-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30129


Эпизод №34. Рождение Сканды

Пятница, 15 Марта 2013 г. 11:10 + в цитатник

1. Миф как он есть.
   Юдхиштхира просит Маркандею рассказать о том, как бог Агни ушел в лес и жил в нем отшельником, а вместо него обязанности бога Огня стал исполнять святой мудрец Ангирас. Царя справедливости заинтересовало также, при каких обстоятельствах появился на свет Кумара и как он стал зваться сыном Огня.

   Маркандея начал рассказывать, как однажды разгневанный Агни стал отшельником, а святой мудрец Ангирас в это время так ревностно исполнял его обязанности, что сам бог Огня решил, что это другой Агни. Удрученный, он предложил Ангирасу быть первым Агни. С этой просьбой он приблизился к святому мудрецу, но великодушный Ангирас отклонил его предложение.

   Однажды пять мудрецов занялись подвижничеством ради обретения потомства. И их взору явился огонь, который с тех пор стали называть Панчаджанья.
Араньякапарва. Глава 210. Шлоки 1 — 11.

«Маркандея сказал:
   Кашьяпа и Васиштха вместе с Праной, сыном Праны, с Агни, сыном Ангираса, и с Чьяваной Тришуварчакой посвятили себя суровому многолетнему подвижничеству ради обретения потомства. (Они решили): «Пусть будет у нас достойнейший сын, славою равный Брахме». Когда они впятером мысленно (произнесли) великие вьяхрити, появился вызванный к жизни мощью их (подвижнического) пыла пятицветный Огонь-созидатель... Сотворенный подвижничеством тех пяти, этот пятицветный (огонь) в Ведах известен как Панчаджанья. От него пошло пять родов...».

   Маркандея перечисляет множество огней по именам. Жертвоприношений сомы столько же, сколько существует богов огня.
Араньякапарва. Глава 212. Шлоки 25 — 30.

«Маркандея сказал:
   ... Итак, я рассказал тебе о том, как произошли на свет эти великие, достославные, не имеющие себе равных Огни — губители мрака. Знай, что все они столь же велики, как Адбхута, чье могущество прославлено в Ведах. Пожирающий жертвы един, он, владыка, — единственный и почитается первым как Ангирас...».

   Маркандея рассказал пандавам, что Картикея (он же Сканда, он же Кумара) родился у бога огня Адбхуты от семи супруг святых мудрецов.
Однажды Адбхута был на жертвоприношении сомы, которое совершали святые мудрецы. На обратном пути он увидел жен тех мудрецов, предававшихся омовению, и воспылал к ним любовью. Разум покинул Адбхуту, а чувства вышли из повиновения. Его сердце иссушила страсть, но, не добившись их любви, «решил Огонь расстаться с жизнью и удалился в лес».

   Но Сваха, дочь Дакши, давно была влюблена в бога Огня. Когда она узнала по какой причине бог Огня удалился в лес, красавица решила принять вид жен семи святых мудрецов и очаровать бога Огня.

   Первой Сваха приняла образ Шивы, супруги Ангираса. Удивился Адбхута, что его тайна известна женам семи мудрецов. Шива сказала, что он всегда был желанен им, но они робели перед ним. Она пожелала его. После ее слов бог Огня насладился Шивой, а она собрала его семя рукой и бросила его в золотой сосуд. Потом богиня Сваха приняла обличье всех остальных жен семи святых мудрецов и насладилась любовью с богом Огня. Но облик Арундхати, жены Васиштхи, она не смогла принять, столь великим была мощь подвижнического пыла ее и преданность своему супругу.

   Шесть раз каждые две недели Сваха бросала семя в золотой сосуд. И вот из того сосуда родился мальчик Сканда. С шестью головами, двенадцатью ушами, глазами, ногами, руками, но с одной шеей и одним телом.
Араньякапарва. Глава 214. Шлоки 13 — 26.

«Маркандея сказал:
    ... Он принял такой облик на второй день лунного месяца, на третий день все еще походил на младенца, а к четвертому дню члены его оформились, и предстал он Гухой...».

   Множество различных чудес свершилось при его рождении. Испуганные, растерянные люди всех варн прибегли к его покровительству. Сканда метал стрелы, а также бросил копье в гору Швету. Гора взмолилась о милости к юному богу.
Мир почитает Сканду в пятый день светлой половины лунного месяца.

2. Где в мифе история.
   Фигура Сканды-Кумары столь значима для авторов эпоса, что они даже не пытаются объяснить этот интерес хоть каким-то вопросом Юдхиштхиры. Просто интересно.

   Тексты Махабхараты довольно часто темны, непонятны и многозначны, но сказание о рождении и посвящении Сканды, пожалуй, здесь не имеет равных. Что же скрывается за этим мутным потоком из слов?

   Сначала Маркандея говорит о том, как разгневанный бог Агни стал лесным отшельником, а временно исполняющим его обязанности стал мудрец Ангирас. Причем новичок превзошел своего преемника, который явно вызвал неудовольствие среди небожителей, что и стало причиной гнева удалившегося в лес Агни. По собственному желанию уходят с работы, а от власти отрекаются под давлением окружающих. Что тут спорить? Уход в лес не соответствующего своей должности бога Огня (он же Адбхута, он же отец Сканды) явно вызван кризисом. Но о причинах его сказание умалчивает. Обычно новый руководитель стремится доказать свое право на занимаемую им должность, а ушедший в отставку жаждет взять реванш. Успехи Ангираса и последующие действия бога Огня вполне укладываются в эту схему.

   Первые шаги Ангираса в новой для него должности принесли ему заслуженное признание. Но конкурент не дремлет. Пять мудрецов во главе с Кашьяпой и Васиштхой решили сотворить сына, славою равного Брахме. Задача эта выглядит непонятной, если Брахма бессмертен. Боги, как правило ревнивы, и делиться славою для них столь же затруднительно, как для женщин красотой. В этих вопросах лучше обойтись без соперников и завистниц. Живому Брахме конкуренты не нужны. Но и пятеро мудрецов с ним не советуются. Из этого следует, что Брахма умер, а на совете пятерых принимается решение, кто будет наследником. Собственно говоря, в этом и есть смысл «рождения» Сканды.

   Автор сказания о Сканде принадлежит к роду потомков Ангираса. Этим и объясняется одно из центральных мест в этом повествовании рода Ангираса.
Фантастическая версия происхождения Сканды-Кумары не может быть понята буквально: нельзя же всерьез принимать сведения авторов, что влюбленная в бога Огня Сваха собирает его семя после того, как он, снедаемый любовью к женам семи мудрецов, удалился в лес, где и происходили счастливые сочетания Свахи и Адбхуты. Слепой от любви мудрец был в полной уверенности, что он обладает чужими женами. По этой версии его целью было наслаждение. Никакой ответственности по воспитанию потомства боги не желают нести. Как обычно, цель богов — власть и наслаждение. Его совесть не знает угрызений, чужие жены привлекают больше своей. Как-то это слишком по-человечески.

   Реально в этой легенде лишь то, что к появлению Сканды-Кумары на свет имеют отношения шесть родов потомков Брахмы. И первыми к его признанию сделали шаг жены шести мудрецов. Выборы Сканды-Кумары — это результат компромисса шести родов. Суть выборов: Сканда должен выражать мнение всех шести родов и действовать в их интересах.

   Выборы продолжались в течение пяти дней и «младенец» Сканда является перед присутствующими небожителями уже взрослым мужем.
Подводя итоги, можно сказать, что выборы Кумары состоялись в то время, когда умер Брахма. Временно исполняющим его обязанности стал Адбхута (в следующем эпизоде мы приведем доводы в пользу версии, что это был Кашьяпа). Но его первые шаги на этой должности вызвали неудовольствие части клана Брахмы, и он должен был уйти в лес.

   Структура власти и ее полномочия для нас во многом неопределенны. Возможно, в голове Кашьяпы созрел план, что легче будет вернуть всю полноту власти, если разделить ее полномочия между несколькими людьми. Через некоторое время, проведя психологическую обработку жен святых мудрецов, Кашьяпа смог убедить членов рода, что следует выбрать полководца — военного диктатора. Богам нужен человек, подобный Индре и Шиве, но свой. Им станет Сканда. Триумф бога-младенца — это реванш Кашьяпы.

Рубрики:  Махабхарата
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Вторник, 23 Апреля 2013 г. 14:32 (ссылка)
Интересно, имеет ли Сканда какое-то отношение к скндинавам?
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Соккар   обратиться по имени Вторник, 23 Апреля 2013 г. 18:21 (ссылка)
Думаю, что здесь нет никакой связи. Просто совпадение.
Ответить С цитатой В цитатник
Marina___Morskaya   обратиться по имени Суббота, 28 Декабря 2013 г. 13:39 (ссылка)
может я и не права, но я увидела из слов этого мифа только 2 вещи:
1. Обычно новый руководитель стремится доказать свое право на занимаемую им должность, а ушедший в отставку жаждет взять реванш.
2...чужие жены привлекают больше своей. Как-то это слишком по-человечески.

все как в жизни и не похоже на Богов?!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 28 Декабря 2013 г. 13:49 (ссылка)
Marina___Morskaya, вы взялись за один из самых сложных и трудных эпизодов Махабхараты. Выводы вы сделали правильные, но там много всяких скрытых смыслов и намёков.
А по-второму пункту я завтра выложу текст о любовном треугольнике у греков:"Ио, Зевс и Гера - любовный треугольник". Там ситуация тоже несколько похожая.

А вот о Богах я сам постепенно пришёл к мысли, что именно им свойственны вот такие человеческие чувства, а иногда и мысли, и чувства богов вообще не украшают. Просто у большинства людей есть представление, что боги являют собой что-то совершенное и возвышенное. Но надо смотреть фактам в глаза, быть честным, жить не заранее выработанными представлениями и не побояться прийти к своим выводам.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 28 Декабря 2013 г. 13:59ссылка
о том, что и Богов есть своя иерархия, я понимаю. но судить о них, я пока не готова.
Соккар   обратиться по имени Суббота, 28 Декабря 2013 г. 14:17 (ссылка)
Вот с тех пор, когда я стал критически думать о богах, я и стал свободным человеком. Один из эпизодов Махабхараты так и называется "Чтобы стать богом, надо убить...отца". Это убийство Вритры Индрой. Он,возможно, самый насыщенный по информации и уложен в трёх сообщениях (страниц 60 машинописного текста). Критическое отношение к богам у меня выработалось на протяжении нескольких лет работы над текстом Махабхараты.

Может быть, вам попробовать почитать более простые эпизоды. Вот самый очевидный это следующий:http://www.liveinternet.ru/users/3616936/post120674909/ "Сожжение смоляного дома"
Главные герои эпоса -пандавы -всеми воспринимаются носителями справедливости, добра, чести и т.д., но в действительности они такими не являются. Они же во всём слушают брахманов. Их противники кауравы - враги брахманов, их эпос называет злокозненными, негодяями и тому подобное. Но если вдумчиво читать, то человек приходит к совершенно противоположным выводам. А это огромный путь.

Впрочем, критическое отношение к богам было свойственно и Сократу, об этом можно прочитать в "Суде над Сократом":http://www.liveinternet.ru/users/3616936/post263451439/
Но вы не спешите за один день осилить всё.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку