-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278030
Написано: 365841


Зинаида Григорьевна Морозова. Особняк Морозовой на Спиридоновке

Понедельник, 08 Апреля 2019 г. 17:26 + в цитатник

В 2017 году, кроме прочих многочисленных круглых дат, исполнилось 150 лет со дня рождения и 70 лет со дня смерти благотворительницы, вдовы и наследницы Саввы Морозова Зинаиды Григорьевны Морозовой.




На самом деле, кроме Саввы Морозова, у нее было еще два мужа - "до" и "после" него. Однако именно брак с известным предпринимателем, меценатом, активным участником создания Московского Художественного театра стал самым ярким и оказался во всех смыслах наиболее плодотворным периодом в жизни самой Зинаиды Григорьевны. 




Для любимой супруги Савва Игнатьевич выстроил чудо-дом на Спиридоновке, который и сейчас украшает наш город.




Еще в те времена многие напрашивались в гости к Морозовым только ради того, чтобы своими глазами увидеть удивительные интерьеры, спроектированные, как и само здание, ныне знаменитым архитектором эпохи модерна Ф. О. Шехтелем. И в наше время любители искусства и диковинок мечтают попасть внутрь этого "готического замка", но сейчас уж совсем мало кому выпадает такое счастье - особняк служит Домом приемов Министерству иностранных дел РФ.

Оправившись после трагической гибели мужа, которая навсегда останется одной из загадок XX века, через два года Зинаида Григорьевна вышла замуж за генерал-майора свиты Его Императорского Величества Анатолия Анатольевича Рейнбота. И еще через два года, уже в 1909 г., продала свой "замок" на Спиридоновке предпринимателю Михаилу Рябушинскому и приобрела имение "Горки" Подольского уезда.

Основное здание усадьбы


Есть версия, что и в реконструкции усадебного дома в Горках, которую затеяла Морозова перед своим переездом, поучаствовал Ф. О. Шехтель. Но неоспоримым фактом является то, что в Горки со Спиридоновки было перевезено множество предметов интерьера.

 

В XIX веке на этом месте располагалась усадьба литератора Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837). В гости заходили Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин. П. А. Вяземский посвятил усадьбе и ее хозяину стихотворение:

Я помню этот дом, я помню этот сад:
Хозяин их всегда гостям своим был рад,
И ждали каждого, с радушьем теплой встречи
Улыбка светлая и прелесть умной речи.
Он ум отыскивал, талант разузнавал,
И где их находил, - там, радуясь успеху,
Не спрашивал: каких чинов они, иль цеху.
Но настежь растворял и душу им и дом.



В 1893 году промышленник и благотворитель Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905) приобретает эту землю с еще стоящим на ней, но уже обветшавшим деревянным домом Дмитриева, построенным в 1814-1815 годах в стиле ампир известным архитектором А. Л. Витбергом (автором первого проекта храма Христа Спасителя). Владение куплено у Николая Тимофеевича Аксакова, брата писателя Сергея Аксакова.

Предположительно, проект особняка И. И. Дмитриева работы А. Л. Витберга. В источнике написано, что проект дома И. Н. Дмитриева, но возможна опечатка).


В то время имущество записывали на жен, поэтому особняк часто называют по имени супруги Саввы Тимофеевича – Зинаиды (в старообрядческом варианте – Зиновии) Григорьевны Морозовой (в девичестве Зиминой).



Морозов заказывает строительство нового дома архитектору Федору Осиповичу Шехтелю (1859-1926), доверившись ему, вероятно, после совместной работы по подготовке Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде.

Архитектор представил заказчикам три варианта главного дома: в стилях французского ренессанса и рококо и в стиле английской неоготики.

Но выбор, по большому счету, предопределен. 1890-е – это «готический» период творчества Ф. О. Шехтеля. В стиле неоготики возводятся собственный дом архитектора в Ермолаевском переулке (1896 г.), комплекс зданий Скоропечатни А. А. Левенсона в Трехпрудном переулке в 1900-х.

В свою очередь, Савва Морозов учился в Кембридже, бывал в Манчестере, и архитектура и общая атмосфера тех мест ему импонировала.



В застройке городской усадьбы Шехтель применяет принципы проектирования загородных домов и дач: свободное размещение на участке (не по красной линии), живописно-картинная композиция.
При общей сложности здания, при многочисленности его элементов, при всех террасах, лестницах и крыльцах, оно не смотрится громоздким, перенасыщенным.
Чтобы составить полное впечатление о здании, его непременно нужно обойти целиком. К сожалению, простому смертному сделать это сейчас невозможно. Поэтому также я совершенно не упоминаю внутреннее убранство дома: во-первых, это отдельная очень большая тема, а во-вторых – чего о нем говорить без фотографий-то, его рассматривать надо.



Поэтому рассмотрим лучше характерные для шехтелевской готики архитектурные особенности.

Во-первых, это стрельчатость.



Во-вторых, ритмичность (повторение деталей, элементов).



Вытянутые готические окна.



О расположении в пространстве мы уже поговорили, так что вспомним про стержень композиции.



И, наконец, башенки.



Князь С. А. Щербатов вспоминал: «У моего отца до старости сохранилось какое-то необычайно свежее, почти юношеское любопытство к новым интересным явлениям жизни… Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец, огромный, необычайно роскошный, в англо-готическом стиле, на Спиридоновке – богатейшего и умнейшего из купцов Саввы Тимофеевича Морозова, тоже крупнейшего мецената. Я с отцом поехал на торжественное открытие этого нового московского «чуда»… на этот вечер собралось все именитое купечество. Хозяйка Зинаида Григорьевна Морозова… женщина большого ума, с прирожденным тактом и нарядной внешностью… острая на язык и не лишенная остроумия, равно как и художественного чутья… принимала с поистине королевским величием, вся увешанная дивными жемчугами. Тут я увидел и услышал впервые Шаляпина и Врубеля, исполнившего в готическом холле отличную скульптуру из темного дуба и большое витро, изображавшее Фауста с Маргаритой в саду».



Не обошлось, впрочем, и без критики. Максиму Горькому дом напомнил «скучный и огромный мавзолей, зачем-то построенный не на кладбище, а в улице. Дверь отворял большой усатый человек в костюме черкеса, с кинжалом у пояса; он казался совершенно лишним или случайным среди тяжелой московской роскоши и обширного вестибюля».
Впоследствии не понравилось и не полюбилось писателю и другое строение Ф. О. Шехтеля – особняк Рябушинского, который советское правительство предоставило Горькому для проживания.



Зинаида Григорьевна пыталась устроить у себя дома светский салон. Но, по всей видимости, хотя захаживали знаменитые люди, большого культурного значения вечера у Морозовой не имели – не осталось широко известных ярких воспоминаний современников, не пишут об этом краеведы и литературоведы. Больше восторгаются самим домом.
В книге Н. Вико о Савве Морозове "Дичь для товарищей по охоте" приводится такая история:
"Однажды адъютант московского генерал-губернатора сообщил С. Т. Морозову о желании великого князя Сергея Александровича осмотреть особняк, о котором столько говорят в Москве. "Так он хочет именно приехать осмотреть мой дом?" - уточнил Савва Тимофеевич. - Что ж. Милости просим".
Когда высокий гость приехал, хозяина не было дома.
"Ну, так видеть-то хотели не меня, а мой дом... Так что не обессудьте..." - позже объяснялся Морозов.



Потом, как водится, дом менял владельцев и жильцов. А в 1929 году был передан Народному комиссариату иностранных дел.

 

Впечатления директора Дома приемов МИДа Евгения Константиновича Байкова, занявшего этот пост в 1973 году, о состоянии особняка неоднократно цитировались в прессе: «То, что я увидел, можно было назвать одним словом – сарай. Стены и потолки покрывала толстая корка белил – позже, при расчистке, мы насчитали то ли 17, то ли 19 слоев. Оказалось, именно столько раз особняк посетил И.В. Сталин. Каждый раз за несколько дней до его визита приходила бригада молодцов-маляров и тщательно пробеливала стены и потолки. Замазывали все – фресковые росписи, позолоту, лепнину… Ужасна была мебель – казенные столы, старые кожаные кресла…»



За дело взялись лучшие реставраторы страны. К началу 90-х особняк был приведен в такое состояние, чтобы не было стыдно перед гостями из чужих держав. Но через несколько лет мастерам пришлось вернуться в этот дом снова. В ночь с 4 на 5 августа 1995 года дом охватил пожар, и вновь пришлось восстанавливать его практически с нуля.
И вот сейчас, вероятно, особняк подвергается уже плановой реставрации.



Иногда на Спиридоновке можно видеть, как ничего не подозревающие прохожие сворачивают из какого-нибудь переулка – и буквально замирают от неожиданности и восторга, впервые увидев это здание. Его часто фотографируют и просто разглядывают сквозь витую решетку.



А еще сюда приходят романтики. Ведь по одной из версий, дом послужил прототипом для особняка Маргариты в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.

 

via

Рубрики:  Города/Москва
ЖЗЛ, биографии, судьбы
Исторические усадьбы России
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку