-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278030
Написано: 365841


Замок Юссэ. Часть 1.

Суббота, 03 Октября 2015 г. 03:19 + в цитатник
источник

Вы никогда не заглядывали в чужие окна? Мне было лет пять, когда я впервые оказалась в Москве - маленькая девочка в большом городе. Единственное, что я запомнила от той поездки - это то, как я стояла в сумерках посреди улицы и смотрела на огни в окнах высоток. Мне нестерпимо хотелось заглянуть внутрь, хотелось узнать, что было за этими огнями большого города. Откуда взялось это любопытство? Почему именно окна? Странно..столько лет прошло, а окна по-прежнему притягивают мой взор. Мне всё так-же хочется тенью впорхнуть в них и посмотреть: а что там внутри?




Вы спрашиваете, к чему это я вспомнила об этом сейчас? - Просто в замке Юссэ у меня тоже возникло вот это желание - заглянуть в окна. Окон было так много, и за некоторыми из них были покои владельцев замка, но нам показали так мало...Впрочем, в некоторые из окон заглянуть всё-таки довелось, но начну сначала.

Замок Юссэ я присмотрела ещё дома - уж больно мне понравились эти сказочные белые башенки, утопающие в зелени леса. Все замки Луары красивы по своему, но в этом была какая-то милая притягательность, какая-то задумчивая грусть. После ошеломляющего Шамбора эта тихая пастораль была самой желанной точкой в конце пути. Ни суеты, ни позолоты - лишь шёпот ветерка в ветвях ивы, лишь сонный городок и застенчивый замок.



"Чуть свет, уж на ногах, и я у Ваших ног..." Вторя Чацкому, в 9 утра мы уже отвешивали приветственные поклоны Юссэ. Но замок ещё спал. Как оказалось, мы приехали слишком рано - приём посетителей начинался с 10 часов. Жизнь в провинции нетороплива, куда им спешить? Но ожидание не было томительным - энергетика этого места успокаивала и убаюкивала, созерцание природы настраивало на мечтательно-философский лад. Казалось, что чары сна ещё витают здесь, и принцесса всё так же спит вечным сном в своих покоях.



Замок Юссэ - единственная достопримечательность этого городка, но мимо проехать невозможно. С какой бы стороны ты ни ехал - остановишься и будешь смотреть восхищённо! Пока мы ждали, обратили внимание, что проезжающие мимо либо останавливались, либо притормаживали. Очарование этого замка подобно песне сирены - оно манит, притягивает и не отпускает. Да, здесь живёт волшебство!



Я ходила кругами, рассматривала замок из-за ворот, моё нетерпение нарастало, ибо вот оно - протяни руку и ты коснёшься этой сказки. Под конец я уже готова была залезть на чугунные ворота и раскачивать их пока они не рухнут. Как я понимаю этот животный порыв революционеров при штурме Зимнего:)



На самом деле пейзаж и замок настраивали на тихое созерцание. Покой и блаженство - вот что царило вокруг, включая мою душу. Мы были первыми посетителями, и солнечные лучи, скользя по крышам замка, словно снимали с него покрывала, приглашая нас пройти дальше. Птички весело и деловито щебетали, создавая иллюзию снующих по двору слуг. Сказка оживала, наваждение продолжалось.



Я тихо шла, боясь вздохнуть и спугнуть очарование момента. И вдруг, словно прочитав мои мысли, воздух задрожал и непонятно откуда полилась, заструилась музыка. Прекрасные звуки обволакивали и убаюкивали, уносили в мир грёз и фантазий. Хотелось плакать и смеяться..Что это? Откуда это? - Оказалось, это пели монахи в капелле замка. Я впервые в жизни слышала григорианское пение "вживую". Всё слилось воедино: красота замка, поэзия природы и величие музыки. "Остановись мгновенье - ты прекрасно!"



Мы зашли в капеллу, но поющих не было видно - всё действо проходило за закрытой дверью, где-то внутри. Я не католичка, и даже не христианка, но меня всегда охватывает благоговейный трепет, когда я захожу в какой-либо храм, будь то огромный костёл иль маленькая церквушка. Душа всегда жаждет очищения, а человеческая натура стремится к исцелению, и церковная музыка - одно из лекарств.



Пока муж стоял у алтаря, я рассматривала убранство капеллы, стоя у входа. Когда пение закончилось, решила осмотреть всё детально. Рассказывая историю замка Юссэ, я уже говорила, что эта капелла является соборной церковью. Она была построена при Шарле д’Эспине и его супруге Лукреции де Понс в 1521-1535 г.г., выполнивших таким образом завещание отца. Часовня была освящена в 1538 году при их сыне Рене, учредившим для проведения церковных служб коллегию каноников. Эта капелла, носящая имя святой Анны, стала усыпальницей семьи д’Эспине. В настоящее время за определённую плату в этой церкви можно провести обряд венчания и крещения. Если внимательно присмотреться, то можно повсюду увидеть инициалы Шарля и Лукреции - основателей часовни.



Особенно примечателен западный фасад капеллы. Вверху, над входом и двойным стрельчатым окном видно резное изображение Бога Отца, восседающего на троне под балдахином. Арка, объединяющая дверь и западное окно часовни, украшена медальонами, в них помещаются бюсты двенадцати апостолов. Всего таких медальонов 17, центральный занят изображением Иисуса Христа.



Когда стоишь перед входом, задрав голову, то кажется, что Иисус смотрит тебе прямо в глаза, читает все твои мысли, видит твою душу насквозь. И это не единственное "всевидящее око", которое наблюдает за тобой: присмотритесь к тем резным окошечкам, что расположены прямо под ним, в самом верху окна. С улицы ничего особенного в них не видно, но когда заходишь в церковь и сквозь эти окна бьёт солнечный свет, то тебя сковывает священным ужасом при виде пары глаз, смотрящих сверху.



При увеличении понимаешь, что это, вероятно, изображение солнца, но легче от этого не становится - больно уж суровый взгляд. Всё работает на то, чтобы человек задумался, покаялся и жил согласно Божьим законам ("Большой брат" всегда за тобой наблюдает))



Что же до апостолов, которые изображены вокруг Иисуса Христа, то их можно определить по атрибутам. Справа от Христа сверху вниз находятся Пётр (ключ), Иоанн (чаша), Иаков (посох и шляпа), Андрей (андреевский крест).



Четыре нижних медальона посвящены теме Смерти (бренности бытия). Честно говоря, меня эти медальоны со Смертью скорее развеселили, нежели удручили. Глядя на них, мне почему-то подумалось, что, видимо, принц очень долго скакал к своей красотке. Когда же он всё-таки добрался, то обалдел от представшей картины. Крик отчаянья вырвался из его уст: "Ааааа, мама, она уже сдохла!" Если вы читали мою историю замка Юссэ, то помните, что мама принца, согласно Шарлю Перро, была людоедкой. То есть, мама тоже была безутешна: невестку уже не сожрать. Впрочем, есть вероятность, что маман как раз таки подсуетилась и приехала вовремя, опередив сыночка. Итог: кто успел - тот и съел (народная мудрость всех времён))



Простите мне эти вольности трактовки, меня иногда заносит. Но заходим внутрь часовни. Прямо у входа видим маленький балкончик, чем-то напоминающий скворечник. Во время службы на таких балконах восседала знать, ибо они, какбэ, ближе к Богу, нежели простолюдины. Как матрёшка в матрёшке, к большому балкону присобачили малюсенький балкончик (для молитвенника, надо полагать). На мой взгляд, балкон несколько узковат и маловат - дамам в кринолинах там не развернуться.



Интерьер часовни скромен и изящен. На первый взгляд, там не на что смотреть, но когда обращаешь внимание на резьбу по дереву, то уже не можешь отвести глаз. Каждая деталь выполнена очень тщательно! Казалось бы: простые сиденья для церквушки..но нет - это произведения искусства!



Глядя на эту шедевральную работу истинного мастера, можно вообще забыть
о мессе, пропускать слова мимо ушей - ибо внимание занято другим:



Разглядывать можно часами. Восхищаться - столетиями.



Кто был тот гениальный краснодеревщик, что оставил на века эту память о себе?

+

Когда готовила этот рассказ, обнаружила в интернете старое фото этих резных работ. Судя по подписи, авторство приписывают Жану Гужону. И тут уж вопросы отпали, ибо Гужон был великим скульптором эпохи Возрождения. Перечислять работы Гужона можно долго, но это уже отдельная история, поэтому просто склоним голову пред гением и пойдём дальше.



Алтарь и подсвечники тоже резные. Всё выполнено в одном стиле, но не факт, что тоже Гужоном.



Витраж XVII века - вообще отдельная песня! И просто чудо, что он сохранился.



Вот это сердце в самом верху витража что-то мне напоминает, когда-то я читала, что оно значит, но, увы, с возрастом не все закоулки памяти остаются открытыми. Надо будет освежить чертоги:)



Особого внимания так же заслуживает майолика "Мадонна с младенцем"
флорентийского мастера Луки делла Роббиа.



Лука делла Роббиа (Luca della Robbia) (ок. 1399–1482), скульптор и ювелир, родился во Флоренции. Он первым использовал цветную глазурь для создания полихромной терракотовой скульптуры – новшество, которое он впервые применил в 1441 году. Как мы понимаем, майолика в церкви замка Юссэ старше самой церкви и является очень ценным экспонатом (ей место в крупном музее). Тем более удивительно, что она находится вот в таких условиях, среди сырых, заплесневевших стен часовни.



Выйдя из церкви, решили обойти её и осмотреть со всех сторон. Как оказалось - правильно сделали, ибо в горе, что рядом с церквушкой, обнаружились катакомбы. Судя по антуражу, это были винодельни (винные погреба). Хорошее соседство было у монахов. Хотя, все знают, что во многих монастырях производили своё, монастырское вино. Но это не из той оперы.



Вино хранили не только в бочках, но и в бутылках. По рассказам нынешнего владельца, в погребах до сих пор сохранилось несколько десятков бутылок с вином урожая 1918 года. Запасов было бы больше, но во время Второй Мировой войны Юссэ был оккупирован немцами и много вина было выпито фашистами (гады, конечно, но кто их осудит? кто откажется от французского вина нахаляву?)



Как я поняла, виноградник до сих пор есть, рядом с замком, и вино так же до сих пор производят.

В самом правом углу галереи находится маленькая часовенка, посвящённая святому
Викентию Сарагосскому. Я не в курсе, что это за святой, но, судя по всему, покровитель виноделов.



А вот и сами виноделы, вернее - манекены, показывающие нам нелёгкий труд рыцарей лозы и бутылки.



Виноделы - народ весёлый. У скучного и тоскливого винодела вино просто скиснет.



Кто-то уже явно и крепко окосемши. Да, труд тяжёлый. Сочувствуем всей компании. Наливай!



Вволю насмеявшись и слегка промёрзнув, вышли обратно на свет божий. Викуля на фоне пещеры.

Мне кажется, эти винодельни использовали и как тюрьму. На одном французском сайте прочитала, что эти пещеры не рыли специально под погреба - они образовались как бы "сами собой", в силу того, что в них добывали камень для строительства самого замка. Замок построили, а катакомбы остались. И чо добру пропадать? - Всё в дело. Поначалу, может, и скот там держали, и узников, а потом - под винодельни.



Чтобы вам было более понятно расположение этих пещер, показываю фото. Перед нами задняя часть церкви, та, где расположен алтарь. Слева - те самые пещеры (женщины как раз на них и смотрят). А впереди, за деревьями, виднеется замок Юссэ. То есть, всё близко, всё рядышком, не заблудитесь.



Между тем народу прибавилось. Все шли прямиком в замок. Ну а мы откладывали самое вкусное на десерт. А посему, дорогие мои, продолжаю вас томить - идём смотреть конюшни, тем более, что конюшни расположены между часовней и замком. Всё рядом.



Лошадей сейчас в замке не держат - слишком дорогое удовольствие.
Но различных повозок-колясок в избытке.



Все эти коляски служили определённым целям: эта для того-то, эта - для сего..



Есть даже с окошечком "заднего вида" (и зачем только? на случай пробок и погони?)



Для молочницы своя повозка, для овощей-фруктов тоже отдельная.
Есть даже для пони, осла и собаки. Работали все! Такова жизнь в деревне.



Помимо колясок и повозок вас ждёт замечательная коллекция упряжи, сёдел и прочего добра.



Лично меня порадовал охотничий горн - он выглядел так, словно им забивали кабана.



Но вот он и настал, долгожданный момент - идём в замок, о-ля-ля! Что же там нас ждёт?

Вековые ливанские кедры, словно привратники, охраняют покой спящей красавицы. Но и они выглядят спящими стражниками. Эти кедры - подарок того самого Шатобриана, о котором я рассказывала в предыдущем посте. Да, герцогиня де Дюра отдала ему своё сердце, а он привёз в ответ кедры из Святой земли. Не слишком-то равноценный обмен..



Но вот он, замок. Теперь уже ничто нас не остановит. Мои вон ушли вперёд, знают, что я ещё буду тормозить с фотоаппаратом. Ну а как иначе? Я же должна сфотографировать эти белые башенки, залитые утренними лучами солнца! Даже на фото видно, что замок только просыпается, сняв ночной колпак и подставив макушку солнышку. Впрочем, колпак - это удел ворчливых старикашек. А этот красавец в бело-голубом наряде скорее напоминает гвардейского улана XIX века. Усы, сабля, аксельбант - всё при нём. Теперь я понимаю, почему все дамочки от него без ума! :)



Пока не отошли далеко, обратите внимание на окно, над которым видно остатки герба - оно акурат между двумя круглыми башнями, и солнце делает на нём акцент так удачно, словно хочет выделить. Раньше на месте этого окна были въездные ворота с подъёмным мостом. Я поначалу не могла понять - почему именно в этом месте? Но увидев в инете чьё-то фото, всё поняла. Да, именно там и должны были быть ворота (тем более, что мы помним о том, что раньше замок представлял собой закрытый четырёхугольник).



Как вы понимаете, этот восточный фасад замка является самым старым из всех остальных. Именно под ним находятся галло-римские остатки былых построек. Не удивительно, что именно он и встречает всех гостей первым. Но потрясает другое: тюрьма. Я бы никогда не подумала, что это романтичное место имеет свою узницу. Впрочем, в XV веке, когда начинал строиться этот замок, тюрьма была необходимостью - она была во всех замках! Конечно же я не могла пропустить этот "уголок истории", тем более, что он тоже расположен в этом, восточном, крыле замка. А вот и входная дверь (что-то дверь какая-то хлипкая на мой взгляд).



От двери до камеры идёт узкий проход - больше одного человека не протиснется. Сам проход мало того, что узкий - он ещё и неимоверно скользкий, без ступеней. Ощущение было такое, словно карабкаешься по мокрой глине (а может так оно и было?). Я чуть шею не сломала, пока забиралась.



Сама узница маленькая, наверное там больше двух-трёх человек и не поместится.
То, что вы видите на фото - от силы треть всей площади.



Под маленьким оконным проёмом сохранилась надпись какого-то узника.



Да, как-то не вяжется Юссэ с темницей...Словно клякса на фате невесты. Впрочем, при Людовике XI даже застенков Бастилии на всех не хватало, и король использовал темницы всех замков для этих целей ( Юссэ - в том числе). Замок Юссэ вообще не так прост, как кажется. Под ним и вокруг него полно подземных ходов, ведущих в разные стороны. Один из них я даже сфотографировала - этот ход начинается в толще рва напротив этого восточного флигеля, а уж где он заканчивается...бог его знает.



Нижнее фото делал муж, у него мания к таким "диагональным фото" :) Я такие снимки не люблю, но именно на этом видны сразу три точки, на которые я хочу указать:

1. Вход в тюрьму ( Викуля стоит как раз напротив двери)
2. Высота рва и замка (на других фото обычно это не чувствуется)
3. Окно и часть балкона под ним (я думала, что это и есть старый вход в замок,
но оказалось, что раньше там была замковая часовня, отсюда и эркерная форма)



Ну всё, эту часть замка разобрали по косточкам, движемся дальше - во двор.
Все фасады внутреннего двора принадлежат разным эпохам. Фасад восточного крыла,
первоначально плоский, переделан в XIX веке в преувеличенно-готическом стиле.



В XVII в. фасад южного флигеля был украшен большими классическими окнами
в соответствии со вкусами моды той эпохи.



Фасад западного крыла был переделан в XVI веке в стиле Ренессанс.



К сожалению, как мы видим, дальше проход закрыт - в остальной части замка находятся частные покои владельцев поместья, где они живут, когда приезжают отдохнуть от городской суеты. Об этих владельцах мы поговорим немного позже, а сейчас пройдём внутрь замка и посмотрим то, что позволено смотреть простым туристам.

И начнём мы осмотр с круглой башни восточного флигеля, где представлена экспозиция
по мотивам сказки о Спящей красавице. Вот вход, заходите, не стесняйтесь.



Я уже не помню точно, на каком из этажей, за каким поворотом находятся все эти комнаты с различными сюжетами из сказки. Вы просто ходите, кружите по закоулкам-переходам и заглядываете в окна. Да-да, вот то самое заглядывание в чужие окна, о котором я говорила в самом начале своего рассказа. Тебе любопытно? Ты хочешь узнать, что там, за стеклом? - Вот, пожалуйста, смотри! Да именно в таком формате проходит экскурсия в чертогах Спящей красавицы - ты можешь смотреть только в окно!



И хорошо ещё, если окно открыто как на фото выше - можно сделать нормальные фото. В некоторых комнатах окна были закрыты и ты стоял, прижавшись лбом к стеклу и таращился, пытаясь хотя бы разглядеть, что там внутри.



Спасибо пользователям интернета, которые умудряются делать фото с близкого расстояния - благодаря им можно в деталях рассмотреть костюмы (я потом дам ссылку на автора, у него много хороших фото).



С костюмами, конечно, создатели выставки постарались, молодцы! Сказка оживает на глазах:)



Но, честно говоря, меня эта экспозиция совершенно не интересовала - я смотрела на обстановку и общее устройство помещений в башне. Как видим, комнатки маленькие, аскетичные. Мне интересно: в них вообще когда-нибудь кто-нибудь жил?



Покои покойницы красавицы оказались побольше и декорированы типа заросшим плющём.



А вот и источник тёмных сил. Колдунья колдует, замок спит.



Не знаю, как взрослым, но детям точно должно здесь понравиться, тем более,
что помимо сказочных персонажей здесь представлены сценки из повседневной
жизни обитателей замка (ушедших времён). Например, вот детские комнаты:



А это "мальчуковая" комнатка. Один братец под присмотром гувернантки учится..



..Другой братец валяется рядом на холодном полу - там железная дорога. Идите все лесом - я играю!

И даже посуда для кукол в наличии (видимо, братцы из вредности спёрли её у сестричек).



Так интересно смотреть отчёты других людей об одном и том же замке - видишь разницу между
тем, что было при тебе, и тем, что видели эти люди. При мне одна из комнат замка была
посвящена герцогине де Дюра (типа, это её покои, хотя ясно, что в башне она не жила).



Сейчас же эти покои "отданы" сказочнику Шарлю Перро,
видимо, в знак благодарности за рекламу замка :)



Зато дамам осталась ванная комната. Дамы не против, кто ж откажется от ванны в форме ботинка?!



А вот ещё одна важная комната, которую называют комнатой швеи. Чтобы заглянуть в эту комнату, нужно встать ра.. попой кверху, ну или распластаться прямо на полу. Ну вы же хотели заглянуть в окна? - Вот и смотрите, пожалуйста! За ваши деньги - любой каприз!



Навряд ли наряды для господ шили местные служанки - всё заказывалось у знаменитых портных, возможно даже в Париже. Но чистили, гладили, подшивали-пришивали-ушивали именно служанки.



На этом экспозиция заканчивается, но не спешите покидать башню, ведь поднявшись на самый верх,
можно пройтись по дозорному пути, посмотреть где несли вахту часовые. Видите, какие узкие проходы? По нему больше одного человека не пройдёт, что очень важно при обороне замка. И обратите внимание на окно - вот в такие оконца и приходилось заглядывать нам, чтобы увидеть некоторые сценки из сказки (представляю, какая толкучка возникает, когда приезжают тур.группы)



А вот такие комнаты служили чем-то вроде прихожей, общим коридором между остальными комнатами.
Вероятно, часовой мог зайти сюда и погреться у камина, отдохнуть, сидя у окна. Кстати, такие скамьи
возле окна очень часто встречаются в средневековых замках. Вероятно, дамы сидели на них и что-то вышивали или читали, ну или просто ждали возвращения любимых.



В Юссэ очень "живописный" чердак, всячески советую вам его посмотреть. Я, как любительница
чердаков и подвалов, не преминула это сделать. Впрочем, увидев винтовую лестницу, я готова
лезть хоть к чёрту на рога - лишь бы кружить бесконечно в этих завихрениях истории!



О, эти милые узкие лестницы! Иногда их размеры заставляют усомниться в том, что их строили для людей. А может, здесь и правда жили эльфы и феи? Глядя на эти спирали невольно представляешь, как по ним струится Время, спускаясь с небес, отсчитывая с каждой ступенькой положенный срок и уходя в землю.



За 500 лет эти ступени повидали немало. Наверное, испытали и тяжесть рыцарских лат, и мягкое шуршание атласных туфелек, прохладное скольжение шёлкового шлейфа и согревающие касания бархата..



Сколько ног прошлось по этим ступеням - не сосчитать. Вот они, следы времени.
У каждого свои морщины, свои отметины, свои шрамы. Нет, ничто не вечно. Кроме Души.



Некоторые ступени так истёрлись и потрескались, что их пришлось "зашить" в дерево. Такой манёвр ещё и увеличил площадь ступенек. Раньше-то люди были мельче нынешних - и их ступни были "детскими", а потому потомки с более крупными лапами кубарем катились вниз, теряя зубы и ломая рёбра.



А вот и обещанный чердак. Чего там только нет! Интересно, сколько лет всё это там лежит?
Судя по всему, некоторым вещам и сто, и двести лет. Рехнуться можно! Вот где остров сокровищ!



Вот портрет неизвестной красавицы. Чья жестокая рука так его порезала? Ревнивая жена иль
обманутый муж? Сколько тайн хранят все замки..А эти старые сундуки - что в них? Не узнать.
А вот эта каска - она явно хранится со времён франко-прусской войны, о которой я рассказывала
в посте про замок Шамбор. Да божежмой, если внимательно присмотреться, столько интересного
можно увидеть! Тут история не только всего рода - всей Франции.



Чья-то лошадка, чей-то стульчик, портреты..Всё забыто, заброшено на чердак и покрыто толстым
слоем пыли. Честно говоря, моё любопытство заглушалось невероятным чувством горечи и тоски.
Я не знала этих людей на портретах - они давно канули в Лету, но почему моё сердце обливается
кровью, когда я смотрю на эти вещи, которые мне не принадлежали?! Забвение - вот ответ.



Впрочем, пора нам стряхнуть пыль веков, убрать налипшую паутину и двигаться дальше. Пока не спустились вниз, можно сделать пару снимков с высоты башни. Вооон там башенка с туалетами, видите? Этих "кабинок" штук шесть налеплено на каждой грани. И зачем столько? Башня заседаний, короче.



А вот и городок рядом с замком. Малюсенькое такое поселение - ты да я, да мы с тобой.



Пока спускаемся вниз, расскажу о нынешних владельцах замка (я же помню, что обещала это в предыдущем посте). Как мы уже знаем, замок Юссэ с 1885 года принадлежит представителям рода Блака. Некоторые ошибочно произносят с буквой "с" на конце: Блакас, ибо по-французски так и пишется: Blacas. Но кто учил французский, тот знает, что "s" на конце не произносится, поэтому я буду писать "Блака" (ударение на последнее "а"), хотя вам пофигу, конечно:) Итак, нынешний владелец замка, Казимир де Блака является седьмым по счёту герцогом де Блака. Вот он собственной персоной, тот, что слева. А рядом с ним его давний друг, неизменный помощник по замку (типа управляющего)



Казимир де Блака родился в этом замке, в 1943 году, всё его детство прошло здесь. То есть, для него этот замок - настоящее родовое гнездо. Он работал скромным клерком в адвокатской конторе в Париже, когда встал вопрос: что делать с замком? Его брат не хотел взваливать на себя эту ношу, родители тоже были далеки от этого..При этом было очень много иностранцев, горящих желанием купить это сказочное поместье. Но Казимир не мог допустить даже мысли, чтобы кто-то чужой хозяйничал в его родных стенах, полных дорогих воспоминаний - он стал владельцем Юссэ и считает содержание фамильного замка главным делом своей жизни. В одночасье скромный клерк оказался единственным хозя­ином восьмидесяти полуразрушенных комнат.

Картины и росписи, 10 000 кв.м кровли, не говоря уже об электричестве и отопле­нии, - всё это нуждалось в реставрации. Что с этим можно было сделать, не имея за душой ни гроша? «Когда шёл дождь, в спальнях с потолка текла вода!» - сейчас Казимир де Блака вспоминает об этом со смехом... Впрочем, присутствие духа - одна из традиций этого тысячелетнего рода, благодаря своим подвигам во славу Франции снискавшего звание «доблестного». Посмотрите на предка Казимира де Блака - это второй герцог де Блака, он родился в 1816 году, но сходство между ними невероятное:)



Вы спросите, откуда же взялись деньги на реставрацию замка? - От таких, как мы с вами - от туристов. Если бы не нужда, многие замки до сих пор были бы закрыты для туристов. Лишь крайняя необходимость, вызванная огромными затратами на содержание замка, заставляет открывать двери для публики. Судите сами: только на ремонт кровли ушло 200.000 евро! А сколько стоит всё остальное?! Для нас даже ремонт квартиры подобен катастрофе, представьте во сколько обходится замок! А между тем, Казимир де Блака так и работает адвокатом, и ездит, кстати, на простом "Рено". В общем, не спешите завидовать обладателям замков - у всего есть своя цена, своя изнанка, таксскать..



Ну что ж, с хозяином мы познакомились, практически стали как родные, можно и в дом зайти.

Осмотр начинаем всё с того же восточного флигеля. Над центральным входом изумительный орнамент - виноградная лоза словно живая. Я бы сказала, что это работа мастеров эпохи Возрождения, но меня смутил герб герцогов де Блака вверху (то ли солнце, то ли звезда). Впрочем, возможно, герцоги просто поменяли старый герб на свой, после того, как замок в 19 веке перешёл к ним во владение..



Прихожая замка небольшая, ибо она изначально и не задумывалась как прихожая.



Как вы помните, вход в замок раньше располагался с другой стороны, соответственно и "прихожая" была там же. Вообще, строго говоря, неправильно называть это помещение "прихожей" - это зал стражи. Все средневековые замки начинались именно с зала стражи, который располагался прямо возле входа в замок. И это логично. Кому в те суровые времена нужна была прихожая? На первом месте всегда стояли оборона и защита. Я думаю, современные ресепшн - это отголоски тех самых залов.

Итак, Зал стражи. В него мы попадаем из той самой маленькой прихожей, зайдя в дверь слева.



Именно на месте вот этого окна и был вход в замок, именно сюда вёл подъёмный мост, и именно здесь располагалась стража. Не было ни паркета, ни отделки - всё это появилось в XVII веке, когда замок перестраивали новые владельцы. Вероятно, именно тогда и убрали мост, вместо двери вставили окно, а зал стражи превратили в салон. Я смотрю в это окно и понимаю, что ров слишком широкий - подъёмный мост не может быть такой длины. Можно лишь предположить, что раньше здесь был либо ещё один мост, либо ров был более узким в этом месте. Кстати, из окна видно вход в тот подземный лаз, что я показывала вам ранее. А рядом какая-то ниша в стене - наверное для наружного часового.



У меня нет точных данных о том, что было в Зале стражи после реставрации, но, думаю, это была не просто комната - кто-то явно очень любил её, выделял среди других. Почему я так думаю? - А вы обратите внимание на потолок. Весь этот сводчатый потолок расписан “под мрамор” в итальянской технике “тромплёй”. Он относится ко времени перестройки замка в XVII веке. Если сейчас, 300 лет спустя, эта роспись выглядит так фантастически, то какой она была тогда? Этот зал явно был чем-то особенным:) Но сейчас он снова зовётся Залом Стражи и его убранство и экспозиция всячески это подчёркивают.



Здесь представлена великолепная коллекция оружия и восточных безделушек, которая была привезена в XIX веке из кругосветных путешествий графом Станисласом де Блака, предком сегодняшних владельцев.



Индийский воин охраняет покои с достоинством падишаха.



О доблести и отваге герцогов де Блака говорят награды предков, выставленные в витринах.



А вот любопытный набор "первых необходимостей". Вероятно, мужчины брали такие с собой, когда уходили воевать или уезжали в дальнюю дорогу. Самое главное - штопор не забыли, без штопора жизни нет! Так что, девочки, у мальчиков тоже были свои "косметички" (сейчас их заменяет "бардачок" в машине)



А ещё в караульном зале можно посмотреть выставку китайского фарфора, который ценился на вес золота.



Вообще, всё, что показывается в замке Юссэ, очень и очень интересно - просто смотреть надо внимательней. Забегая вперёд, хочу сказать, что для туристов мало-что открыто в Юссэ, поэтому я так сосредоточена на деталях (и эти детали того стоят - чтобы в них буквально тыкали). К Залу Стражи примыкает маленькая комната, в которой находятся удивительные китайские вышитые панно. Я забыла про наличие этой комнатки - вспомнила лишь благодаря вот этому фото, увиденному в инете.



Комнату забыла, но про вышивки помнила. Их просто невозможно забыть!

+

И вот они, детали. Посмотрите, какая тонкая работа! И это всё вышито руками!



Сколько труда вложили в эту маленькую бабочку!



А этот петушок и вовсе стоит целого состояния!



От золота на голубом просто захватывает дух - красота неземная!



Вероятно, в средние века эта комнатка была чем-то вроде "вахтёрки", подсобки. Хоть она и расположена в башенке, лестницы здесь нет - над нами расписной потолок, под мрамор.



На фото ниже представлено оружие, привезённое Станисласом де Блака из Индии, где он служил. Но я показываю это фото и по другой причине - на нём видно, что в XV веке сначала попадали в Зал Стражи, затем из него переходили в ту самую маленькую прихожую, а из неё попадали в другое помещение, то, где стоят девушки на заднем плане. Вот это-то помещение и было раньше часовней. Если вы помните, в Шенонсо тот же самый принцип: вход-зал стражи-часовня (я тогда ещё посмеялась, мол, прежде, чем попасть на приём к Богу, нужно пройти таможню). Как видим, так было принято везде.



Продолжение следует..
Рубрики:  Дворцы, замки и крепости
Метки:  

Процитировано 13 раз
Понравилось: 14 пользователям

Татьяна_Танча   обратиться по имени Суббота, 03 Октября 2015 г. 04:28 (ссылка)
Спасибо за экскурс! Великолепно! Вторую часть посмотрела - чудо!
Ответить С цитатой В цитатник
Akmaya   обратиться по имени Замечательно! Суббота, 03 Октября 2015 г. 10:08 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Музредактор   обратиться по имени Суббота, 03 Октября 2015 г. 15:14 (ссылка)
Спасибо. Материал изумительный. Давно такого не читала.
Ответить С цитатой В цитатник
луида   обратиться по имени Суббота, 03 Октября 2015 г. 23:10 (ссылка)
972467_flowers (700x666, 251Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку