Без заголовка |
Рудольф Нуриев – легендарная личность: законодатель моды на сцене и лансер в жизни. Его выступления порождали настоящую рудиманию, а многие поступки ставили в тупик и восхищали одновременно, еще больше разжигая интерес публики. Нам известна масса подробностей о звезде: его романы, фантастическая работоспособность (в 1975-м он дал 300 спектаклей в год), заработки ...
"Все, что бы ты ни делал, нужно окропить своей кровью" (из "Автобиографии" Нуриева). Достижения дались Нуриеву колоссальной ценой.
"Жизнь – это работа. Больше ничего нет. Пока я работаю – я доволен", – писал он. Годы меняли Нуриева, но ему неизменно была присуща неистовая жажда творчества – она позволяла 50-летнему больному танцору выглядеть на сцене неотразимо, заставляла его, уже неспособного танцевать, ставить балеты и дирижировать.
Нуриев изменил балет. Благодаря ему была пересмотрена пассивная роль партнёра в классическом балете: мужчина-танцовщик стал столь же значительной фигурой на сцене, как и балерина. Для большей выразительности Нуриев выходил на сцену в одном трико и танцевальном бандаже. Критики нередко порицали его за излишнюю обнажённость и эпатаж. Но для Нуриева, как и для Нижинского и Айседоры Дункан, это было преисполнено смысла: он хотел показать не просто танец, а всю красоту человеческого тела в движении. Нуриев с равным успехом выступал в классическом и современном балете, пробовал себя в качестве музыканта, актёра, дирижера. Был результативным постановщиком и менеджером (директором Гранд-опера в Париже), незаурядным пиарщиком, умевшим извлекать дивиденды из любых своих поступков.
Рудольф
Нуриев родился 17 марта 1938 года в поезде, мчащемся вдоль берега Байкала: его мать ехала к отцу из Башкирии во Владивосток. Всю жизнь он поэтизировал поезда и дорогу. Спустя несколько лет началась война. Отец был на фронте, мать с четырьмя детьми страшно бедствовала. "Первыми впечатлениями раннего детства были образы холодного, темного и прежде всего голодного мира, – вспоминал Нуриев. – Только картошка имела для меня значение. /…/ Вся страна была подобна голодному волку". В детский сад мама отнесла мальчика на спине одетым в платье сестры, поскольку у него не было подходящей одежды. Когда мальчик учился в первом классе, мама купила на Новый год билет в Уфимский оперный театр – на балет. Рудик был зачарован. Им овладела абсолютная убежденность, что он рожден танцевать. Ему показалось, что он "покинул реальный мир и родился вновь где-то далеко от всего, что знал". Мальчик твердо решил, что либо он станет танцовщиком, либо не будет никем. И он стал великим танцовщиком, покорившим мир: солистом балета театра имени С.М. Кирова (знаменитого Мариинского в Санкт-Петербурге), звездой Королевского балета в Лондоне, директором, постановщиком и солистом парижской Гранд-опера. Он выступал по всему миру: в США, Японии, Австралии…
Чтобы достичь результатов, Нуриеву не раз приходилось поступать наперекор обстоятельствам. 17 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, он отказался вернуться в СССР, став "невозвращенцем". Как сам танцовщик пояснил в "Автобиографии", совершил "самый длинный, самый волнующий прыжок за всю карьеру".
Имя Нуриева часто оказывалось притчей во языцех – он давал поводы: то своими шумными вечеринками, то страстью к роскоши (танцовщик окружал себя ею с избыточностью, поражающей воображение, – словно наверстывал упущенное в детстве), то громкими романами со знаменитостями, то железной хваткой, с которой вёл дела… Он вообще часто поступал так, как считал нужным, пренебрегая общепринятыми нормами. Например, во время приема у английской королевы ему стало жарко, и он снял туфли. Присутствующие растерялись от подобной бесцеремонности. Ситуация была чревата скандалом, но королева предпочла не заметить нарушения этикета.
Однако когда Нуриев выходил на сцену (а он отличался необычайной жадностью в работе, в 1975 году он выступал свыше 300 раз), ему прощалось всё. Неистовую жажду творчества смогла прервать только смерть (танцор заболел СПИДом и умер 06.01.1993 года в возрасте 54 лет). Беспрецедентное мужество, с которым Нуриев противостоял болезни и продолжал выступать, вызывало неподдельное восхищение. Когда он уже был не в состоянии выходить на сцену в качестве танцовщика, Нуриев стал дирижировать
http://www.idrp.ru/afisha/vistavki-ekspozitsii/996-nuriev-msk
Рубрики: | Балет |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |