Часто родители жалуются на своих детей, что те ничего не хотят делать дома, не слушаются предостережений, не понимают чего можно, а чего нельзя… Есть достаточно много практических советов, которые позволяют все расставить по полочкам и помогут родителям решить эти задачи.
Сам или с мамой. Как ни странно это звучит, но наши дети нуждаются в отрицательном опыте – на ошибках учатся. Мы, родители, часто добровольно, берем на себя даже те функции детей, с которыми они могли бы справиться самостоятельно. Попробуйте нарисовать вместе с ребенком таблицу, в одной из колонок которой будет перечислено все то, что ребенок может делать сам, а в другой, то, что при помощи взрослого. Например, самостоятельно ребенок может утром встать и собраться в школу; решить, когда сесть за уроки и сделать их; разогреть или даже приготовить себе еду… С мамой: решить когда пригласить к себе друзей домой; планировать поездку куда-либо; иногда вместе делают уроки…
Уборка в доме. Если вы не можете добиться, чтобы в комнате ребенка было чисто убрано, то можно написать список более четких требований, так как понятие «чисто убрано» весьма расплывчато и под ним вы подразумеваете одно, а ребенок совсем другое. Пишите на листочке:
«Уборка в комнате:
на столе ничего не лежит;
кровать заправлена;
вещи в тумбочке аккуратно сложены;
учебники и тетради стоят на полке;
пол вымыт;
цветы политы…»
и т.д. все, что вы подразумеваете под уборкой в комнате. Вывешиваете этот листочек на видном месте в детской комнате, и ребенку при уборке будет легче это выполнить по пунктам.
Можно - нельзя. Хочу предложить часто используемое психологами упражнение «Светофорчик», которое поможет родителям найти золотую середину между авторитарным стилем воспитания ребенка и попустительским. берете лист бумаги и делите его на 4 зоны: зеленую, желтую, оранжевую, красную.
ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА:
Здесь запишем все то, что ВСЕГДА разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию, например:
Ребенок сам может выбирать себе игрушки и играть в них;
Ребенок может не есть если он этого не хочет;
Ребенок сам выбирает, в какой кружок ему ходить…
На самом деле родителям заполнять эту зону очень сложно, так как мы, родители считаем, что обязаны контролировать каждый шаг ребёнка.
ЖЕЛТАЯ ЗОНА:
Это зона относительной свободы ребенка, например:
Ребенок может сесть за уроки когда ему угодно, но он обязан их закончить к 20.00;
Ребенок может ходить по лужам, но только если он в резиновых сапогах;
Ребенок может самостоятельно гулять на улице, но только в определенном месте;
Ребенок может пойти в гости к другу, но перед этим обязательно отпроситься у родителей…
ОРАНЖЕВАЯ ЗОНА:
В этой зоне перечисляются такие действия ребенка, которые, в принципе нежелательны, но допускаются в определенных обстоятельствах:
Нельзя ложиться спать позже 10 вечера, но в Новый год можно;
Нельзя драться, но если это единственный способ самозащиты, то можно…
КРАСНАЯ ЗОНА:
Это то, что НИКОГДА нельзя:
Нельзя совать палец в розетку;
Нельзя бить, плеваться в маму;
Нельзя разговаривать с чужими взрослыми на улице и открывать им дверь;
Нельзя бить и обижать малышей;
Нельзя уходить к друзьям без предупреждения…
Составьте для себя такую таблицу, и вы увидите - насколько ваша система воспитания является гибкой. Если в основном заполнена красная зона запретов, а зеленая почти пуста, то вы не предоставляете ребенку ни одного шанса самостоятельности. А если наоборот, то ваше воспитание достаточно попустительское. Наша задача, как родителей, найти золотую середину.
Психолог Ольга Блинова