Удивительная судьба вознесла креолку с острова Мартиника, которую при рождении назвали Marie Josèphe Rose Tascher de La Pagerie, но более известную нам как Жозефина де Богарне, на французский трон. Хотя Наполеон, скрепя сердце, и развелся с ней в 1810 году, чтобы осуществить свою заветную мечту о наследнике, именно Жозефина через своих потомков стала прямой прародительницей нескольких монарших семей Европы - в т.ч. Бельгии, Дании, Греции, Люксембурга, Норвегии и Швеции.
Единственный ее сын Евгений (Эжен) Роз де Богарне, усыновленный Наполеоном, в начале 1806 года в Мюнхене женился на принцессе Августе Амалии Людовике Георгии Баварской, старшей дочери баварского короля Максимилиана Йозефа Первого. Баварский король, в отличие от других германских монархов, был сторонником Наполеона и проводил в своем государстве либеральную политику. Брак его дочери со свежеиспеченным французским принцем (которым Евгений стал как пасынок императора, получив в придачу кучу пышных титулов - принц Венеции, вице-король Италии, наследний великий герцог Франкфуртский) был, конечно же, мезальянсом, тем более, что восемнадцатилетнюю невесту буквально украли из под венца, куда она должна была отправиться с принцем Карлом Людвигом Баденским. Однако, Наполеон пристроил неудачливому принцу троюродную сестру Евгения, вот такая случилась рокировка, и все остались довольны.
Невеста, Августа, была очаровательной брюнеткой с синими глазами, Евгений - обаятельный блондин, выдающийся офицер, двадцати пяти лет от роду. Судя по приведенным портретам , это была красивая пара, да и брак, судя по историческим справкам, оказался счастливым. Семья поселилась в Италии, которой практически единолично и неплохо управлял принц Евгений, в браке родилось семеро детей.
Если бедную вторую жену Наполеона всю оставшуюся жизнь попрекали в родной Австрии ее "узурпатором"-мужем и, соответственно, ребенком-полукорсиканцем, с которым не знали, что и делать, то тесть Евгения даровал зятю титулы герцога Лейхтенберга и принца Эйштат. После окончательного поражения Наполеона Евгений поселился в своих баварских владениях и более к французским делам отношения не имел. К сожалению, прожил он недолго, всего сорок три года. А оставшаяся вдовой, прекрасная герцогиня Августа занялась устройством браков своих четырех дочерей (пятая умерла во младенчестве).
-портрет Августы Баварской в возрасте приблизительно чуть больше 30-ти лет.
Старшей дочери Евгения и Августы,
Жозефине Максимильене Эжени Наполеонне,
было 16 лет, когда родители выдали ее замуж за наследного принца Швеции и Норвегии,
Оскара.
Удивительное дело, но по своему происхождению эта девушка имела, пожалуй, больше прав на шведский королевский престол, нежели жених. Оскар, точнее,
Жозеф Франсуа Оскар Бернадотт, был рожден в Париже в 1799 году и являлся единственным сыном знаменитого французского генерала
Жана-Батиста Бернадотта и дочери марсельского купца
Дезире Клари. Всего лишь 4 года до того, в 1795м, Дезире была помолвлена с генералом Наполеоном Бонапартом. Но жизнь повернула так, что Наполеон встретил свою Жозефину, а Дезире взошла на другой трон, в далекой северной стране, став королевой Дезидерией. Бернадотты были почтенным гасконским родом, но даже близко не относились к аристократии. Узнав об избрании Бернадотта наследником шведско-норвежского престола, Наполеон воскликнул: "Абсурд!" Но в ту эпоху, похоже, были возможны любые чудеса!
Жозефина де Богарне Лейхтенбергская хоть была по отцу всего лишь дочерью мелкого немецкого принца (наполеоновские подвиги и титулы уже никого не интересовали), но по матери являлась потомком двух шведских королевских династий - Ваза и Ольденбург. Ее выбрали из числа четырех потенциальных невест для принца Оскара, а привезла принцессу на новую родину ее будущая свекровь - Дезире Клари - которая не любила холодный климат и суровые нравы Стокгольма и предпочитала проводить как можно больше времени во Франции. Принц был на восемь лет старше невесты и был не только недурен собой , но и превосходно образован и наделен литературным талантом - он написал либретто к опере и ряд статей, являлся почетным членом Королевской Шведской Академии Наук и советником университета Уппсалы.
Жозефина была также утонченной натурой: превосходно рисовала, увлекалась садоводством, интересовалась искусством, поддерживая женщин-художников и скульпторов; в число ее интересов входила благотворительность (что было для той эпохи не так уж распространено) и политические дела, так как часто принцессе приходилось становиться посредником в спорах между деспотичным и консервативным королем, ее тестем, и мужем, который придерживался сдержанно либеральных взглядов. Поскольку свекровь отсутствовала во дворце большую часть времени, Жозефине рано пришлось взять на себя роль королевы.
Брак ее был счастливым, благодаря общим интересам супругов, однако через несколько лет после женитьбы пылкий гасконец Оскар завел любовницу - шведскую актрису Эмили Хёгквист, поселив ее рядом с королевским дворцом и проводя с ней каждую вторую ночь. В 1839м и 1840м у них родилось двое сыновей, которых в шутку именовали Лапландскими принцами. Жозефина знала об этой связи и очень страдала, хотя и не устраивала супругу скандалов; в своем дневнике она писала: "Женщина должна страдать молча". Однако, как говорят, после смерти отца и восшествия на престол Оскар стал более серьезным в своем поведении и прекратил связь с Эмили, восстановив добрые отношения с женой, тем более, что королева была очень популярна в стране. В браке у Оскара и Жозефины родилось четверо сыновей и единственная дочь, и почти все были наделены тем или иным талантом: в поэзии, изобразительном искусстве или музыке. Королева была преданна мужу до самой его смерти, пережив его на 17 лет.
Королева Жозефина также известна тем, что привезла в Швецию некоторые драгоценности, доставшиеся ей от бабки, Жозефины де Богарне, которые и поныне находятся во владении шведской королевской семьи.
Принцесса
Евгения (Эжени) Ортанс Августа Наполеоне де Богарне Лейхтенбергская была всего лишь на год младше старшей сестры Жозефины. Судя по портрету , она тоже была красавицей, но больше походила на отца, чьей любимицей она являлась. Именно ей, после его смерти, достался роскошный замок Югенсберг, построенный на озере Констанс за два миллиона гульденов. В восемнадцать лет принцесса выходит замуж за наследного принца Константина Гогенцоллерн-Хечинген.
Евгения отличалась живым и веселым нравом, любовью к жизни, путешествиям и охоте. Супруги были счастливы вместе, и только отсутствие детей омрачало их брак.
Продав родной замок Югенсберг, Евгения выбирает своим домом чудесное поместье в родовом гнезде мужа, Хечингене, которое отныне называют Вилла Евгения. В отличие от других сестер Богарне, принцесса отличалась симпатией к своей тете Ортанс де Богарне (бывшей королеве Голландии) и кузену Луи-Наполеону Бонапарту, который становится сначала президентом, а потом и новым императором Франции. Они навещали ее на Вилле Евгения.
Принц и принцесса были известны местным жителям многими добрыми делами, создав в Хечингене приют для престарелых и нечто вроде первого детского сада - заведение, где местные жители могли оставить под присмотром своих маленьких детей, будучи сами заняты работой или находясь в отъезде. В течение десяти лет Евгения также ухаживала за своим больным свекром, принцем Фредериком, сильно пострадавшим на войне.
В тридцать восемь лет принцесса заболевает туберкулезом и умирает от этой болезни через год, несмотря на все усилия врачей и поездку к целебным водам. Ее муж вскоре вступил в новый брак, но и там не родилось наследника.
Когда умер отец, следующей сестре Богарне,
Амели Августе Евгении Лейхтенбергской, было всего лишь 12 лет. Уже через несколько лет практичная мать Амели, вдовствующая герцогиня, озаботилась поиском супруга и для своей третьей дочери. И предоставившаяся возможность оказалась более чем великолепной и необычной!
Незадолго до этого скончалась супруга императора Бразилии,
дона Педро, и неунывающий тридцатилетний вдовец отправил посла по монаршим дворам Европы, чтобы найти новую жену, отвечающую всего лишь следующим скромным требованиям: почтенное семейное древо, красота, добродетель и культурность. Однако целых восемь принцесс отвергли предложение о браке с Доном Педро, поскольку репутацию он имел самую нехорошую: открыто сожительствовал с бразильянкой маркизой Сантос, от которой прижил троих дочерей, имел связь с сестрой маркизы и нажил ребенка и с ней, а помимо прочего, имел семерых детей от первого брака, и отец покойной жены открыто обвинял Дона Педро в ее смерти.
Тогда-то отчаявшийся посол понизил планку и обратил внимание императора на юную баварскую принцессу Амели, единственным "недостатком" которой было недостаточно знатное происхождение ее отца. Зато по матери она была из королевского рода Виттельсбахов, являлась сестрой шведской крон-принцессы и самим совершенством во всем остальном: высокой, красивой, статной девушкой с золотисто-каштановыми волосами и синими глазами.
Быстро был подписан брачный договор, а через несколько месяцев, в Мюнхене, Амели стала женой дона Педро в брачной церемонии "по доверенности". Жених торжественно порвал с маркизой Сантос и даже учредил в честь новой женитьбы Орден Роз, с девизом "Любовь и верность". Амели едва исполнилось 17 лет. Мать наказала ей быть ласковой и обходительной с мужем, любить своих приемных детей и хранить верность своему новому народу.
Прибывшую на фрегате "Императрица" невесту встречал на лодке в порту сам Дон Педро. Невеста поразила всех своей красотой и изяществом свадебного наряда по французской моде.
Амели, следуя заветам матери, сумела завоевать любовь и привязанность своего супруга, и наладила хорошие отношения с его законными детьми, особенно со старшим сыном, будущим Педро Вторым. Однако она не захотела принять при дворе незаконных детей императора.
При дворе установились французские обычаи, язык, мода и кухня. Во дворце затеяли переделку убранства, чтобы угодить вкусам новой императрицы, которой не хотелось отставать от родной Европы.
Красота, здравый смысл и доброта Амели покорили и смягчили резкий характер ее мужа и увеличили его популярность в народе, однако она была непродолжительной. В результате экономического и политического кризиса в 1831 году Дон Педро вынужден был отречься от престола в пользу своего сына. Амели с мужем и его дочерью Марией уехали в Европу, обосновавшись в Париже. Вскоре бывшая императрица, а ныне герцогиня Браганца подарила своему счастливому мужу их первого и единственного ребенка - дочь Мари Амели, принцессу Бразильскую и Браганца. Воинственный непоседа, Дон Педро был, однако, был неудовлетворен положением изнанного монарха, и вскоре затеял борьбу за престол Португалии, дабы отнять его у своего младшего брата. И корону он-таки отвоевал и сделал королевой свою дочь Марию. Семья переехала в Португалию, в королевский дворец, однако все эти дрязги и переживания подорвали здоровье бывшего императора. Он умер от туберкулеза в 1834 в возрасте всего лишь 35 лет.
Овдовевшая Амели посвятила себя воспитанию и образованию их дочери, а также любимой незаконной дочери дона Педро от маркизы Сантос - Исабель Марии, которую она в конце концов удочерила. К несчастью, в возрасте двадцати двух лет, накануне своей свадьбы, принцесса Мари Амели умирает от той же болезни, что и ее отец - туберкулеза.
Амели с дочерью Мари Амели Бразильской
После смерти дочери бывшая императрица Амели тихо жила в Лиссабоне и скончалась в возрасте шестидесяти лет.
Пятым ребенком и четвертой дочерью Августы Баварской и Евгения Богарне была родившаяся в 1814 году девочка с необычным именем Теодолинда, родившаяся в Мантуе (Италия) и названная так в честь ломбардской королевы, жившей в шестом веке.
Немногое известно о ее жизни до брака в 1841 году с графом Вильгельмом Вюттембергским. Семья Вюттембергов была тесно связана с Наполеоном, который сделал дядю Вильгельма королем и женил своего брата Жерома на кузине Вильгельма. Жениху было тридцать лет, а невесте двадцать шесть, что было очень поздно для вступления в брак по понятиям девятнадцатого века. Судя по портрету, Теодолинда унаследовала фамильную красоту и не могла иметь недостатка в женихах (разве что по причине, опять-таки, скромного по королевским меркам происхождения отца).
Граф Вюттемберг был выдающимся человеком своей эпохи, получившим прекрасное образование. Он сделал блестящую военную карьеру и глубоко интересовался прогрессивной военной наукой, в особенности, артиллерией, но кроме того, проявлял живой интерес к наукам и искусству, особенно к археологии и истории.
В браке с Теодолиндой у них родилось четверо дочерей. К сожалению, графиня Вюттемберг скончалась в возрасте всего лишь сорока трех лет от непродолжительной болезни, муж пережил ее и женился повторно, чтобы произвести на свет наследника. А нам остается любоваться ее чудесным портретом и задаваться вопросом: какой же была эта красавица?
У Евгения и Августы де Богарне была еще одна дочь, Каролина, но она умерла во младенчестве.
А через младшего сына, Максимилиана, Богарне стали родственниками русского императора Николая Первого. Но это уже другая история... :)