Когда у Деметры похитили её дочь Персефону, она скиталась по земле в поисках пропавшей девушки. Посейдон, брат похитителя Плутона, преследовал несчастную богиню желая соединиться с ней. В Аркадии Деметра, пытаясь скрыться от преследователя, превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами царя Онкия. Но Посейдон, уподобившись жеребцу, сочетался с богиней. По легенде Деметра родила дочь Деспойну и коня Арейона. О судьбе дочери античные авторы сведений не сохранили, а вот Арейон от Онкия попал вначале к Гераклу, а затем оказался у Адраста, царя Аргоса. Когда семеро вождей вместе с Этеоклом осаждали Фивы и были разгромлены, то уцелел один Адраст. Аполлодор сообщает: "Спасся только Адраст благодаря своему коню Арейону. Этого коня родила Деметра, которая в образе Эринии сочеталась с Посейдоном". Но наиболее полный вариант этой легенды приводит Павсаний.
Павсаний, "Описание Эллады", книга XXV. Аркадия, 3-5:
"...когда богиня блуждала по земле, отыскивая свою дочь, говорят, Посейдон преследовал ее, желая с ней сочетаться; тогда Деметра превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия; но Посейдон догадался о ее обмане, сам уподобился жеребцу и в таком виде сочетался с Деметрой. Сначала Деметра гневалась на то, что случилось, но с течением времени прекратила свой гнев и пожелала, как говорят, омыться в водах Ладона...По преданию аркадян, Деметра родила от Посейдона дочь, имя которой они не считают себя вправе делать известным среди непосвященных, и коня Арейона. Поэтому у них у первых из аркадян Посейдона стали именовать Гиппием (Конным)...Рассказывают еще вот что: когда Геракл воевал с элейцами, он выпросил (на время) у Онка коня и одержал победу, выехав на битву на Арейоне, а потом он отдал этого коня Адрасту".
О чём повествует миф? Что скрывается за превращениями богов, страстью Посейдона и рождением у богини Деметры таких странных близнецов: женщины и коня одновременно? Разберёмся.
Если понимать миф буквально, то страсть к похищению женщин и насилию над ними являются просто злым роком, преследующим богов. Кто бы мог подумать, бессмертные боги - рабы страстей, свойственной многим смертным... Наивная Деметра, стремясь уклониться от Посейдона, превращается в кобылицу и пытается стать незаметной среди животных. Но именно это обстоятельство и становится роковым для неё: объятый страстью Посейдон превращается в жеребца. Это не любовь, как считают многие современные авторы, ведь соитие происходит не по взаимному согласию, так как Деметра предпринимает усилия, чтобы уклониться от озабоченного преследователя. Это насилие, совершённое Посейдоном вопреки желанию Деметры. Складывается впечатление, что похищение женщин и насилие над ними - это отличительное свойство всех богов: и Зевса, и Посейдона, и Плутона, и Аполлона. Дело доходит до смешного. Зевс, застигнутый Герой в постели с Ио, становится клятвопреступником и пытается уверить жену, что секса не было... Боги-боги, как вы похожи на людей! В погоне за женщиной теряете не только одежду и стыд, но и остатки морали... Посейдон преследует Деметру в то время, когда Плутон похитил у неё дочь. Совпадение? Прямо, охота какая-то объявлена на женщин... Деметре сейчас точно не до секса - дочь бы найти. Бессмертные боги - Зевс, Посейдон, Плутон, Аполлон - ведут себя словно сексуальные маньяки. Нет времени думать о вечном, когда страсти туманят голову. Если исходить из буквального понимания текста, то Посейдон совершает насилие.
Но вполне вероятно, что античные авторы мифа сделали Посейдона насильником непроизвольно, не разобравшись в некоторых обстоятельствах мифа. Мифографы античности - дети своего времени и просто могли приписать поступкам богов те устремления, которые были свойственны людям, когда жили сами авторы мифов. Вызывает большое удивление появление у женщины двух столь разных "детей": дочери и ...коня. Разве такое бывает в жизни? Конечно же, нет. Следовательно, в "рождении" коня у Деметры нужно видеть иносказание. Ничего подобного ранее Деметра не совершала. А вот Посейдон такой "опыт" уже имел: ранее горгона Медуса уже "родила" от него коня и человека: крылатого Пегаса и Хрисаора. Но и к рождению Минотавра Посейдон тоже имел отношение: это он прислал "быка" Миносу, от которого Пасифая, уже родившая своему мужу четверо сыновей и четверо дочерей, произвела на свет Минотавра. Из предыдущего описания уже известно, что и Минотавр, и Пегас являются кораблями - "быком" и "конём". И точно таким же конём-гиппокампом является и Арейон. Видимо, жители каждой местности придумывали легенды по схожему сценарию - и критяне, и эритейцы, и аркадяне. Строительство корабля для того времени было подобно чуду, вот почему нужно было божественное участие. И естественно, что Арейон обладал исключительными свойствами: он был бессмертным и мог говорить как человек. Герой Геракл нуждался и в коне исключительных свойств.
Посейдон на колеснице
Сочетание Деметры и Посейдона произошло на берегу Ладона, притока Алтея. Это не очень большая река в Аркадии, на которой вряд ли возможно судоходство. Об этом говорит Павсаний: "...никогда на Ладоне не было островов даже величиной с перевозочное судно. По красоте нет второй реки, равной ей среди варварских, ни среди греческих рек, но величина её не такая большая, чтобы подобно Истру или Эридану, этот Ладон, мог иметь ещё и острова". Получается, что Арейон не мог "родиться" на берегу Ладона. А вот "зачать" Арейона на берегах Ладона боги могли! Там заготавливали деревья для кораблей, которые затем сплавляли вниз по Ладону и Алтею. Одним из эпитетов Посейдона является δᾱμαῖος - "укротитель (коня)". Имя богини Деметры по-гречески пишется Δᾱμάτηρ дор. = Δημήτηρ. "Кони" Посейдона у ахейцев - это корабли, а не животные. Но уже эллины начиная с Гомера, записывая ахейские предания, часто не понимали их. У Аполлодора есть строки, где вроде бы речь идёт о животных и колеснице, но мчится она по ...морю:"Посейдон подарил ему (Пелопсу) крылатую колесницу: влага не касалась её осей, когда она мчалась по поверхности моря". Как это похоже на крылатого коня Пегаса! Корабли-гиппокампы - вот кони Посейдона, а это и Пегас, и Арейон.
А что же с дочерью Деметры Деспойной? Сведений о ней почти никаких нет. И трудно понять, стала ли Деметра беременной после соития с Посейдоном, когда лесорубы рубили деревья по берегам реки для верфи, или в Деспойне надо видеть женщин, которые собирали смолу для кораблей на берегу Ладона...
На берегу Ладона