-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278030
Написано: 365841


Урал 2014: Невьянская икона

Понедельник, 08 Июня 2015 г. 23:32 + в цитатник
источник

   Кроме тагильских подносов, которые были изначально старообрядческим промыслом, Урал ещё знаменит и своей стаообрядческой иконой, более известной как невьянская икона. B XVIII-XIX вв. Невьянск был центром иконописания Урала. Невьянская икона - это вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания. Довольно большая коллекция этих икон находится в Екатеринбурге, в музее господина Ройзмана. В него мне попасть не довелось, а вот съездить в Невьянск и посетить место, где пишут это иконы (и не только их) получилось. Про это сегодня и расскажу.

 photo IMG_3555.jpg





    В отличие от широко известных древних иконописных школ - новгородской, псковской, московской - невьянская школа возникла и сформировалась лишь в XVIII-XIX столетиях. Как я уже сказал, ее творцами были старообрядцы, отвергнувшие церковную реформу середины XVII века и бежавшие из северных и центральных районов страны. Они перенесли на Урал Древнюю Русь с ее многовековым культурным наследием.

    Понятие "невьянская школа", употребляемое по отношению к уральской старообрядческой иконе, в достаточной мере условно, но не произвольно. Город Невьянск, выросший из поселка при металлургическом заводе, основанном в верховьях реки Нейвы в конце XVII века, стал старообрядческим центром Урала. Он и собрал лучших иконописцев. Впрочем, к невьянской школе следует отнести не только иконы, рождённые в самом Невьянске. Тамошние изографы, выполняя различные заказы - от небольших домашних икон до монументальных многоярусных иконостасов, заводили мастерские и в других уральских городах, распространяя свое влияние вплоть до Южного Урала.

    Какие бы традиции ни просвечивали в невьянской иконе, она, прежде всего, опирается на XVII век, искусство которого стало протографом для всего позднего иконописания. Главными в невьянской школе оказались традиции, заложенные художниками в середине XVII века в Ярославле, Ростове Великом и Костроме. Старообрядческая уральская икона дала нам примеры более органичного и творческого развития древнерусских традиций, чем, скажем, сделанная "под старину" палехская, пусть и предназначенная для нововерческой церкви.

    Сейчас постепенно происходит возрождение и подъём этого типа письма икон, в Невьянске есть небольшая школа, где студентов учат все "премудростям" невьянской иконы.

    Пишут здесь иконы очень разного размера и характера. Вот, например, икона размером со спичечный коробок
 photo IMG_3548.jpg

    Теперь коротко расскажу основные моменты технологии написания икон. В переводе с греческого «эй-кон» - образ, изображение на деревянной доске. Вначале делалась заготовка иконы: из чурбана вырубали по плахе с обеих сторон от сердцевины; их несколько лет просушивали, а затем обрабатывали поверхности. С лицевой стороны вырезался по периметру «ковчег» - небольшое углубление, так что поля возвышались над средником (однако ковчег делался не всегда). На основу наклеивалась паволока - ткань, позднее бумага. На паволоку наносился в несколько слоев левкас - сметанообразная смесь из мела, клея (обычно рыбьего) с небольшим количеством конопляного масла или олифы. Каждый слой тщательно просушивался. Затем левкас полировали костью (клыком медведя или волка). С прописи переводили рисунок иконы: контуры обкалывали иглой и «припорашивали» - посыпали из мешочка толченым древесным углем.

    На левкасе получался «перевод» рисунка из черных точек. Затем на левкас накладывался полимент - краска, на нее приклеивалось листовое золото, которое полировалось, и уже после этого приступали непосредственно к написанию иконы. Лицевую поверхность готовой иконы покрывали защитной пленкой олифы или клея.

Практически для всех икон уже существует готовый прототип, который потом работниками просто копируется.
 photo IMG_3549.jpg


photo IMG_3551.jpg

Дело это довольно кропотливое и не терпит спешки.
 photo IMG_3552.jpg


photo IMG_3553.jpg photo IMG_3554.jpg


 photo IMG_3555.jpg


 photo IMG_3556.jpg

Позолота
 photo IMG_3557.jpg

Занимаются в центре и реставрацией старых икон
photo IMG_3559.jpg photo IMG_3560.jpg

Работы, которые здесь можно посмотреть
photo IMG_3561.jpg photo IMG_3563.jpg


photo IMG_3565.jpg photo IMG_3567.jpg


 photo IMG_3535.jpg


 photo IMG_3537.jpg


photo IMG_3539.jpg photo IMG_3540.jpg


photo IMG_3541.jpg photo IMG_3543.jpg


 photo IMG_3545.jpg
Рубрики:  Религия/Иконы
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям

TATYSIY   обратиться по имени Вторник, 09 Июня 2015 г. 08:45 (ссылка)
Благодарность из Тагила!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку