Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...
Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...
Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия. ...
Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)...
МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...
Церковь Ильи Пророка (Ярославль) |
О братьях Скрипиных - строителях этого замечательного храма известно не много. Они знали грамоту - об этом свидетельствуют их автографы и пометы в «Книге церковного строения», составленной ими по окончании строительства Ильинского храма. Кроме того, купцы обладали художественным чутьем и вкусом, были знакомы с творчеством лучших мастеров из разных русских городов.
Архитектурный облик Ильинской церкви сохранился без больших изменений. Первые перестройки коснулись кровли - изначально храм имел декоративное позакомарное покрытие, которое в начале XVIII века заменили четырехскатной тесаной кровлей. Центральная глава была покрыта по каркасу белым железом, а боковые и главы придельных храмов и колокольни - зеленой поливной черепицей, в 1857 году все главы четверика перекрыты железом и окрашены в зеленый цвет. Небольшие перестройки коснулись северного придела Гурия, Самона и Авива: в XIX столетии заменены кокошники на четырехскатную кровлю. Более значительные переделки были проведены в южном Покровском приделе: в 1807 году растесаны и увеличены по высоте окна, крыша перекрыта железом, при этом ее форма изменена на более крутую, разобраны две кирпичные стенки с фронтонами «яко ненужные» и кирпичная глава.
Храм Пророка Ильи "сходу" поражает своей монументальностью, возвышенностью и какой-то нежной легкостью и "золотистой благостью"...
Насыщенность храма настенными росписями, их плотность и количество сюжетов восхищают и ты, просто, забываешь о себе, других и Мире, находясь в этом Царстве Божием...) Именно в Храме Пророка Ильи особенно это чувствуется. Возможно, как раз потому, что церковь замышлялась и строилась не государством, а именно добродателями-гражданами Ярославля, что делали это с радостью и от всей души...
Традиционным для ярославско-костромской школы живописи является изображение библейских и евангельских сюжетов в образах окружавшей художников русской действительности. Волы запряжены в обыкновенную конскую упряжь, с хомутом. Каин и Авель, жители древней Иудеи и Самарии, облачены в русские сарафаны и рубахи. Великолепно и подлинно реалистично изображена мирная и поэтичная сцена жатвы, ставшая хрестоматийно знаменитой.
Одна из главных сцен этого «храмового» фриза церкви Ильи Пророка - выше упомянутая «Жатва», - часть повествования о рождении сына у бедной самаритянки, внезапной смерти ребенка и чудесном воскресении мальчика пророком Елисеем, учеником Ильи. Так, например, показаны подробности купания мальчика и хозяйственных хлопот одной из служанок.
Центром соседней композиции, посвященной смерти ребенка, стала христоматийная сцена жатвы. В этой сцене ярче всего проявилось мировосприятие авторов росписи, их эпический подход к повествованию. Фрески величественны, как народные былины, поражают своим колоритом и обилием деталей.
Росписи «стелются» по стенам храма широкими полосами или фризами. Самый нижний ряд украшен так называемыми орнаментальными «полотенцами» и часто поновлялся, так как оказывался стерт одеждой прихожан.
.
Кроме нижнего, орнаментального яруса, роспись делится еще на пять поясов. Своды и два верхних яруса (шестой и пятый снизу) посвящены евангельски сюжетам. Следующий - четвертый снизу - ярус иллюстрирует «Деяния апостолов». Третий снизу пояс содержит «храмовые» изображения, повествующие о житии Ильи Пророка, а второй снизу — сцены из жизни Елисея, ученика Ильи.
И в Ильинском, и в Елисеевском фризе основное место занимают изображения чудес: воскрешение мертвых, исцеления больных, помощь бедным. Но наиболее интересны в росписях не сами чудеса, а обстоятельства, в которых они происходят. Художники детально прорисовали бытовые детали, тем самым как бы приземляя, «обмирщая» религиозную тематику и предоставляя возможность воссоздать условия жизни на Руси в XVII веке.
Галереи и Ризоположенский придел были расписаны ярославскими живописцами в 1682 году и частично дополнены в 1716 году. Эти росписи, конечно, намного проще живописи основного храма и отчасти смахивают на народный лубок. Ризоположенский придел напоминает о реликвии, хранившейся в церкви Ильи Пророка - частице Ризы Господней. Сюжеты стенописи Ризоположенско-го придела как раз и повествуют об истории обретения Ризы и о передаче ее царю Михаилу Федоровичу.
В состав центрального иконостаса входит около 100 икон, различных по времени создания - это иконы местного, праздничного, деисусного, вкладного, пророческого и праотеческого ярусов. Слева от царских врат находится икона «старого мирского строения» и «Богоматерь Тихвинская» XVI века.
.
Ряд местных икон, среди которых «Спас Смоленский» справа от царских врат, шесть вставных икон в царские врата, северная дверь с легендой о просфоре, над ней - небольшая икона «Эммануил с двумя ангелами» — принадлежат к числу первоначального декоративного убранства иконостаса и упоминаются в «Книге церковного строения», составленной Скрипиными после окончания строительства храма. Их отличает определенное стилистическое единство, они принадлежат кисти ярославского художника Стефана Дьяконова и мастеров его круга.
Царские врата
.
Федоровская икона Божьей Матери
.
Ильинские росписи представляют собой одно из высших достижений русского искусства, они вписали ярчайшую страницу в развитие ярославской стенописной традиции. Стенописи центрального храма хорошо сохранились, так как были выполнены на высоком по качеству уровне. Благодаря своим знаменитым росписям церковь стала яркой достопримечательностью Ярославля.
.
Примерами уникальных по форме и значению образцов деревянной резьбы в Ильинской церкви являются так называемые моленные места - своеобразные соединения надпрестольной сени и трона.
Они были выполнены ярославскими резчиками для церкви Николы Мокрого в 1650-х годах, по преданию, для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. В Ильинский храм они были перенесены в 1938 году к открытию антирелигиозного музея. Непосредственным образцом для создания моленных мест послужило царское место Ивана Грозного 1551 года в Успенском соборе Московского Кремля.
Места состоят из двух частей - квадратного в плане, огороженного с двух сторон невысокими резными стенками помоста, и шатрового завершения на четырех столбиках. Архитектурная форма шатров как бы растворяется в безмерном разнообразии кокошников, башенок и херувимов. По всей видимости, сень, и места выполнены одной артелью резчиков - очевидно множество общих черт как в богатстве орнаментов, покрывающих все архитектурные детали, так и в композиции и мотивах резьбы.
Элементы украшения шатра моленного места
.
Сейчас мы выйдем из Ильинского храма и пройдем по его галереям и, где возможно, по приделам...
На первом плане - Северные врата небольшого Северного придела.
.
.
Западная галерея
Здесь мы поворачиваем налево и выходим к Покровскому приделу Храма Ильи Пророка
Рубрики: | Религия/Монастыри, соборы, храмы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |