Эпизод №9. Кукушонок |
1.Миф как он есть.
После рождения Бабхруваханы Арджуна прибыл в тиртху Прабхасу. Услышав о его появлении там, туда «совсем неожиданно» явился Кришна. Васудева расспросил Арджуну о его приключениях. Пандава рассказал ему о всех последних событиях. Повеселившись в Прабхасе, оба они поехали на гору Райватаку. Здесь слуги Кришны приготовили превосходные кушанья, а затем герои стали смотреть актеров и плясунов. Проснувшись утром, Варшнея и Каунтея на колеснице выехали в Двараку. Жители Двараки — бходжи, вришнии и андхаки — приветствовали их. Во дворце Кришны Арджуна провел много ночей.
Адипарва. Глава 211. Шлоки 1 — 12.
«Вайшампаяна сказал:
Спустя несколько дней на горе Райватаке происходил великий праздник вришниев и андхаков... Там музыканты играли на инструментах, плясуны плясали, а певцы распевали песни... И горожане со своими женами и спутниками, кто пешком, а кто на различных колесницах, (прибыли туда) сотнями и тысячами. Потом туда приехал могучий Халадхара, опьяненный вином, вместе с Ревати и в сопровождении музыкантов, о Бхарата, а также Уграсена, могущественный царь вришниев, в сопровождении тысячи жен, воспеваемый певцами. Сын Рукмини и Самба, неистовые в бою, в дивных венках и украшениях, оба опьяненные хмельным, развлекались там подобно бессмертным».
Приехало и множество других героев, сыновья и братья Кришны, а также многие другие родственники в окружении жен и певцов. Васудева и Партха прогуливались среди празднующих вришниев.
Адипарва. Глава 211. Шлоки 13 — 17.
«Вайшампаяна сказал:
И, расхаживая там, оба они увидели тогда среди подруг разукрашенную прелестную дочь Васудевы Бхадру. И лишь только Арджуна увидел ее, им овладел бог любви... И сказал тогда, Бхарата, этот хранитель людей, улыбаясь: «... Это моя сестра, о Партха, и единоутробная сестра Сараны. Если твой разум обращен к ней, то я скажу моему отцу».
Арджуна, движимый любовью к прелестной девушке, признался Кришне, что хочет иметь Субхадру своей супругой. Каким путем это можно исполнить, пусть скажет Кришна.
Адипарва. Глава 211. Шлоки 21 ―23.
«Васудева сказал:
Сваямвара — брак кшатриев, о бык среди мужей! Но он (в данном случае) сомнителен, о Партха, из-за неопределенности ее расположения (к тебе). Однако, при браке кшатриев, если они герои, допускается также похищение (девушки) силою — так признают знатоки закона. Поэтому ты, о Арджуна, уведи силою мою прекрасную сестру, ибо кто знает, что она задумала сделать на сваямваре?».
Арджуна и Кришна послали гонцов к Юдхиштхире, и тот дал свое согласие. Получив от Юдхиштхиры согласие, Арджуна согласие, Арджуна узнал, что Субхадра ушла на Райватаку.
Адипарва. Глава 212. Шлоки 1 — 8.
«Вайшампаяна сказал:
Испросив дозволения у Васудевы, он изложил ему то, что необходимо было сделать и, узнав мнение Кришны, о бык из рода Бхараты, отправился на искусно сделанной золотой колеснице, в которую были впряжены (кони) Сайнья и Сугрива».
Под предлогом проведения охоты Арджуна выехал из Двараки, затем похитил Субхадру и отправился в Индрапрастху. Воины вришнии готовы были помчаться в погоню с оружием в руках. Но Баларама, гордый от опьянения, решил узнать мнение своего брата.
Кришна сказал, что Арджуна считает исход сваямвары сомнительным для себя, но при этом Арджуна будет лучшим женихом для Субхадры. Васудева посоветовал послать гонцов и вернуть Арджуну. Воины отправились за пандавой. Вернувшись, Арджуна сочетался браком с Субхадрой. Прожив год в Двараке, Арджуна какое-то время провел в Пушкарах и, когда исполнился двенадцатый год изгнания, вернулся в Индрапрастху.
Прошло какое-то время. В гости к пандавам приехал Кришна и привез с собой свадебные подарки.
Васудева и Кришна часто бродили по окрестностям Индрапрастхи и гуляли по берегам Ямуны.
Адипарва. Глава 213. Шлоки 58 — 70, 71 — 82.
«Вайшампаяна сказа:
Через некоторое время Субхадра, любимая сестра Кешавы, родила великолепного Саубхадру, подобно тому как Пулома (родила) Джаянту... И Абхиманью с самого детства сделался любимцем Васудевы, а также своего отца и его родных, подобно тому как месяц (бывает приятен) для всех людей. Скоро после его рождения Кришна совершил святые обряды... Он был равен Кришне по героизму и доблести, по красоте и внешности. И на него смотрел Бибхатсу, как Магхаван на Арджуну.
А между тем Панчали, наделенная счастливыми приметами, обрела от пятерых супругов пятерых прекрасных сыновей героев, подобных пяти горам: от Юдхиштхиры — Пративиндхью, от Врикодары — Сутасому, от Арджуны — Шрутакармана, от Накулы — Шатанику, от Сахадевы — Шрутасену... Так как сын Киритина родился после того, как им по возвращении из изгнания были совершены славные подвиги, то пусть он будет поэтому (прозван) Шрутакарманом... Эти сыновья Драупади, прекрасные и преданные благу друг друга, родились, о царь царей, каждый через год после другого. Все обряды, связанные с рождением, обряды стрижки волос и посвящения в в последовательном порядке совершил для них, согласно предписанию, Дхаумья, о лучший из рода Бхараты!».
2. Где в мифе история.
Читатель, привыкший к тому, что авторы предлагают всегда необычный взгляд на миф без стереотипов, здесь мог бы усомниться: что же в этой истории не соответствует действительности? Ведь о рождении Абхиманью и пяти сыновей Драупади рассказывается почти не обремененная выдуманными деталями житейская история. Но Внимательный Читатель будет искать невидимые обыденному взгляду зацепки самостоятельно. Его могут насторожить многие детали. Вместе с ним мы мы переместимся в места происходящих событий, в атмосферу праздника и наших героев.
Прабхаса — тиртха, расположенная недалеко от Двараки. Межу Прабхасой и Дваракой регулярная связь, которая, несмотря на то, что на полуострове Катхиавар правит свой царь Ахука, подчиняется Кришне. Поэтому слова «совсем неожиданно», сказанные о прибытии Кришны следует понимать как «экстренно». Чем же так озаботился Бхагаван, что вынужден действовать в экстремальном режиме? В его планы резко вмешался фактор времени, нужно срочно предпринимать шаги, позволяющие решить внезапно возникшую проблему.
«Многовратная» Дварака — это не город на крайней западной оконечности Катхиавара, как принято считать среди большинства исследователей, а столица, расположенная сразу за рвом длиной около пятидесяти километров (три йоджаны), защищающим фактически остров от нападения со стороны враждебных царств, расположенных «на материке» (например, Джарасандхи и Шишупалы).
Райватака — гора на полуострове Катхиавар, место увеселений и празднеств вришниев и андхаков. Расстояние между Дваракой и Райватакой составляет не более одного дня пути, а скорее всего Райватака находится просто в окрестностях Двараки. Жители приходят туда пешком с женами. На празднество приезжают вришнии, которые почти всегда хмельные. Ни о каком другом народе из описанных в Махабхарате не говорится с таким постоянством, что его представители, как мужчины, так и женщины, — любители хмельных напитков. Так в Махабхарате описаны только вришнии. Обычно в обществе, где сильна традиция употребления спиртных напитков, не так крепки моральные устои. Это и естественно: вино придает смелость, будит фантазию, снимает все барьеры. Все кажется возможным, опьянение подталкивает к наиболее легким путям достижения результата, повышает преступность. Именно в такой среде, окружающей его с детства, родился Кришна. И мог ли он быть другим? Мы еще увидим, к каким фатальным последствиям приведет вришниев и самого Кришну эта страсть к выпивке.
Знакомство Арджуны с Субхадрой произошло почти случайно, как сообщают авторы Махабхараты. Мастер нестандартных решений и импровизаций — Кришна — предпочитал действовать ненавязчиво, как бы ненароком. На самом деле, когда еще в Прабхасе Бхагаван в подробностях услышал об амурных похождениях Арджуны, у него созрело окончательное решение. Сам он по личному опыту знал, что для многих мужчин донжуанский список никогда не бывает слишком длинным. Именно там в голове Кришны принял свои контуры план операции. Мы назвали его — «кукушонок».
Несомненно, чтобы страсть к «любимой сестре Кешавы» Субхадре появилась в голове Арджуны, Бхагаван приложил определенные усилия. Трудно представить, чтобы среди толпы пьяных и веселящихся вришниев Кришна и Арджуна были трезвыми. Страсть вошла Арджуне в голову, одурманенную спиртным. Очевидно, что выдать замуж свою сестру Субхадру без честолюбивых соображений Кришна не мог. Не тот был человек, чтобы упустить свою выгоду. В какие-то планы брахманов он был посвящен, да и сам был мастером политической интриги. Но предпочитал действовать, не ставя других в известность. Особое удовольствие он получал, когда, казалось бы, проигрышную партию немногими, но эффективными и, самое главное, своевременными ходами он превращал в удачную для себя. Наступило время для таких действий. Кто будет судить баловня судьбы? Все восхищаются получившим крупный выигрыш. И каждый невольно рассчитывает, что какая-то часть его достанется ему. Наивные...
Кришна категорически отвергает сваямвару. Он не говорит, что сомневается в воинских доблестях Арджуны. Он отговаривает пандаву от затяжных процедур, связанных с соревнованиями. Странными выглядят его упоминания о неопределенности чувств Субхадры к Арджуне. Кто спрашивал мнение Драупади, если была на то воля богов! Прекрасная Кришна «выбирает» Арджуну на условиях, составленных Вьясой. Ни одного слова против этого решения она не высказывает. Неужели сестра Бхагавана и дочь Васудевы сможет проигнорировать мнение брата и отца? Тем более, если ее брат считает Арджуну лучшим женихом для Субхадры.
Сваямвара предполагает конкретный, даже жесткий срок, торжество, множество людей. Похищение невесты дает возможность менять сроки в зависимости от ситуации. Кришна предлагает похищение, составляет план, устанавливает сроки, дает колесницу. Здесь важно все. Особенно, если дело касается беременности. Складывается впечатление, что это похищение более нужно Кришне, нежели Арджуне. Но почему?
Формально Арджуна посылает гонца за разрешением к Юдхиштхире. Зачем ему это? Ведь он три года жил с Читрангадой, не спрашивая на то разрешения своего старшего брата. Двенадцатилетний срок воздержания пандавы еще не закончился, но как Арджуна, так и Юдхиштхира легко идут на нарушение обета воздержания. Неужели Дхармараджа не видит в этом никакой опасности? Ведь номинально он старший. Если принять во внимание, что детей у пандавов нет, то тот из них, кто станет отцом первого мальчика, тем самым произведет наследника трона. Неужели Юдхиштхира не спросил совета у брахманов? Похоже на то, что на самом деле Юдхиштхиру и не спросили, а этот эпизод вставлен авторами Махабхараты из благочестивых соображений: в подобных случаях всегда принято советоваться со старшими.
Но вот следует и очередная ложь Кришны: свои слова о сомнительности сваямвары он вкладывает в уста Арджуны.
После свадьбы Арджуна живет один год в Двараке, затем какое-то время в Пушкарах и уже в Индрапрастхе якобы рождается Абхиманью. Описание рождения Абхиманью предшествует рождению детей у Драупади. Но ведь тогда получается, что в течение первых десяти лет замужества Драупади не рожала. Все ее дети рождались через год один после другого, а сын Арджуны родился уже после возвращения Арджуны из изгнания. И кто будет терпеть десять лет жену, если она не дает наследника? Невозможно. Значит, авторы эпоса выдумали старшинство Абхиманью. Но зачем? Ответ очевиден: из династических соображений. Трагическая судьба ждет и детей Драупади, и Абхиманью. Но от него, как мы узнаем позже, остается наследник Парикшит. От детей Драупади не осталось никого. Но как трогательно, как бережно заботится Бхагаван о судьбе Парикшита. Как о своем собственном сыне...
Подведем итоги. Свадьбу Арджуны устроил Кришна. На всех этапах жизни Абхиманью Кришна заботится о нем и оберегает. Впечатление такое, что Субхадра родила сына не от Арджуны, а от Кришны. Именно поэтому и понадобилось похищение уже беременной Субхадры Арджуной. Абхиманью даже внешне похож на Кришну. Кришна совершил над ним все положенные обряды, хотя это должен был сделать домашний брахман пандавов (еще один довод в пользу тог, что Абхиманью родился не в Индрапрастхе, а в Двараке). Абхиманью был любимцем Кришны. Близкородственные браки на Востоке воспринимаются совершенно нормально. Субхадра — «любимая сестра» Кришны, проще говоря любовница. В Дронапарве Абхиманью часто называют Каршной, то есть сыном Кришны.
Почувствовав будущее возвышение пандавов, Кришна решил, подобно кукушке, подложить яйца в чужое гнездо. Знал ли об этом Арджуна? Скорее всего знал. Знал и молчал, потому что рассчитывал на карьерные выгоды в качестве номинального отца. Во всяком случае, авторы Махабхараты знали, а значит, знали и режиссеры тайных сил, плетущие всю интригу в Махабхарате: Вьяса, Нарада, Маркандея, Кашьяпа и Кубера.
Рубрики: | Махабхарата |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Причем, первоначально предлагает ее в невестки Кауравам
Исходное сообщение Винтовка_Мосина
Про Дурьодхану. насколько я помню в каноне такого нет.
Исходное сообщение Соккар
Ну, и нужно добавить, что в "Лесной" несмотря на более юный возраст Абхиманью, он уже руководит и учит пятерых детей пандавов. В "Дронапарве" он по описанию ведет бой, как мало кто из взрослых. А ведь это, на минуточку, 16-и летний подросток!
Исходное сообщение Бригита_О_Брайн
Но если со времен Кхандавы прошло 33 года, то сколько лет Абхиманью в действительности? Если это зрелый воин с теми настроениями, что описывает Винтовка Мосина, Кришна мог схватиться за голову и втихаря процитировать Тараса Бульбу :)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |