Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...
Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...
Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия. ...
Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)...
МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...
Ферапонтов монастырь: уникальная русская обитель. |
Ферапонтов, а точнее, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — это и православная святыня, и объект огромной культурной значимости (включен, кстати, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Находится он на Вологодчине, в двадцати километрах от города Кириллова и в ста двадцати — от Вологды. Это один из самых старых монастырей Русского Севера, основан в 1398 году.
Монастырь был основан учеником и другом Сергия Радонежского Ферапонтом. Он принял постриг после 40 лет и вместе со своим другом и сподвижником Кириллом (в будущем Белозерским) отправился на север, чтобы основать здесь новые обители. Обоим старцам на тот момент уже было за 60 лет!
Учителем и близким другом монахов был преподобный Сергий Радонежский, скорее всего основание монастырей было с его благословения.
Сначала иноки жили в монастыре на берегу Белого Озера (Кирилло-Белозерский монастырь). Через некоторое время вокруг него собралась небольшая община, которая стала основой будущего монастыря.
Однако вместе они прожили всего год. В 1398 году лет Ферапонт ушел оттуда и на живописном месте на холме между двух озер, выкопал себе первую землянку, и основал свою келью в 15 верстах от прежней. Почему так вышло, мы не знаем. Но вряд ли Ферапонт с Кириллом поссорились — это ясно хотя бы из того, что они впоследствии много общались, ходили друг к другу в гости, место для новой кельи посоветовал ему именно Кирилл, и устав своей новой обители Ферапонт перенял у Кирилло-Белозерского монастыря.Так на холме меж двух озер, Бородаевского и Спасского, начал расти Ферапонтов монастырь.
В последующие течение 400 лет обитель являлась важнейшим культурным и религиозным просветительным центром Белозерского края. Расцвет духовной культуры начался при игумене Мартиниане, ученике Ферапонта. Он принес в монастырь “книжное рукоделие”, здесь писалась религиозная литература.
Каменный ансамбль Ферапонтова монастыря складывался на рубеже XV - XVI веков. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.
Жемчужиной ансамбля является Собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1490 году на месте старой деревянной церкви. Это первый на русском севере каменный храм. Все его внутренние пространства расписаны выдающимся представителем московской иконописной школы Дионисием и дошли до нас в отличной сохранности.
Кроме этого, в ансамбль монастыря сходят: Церковь Благовещения с Трапезной палатой, Казенные палаты, Церковь прп. Мартиниана и колокольня.
Фото: Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни.
Здания монастыря, единственные на Русском Севере , сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.
В целом ансамбль монастыря уникален по своей гармоничности и согласованности всех архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Особенно гармонично смотрится его архитектура на фоне практически не изменившегося с XVII века окружающего ландшафта.
4. Автор фресок монастыря - самый известный иконописец XVI века
Наиболее известен монастырь благодаря у сохранности фресок самого известного иконописца XVI века - Дионисия. Он считается продолжателем традиций Андрея Рублева.
Его называют последний из величайших иконописцев Древней Руси (хотя Русь уже и не такая древняя...), представителем Золотого Века русской иконописи. В тоже время он был первый русский иконописец светского сословия, все остальные были монахами. В этом уже заметно явление нового времени, тенденция секуляризации изобразительного творчества.
Это произошло уже спустя столетие после основания монастыря, в самом начале XVI века. Знаменитый московский иконописец Дионисий (учителем которого в иконописи был старец Митрофан из Симонова монастыря, предположительно — соратник и ученик великого иконописца Андрея Рублева) находился тогда в зените славы, он был известен своими росписями в Пафнутьево-Боровском и в Иосифо-Волоколамском монастырях, в Успенском соборе Московского Кремля.
Уже будучи известным мастером, Дионисий приезжает на Белозерье и именно здесь создает свои самые значительные работы. С августа по сентябрь 1502 года он, вместе с сыновьями, расписал полностью храм рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, который считают вершиной его творчества.
Одновременно с этим, эти фрески является единственной документально подтвержденной росписью мастера.
В Ферапонтово он отправился в 1502 году вместе со своими сыновьями Владимиром и Феодосием и всего за 34 дня сумел покрыть всю внутреннюю поверхность главного храма монастыря, построенного в 1490 году собора Рождества Пресвятой Богородицы (а это около 600 квадратных метров) необыкновенной красоты росписью, посвященной земной жизни Богородицы и каноническим для Православия символам ее святости и духовного могущества.
Между прочим, фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре — это единственный сохранившийся в первозданном виде большой комплекс средневековых фресок. Был еще в Новгороде — но тот, увы, оказался уничтожен в годы Великой Отечественной войны. В Ферапонтове получилось в точности по пословице: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Фрески потому и сохранились в неизменном виде, что с XVII века Ферапонтов монастырь начал беднеть, не хватало средств на «поновление» росписей.
Роспись Собора Богородицы - сюжеты и особенность
Площадь росписей собора составляет 600 м². Все сюжеты росписи связаны с земной жизнь Богородицы и богословскому толкованию Ее образа.
Например, в верхнем ярусе храма размещены аллегорические сцены из Акафиста Богоматери. Среди изображений вселенских святых появляются и образы Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, канонизированных незадолго до написания фресок.
Уникальность авторского стиля Дионисия в богатой тональности мягких цветов. В его палитре преобладают бледно-зеленые, светло-желтые и белые тона, вместо красного мастера использовали розовый цвет.
Еще искусствоведы особенно подчеркивают сочетание ритма сюжетов с архитектурными особенностями собора.
5. Монастырь - место ссылки
Использовать монастыри в качестве места ссылки - старая традиция. И труднодоступный (даже сейчас, в XXI веке) Ферапонтов монастырь был отличным местом заключения.
Постепенно значение и богатство Ферапонтова Монастыря сходило на нет. Окончательно его "убил" указ 1764 года о секуляризации церковных, подписанный Екатериной II.
Однако именно это запустение и обнищание сыграло свою положительную роль. В затерянном среди северных просторов монастыре ни разу!!! не обновлялись росписи Собора Преображения, не перестраивались здания, не достраивались новые постройки.
Ферапонтов монастырь является редким образцом сохранности и стилевого единства архитектуры и живописи русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков.
7. Мужской монастырь был женским больше 20 лет
Основывался Ферапонтов монастырь как мужская обитель. Но в 1903 году, через более, чем 100 лет упразднения, монастырь был возобновлен стараниями игумении Таисии (Солоповой), которая активно занималась восстановлением старых монастырей по всей стране. Монастырь стал женским и действовал так до 1924 года.
8. Монастырь-музей
В 1975 году в бывшем Ферапонтовом монастыре создали музей фресок Дионисия. Музей с самых первых дней своего существования вел активную научно-исследовательскую и просветительскую деятельность, изучаю, реставрируя и консервируя старинные фрески.
На данный момент работы по реконструкции и консервации росписей храма закончены (в 2018 году).
Музей фресок Дионисия
Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8.
Телефон: (81757) 4-92-61, 4-93-86, E-mail: ferapont-museum@mail.ru
сайт: http://www.dionisy.com/
В 2014 году открыто Архиерейское подворье "Ферапонтов монастырь". Церковная территория располагается в 300-метрах севернее Ферапонтова монастыря. В 2019 году Казённая палата передана Ферапонтову монастырю во временное владение и пользование на 490 лет в соответствии с целями деятельности религиозной организации.
9. Ферапонт не был игуменом Ферапонтова монастыря
Первое время это был странный монастырь — в нем не было настоятеля, не было регулярных церковных служб. Дело в том, что Ферапонт был простым монахом, не имел священного сана и не хотел его получать. Он был старцем, он пользовался огромным духовным авторитетом у насельников монастыря, но не мог совершать таинства и богослужения. Поэтому службы в монастыре велись лишь время от времени, когда туда забредал какой-нибудь священник.
Оказывается, в России существует ассоциация "Самые красивые деревни России" - это часть большого международного проекта, который объединяет и продвигает сельские населённые пункты, обладающие выдающимся историко-культурным и природным наследием. (к вопросу о развитии новых туристических брендов, кстати!).
Регулярно члены ассоциации совершают экспедиции, чтобы своими глазами увидеть местные достопримечательности и "проверить наличие в этих населенных пунктах полноценной туристической инфраструктуры: мест для размещения гостей, возможностей для обеспечения их питанием, связью и другими услугами".
Этой осенью ассоциация посетила село Ферапонтово и присвоило ему статус "одной из самых красивых деревень мира".
Рубрики: | Религия/Монастыри, соборы, храмы Россия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |