-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278032
Написано: 365843


Архитектор Кваренги – выдающийся итальянский архитектор, созидавший в России

Пятница, 20 Сентября 2019 г. 20:03 + в цитатник

В создание неповторимого облика двух российских столиц, Москвы и особенно Санкт-Петербурга, внесли заметный вклад зодчие итальянского происхождения. Творчество Джакомо Кваренги – яркая страница в истории европейской и русской архитектуры эпохи классицизма. 

Кроме проектов зданий самого различного масштаба и назначения, среди которых множество воплощенных, в его наследии - графические листы с реальными видами городов (ведутами) и фантазийными архитектурными композициями. По ним изучали ремесло несколько поколений зодчих. 

Россия стала той страной, где многогранный талант итальянца раскрылся в полной мере   

 

Джакомо Кваренги родился 20 сентября 1744 года в итальянском городе Бергамо в семье городского судьи, который в часы досуга занимался рисованием. Увлечение отца перенял сын, после частного обучения в родном городе, он продолжил художественное образование в Риме.

Здесь он вливается в творческую среду города, знакомится с известными мастерами художественного и архитектурного искусства, проявляет интерес к музыке и литературе, что будет способствовать формированию его художественного вкуса.

Архитектурное многообразие древнего Рима, наследие античности и эпохи Возрождения, поглощает всё внимание Джакомо, он тщательно изучает уникальные культурные памятники: измеряет, зарисовывает, пишет комментарии. И вскоре получает первый заказ на реконструкцию одной из церквей близ Рима. К тридцати годам он становится известным художником и архитектором. Но не все высокохудожественные идеи художника были воплощены в действительности, Кваренги не видел перспектив для работы в Европе.

Простота и строгость художественных и композиционных решений становятся определяющими чертами его почерка. Этими приёмами в работе пользовался архитектор Джакомо Кваренги и тогда, когда начал свою деятельность в России.

При дворе Екатерины Великой

С осени 1779 года начинается служба 35-летнего итальянского зодчего при русском дворе. Он владел многими знаниями о палладианском течении в классической архитектуре и достаточным опытом применения их на практике. Его прибытие было своевременным, так как вкусовые предпочтения русской императрицы в отношении официального стиля менялись 

Её перестали устраивать тяжеловесные традиции французского классицизма, идеалом становилась утонченная палладианская неоклассика. Джакомо Кваренги как верный ученик и твердый сторонник Палладио быстро стал во главе нового течения русской архитектурной мысли. Его талант обогатился изучением лучших образцов древнерусской архитектуры, общением с признанными отечественными зодчими: И. Старовым, Н. Львовым, Ч. Камероном и другими.

 

Английский дворец в Петергофе

Первым значительным проектом на российской земле стал дворец, расположенный в Английском парке Петергофа. Джакомо Кваренги начал работу над ним в 1780 году. Согласно своим эстетическим воззрениям, итальянский зодчий положил в основу планировки и объёмных решений палладианский дом кубической формы с доминантой в виде восьмиколонного портика коринфского ордера. Торжественность и монументальность пропорций сочеталась с простотой и изысканностью декора. Творческий подход, который обозначил в этом объекте архитектор Джакомо Кваренги, работы, созданные им для загородной резиденции в Царском Селе – четыре церкви и многочисленные культовые постройки – полностью соответствовали вкусам главного заказчика, императрицы Екатерины. За итальянцем прочно закрепилось звание «архитектора двора». 

 

Период расцвета и успехов

C работы над Концертным павильоном в Царском Селе, около Екатерининского дворца (1782), началось самое успешное для архитектора десятилетие. В этот период им были созданы наиболее значительные проекты для Санкт-Петербурга и Москвы. По указанию императрицы он занимается обновлением интерьеров Зимнего дворца, возводит множество построек вокруг главной императорской резиденции. 

Джакомо Кваренги, биография которого отныне тесно связана с русской столицей, возводит целый ряд сооружений, определяющих политический имидж столицы и всего государства. Среди них - комплекс административных зданий Академии наук (1783-1785) и здание Ассигнационного банка (1783-1799). Он много работает и над частными заказами, украшая столицу и окрестности прекрасными образцами русской классической усадьбы. Среди них выделяются усадьба Безбородко на правом берегу Невы (1783-1784), особняк Юсуповых на Фонтанке (1789-1792), дом Фитингофа (1786) и др.

 

Театр на Дворцовой набережной

Настоящий шедевр этого периода - Эрмитажный театр Джакомо Кваренги (1783-1787). Здание с двухэтажной рустованной лоджией, слегка заглубленной между двумя выступами – ризалитами - и украшенной большим коринфским ордером, стало настоящим украшением комплекса главных правительственных зданий. 

Верный последователь Палладио, Кваренги при оформлении театрального зала позволил себе почти дословную реплику сооружения своего великого учителя. В планировке сцены и зрительских мест, в элементах декора Эрмитажный театр очень напоминает театр Олимпико в Виченце, построенный по проекту Андреа Палладио. 

 

Проекты для Москвы

Один из наиболее заметных объектов, возведенных итальянским зодчим для первопрестольной – старый Гостиный двор. Джакомо Кваренги начал его строительство в 1789 году. Здание дошло до нынешнего времени существенно измененным в ходе переделок и восстановлений после многочисленных пожаров. Но по сохранившейся аркаде с коринфскими колоннами можно оценить гармоничный классический характер постройки.

В числе московских построек - Головинский дворец в Лефортово (1780) и торговые ряды на Красной площади (1786). Постройки на главной столичной площади не сохранились, а другое здание – Странноприимный дом Шереметьева на Сухаревской площади (1803-1807) - до сих пор впечатляет масштабом и гармонией.

 

Поздний период жизни и творчества

Спроектированные и построенные Джакомо Кваренги достопримечательности Санкт-Петербурга, относящиеся к началу XVIII века, – учебные, медицинские и общественные здания. Конногвардейский манеж (1804-1807) отличается величественным обликом, который определяется восьмиколонным портиком римско-дорического ордера. Мариинская больница на Литейном (1803-1805) отличается рациональным планировочным решением и строгим декором. Любимым детищем Кваренги позднего периода стал Смольный институт (1806-1808).

 

Гармонично вписанное в окружение, это здание стало воплощением самых важных идей палладианства. Выразительность архитектурного облика достигается сочетанием гладкой протяженности стен с пластически богатым акцентом в центре композиции. Им стал великолепный портик на основании в виде аркады.

Джакомо Антонио Кваренги много работал не только для столиц, но и для провинциальных городов Российской империи. Известны и его европейские постройки. Связав свою судьбу с Россией, он до конца своих дней оставался её патриотом. Когда во времена Бонапарта всем итальянцам было приказано вернуться на родину, Кваренги отказался и был заочно приговорён итальянским королём к смертной казни.

Последним же значимым проектом великого архитектора считается величественные Триумфальные ворота (1814) воздвигнутые в Санкт-Петербурге по случаю победоносного возвращения русских войск после победы над Наполеоном. 

 

Его современник Филипп Вигель отмечал, что творениями итальянского архитектора, «более всего красится Петербург»Наследие великого Кваренги составляет целую эпоху в зодчестве двух столиц.

 

Джакомо Кваренги. Краткая биография 

 

20 сентября 1744 года – на севере Италии, в окрестностях Бергамо, в семье судьи родился будущий великий архитектор и художник-график.
С 1762 года – обучение живописи в Риме у Р. Менгса, архитектуре у С. Поцци, А. Деризе, Н. Джансомини.
1769 – начало архитектурной деятельности, проекты культовых сооружений в окрестностях Рима и в Ломбардии.
1 сентября 1779 года – Кваренги подписывает контракт с советником русской императрицы И. Я. Рейфенштейном и приезжает на работу в Россию.
1780-1817 – проектирование и руководство строительством общественных и жилых зданий в Санкт-Петербурге, Москве, в провинции, в странах Европы.
1811 – отказался покинуть русскую службу по приказу бонапартистских властей, за что был приговорен ими к смерти с конфискацией имущества.
2 марта 1817 года – Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге. Впоследствии был перезахоронен в Александро-Невской лавре. 
 




Рубрики:  ЖЗЛ, биографии, судьбы
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

oberon-00   обратиться по имени Суббота, 21 Сентября 2019 г. 09:33 (ссылка)
Впервые подробно и интересно узнал о Кваренги из книги Нагибина "Срочно требуются седые человеческие волосы". Но там, как и в вашем посте, все было посвящено архитектуре Петербурга. Знал о четырех его зданиях в Москве, но руки не доходили узнать поподробнее. В видеоклипе это показано хорошо. Оксана, раз уж вы вникли в его творчество, может покажете его панораму Кремля, которую он воссоздал из существующих и исчезнувших зданий. Если, конечно, она у вас есть.
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Сентября 2019 г. 22:42ссылка
Насчет панорамы, я поищу... А вот насчет утерянных достопримечательностях - материал собираю)))
Lidia_E   обратиться по имени Суббота, 21 Сентября 2019 г. 14:28 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку