«Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
Лоренцо Бернини.
Мраморную статую «Похищение Прозерпины Плутоном» Бернини начал создавать в 1621 году, когда ему было всего 23 года. Он запечатлел момент, когда бог подземного царства явился на поверхность, чтобы похитить юную дочь Деметры.
Скульптура пронизана экспрессией, пальцы Плутона буквально впиваются в бедра Прозерпины, при взгляде на скульптуру невольно забываешь, что смотришь на мраморную статую.
Критики искусства любят говорить, что это не просто одна из статуй с обзором в 360°, в этой композиции и сам сюжет развивается во времени, превращаясь в короткий фильм. Попытайтесь представить в виде кинонарезки: вид слева «Плутон схватил и тащит», вид справа — «Прозерпина рыдает и бьется», фронтально «Похититель торжествует» и вид сзади — они уходят от зрителя.
Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина (Персефона). Отцом Прозерпины был громовержец Зевс (Юпитер). Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Он отдал её в жены мрачному своему брату Аиду (Плутону), властителю царства теней и умерших, и с ним должна была жить Прозерпина во мраке подземного царства.
Данте Габриэль Россетти. "Прозерпина" (фрагмент):
Плутон видел, как резвилась Прозерпина, и решил её тут же похитить. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Плутон на золотой колеснице.
Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца — Гелиос.
Услыхала крик Прозерпины Деметра. Стала всюду искать она свою дочь, но нигде не нашла. Спрашивала подруг, но никто не видел её. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь.
На десятый день пришла она к богу Гелиосу и стала молить его, чтобы он сказал, кто похитил Прозерпину. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной.
Но Деметра была богиней плодородия, и без неё всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. Не было плодов в садах, и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду.
Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Плутон согласился отпустить Прозерпину, но предварительно дал ей проглотить зерна граната, символ брака. С тех пор Прозерпина две трети года живет с матерью, а одну треть проводит со своим мужем, Плутоном.
О похищении Персефоны (Прозерпины) упоминает Мильтон в четвертой книге «Потерянного рая»:
"Не так прекрасна Энна, где цветы
Сбирала Прозерпина, что была
Прекраснейшим цветком, который Дит
Похитил мрачный... "
В средние века легенда о Персефоне (Прозерпине) была известна в Европе по произведениям Овидия, в «Морализованном Овидии» эта легенда приобретает новое христианское содержание, которое подразумевал Данте, когда сравнивал с Персефоной (Прозерпиной) свою Мательду — девушку, встреченную им в Чистилище.
Изображения Персефоны (Прозерпины) наряду с изображениями Деметры и Плутоса часто встречаются на римских саркофагах. Образ Прозерпины волновал Тернера и Рембрандта; статуи Персефоны (Прозерпины) входят в скульптурные группы Бернини, Джованни из Болоньи и Франсуа Жирардона; «Похищение Прозерпины» последнего находится в садах Версаля.