Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...
Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...
Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия. ...
Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)...
МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...
Зинаида Григорьевна Морозова. Особняк Морозовой на Спиридоновке |
В 2017 году, кроме прочих многочисленных круглых дат, исполнилось 150 лет со дня рождения и 70 лет со дня смерти благотворительницы, вдовы и наследницы Саввы Морозова Зинаиды Григорьевны Морозовой.
На самом деле, кроме Саввы Морозова, у нее было еще два мужа - "до" и "после" него. Однако именно брак с известным предпринимателем, меценатом, активным участником создания Московского Художественного театра стал самым ярким и оказался во всех смыслах наиболее плодотворным периодом в жизни самой Зинаиды Григорьевны.
Для любимой супруги Савва Игнатьевич выстроил чудо-дом на Спиридоновке, который и сейчас украшает наш город.
Еще в те времена многие напрашивались в гости к Морозовым только ради того, чтобы своими глазами увидеть удивительные интерьеры, спроектированные, как и само здание, ныне знаменитым архитектором эпохи модерна Ф. О. Шехтелем. И в наше время любители искусства и диковинок мечтают попасть внутрь этого "готического замка", но сейчас уж совсем мало кому выпадает такое счастье - особняк служит Домом приемов Министерству иностранных дел РФ.
Оправившись после трагической гибели мужа, которая навсегда останется одной из загадок XX века, через два года Зинаида Григорьевна вышла замуж за генерал-майора свиты Его Императорского Величества Анатолия Анатольевича Рейнбота. И еще через два года, уже в 1909 г., продала свой "замок" на Спиридоновке предпринимателю Михаилу Рябушинскому и приобрела имение "Горки" Подольского уезда.
Основное здание усадьбы
Есть версия, что и в реконструкции усадебного дома в Горках, которую затеяла Морозова перед своим переездом, поучаствовал Ф. О. Шехтель. Но неоспоримым фактом является то, что в Горки со Спиридоновки было перевезено множество предметов интерьера.
В XIX веке на этом месте располагалась усадьба литератора Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837). В гости заходили Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин. П. А. Вяземский посвятил усадьбе и ее хозяину стихотворение:
Я помню этот дом, я помню этот сад:
Хозяин их всегда гостям своим был рад,
И ждали каждого, с радушьем теплой встречи
Улыбка светлая и прелесть умной речи.
Он ум отыскивал, талант разузнавал,
И где их находил, - там, радуясь успеху,
Не спрашивал: каких чинов они, иль цеху.
Но настежь растворял и душу им и дом.
В 1893 году промышленник и благотворитель Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905) приобретает эту землю с еще стоящим на ней, но уже обветшавшим деревянным домом Дмитриева, построенным в 1814-1815 годах в стиле ампир известным архитектором А. Л. Витбергом (автором первого проекта храма Христа Спасителя). Владение куплено у Николая Тимофеевича Аксакова, брата писателя Сергея Аксакова.
Предположительно, проект особняка И. И. Дмитриева работы А. Л. Витберга. В источнике написано, что проект дома И. Н. Дмитриева, но возможна опечатка).
В то время имущество записывали на жен, поэтому особняк часто называют по имени супруги Саввы Тимофеевича – Зинаиды (в старообрядческом варианте – Зиновии) Григорьевны Морозовой (в девичестве Зиминой).
Морозов заказывает строительство нового дома архитектору Федору Осиповичу Шехтелю (1859-1926), доверившись ему, вероятно, после совместной работы по подготовке Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде.
Архитектор представил заказчикам три варианта главного дома: в стилях французского ренессанса и рококо и в стиле английской неоготики.
Но выбор, по большому счету, предопределен. 1890-е – это «готический» период творчества Ф. О. Шехтеля. В стиле неоготики возводятся собственный дом архитектора в Ермолаевском переулке (1896 г.), комплекс зданий Скоропечатни А. А. Левенсона в Трехпрудном переулке в 1900-х.
В свою очередь, Савва Морозов учился в Кембридже, бывал в Манчестере, и архитектура и общая атмосфера тех мест ему импонировала.
В застройке городской усадьбы Шехтель применяет принципы проектирования загородных домов и дач: свободное размещение на участке (не по красной линии), живописно-картинная композиция.
При общей сложности здания, при многочисленности его элементов, при всех террасах, лестницах и крыльцах, оно не смотрится громоздким, перенасыщенным.
Чтобы составить полное впечатление о здании, его непременно нужно обойти целиком. К сожалению, простому смертному сделать это сейчас невозможно. Поэтому также я совершенно не упоминаю внутреннее убранство дома: во-первых, это отдельная очень большая тема, а во-вторых – чего о нем говорить без фотографий-то, его рассматривать надо.
Поэтому рассмотрим лучше характерные для шехтелевской готики архитектурные особенности.
Во-первых, это стрельчатость.
Во-вторых, ритмичность (повторение деталей, элементов).
Вытянутые готические окна.
О расположении в пространстве мы уже поговорили, так что вспомним про стержень композиции.
И, наконец, башенки.
Князь С. А. Щербатов вспоминал: «У моего отца до старости сохранилось какое-то необычайно свежее, почти юношеское любопытство к новым интересным явлениям жизни… Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец, огромный, необычайно роскошный, в англо-готическом стиле, на Спиридоновке – богатейшего и умнейшего из купцов Саввы Тимофеевича Морозова, тоже крупнейшего мецената. Я с отцом поехал на торжественное открытие этого нового московского «чуда»… на этот вечер собралось все именитое купечество. Хозяйка Зинаида Григорьевна Морозова… женщина большого ума, с прирожденным тактом и нарядной внешностью… острая на язык и не лишенная остроумия, равно как и художественного чутья… принимала с поистине королевским величием, вся увешанная дивными жемчугами. Тут я увидел и услышал впервые Шаляпина и Врубеля, исполнившего в готическом холле отличную скульптуру из темного дуба и большое витро, изображавшее Фауста с Маргаритой в саду».
Не обошлось, впрочем, и без критики. Максиму Горькому дом напомнил «скучный и огромный мавзолей, зачем-то построенный не на кладбище, а в улице. Дверь отворял большой усатый человек в костюме черкеса, с кинжалом у пояса; он казался совершенно лишним или случайным среди тяжелой московской роскоши и обширного вестибюля».
Впоследствии не понравилось и не полюбилось писателю и другое строение Ф. О. Шехтеля – особняк Рябушинского, который советское правительство предоставило Горькому для проживания.
Зинаида Григорьевна пыталась устроить у себя дома светский салон. Но, по всей видимости, хотя захаживали знаменитые люди, большого культурного значения вечера у Морозовой не имели – не осталось широко известных ярких воспоминаний современников, не пишут об этом краеведы и литературоведы. Больше восторгаются самим домом.
В книге Н. Вико о Савве Морозове "Дичь для товарищей по охоте" приводится такая история:
"Однажды адъютант московского генерал-губернатора сообщил С. Т. Морозову о желании великого князя Сергея Александровича осмотреть особняк, о котором столько говорят в Москве. "Так он хочет именно приехать осмотреть мой дом?" - уточнил Савва Тимофеевич. - Что ж. Милости просим".
Когда высокий гость приехал, хозяина не было дома.
"Ну, так видеть-то хотели не меня, а мой дом... Так что не обессудьте..." - позже объяснялся Морозов.
Потом, как водится, дом менял владельцев и жильцов. А в 1929 году был передан Народному комиссариату иностранных дел.
Впечатления директора Дома приемов МИДа Евгения Константиновича Байкова, занявшего этот пост в 1973 году, о состоянии особняка неоднократно цитировались в прессе: «То, что я увидел, можно было назвать одним словом – сарай. Стены и потолки покрывала толстая корка белил – позже, при расчистке, мы насчитали то ли 17, то ли 19 слоев. Оказалось, именно столько раз особняк посетил И.В. Сталин. Каждый раз за несколько дней до его визита приходила бригада молодцов-маляров и тщательно пробеливала стены и потолки. Замазывали все – фресковые росписи, позолоту, лепнину… Ужасна была мебель – казенные столы, старые кожаные кресла…»
За дело взялись лучшие реставраторы страны. К началу 90-х особняк был приведен в такое состояние, чтобы не было стыдно перед гостями из чужих держав. Но через несколько лет мастерам пришлось вернуться в этот дом снова. В ночь с 4 на 5 августа 1995 года дом охватил пожар, и вновь пришлось восстанавливать его практически с нуля.
И вот сейчас, вероятно, особняк подвергается уже плановой реставрации.
Иногда на Спиридоновке можно видеть, как ничего не подозревающие прохожие сворачивают из какого-нибудь переулка – и буквально замирают от неожиданности и восторга, впервые увидев это здание. Его часто фотографируют и просто разглядывают сквозь витую решетку.
А еще сюда приходят романтики. Ведь по одной из версий, дом послужил прототипом для особняка Маргариты в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.
Рубрики: | Города/Москва ЖЗЛ, биографии, судьбы Исторические усадьбы России |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |