-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278032
Написано: 365843


Бальные платья княгинь Юсуповых. Часть2

Воскресенье, 06 Декабря 2020 г. 17:12 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

Майя Пешкова
Юсуповы были одной из богатейших семей Российской империи: имения, земли, заводы, рудники. В описи имущества петербургского дворца князей на Мойке, составленной в 1920-х, значится более 45 тысяч предметов художественной ценности. Были в этом списке и платья последних княгинь Юсуповых — Татьяны Александровны и её дочери Зинаиды Николаевны.



Платье для балов или парадных обедов княгини Татьяны Юсуповой. Западная Европа, 1875-1876 гг., атлас, шёлк, тюль. Коллекция Эрмитажа.

Последние платья княгини — сдержанные, часто тёмные. Явно передающие настроение и самочувствие. Впечатление портят только турнюры — модный в 1870–1880-х годах элемент, подушечка сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. Что ж, мода — дама требовательная, настроения носителей она учитывает только до известной степени.
 

Платье для балов или парадных обедов княгини Т. А. Юсуповой. Западная Европа, 1875-1876 г.г. Атлас, шелк, тюль. Источник hermitage.guide


Платье для балов или парадных обедов княгини Т. А. Юсуповой. Западная Европа, 1875-1876 г.г. Атлас, шелк, тюль. Источник hermitage.guide

Это платье нестандартное, таких мы с вами еще не видели. 



В Эрмитаже хранятся только два платья Зинаиды Юсуповой — вечернее и маскарадное. Должно быть, большую часть своего гардероба княгиня увезла в эмиграцию, покинув Россию в 1919 году на британском линкоре «Мальборо». 



Платье для балов или парадных обедов княгини Т. А. Юсуповой. Западная Европа, 1875-1876 г.г. Атлас, шелк, тюль. Источник hermitage.guide

Платье парадное, вечернее. Лиф очень приталенный, такой силуэт назывался «кираса» (по сходству с настоящей кирасой). Корсет под такой лиф шнуровали очень туго.Талия уже не отрезная, застежка спереди на пуговицы, а декольте декорировано бертой (складками) из атласа и тюля. Так же оформлены крошечные рукавчики - присборенный тюль на белой атласной подкладке




Платье для балов или парадных обедов княгини Т. А. Юсуповой. Западная Европа, 1875-1876 г.г. Атлас, шелк, тюль. Источник hermitage.guide

Баска лифа (нижняя часть, в данном случае отрезная) заложена в складки и сзади задрапирована так, что образует пышный пуф


Платье для балов или парадных обедов княгини Т. А. Юсуповой. Западная Европа, 1875-1876 г.г. Атлас, шелк, тюль. Источник hermitage.guide

Платье для балов или парадных обедов княгини Т. А. Юсуповой. Западная Европа, 1875-1876 г.г. Атлас, шелк, тюль. Источник hermitage.guide

В последней четверти XIX века в моде были турнюры. Объем платья сосредотачивался сзади - складки, сложные драпировки с различными подхватами.Открыв любой модный журнал, можно было найти множество вариантов этой художественной драпировки - от простой до изыскано-сложной, объемной, так хитро уложенной, что вообще трудно понять, что откуда берется и где заканчивается.


Иллюстрации модных журналов 1876 г. Источник make-your-style.livejournal.com

Иллюстрации модных журналов 1876 г. Источник make-your-style.livejournal.com

Все это должно было на чем-то держаться, поэтому сзади подкладывали небольшие подушечки или проволочные конструкции. Уже на этой основе прекрасно себя чувствовали все драпировки. Вот и журнальные иллюстрации в помощь (правда, чуть более позднего периода)


Одно из парадных платьев княгини Юсуповой - как оно выглядит

Каждая уважающая себя дама (и особенно ее портниха) обязательно следила за веяниями моды. В этом помогали многочисленные модные журналы. Одним из популярных в 1870-1880 г.г. был «Модный свет».

Статьи переводились из французских журналов. Вот где подробно были расписаны все нюансы модных нарядов, все хитрости и приспособления, совершенно необходимые для того, чтобы соответствовать модным требованиям светского общества.


Одно из парадных платьев княгини Юсуповой - как оно выглядит

Середина 70-х годов XIX века - это еще не модерн с его S-образным силуэтом, а лишь предвестник. Но конструкции юбок уже сложные, состоящие из большого объема материала, который уложен сзади. Смотрите сами - складки диагональные, складки вертикальные, сзади все это количество ткани закреплено в нескольких местах.
Платье для балов или парадных обедов княгини Т. А. Юсуповой. Западная Европа, 1875-1876 г.г. Атлас, шелк, тюль. Источник hermitage.guide

Платье для балов или парадных обедов княгини Т. А. Юсуповой. Западная Европа, 1875-1876 г.г. Атлас, шелк, тюль. Источник hermitage.guide

Трен (шлейф) небольшой, по краю отделан двойной полосой атласа, собранной в складки, что помогает ему держать форму и не заворачиваться внутрь.Разумеется, для сегодняшнего дня платье выглядит слишком громоздким, непонятного силуэта, непривычного объема. Многим покажется, что оно не слишком аккуратно сшито.Но это ошибка - судить моду и само изделие 150-летней давности по нынешним меркам. Смотреть на такие наряды стоит глазами того времени. А если не получается, отметить для себя какие-то интересные детали или просто попробовать представить, каково оно - сделать подобное...

===============

Следующее платье Татьяны Александровны Юсуповой из коллекции Государственного Эрмитажа.

Платье бальное княгини Т. А. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1874-1875 г.г. Мастерская М. Нуарель. Источник hermitage.guide

Платье бальное княгини Т. А. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1874-1875 г.г. Мастерская М. Нуарель. Источник hermitage.guide

В 1870-1880 г.г. в моду вошел стиль позитивизм, который сменил второе рококо с его пышными кринолинами. Как непросто было двигаться в таких кринолинах, знали лишь те, кто их носил. Мало того, что не видно, куда же наступить, так еще и приблизиться к даме в такой юбке - целая проблема))

Меняется силуэт платья - талия опускается ниже, кринолин исчезает, уступив место турнюру. Это волосяная подушечка или плетеный каркас, который подкладывался под юбку сзади для придания фигуре пышности в нужном месте

Платье бальное княгини Т. А. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1874-1875 г.г. Мастерская М. Нуарель. Источник hermitage.guide


Платье бальное княгини Т. А. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1874-1875 г.г. Мастерская М. Нуарель. Источник hermitage.guide

И вот она, новая форма фигуры, S-образная, плоская спереди, основной объем здесь сосредоточен сзади. На наряде Татьяны Александровны это хорошо видно.Платье бальное, сшито в мастерской Мари Нуарель из белого фая - это ткань репсового переплетения, которая из-за нити утка повышенной крутки и толщины слабо мнется. И это хорошо, потому что можно представить, как бы иначе выглядело изделие с таким количеством складок и драпировок.


Лиф платья был плотно облегающим, на корсете. При этом кроился спереди гораздо длиннее, чем сзади.На платье княгини Юсуповой лиф на застежке спереди, с баской и разрезами. Декольте почти горизонтальное, отделано бертой (складками) из атласа и задрапировано тюлем.

Платье бальное княгини Т. А. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1874-1875 г.г. Мастерская М. Нуарель. Источник hermitage.guide


Платье бальное княгини Т. А. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1874-1875 г.г. Мастерская М. Нуарель. Источник hermitage.guide

Небольшой пушок - это перья замечательной птицы марабу. Если вы не видели, как она выглядит - обязательно полюбопытствуйте))Короткие пышные рукава-буфы украшены складками, которые похожи на цветочные бутоны. Низ рукава на узкой манжете, тоже отделанной тюлем.Смотрите, интересный прием - тонкий шнурок по краю декольте, выглядит как отделка и предохраняет край от деформации.


Платье бальное княгини Т. А. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1874-1875 г.г. Мастерская М. Нуарель. Источник hermitage.guide

Платье бальное княгини Т. А. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1874-1875 г.г. Мастерская М. Нуарель. Источник hermitage.guide

Юбка сложной конструкции и формы - складки вертикальные, складки горизонтальные, драпировка из тюля.Трен отделан буфами и рюшем, в верхней части собран в сложную драпировку и подхвачен бантами из атласа того же цвета, что и на декольте





Платье бальное княгини Т. А. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1874-1875 г.г. Мастерская М. Нуарель. Источник hermitage.guide

Думаю, не смотря на шелковую ткань и почти невесомый тюль, платье весит вполне прилично. Как-то трудно навскидку предположить, сколько же ткани потребовалось на это произведение))И все же мне всегда интересно рассмотреть в подробностях, как же это раньше было. Вот бы еще в руках подержать...

======

Теперь рассмотрим вот этот наряд:

Взгляните на вечернее платье Зинаиды Николаевны, дочери княгини Татьяны. И тут мода (в 1913-14 годах — уже мода на молодость и естественную женственность) определяет облик. Пусть владелице 55 лет, а недавно она пережила трагедию: старший сын Николай, наследник, красавец и первая ракетка Российской империи (теннис) был убит в 1908 году на дуэли графом Арвидом Мантейфелем. Пусть: на платье от модного парижского дома Drecoll — будет белый бисер и сиреневая хризантема.

Платье маскарадное Зинаиды Юсуповой («Боярыня XVII века»). Россия, Санкт-Петербург (?), 1903 г. Шёлк, газ, атлас, серебряный глазет, перламутровая зернь, пайетки, серебряная нить. Коллекция Эрмитажа

В Эрмитаже хранятся только два платья Зинаиды Юсуповой — вечернее и маскарадное. Должно быть, большую часть своего гардероба княгиня увезла в эмиграцию,

Во время национализации дворца Князей Юсуповых в Петрограде, специальной комиссией были составлены любопытные описи имущества, которые и в наше время поражают количеством и ценностью обнаруженном в этом дворце вещей.

Юсуповский дворец, личный гостиная княгини Зинаиды Юсуповой (фото из свободного доступа в сети)

Помимо описи мебели, картин, скульптур и различных драгоценностей, что в общем то хотя и интересно, но довольно банально, сохранился любопытный список гардероба Княгинь Зинаиды и Ирины Юсуповых, матери и жены знаменитого Феликса Юсупова - одного из убийц Григория Распутина.


Опись была составлена в марте 1919 года, отдельно были описаны "Меховые кладовые" обеих княгинь и вся женская одежда найденная во дворце в целом.


Итак, в "Меховой кладовой" супруги Феликса Юсупова княгини Ирины насчитали 87 различных меховых шуб и манто, в том числе : "Голубая бархатная шуба на белой козе, воротник и опушка соболиные", "Манто черное бархатное, рукава из горностая на белой шелковой подкладке", "Лисица на шею", "Соболиные накидки", "Муфта из горностая", "Боа куница с головой" и тп.Меховая кладовая Зинаиды Юсуповой (Матери Феликса) была несколько меньше чем у супруги сына - всего 60 предметов различных шуб и манто, списки предметов этого гардероба даны общим списком без особых подробностей (видимо их делали разные составители).

Княгиня Зинаида Юсупова (мать Феликса Юсупова), раскрашенное в наше время фото 1910- годов (из свободных источников)


Княгиня Зинаида Юсупова (мать Феликса Юсупова), раскрашенное в наше время фото 1910- годов (из свободных источников)


Во время описи женской одежды ее выносили из гардеробных комнат и по мере фиксации укладывали в огромные дорожные сундуки, при этом вещи каждой из женщин были перемешаны (впрочем кого тогда интересовало, какой из княгинь они принадлежали). Всю одежду поделили в (довольно сомнительном) логическом порядке, при это получились следующее:

1) платья из тяжелых материй: бархата, плюша, шелка и шерсти - 2 сундука

2) платья бальные и летние - 2 сундука

3) маскарадные костюмы - 2 сундука (вызывает удивление такое большое количество маскарадных костюмов, скорее всего в них по не знанию попали исторические предметы одежды из коллекции князей 

Маскарадное платье княгини Зинаиды Юсуповой (Боярыня XVII века), Эрмитаж, одно из немногих сохранившихся платьев из Юсуповского дворца


Маскарадное платье княгини Зинаиды Юсуповой (Боярыня XVII века), Эрмитаж, одно из немногих сохранившихся платьев из Юсуповского дворца

4) туфли - 1 сундук (а где же прочая обувь? видимо в туфли записали всю женскую обувь подряд)

5) Некая большая корзина (?) с платками, шарфами, шалями и тп без указания общего количества.

Следует отметить, что в каждом из сундуков находилось около 100 предметов одежды, таким образом было описано около 600 различных платьев. Одежда княгинь были описана довольно условно (просто по наименованию, без указания фасона и размеров и ). И лишь в отдельных случаях, более подробнее отмечались экземпляры особо восхитившие составителей (мы рассмотрим их ниже).

Впрочем, на описи была приписка, что на каждый предмет гардероба заведена отдельная подробная карточка в каком то каталоге, однако эти карточки или не сохранились или вообще не были составлены.

Княгиня Ирина Юсупова (урождённая Романова, племянница Николая II), фото в эмиграции 1927 г. (из свободных источников)


Княгиня Ирина Юсупова (урождённая Романова, племянница Николая II), фото в эмиграции 1927 г. (из свободных источников)

Итак, в сундуке №1 составителей описи особо восхитило платье №15 "Из ткани Броше (вышивка серебром и золотом по шелку), цвета беж, закиданное сине-зеленоватыми цветами"

В сундуке №3 было отмечено платье №30 "Вечернее, очень нарядное и очень интересное из светло сиреневого муара, много отделанного сиреневым бархатом и шелковыми кистями с блондами". Платье №38 "Кашемировое, розовое отделанное "рулло" из розового атласа", Платье №64 "Очень нарядное и интересное из светло голубого "гро-де -тур" и тп.

В сундуках с "маскарадными" вещами, в частности были отмечены: "Костюм времен Медичи из белой глазетовой парчи", "Костюм Ревекка", "Костюм "Баядерка", "Костюм 18 века из галантных сцен художника Ватто" и тп.

Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой в маскарадном костюме, фото 1880-х годов, это вполне может быть тот самый костюм Ревекки или Баядерки из описанных выше.

Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой в маскарадном костюме, фото 1880-х годов, это вполне может быть тот самый костюм Ревекки или Баядерки из описанных выше.

При ознакомлении с этой информацией, возникает вполне резонный вопрос, а куда же делось все это (хотя бы с исторической точки зрения) богатство -около 600 платьев и костюмов пошитых лучшими портными России и Европы и около 150 роскошных меховых изделий ?А никуда ... почти все это растворилось в неизвестном направлении не взирая ни на какие описи. Хотя отдельные единичные экземпляры сохранились в коллекции Эрмитажа и Русского музея в Петербурге.

Зинаида Ивановна Юсупова (урожденная княжна Нарышкина) небезосновательно считалась одной из самых ярких петербургских красавиц николаевского времени

"Когда была бы ты богиня

Зевес Венеру бы забыл,

И милой Зинаиды имя

Весь мир во храмах бы твердил.

Когда б родилась ты царицей,

Величием окружена,

То новою тебя Фемидой

Назвали бы все племена".

К.А. Бахтурин

На одном из январских балов 1833 г. "княгиня Юсупова была прелестна и, полагаясь на красоту своего лица, позволила себе причудливую прическу, которая делала ее восхитительной она украсила виски двумя букетиками левкоев."

Дневное платье княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, Россия 1826 год. Шерсть, атлас, льняная ткань.

На портретах-красивые платья графинь Юсуповых

Юсупова Зинаида Ивановна (1809-1893) урожд. Нарышкина

Зинаида Ивановна Юсупова, урожденная Нарышкина (1809—1893) с фрейлинским шифром.

Зинаида Юсупова в 18 лет

Ф. Фламенг. Княгиня Юсупова с сыновьями в Архангельском (1894)

В. А. Серов. Княгиня Юсупова в своём дворце на Мойке (1900)

Красивые наряды для красивой  женщины

Источники:

https://zen.yandex.ru/media/modnaia_kanitel/odno-i...adelo-5e8cb8a05fdea526818c42ea

https://duchesselisa.livejournal.com/235795.html

https://zen.yandex.ru/media/kultur_treger/skolko-s...zacii-5e58fd60240eb64c0dcae424

https://zen.yandex.ru/media/modnaia_kanitel/odno-i...iadit-5e95b5659ef45f550d34379f

https://zen.yandex.ru/media/modnaia_kanitel/balnye...adeli-5e78b91f2a8e1c7e3922e54c

Серия сообщений "Юсуповы":
Часть 1 - Культурное наследие Российской Федерации: Дворец Юсуповых на Литейном.
Часть 2 - Культурное наследие Российской Федерации: Дворец Юсуповых на Мойке
...
Часть 12 - Женщины рода Юсуповых:Ирина Феликсовна
Часть 13 - Бальные платья и веера княгинь Юсуповых.Часть 1
Часть 14 - Бальные платья княгинь Юсуповых.Часть2
Рубрики:  История костюма и моды
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку