-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30128


Эпизод 3.Семья Дашаратхи

Четверг, 03 Марта 2016 г. 12:10 + в цитатник
1.Миф как он есть.
  Рама Дашаратха, герой, победивший демона Равану, был сыном Дашаратхи, правителя царства Кошала. Он родился в городе Айодхья на берегах тихой речки Сарайю. У Дашаратхи были три жены: Каушалья, Кайкейи и Сумитра. Со временем старшая жена Каушалья родила сына Раму, средняя жена — второго сына Бхарату, а младшая — двух близнецов Лакшману и Шатругхну. А когда сыновья подросли, мудрый и справедливый царь Дашаратха решил женить их. Женой Рамы стала Сита, а женой Лакшманы — Урмила, дочь царя Джанаки. Бхарата и Шатругхна взяли в жены Мандивью и Шрутакирти, дочерей брата Джанаки Кушадхваджи.

  Старый царь, собрав своих мудрых советников, объявил наследником Раму, а коронацию назначил на следующий день. Но в это время горбунья Мантхара подслушала речь царя и пришла к жене Дашаратхи Кайкейи. Она напомнила царице, что когда-то во время войны богов и асуров Дашаратха пришел на помощь Индре. В это время царь богов сражался с демоном Шамбарой, но не мог его победить. Во время битвы царь Дашаратха был ранен. Раненого, без сознания, Кайкейи вынесла с поля боя, а после долго и неустанно заботилась о нем. В награду за спасение своей жизни царь обещал ей два дара. Мантхара уговорила Кайкейи обратиться к царю, напомнить ему об этом обещании и потребовать в качестве обещанных даров изменить завещание в пользу Бхараты, а Раму отправить в изгнание. Кайкейи сделала это: Дашаратха изменил свое завещание и изгнал Раму из царства.

  На следующий день Рама прощается со своими родными и уходит в изгнание в сопровождении младшего брата Лакшманы и своей жены Ситы. Сразу после того, как Рама ушёл в лес, старый царь Дашаратха умер. Узнав о его смерти, Кайкейи позвала к себе сына Бхарату и сообщила ему, что теперь уже по новому завещанию царем становится он, Бхарата. Но возмущенный происходящим Бхарата обвиняет в убийстве мужа свою мать.
Араньякапарва. Глава 261. Шлоки 24—36


«Маркандея сказал:

  ...Но праведный (Бхарата) ей ответил: «Ты сотворила зло, убив мужа и разорив семью из жадности к богатству. Ты, запятнавшая свой род, навлекла позор на мою голову! Теперь твое желание исполнилось, о мать моя! Проговорив это, он зарыдал. Доказав свою невиновность перед лицом всех (царских) подданных, он отправился вслед за братом, чтобы вернуть Раму...».

  На колесницах вместе с воинами он едет в лес. Но его попытка закончилась провалом: он возвращается ни с чем. Так юный наследник потерял все права на царство и стал лесным скитальцем вместе со своим братом Лакшманой и прекрасной молодой женой. Боги могли быть довольны, их план начинал срабатывать. И теперь особое внимание следовало уделить Раме.

2.Где в мифе история.

  Если исходить из буквального описания этого эпизода, то старая горбунья Мантхара все делала по собственной инициативе. Тогда ее действия выглядят совершенно удивительными: посеяв раздор в доме царя Дашаратхи, она, тем самым, создала благо богам, ведь богам выгодно, если в семье Дашаратхи возникнет конфликт. Но если вспомнить, что в конце предыдущего эпизода Брахма лично назначил ей аудиенцию и подробно её инструктировал, что и как следует делать, то её действия уже не выглядят такими самостоятельными, их скорее можно представить как исполнение поручения Брахмы. Да и сама старая «горбунья» выглядит уже по-другому: дряхлая женщина-калека, «искусно подогревая вражду», не могла так быстро перемещаться. Ведь находиться «то в одном, то в другом мире» одному человеку, конечно же, не под силу. Но если предположить, что за этим мифическим персонажем скрыта группа людей, профессиональных провокаторов, разведчиков и диверсантов, то становится вполне понятной и правдоподобной такая энергичная и эффективная деятельность. Но для чего же Брахме это понадобилось? Изложим версию, которая, на наш взгляд, хорошо иллюстрирует все эти события, так вдруг резко и неожиданно разыгравшиеся в доме царя Дашаратхи.

  Вспомним,что Равана, отобрав Ланку у своего брата Куберы, захватил казну у Брахмы. Чтобы возвратить и казну, и Ланку, необходимо иметь значительную вооруженную силу, которая была бы способна справиться с Раваной и его воинами. А такой силы у Брахмы нет, да он и не хочет сам портить свою репутацию открытой войной с внуком. Такой открытый конфликт в семье может окончательно подорвать авторитет Брахмы, отрицательно повлияет на лояльность союзников, вызовет сомнение в его возможности навести порядок в собственном доме. Зачем ему все это? И Брахма принимает смелое решение расправиться с Раваной руками пришлых завоевателей-шаков. Для этого надо было нанять кого-нибудь из вождей шаков, обладающего сильным войском и способностями военачальника. Выбор Брахмы пал на Раму Дашаратху, который был известен как храбрый и способный предводитель, имел небольшое, но отлично подготовленное войско, то есть обладал всеми качествами и средствами, необходимыми для победы над Раваной. Но Раму еще надо было убедить в том, что война с Раваной в его интересах, предложить ему выгодную сделку. Для этого Прародитель решил провести операцию, благодаря которой Рама Дашаратха окажется в положении, при котором у него не будет возможности свободного выбора и он будет вынужден принять предложение Брахмы о тайном сотрудничестве.

  Внешне для окружающих это должно было выглядеть как интрига женщин. Воздействуя на вторую жену старого Дашаратхи Кайкейи, агент Сваямбху заставил Дашаратху изменить завещание в пользу Бхараты. Но почему же Дашаратха так легко уступил требованиям женщины? Что значит эта старая история с двумя дарами? Почему Дашаратха воевал на стороне Индры? Что их связывало в далеком прошлом? Как дела давно минувших дней так изменили плавный ход событий? Попробуем во всем этом разобраться.

  В тексте Рамаяны сказано, что Дашаратха помогал Индре во время войны богов и асуров. Но когда же происходила эта война между богами и асурами, в которой столь значительную роль играл Индра? Анализ текстов Ригведы, произведённый нами в отдельном эпизоде нашего исследования, показывает, что Индре посвящена примерно четвертая часть Ригведы. В многочисленных гимнах говорится о том, что после убийства Вритры Индра стал в буквальном смысле наниматься на службу к брахманам, убивать их врагов и забирать их добро в пользу своих нанимателей. Вот все эти описанные в Ригведе грабежи и убийства, начало которым положило убийство Вритры, и представлены в мифах как война богов и асуров. Напомним, что вместе с Индрой и под его командованием этими грабежами и убийствами занималось войско марутов, под которыми, как мы показали, следует понимать тех шаков, которым нравился подобный образ жизни. Вместе с Индрой они участвовали во всех грабежах и насилиях после падения старой власти. Можно утверждать, что Дашаратха потому и воевал на стороне Индры, что был одним из этих марутов-шаков, и притом доверенным лицом и соратником Индры. Это следует из того, что, когда он был ранен, о нем позаботились особо, в отличие от других участников этих событий. Ведь в тех же текстах Ригведы часто говорится, что Индра совсем не жалел своих воинов и даже обманывал их при дележе добычи! Но и сам Дашаратха чем-то приглянулся брахманам. То ли понравился, то ли у них были на него какие-то виды... Раненого Дашаратху переправили в безопасное место и стали лечить его. Такое место было в Кошале, в предгорьях Гималаев, где всё еще властвовал Брахма и куда шаки проникать опасались, да и не хотели: не нужна была им эта небогатая горная страна, где не было простора для конницы степняков. Но вполне вероятно, что часть своей добычи Индра прятал в горах в царстве Дашаратхи. Их отношения носили взаимовыгодный характер. Даже вероломные люди, не способные на дружбу — а Индра несомненно был таким — все же используют дружеские отношения, пока им это выгодно. К раненому Дашаратхе была приставлена Кайкейи, юная целительница. С этого времени и началась связь между ними. После выздоровления Дашаратхи брахманы устроили его женитьбу на Кайкейи. Два дара, о которых говорит текст, скорее всего, были обещанием, данным благодарным Дашаратхой своим спасителям брахманам. Во время болезни раненый Дашаратха неизбежно должен был сблизиться с ними. Брахманы, по своему обыкновению, охотно рассказывали ему о дхарме, карме, сансаре, богах, великих святых мудрецах, а он, внимая им, проникался величайшим почтением к этим знатокам Вед и всяческих занимательных историй. Как это происходило,мы знаем по многочисленным описаниям бесед брахманов с пандавами. Женитьба на местных красавицах окончательно разорвала связи с соплеменниками-шаками. Обязанный своим спасением брахманам, Дашаратха после женитьбы на Кайкейи дал им клятву, что выполнит любую просьбу их, когда бы эта просьба ни прозвучала и в чем бы она ни заключалась. Кайкейи же была в этом только средством: мужчины часто выполняют просьбы женщин, даже не догадываясь, куда это их потом заведет. Брахма, будучи верховным правителем брахманов, был, разумеется, в курсе этого соглашения и в нужный момент только воспользовался им в своих целях. А теперь возвратимся к Бхарате, Раме и Лакшмане.

  Внезапная смерть Дашаратхи вскоре после изменения завещания наводит на мысль, что обвинение, предъявленное Бхаратой своей матери, мягко говоря, не совсем беспочвенно. Но не исключено, что за смертью Дашаратхи стояли совершенно другие люди. Его смерть была выгодна брахманам. Рама ушёл в изгнание и после смерти Дашаратхи никто не мог вернуть его домой. А это и было главной целью брахманов на данном этапе. Бхарата нашёл Раму в лесу и предложил ему вернуться домой, но Рама отказался. Почему? Узнав о внезапно постигшей его утрате отца, Рама, несомненно, понял, что, вернувшись в столицу, он сам станет мишенью для убийц отца, кем бы они ни были. Будучи храбрым воином, он не боялся открытой схватки, но не хотел умереть от яда. Выход был один — бежать вместе с верными ему людьми, затеряться в лесах, переждать в каком-нибудь ашраме отшельников и вернуться, когда наступит благоприятный момент. Он не знал, какие испытания его подстерегают. Но в отдалённых горных хижинах лесные отшельники уже рассчитывали время и место для проведения следующих этапов большой игры. Планирование богов показало свою эффективность. Исполняя волю богов, смертные должны думать, что это они сами принимали решение.

depositphotos_25723101-Devprayag-is-the-last-prayag-of-Alaknanda-River-and-from-this-point-the-confluence-of-Alaknanda-and-Bhagirathi-River-is-known-as-Ganga.-Uttarakhand-India. (700x466, 191Kb)
Рубрики:  Рамаяна
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Шёпот_Рун   обратиться по имени Четверг, 03 Марта 2016 г. 14:54 (ссылка)
Да, всё это игры богов...
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 03 Марта 2016 г. 14:57 (ссылка)
Шёпот_Рун, боги используют людей в своих целях, но люди об этом не догадываются...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Марта 2016 г. 15:17ссылка
я тут недавно игру придумала - реверси Тримурти - знаешь, там эти игры хорошо отражаются, хотя казалось бы простая детская игра...Посмотри - может интересно будет) http://prarod.forum2x2.ru/t1452-topic#17735
Потом может подробней в дневнике распишу, хочу ещё треугольную версию проверить.
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Марта 2016 г. 15:24ссылка
Шёпот_Рун, результат любой игры зависит от многих слагаемых: силы и умения партнёров, времени, случайности и т.д. Смысл игры, возможно, не только в победе, но и в том, чтобы развить какие-то возможности человека. Рунам нужно посвятить слишком много времени, но это явно не мой профиль.
Алина_Горделли   обратиться по имени Четверг, 03 Марта 2016 г. 15:16 (ссылка)
Вы ведь не серьезно? Мелковатые цели у богов :-) Наподобие Олимпийцев, зачем им эти игры со смертными? Как могли боги бороться со смертными наравне?
Невозможно, к сожалению, делать более конкретные комментарии, так как не разбираюсь в терминологии и именах, которыми вы оперируете. Но, несомненно, интересный очерк.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Марта 2016 г. 15:29ссылка
Алина_Горделли, это только начало игры:-) Будет длительная многоходовка. Для каждой конкретной ситуации боги планируют средства, время, цель, людей. Использовать других для достижения собственных целей - это излюбленное средство власть предержащих и умудрённых опытом людей. Рамаяна "не очень большая" по сравнению с Махабхаратой, в четыре раза поменьше всего лишь:-) И не так запутана, события происходят в основном в Гималаях, в верховьях Ганги - Алакананды.
Kristiania   обратиться по имени Четверг, 03 Марта 2016 г. 20:55 (ссылка)
Занятно:) Вот вам и горбунья Мантхара - практически ФСБ:)
Дашаратхе стоило бы аккуратнее формулировать свои обещания...
"Во время болезни раненый Дашаратха неизбежно должен был сблизиться с ними. Брахманы, по своему обыкновению, охотно рассказывали ему о дхарме, карме, сансаре, богах, великих святых мудрецах, а он, внимая им, проникался величайшим почтением к этим знатокам Вед и всяческих занимательных историй". Вот так наслушаешься красивых историй, проникнешься обаянием - и пропал:)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 04 Марта 2016 г. 22:17ссылка
Kristiania, довольно часто в тексте Махабхараты появляются термины "соглядатаи" и "шпионы". В одном месте прямо сказано, что шпионы являются глазами царя:-) Рамаяна как эпос более литературный реже говорит о таких лицах, в ней больше присутствует сказочный элемент. Раненый Дашаратха пропал скорее от прелестей Кайкейи:-). Мне кажется, трудно устоять перед обаянием восточной красавицы.
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Пятница, 04 Марта 2016 г. 23:16ссылка
Алина_Горделли, это правда. Есть очень интересные персонажи под названием "видьядхары" - носители знания. Это не почтальоны, а связные между брахманами. Соглядатаи, шпионы, разведчики встречаются в многих местах Махабхараты.
Алина_Горделли   обратиться по имени Пятница, 04 Марта 2016 г. 00:40 (ссылка)
Не знаю, насколько хорошо все было рассчитано. Ситуация была совсем не разработана. Прежде, чем просить изменить завещание в пользу Бхараты, надо было потрудиться выяснить его возможную реакцию и его отношение к такому повороту событий. Для матери это не должно было представлять труда. Для рассчета богов, или даже брахманов, все выглядит пущенным на самотек.
Екатерина Вторая организовала убийство своего сына намного тщательнее. И молчаливое согласие Александра Павловича было обеспечено, хоть и оставило тяжелый груз на его совести.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 04 Марта 2016 г. 22:24ссылка
Алина_Горделли, задача была отправить из дома Раму, а уж средства могли быть любые. Обычная интрига при царском дворе, при этом не исключено, что в реальной жизни Рама должен был бежать из дома, в связи с обвинением в отравлении отца. Просто текст подвергся сильнейшей обработке. Если отец Рамы заболел и лежал в постели, то кто-то из придворных мог обвинить в этом Раму и тому пришлось искать спасения у лесных отшельников. Вот с этого момента и начинаются реальные приключения Рамы, а до этого была лишь завязка.
Перейти к дневнику

Пятница, 04 Марта 2016 г. 23:00ссылка
Я имела в виду то, что реакция Бхараты не должна была быть неожиданной, ее надо было предвидеть или подготовить заранее.
С другой стороны, если самое главное было удалить Раму, то согласие Бхараты уже не имело такого значения. А кто стал наследником после ухода Бхараты?
Перейти к дневнику

Пятница, 04 Марта 2016 г. 23:20ссылка
После смерти отца формально правителем стал Бхарата, он вернулся после того, как ему не удалось уговорить вернуться Раму. Но, поскольку в индусской традиции из Рамы сделали не просто святого, а божество, то Бхарата ...поставил обувь Рамы на трон и стал править от его имени. Разумеется, это легендарная (читай, священная история), которая мало имеет отношения к реальности.
Алина_Горделли   обратиться по имени Пятница, 04 Марта 2016 г. 23:30 (ссылка)
Невероятно!! И это высокоразвитая цивилизация!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 04 Марта 2016 г. 23:43ссылка
Алина_Горделли, многие признаки высокой духовности в Индии сочетаются с наивностью, а иногда просто с невежеством. А почитать стопы учителя (старший брат тоже учитель) - это народная традиция. Упанишады - сборник философских трактатов можно перевести как "у подножия" (учителя) - красиво и поэтично. Буддисты часто изображают стопы Будды с многими символическими знаками.
Алина_Горделли   обратиться по имени Пятница, 04 Марта 2016 г. 23:50 (ссылка)
Так чего же добились заговорщики, если преемник оставался преданным Раме?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 04 Марта 2016 г. 23:58 (ссылка)
Бхарата стал своего рода местоблюстителем престола, а Рама, как человек с воинскими дарованиями, должен был решать проблемы, которые ему начнут "поставлять" брахманы. Он будет странствовать по джунглям вместе с женой, убивать ракшасов, сам Равана у него похитит жену (ну это придумают брахманы), чтобы у него появилась цель - убить Равану и захватить Ланку - столицу царства Раваны.
Ответить С цитатой В цитатник
Алина_Горделли   обратиться по имени Суббота, 05 Марта 2016 г. 00:00 (ссылка)
То есть такой расклад и был задуман Брахманами?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 05 Марта 2016 г. 00:17 (ссылка)
Уже в следующем эпизоде начнётся гималайская одиссея Рамы по ашрамам (обителям), где живут отшельники, которым мешают злые ракшасы-демоны. Одних Рама будет убивать, но будет женщина-ракшаси, которая начнёт объясняться в любви сначала Раме и Лакшмане, брату Рамы. Ой, что будет...
И вот так одно действие вызывает цепную реакцию событий, которые, на первый взгляд, как будто и независимые друг от друга. Лесные отшельники знают все тропы в лесу, они ведут Раму, помогают ему набрать войско и даже "обезьян" наберут в войска. "Обезьяны" эти умеют говорить, у них есть жёны, они пользуются дощечками для разжигания огня и у них даже есть свой ...царь.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 05 Марта 2016 г. 00:34ссылка
Ну чисто Бандерлоги! :-)
Вы нас критикуете, Соккар, за наши инопланетные интересы, но, скажу я вам, они намного проще приключений ваших героев, которые и мудренее, и нелогичнее!
Соккар   обратиться по имени Суббота, 05 Марта 2016 г. 00:40 (ссылка)
У меня же две версии: брахманская и моя. Вот у брахманов всё перепутано, а у меня всё просто и логично. И будут поэтические строки о природе Гималаев, горных речках, травах, журавлях. Какая красота!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Соккар   обратиться по имени Суббота, 05 Марта 2016 г. 00:46 (ссылка)
Уже скоро. Спасибо за общение и спокойной ночи! Пусть приснится вам небо Кардассии, леса и реки:-)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку