-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30128


Последний из кентавров или скотный двор царя Авгия

Четверг, 30 Апреля 2015 г. 14:21 + в цитатник
   Фразеологизм "авгиевы конюшни" пришёл к нам из Древней Греции. Он обозначает беспорядок в делах, захламлённое ненужными вещами пространство или помещение. Как же он появился на свет? Ответ на этот вопрос даёт миф о Геракле и царе Элиды Авгие. Еврисфей приказал герою убрать навоз в скотном дворе Авгия в течение одного дня. Геракл договорился с Авгием, что исполнит эту работу за плату, но после окончания этого дня царь Элиды отказался ему заплатить, и герой удалился не солоно хлебавши. Придя в Олен к Дексамену, сын Амфитриона попадает на свадьбу кентавра Эвритиона и убивает там самого жениха. После возвращения Геракла в Микены Еврисфей отказался причислить этот подвиг к числу десяти. Уже в древности этот миф стали истолковывать как трудную и грязную работу, которую нужно сделать в краткие сроки. Но, кажется, в этой легенде речь идёт вовсе не об этом. Иначе ведь трудно объяснить, каким образом уборка конюшен связана со смертью кентавра Эвритиона...


   Если понимать миф буквально, то мы словно присутствуем в театре абсурда. Почему Еврисфей посылает Геракла убирать навоз в скотном дворе другого царя? Разве у него нет своего скотного двора и он не заинтересован убрать навоз от своих животных? Почему воин должен убирать навоз? Ведь всегда можно найти ему работу, более соответствующую его способностям. Что связывает этих царей? Ну не занимается же царь Микен благотворительностью по отношению к царю Элиды, своему соседу. Что не так с оплатой трудов Геракла? Ведь именно отказ оплатить эту работу и приведёт со временем к смерти Авгия. Кто лукавит - Геракл, Авгий, Еврисфей? Какое отношение к "авгиевым конюшням" имеет смерть кентавра Эвритиона? Прочтём источник.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга II:

"Пятым подвигом Эврисфей назначил ему убрать в течение одного дня весь навоз, накопившийся в скотном дворе Авгия. Авгий был царем Элиды и был, как говорят одни, сыном Гелиоса, по утверждению других, — сыном Посейдона, а по иным, — Форбанта и владел огромными стадами. Придя к Авгию, Геракл, ничего не говоря о приказе Эврисфея, заявил, что он за один день уберет весь навоз из скотного двора, если получит за это десятую часть всего скота. Авгий, не веря, что это возможно, согласился. Призвав в свидетели сына Авгия Филея, Геракл разобрал стену скотного двора и, отведя каналом воды текущих поблизости рек Алфея и Пенея, пустил их в скотный двор, выпуская воды через противоположный выход. Но когда Авгий узнал, что все это совершено по приказу Эврисфея, он не отдал условленной платы и стал утверждать, что вообще ничего не обещал в качестве платы за этот труд, добавив, что он даже готов судиться по этому поводу. Когда судьи уже уселись, вызванный Гераклом Филей, выступив в качестве свидетеля, изобличил своего отца в том, что тот действительно соглашался отдать Гераклу условленную плату. Но еще не успели судьи подать свой голос, как разгневанный Авгий потребовал, чтобы Филей и Геракл убирались из Элиды. Филей удалился на Дулихий и поселился там, Геракл же отправился в Олен к Дексамену и застал его в то самое время, когда Дексамен оказался вынужден выдать свою дочь Мнесимаху за кентавра Эвритиона. Дексамен призвал Геракла на помощь, и тот убил кентавра Эвритиона, пришедшего за своей невестой. Эврисфей и этот подвиг не причислил к числу десяти, которые должен был совершить Геракл, утверждая, что тот совершил его за плату".

   Понимать миф буквально нельзя. Неужели предки эллинов не нашли ничего более достойного в своей истории для передачи потомкам, чем уборку помещения от навоза? Общепринятой практикой для людей является своевременный уход как за помещениями, так и за животными. В противном случае среди животных начнётся падёж, а в помещение будет просто невозможно зайти. Неубранный навоз приведёт к появлению огромного количества мух, может вызвать различные инфекции. Если уж Еврисфей хотел унизить Геракла уборкой навоза, то он мог бы это сделать с пользой для своего хозяйства, заставив его работать в своём скотном дворе, а не у соседа. Уличать в благотворительности царя Еврисфея было бы слишком уж наивно, власть имущие всегда отличались повышенным вниманием к своей выгоде. Конечно, можно было бы предположить, что "навозом" в данной истории являются древесные отходы, остающиеся на месте строительства кораблей, а в "быках" усмотреть корабли царя Авгия. Это было бы намного логичнее, чем предполагать, что скопилось такое огромное количество навоза, которое, изменив русло реки, сбросили в воду. При этом навоз привёл бы к рукотворной экологической катастрофе, что несомненно вызвало бы недовольство населения. Воды реки всегда использовались для приготовления пищи, полива растений, но не являлись средством канализации. А древесные отходы могли просто убрать рабы и сжечь их. Как видим, оба варианта - и с навозом животных, и с отходами после строительства кораблей - не очень логичны. И хотя Геракл тоже раб, отбывающий срок наказания у Еврисфея после убийства своих детей, но он - раб-воин. Все его подвиги - это или убийства врагов Еврисфея, или кража кораблей, или месть своим обидчикам.

   Пятый подвиг Геракла ("авгиевы конюшни") представляет собой ряд последовательных стадий: получение приказа Еврисфея, появление героя во дворе Авгия, договор с ним, исполнение задания, начавшийся и так не закончившийся суд, изгнание Филея и Геракла, его приход в Олен к Дексамену, убийство Эвритиона, возвращение в Микены. Получается, что к "авгиевым конюшням" прямое отношение имеет ...убийство Эвритиона. Возвращение Геракла в Микены (окончание подвига) состоялось только после убийства кентавра. Как мы помним, Эвритион был одним из немногих спасшихся конных всадников, избиение которых Геракл осуществил ранее в четвёртом подвиге ("эриманфский вепрь"). Погром кентавров был уже рассмотрен ранее в эпизоде "На берегу Эримантоса. Гибель кентавров или охота на вепря?" http://www.liveinternet.ru/users/3616936/post340116300/ Кентавров использовали в качестве союзников или наёмников в войнах между собой враждующие цари Пелопоннеса. В какой-то момент союзники кентавров, пригласившие их на Пелопоннес, решили от них избавиться, чтобы не платить им за услуги. И с этого момента начинаются события четвёртого подвига. Авгий вступил в переговоры с Еврисфеем и попросил его устранить кентавров (разумеется, за плату). Еврисфей отдаёт приказ Гераклу, и тот с войском отправляется на охоту ("эриманфский вепрь"). В пещере у Фола Геракл устраивает резню кентавров. Часть всадников отступила к северу вдоль Эримантоса и Геракл преследовал их, истребляя отравленными стрелами. Вслед за тем он явился к царю Авгию. Отсюда начинаются события, описанные в пятом подвиге. Здесь он узнаёт, что часть кентавров отошла к югу. Авгий предлагает ему истребить и эти отряды кентавров. Уборка "навоза из скотного двора" - это и есть уничтожение кентавров, вступивших во владения царя Элиды. Почему же в "навозе" следует видеть кентавров? Кони степняков оставляли после себя помёт, вот почему кентавры в восприятии местных жителей ассоциировались с навозом. Справившись с заданием, Геракл потребовал оплаты с Авгия, как за дополнительные (не оговоренные Еврисфеем) услуги. Царь Элиды отказался платить рабу Еврисфея, так как ранее договорился с хозяином Геракла царём Микен. Платить дважды он не намерен. Каждый считает себя правым. Но на сторону Геракла неожиданно становится сын Авгия Филей. Есть определённая закономерность, что в случае конфликта Геракла с каким-то царём на его сторону всегда становится один из сыновей этого царя... Стороны конфликта даже обратились в суд. Но не дождавшись решения суда, разгневанный Авгий изгоняет из своего царства и сына, и Геракла. У него есть сильный аргумент - не все кентавры уничтожены, как он ранее договаривался с царём Микен. Как может раб Еврисфея требовать оплаты, если жив кентавр Эвритион? Контракт не закрыт, и Геракл, вынужденный признать свою неправоту, отправляется не в Микены, а на поиски Эвритиона...

   Убийство жениха на свадьбе - это несомненное преступление. Но героев древнегреческих легенд не терзают муки совести. Они не знают справедливости и руководствуются одним правилом: если выгодно - значит можно. Видимо, Эвритион оказал какую-то услугу Дексамену, и последний обещал ему свою дочь в жёны кентавру. Спустя какое-то время Дексамен пожалел о своём решении и попросил Геракла помочь решить возникшую проблему. Интересы Дексамена совпали с устремлениями Геракла. Выгода, месть и удовольствия - вот мотивы поступков сына Амфитриона. Теперь, когда был убит последний из кентавров, у царя Авгия не будет повода отказать ему в оплате. Но он - раб Еврисфея - и вынужден отправляться к своему хозяину. Сын Амфитриона будет ждать удачного момента, придёт время и жажда мести будет им удовлетворена.
6871901759_f3a522f954 (500x375, 95Kb)
Рубрики:  Мифологическая библиотека
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям

Т34ТУРБО   обратиться по имени Четверг, 30 Апреля 2015 г. 16:57 (ссылка)
Необычное, но логичное толкование)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 30 Апреля 2015 г. 17:06 (ссылка)
Искал наиболее непротиворечивое объяснение событий мифа. Любопытно, как специалисты по мифологии попробовали бы опровергнуть мои доводы...
Ответить С цитатой В цитатник
Trot   обратиться по имени Понедельник, 04 Мая 2015 г. 12:12 (ссылка)
Было бы интересно это наблюдать.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 04 Мая 2015 г. 22:03ссылка
Trot, вы имеете в виду посмотреть фильм по этому сценарию?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 04 Мая 2015 г. 22:02 (ссылка)
nomad1962, спасибо, посмотрю. Только мне кажется, что там ничего нового. Мне нигде не встречалась точка зрения на мифы, близкая моей.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 04 Мая 2015 г. 22:04ссылка
Да я уже посмотрел...чепуха, естественно )
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 04 Мая 2015 г. 22:11 (ссылка)
nomad1962, ну, вот видите, как я и предполагал. Кажется, у современных учёных общим принципом считается повторять все ошибки своих предшественников. А без этого никто не посчитает эти работы научными...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 04 Мая 2015 г. 22:21ссылка
Ну, косность и догматизм присущи ученому сообществу во все времена
Ученый люд априорно считает ересью все выходящее за рамки общепринятых постулатов
Ведь любая новая креативная теория потенциально губительна для того, на что многие жизнь положили и на чем мечтают войти в учебники )
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 04 Мая 2015 г. 22:25 (ссылка)
nomad1962, но существует и другая крайность. Когда просматриваешь Носовского и Фоменко, начинаешь понимать, что такой мыслительный беспредел нужно пресекать и даже задумываешься о необходимости цензуры..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 04 Мая 2015 г. 23:26ссылка
Нуууууу! ))
Эти-то ребятки просто куют бабки, пока горячие
Чтиво, рассчитанное на любителей жареных сенсаций
Здравомыслящему адекватному человеку очевидно - где зёрна, а где плевелы
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 04 Мая 2015 г. 23:32 (ссылка)
nomad1962, я просматривал их книгу, посвящённую событиям в Махабхарате. А поскольку я хорошо знаю сам текст, у меня об этом есть в дневнике "История, записанная на лепестках лотоса...", то просто поразился тому потоку вымысла, который вышел из-под их пера. А тут недавно попалась и их книга о мифах Древней Грециии и Геракле http://www.chronologia.org/gerakl/index.html ... Фантазии на фантазиях. Вообще непонятно, как издательства принимают такие книги к печати...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 04 Мая 2015 г. 23:38ссылка
Деньги, друг, деньги...
cui prodest
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 04 Мая 2015 г. 23:42 (ссылка)
nomad1962, обычно только деньги интересуют людей без совести... И они почему-то уверены, что счастье можно обрести только с помощью денег. Это у них вера такая... Святая простота...
Ответить С цитатой В цитатник
Сибирская_барышня   обратиться по имени Среда, 06 Мая 2015 г. 08:21 (ссылка)
Как немного людей, кто замечает "нестыковочки" и нелогичности в текстах и задаются вопросами "почему?" Вас интересно читать, Соккар, благодарю)))
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 06 Мая 2015 г. 08:26 (ссылка)
Сибирская_барышня, каждый новый миф я разбираю, исходя только из данных этого мифа с чистого листа, поэтому мне удаётся избегать возможных ошибок в предыдущих легендах.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 06 Мая 2015 г. 10:35ссылка
А Вы не пробовали разбирать Слово? Ведь "в начале было Слово...", оно и есть первоисточник. Например, миф - мит (переход букв ф-т), мит - мед
Соккар   обратиться по имени Среда, 06 Мая 2015 г. 11:17 (ссылка)
В слове "миф" буква "ф" - это тета, она произносилась как Тх, где "х" это небольшое придыхание, поэтому многие греческие слова в оригинале звучат несколько непривычно, например, Афина произносится как "Атхина", или "Атхена", это видно на примере немецкого Athen
А Слово на греческом это Логос. Поэтому "В начале был Логос..." Так звучит начало Евангелия от Иоанна. А у этого слова 34 значения... А вот почему вы связываете мит-мед не совсем понятно, всё-таки корни этих слов из разных языков...
Ответить С цитатой В цитатник
Lynx_Rufus   обратиться по имени Суббота, 23 Мая 2015 г. 15:00 (ссылка)
Соккар, увлекательно. Этот текст у Вас вышел отлично)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 24 Мая 2015 г. 22:26 (ссылка)
La_ven_der, спасибо. Рад, что вам понравился такой взгляд на события. Естественное надо искать в сверхъестественном, а необходимое в естественном. Для мифов это - главный принцип.
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Вторник, 26 Мая 2015 г. 00:59 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 26 Мая 2015 г. 09:47 (ссылка)
nomad1962, филологи пытаются аллегорически трактовать "факты" древнегреческой мифологии. Эти "факты" как-то отражают реальность, но в поисках ключа к ней филологи дружно следуют авторитетам прошлых времён. В противном случае нельзя стать ни кандидатом наук, ни, тем более, доктором. И в наименьшей степени они следуют здравому смыслу, выдумывая несуществующую "реальность". А ведь в действительности в мифах отражена не столько реальность, сколько попытка изложить человеческое представление о реальности, во многом исковерканное, как в игре в "испорченный" телефон. Каждый последующий рассказчик что-то добавил от себя и получилась синкретическая правда, как писал Стеблин-Каменский...

Все пословицы и поговорки о душе (вроде "душа в пятки ушла", "душу отдать за други свои" и т.д.) просто отражают психические состояния сознания. Поэтому найти местонахождение души будет не просто, словно искать чёрную кошку в тёмной комнате... А вдруг эта кошка окажется рыжей:-) А вдруг её там нет... А вдруг человек не видит... А вдруг...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 26 Мая 2015 г. 14:57ссылка
"А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?..." (с)
это я про душу ;)
Соккар   обратиться по имени Вторник, 26 Мая 2015 г. 15:37 (ссылка)
nomad1962, как полезно все невидимые сущности вытаскивать на белый свет! И кот, и мальчик - явления видимого мира, а стремление человека в мифических существах увидеть нечто таинственное, незнаемое приводит к порождению максимы "Сон разума рождает чудовищ." Под разговоры о бессмертии души так легко грешить:-) Ведь всегда можно раскаяться...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 26 Мая 2015 г. 16:58ссылка
Как раз таки, памятуя о бессмертии души, грешить-то не шибко хочется, имхо))

Ибо, для ее спасения, раскаяние должно быть глубоко ИСКРЕННИМ, а это возможно лишь при наличии у человека "совести грызущей обыкновенной"(чем большинство людей похвастаться не может)
Соккар   обратиться по имени Вторник, 26 Мая 2015 г. 17:08 (ссылка)
Есть люди с совестью, но не верящие в бессмертие души (кажется. я к ним отношусь:-), есть люди, верящие в бессмертие души, но далеко не всегда живущие в ладу с совестью. Из моего личного опыта: довелось слышать фразу от дочери священник "ничего страшного в грехе нет, можно замолить").

Согласен, что для исправления ошибок раскаяние (осознание своих ошибок) должно быть искренним, а это возможно только при наличии совести, это верно.

Мне почему-то кажется, что честность - это и есть своего рода условие для звания человека. Нет честности - нет Человека!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку