С мифом о Данае и рождении Персея любители древней истории знакомы прежде всего по картинам многих художников. Широко известны картины Рембрандта, Тициана и других художников на эту тему. Лёжа на постели, молодая обнажённая женщина тянет руки к небу, откуда на неё проливается дождь из золотых монет. Этот сюжет хорошо известен и в литературе: все три греческих трагика изображали страдающую Данаю, заключённую в тереме. В этой истории самым интересным являются два вопроса: кто был отцом Персея и почему сын Данаи убивает своего дедушку? Наиболее полно миф о Данае представлен в "Мифологической библиотеке".
В Аргосе у царя Абанта родились братья-близнецы Акрисий и Пройт. Их вражда началась ещё в детстве. Когда они выросли, то долго воевали между собой за власть в стране и наконец разделили Аргосскую землю: Акрисию достался Аргос, а Пройту Тиринф. У Акрисия родилась дочь Даная, а у Пройта дочери Лисиппа, Ифиноя, Ифианасса и сын Мегапент.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", Книга II:
"Царю Акрисию, обратившемуся к богу с вопросом, родятся ли у него дети мужского пола, бог ответил, что у его дочери Данаи родится сын, который его убьет. Испугавшись, Акрисий соорудил под землей медный терем и стал стеречь в нем Данаю. Некоторые говорят, что ее совратил Пройт, откуда и ведет свое начало вражда между ними; другие же сообщают, что Зевс, превратившись в золото, протек через крышу к Данае и, проникнув в ее лоно, сошелся с ней. Когда Акрисий позднее узнал, что она родила Персея, он не поверил в то, что ее совратил Зевс, заключил дочь вместе с родившимся мальчиком в ящик и бросил в море. Когда ящик вынесло к острову Серифу, Диктис вытащил его и воспитал Персея".
Ферекид мало дополняет эту историю. Акрисий, по его словам, держал Данаю в закрытом помещении вместе с кормилицей. "Но Зевс, влюбившись в деву, превратился в золотой дождь и протек через крышу. Даная приняла этот дождь в свое лоно, и Зевс, вернув себе свой облик, сошелся с ней. От этого союза родился сын Персей, и Даная вместе с кормилицей тайно от Акрисия вскормила его. Когда Персею исполнилось три или четыре года, Акрисий услышал голос игравшего мальчика. Он приказал слугам привести к нему Данаю вместе с кормилицей. Предав кормилицу смерти, он повел Данаю вместе с сыном к алтарю Зевса Оградного. Оставшись с ней наедине, Акрисий спросил ее, от кого у нее родился сын. Та ответила: «От Зевса».
Прошло много лет. Когда Персей вырос и совершил свой известный подвиг, убив Горгону Медусу, он женился на Андромеде и вернулся домой с матерью и женой.
 
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", Книга II:
"Персей же вместе с Данаей и Андромедой поспешил в Аргос, чтобы повидаться с Акрисием. Но тот, боясь полученного им прежде предсказания, оставил Аргос и бежал в землю Пеласгиотиду. Когда Тевтамид, царь Лариссы, устроил гимнастические состязания в честь умершего отца, туда прибыл и Персей, желая принять в них участие. Во время состязаний по пятиборью он метнул диск и попал в ногу Акрисию, отчего тот сразу же скончался. Узнав об исполнении пророчества, Персей похоронил Акрисия за городской стеной и, стыдясь вернуться в Аргос, чтобы не стать царем страны, которой правил скончавшийся по его вине человек, прибыл в Тиринф к Мегапенту, сыну Пройта, и поменялся с ним: он отдал ему Аргос, и Мегапент стал править аргивянами, Персей же — Тиринфом, укрепив также Мидею и Микены".
Таким образом распря двух братьев - Акрисия и Пройта - стала причиной раздела Аргосской земли. Обстоятельства появления Персея на свет носят почти сказочный характер и часто повторяются в эпосах других народов. Акрисий, получив предсказание о том, что причиной его смерти станет сын Данаи, предпринимает шаги, чтобы избежать этого и... именно эти шаги приведут потом к его смерти. Что же это? Рок? Судьба? Фатум? Похожие предсказания широко представлены в многих мифах: о Кроне, что вынудило его "пожирать" своих детей, о Зевсе, пожирающем Метиду и рождающем Афину, о Лае, вынужденном оставить маленького Эдипа на Кифероне. Следовательно, подобного рода предсказания не случайность, а речь идёт о какой-то закономерности. Что заставляет отца или деда видеть угрозу для своей жизни или власти в своём сыне или внуке? Угроза столь сильна, что она вынуждает их отказаться от наследников. И это выглядит почти невероятным, ведь обычно родные сыновья и внуки естественные наследники своих отцов и дедов. А если потомки незаконнорождённые?.. Естественным образом вступить в наследование им невозможно. Но очень хочется. И они пойдут своим путём, чтобы обрести царство. И этот путь будет связан с преступлением. Поскольку прорицание говорит о том, что потомки отнимут власть и жизнь у предков, то мы с большой долей вероятности имеем дело с незаконнорождёнными. Убить человека вообще не очень просто, а своего отца тем более. И насколько проще это сделать человеку, который не связан родственными узами с жертвой. Ведь муки совести знают и убийцы... Вопрос о смене правящей династии в истории часто решался либо подменой правящего лица ("кукушка" на троне), либо претендент был самозванцем, но использовал при этом какие-то слухи и сплетни о своём родстве с правящей династией, выдавая их за факты. И в самом деле, раньше мы уже убедились, что Зевс не является сыном Крона, но становится главой пантеона богов. Появившаяся на свет из головы Зевса неестественнорождённая Афина (военный совет богов) после смерти Зевса наследует его дело. История Лая, Иокасты и Эдипа ещё впереди. Но и там схема обретения власти Эдипом та же.
Прорицание в мифе в точности укладывается в формулу vaticinium post eventum - прорицание после события. Создатели мифов, а потом его хранители были озабочены реабилитацией наследующих престол лиц после смерти погибших правителей. Вот почему вариант с предсказанием смерти отца или деда показался создателям мифов единственно верным. И в самом деле, что можно возразить против судьбы? Рок оправдывает и Акрисия, и Персея. После убийства Медусы и женитьбы на Андромеде Персей словно бы нечаянно убивает своего деда. И хотя сказитель придумывает оправдывающие обстоятельства для Персея, трудно увидеть в них случайность. По одной версии Акрисий погибает от попадания диска в ногу - невероятная причина смерти! Умереть от попадания в ногу невозможно, в крайнем случае дело обернётся или гематомой, или переломом ноги. По другой версии брошенный Персеем диск отклоняется порывом ветра и попадает в голову Акрисия. Пора-а-зительная меткость! Кто скажет, что виноват в этом Персей? Виноват ветер!!! Боги всего лишь создали ветер, чтобы исполнилось пророчество... Можно только восхититься творцами мифов: они и намекнули об истинном убийце, и новую власть не подвергли критике. Рок примиряет поколения. Слепой судьбе не нужна истина, а людям не следует знать тайны божественного промысла, это опасно не только для власти, но и для излишне любопытных - вот почему им лучше забыть об угрызениях совести. В условиях цензуры того времени рассказчик сделал всё, чтобы правду о тех событиях можно было узнать даже столетия спустя...
Но кто же отец Персея? Зевс или Пройт? Совратил ли Данаю Пройт или она родила сына от влюблённого в неё Зевса? Трудно принять версию о влюблённом Зевсе, если в деле было замешано золото. С древнейших времён золото всегда выступало в роли средства для соблазнения женщин. И не важно кого добивается глава богов, подкупив стражу, девушки или замужней женщины, Зевс исчезает сразу же после свидания с Данаей. Глава богов имеет странное представление о любви: что же, его интересует только процесс любви, но не волнует судьба плода любви? Боги, боги, вам не известна любовь - волнующее чувство, заставляющее сердце трепетать перед встречей с любимой и стремление пожертвовать жизнью ради её счастья... Ведь любовь - это прежде всего ответственность за плод любви. А боги не хотят нести ответственность за плоды своих деяний. Почему? Может быть потому, что плод этой любви Персей не его ребёнок? Оставить мальчика на попечение женщины без отцовского воспитания - в мире трудно найти лучшее средство для дискредитации отца! И это делает глава богов! Не многие среди людей способны на это. Что сказать, даже в мире животных многие отцы принимают участие в воспитании своих детёнышей. Так безответственно может поступать только авантюрист и совершенно беспринципный человек. Впрочем, Зевс именно таким и был. Ведь если на свидание с Данаей явился он, то, оставив мать одну с ребёнком, он подверг её жизнь многочисленным испытаниям и мучениям. Какая в этом любовь? Но если не было любви, то, возможно, был расчёт... Посмотрим на ситуацию под таким углом зрения. Зачем Зевсу платить золото, если он не может получить выгоды от появления на свет этого ребёнка? Рождение на свет Персея было выгодно только Пройту! Именно он и пролил золотой дождь над Данаей. А самое главное, Зевс не оставляет Персею никакого наследства, как раньше он это сделал, передав скипетр своим прямым потомкам - Танталу, Пелопсу, Атрею, Агамемнону. А вот наследство Пройта Персей получает. После убийства Акрисия ему достаётся Аргос. Но управлять этой страной сыну Данаи отныне становится невозможным: ведь граждане Аргоса знают имя убийцы и подлинные обстоятельства злодеяния в значительно большей степени, чем нынешние читатели. Вот почему миф сообщает, что он поменялся с Мегапентом царством и получил в управление Тиринф. По другой версии уже сам Акрисий не верит, что его дочь совратил Зевс. Виновником этого он считает своего брата Пройта. Даная вынуждена оставить Аргос. По приказу Акрисия или по собственной воле её переносят в ящике на корабль и она отправляется в чужую землю. Золотой дождь, пролившийся над ней, вынуждает её оставить родину. Акрисий лишает её прав на наследство. И именно это решение станет потом губительным для него...
Нерешённым остаётся вопрос: кто и зачем изменил генеалогию Персея и сделал его отцом Зевса? Если посмотреть на потомков Персея, то можно увидеть, что правнуком его и по материнской, и по отцовской линии является Геракл. Это был один из самых знаменитых героев Древней Греции. Многочисленные подвиги прославили его имя. Такие деяния не под силу обычному человеку, это мог совершить только бог, либо потомок бога. Так думали многие греки. Творцы мифов пошли навстречу чаяниям слушателей старинных легенд. Да и как ещё прославить героя, если не объявить его потомком бога διο-γενής - " рождённым Зевсом". Вот почему Даная говорит Акрисию, что она родила Персея от Зевса...