-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278032
Написано: 365843


Крушение императорского поезда.

Четверг, 26 Сентября 2013 г. 00:16 + в цитатник
источник

ал3семья
Осенью 1888 года Александр III вместе со своим семейством побывал на Кавказе, планируя вернуться в Петербург в конце октября, к началу зимнего сезона. 29 октября царский поезд, в котором находился император с женой, детьми, близкими и штатом придворных, приближался к Харькову. День был холодным и пасмурным, с мокрым снегом и пронизывающим ветром, как это нередко бывает в преддверье ноября. В час дня Александр Александрович и Мария Федоровна вместе с четырьмя старшими детьми сели за обеденный стол в «столовом» вагоне. Младшая дочка, шестилетняя Ольга обедала в «детском» вагоне с няней.
Старый дворецкий принес гурьевскую кашу к общему столу и замер в ожидании. После того, как тарелки императора, императрицы и великих князей будут наполнены, можно унести блюдо в детскую, чтобы накормить младшенькую царевну и ее няню… Но завершить обед никому не удалось. Неподалеку от станции Борки поезд вдруг резко и очень сильно качнуло, потом еще раз. Пассажиры потеряли равновесие и попадали на пол. Никто не успел понять, в чем дело, когда буквально через секунду вагон разорвался на куски, словно картонная коробка. Тяжелая металлическая крыша рухнула вниз и застряла, не достав до голов лежавших на полу пассажиров лишь пару сантиметров. Спасло императорское семейство только то, что колеса и пол вагона отлетели, как будто срезанные ножом, и люди оказались прямо на железнодорожном полотне, на том самом ковре, который покрывал пол столовой. Если бы пол вагона удержался на своем месте, их просто раздавила бы рухнувшая крыша.
Император, обладавший богатырским сложением, ухитрился приподнять тяжелейшую вагонную крышу и несколько минут держал ее на своих плечах и спине, пока все его близкие и слуги не выбрались наружу и не оказались в безопасности. Золотой портсигар, бывший у Александра III в заднем кармане, сплющился в лепешку. Император всегда отличался невероятной физической силой, а экстремальная ситуация буквально удесятерила ее.
«Это был поистине подвиг Геркулеса, за который ему пришлось потом заплатить дорогой ценой, хотя в то время этого еще никто не знал», - говорила великая княгиня Ольга Александровна, спасшаяся, как и остальные дети императора, в момент этой страшной катастрофы.
борки1
«Детский» вагон, в котором находились Ольга и ее няня, был прицеплен сразу за «столовым» вагоном и пострадал от крушения не менее сильно. Когда поезд тряхнуло, в детской попадали на пол вещи, разбились стеклянные вазы, усыпав все вокруг мелкими острыми осколками… Няня успела подхватить на руки испуганную девочку и прижала ее к себе в тот момент, когда вагон разорвался на части. Очнулась Ольга на мокрой земле в стороне от искореженного поезда – силой взрыва ее выбросило из вагона, который, как и соседний «столовый», теперь представлял собой груду обломков.
Шестилетнему ребенку показалось, что вокруг царит настоящий ад. Ни няни, ни мамы, ни отца, ни старших братьев не было видно. Часть вагонов, мгновенно превратившихся в кучи искореженного металла, тормозила движение. Но задние вагоны, разогнавшиеся до большой скорости, продолжали двигаться, наскакивали на те, что уцелели, переворачивали и корежили их. Слышался лязг железа, дикие крики раненых, что-то горело, у полотна дороги лежали изуродованные трупы…
Поначалу и сам император, и осматривавшие его после катастрофы медики обратили внимание лишь на внешние повреждения – ссадины, порезы, придавленную обломками ногу… Самое страшное проявилось не сразу – от удара и нечеловеческого напряжения у Александра III пострадали почки, и это очень быстро привело к тяжелейшей хронической болезни, справиться с которой не мог даже такой крепкий организм, каким обладал государь. Впрочем, выбравшись из-под обломков, Александр III меньше всего склонен был оценивать собственное состояние. Он даже позволил себе пошутить:
- Представляю, как будет разочарован Владимир, узнав, что все мы остались живы!
Наверное, в этой «черной шутке» была некоторая доля истины. Если бы император и все его сыновья, находившиеся в одном вагоне с отцом, погибли, к великому князю Владимиру Александровичу, брату государя, перешел бы вожделенный царский венец.
борки3
Императрица Мария Федоровна «по свежим следам» описала пережитую катастрофу в письме своему брату, греческому королю Георгу I:
«Невозможно представить, что это был за ужасающий момент, когда мы вдруг почувствовали рядом с собой дыхание смерти, но и в тот же момент ощутили величие и силу Господа, когда Он простер над нами свою защитную руку…
Это было такое чудесное чувство, которое я никогда не забуду, как и то чувство блаженства, которое я испытала, увидав, наконец, моего любимого Сашу и всех детей целыми и невредимыми, появляющимися из руин друг за другом.
Действительно, это было как воскрешение из мертвых. В тот момент, когда я поднималась, я никого из них не видела, и такое чувство отчаяния овладело мною, что это трудно передать. (…)
Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Все падало и трещало как в Судный день. В последнюю секунду я видела еще Сашу, который находился напротив меня за узким столом и который потом рухнул вниз… В этот момент я инстинктивно закрыла глаза, чтобы в них не попали осколки стекла и всего того, что сыпалось отовсюду. (…) Все грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мертвая тишина, как будто в живых никого не осталось. (…)

Это был самый ужасный момент в моей жизни, когда я поняла, что жива, но что около меня нет никого из моих близких. Ах! Это было очень страшно! (…) Потом вдруг я увидела мою милую маленькую Ксению, появившуюся из-под крыши немножко поодаль с моей стороны. Затем появился Георгий, который уже с крыши кричал мне: «Миша тоже здесь!» и, наконец, появился Саша, которого я заключила в свои объятья... За Сашей появился Ники, и кто-то крикнул мне, что Baby (Ольга) целая и невредимая, так что я от всей души и от всего сердца могла поблагодарить Нашего Господа за его щедрую милость и милосердие, за то, что Он сохранил мне всех живыми, не потеряв с их голов ни единого волоса!
Подумай только, одна лишь бедная маленькая Ольга была выброшена из своего вагона, и она упала вниз с высокой насыпи…
Но какую скорбь и ужас испытали мы, увидев множество убитых и раненых, наших дорогих и преданных нам людей.
Душераздирающе было слышать крики и стоны и не быть в состоянии помочь им или просто укрыть их от холода, так как у нас самих ничего не осталось!
Все они были очень трогательны, особенно когда, несмотря на свои страдания, они прежде всего спрашивали: «Спасен ли Государь?» - и потом, крестясь, говорили: «Слава Богу, тогда все в порядке!» Я никогда не видела ничего более трогательного. Эта любовь и всепоглощающая вера в Бога действительно поражала и являлась примером для всех.
Мой дорогой пожилой казак, который был около меня в течение 22 лет, был раздавлен и совершенно неузнаваем, так как у него не было половины головы. Также погибли и Сашины юные егеря, которых ты, наверное, помнишь, как и все те бедняги, кто находился в вагоне, который ехал перед вагоном-рестораном. Этот вагон был полностью разбит в щепки, и остался только маленький кусочек стены!
Это было ужасное зрелище! Подумай только, видеть перед собой разбитые вагоны и посреди них – самый ужасный – наш, и осознавать, что мы остались живы! Это совершенно непостижимо! Это чудо, которое сотворил Наш Господь!
Чувство вновь обретенной жизни, дорогой Вилли,  непередаваемо, и особенно после этих страшных мгновений, когда я с замиранием сердца звала своего мужа и пятерых детей. Нет, это было ужасно. Можно было сойти с ума от горя и отчаяния, но Господь Бог дал мне силы и спокойствие перенести это и своим милосердием вернул мне их всех, за что я никогда не смогу отблагодарить Его должным образом.
Но как мы выглядели – это было ужасно! Когда мы выбрались из этого ада, все мы были с окровавленными лицами и руками, частично это была кровь от ран из-за осколков стекла, но в основном это была кровь тех бедных людей, которая попала на нас, так что в первую минуту мы думали, что мы все были тоже серьезно ранены. Мы были также в земле и пыли и так сильно, что отмыться окончательно смогли только через несколько дней, настолько прочно она прилипла к нам…
Саша сильно защемил ногу, да так, что ее удалось вытащить не сразу, а только через некоторое время. Потом он несколько дней хромал, и нога его была совершенно черная от бедра до колена.
Я тоже довольно сильно защемила левую руку, так что несколько дней не могла до нее дотронуться. Она тоже была совершенно черная.., а из раны на правой руке шла сильно кровь. Кроме того, мы все были в синяках»…
МФвеер
Веер императрицы Марии Федоровны с портретами мужа и детей
 
Цесаревич Николай выбрался из-под рухнувшей крыши в числе последних – он, как и отец, сперва помог тем, кто слабее: сестре Ксении, младшим братьям… А «бедная маленькая Ольга» скатилась с насыпи и в полном отчаянии кинулась бежать неизвестно куда, лишь бы не видеть больше этого ужаса.
Но уцелевшие взрослые уже приходили в себя. Один из лакеев догнал царскую дочку и принес ее к отцу, успевшему спасти остальных детей. Ольга была в такой истерике, что не помнила себя и исцарапала преданному слуге лицо, не понимая, кто этот человек и почему он несет ее обратно, к этому жуткому месту. Лакей воспринимал это стоически. Любимица императора, младшая дочь, была передана отцу с рук на руки. Отец отнес ребенка в один из немногих уцелевших вагонов, где уже находилась няня Ольги, миссис Франклин. У женщины были сломаны ребра и повреждены внутренние органы – в момент взрыва она прикрыла Ольгу собой.
Наверное, для любящих родителей было бы вполне естественно остаться с детьми, успокоить их после перенесенного потрясения, утешить, проверить, нет ли скрытых ран и ушибов. Но Александр и Мария, убедившись, что дети живы, оставили их одних – вокруг было множество тяжело раненых, умирающих людей, и царь с царицей отправились помогать лейб-медику, который растерянно метался между сотнями пострадавших.
Мария Федоровна, одна из немногих, не потеряла голову и старалась по мере сил облегчить страдания людей. О себе она совершенно забыла, хотя ее руки и ноги были в порезах от осколков стекла, а лицо и тело покрывали синяки и ссадины, императрице было важно одно – муж и дети живы. Значит, теперь все силы можно отдать другим людям. А в помощи нуждались многие – в катастрофе пострадали свыше двуста восьмидесяти человек, и двадцать один из них, к несчастью, погибли.
«Мама вела себя как героиня, - вспоминала Ольга, - помогая доктору как настоящая сестра милосердия».
Императрица распорядилась развести костры из всего, что только могло гореть, чтобы оказавшиеся в чистом поле раненые люди могли хоть немного согреться, и приказала принести свой личный багаж. Когда уцелевшие слуги разыскали и доставили императрице ее чемоданы, она принялась резать на бинты собственные вещи. Любые предметы из льняного или хлопчатобумажного полотна пошли в дело. Мария Федоровна без всякой жалости расправлялась с любимыми блузками, украшенными уникальной вышивкой, нижними юбками, ночными сорочками и бинтовала истекающих кровью людей.
Прошло много времени, прежде чем из Харькова на выручку царской фамилии и всем пострадавшим прибыл вспомогательный поезд. Но ни царь, ни царица не пожелали сесть в вагон до тех пор, пока в составе не разместили всех раненых и не погрузили в него всех убитых…

борки2
Спустя месяц после катастрофы Александр III написал брату Сергею, отправившемуся незадолго до того вместе с женой Эллой в поездку по святым местам на Ближний Восток:
«Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную тяжесть, и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, всего моего семейства от мала до велика! Что мы перечувствовали, что мы испытали и как возблагодарили Господа, ты можешь себе представить! Этот день не изгладится никогда из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чуден, потому, что Христос желал доказать всей России, что Он творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».
Железнодорожная катастрофа в Борках произвела тяжелое впечатление на семью императора. Сыновья, и особенно Николай, считали нужным демонстрировать мужество, подражая отцу, но девочки долго находились под воздействием шока. «Именно тогда я стала бояться темноты», - признавалась Ольга Александровна уже в старости.
храм.борки.katastr
Храм Христа Спасителя в Борках, возведенный в честь спасения императорского семейства. Разрушен большевиками в 1919 году

Итак, что же это все-таки было? Трагическая случайность или очередное грамотно спланированное покушение? И современники Александра III, и исследователи, изучавшие документы столетие с лишним спустя, расходились во мнении – считать ли катастрофу в Борках несчастным случаем, результатом преступной халатности или жестоким террористическим актом?
Следствие тянулось вяло и не смогло дать ответа на все вопросы. Версии выдвигались разнообразные, зачастую противоречивые. Сергей Юльевич Витте, занимавший крупный пост в железнодорожном ведомстве, выступал в деле в качестве эксперта. Понятно, что он желал спасти «честь мундира» и стремился всячески преуменьшить последствия катастрофы и свести дело к заурядной железнодорожной аварии, в которой никто не виноват; вот разве что сам император, приказавший ехать с высокой скоростью. Других экспертов, выражавших несогласие с его точкой зрения, он объявил «не знающими железнодорожной практики»…
Но даже по тому, как Витте описывает саму катастрофу: «Весь поезд упал под насыпь, и несколько человек было искалечено», ясно, что его слова противоречат рассказам очевидцев. Да, Витте, собственно, очевидцем и не был – его вызвали в Харьков из Киева, когда крушение уже давно произошло…

витте
Между тем, великая княгиня Ольга Александровна, хотя и была маленьким ребенком в момент катастрофы, запомнила все в мельчайших деталях и однозначно говорила о взрывах – «секунду или две спустя вагон разорвался как консервная банка» - и настаивала, что ее выбросило из вагона взрывной волной…
И действительно, похоже, что поезд был именно взорван, а не просто сошел с рельсов, из-за чего опрокинулось несколько вагонов. Сошедший с рельсов вагон сначала наклоняется, падает, после падения деформируется, а не разлетается на месте в одну секунду, да так, что пол в нем вообще исчезает, и пассажиры оказываются прямо на шпалах, а сорванная крыша падает на них…
Подобные искусственно спровоцированные железнодорожные катастрофы террористы пытались взять на вооружение задолго до происшествия в Борках. Осенью 1879 года, во времена царствования Александра II, несколько групп террористов, принадлежавших к обществу «Народная воля», в разных местах Российской империи готовили катастрофы императорского поезда, мечтая о гибели государя. «Рыцари революции» сочли, что организация железнодорожных катастроф – дело весьма перспективное в плане террористических актов. Мысль о десятках, а то и сотнях случайных жертв, неизбежных при крушениях поездов, как всегда, никого не останавливала.
Динамит под железнодорожное полотно был заложен в трех местах по пути следования императорского состава. И спасло людей от гибели во всех трех случаях только чудо.
Сперва машинист изменил маршрут и повел поезд не через Одессу, а через Александровск… Взрывчатка, подложенная группой Веры Фигнер на безлюдном перегоне под Одессой, просто не пригодилась. А динамит, подложенный группой Андрея Желябова под насыпь в Александровске, успел отсыреть и не взорвался в нужный момент.
Третья группа под руководством Софьи Перовской готовила катастрофу под Москвой. Из погреба стоявшего неподалеку от дороги дома народовольцы «героически» вырыли тоннель в сторону железнодорожного полотна и заложили в него мощное взрывное устройство.
И тут-то взрыв произошел без всяких осечек! Но… опять это вечное но, то губительное, то спасительное! На одной из станций царский поезд почему-то задержался, его обогнал другой состав – со свитой – и вырвался вперед. А ведь «свитский» состав должен был идти в Москву вторым!
Народовольцы, не догадываясь, что поезда поменялись местами, грохнули свой динамит под «свитским» поездом. Зная, что Александр II находится в четвертом вагоне, они оставили лишь мокрое место и от четвертого вагона, и от следующего за ним пятого. На счастье, в этих вагонах состава сопровождения людей не было – в них везли южные фрукты и другую провизию для царского стола. Государь легко пережил гибель своих персиков и винограда. Но если бы в этих вагонах были люди, все оказалось бы куда как трагичнее.
кат.1879
Катастрофа поезда при покушении на Александра II в 1879 году

Анализируя картину катастрофы 1888 года в Борках, трудно не заметить ее схожесть с той давней катастрофой в семи верстах от Москвы.
И в императорском семействе, без сомнения придерживались версии теракта, который «прохлопала» охрана, не обнаружив взрывного устройства. Ольга Александровна, которая хорошо знала, о чем говорили в семье после катастрофы, спустя годы рассказывала:
«Причина катастрофы так и не была установлена следствием. Все были уверены, что крушение произошло из-за халатности Железнодорожного полка, в обязанности которого входило обеспечивать безопасность императорских поездов, и что в железнодорожном полотне находились две бомбы (выделено мной. – Е.Х.). По слухам, руководитель террористической группы сам был убит при взрыве, но доказать это не удалось».
Конечно, достоверно утверждать что-либо можно было бы лишь в том случае, если бы специалисты по железнодорожному делу и взрывотехнике провели серьезную экспертизу следственных материалов. Но как бы то ни было, информация по «делу о гнилой шпале» (как окрестили его в обществе), преданная гласности, вызывает слишком много вопросов...
Похоже, император Александр III решил просто не привлекать внимание общества к мысли, что страшная железнодорожная катастрофа могла быть не несчастным случаем, а спланированным террористическим актом, очередным покушением революционеров на жизнь правящего императора. Вероятно, он полагал, что известие о том, что террористы почти одержали победу, вдохнет новые силы в подпольные организации и революционерам уверенности.

Счастливое избавление императорской семьи от гибели было воспринято народом как некое чудо. Крушение поезда произошло в день памяти преподобного мученика Андрея Критского и ветхозаветного пророка Осии (Избавителя). Во имя их были построены десятки храмов по всей России. В Вятке существовали точно такие же настроения, как и во всей остальной империи. Вятские земцы 22 октября выпустили следующее заявление, в котором выражали царской семье полное сочувствие и сострадание: «…мы, собравшиеся на очередную сессию члены Вятского уездного земского собрания, вознеся на ряду с представителями других учреждений горячую благодарственную молитву осмеливаемся верноподданнически повергнуть к стопам Вашего Императорского величества выражение беспредельной нашей радости по случаю чудесного избавления Вашего Величества и Семьи Царской от великой опасности…».

На следующий день от имени Александра III вышло следующее заявление, в котором он выражал благодарность всем, кто его поддержал в трудные жизненные мгновения:

По инициативе Александра III расследование причин катастрофы в Борках было поручено прокурору уголовного кассационного департамента Сената А. Ф. Кони. Основной версией было крушение поезда в результате ряда технических факторов: плохого состояния пути и повышенной скорости поезда. Были привлечены к следствию и уволены в отставку министр путей сообщения адмирал К. Н. Посьет, главный инспектор железных дорог барон Шернваль, инспектор императорских поездов барон А. Ф. Таубе, управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер В. А. Кованько и ряд других чиновников. Через несколько месяцев незавершённое расследование было прекращено по высочайшему повелению. Другая версия событий была изложена в воспоминаниях В. А. Сухомлинова и М. А. Таубе (сына инспектора императорских поездов). Согласно ей, крушение было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара императорского поезда, связанный с революционными организациями. Заложив бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую, рассчитав момент взрыва ко времени завтрака царской семьи, он сошёл с поезда на остановке перед взрывом и скрылся за границу.

Железнодорожная катастрофа повлекла за собой два очень важных события. От ушибов, полученных 17 октября, у Александра III развилась болезнь почек, от которой он умер через шесть лет в достаточно молодом возрасте 49 лет. Назначение титулярного советника в отставке С.Ю. Витте директором департамента стало началом одной из самых блистательных карьер за время царствования Романовых. Очевидно, что Витте сыграл одну из ключевых ролей в истории России рубежа XIX – XX вв. Любопытно, что на следствии, Витте заявил: «Система движения императорских поездов должна стремиться не нарушать всех тех порядков и правил, которые обыкновенно действуют на дорогах». То есть не следует считать особой державной привилегией нарушение элементарных правил безопасности и полагать, что самодержцу и законы Ньютона не писаны. Сам Александр III, будучи вполне разумным человеком, не пытался оспаривать законы природы. Но он слишком полагался на свое окружение. И Витте был прав: неразборчивость в выборе ближайшего круга сановников сыграла роковую роль не только в судьбе Александра III, но и его наследника Николая II.

Любопытно, что жертвами железнодорожной катастрофы стали не только люди. У Александра III был любимый пес по кличке «Камчатка». Собаку в 1883 г. подарили императору матросы крейсера «Африка» и с тех пор Александр с Камчаткой не расставался. Однако пес погиб именно в той самой железнодорожной катастрофе под Борками. «Бедный Саша так подавлен без Камчатки... Он скучает без его преданной собаки...» – писала в дневнике супруга государя Мария Федоровна. Император действительно тяжело переживал утрату любимца: «Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, а пес может, и Камчатка такой», – с грустью сообщал после смерти собаки император. Через три дня после крушения, прибыв в Гатчину, Александр III приказал похоронить своего верного друга в собственном садике, напротив своих комнат.

Александр III с семьей и любимым псом "Камчаткой".


P.S. Крушение императорского поезда позже обросло легендами и преданиями. Так, существовала история о том, что когда царь лично вызволял тех, кто оказался под обломками, кругом раздавались крики: «Какой ужас! Покушение! Взрыв!» И тут Александр III произнес фразу: «Красть надо меньше».


фото отсюда
ГАКО. Ф.582. Оп.139. Д.166.,
http://statehistory.ru/3244/Fotografii-krusheniya-poezda-Aleksandra-III/,
http://www.upper.metromost.com/44062/,
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Train_crash_1888.jpg?uselang=ru

В связи с чудесным спасением, на этом месте был основан Скит, с колоссальным храмом Христа Спасителя на 1 400 человек (вот, думаю я, где в Первомайском тогда бралось столько людей - ??? их и сейчас там столько нет... кажется). Но - тем не менее... Скит был, ни много ни мало, приходом Святогорской лавры.

К сожалению, этому громадному и красивейшему храму не удалось уцелеть. Во время ВОВ он был взорван.

Кроме того, имератором было устроено много благотворительных учреждений, стипендий, создано Харьковское коммерческое училище Императора Александра III, сделана отливка серебрянного колокола для Благовещенского собора. Кроме того по всей России стали строиться часовни и храмы святого покровителя царя - князя Александра Невского, а художником-пейзажистом С.И.Васильковским была написана картина "Крушение царского поезда близ станции Борки 17 сентября 1888 года"

На настоящий момент на этом месте стоит небольшая часовня, поставленная еще в те годы. Правда, более 50 лет она простояла без куполо и совсем в другом виде... пока рядом живущие православные не попросили о помощи у железной дороги. А железная дорога, покопав архивы, осознала, что это - на их балансе. И восстановила часовню и облагораживанием территории.


Вход в часовню:


От Скита сохранилось еще здание больницы - одноэтажное, старое, из красного кирпича:

А перед ним, под огромной елью, стоит памятник, увенчанный российским двуглавым орлом:

Памятник на месте крушения императорского поезда.


использованные источники:
http://gallana.livejournal.com/54730.html
Рубрики:  История/Царская Россия
Метки:  

Процитировано 27 раз
Понравилось: 27 пользователям

Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Четверг, 26 Сентября 2013 г. 00:28 (ссылка)
Очень интересные факты.
Ответить С цитатой В цитатник
nadezhda_65   обратиться по имени Четверг, 26 Сентября 2013 г. 01:05 (ссылка)
Очень интересно! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
SVETLANA413   обратиться по имени Четверг, 26 Сентября 2013 г. 01:38 (ссылка)
спасибо! наши места..каждый раз,направляясь в Харьков,на электропоезде,вижу из окна вагона это памятное место..сейчас очень красивое..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
луида   обратиться по имени Четверг, 26 Сентября 2013 г. 02:49 (ссылка)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Сергей_Кривошеев   обратиться по имени Четверг, 26 Сентября 2013 г. 08:31 (ссылка)
Оксана, спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Василек-1   обратиться по имени Четверг, 26 Сентября 2013 г. 12:07 (ссылка)
Очень интересно. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
mari2020   обратиться по имени Пятница, 27 Сентября 2013 г. 17:37 (ссылка)
Спасибо. Очень интересно было прочесть. Не знала об этом.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Алексей_Бобин   обратиться по имени Крушение императорского поезда Суббота, 28 Сентября 2013 г. 22:19 (ссылка)
Оксаночка! Вчерая был прав в том, что ты Умница с большой буквы.Сегодняшняя твоя информация даёт нам право верить в то, что действия террористов, и как видно из документов, что они были из евреев и действовали по указке их предводителя Теодора Герцеля, который по приказу американских финансистов написал катехизис в котором призывал евреев убивать русских. Конечно же в первую очередь царя, а потом потеряв государя народи сам сдастся, но ни тогда ни сейчас у них ничего уже не получится! Огромное человеческое спасибо и признательность тебе за эту прекрасную историческую быль!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 29 Сентября 2013 г. 00:29ссылка
Спасибо Вам за одобрение...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку