-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30129


Сита. Женщина, обманутая судьбой и людьми

Понедельник, 18 Января 2010 г. 18:50 + в цитатник

Глава из книги "История, записанная на лепестках лотоса" Топорова Александра Ивановича и Лосева Петра Степановича, где они исследуют мифы древней Индии на основе Махабхараты, Рамаяны, Ригведы и "Рода Рагху" Калидасы.

1.Миф как он есть.
Сита, дочь Джанаки, царя Митхилы, в возрасте восемнадцати лет была выдана замуж за Раму из рода Дашаратхи, царя Косалы. Двенадцать лет они прожили в столице Косалы — городе Айодхья. На тринадцатом году их совместной жизни, вследствие интриг при дворе Дашаратхи, Рама, Сита и брат Рамы Лакшмана вынуждены были уйти в изгнание. Более десяти лет они странствовали по лесам, а на одиннадцатом году этих странствий Ситу похищает царь ракшасов Равана, брат Царя царей Куберы. Рама с Лакшманой отправляются на поиски Ситы.
Равана, царь демонов, похитил Ситу, чтобы отомстить Раме за смерть братьев и увечье сестры — ракшаси Шурпанакхи. Сита живет у Раваны в городе Ланка. Равана не может сделать Ситу женой или наложницей в силу проклятия Налакубары, сына Куберы. Согласно этому проклятию у Раваны разлетится на десять частей голова, если он попытается овладеть Ситой. После того, как Рама захватил Ланку и убил Равану, Сита, живая и невредимая, возвращается к Раме, но Рама не принимает ее и отправляет ее на все четыре стороны, упрекая ее в том, что своим пребыванием у Раваны она опозорила род Дашаратхи.
Потрясенная словами Рамы, Сита упрекает его в том, что он не сказал ей об этом раньше, ведь тогда она бы умерла от горя, и Раме не пришлось бы воевать с Раваной и осаждать Ланку. Затем Сита просит приготовить ей погребальный костер. Но происходит чудо, и Ситу из огня невредимой выносит сам бог Агни.


Агни утверждает, что Сита чиста перед Рамой, и повелевает сыну Дашаратхи взять ее обратно. Сам Брахма уверяет Раму в чистоте Ситы и вместе с другими богами уговаривает Раму принять ее. Рама подчинился решению Брахмы. Мирно и спокойно супруги живут в Айодхье чуть больше года. У Ситы появляются первые признаки беременности, но Рама, услышав сплетни городских простолюдинов о Сите, отправляет ее в лес к отшельнику Вальмике. В это же время Айодхье угрожает демон Лавана, племянник Раваны. Брат Рамы Шатругхна с войском выступает против него.
В лесу Сита родила двоих сыновей — Кушу и Лаву. Через тринадцать лет Рама устраивает жертвоприношение коня. Отшельник Вальмики, Сита, Куша и Лава приходят в Айодхью на этот праздник. В течение нескольких дней Куша и Лава рассказывают Раме и народу созданное Вальмики «Сказание о Раме».
После исполнения сказания Рама признает Кушу и Лаву своими сыновьями. Вальмики клянется, что Сита чиста и непорочна.
Дает клятву и сама Сита: «Если я сказала правду, пусть раскроет мне Мать — Земля свои объятия!». После этих слов Ситы Земля поглощает несчастную мать.
На этом заканчивается печальная история Ситы, к которой судьба оказалась столь несправедливой и немилостивой.

2. Где в мифе история.
История любви Ситы и Рамы может быть и менее знакома европейским и российским читателям, чем истории любви Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Лейлы и Меджнуна, но на всем азиатском востоке: в Индии и на Цейлоне, в Тибете и Непале, в Индонезии, в Бирме, Таиланде и Малайзии она по своей известности и популярности в наше время превосходит всех их вместе взятых. Но во всех этих историях есть одна общая сюжетная особенность: трагическая участь, настигающая влюбленных в конце сказания. Неужели счастье столь призрачно, любовь эфемерна, а время побеждает все? Кажется, что все эти истории о большой и чистой любви и на Западе, и на Востоке сочинили одни и те же люди, по одним и тем же канонам. Но, если видимый итог один и тот же, это не значит, что скрытые пружины описываемых событий тоже совпадают. Совсем нет! Более того, Сита и Рама историей своих отношений в их подлинном виде иллюстрируют неповторимость человеческих судеб. Реальное изложение их жизни, скрытое за массой выдуманных сказочных подробностей, по своей интриге, напряжению и фатальности превосходит всю видимую сказочную романтику отношений между Рамой и Ситой и, в конечном счете, не оставляет никаких следов от представлений о великой любви Ситы и Рамы. Судите сами.

Став супругами, Сита и Рама двенадцать лет живут в Айодхье, а детей у них нет. Причем никто этому как будто не удивляется, никто не задает вопросов по этому поводу. Затем Сита с Рамой живут в лесах свыше десяти лет, а в плену у Раваны Сита живет около четырех лет, а детей все еще нет. Только через год после возвращения в Айодхью Сита, наконец, забеременела. Но если люди вступают в брак и живут вместе, то дети, как правило, у них появляются через год-два, максимум, в течение пяти лет. Загадка столь позднего появления детей у Ситы представляется совершенно необъяснимой, ведь в момент рождения детей Сите около сорока пяти лет, а Раме и вообще не меньше пятидесяти. Почему же Сита не родила детей в молодости, как всякая нормальная женщина? Тем более это выглядит аномально, когда речь идет об индийской женщине.
Для восточной женщины такой возраст при рождении первого ребенка можно назвать абсолютно невероятным. Как считает современная медицина, первые роды у женщины в возрасте сорока лет невозможны без кесарева сечения.

Для Рамы, царевича в изгнании, эта проблема должна быть еще более важной, даже первоочередной, ведь ему нужен наследник, продолжатель рода Рагху. А что будут думать подданные? Не имея сына, он становится наиболее вероятной мишенью для заговоров. Что сделал бы любой восточный правитель в этой ситуации? Ответ очевиден: взял бы вторую жену. Вспомним, что у отца Рамы Дашаратхи было три жены: Каусалья, Кайкейи и Сумитра. Но Рама этого не делает, а когда узнает, что Сита все-таки забеременела, ведет себя не как любящий мужчина и не как отец, так долго ждавший ребенка, и не как герой, победивший похитителя его жены. Городские сплетни простолюдинов оказываются выше любви, значительнее желания иметь долгожданного и, скорее всего, единственного наследника. Безжалостно он обрекает беременную жену на жизнь в лесу, полную лишений. Сделав так, он поступил более жестоко, чем Кайкейи, которая отправила в изгнание его самого, ради счастья своего сына Бхараты. Всего лишь страх перед людской молвой толкает его на этот страшный поступок, по сути, на преступление — выгнать и жену, и ее будущего ребенка (его ребенка!) из дома. Как изменило его время! Когда-то в молодости он сам должен был отправиться в изгнание. И тогда Раме было присуще милосердие, ведь он долго уговаривал Ситу остаться в Айодхье, ссылаясь на тяготы лесной жизни. Теперь же он сам обрекает любимую женщину, ждущую ребенка, на эти самые тяготы. В чем дело, да любил ли он Ситу вообще?

В день похищения Ситы Раваной азарт охотника, преследующего оленя, заставляет Раму забыть об обязанности защищать жену, и он передает эту обязанность брату. Утратив Ситу, Рама рыдает и причитает как женщина.
По его собственным словам, он воевал с Раваной исключительно с целью вернуть Ситу, но, вернув ее, прогоняет, ссылаясь на распространившиеся среди его воинов сплетни. При этом он предлагает ей выйти замуж за ракшаса, обезьяну или другого человека. Муж сватает свою жену! Ситуация просто невероятная. Когда ему самому делает предложение влюбленная в него ракшаси Шурпанакха, он и Лакшмана отрезают ей нос и губы. Почему же Сита должна сама от живого мужа идти к первому же ракшасу, какой согласится ее взять?
Прогоняя Ситу, Рама, в сущности, отказывается от главного результата своей победы в войне с Раваной. Если война действительно велась из-за Ситы, то все труды Рамы, его воинов и союзников, все жертвы этой войны пропали даром — он сам от них отказался. А его воины и союзники, как они должны относиться к тому, что их раны и гибель товарищей в итоге оказались напрасными? Разве не должны были они высказать Раме свое возмущение его решением? Он повел себя как человек, не имеющий права распоряжаться плодами общей победы.

Рама относится к Сите не как к любимой супруге, а, скорее, как к посторонней женщине, даже хуже — как к рабыне, трофею войны. Ни в одной из рассмотренных нами ситуаций эпоса он не только не защищает ее, но, фактически, стремится избавиться от нее.
Поведение Ситы в качестве любимой и любящей женщины, жены и матери не менее противоречиво. Двенадцать лет она живет с Рамой в Айодхье и десять лет в лесах — всего двадцать два года — и у них нет детей. Надо ли говорить, что любимая и любящая женщина будет стремиться иметь ребенка от любимого мужчины как можно быстрее? В момент похищения ее Раваной она словно бы спешит быть украденной. Сначала она отправляет Раму на охоту, а затем практически обвиняет Лакшману в желании овладеть женой брата и посылает его вслед за Рамой. Тем самым она вообще лишает себя защиты. Затем, будучи охраняемой запретной чертой, сама нарушает ее, выходя за ее пределы навстречу будущему похитителю. Такое поведение в лучшем случае свидетельствует о легкомыслии, а в худшем — о сговоре с похитителем!
После возвращения из леса вместе с детьми — Кушей и Лавой — Сита произносит странную клятву. Когда человек хочет, чтобы ему поверили, он скажет: «Провалиться мне сквозь землю, если я лгу!». А Сита, напротив, говорит: «Провалиться мне сквозь землю, если я говорю правду!». Эта клятва не дает ей ни единого шанса на жизнь. Если она не провалится сквозь землю, то ее будут считать лживой женщиной. Судьба ее в этом случае незавидна. А если провалится, то никак не будет вознаграждена за правду. Зачем тогда такая клятва? В сущности, в любом случае она обрекает себя на смерть. То есть, даже если Рама ей поверит, она не сможет к нему вернуться. Фактически, она готова лучше умереть, чем вернуться к Раме! Слова клятвы свидетельствуют: или пусть меня накажут люди, или я накажу себя сама. Это решение человека, оказавшегося в тупике, не согласного с судом людей. Это вызов! Сита выбирает последнее — самоубийство!

Как мать, Сита обрекла своим поступком Кушу и Лаву на сиротство. Вернувшись вместе с тринадцатилетними детьми в Айодхью, она не рассчитывает даже на позднее материнское счастье. Из сорока лет семнадцать она провела без Рамы. А возвращение после долгой разлуки превратилось в окончательный уход из жизни. Не выстраданное и долгожданное счастье, а трагическая участь становится венцом ее жизни.
А что же остальные персонажи, имеющие отношение к Сите? Во время пребывания ее в плену у Раваны дочь Джанаки охраняет «проклятие Налакубары». Налакубара — сын Куберы, любимого внука Брахмы, то есть сам Брахма защищает ее этим проклятием. В силу «проклятия Налакубары» у Раваны разлетится голова на сто частей, если он овладеет Ситой. Какая странная форма защиты! Почему жену Рамы охраняет проклятие совершенно постороннего человека, не имеющего никакого отношения ни к роду Рагху, ни к роду Дашаратхи, ни к роду Джанаки?
Вообще, охранять женщину — обязанность мужа, а до замужества ее охраняет отец. Поэтому «проклятие Налакубары» становится логичным только если предположить, что он — муж Ситы.
Почему Равана похитил Ситу? Вспомним, как происходили события. После разгрома войск Кхары и нанесения увечий Шурпанакхи Равана советуется с приближенными. Но вместо того, чтобы, собрав войска, выйти навстречу Раме, он поступает более чем странно для царя и воина. Вместо мщения за военное поражение — похищение жены врага. Способ этот неадекватен нанесенной обиде. За разгромом войск и гибелью братьев должно было бы последовать военное нападение. Но Равана поступил иначе. Похищение Ситы имело бы смысл, если бы Равана в ответ на увечья, нанесенные Шурпанакхе, искалечил бы Ситу и отправил бы ее в таком виде обратно к Раме. Именно так поступил бы любой восточный правитель того времени. Но свою пленницу в Ланке Равана поставил в привилегированное положение. Отдельно от всех женщин гарема она живет в ашоковой роще и за четыре года Равана так и не сделал ее одной из них. Демон милосерднее человека! То есть, Равана даже и не пытается сделать ее женой или наложницей. Не забудем, что на момент похищения по легенде Сите около сорока лет. Скорее всего, Равана и не помышлял овладеть ею как женщиной. Тогда зачем он похищает ее? И в самом ли деле Сита жила с Рамой в лесу? Как она в действительности оказалась в Ланке, где, как мы теперь понимаем, она была в большей безопасности, чем рядом с Рамой.

В седьмой книге Рамаяны сообщается, что, отобрав Ланку у Куберы, Равана захватил в плен огромное количество женщин: жен небожителей, ракшасов, гандхарвов... Именно из этих пленниц он и образовал свой гарем. И что же, все они добровольно пошли на измену своим мужьям? Как же небожители выбирали себе жен, что те так легко и быстро изменили им с демоном? Почему же «проклятие Налакубары» охраняет не жен небожителей, что было бы естественно, а исключительно одну только Ситу? У Раваны нет даже мысли прикоснуться к Сите. Это можно объяснить только если предположить, что Налакубара — муж Ситы, а Равана — ее отец!И действительно, в некоторых версиях Рамаяны (джайнской, тибетской, хотанской, камбоджийской, малайской) Равана является отцом Ситы!
Поскольку Равана (а точнее, Шравана — букву Ш отбросили в целях демонизации этого персонажа) — брат Вайшраваны (Вай-шраваны), то Сита — двоюродная сестра Налакубары. Такое родство никогда не было серьезным препятствием для заключения брака. Но брак или просто любовные отношения между отцом и дочерью осуждались у всех народов и во все времена! От мысли о возможности такой связи у любого нормального отца и в самом деле может «разлететься» голова.
Сита погибла, оказавшись между молотом и наковальней, между отцом Шраваной и мужем Налакубарой. Но какова же подлинная история Ситы и при чем здесь Рама Дашаратха? Прочтем «Версию исторических событий».

3.Версия исторических событий.
Историческая картина событий Рамаяны может быть представлена только как вероятностная, то есть излагающая действительную историю с некоторой степенью вероятности, ведь все данные получены исключительно из легендарных источников. Анализ этих данных привел нас к следующим выводам.
Сита — дочь Раваны и жена Налакубары, сына Куберы. Равана — внук Брахмы и сводный брат Куберы — действует в описанных событиях как военачальник и, несомненно, принимал участие в боевых действиях против пришельцев с Севера — кочевников шаков или ариев, как их чаще называют и в легендарных, и в исторических источниках. Эта война шла в годы его молодости и Равана (тогда еще Шравана), будучи внуком верховного правителя, не мог уклониться от участия в ней, даже если бы хотел. Но, судя по тексту Рамаяны, Равана был храбрым воином и хорошим военачальником и поэтому можно предположить, что он стал одним из самых активных участников войны. На каком-то этапе своей бурной жизни он выдал свою дочь Ситу замуж за своего племянника Налакубару, сына Куберы и правнука Брахмы. В это время между братьями — Шраваной и Вайшраваной еще были действительно братские, доверительные отношения. Возможно, Шравана рассчитывал на поддержку расчетливого и дальновидного Куберы, а тот, в свою очередь, делал ставку на сильного и влиятельного брата, обладавшего реальной силой — подчинявшейся только ему армией. Но после ряда военных неудач, когда шаки захватили равнинную часть страны и Брахма со всей семьей и придворными ушел в горы на Гандхамадану, альянс дал трещину. В это время Брахма уже понял, что силовыми методами с захватчиками не справиться, и составил план мирного решения проблемы: сначала породниться с вождями шаков, а затем постепенно ассимилировать всех, в общем-то немногочисленных по сравнению с местным населением, пришельцев. Передача Кубере Ланки и назначение его хранителем казны стало материальным, понятным всем воплощением этого резкого поворота политики Верховного Правителя. Вернувшись с проигранной войны, Шравана понял, что остался не у дел, что его воинские и полководческие таланты никому уже не нужны, а его воинов ждет утомительная и бесперспективная сторожевая служба. А кто в этом виноват? Конечно же, этот хитрый, льстивый и вероломный Кубера, это он внушил впадающему в детство старому маразматику совершенно нереальный, гибельный для страны план мирного сосуществования с оккупантами! Его надо убить, захватить Ланку и казну, собрать новые войска, хорошо заплатить солдатам и, продолжая войну, вышибить дух из этих северных варваров. Так, или почти так думал Шравана и его мучило чувство обиды за себя и за своих воинов, проливавших кровь, когда тыловые крысы, пошушукавшись в укромных уголках старого дворца, договорились захватить власть, отодвинув самое достойное этой власти воинское сословие. Решение принято, надо действовать! С небольшим отрядом преданных ему профессиональных воинов Шравана внезапно захватывает Ланку, где его восторженно встречает население, состоявшее в основном из воинов гарнизона и городской стражи — ракшасов и их семей. Но захватить или убить Куберу не удалось. Он, вместе с Налакубарой и небольшим отрядом оставшихся верными ему слуг и охранников, бежал, захватив небольшую — сколько смогли унести — часть казны.

В это время Сита была беременной, рождение ребенка ожидалось скоро и, видимо, она попросту не была в состоянии перенести такое внезапное бегство. Ее оставили, полагая, что ей ничто не угрожало: Шравана — ее отец и убивать не будет в любом случае. Решение этой проблемы отложили на будущее. Скорее всего, по обычаям того времени, Сита вышла замуж в возрасте от шестнадцати до двадцати лет. Мы знаем, что ее первым ребенком был Куша. Таким образом, Куша — сын Налакубары и праправнук Брахмы. Что же касается второго сына — Лавы, то о нем речь пойдет позже. По легенде, на момент возвращения Ситы в Айодхью возраст ее сыновей — тринадцать лет — очень близок к четырнадцатилетнему сроку пребывания в лесах. По нашей версии Сита все это время жила у отца в Ланке, то есть время, в течение которого Шравана владел Ланкой — четырнадцать лет. Таким образом, Сита родила первого ребенка не в возрасте сорока пяти лет, как утверждается в тексте Рамаяны, а когда ей было семнадцать — двадцать лет. Это реально, хотя и не столь романтично, как в легенде, ведь даже при современных возможностях медицины рождение первого ребенка, когда женщине сорок пять лет — случай уникальный, а в то время это было просто невозможно.
Вынужденный бежать на Гандхамадану, Кубера был в отчаянии. Все пропало! Встретившись с Прародителем, он рассказал ему обо всем, не скрывая свой пессимизм по поводу возможности вернуть Ланку и оставленную там большую часть казны. Брахма успокоил его и стал составлять план конкретных действий. Прежде всего, еще будучи пораженным такими известиями и сильно разгневанным на внука, он лишил Шравану статуса наследника. В наказание Прародитель приказал звать своего воинственного внука не Шраваной (Славным), а Раваной (Ревущим). Мятежника превратили в демона. Немного поостыв, Сваямбху взялся составлять такой план, который позволил бы медленно, но верно перехватить инициативу, найти союзников, обложить Равану со всех сторон, а затем разгромить его войска и возвратить Ланку. А что же в это время делал сам Равана?

Захватом Ланки и казны завершился только первый этап его плана. Затем, используя захваченное золото, Равана укрепил Ланку, собрал, вооружил и обучил новое войско и, оставив в Ланке сильный гарнизон под командой надежного человека, отправился воевать с шаками. Узнав об этом, Брахма, конечно, только обрадовался: может, сломает себе шею на этой войне и тогда легче будет вернуть Ланку; жаль, конечно, что часть золота ушла безвозвратно, но ведь и осталось немало, да и рудники на Гандхамадане работают по-прежнему, их-то Равана не отобрал, и отобрать никогда не сможет. Короче говоря, все не так уж и плохо, и теперь можно спокойно готовиться к реваншу.
О войнах Раваны в эпосе всего семь сказаний, обширных и многословных, как и другие описания войн в Махабхарате и Рамаяне.
В первом из них — в сказании «Нашествие ракшасов на север» — говорится, что Равана поместил своего брата Кумбхакарну в пещере возле города Ланки, а после нападения на владения Куберы и Индры вернулся в город Ланку. Следовательно, перед нападением Равана уже владел Ланкой. Затем Равана напал на Шиву. В сказании говорится, что Шива прищемил ему руки горой. Получив отпор, Равана вынужден был просить пощады, и все дело закончилось соглашением между ним и Шивой.
Повелитель Ланки воевал с кшатриями на севере, вторгался в царство Ямы, похищал женщин, сражался с царем хайхаев Арджуной Картавирьей. В ходе войны с Индрой царя богов пленяет сын Раваны Мегханада, получивший с тех пор прозвище Индраджит (Победитель Индры). Только вмешательство Брахмы помогло Индре.
Из всех этих сказаний фактически следует только то, что после захвата Ланки Равана долго воевал с самыми разными противниками и вернулся в Ланку ни с чем, то есть, в сущности, он эти войны проиграл.
Брахме, конечно, сразу же доложили о возвращении непутевого внука. Но он был уже готов к этому. За время отсутствия Раваны Брахма наладил отношения с «другом Индры» — Дашаратхой. Было принято решение: использовать его сына Раму в качестве предводителя наемного войска, да так, чтобы ни у кого из современников, не посвященных в тайную подоплеку событий, даже мысли не возникло связать эти события с великим Предком и его многочисленным семейством. Вся подготовка похода Рамы: организация конфликта в семье Дашаратхи, набор войск в горных районах, подвластных царю горцев Шиве, убийство Валина и предательская деятельность Вибхишаны — все это было организовано Сваямбху еще во время войн Раваны. Оставалось лишь дождаться возвращения Раваны, окружить Ланку — и ловушка захлопнется. Паршивая овца будет брошена на пищу волкам! Спокойствие и порядок вернется в дом Брахмы.

Взятие Ланки было невероятным! Находившаяся в неприступном месте, хорошо охраняемая воинами Раваны, она, казалось, могла быть защищаема бесконечно долго. Но исход дела, как всегда в таких случаях, решила «пятая колонна» — люди Куберы в Ланке (Авиндхья, Триджата и другие) и предательство Вибхишаны с советниками. Именно Вибхишана организовал совершенно открытый, беспрепятственный переход войск Рамы через «океан» (воздушный океан — «Самудру»!), то есть, иначе говоря, через ущелье, отделявшее ворота Ланки от окружающих гор. Чудес не бывает! Это правило лежит в основе здравого смысла. После победы изменник получил в управление захваченную Ланку.
За время своего правления в Ланке Равана выдал свою дочь Ситу за ее другого двоюродного брата — Лавану. От него она родила второго сына — Лаву. Когда Ланка была захвачена войсками Рамы Дашаратхи, встал вопрос, а что делать с Ситой? Налакубара, по-видимому, не настолько любил ее, чтобы принять обратно после ее второго замужества. Лаваны не было в захваченном городе. Тогда через Авиндхью, доверенного человека Куберы, было предложено отдать ее Раме.
Но Рама не смог оценить это предложение. Хуже того, он нанес бедной женщине новое оскорбление, сказав, что для него не имеет значения, добродетельна она или грешна. Наслаждаться ею для него все равно, что употреблять пищу, которой уже коснулся язык собаки.
Для Рамы этот дар — унижение, а для Брахмы за этим отказом Рамы скрыты презрение наемника и его претензии. Дело приняло неожиданный оборот. Наемник отказался от награды за свою работу, он пренебрег возможностью породниться с Брахмой. Милость Брахмы остается милостью, даже если человека лишают жизни. Брахма не наказывает, он оказывает величайшую милость! Рама предложил выдать замуж Ситу за ракшаса, обезьяну или какого-нибудь человека. Теперь уже Брахме нанесли величайшее оскорбление! От дара Брахмы нельзя отказаться!!! Это решило судьбу и Рамы, и Лакшманы. На следующий день они были убиты... (Мы рассматривали этот вариант по Калидасе —« Род Рагху»).

Долго, в пространной речи, Брахма убеждал Раму, что в таком браке нет ничего необычного. Так поступают и соблюдающие дхарму мудрые цари, и даже праведники. А Рама, совершив свой подвиг во имя богов, стал подобен самим бессмертным. Брахма пустился в такие откровения, которых от него не слышали другие боги. Он готов дать этому наемнику статус бессмертного, то есть объявить его богом!
Араньякапарва. Глава 275. Шлоки 29 — 34.
«Брахма сказал:
...Ты, о герой, уничтожил недруга богов, гандхарвов, (демонов)-змеев, а также якшей, данавов и великих святых мудрецов. Прежде благодаря моей милости с ним не могло справиться ни одно живое существо. Была причина тому, что я какое-то время терпел этого нечестивца...Ты, о подобный бессмертному, совершил великий подвиг во имя богов».
Равана создал небожителям столько проблем, что они оказались в величайшем затруднении. Равана — враг столь разнородной коалиции, что стал неугоден всем. Брахма вынужден признаться, что есть обстоятельства, которые выше его власти. Фактически он сознается в том, что совершил ошибку. Он может позволить себе подобное признание только в самом узком кругу. Смертные не должны ничего знать! Редчайшее признание, хотя и выражено очень тонко, намеком. Формально ведь, с теологической точки зрения, бог (Брахма) и есть единственная причина мира. Брахма воспользовался эзоповым языком, чтобы сказать, что есть причины и обстоятельства, с которыми должен считаться и он сам. Хуже того, он, Брахма, должен терпеть и выжидать удобный момент для устранения препятствия. Какой удар по самолюбию бессмертных!
Бессилие богов столь очевидно, и Брахма в этом признается, что они вынуждены обращаться за помощью к людям. Но и люди должны понимать и ценить дар Властелина богов. Рама выполнил поставленную перед ним задачу и должен был оценить открывающиеся перед ним возможности. Породниться с самим Брахмой, что может быть выше! Трудно понять, почему он решил отказаться от того, что предложено самим бессмертным Брахмой ему, простому смертному, слишком смертному... Очень жаль. Участь Рамы была решена.

У Ситы не осталось выбора. Ее отец, любивший и защищавший дочь, погиб. У нее были два мужа: Налакубара и Лавана, но первый от нее отказался, а второй был неизвестно где и являлся врагом Куберы и Брахмы. Наступит момент, когда Лавана ценой своей жизни предпримет попытку спасти своего сына Лаву, но защитить Ситу он не может и даже не пытается. Прадед Ситы Брахма сделал все, что он мог, чтобы устроить ее жизнь, но и это не помогло. Теперь только смерть могла принести ей облегчение. Она покончила с собой, бросившись в пропасть. Земля сомкнула свои объятия над страдающей женщиной. Невинная жертва интриг и поспешных политических решений нашла свой последний приют.
Прошли долгие годы. Отдельные частные эпизоды стерлись из памяти потомков, вместо них были выдуманы и вставлены в повествование другие, оценка каких-то фактов была изменена, другие — неудобные для сочинителей
благостной повести — были отброшены. Передавая историю тех событий, рассказчики в угоду слушателям сильно романтизировали взаимоотношения персонажей. Из не сложившейся личной жизни Рамы и Ситы, из надежд и чаяний слушателей была слеплена мозаика о великой, чистой и прекрасной любви межу Ситой и Рамой, о похищении Ситы демоном-ракшасом, о самоотверженном стремлении Рамы вернуть ее, о препятствиях на его пути, о великой войне с демонами, о призрачности и мимолетности счастья.

В эпосах многих народов мира присутствует сюжет, в котором причиной войны является похищение женщины, достаточно вспомнить «Илиаду». Но всегда, наряду с похищением женщины, присутствуют и другие, более реальные причины: конфликт экономических интересов, жажда наживы, споры из-за границ и тому подобное. В конфликте троянцев и ахейцев настоящей причиной войны было то, что Троя, в силу географического положения, контролировала морской путь через проливы из Эгейского моря в Мраморное и далее в Черное море. Жена спартанского царя Менелая тут совершенно ни при чем и уж точно ее похищение (если оно и было) не явилось причиной этой самой известной войны античного мира. Авторы эпических сказаний широко использовали этот сюжет для привлечения «романтически настроенной» части публики (главным образом, женщин) к вполне серьезному изложению политической и военной истории. Вкусы публики явились своего рода заказчиком, диктующим создателям эпоса необходимость облекать историю в авантюрные и романтические формы и тем самым поддерживать интерес слушателей к серьезному изложению древней истории. Таким приемом широко пользуются и в наше время. Достаточно серьезно и точно излагающие основные факты реальной истории приключенческие романы Вальтера Скотта и Александра Дюма непременно содержат в качестве основной сюжетной линии историю романтической любви. Успех авторов у слушателей, читателей и зрителей в таких случаях предрешен.
Все, что сказано в Рамаяне о Сите, дает основания утверждать, что легенда о похищении Ситы Раваной — это просто литературный прием, введенный отчасти для привлечения определенного типа публики, отчасти для создания иллюзии легкости постижения истории. До сих пор захват прекрасной женщины в плен бандитами и террористами — излюбленный сюжетный ход в мировом кинематографе.

Рама Дашаратха — наследник в царстве Кошала и в своих действиях должен был бы исходить из государственных интересов. Но, допустим, мы ошибаемся и Рама не наемник, идущий в бой из-за денег, а романтический и пылкий влюбленный, жертвующий всем ради любимой Ситы, как это сложилось в сознании большинства слушателей и читателей Рамаяны. Чем это должно было бы закончиться? Да ничем хорошим!
В истории есть примеры, когда влюбленный монарх именно ради любимой женщины вводит страну в состояние глубокого кризиса. Самый яркий пример такого развития событий — это знаменитая история о мавзолее Тадж-Махал в Агре.
В 1612 году могольский принц Кхуррам, сын Джахангира, влюбился в прекрасную Арджуманад Бану, дочь первого визиря. Влюбленные поженились, их браку никто не препятствовал. Невесте было тогда девятнадцать лет. В 1627 году Кхуррам стал падишахом под именем Шах Джахан. Он обожал свою супругу, без нее не начиналась ни одна важная церемония, не принимался ни один государственный акт. Она была участником государственного совета, никто не смел оспаривать ее мнение. За семнадцать лет совместной жизни Бану родила ему тринадцать детей, но при родах четырнадцатого в 1630 году умерла.
По словам самого Шаха Джахана, последним желанием ее было, чтобы он создал для нее непревзойденный мавзолей.
Желание горячо любимой умершей жены стало для ее мужа желанием бога. Шах Джахан это желание выполнил. Посмертный подарок Бану должен был стать венцом их любви.

В голубых водах Ямуны отражается, словно жемчужина в зеркале, величественное и легкое, совершенное во всех пропорциях сооружение — гимн любви. Меняется цвет здания: небесно-голубой, причудливо розовый, восхитительно оранжевый. Ночью при лунном свете он становится снежно-белым. Время словно не оставляет своих следов на камнях мавзолея, красотой которого восхищаются люди разных стран. Тысячи туристов, посещающих Индию каждый год, сохраняют на всю жизнь незабываемые впечатления.
Но чего это стоило стране и самому Шаху Джахану! Строительство продолжалось двадцать два года, было потрачено тридцать миллионов рупий, во время проведения работ погибли тысячи людей. Голландский купец Ван Твист пишет:
«... целые семьи топились в реке, и людоедство совершалось открыто. По берегам грабили банды отчаявшихся людей. Многих выживших скосила чума... Главной причиной бедствия был чрезмерный налог и жадность чиновников, не оставлявших крестьянам запасов».
На другом берегу Ямуны должен был быть построен второй мавзолей из черного мрамора — для самого Шаха Джахана, но он не был построен. Урон государству и его жителям был такой огромный, что страну поразил обширный экономический кризис. Великая любовь принесла стране великие беды. Смерть одной прекрасной женщины стала причиной смерти тысяч жителей страны. Сын Шаха Джахана Аурангзеб при поддержке духовенства совершил переворот и заключил отца в башню дворца, где тот последние девять лет жизни, находясь по сути дела под домашним арестом, любовался через окно башни Тадж-Махалом, самым великим деянием своей жизни.

Восхищаясь красотой Тадж-Махала, вряд ли современные туристы захотели бы жить в Индии того времени. Задумывались ли вы над правотой фразы, что красота спасет мир? Приведите, пожалуйста, примеры! А вот тысячи жизней красота губила. Зададимся вопросом: а нуждается ли мир в спасении? Обычно подобный вопрос не обсуждается, ответ ясен всем — нуждается. Обсуждению подлежит лишь выбор конкретных форм спасения. Такими обсуждениями занимаются религиозные люди с эсхатологическими ожиданиями. Конец мира им нужен для собственного возвышения, поскольку именно они и выступают в роли спасителей, предлагая свои пути решения проблем, а проще — нагнетанием страха, подчиняя себе людей. Тезис о том, что красота спасет мир, выдвинули литераторы, художники, то есть люди творческого труда. Но разве созерцание памятников, картин, чтение книг остановили хоть одну войну? Разве они усовершенствовали человечество? Совершенным человека делает не созерцание рукотворных образцов красоты, а их созидание, то есть красота совершенствует и «спасает» только своего создателя. Красота всегда элитарна. Лишь единицы из тысяч способны создавать прекрасные и величественные изделия. С другой стороны, любой предмет искусства, как ни приземленно это звучит, всегда имеет свою рыночную стоимость. Рукотворные образцы искусства становятся товаром и очень многие из них быстро переходят в собственность состоятельных людей, которые в погоне за все новыми и новыми образцами для своих коллекций, сами того не замечая, становятся их рабами. Красота, как и боги, требует жертв от тех, кто ей и им поклоняются. Красота прекрасных созданий — это либо средство обогащения, либо средство управления поклоняющимися ей людьми. Это верно и в отношении людей древности и в отношении наших современников.

Другое дело — красота природы. Прекрасны виды ее: равнины, леса, горы, ущелья, реки, восходы и закаты Солнца, южное небо в безлунную ночь, полярное сияние, водопады, созданные рукой неведомого творца, не унесли ни одной человеческой жизни, их сотворение не пролило ни одной капли крови! Ни один богач не купил себе исключительное право любоваться ими. Красота природы, в отличие от рукотворной, естественна и не продажна. Она сохраняется миллионы лет. Сравните с человеческими изделиями, возраст которых максимум три-четыре тысячи лет. Она возвышает, не порабощая.
Но вернемся к событиям Рамаяны. Миллионы людей в Индии поклоняются Раме, а Рама поклонялся Сите. Как видим, картина, написанная нами, совершенно не соответствует мифическим представлениям. В чем тут дело, ведь подобное произошло и с другими персонажами древнеиндийского эпоса — и с Индрой, и с Кришной, и с братьями-пандавами из Махабхараты? Ответ прост: все они оказались в лагере победителей. Победителей не судят, потому что их некому судить, потому что у побежденных не осталось потомства. Потомки же победителей восхищаются «славными деяниями» своих предков. Индру брахманы использовали до определенного момента, а затем присвоили ему статус бессмертного божества. Рама тоже заслужил их благодарность, и если бы принял предложение Брахмы, то, несомненно, ему нашлось бы место во властной пирамиде. По сути своей Рама Дашаратха — авантюрист и безнравственный человек, мало обращавший внимание на такие вещи, как честь, совесть, порядочность. Вспомним, как подло он убил Валина. А как коварно и жестоко он и его брат Лакшмана обошлись с Шурпанакхой и Айомукхи, которые, кстати, признались им в любви. Если он не дорожит любовью другого существа, а даже издевается над ней, то способен ли он сам на любовь и самопожертвование? И если пример с ракшаси ( на самом деле, просто женщины, родившейся в семье стражника) покажется кому-то неубедительным, то возьмем для примера его «жену» — Ситу. Рама прогнал из дома беременную и якобы горячо любимую им женщину только из-за сплетен городской черни. Любящий человек, способный пожертвовать своей жизнью ради любимой, конечно уж не побоится пересудов толпы.

Рама ведет себя как типичный наемник, «солдат удачи», а с Ситой обращается как с военной добычей, поэтому и предлагает ее ракшасам, обезьянам и другим людям. Такой человек не станет жертвовать ради любви даже горстью мелких монет, не то что жизнью и царством.
Скажем еще раз. Не любовь к прекрасной Сите была причиной войны Рамы Дашаратхи с Раваной, а семейный конфликт между Куберой и Раваной. Несчастная Сита — жена Налакубары и дочь Раваны — стала невинной жертвой политических интриг в семействе Брахмы.

Рубрики:  Рамаяна
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

ГалАР   обратиться по имени Вторник, 19 Января 2010 г. 12:08 (ссылка)
))))
 (86x71, 17Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Вторник, 19 Января 2010 г. 13:01 (ссылка)
Спасибо.

А.С. Пушкин:
"Говорят, что несчастье хорошая школа, тогда счастье - это УНИВЕРСИТЕТ".

Сита не была счастливой. Её жизнь стала испытанием для хрупкой женщины. Реальная жизнь так сильно отличается от той, что представлена в эпосе.
Ответить С цитатой В цитатник
Логово_Белой_Волчицы   обратиться по имени Среда, 20 Января 2010 г. 00:35 (ссылка)
Спасибо огромное!!!Удачи Вам и отличного настроения!!!Всего самого лучшего...доброго...радостного и блестящего!!!
 (300x400, 165Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 20 Января 2010 г. 08:51 (ссылка)
Спасибо, Галина.
Очень рад, что Вам понравилось.
Ответить С цитатой В цитатник
Akmaya   обратиться по имени Среда, 20 Января 2010 г. 14:07 (ссылка)
Очень интересный пост! Только очень жалко Ситу...
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 20 Января 2010 г. 18:02 (ссылка)
Спасибо Вам за признание, уважение и понимание! Жизнь каждого человека проходит в нескольких измерениях. Просто она коротка, чтобы мы успели осознать это. В том отрезке жизни, который большинство и воспринимает как жизнь, когда теплится кровь в нашем теле, когда мы живем, думаем, вершим свои дела, она отчасти принадлежит нам. Сразу после расставания с ней, наши наследники пытаются как-то использовать наследство нашей жизни (труды, собственность и мысли) для своих личных целей. Проходят года и столетия - и вот - наши далекие потомки уже на новом уровне с той или иной степенью достоверности встраивают далекие отзвуки наших дел, чувств и замыслов в свою собственную иерархию ценностей.

Такова участь Ситы.
Теперь уже в силу вступают законы художественного творчества - и УДИВИТЕСЬ КАК ВСЕ ПЕРЕВОРАЧИВАЕТСЯ - тот, кого называли герой, становится подлецом, подлинный герой превращается в демона, а Сита - женщина, достойная только сочувствия и сострадания, становится женой человека, превращенного в бога (на самом деле как бы женой призрака), что я и хотел показать. Просто для большинства все эти идеи очень новы, а я с ними живу более 10 лет. Вот почему может возникнут непонимание: то, что для меня очевидно, большинству кажется неожиданным и невероятным. Но если я буду тратить свое время на доказательство каждого сомнительного факта, мне не хватит жизни довершить начатое. Поэтому, желательно, чтобы сомневающиеся дали бы себе возможность посомневаться хотя бы неделю прежде, чем выносить свои идеи на обсуждение. Я, к слову сомневался, 14 лет.

Парадокс жизни заключается в том, что на историю очень часто влияли идеи, являющиеся чистой иллюзией, причем иногда даже больше, чем сами факты. Именно интерпретация фактов являлась двигателем исторического прогресса.
Ситу жаль!
Но мне жаль и тысячи человеческих судеб, попавших под жернова истории. Какую волшебную Жизнь мы могли бы прожить, если бы во всех схватках и поединках истории побеждали только самые лучшие, честнейшие и достойнейшие!!! Мы можем только мечтать об этом.


Миг нашей жизни как Вечность!
Ответить С цитатой В цитатник
Apple_of_Eve   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2010 г. 20:11 (ссылка)
я читала как детектив. Спасибо!
Действительно, история написана победителями, которые видят ситуацию со своей точки зрения и , разумеется, субъективно. Вообще-то, точнее сказать, история написана людьми - это все объясняет.
Меня всегда настораживает описание деяний богов - так много в них человеческих страстей, именно человеческих, и не особенно высоких...
спасибо еще раз!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2010 г. 20:46 (ссылка)
Evelyn_G!
Я рад, что Вам понравилась эта история. Тем более, что Ваша оценка - это оценка человека, знакомого с индийской культурой, с давней тягой к Индии. Это только начало публикаций по индийским мифам. Историю Ситы мы писали и переписывали раз шесть. Каждый этап добавлял всё новые и новые краски в судьбы людей, в расстановку действующих фигур. "Сита" - это часть раздела "Тернистый путь Рамы Дашаратхи". В него последней главой входит география Рамаяны. Это, вообще, моя страсть до сих пор. Мне пришлось путешествовать вместе с ним. Оказалось, что Ланка находится вовсе не на острове Цейлон. Это было фантастическое путешествие!!! Я имею в виду прежде всего себя. Ланка находится - Вы не поверите !!! - в Гималаях. В интернете Вы первой узнаёте об этом! Вот так мы с Александром Ивановичем бросили вызов общепринятому мнению. Сколько мы путешествовали по Гималаям!!! Мы изучили места боев, походы Рамы Дашаратхи. Но согласитесь, особенно эффектно выглядит наш ш-Равана!!! Он мне даже симпатичен. Вообще, оказалось, демоны-ракшасы выглядят не так уж и страшными. Скоро я буду печатать "Убийство Вритры". Там (а это около 40 страниц) будет представлен наш метод. Там будет рассказано о многих ключевых событиях Ригведы, Махабхараты и "Рода Рагху" Калидасы.

Мне очень нравилось писать "Версию исторических событий", потому что там есть возможность связать уроки Махабхараты и Рамаяны с нашим временем. И, как мне кажется, эта история очень актуальна для нас. В этом разделе есть возможность использовать более свободное повествование, в отличие от чисто исследовательской части эпоса.

Заходите почаще, мне всегда будет приятно видеть друзей и единомышленников. И не стесняйтесь задавать вопросы. Каждый из них послужит и более глубокому пониманию Вами, и, вполне вероятно, поможет внести какие-то новые краски и оттенки в судьбе Ситы. Или мы с Вами сделаем для себя дополнительные выводы, имеющие отношение к нашему времени.
Ответить С цитатой В цитатник
Apple_of_Eve   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2010 г. 09:42 (ссылка)
Соккар, насчет "знакома с индийской культурой" - это слишком громко сказано, читала популяризаторов, как вы выразились.
Однако, считаю, что есть связи и в мировом эпосе, все имеет отношение к метакультуре человечества.
Очень заинтересовали вашим путешествием по Гималаям.
По поводу симпатии к ш-Раване - это чувствуется. Он, наверное, был настоящим героем :)))) Мне вспомнилось как М.Дрюон говорит о персонаже своих романов и реальном историческом лице - графе Артуа. Писатель тоже испытывает искреннюю симпатию к этому человеку, хотя его действия не всегда можно назвать однозначными. Здесь для меня аналогия именно в отношении человека, описывающего события, к участнику событий.
Мне кажется, людям свойственно испытывать некое восхищение "красными" героями.
Буду заходить, у вас интересно!:give_rose
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2010 г. 13:07 (ссылка)

В определении местонахождения Ланки ключевую роль сыграла фраза, что в истоках Годавари лотосы замерзали от холода. Истоки Годавари находятся недалеко от Мумбаи (английское название Бомбей). Там январская изотерма +20 С. И тем не менее весь нынешний современный ученый мир слепо следовал средневековой индийской традиции, что гора Читракута находится возле истоков Годавари, а, следовательно, и возле Бомбея.

Кроме этого, когда Рама Дашаратха путешествует, он всё время видит Гималаи. Там много указаний такого рода. Но СИЛА ВЛИЯНИЯ АВТОРИТЕТОВ ПРОСТО УБИЙСТВЕННА, никто не смотрит на указания текста, все боятся "подставиться и засыпаться", никто не хочет рисковать, и все ученые любят цитировать своих предшественников в той области, где они работают. Вообще последний пункт считается даже критерием научности. А результата, тем не менее, никакого нет. Я не побоялся спорить и не соглашаться с авторитетами. Сам не понимаю, почему и как это получилось. Но итогом я доволен.

Непальская пословица: "На Ланке много золота, а мои уши без украшений". Сейчас известно, что на Цейлоне золота нет. Ну вот, например, в ЮАР много золота, а мои уши без украшений. Мне какое дело до ЮАР? А вот если в России много нефти, а мы ходим нищие... Так и с золотом. Под ногами жителей Гималаев много золота (в горах), но оно принадлежит хозяину земли, а простой человек может только пенять, что золота много в горах, но у меня его нет.
Ответить С цитатой В цитатник
Kristiania   обратиться по имени Понедельник, 18 Января 2016 г. 18:14 (ссылка)
Эх, как часто бывает, что история великой любви, воспетая в легендах, оборачивается куда более прозаическими вопросами... Но о некоторых легендах жалеешь, а эту мне, честно говоря, совсем не жаль. Намного логичнее считать, что причиной всех несчастий Ситы были войны и политические интриги её отца и его окружения, чем верить в историю любви - в которой муж выгоняет жену в лес из-за сплетен и она предпочитает скорее сквозь землю провалиться, нежели вернуться к "любимому".
Так что мне очень понравился исторический анализ:)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 18 Января 2016 г. 18:27 (ссылка)
Kristiania, мне моя история нравится больше, чем мифологическая. Она более живая, у ней есть какой-то человеческий смысл. А как было интересно искать местонахождение Ланки! Скоро я начну печатать "Тернистый путь Рамы Дашаратхи". А это была только одна глава из повести о Раме и Сите. А там будет намного более сложнее. И батальные сцены, и интриги жрецов.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 28 Октября 2018 г. 17:56 (ссылка)
просто парадокс рама такой идеальный вначале а после свадьбы совершенно другой человек что то здесь не так кто писал или редактировал полностью перечеркнул начало событий совершенно нереально все выглядит что они хотели этим добиться эпос получился неправдоподобный
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Вторник, 26 Марта 2019 г. 06:58ссылка
Аноним
Начала смотреть сериал с интересом, но, когда прочитала ваш текст, появилось какое то отвращение к Раме. Бедная Сита. Не буду больше смотреть.
Перейти к дневнику

Вторник, 26 Марта 2019 г. 10:25ссылка
Аноним, персонажи в фильме либо слишком уж слащавые, нарочито добрые, либо откровенные злодеи. В фильме слишком много чудес, а они часто скрывают какую-то ложь, сюжет во многом выглядит нереальным. Я посмотрел несколько серий, но смотреть весь сериал - это или мучение, или наказание. Фильм по Махабхарате я тоже не могу смотреть, Кришна с его слащавой улыбкой просто отвратителен.
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 28 Октября 2018 г. 19:51 (ссылка)
Аноним, просто на этом примере можно увидеть несколько уровней мифологизации образа. Сначала это произошло в эпосе, потом в различных средневековых Рамаянах разных народов, потом уже в фильме. В сериале Рама представляет собой образ современного правителя, знакомого едва ли не с правами человека. А дальше в фильме будет ещё более необычно. В эпосе Рама совершенно подло убил Валина, вот как это представят в фильме...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 20 Февраля 2019 г. 06:49 (ссылка)
Красота -страшная сила! И не всякий может выдержать это.Любое существо -человек, демон, видя красоту теряет душевный покой, страдает и мучается.
Не зря святые отцы, монахи, отшельники стараются не поднимать глаз...увидеть можно такое!!!! и пропасть...
Этот эпос о любви. Скорее о ее невозможности!
В этом сила и трагизм. Мандадари любит Равана, но его сердце не принадлежит ей! Раван полюбил Ситу и хочет быть любимым, но это невозможно! Как свет не может соединиться с тьмой. Сита любит Раму, Рама ищет Ситу, находит и бросает....и снова страдает по ней.Сестра равана полюбила Раму....на беду))))
Окружающие и близкие люди и демоны и полубоги сгораютв этих кострах любви и желаний.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Среда, 20 Февраля 2019 г. 22:18ссылка
Аноним, в фильме всё совсем не так, как в реальности. Кино - это зрелище для народа, а реальность - для людей, погружённых в историю.
Аноним   обратиться по имени Среда, 20 Февраля 2019 г. 06:54 (ссылка)
Сила чувств... А в наше время?....кто сопротивляется?...кто отвергнет золото, богатство, наслаждения ради верности своей любви, мужу?
Женщины сами рады иметь несколько мужчин и это стало нормой!
мне кажется у нас общество ракшасов)))) по всем признакам! Шутка))))
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Светлана-Фотина   обратиться по имени Среда, 20 Февраля 2019 г. 22:02 (ссылка)
Здравствуйте! Посмотрела сериал "Сита и Рама" . И была поражена..... мало, что знаю про Индию, так кое-что....Может сила искусства...Болливуд на высоте!
Красочно, великолепные герои и актеры! Все так необычно. Как на другой планете.
Соккар, Вы, очевидно, большой знаток Индии , разбираетесь во всем этом. Может что-то проясните....
Сита и Рама...Может Сита и Раван....Эти два персонажа вызывают у меня больше симпатии. Сита - это воплощение женской чистоты и целомудрия, все ее поступки логичны и понятны. Раван честен по отношению к Сите, он говорит прямо, чего он хочет, не оскорбляя и принимая ее чувства.
Он хочет быть любимым! Плотской любовью он пресыщен, ему хочется любви Ситы - чистой и настоящей, Божественной!
Мы не знаем сколько в нем демонического, а сколько человеческого. Он воин, правитель, смелый, решительный и далеко не глупый!.Он может и хочет защитить свою любовь.
Если Рама смог так изменится! в самом начале повествования - это воплощение Бога на земле! Сила, мудрость. честность даже в мелочах, спокойствие...и потом(((( такая разительная перемена!!!Победы его и то сомнительны! В честном бою он не победил бы Равана!
Почему же Раван не мог измениться! Сита могла его изменить, дав ему свою любовь, укротить его горячий нрав, пожалеть и успокоить. Хотя пожалеть - это могут только русские женщины! ))))Так и жалеем и любим своих мужчин всю жизнь...разбаловали)))))
Успокоить Равана, дать ему то, что так жаждала его мятущаяся и страстная душа - любовь!
какая прекрасная жизнь была бы на Ланке...и у Ситы!!!!
А что в таком случае делать с Рамой?!!! Не могу придумать....
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Среда, 20 Февраля 2019 г. 22:16 (ссылка)
Здравствуйте, Светлана-Фотина!
Вы исходите из сюжета фильма, но индусы сценарий фильма дополняют такими фрагментами, которых нет в эпосе. Когда я писал свою историю Ситы и Рамы, то использовал главы о них из Махабхараты. Но я воссоздавал историческую действительность. Фильм же - это произведение художественное, здесь много зависит от воображения сценариста, режиссёра и актёров. В фильме много чего похожего на сказку, в моей истории почти всё реальность. Вот мне, например, трудно представить любовь Раваны (или Рамы) к Сите. По моей версии Равана - отец Ситы, а Рама в реальности вообще не являлся мужем Ситы. По этой причине авторы сценария ничего не придумали, почему Сита и Рама прожили свыше двадцати лет, а детей у них не было. И по фильму, и по эпосу Сита рожала детей в возрасте свыше 40 лет. Для индусов - это просто невозможно, царь или наследник должен иметь детей как можно раньше.
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана-Фотина   обратиться по имени Четверг, 21 Февраля 2019 г. 06:05 (ссылка)
Доброго дня! Вы правы, Соккар - захватил сюжет фильма, яркость и красота! Об исторической достоверности как -то не думалось))))
Интересно, когда был написан этот эпос. Некоторые исследователи говорят о 15-12 веке до н. э., некоторые о миллионе лет. Я думаю, что это не десятки тысяч лет, а сотни.
Но я хочу сказать о другом...Эпос -это сказание на века, при знакомстве с этим нет равнодушных! Затронуты серьезные нравственные и духовные вопросы, а духовность и нравственность и вера - суть человека, смысл пребывания его в этом мире. Эпосы живут в сердцах и мыслях, поэтому и доходят до наших дней. Конечно, со временем что-то теряется, что-то добавляется, но суть и сила проникновения остается! Пробудить душу человека, заставить его задуматься о себе, о жизни, о смерти....В основном это повествования о сражениях добра со злом, о любви.Ведь в этом проявляется все! Все, что составляет человека.
Надо ли привязываться к истории? "Слово о полку Игореве", насколько мне известно, до сих пор не придумали куда воткнуть, в какое время и место историческое, так приблизительно )))))
Много войн было на земле во все века и цивилизации, но не все они увековечены в народных сказаниях. Значит цель - донести что-то такое до человека, передать что-то важное потомкам.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 21 Февраля 2019 г. 09:41ссылка
События в Рамаяне происходили чуть раньше, чем события в Махабхарате. Поэтому часть героев Рамаяны продолжают действовать и в Махабхарате: Рама Джамадагни, Индра, Джанака, Хануман.

Эпосы формируют мироощущение, национальное самосознание и религию. В "Слове о полку Игореве" есть упоминание о солнечном затмении, так что это произведение точно датируется. В своём дневнике я как раз и пишу об эпосах: Рамаяне, Махабхарате, Илиаде, Одиссее, Аргонавтике.
Светлана-Фотина   обратиться по имени Четверг, 21 Февраля 2019 г. 06:14 (ссылка)
Время относительно....По Ветхому завету сколько жили первые люди?!!тысячи лет, 900 лет и т. д.
Время Ситы это другой мир, другое и время в этом мире. Да у Ситы долго ( по нашим меркам) не было детей, но 10 лет в изгнании они д. б. жить в чистоте, без близости друг с другом.
Тогда и в 40 лет женщина могла быть молодой и прекрасной, и свежей, как цветок лотоса....
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 21 Февраля 2019 г. 09:34 (ссылка)
Светлана, когда в Ветхом завете идёт речь о тысяче лет, то имеется в виду 1000 лунных месяцев, что в переводе на года составляет возраст чуть более 80 лет.

Всё дело в том, что вы думаете несколько по-христиански ("они д. б. жить в чистоте, без близости друг с другом"). У индусов было другое представление. Если муж и жена жили отшельниками в лесу, то это не предполагало воздержание. Это современные женщины в 40 лет выглядят моложе даже женщин 19 века. Секрет такого состояния прост: современные женщины намного больше знают о здоровом образе жизни, физиологии, здоровом питании. А во времена Бальзака женщину в 30 лет уже никто не называл девушкой, это и был бальзаковский возраст. А сейчас к этому возрасту могут причислить женщину и 40, и 50 лет.

В фильме отношения Ситы и Рамы выражают некие идеальные отношения между мужчинами и женщинами по индийскому канону. Поэтому в кино так много сентиментальных сцен между ними, мудрых рассуждений, романтики, чувств.
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана-Фотина   обратиться по имени Четверг, 21 Февраля 2019 г. 17:14 (ссылка)
Вот! Соккар, Вы попали в точку! Если с индуизмом я не знакома вообще, то христианская религия мне близка! Я христианка. Более того - православная!
И моя христианская душа почему-то так бурно отреагировала на эту историю, просто потерян душевный покой!!!!))))) Конечно же, меня взволновала романтика отношений Ситы и Рамы, та, что показана в сериале. Но это не все. Появились вопросы разного рода. Может я их задам и Вы ответите. Ну и тем меня успокоите)))
В своих исследованиях Вы удивляетесь поступку Ситы - уйти под землю. Предательство Рамы растоптало, уничтожило ее любовь, верность - то, что было смыслом ее жизни. Потом она жила только из-за долга перед детьми.
Если кто переживал неразделенную любовь, муки ревности и обиду, кого бросали самые любимые и дорогие люди, тот хорошо поймет состояние Ситы. Когда невозможно есть, пить, спать, дышать, задыхаешься от боли в груди - физической боли! Да вспомните Надюху из "Любовь и голуби" - " ...мне без него воздуха не хватат, а в груди все прямо так и жжет и жжет, как будто углей из печки положили..."
Этот мир для Ситы наполнился ядом! Она не могла в нем существовать - дышать, есть , пить....Даже воздух его, соприкасаясь с ее кожей, причинял ей боль! Никто не смог бы ей помочь!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 21 Февраля 2019 г. 17:41 (ссылка)
Светлана, Сита - женщина сложной судьбы. Её, конечно, жаль. Но я уже говорил, меня больше интересуют не литературные особенности Рамаяны, а историческая составляющая. На мой взгляд, она намного интереснее и делает героев того времени (это примерно 11 - 12 ст. до н. э.) близкими и понятными нам. Вы можете прочесть о событиях в Рамаяне по рубрике "Рамаяна". Там не так много эпизодов, но тогда вам будет всё понятно. Кино уводит дальше от реальности, тоже самое произошло с экранизацией и Махабхараты. Кстати, в Мбх есть ещё одна женщина Драупади, но у неё совсем другая судьба, у неё было пять мужей и она была законченной интриганкой. Моя любимая женщина в Мбх - это Гандхари. Вот о ней можно вкратце прочесть здесь: https://www.liveinternet.ru/users/3616936/post388714211/
Но о ней ещё будет целый эпизод.

Получается, вы должны по-разному смотреть фильм и читать моё исследование. Это как будто два разных взгляда на события: реалистический и художественный. Герои одни и те же, а вот события понимаются по-разному.
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана-Фотина   обратиться по имени Четверг, 21 Февраля 2019 г. 19:52 (ссылка)
Хорошо! Я обязательно воспользуюсь вашим советом.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 21 Февраля 2019 г. 20:09 (ссылка)
История Ситы и Рамы - это только часть исторических событий. Там есть ещё много других персонажей, не менее интересных.
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана-Фотина   обратиться по имени Пятница, 22 Февраля 2019 г. 06:35 (ссылка)
Доброго дня! Так и надо экранизировать такие произведения! Пусть люди смотрят, думают....Классику надо продвигать в народ)))))) А то включишь телик и даже неудобно и стыдно((((( за кого тебя принимают? зачем тебе это все показывают??! ну и выключишь или переключишь.
А тут красивая и поучительная история. Кто-то м. б. полюбуется этой прелестью, актерами-симпатяшками и забудет. А кто-то начнет "копать" , интересоваться, углубляться в историю....Это же хорошо! Согласитесь!
Соккар, плохое кино действительно уводит нас от реальности, а хорошее кино возвращает в РЕАЛЬНОСТЬ!
На самом деле, связь между тем миром и нашим настолько ощутимая! Я прямо это почувствовала, не сразу конечно. вот почему и затеяла всю эту писанину! ))))))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Февраля 2019 г. 10:26ссылка
Конечно, опыт человеческих взаимоотношений в эпосе уникальный. Просто в кино многие ситуации обыгрываются несколько неестественно, нарочито, иногда декларативно. В реальности ситуация совсем иная, просто сначала авторы эпоса, затем сценаристы и режиссёры увели сюжет "не в ту сторону". Поэтому сюжеты в кино для меня воспринимаются по большей части искусственно, неестественно, где-то неискренними. Герои попадают в придуманные авторами сценария ситуации. А вот реальность нужно искать на страницах эпоса, она, конечно, и там придуманная. Но её хочется найти. Авторами сказания были жрецы, они смешали реальность с выдумкой, чтобы выставить себя в наиболее привлекательном свете. А основная идея - это борьба за власть, в которой жрецы принимали активное участие, но хотели выставить себя в роли непредвзятых арбитров.
Светлана-Фотина   обратиться по имени Пятница, 22 Февраля 2019 г. 08:21 (ссылка)
Я рада тому, что нашла здесь интересных людей, может даже единомышленников! Так хотелось обсудить, высказать свое, узнать другое мнение...Даже хотела писать одному знакомому батюшке! Но не решалась, и к лучшему! он живет в горном монастыре. под небом....покой и благость...Зачем его смущать!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 22 Февраля 2019 г. 10:39 (ссылка)
Взгляды сторонников кауравов, конечно, отличаются, но главное - это сохранять уважительное отношение друг к другу. Да и не могут оценки, симпатии разных людей во всём совпадать. Где-то совпадают, где-то нет, в основном совпадение происходит в плане того, что нельзя безоговорочно принимать версию авторов эпоса и постановщиков фильма. Иначе говоря, мы критически относимся и к тем, и к другим. Все мы понимаем, что авторы эпоса намеренно скрывают от нас истину, а представляют события в таком свете, который выгоден им. Так создаётся новое мировоззрение с традиционными индуистскими ценностями: деление общества на варны, создание новых мифологем (дхармы, кармы, бхакти). Кстати, кастовое общество несправедливое в основе, но такое устройство общества выгодно брахманам. Примером такого устройства может быть жизнь "по понятиям" в тюрьме, где тоже есть деление на касты: "вор в законе", "мужики", "гады", "козлы", "черти" и т.д. Как-то смотрел какой-то фильм и вдруг возникла такая ассоциация... И как в кастовой системе, там невозможен социальный лифт, статус определяет всю последующую жизнь. В обычном обществе тоже такое присутствует, но выражено не столь жёстко.
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана-Фотина   обратиться по имени Пятница, 22 Февраля 2019 г. 17:27 (ссылка)
Добрый вечер, Соккар! Кто про что...))))
Открыла Ветхий завет - первую книгу БЫТИЕ. Адам в 130 лет родил Сифа, всего его дней было 930 лет. Сиф в 205 родил Еноса, всего прожил 912 лет и т. д., Ной прожил 950 лет. Ни о каких лунах не говорится. Конечно мы не знаем ( или знаем?)))) какой у них был календарь...
Вы принципиально не верите, что первые люди жили так долго? Вопрос не правильный! Наверное надо узнать, для начала, во что вы веруете и что исповедуете?
В общих чертах...если это не секрет.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Пятница, 22 Февраля 2019 г. 18:07 (ссылка)
Добрый вечер, Светлана!
Так прямо вам никто ничего не скажет. На Дальнем Востоке долгожителем считали человека, прожившего 1000 лун. Вот если эти цифры мы разделим на 12, то получим возраст между 70 и 80 годами. В Махабхарате тоже будет момент, когда авторы скажут, что прошло 36 лет, а в действительности речь идёт о месяцах. Если же принять точку зрения авторов эпоса, то тогда героям будет около ста лет, а это невозможно, если исходить из их поведения.
У евреев был лунно-солнечный календарь, год начинался в момент осеннего равноденствия.

Сейчас я не принадлежу ни к каким учениям и религиям. Ближе всего мне индийское учение локаята, от которого почти ничего не сохранилось. Но по моим ощущениям именно оно было в центре мироощущения кауравов. Это учение было основано на здравом смысле.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 26 Марта 2019 г. 07:03ссылка
Аноним
Соккар, как же вы меня разочаровали, не ожидала такого продолжения фильма. Так мне жаль Ситу, не буду дальше смотреть сериал.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 3 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку