-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278030
Написано: 365841


6 образов Настасьи Филипповны: роковая дама, падшая женщина и мужчина

Четверг, 11 Февраля 2021 г. 01:25 + в цитатник

Недавно я сравнивала образы князя Мышкина из романа Фёдора Михайловича Достоевского "Идиот" в разных экранизациях. Конечно, Настасью Филипповну я тоже не могла обойти стороной. Эта героиня всегда вызывала у меня сильные чувства - иногда жалость, иногда раздражение, но чаще всего и то и другое вместе.

По традиции, перед тем как перейти к сравнению разных образов предлагаю обратиться к тексту романа и посмотреть, какой должна быть Настасья Филипповна Барашкова по замыслу автора.

Мы точно знаем возраст Настасьи, потому что в начале романа она празднует свой 25ый день рождения. Князь Мышкин, как и другие герои, отмечает, что она "удивительно хороша собой". О внешности этой героини мы знаем следующее:

"На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по видимому, темно русые, были убраны просто, по домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…"*

Настасья - образованная, умная девушка с невероятно трагической судьбой. Когда ей было семь лет, ее мать погибла в пожаре, отец сошел с ума от горя, а сестра через какое-то время умерла от коклюша. Девочка поступила под опеку к графу Тоцкому, который дал ей хорошее образование, а когда девушке исполнилось 16 лет - развратил, чем сломал ей жизнь. В обществе Настасью заклеймили "падшей, развратной женщиной" и никаких шансов на удачное замужество у нее не осталось. В 20 лет, узнав о том, что Тоцкий планирует женится, Настасья приезжает в Петербург, чтобы разрушить его планы и отомстить человеку, к которому питает "бесчеловечное отвращение".

"...никогда оно не имело к нему в своем сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты... "*

Настасья Филипповна очень гордая и целеустремлённая женщина. Она идёт к своей цели, не испытывая страха, так как ей нечего терять, они ничем не дорожит.

"...существо, которое не только грозит, но и непременно сделает, и, главное, ни пред чем решительно не остановится, тем более что решительно ничем в свете не дорожит, так что даже и соблазнить его невозможно..."

Встретив князя Мышкина, она влюбляется в него, но бежит из под венца, так как, с одной стороны, не хочет опозорить своей испорченной репутацией, а с другой - испытывает некоторое удовлетворение от того, что остаётся несчастной.

"...тут один только неопределенный мрак, полное неверие в обновление жизни, которая так прекрасно могла бы воскреснуть в любви и в семействе и принять таким образом новую цель; что тут гибель способностей, может быть блестящих, добровольное любование своею тоской, одним словом, даже некоторый романтизм, не достойный ни здравого ума, ни благородного сердца Настасьи Филипповны..."

Мы знаем, что жизнь Настасья закончит также трагически: в припадке ярости ее убьет безумно влюбленный в нее Рогожин.

Итак, собрав все эти сведения, мы ожидаем увидеть на экране неоспоримо красивую сильную женщину, от которой веет трагедией и страданием. При этом, весьма эксцентричную (помним про сожженные ей в припадке безумства 100 тыс рублей) и немного сумасшедшую. Кажется, что красивую актрису, умеющую подать себе найти не так-то уж сложно, но по опыту с Элен Курагиной - не так-то уж просто.

Первой мы рассмотрим французскую экранизацию режиссера Жоржа Лампена 1946 года. Предыдущие или не сохранились до нашего времени или не представляют художественного интереса. В этом фильме роль Настасьи исполняет Эдвиж Фёйер.

 
Эдвиж Фёйер в роли Настасьи Филлиповны,1946 год, Источник: Яндекс картинки

Эдвиж Фёйер в роли Настасьи Филипповны,1946 год, Источник: Яндекс картинки

Настасья Филипповна - женщина "опороченная", но стоит ли это так открыто демонстрировать - вот в чем вопрос. Если авторы картины желали изобразить Настасью как "падшую" женщину, увы им это удалось. Играет актриса соответствующе - жеманничая и соблазняя. Я, конечно, понимаю, что с Жераром Филиппом, играющем князя Мышкина, по-другому и не получится, но все же Настасья - не Сонечка Мармеладова и вести себя должна прилично.

В экранизации Акиры Куросавы Настасью - то есть Таэко Насу - играет актриса Сэцуко Хара.

 
Сэцуко Хара в роли Настасьи Филлиповны,1951 год, Источник: Яндекс картинки

Сэцуко Хара в роли Настасьи Филипповны,1951 год, Источник: Яндекс картинки

Напомню, что экранизация осовременена и адаптирована под Японию. Действие картины происходит там же. Если закрыть глаза на расовые различия, то эта "Настасья" без вычурности красива и приковывает взгляд ( не только Рогожина и Мышкина, но и всех вокруг). Держится она в кадре как королева, что мне гораздо ближе, чем девушка из прошлого фильма.

Советская экранизация режиссера Ивана Пырьева 1958 года подарила нам Настасью Филипповну в исполнении Юлии Борисовой.

 
Юлия Борисова в роли Настасьи Филлиповны,1958 год, Источник: Яндекс картинки

Юлия Борисова в роли Настасьи Филипповны,1958 год, Источник: Яндекс картинки

Эта Настасья прекрасна всем - она красива, горда, определено обладает внутренним стержнем, ни на минуту не может позволить себе показать слабость да и смотрит она так, что кажется - душу вынимает. Мне кажется, именно такой и я представляла Настасью Филипповну во время прочтения романа - здесь совпало все.

Нельзя не упомянуть также об экранизации Анджея Вайды в 1994 году, хотя бы потому что она и называется "Настасья". Как я уже писала в статье о князе Мышкине, обе главные роли - и Льва Николаевича и Настасьи Филипповны играет один актер японского театра кабуки - Бандо Тамасабуро V.

 
Бандо Тамасабуро V в роли Настасьи Филлиповны,1994 год, Источник: Яндекс картинки
 

Бандо Тамасабуро V в роли Настасьи Филипповны,1994 год, Источник: Яндекс картинки

Весь сюжет фильма крутится вокруг несостоявшейся свадьбы героев. Собственно, я включила этот фильм в подборку только затем, чтобы полюбоваться на восхитительное свадебное платье героини. За слоем фаты и макияжа, в окружении бриллиантов и пышных оборок даже так сразу и не скажешь, что перед нами переодетый мужчина.

В стилизации романа "под 90ые" - черной комедии "Даун Хаус" (режиссер Роман Качанов) - роль Настасьи Филипповны достается актрисе Анне Букловской.

 
Анна Букловская в роли Настасьи Филлиповны,2001 год, Источник: Яндекс картинки

Анна Букловская в роли Настасьи Филиповны,2001 год, Источник: Яндекс картинки

Про внешнее сходство говорить сложно, но актриса точно "хороша собой". Правда, очень сомневаюсь, что у Настасьи Филипповны из романа могло быть такое... выражение лица. В принципе, от актрисы здесь требуется только быть красивой, неприступной и загадочной, с чем Анна Букловская замечательно справилась.

Последняя отечественная экранизация 2003 года авторства Владимира Бортко показывает нам в образе Настасьи Филипповны актрису Лидию Вележеву.

 
Лидия Вележева в роли Настасьи Филлиповны,2001 год, Источник: Яндекс картинки

Лидия Вележева в роли Настасьи Филипповны,2001 год, Источник: Яндекс картинки

Вот уж насколько Евгений Миронов хорош в образе князя Мышкина, настолько Лилия Вележева неубедительна в роли Настасьи Филипповны. Внешне - да, опять же роковая красота (о которой у Достоевского вообще не упоминалось), волевое лицо, подчёркивающее характер героини... Но все же - это совсем не то, снова (как и в предыдущем фильме, где это оправдано интерпретацией сюжета), эмоции на лице героини практически не изменяются за весь фильм, а эксцентричность превратилась в истеричность. Словом я прекрасно понимаю Рогожина, что все-таки не выдержал.

Словом, снова нас постигло разочарование - только Юлия Борисова из советской экранизации достойно справилась с этой ролью.

* Ф. М. Достоевский "Идиот"

via

Рубрики:  Кино/Про кино
Актеры и роли
Литература
Метки:  
Понравилось: 11 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку