-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278032
Написано: 365843


Лицом - красивые, телом - крепкие. Донские казачки: хозяйки и воительницы.

Вторник, 21 Октября 2014 г. 01:32 + в цитатник

Этнографы утверждают, что донские казачки славились самостоятельностью, независимостью, рукоделием и чистотой. Могли и «погулять», если вдовушками становились. Казаки же в них души не чаяли.

Медаль «За усердие»

У казаков отношение к женщине было уважительным, например, в Уставе благочиния от 1794 года говорилось: «Буде кто … при женском поле употребит бранные или непотребные слова, с того взыскать пени, полусуточное содержание в смирительном доме и взять его под стражу». Казак В.А. Дронов в своей книге «Казачий Присуд» писал, что «Женщины были особым кланом, со своими обычаями. Казачка могла получить медаль «За усердие» за домовитость, благопристойное поведение и если снаряжала на службу не менее трёх сынов. Такие женщины пользовались почётом и уважением, сам Атаман склонял пред ними голову».

В 1816 году атаман Платов издал приказ, в котором было сказано: «Пускай верность и усердие их( казачек), а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».

Бабушки

Особую роль в казачьем доме играла самая старшая женщина – бабушка. Она была хранительницей семейных традиций. Она воспитывала несовершеннолетних внуков, которые называли её бабинькой.

«В курене у нас полно икон, почти в каждом углу, и перед ними неугасимо горят лампадки. Пахнет гарью деревянного масла, ладаном, воском и ещё чем-то церковным, - вспоминал казак Василий Запорожцев из станицы Бессергеневской, - …бабушка в моём представлении – олицетворение если не кротости (от неё я часто получаю подзатыльники), то святости – безусловно. Она очень религиозна и не пропускает ни одной церковной службы, даже если они бывают по каким-либо причинам и в будние дни, не говоря уже о воскресеньях и иных праздниках. Говеет она два раза в году – в Великий пост, как вот сейчас, это уже непременно, и в спасовку, в августе. Её очень часто посещают целые сонмы каких-то нищих и монашек».
Девочки

Девочки рано приучались к труду. В четыре года они уже собирали упавшие яблоки и кормили кур, а в пять – учились шить и вязать и вышивать магические знаки, защищающие от злых духов.
Уже в семь лет юные казачки работали в саду и огороде, а также убирали подворье. И всё-таки главной их заботой был присмотр за младшими. Примерно в этом возрасте они начинали учиться готовить еду, а это в казачьем доме было делом непростым. Например, в праздники на стол подавали дулму с капустой, огурцами или с баклажанами, суп из дикой утки, лизни с гарниром из соленых огурцов, студень, сек, полотки поросенка, гуся, индейку, вареное мясо дикого кабана, дрофы и многое другое. Тех, у кого не получалось, называли обидным прозвищем - косопятой.

Меж собой казачки строго следовали донским обычаям. Когда они вырастали, жена старшего сына стряпала, среднего – убирала дом и следила за детьми, а младшего – наводила порядок.
Жинки

«Бери себе жинку с воли», - гласит казачья пословица. Это правило возникло еще в шестнадцатом веке, когда круг давал добро на свадьбу, после чего жених и невеста венчались около вербы.
Редактор «Донских областных ведомостей» Семён Номикосов, составляя «Статистическое описание Области войска Донского», дал следующую характеристику донской казачке: «Она умела не пустить нужду в дом в отсутствии казака-кормильца, умела приобрести хлеб и скот и умела сохранить своё имущество от степных хищников» По его словам, она могла поспорить с прославленной голландской чистотой.

Это свойство отметил историк Г.В. Губарев. «Не вычистить курень и выпустить мужа и детей в неаккуратном виде – для казачки уронить свое человеческое достоинство». Помимо ежедневной уборки, курени тщательно мылись снаружи и изнутри к Пасхе, Рождеству и к празднику святых апостолов Петра и Павла.
Воительницы

Не секрет, что донские казачки могли стрелять из ружья или рубить шашкой. Были среди них настоящие героини, о которых с уважением говорили на Дону. История помнит оборону Азова (в 1641 году), в то время новой казачьей столицы. Крепость атаковали 227 тысяч янычар, спагов и наемных иноземцев силистрийского паши Гуссейя Делия и крымского хана Бегадыря Гирея. Им противостоял шеститысячный казачий гарнизон, а также восемьсот казачек, которые не только заряжали ружья своим мужьям, но сами метко стреляли в турок.

Легендарной воином-казачкой стала Прасковья Куркина из станицы Нагавской, которая служила в полку Балабина во время польской войны. За два года непрерывных боев она сначала дослужилась до звания хорунжий, а затем была произведена в сотники. Куркина вернулась домой в форме казака с многочисленными наградами на груди.
Задорные и сильные

Известно, что на станичных праздниках устраивались веселые танцы, на которых даже замужней казачке не возбранялась плясать с любым мужчиной. Могла она пококетничать и на улице. Писатель Лев Толстой, описывая в повести «Казаки» жизнь станицы Новомлинской, приводит сцены свободного «не закрепощенного» поведения девушек и женщин. И хотя события происходят на Тереке, этнографы видят много общего с донским укладом жизни.

Да и в семье казачка, если не соглашалась с мужем, могла с ним даже подраться. Писатель Михаил Харузин в книге «Свьдьнiя о казацкихъ общинахъ на Дону», выпущенной в 1885 году, приводил слова казаков: «…жены у нас задорны... сами они воюют с мужиками… всё думает, что авось верх возьмет». Автор также подметил, что зачастую это им удавалось, особенно после длительного отсутствия мужа в военных походах. «В течение целых годов этого невольного вдовства она приобретает много опыта и ловкости, - писал Харузин. - По возвращению мужа, который часто отвыкает от полевых работ, казачка своею деятельностью, своею опытностью в хозяйственных делах заставляет мужа невольно уважать себя и завоевывает себе значение, равное с ним, а часто и больше».

источник
Рубрики:  История
Женщина
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 16 пользователям

Натали_Пушкина   обратиться по имени Вторник, 21 Октября 2014 г. 09:11 (ссылка)
...интересная статья, цитирую с благодарностью, Оксана
Ответить С цитатой В цитатник
муромлянка   обратиться по имени Вторник, 21 Октября 2014 г. 11:11 (ссылка)
Интересный пост.Спасибо..
Ответить С цитатой В цитатник
Sardanka   обратиться по имени Вторник, 21 Октября 2014 г. 11:31 (ссылка)
С интересом прочитала,спасибо за пост,цитирую!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку