Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...
Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...
Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия. ...
Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)...
МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...
Турки-месхетинцы – народ без родины. За что их выселил Сталин и где они живут сейчас |
На юго-западе Грузии есть граничащая с Турцией область Месхетия. Она входила в состав Османской империи. На её территории жил народ исповедующий ислам и говорящий по-турецки. После окончания русско-турецкой войны 1829 года область Месхетия в Закавказье, где проживали турки, была разделена. Часть её населения осталась в Османской империи. Другая перешла России, и её жителей стали называть турками-месхетинцами.
Область Месхетия в Грузии
Когда в 1944 году Сталин приказал депортировать чеченцев «за пособничество фашистским оккупантам», то это решение коснулось и турок-месхетинцев. Многие из них имели родственников по ту сторону границы. Власти опасались возросших эмиграционных настроений в связи с активной деятельностью турецких разведывательных служб.
В Узбекистан, Киргизию и Казахстан в товарных вагонах перевезли более 115 тысяч человек, в основном женщин, детей и стариков. Мужчины в это время воевали с немцами на фронтах Великой отечественной войны. Когда после её окончания они вернулись к родным местам, то застали пустующие дома. Где искать своих родных никто им сказать не мог. Ищите в Узбекистане…
В годы изгнания турки-месхетинцы столкнулись с жестокими испытаниями. Многие ещё в дороге погибли от голода и болезней. Только в 1956 году с этого народа были сняты запреты на перемещение, однако вернуться в родные края в Грузии им не разрешили. Некоторые переехали в Россию, но большинство так осталось в обжитых местах в Средней Азии. Климат там был теплее, земля плодородней, а трудится на ней переселенцы умели.
Всего было выселено более 115 тысяч человек. Спецпереселенцы компактно расселились преимущественно вокруг крупных городов.
Большая часть осела в Ферганской долине. Месхетинцы быстро освоились на новом месте и стали трудиться. Языкового барьера с местным населением у них не существовало. Религия была едина для всех - те и другие были мусульманами-суннитами.
В советское время особой вражды между узбеками и турками-месхетинцами не наблюдалось. Переселенцы жили в своих кварталах-махаллахиях и ходили молиться в мечеть вместе с узбеками. Конечно, случались стычки между молодыми поколениями на бытовой почве. Турки часто задирали узбеков и порой вели себя вызывающе. На танцы ходили большими группами и, расталкивая окружающих, начинали свои национальные пляски.
Месхетинцы, сплоченные и поддерживаемые друг другом, своим трудом достигли неплохого уровня жизни в Узбекистане для того времени. Естественно, это вызывало зависть у местного населения. Месхетинцы прибрали к своим рукам торговлю и сферу общепита в Ферганской области. Все рынки были под их контролем. Там часто возникали ссоры.
Несмотря на единство веры, сказывались отличия в менталитете двух народов. Нация узбеков сформировалось как таковая сравнительно недавно. Не все еще забыли, как жили в бедности, угнетенные своими баями. Турки-месхетинцы выходцы из Грузии, где не было крепостного права. У некоторых в жилах замешана грузинская кровь, и они постоянно демонстрировали свое превосходство. Да и внешне турки-месхетинцы не походили на узбеков.
Негативное отношение между узбеками и переселенцами накапливалось. На это влияла перенаселенность и скученность населения, особенно в Ферганской области Узбекской ССР. Плодородной земли для занятия сельским хозяйством и работы на всех не хватало.
Рост этнической напряженности вылился в погром турок-месхетинцев в Фергане летом 1989 года. Он стал причиной их массового бегства из Узбекистана в соседний Казахстан и в Россию. Азербайджан тоже вначале пустил к себе несколько тысяч, но потом у Баку возникли беженцы из Нагорного Карабаха и прием турок прекратился.
На исходе перестройки все межнациональные столкновения и погромы происходили по схожему сценарию. Местные элиты, воспользовавшись гласностью и горбачевской демократией, стремились захватить власть. В Фергане громили турок-месхетинцев в основном узбеки, которых привозили на автобусах из других районов республики. Местная милиция практически не пресекала беспорядки.
Узбекские националисты решили изгнать месхетинцев, которых защитить было некому. Что касается русских, приехавших когда-то помочь узбекскому народу избавиться от феодального строя, то они в период возрождения патриархальных клановых отношений стали неугодны и тоже столкнулись с ненавистью и злобой.
В Месхетию они так и не попали, поскольку в Грузиии, получившей независимость, их никто не ждал.
А вот президент Эрдоган запустил программу «возвращения домой». Лицам, представившим документы о своем происхождении, давали льготы на проезд в Турцию и ускоренно выдавали турецкое гражданство. Правда, заселяли их в бедные районы на востоке страны, населенные курдами. Подобная программа работала и в США. Сотни семей турок-месхетинцев уехали туда на ПМЖ. Часть их позже вернулась, так и не сумев прижиться.
Сейчас турки-месхетинцы в основном проживают в России. Больше всего их в Ростовской области. Это народ, который сохранил свою самобытность и язык и до сих пор ищет утраченную родину. Для старшего поколения это была Грузия, для среднего Узбекистан, а для младшего, в основном, Россия.
Рубрики: | История размышления СССР |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |