Когда Геракл был рабом у Еврисфея и Омфалы, то он вынужден был исполнять приказы своих повелителей и можно сказать, что эти деяния он совершал не по своей воле. Но вот срок службы закончился и теперь герой свои поступки совершал по собственному желанию. Отныне никто не мог назвать его рабом. И что же делает раб, ставший свободным человеком? Он лишает жизни других людей, которые раньше каким-то образом обидели его или нанесли ему вред, то есть попросту говоря, он мстит. После похода на Трою и расправы над Лаомедонтом с сыновьями новой жертвой сына Амфитриона стал Авгий. Целью похода Геракла было желание отомстить царю Элиды за неуплату денег после "уборки скотного двора". Авгий призвал на помощь своего брата Актора. Война проходила с переменным успехом, но после того, как Геракл устроил засаду и убил полководцев союзников, он захватил город. Сын Амфитриона убил Авгия с детьми и отдал власть в Элиде сыну Авгия Филею.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга II:
"Недолгое время спустя он отправился в поход против Авгия, собрав войско в Аркадии и присоединив добровольцев из числа лучших воинов Эллады. Авгий, услышав о том, что Геракл идет против него войной, поставил полководцев над войском Элиды Эврита и Ктеата, сросшихся близнецов, которые своей силой превосходили всех тогда живших на земле людей. Они были сыновьями Молионы и Актора; их называли также сыновьями Посейдона. Актор же был братом Авгия. Случилось, однако, так, что Геракл заболел во время похода. Это было причиной того, что он заключил с Молионидами мир. Но позднее те узнали о его болезни, напали на его войско и многих перебили. Тогда Геракл отступил, но позднее, во время третьей Истмиады, когда жители Элиды послали Молионидов для принесения совместной жертвы, Геракл убил их из засады в Клеонах. После этого он отправился походом на Элиду, захватил город и, убив Авгия вместе с его детьми, вернул Филея на родину и передал ему царскую власть".
После похода на Трою у Геракла появились средства для собственного войска, но всё-таки их было недостаточно и ему пришлось призвать добровольцев. Несомненно, он обещал им заплатить после окончания войны и грабежа Элиды. Авгий хорошо представлял себе возможности собранного войска и обратился за помощью к брату. У Актора было двое сыновей, которые и стали во главе союзников. Но Геракл и не собирался вступать в открытый бой, он устроил засаду на сыновей Актора во время Истмийских игр и убил братьев. И здесь он остался верным себе - жестоким и коварным, ведь во время игр военные действия не велись... После этого войско Геракла захватило Элиду, а сам полководец убил Авгия и его сыновей. Возврат Филея на родину и передачу ему царства нельзя объяснить иначе, чем сговором последнего сына Авгия и Геракла. Жажда наживы Филея толкнула его на союз с убийцей братьев и отца. Чувство родства уступило место корыстолюбию. Этот же метода сын Амфитриона применяет и в походе на Пилос.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга II:
"После взятия Элиды он отправился походом на Пилос и, взяв город, убил Периклимена, самого отважного из сыновей Нелея, который во время сражения неоднократно менял свой облик. Геракл убил Нелея и всех сыновей его, кроме Нестора, который, будучи еще совсем юным, воспитывался в это время у герениев".
Сын Амфитриона мстит Нелею за его отказ очистить Геракла от скверны после убийства им Ифита. Нестор, один из персонажей "Илиады" получает власть над городом из рук убийцы его братьев и отца... Юность Нестора относительна. В "Илиаде" он один из самых пожилых участников похода. А во время убийства его отца Гераклом он просто младший из сыновей Нелея, поэтому его права на трон в Пилосе мизерны. Этим, по всей вероятности, и объясняется его спасение, а не отсутствием в Пилосе. Находясь вдалеке от родного города, Нестор был в не подозрении, но, зная уязвимые места в обороне города, он способствовал захвату Пилоса Гераклом.
Вслед за этим сын Амфитриона отправляется походом против союзника Нелея Гиппокоонта, царя Спарты. И снова сюжет повторяется, словно один режиссёр пишет ему сценарий.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга II:
"После взятия Пилоса Геракл отправился походом против Лакедемона, чтобы наказать сыновей Гиппокоонта. Он гневался на них за то, что они сражались на стороне Нелея... Геракл же убил Гиппокоонта и его сыновей, покорил город и привел назад Тиндарея, передав ему царскую власть в Лакедемоне".
Несомненно, передача власти Тиндарею вызвана не благородством Геракла, а расчётом. Получив власть из рук Геракла, Тиндарей становится его должником. Кажется очень вероятным, что с этого момента фактическим правителем Спарты становится Геракл, а не его ставленник Тиндарей.
Во всех этих случаях, начиная с убийства Лаомедонта и заканчивая убийствами Авгия, Нелея, и Гиппокоонта, Геракл действует по одной схеме: убивая царя и всех его сыновей, он оставляет в живых брата царя (в случае с Гиппокоонтом и Тиндареем) или младшего из сыновей во всех остальных случаях, делая его "царём". Власть этого "царя" номинальная, фактическая власть находится в руках Геракла. Система наследования власти в Древней Греции была очень сложной. Стать наследником в Микенах при живом Еврисфее Гераклу было нереально, а население Трои, Элиды, Пилоса и Спарты вряд ли признало бы власть самозванца. Cыну Амфитриона нужно было найти способ стать самому полноценным правителем. И он его нашёл. Этот путь привёл его к бесславной смерти. Но разве жаждущий выгоды думает о славе?
После убийства родственника своего тестя мальчика Эвнома на свадьбе Геракл вместе с Деянирой отправляется в изгнание в Трахин. По дороге он убил Корона, Лаогора вместе с сыновьями (здесь снова применена та же схема, наглядно свидетельствующая, что сын Амфитриона боится мщения родственников), Кикна, Аминтора и, придя в Трахин, Геракл стал набирать войско, чтобы отомстить Эвриту, который отказался выдать свою дочь Иолу в жёны сыну Амфитриона. После расправы над Эвритом и его сыновьями Геракл совершает насилие над дочерью царя Иолой, рассчитывая после свадьбы стать царём Ойхалии. Он умер от яда, средства чаще всего применяемого им самим. Весь жизненный путь Геракла усеян трупами и залит слезами и кровью его несчастных жертв. Трудно сомневаться в том, что гибель убийцы, названного эллинами величайшим героем Древней Греции (?), вызвала ликование у многочисленных родственников его жертв.
Перечень только тех жертв, за убийство которых Геракл был осуждён современниками, поражает: учитель музыки Лин, убитый Гераклом ещё в подростковом возрасте, трое своих сыновей, два племянника и жена Мегара, кентавры, среди которых его друзья Фол и Хирон, Ифит, Эвном... А ведь были ещё многие другие убитые, изнасилованные, оскорблённые. Всё это свидетельствует, что перед нами не благородный герой, а серийный убийца, жестокий маньяк, вероломный и коварный, для которого убийство является наслаждением. Величайший герой Древней Греции - убийца детей и насильник женщин... И странным выглядит стремление исследователей уйти от оценок его деяний, прикрываясь ложным представлением об объективности, дескать, я не даю морально-этических оценок персонажам мифов... Зачем нам такое знание, которое лишено морали? Аристотель был прав, когда писал: "Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд". И чего стоит наше знание, если мы не можем определить, что является злом и что добром? Именно об этом говорил Сократ: "Высшая мудрость - различать добро и зло".