея - Л.П.), то ли принудил обманом сойтись с Этрой". Вполне вероятно, что вся эта история была выдумана уже после захвата власти Тесеем для подтверждения его прав на власть в качестве законного наследника Эгея. Никто в Трезене не должен знать, что родившийся мальчик сын Эгея, - таков наказ Этре оставляет гость из Афин. До определённого момента, пока не созрела ситуация в Афинах, речь и не может идти о том, что Тесей сын Эгея, а вот когда положение дел в Афинах усложнится, нужны будут законные основания для подтверждения прав Тесея на власть в Афинах.
А теперь вспомним, несколько лет назад Эврисфей, царь Тиринфа, послал Геракла на Крит с требованием привести Критского быка. Минос разрешил взять быка Гераклу, тот привёз его к Эврисфею и последний неожиданно отпустил его на свободу. Бык отправился к Коринфскому перешейку, далее через Мегары и Элевсин устремился к Афинам и Марафону, где "стал опустошать поля местных жителей". Подробно эта история была уже ранее разобрана в главе "Критский бык опустошает Аттику". За этим сказанием можно легко увидеть, что Минос оказал военную помощь то ли своему союзнику, то ли вассалу Эврисфею, прислал флот с отрядом бойцов для войны с Афинами. Спустя некоторое время сын Миноса Андрогей погиб в сражении с афинянами или беотийцами. Минос отправил дополнительную помощь к берегам Аттики и вынудил афинян принять его условия. Вот почему четырнадцать молодых людей вынуждены были отправиться заложниками на Крит. Недовольство властью Миноса накапливалось и вот в этот момент Питтей решает вмешаться в битву за власть в Афинах. С этой целью он и посылает отряд воинов вместе с ещё юным Тесеем сухопутным путём в Афины, а не морем.
В мифе Тесей в одиночку шестнадцатилетним юношей совершает свой путь из Трезен в Афины. Недавно он прошёл обряд посвящения в мужчины в Дельфах и ему остригли волосы на голове только спереди. Этот вид стрижки, как говорит Плутарх, был назван "Тесеевым". И трудно представить, что шестнадцатилетний молодой человек без жизненного опыта отправится в неизвестный ему путь и в одиночку справится пусть и поочерёдно но с шестью взрослыми мужчинами - "разбойниками". Удивительное дело, эти люди наносят вред только прохожим! Миф ничего не говорит о том, что они занимаются грабежом, но подробно описывает их страсть к одному, излюбленному способу убийства словно они маньяки-убийцы или же ...нарочито очерняет их. Некоторые "разбойники" живут в городах, но ничего не известно о вреде местным жителям от этих людей. Перифет, живущий в Эпидавре, имеет слабые ноги, но носит с собой тяжёлую железную дубину. По мнению автора "Мифологической библиотеки" одно другому, очевидно, не помеха. Но ведь это явное противоречие! Скирон сталкивает людей в пропасть, где их тела съедает огромная черепаха. Но ведь эти животные вегетарианцы! И тут противоречие. Каждый вид казни вызывает вопрос: зачем? И какие они разбойники, если не совершают грабежа? Скорее уж, убийцы. Эти странные способы убийства, как и надуманные поводы явно скрывают нечто противоположное. Гораздо проще в этих людях увидеть охранников, проводников и погонщиков животных торговых караванов ("прохожих"). А в "Прокрустовом ложе" можно предположить размер определённой платы за их услуги. Либо купцам возвращали излишки денег, либо торговцы должны были восполнить их недостаток на обратном пути.
И все эти люди имели прямое отношение к Эврисфею (или Миносу). Ведь именно этим путём несколько лет назад прошёл "Критский бык" - отряд воинов Миноса и "разбойники" стали охранять этот путь и взимать платежи в пользу этой власти. И тогда получается, что Тесей убивал не разбойников, а представителей администрации. По утверждению Павсания Тесей прошёл обряд очищения после убийства Синиса: "Если перейти Кефис, то увидим древний жертвенник Зевса Милостивого. На нем Тесей получил от потомков Фитала очищение, после того как он среди других разбойников убил и своего родственника со стороны Питфея, Синиса" (Павсаний, "Описание Эллады", кг. I, XXXVII, 3). Кефис - небольшая река в предместьях Афин. Из жизнеописания Геракла мы уже знаем, что очищение нужно в том случае, если герой мифа совершает преступление. Плутарх говорит, что только в доме Фитала (Производящего растения) Тесея встретили с почётом, "а до тех пор он не встречал ни одного гостеприимного человека на своём пути". И это на протяжении всего пути длиной более 120 километров! Ни одного доброжелательного человека, по мнению Павсания, на протяжении всего пути, а вот разбойники попадаются через каждые 20 километров. Не кажется ли это странным для любого читателя? Получается, цель похода Тесея знали "мужи из рода Фиталидов" (Павсаний, там же). Таким образом поход Тесея (в действительности отряд трезенцев возглавлял более опытный человек, вполне вероятно что и сам Питтей) приобретает все черты военной компании. И скоро мы убедимся, он был настолько хорошо продуман и организован, что увенчался успехом. И причём здесь подвиги шестнадцатилетнего героя!