-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Что есть Истина?
Что есть Истина?
15:10 27.12.2010
Фотографий: 3
Посмотреть все фотографии серии Заки Валиди фото
Заки Валиди фото
18:21 07.12.2010
Фотографий: 26
Посмотреть все фотографии серии Декоративно-прикладное искусство башкир
Декоративно-прикладное искусство башкир
09:55 18.03.2010
Фотографий: 37

 -Я - фотограф

Тевкелев - каратель и палач,

Плакат ТевкелевПлакат Тевкелев-вариантПлакат Тевкелев-вариант2

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Денн

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 168


Без заголовка

Среда, 03 Марта 2010 г. 08:29 + в цитатник
Цитата сообщения Денн

аль-Масуди,выдержки о башкирах,баджнаках(печенегах),бурзянцах и тюрках



 

Из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди (писал от 20 или 30 до 50-х годов X века по Р. X.).

Абуль-Хасан родился в конце III века гиджры, неизвестно в каком году, в Багдаде. Он происходил от благородного арабского семейства в Хиджазе, имевшего родоначальником одного из сподвижников Мухаммедовых, по имени Масуд, отчего произошло и прозвище его - Масуди. Принадлежа к ученейшим людям, когда-либо произведенным Арабами, и зная хорошо для своего времени не только науки, входящие в круг богословия ислама, но также историю, географию, астрономию, зоологию и т. п. - наш автор имел еще природную склонность к странствованию по разным краям и описыванию всего в них наблюдаемого и собираемого, по письменным ли памятникам, по устным ли преданиям, так что, начиная от 300 (912) года до своей смерти в 345 (956-7) мы видим его постоянно странствующим. Таким образом, он путешествовал по Ираку, Армении, Каспийскому морю и прибрежным его странам, Персии, Индии, острову Цейлону, Трансоксиане и может быть, также по Малайскому и Китайскому морям на востоке, по Египту, Африке и Испании на западе, и без преувеличения мог он применить к себе стихи Абу-Тамама, коих смысл есть: я углубился в запад на столько, [118] что потерял память о востоке, и зашел так далеко на восток, что забыл совершенно про имя запада" 1...

....

 

1. "Следующие 31 народы происходят от Яфета: Ашбан 32, Рус, Бурджан, Хазар 33, Турк, Славяне, Яджудж и Маджудж, Фарс, Мадян 34, обитатели островов моря 35 и Булгар".
2. "Славяне 36 разделяются на многие народы; некоторые из них суть христиане, между ними находятся также язычники 37, точно также солнцепоклонники. Живут они при большой реке, текущей с востока на запад. Другая река в их стране течет с востока на запад, пока не изливается еще в другую реку, приходящую из стран Булгар 38.
В их стране много рек, текущих с севера. Ни одно из озер их не солено, потому что страна их далека от солнца а вода их сладка; вода же близкая к солнцу, бывает солена. Страна, которая далее за ними к северу, необитаема по причине холода и множества воды. Большая часть их племен суть язычники 39, которые сожигают своих мертвецов и поклоняются им. Они имеют многие города, также церкви, где навешивают колокола, в которые ударяют молотком, подобно тому как у нас христиане ударяют деревянной колотушкой по доске" [126]
3. "Народ 40 Нукабарда 41 происходит от Амира 42 сына Яфетова. Они поселились между Греками и Франками; их государство обширно, а царь их почитается. Обитают они во многих городах и суть большею частью христиане; некоторые же из них не имеют никакой веры. Они нападают на Франков и Славян, которые, в свою очередь, нападают на них и прогоняют их. По наружности они похожи на Греков".
4. "Бурджан 43 есть из потомков Юнана, сына Яфетова; государство их велико и обширно; они нападают на Греков, Славян, Хазар и Турков, ожесточеннее всех на Греков. От Кустантинии до страны Бурджан - 15 дней пути, страна же Бурджан имеет 20 дней пути в длину и 30 в ширину. Область Бурджан окружена терновым забором, в котором находятся отверстия на подобие деревянных окон; забор этот подобен стене при канале 44. Деревни не имеют такого забора. Бурджане суть язычники и не имеют священной книги. Кони их, употребляемые ими для войны, пасутся постоянно свободно на лугах, и никто не ездит на них верхом, как только во время войны, и если находят человека, который в мирное время сядет на военную лошадь, то его убивают. Когда они отправляются в поход, то строятся в ряды. Стрелки из лука (Bogenschutzen) образуют авангард (das vorderste Treffen), арриергард (Nachtrab) же образуют женщины и дети. Бурджане не имеют ни серебряных, ни золотых монет, все их покупки и свадьбы оплачиваются коровами и овцами. Если между ними и Греками мир, то Бурджане привозят в Кустантинию девушек и мальчиков из племени Славян или Греков 45. [127]
Если у Бурджан умирает кто нибудь, то они собирают всех его слуг и его свиту (Gefolge), говорят им известные мудрые изречения (thun ihnen gewisse Weisheitsspruche kund), сжигают их за тем с мертвецом и говорят: "Мы сжигаем их в этом свете, посему они не будут сожжены на том свете". Они имеют также большой храм; когда кто нибудь умирает, то они его заключают в этом храме вместе с его женой и слугами, которые остаются там, пока не умрут. У них существует обычай, если раб ошибся или провинился, а его господин хочет наказать его, то тот простирается пред господином, хотя никто его не принуждает к тому, и господин его бьет его столько, сколько ему угодно; если же раб встает прежде чем получил на то позволение, то лишается жизни. Еще у них обычаи, что при наследовании они богаче наделяют женщин чем мужчин".
5. "Шестой 46 климат составляют: Турк, Хазар, Дайлем и Славония. Из знаков зодиака им принадлежит рак, а из седьмицы 47 - марс".
6. "Должно быть 48, по мнению тех астрономов, которые составили астрономические таблицы и других древних (мудрецов), что море Бургара 49, Руса, Баджны 50, Баджнака и Баджгурда 51 - они же суть три рода из Турка, - есть тоже что море Нейтас 52"...

...

11. "В 71 верховьях хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас, которое есть Русское море; никто кроме них (Русов) не плавает по нем и они живут на одном из его берегов. Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону 72; между ними находятся купцы, имеющие сношения с областью Бургар. Русы имеют в своей земле серебряный рудник, подобный серебряному же руднику, находящемуся в горе Банджгира 73, в земле Хорасана"...

 

...

19. "Ифранджа 140, Славяне, Нукабард 141, Ашбан 142, Яджудж и Маджудж, Турк, Хазар, Бурджан, Аллан, Джалалика 143 и другие, о коих мы говорили, что они живут под козерогом, то есть на севере - не существует противоречия между исследователями и наблюдателями, что все эти упомянутые народы суть из потомков Яфета, сына Нуха; он самый младший из сынов Нуха"...
...
4. Понятия Масуди о Булгарах, как волжских, так и дунайских, были самые сбивчивые, вследствие ошибочного понятия этого писателя о северной Европе. Что касается до волжских Булгар, которых он называет Бургарами 186, то он иногда помещает их около Черного и Азовского моря и говорит, что они делают нападения на Византию, на Италию, на Андалус, Бурджан, Джалалику и Ифранджу 187, а в другой раз говорит правильно, что Буртас находится между Хазаром и Бургаром. Нельзя допустить, что Масуди соединил волжских и дунайских Булгар в один народ, ибо Бурджане являются у него особым народом от Бургар, и последние даже будто нападают на первых. Нет сомнения, что часть его слов о Бургарах относится к волжским Булгарам, как напр., что караваны их идут в Хорасан и Ховаразм, что в известную часть года ночи их весьма коротки, что они приняли ислам во время халифа Муктадира после 310 (922) года, что сын их царя предпринял богомольное путешествие в Мекку, и что они построили большую мечеть; ибо все это мы знаем из Ибн-Фадлана и других. С другой стороны, нельзя отрицать, что многие его показания о Бургарах следует наверно принимать на счет дунайских Булгар, таковы напр. помянутое показание о нападениях их на Византию, Италию, [146] Франков 188, также известно, что мусульманам, отправившимся в поход на Византию со стороны Средиземного моря, Булгаре предложили свои услуги и объявили, что царь их находится вблизи 189; и, наконец, известно, что если б не укрепленные стены, Кустантиния давно сделалась бы добычей Булгар 190.
О Бурджанах же в другом сочинении нашего автора упоминается два раза, и то только имя их без всякого объяснения 191, так что если б мы не имели других известий о Бурджанах, кроме Масудиевских, мы бы не могли составить себе понятия кого именно разумели Арабы под этим именем. В настоящем отрывке, хотя наш автор описывает Бурджан довольно подробно, но очевидно, что часть описания отличается сказочным характером; так напр., что их страна окружена терновым забором, и что они убивают того, кто сядет на коня в мирное время. Неверно также о дунайских Булгарах X века, что они язычники и не имеют священной книги, тогда как именно в это время процветала богословская литература в Булгарин, в лице епископов Климентия и Константина, Иоанна Экзарха, священника Григория и монаха Феодра Доксова 192. За то можно признать славянский обычай сожжения мертвых с их прислугой. Показание, что они воюют с Греками, Славянами и Турками, подтверждается исторически, ибо царь Симеон Булгарский действительно вел в конце IX и в начале X века счастливый войны с Византийцами, Сербами и Мадьярами 193. Не точно только включение в число народов, с которыми [147] Бурджане воюют, также Хазар; но это вероятно опять-таки вследствие смешения первых с волжскими Булгарами, которые действительно вели войны с Хазарами, как свидетельствует напр. Казвини от имени Абу-Хамида Андалуси 194. Аль-Бекри заимствовал сказанное им о Бурджанах от Масуди, только в сокращении и с некоторыми изменениями 195; так вместо большого храма, в котором, по Масуди, заключают Бурджане жен и дочерей умерших, сказано у Аль-Бекри глубокая могила (***), а про девушек и мальчиков славянских, которых Бурджане везут в Кустантинию, Аль-Бекри говорит, что это есть их подать (***). Последнее могло быть справедливо относительно конца XI века, когда писал Аль-Бекри. Объяснением известий Масуди о Бурджанах и Славянах занимается А. А. Котляревский...
...Что касается трех туркских племен, то Баджнак и Баджгурд достаточно известны, Печенеги и Башкиры; Баджна же нам встретилось только у Димешки, как название одного племени Кипчака (***), где имя это пишется не *** как у Масуди, но ***. Находится ли это имя в связи с названием места Баджна в стране Турка (***) у Казвини 204 - не можем мы сказать. Что печенеги кочевали в то время около Черного моря, это нам известно из русских летописей и из Константина Багрянородного; о Башкирах же и народе Баджна нам не встретилось подобного известия, разве они тождественны с Половцами, Торками, Черными Клобуками и другими кочевниками тогдашнего юга России. Д. А. Хвольсон принимает, что под *** (Баджгурд) Масуди разумел не Башкиров, но Мадьяр, которые в конце IX столетия жили около Черного моря; ср. его Ибн-Даста стр. 104 и след. [149]...
...Выше наш автор рассказывает, что подле Хазар и Аллан на запад живут четыре племени турка: Баджна 251, Баджгурд, Баджнак и Наукарда, и что в 320 (932-3) году они воевали с Византией за обладанием городом Валандаром (*** 252), а по овладении им и по нанесении ими поражения Грекам, эти племена пошли на Константинополь и осаждали его...
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку