-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30129


Федра. Трагедия неразделённой любви или оклеветанный Ипполит...

Понедельник, 16 Марта 2015 г. 13:01 + в цитатник
  Трагедия неразделённой любви привлекает многих авторов, начиная с античных времён. Участниками этой драмы чаще всего становятся люди разных социальных слоёв, возрастов, национальностей. Одним из первых поэтов, описавших противоречивую палитру чувств замужней женщины к юноше и последовавшую за этим трагическую развязку, был Еврипид, великий трагик древней Греции. Причиной гибели невиновных в античной трагедии обычно становится злой рок или месть богов за преступления предков. В трагедии "Ипполит" такой причиной гибели молодого человека, любителя природы и мечтателя, становится месть Афродиты за не почитание богини любви. Стыдливая Федра признаётся в своей страсти к Ипполиту кормилице, та раскрывает её тайну Ипполиту. Трагическая развязка следует за отказом юноши: Федра повесилась, оставив записку о том, что Ипполит "посягнул на отцовское ложе" - то ли изнасиловал, то ли собирался изнасиловать. Тесей проклинает сына от своей первой жены амазонки Антиопы и призывает Посейдона отомстить осквернителю брачных уз. Морской бык выходит на сушу и колесница юноши разбивается. Так месть богини любви становится причиной смерти невиновного. Поистине, слепая любовь, слепая месть... Безжалостная Афродита.

  Что здесь не логично? Почему зрелая женщина влюбляется в юношу? Почему она не думает о том, что её дети станут сиротами? Что за странный морской бык выходит на сушу и пугает коней Ипполита? Почему девственная Артемида не защищает верного ей Ипполита до развязки этой драмы? Прочтём эту легенду у Аполлодора и разберёмся, кто виноват в гибели юноши - бык ли, слепой рок или человеческие интриги? И есть ли дело богам до человеческих страстей...

Аполлодор, Мифологическая библиотека, Эпитома:

  "Федра же, родив Тесею двух сыновей, Акаманта и Демофонта, влюбилась в сына амазонки Ипполита и предложила ему сойтись с ней; но Ипполит, ненавидевшей всех женщин, уклонился от этого. Тогда Федра, боясь, как бы он не рассказал обо всем своему отцу, выломала двери своего брачного покоя и порвала на себе одежду, после чего ложно обвинила Ипполита в попытке совершить над ней насилие. Тесей поверил в это и взмолился Посейдону, чтобы бог погубил Ипполита. Когда Ипполит ехал на колеснице и проезжал вдоль морского берега, Посейдон выслал из пучины быка. Перепуганные кони разбили колесницу, а запутавшегося в вожжах Ипполита потащили по земле, и он погиб. После того как тайна страсти Федры была раскрыта, она повесилась".

   Итак, на момент объяснения в любви Ипполиту около двадцати лет. Влюблённой в него Федре, видимо, больше тридцати лет, так как у неё уже двое сыновей. И это многое объясняет... Для жены Тесея и матери двух детей любовь к постороннему мужчине не естественна, тем более это юный пасынок. Для любви у неё есть сразу три мужчины - муж и дети. А вот думать о судьбе своих детей она должна. Но почему-то у Еврипида Федра совсем не думает о их будущем. И это вызывает большое удивление. У Аполлодора роль Афродиты как и роль Артемиды сведены до нуля. В трагедии же распри людей во многом спровоцированы конфликтом богинь. Но какой урок может дать Ипполиту богиня любви, если он почитает девственную Артемиду? Афродита, же внушив любовь Федре, губит и презирающего её Ипполита и верную богине любви Федру. Что же это за богиня любви, которая не соединяет людей, а губит саму любовь? Это, скорее, богиня мести, а не любви. Почему Афродита не могла внушить юному Ипполиту любовь к сверстнице? Зачем нужно губить невиновного юношу, вся жизнь которого ещё впереди, если ему можно просто преподать урок любви к незамужней? Эти вопросы явно указывают на логическую неувязку от появления богинь в трагедии Еврипида. Они в реальной жизни просто лишние сущности. Причиной конфликта богини быть не могут. Очевидно, богини в этой человеческой истории ни при чём.

   На самом деле любовь Федры - это средство оклеветать Ипполита. Именно так. Молодая мать избирает такой путь, чтобы избавиться от пасынка и сделать наследниками только своих детей от Тесея, которые моложе Ипполита. Сделав предложение Ипполиту сойтись с ней, она рассчитывает потом представить эту встречу как попытку изнасиловать её. Но юноша повёл себя очень осторожно: он отказался от свидания без свидетелей с мачехой. Возможно, в силу скромного характера, но, возможно, по чьему-то совету. И тогда Федра решает разыграть спектакль с изнасилованием, она рвёт на себе одежду и ложно обвиняет в этом Ипполита. Её цель - любыми путями избавиться от конкурента своим детям. Почему-то Тесей верит ей, а не проводит расследование. Возможно, это чары молодой жены, но, может быть, ему не нравится сам Ипполит. Ведь ранее именно сам Тесей убивает Антиопу, мать Ипполита. Муж Федры обращается к Посейдону, своему небесному отцу, чтобы он наказал Ипполита. И бог посылает из моря быка, когда юноша едет вдоль берега... Но быки не живут в море. Здесь речь идёт о том, что Ипполит погиб, когда он плыл на корабле и его судно было атаковано в море другим кораблём. Судя по всему этот корабль был подослан Федрой. И только после гибели своего сына Тесей понял, что его погубила мачеха. Возможно, кто-то из экипажа спасся. Когда обнаружилось, что причиной гибели Ипполита была жена Тесея, Федре ничего не осталось как покончить жизнь самоубийством...
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Эрмитаж

278.sc318 (700x352, 122Kb)

281.sc322 (700x664, 241Kb)
Рубрики:  Мифологическая библиотека
Оклеветанные имена
Бусы или минотавры
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям

Lynx_Rufus   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2015 г. 08:39 (ссылка)
Да, клевета тут очень вписывается. Никак не могут Боги без злых интриг..
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2015 г. 09:39 (ссылка)
Интересно, что на тему любви Федры к юноше пишут свои трагедии потом Сенека, Расин и Цветаева. И все они в основном следуют линии, проложенной Еврипидом. А на самом деле у Федры был мотив - устранить Ипполита. Ей это было выгодно. Но так бывает в жизни, что если человек руководствуется только выгодой, то расплачиваться ему потом своей жизнью. Не всегда, но так иногда бывает...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 10:00ссылка
Поэты желают видеть прекрасное))) В жизни гораздо больше драмы и более приземленных чувств. Даже из простого взять Бони и Клайда - там ведь не было так красиво как нарисовали.
И по поводу подачи материала из предыдущих Ваших тем. Сейчас это вообще в разгаре - информационные войны. Берут в оборот и фото и слова. Как в знаменитой фразе "Казнить нельзя помиловать"
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Августа 2024 г. 17:21ссылка
Насчёт Федры согласна, абсолютно логично. Но меня куда больше история Кассандры всегда интересовала. Если богов не существовало, почему ей никогда не верили, ведь в итоге всё сбывалось? Почему троянцы были упрямыми и тупыми баранами, чтобы не понимать, что у кражи и войны не может быть хороших последствий? Не задумывались об этом?
Соккар   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2015 г. 10:15 (ссылка)
Во всех мифологических сюжетах древних греков художники и скульпторы последующих эпох "усовершенствовали" персонажей. Искусство творит прекрасное!
Но иногда бывают исключения. Реальный Иван Грозный не убивал своего сына, его "убил" Илья Репин, когда написал картину на эту тему.

Войны ведут те, кто хочет получить выгоду из изменения картины мира. Простым людям нужен мир. В действительности та же экономика - наука о домовладении - в своём основании должна быть нравственной. А вот хрематистика - наука об обогащении по Аристотелю - безнравственна. Какой смысл в богатстве любой ценой? Если человек получает за один день больше денег, чем другой за десять лет, в совершенно законном виде, то что это как не патология и болезнь? А войны как раз направлены на то, чтобы кто-то живущий вдалеке получал больше выгоды...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 11:06ссылка
О нравственном обществе мы можем только мечтать, к большому сожалению..
Соккар   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2015 г. 11:12 (ссылка)
La_ven_der, это огромная проблема. Когда я прочитал Ярхо, что в Древней Греции не было понятия совести, а был только стыд, то о многом задумался. У него очень интересные рассуждения на эту тему. Я прочитал эти страницы несколько раз и вот тут есть о чём задуматься. Это не менее важная проблема, чем вера в бессмертие души в религии...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 15:51ссылка
Да, это на самом деле серьезная проблема. Это внутреннее и наружное...
Соккар   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2015 г. 15:59 (ссылка)
Яна_Малыхина, вы очень верно заметили. Вот примерно также судит и Ярхо. Стыд - это то, что о нас думают другие, совесть - это то, что мы думаем о своих поступках, внутренний суд. Ведь не зря же говорят - суд совести...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 16:04ссылка
я бы назвала совесть не внутренним судом, а внутренним компасом...
Соккар   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2015 г. 16:08 (ссылка)
Яна_Малыхина, тоже интересно, возьму на заметку. Но если это компас, то вовне должны быть ориентиры вроде магнитного полюса. Что тогда можно считать полюсом вне человека? Причём сравнение с компасом чем хорошо, помните как выстраиваются опилки на листе бумаги, когда под ней находится компас? Следовательно, примерно также должны выстраиваться невидимые силовые и мысленные линии, которые определяют наше поведение...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 16:18ссылка
В идеале - это то что называется "общечеловеческими ценностями", в реале - принятая в социуме мораль
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 16:38ссылка
Наверное понятие "общечеловеческие ценности" надо пояснить. Попробую схематично, если получится - самой интересно сформулировать. Каждый человек живет в двух мирах - внутреннем и внешнем. И там и там мир является полем боя между силами света и тьмы - в одном случае война идет за душу, в другом - за весь мир.
Однажды я услышала молитву "каждое дыхание да славит Господа" и сначала никак не могла понять о чем речь - а потом до меня дошло.
В мире есть два вида сил - силы добра и силы зла. Мы не всегда можем понять с кем из них имеем дело, но каждым своим поступком, каждой своей мыслью, каждым дыханием мы играем или на стороне одних сил или других.
Вот внутренний компас должен указывать на полюс добра. Но к сожалению, часто он указывает на ложные полюса и получается "благими намерениями".
Удалось объяснить?
Соккар   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2015 г. 16:25 (ссылка)
То есть, совесть - это то, что определяет мораль? Есть она - и человек сохраняет свою суть, нет совести - человек превращается в зверя?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2015 г. 16:52 (ссылка)
Яна_Малыхина, не знаю как в Европе, а у нас в России к "общечеловеческим" ценностям в какой-то момент стали относиться критически, особенно в последнее время, когда появились гей-парады, однополые браки и усыновления беспризорных однополыми супругами...
В отношении добра и зла. В идеале совесть должна таким образом определять наши поступки, чтобы мы, стремясь извлечь пользу для себя, не наносили вреда другим. Просто полюсы "добра" и "зла" каждый ведь может интерпретировать для себя как ему выгодно. И тогда "добро" и "зло" могут меняться местами. Вот не зря же магнитные полюса время от времени тоже меняются местами. Вообще в этом случае "добро" и "зло" несколько напоминают инь и ян. И ваше замечание о компасе тогда очень любопытно, раз может вызвать такие аналогии.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 17:27ссылка
да, я именно поэтому и вспомнила про "благие намерения которыми вымощена дорога в ад", потому что даже при исправном компасе мы не всегда можем просчитать последствия своих поступков.

Я бы хотела сохранить для себя наш диалог, Вы позволите перенести его в мой блог? Со ссылкой на Ваш пост, разумеется.
Соккар   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2015 г. 17:30 (ссылка)
Яна_Малыхина, мы думаем в одном направлении, вот только несколько отличаемся терминологически, но это не мешает прийти к интересным выводам, которые устраивают и вас, и меня. Очень полезный диалог, который мне тоже понравился. Разумеется, вы можете перенести его к себе. Благодарен вам за общение.
Ответить С цитатой В цитатник
АРИНБЕРД   обратиться по имени Суббота, 24 Июня 2017 г. 03:29 (ссылка)
Мне понравился ваш пост и я согласна с вашими умозаключениями. Именно так ! Федра хотела подставить своего пасынка, чтоб очистить дорогу своим детям. Очень по житейски ! ))
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2019 г. 06:42 (ссылка)
Есть ли совесть у богачей? Христос:богатство--грех, богачи--грешники и будут в аду.Вне коммунизма нет спасения от термоядерной войны.
Коммунизм--нет денег,личной и частной собственности,алкоголя и табака,бога и попов
и т.д.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку