-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Тесей на пути от Трезена к Афинам

Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 12:04 + в цитатник
   В древнегреческих мифах рождение героев часто сопровождается чудесными обстоятельствами и даже непосредственным участием в этом процессе бессмертных богов. Примером такого рода может быть Геракл, который был рождён смертной Алкменой после того, как Зевс принял облик Амфитриона и посетил его жену накануне возвращения мужа домой. У Алкмены, матери Геракла, была троюродная сестра Этра. И вот по удивительному совпадению с ней произошла похожая история: её не оставил своим вниманием бог морей Посейдон. Совпадение? Нет, здесь явно имеется в виду какая-то закономерность. Мы не должны недооценивать замыслы богов, ведь не всякой женщине они будут оказывать знаки внимания. А тем более в результате этого посещения родился великий герой Тесей, ставший со временем царём Афин. Очевидно, богов интересует земная власть и им не всё равно, кто будет повелителем в стране. Алкмена и Этра, Агамемнон и Менелай - внуки Пелопса. У Геракла и Тесея - два отца (один земной, другой небесный) и одна мать. Обстоятельства рождения Тесея несколько схожие с появлением на свет сына Алкмены Геракла.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", кн. III, гл. XV:

   "Эгей женил­ся сна­ча­ла на Мете, доче­ри Гопле­та: вто­рой женой его ста­ла Хал­ки­о­па, дочь Рек­се­но­ра. Так как у него не было детей, он, опа­са­ясь сво­их бра­тьев, при­шел к Пифии и вопро­сил ора­кул о том, будет ли у него потом­ст­во. Бог же отве­тил ему:

Вин­но­го меха конец не раз­вя­зы­вай, доб­лест­ный воин,
Преж­де чем ты не поды­мешь­ся вновь на акро­поль Афин­ский.


(7) Затруд­ня­ясь понять смысл ора­ку­ла, Эгей отпра­вил­ся обрат­но в Афи­ны, и, когда он про­хо­дил через Тре­зен, ему там ока­зал госте­при­им­ст­во Пит­тей, сын Пелоп­са. Он понял смысл ора­ку­ла, и напо­ив гостя допья­на, уло­жил спать со сво­ей доче­рью Этрой. В ту же самую ночь с ней сбли­зил­ся и бог Посей­дон. Эгей при­ка­зал Этре в слу­чае, если у нее родит­ся сын, вос­пи­ты­вать его и не рас­ска­зы­вать, кто его отец. Затем он оста­вил, поло­жив под тяже­лый камень, меч и сан­да­лии, нака­зав Этре при этом, чтобы она отпра­ви­ла маль­чи­ка к нему в Афи­ны, когда он вырас­тет и смо­жет, сдви­нув камень, взять остав­лен­ные для него отцом пред­ме­ты. Сам же Эгей, вер­нув­шись в Афи­ны, устро­ил Пана­фи­ней­ские состя­за­ния, в кото­рых сын Мино­са Анд­ро­гей одер­жал победу над все­ми. Эгей тогда отпра­вил его на охоту за Мара­фон­ским быком, и бык его убил. Некото­рые, одна­ко, сооб­ща­ют, что Анд­ро­гей отпра­вил­ся в Фивы, чтобы при­нять уча­стие в состя­за­ни­ях, устро­ен­ных в честь Лаия, и был там убит завидо­вав­ши­ми ему участ­ни­ка­ми состя­за­ний, устро­ив­ши­ми заса­ду".

   Вслед за тем Минос объявил войну Афинам, захватил Мегары и осадил Афины. После длительной осады горожане были вынуждены принять условия Миноса. "Послед­ний при­ка­зал афи­ня­нам посы­лать семь юно­шей и семь деву­шек без ору­жия на съе­де­ние Минотав­ру, кото­рый был заперт в лаби­рин­те", - сообщает Аполлодор.

   Когда Тесей вырос, он решил отправиться пешком из Трезена в Афины. Взяв меч и сандалии, он отправился в путь. По дороге он убил несколько разбойников. Первым Тесей убил в Эпидавре Перифета, которого называли "дубинщиком". "У него были сла­бые ноги, и он ходил с желез­ной дуби­ной, кото­рой уби­вал про­хо­жих. Отняв у него дуби­ну, Тесей стал носить ее сам", - сообщает любопытную подробность беспристрастный Аполлодор. Затем он убил Синиса, которого называли "сосносгибателем", потому что он вынуждал прохожих держать верхушки согнутых сосен. Не имея сил выдержать это, они умирали, подброшенные соснами. Третьей жертвой Тесея стала Кроммионская свинья. На Мегарской земле сын Этры убил Скирона, который заставлял прохожих мыть ему ноги, а затем сталкивал путников в пропасть "на съедение огромной черепахе". В Элевсине он убил Керкиона, который заставлял прохожих бороться с ним и убивал их во время схватки. Последним в этом ряду был Дамаст, более известный под другим именем Прокруст.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", Эпитома, I:

"Шестым он убил Дама­ста, кото­ро­го некото­рые зовут Поли­пе­мо­ном. Оби­тая у доро­ги, он изгото­вил два ложа: одно малень­кое, дру­гое боль­шое. Про­хо­жих он при­гла­шал зай­ти к нему и укла­ды­вал людей малень­ко­го роста на боль­шое ложе, после чего бил их моло­том, чтобы рас­тя­нуть их тела на пол­ную дли­ну ложа; людей же высо­ко­го роста он укла­ды­вал на малень­кое ложе и отпи­ли­вал те части тела, кото­рые там не поме­ща­лись. Так Тесей, осво­бо­див доро­гу, при­был в Афи­ны".

   Буквальное восприятие мифа вызывает много вопросов: это касается и обстоятельств рождения Тесея, и маршрута движения, и убийства разбойников, и войны Миноса с афинянами, и условий перемирия. Но начнём со встречи Эгея с Этрой, которая завершилась появлением на свет Тесея.

   Будучи уже дважды женатым и не имея потомства, Эгей обращается к Пифии в Дельфах и получает традиционно тёмный по смыслу оракул. Маршрут его возвращения в Афины из Дельф удивителен. Возникает впечатление, что или пьяным он оказался уже в Дельфах, или автор сказания не знаком с географией Древней Греции. Иначе трудно объяснить, каким образом он вместо северного берега Саронического залива оказался на южном берегу. Кажется, и Дельфийский оракул, и опьянение в этом случае просто средство, чтобы прикрыть нечто другое. И тут Посейдон всем в помощь: и героям этого сказания, и его читателям! Похоже, что автор специально привёл Эгея в Трезен, чтобы Питтей воспользовался посещением его дома, напоил гостя до такого состояния, что он уже ничего не мог помнить, и уложил его спать с дочерью, чтобы тем самым ...прикрыть факт беременности Этры от кого-то иного. Проснувшись утром в постели с Этрой, он даже не мог вспомнить, где его сандалии и меч. Автор сказания уверяет: Этра забеременела после одной единственной ночи, проведённой в постели с пьяным Эгеем, в то время как ранее он провёл много ночей с двумя жёнами безрезультатно - разве это не чудо! Благочестивый автор сказания биографии будущего владыки Афин представил обстоятельства рождения Тесея в максимально выгодном для его репутации свете: здесь и прорицание Дельфийского оракула, и участие самого Посейдона, и проницательность Питтея, разгадавшего смысл оракула. Возникает впечатление, что за всей этой комбинацией, ставящей целью поменять власть в Афинах, стоят жрецы Дельфийского храма. Плутарх вносит долю здравого смысла в тайны происхождения Тесея: "Питфей понял в чём дело, и то ли убедил его (Эгея - Л.П.), то ли принудил обманом сойтись с Этрой". Вполне вероятно, что вся эта история была выдумана уже после захвата власти Тесеем для подтверждения его прав на власть в качестве законного наследника Эгея. Никто в Трезене не должен знать, что родившийся мальчик сын Эгея, - таков наказ Этре оставляет гость из Афин. До определённого момента, пока не созрела ситуация в Афинах, речь и не может идти о том, что Тесей сын Эгея, а вот когда положение дел в Афинах усложнится, нужны будут законные основания для подтверждения прав Тесея на власть в Афинах.

   А теперь вспомним, несколько лет назад Эврисфей, царь Тиринфа, послал Геракла на Крит с требованием привести Критского быка. Минос разрешил взять быка Гераклу, тот привёз его к Эврисфею и последний неожиданно отпустил его на свободу. Бык отправился к Коринфскому перешейку, далее через Мегары и Элевсин устремился к Афинам и Марафону, где "стал опустошать поля местных жителей". Подробно эта история была уже ранее разобрана в главе "Критский бык опустошает Аттику". За этим сказанием можно легко увидеть, что Минос оказал военную помощь то ли своему союзнику, то ли вассалу Эврисфею, прислал флот с отрядом бойцов для войны с Афинами. Спустя некоторое время сын Миноса Андрогей погиб в сражении с афинянами или беотийцами. Минос отправил дополнительную помощь к берегам Аттики и вынудил афинян принять его условия. Вот почему четырнадцать молодых людей вынуждены были отправиться заложниками на Крит. Недовольство властью Миноса накапливалось и вот в этот момент Питтей решает вмешаться в битву за власть в Афинах. С этой целью он и посылает отряд воинов вместе с ещё юным Тесеем сухопутным путём в Афины, а не морем.

   В мифе Тесей в одиночку шестнадцатилетним юношей совершает свой путь из Трезен в Афины. Недавно он прошёл обряд посвящения в мужчины в Дельфах и ему остригли волосы на голове только спереди. Этот вид стрижки, как говорит Плутарх, был назван "Тесеевым". И трудно представить, что шестнадцатилетний молодой человек без жизненного опыта отправится в неизвестный ему путь и в одиночку справится пусть и поочерёдно но с шестью взрослыми мужчинами - "разбойниками". Удивительное дело, эти люди наносят вред только прохожим! Миф ничего не говорит о том, что они занимаются грабежом, но подробно описывает их страсть к одному, излюбленному способу убийства словно они маньяки-убийцы или же ...нарочито очерняет их. Некоторые "разбойники" живут в городах, но ничего не известно о вреде местным жителям от этих людей. Перифет, живущий в Эпидавре, имеет слабые ноги, но носит с собой тяжёлую железную дубину. По мнению автора "Мифологической библиотеки" одно другому, очевидно, не помеха. Но ведь это явное противоречие! Скирон сталкивает людей в пропасть, где их тела съедает огромная черепаха. Но ведь эти животные вегетарианцы! И тут противоречие. Каждый вид казни вызывает вопрос: зачем? И какие они разбойники, если не совершают грабежа? Скорее уж, убийцы. Эти странные способы убийства, как и надуманные поводы явно скрывают нечто противоположное. Гораздо проще в этих людях увидеть охранников, проводников и погонщиков животных торговых караванов ("прохожих"). А в "Прокрустовом ложе" можно предположить размер определённой платы за их услуги. Либо купцам возвращали излишки денег, либо торговцы должны были восполнить их недостаток на обратном пути.

  И все эти люди имели прямое отношение к Эврисфею (или Миносу). Ведь именно этим путём несколько лет назад прошёл "Критский бык" - отряд воинов Миноса и "разбойники" стали охранять этот путь и взимать платежи в пользу этой власти. И тогда получается, что Тесей убивал не разбойников, а представителей администрации. По утверждению Павсания Тесей прошёл обряд очищения после убийства Синиса: "Если перейти Кефис, то увидим древний жертвенник Зевса Милостивого. На нем Тесей получил от потомков Фитала очищение, после того как он среди других разбойников убил и своего родственника со стороны Питфея, Синиса" (Павсаний, "Описание Эллады", кг. I, XXXVII, 3). Кефис - небольшая река в предместьях Афин. Из жизнеописания Геракла мы уже знаем, что очищение нужно в том случае, если герой мифа совершает преступление. Плутарх говорит, что только в доме Фитала (Производящего растения) Тесея встретили с почётом, "а до тех пор он не встречал ни одного гостеприимного человека на своём пути". И это на протяжении всего пути длиной более 120 километров! Ни одного доброжелательного человека, по мнению Павсания, на протяжении всего пути, а вот разбойники попадаются через каждые 20 километров. Не кажется ли это странным для любого читателя? Получается, цель похода Тесея знали "мужи из рода Фиталидов" (Павсаний, там же). Таким образом поход Тесея (в действительности отряд трезенцев возглавлял более опытный человек, вполне вероятно что и сам Питтей) приобретает все черты военной компании. И скоро мы убедимся, он был настолько хорошо продуман и организован, что увенчался успехом. И причём здесь подвиги шестнадцатилетнего героя!
elevsin_athens_map (420x267, 46Kb)
Рубрики:  Мифологическая библиотека
Географические карты
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям

Юрий_Мишенев   обратиться по имени Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 14:28 (ссылка)
Соккар, сколь тщательно все запротоколировано! уже тогда везде висели КНН...
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 15:02 (ссылка)
Юрий_Мишенев, КНН - это комитеты народного контроля, что ли?:-))
Люди записали историю длительное время сохранявшуюся в устной передаче. Ведь именно история была интересна людям, своего рода хроники рода...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 15:09ссылка
Соккар, ? камеры наружного наблюдения - беспристрастные фиксаторы событий быстротекучей жызни..
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 15:14 (ссылка)
Юрий_Мишенев, понятно, а я уж подумал, что только от народного ока ничего нельзя скрыть:-)))
Похоже, в нашем поведении есть общие модели поведения, вот они и проявляются в жизни. И тут неважно, верующий человек или атеист, знающий (учёный) или невежда (лох). Корысть, выгода, тщеславие. жажда власти - это именно тот побудительный мотив во все времена для карьеристов. А те, кто не стремится к карьере, и есть нормальный человек, адекватный, добрый, вменяемый...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 15:37ссылка
Соккар, эээ... кто не стремится к совершенствованию, успеху, развитию, - тот всетки видимо - овощ?..
ибо человеку свойственно (да собссно им и сделало) - деяние. Каковое без признания, воздаяния, успеха - не будет иметь развития. Прогресса.
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 15:43 (ссылка)
Юрий_Мишенев, карьера и совершенствование - всё-таки разные вещи. Но, можно предположить, что вроде бы религия призывает к совершенствованию, только очень для многих она всего лишь маска, прикрывающая либо собственное оправдание ничегонеделания, либо ту же карьеру, но окрашенную в тщеславные краски.
Интерес к мифам у меня вызван тем, что там заложены корни нашего мироощущения, то ли религиозные, то ли цивилизационные. Ну и основы искусства там же... Базовые вещи, так сказать...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 16:00ссылка
Соккар, интерес к мифам у меня тож имеется. я сам их творю. активно развиваю.
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 16:03 (ссылка)
Юрий_Мишенев, а меня вот греческие интересуют и индийские.

Творящий мифы подобен богу:-))) Их смысл мало кто понимает, поэтому на Земле и мало таких людей:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 16:08ссылка
Соккар, меня всякие интересуют. развиваю их, активно.
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 16:13 (ссылка)
Юрий_Мишенев, а что именно в них интересно? И в чём развитие?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 16:27 (ссылка)
Юрий_Мишенев, ознакомился, впечатлился. Пондравилось вельми... Смысел глубокий есть в этом, когда мудрость сочетается с лёгкостью. Ноша мудрости приятна и легка, только многие тянутся за другим: несочетаемым и непотребляемым...
Ответить С цитатой В цитатник
OKSOMORON   обратиться по имени Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 17:25 (ссылка)
И во все века,чтобы проложить себе дорогу и чего-то добиться надо убивать,а мы ещё удивляемся откуда у людей нашего века такая большая разрушительная сила.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 17:35 (ссылка)
Лина, просто тщеславные люди и карьеристы видят в людей препятствие на своём пути. А ведь помогать людям не только приятно, но и необходимо для других людей. Хотя мы чаще понимаем необходимость только для себя, а ведь всегда рядом находятся нуждающиеся люди, нуждающиеся в самом необходимом.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 19:18ссылка
Это правильно,вокруг нас много нуждающихся людей,но делиться можно лишь тем,что у нас самих в избытке,а у тех у кого в избытке обычно не делится.
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 16 Апреля 2017 г. 19:50 (ссылка)
Оказание даже небольшой помощи другим делает совсем иной мир вокруг нас, как-то теплее, добрее, светлее. Возможно, это качество вообще должно быть главным для людей.
Ответить С цитатой В цитатник
Hope_always   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 17:34 (ссылка)
Спасибо, Пётр, за интересное познавательное чтение! Я мало знакома с мифами, вот и восполню этот пробел.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 17:44 (ссылка)
Пожалуйста, Надежда. Мифы, по-своему, неисчерпаемы. Чем больше их изучаешь, тем больше они поражают своим разнообразием и глубиной.
Ответить С цитатой В цитатник
Соло962   обратиться по имени Среда, 26 Апреля 2017 г. 19:40 (ссылка)
Что мифы, неисчерпаемы, это точно! Спасибо, за интересное...
1-13 volosy-ot-solnca-1 (600x400, 100Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 26 Апреля 2017 г. 19:42 (ссылка)
Соло962, для красивых женщин мы раскроем все тайны Древнего мира!:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 26 Апреля 2017 г. 19:46ссылка
Как мило! Будем стараться быть красивыми,
белыми и пушистыми, как говорится.
7 кот в шляпе (400x600, 42Kb)
Соккар   обратиться по имени Среда, 26 Апреля 2017 г. 19:49 (ссылка)
Соло962, это существо обитает в вашем доме, или это вы приняли такой вид? Особую опасность для мышей представляет колокольчик:-)) И розовые очки - это, видимо, подарок от мышиной королевы...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 26 Апреля 2017 г. 19:54ссылка
Это старания... белая и пушистая...
Соккар   обратиться по имени Среда, 26 Апреля 2017 г. 19:56 (ссылка)
Соло962, раньше была сказка "Кот в сапогах", а сейчас будет продолжение "Кошка в шляпе":-)))
Ответить С цитатой В цитатник
Соло962   обратиться по имени Среда, 26 Апреля 2017 г. 20:03 (ссылка)
Ну, да! Немного повеселились.
А то сегодня везде: кто болеет, кто переживает и мало кто улыбается.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 26 Апреля 2017 г. 20:11 (ссылка)
Соло962, вы правы, смех - лекарство от всех болезней:-) Здоровья и хорошей погоды вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 26 Апреля 2017 г. 20:22ссылка
Благодарю! Взаимно!
Побольше всем радости в жизни!
букет полевой (700x393, 106Kb)
Соккар   обратиться по имени Среда, 26 Апреля 2017 г. 20:27 (ссылка)
Соло962, спасибо. Прекрасный подарок. У вас отличный вкус! И вам радости и удачи!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку