-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278030
Написано: 365841


Чтобы помнили. Артмане Вия Францевна

Среда, 21 Августа 2013 г. 00:49 + в цитатник


21 августа 1929 года – 11 октября 2008 года

Народная артистка СССР (1969)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы актерам"(1964)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу"(1968)
Кавалер Ордена Ленина (1979)
Лауреат Государственной премии Латвии (1980)
Награждена призом театрального общества Латвии за пожизненный вклад в театральное искусство (2003)
Кавалер Ордена Дружбы народов (Россия) (2004)
Кавалер Ордена Трех звёзд (Латвия) (2007)
Награждена призом II Всероссийского кинофестиваля "Новое кино России" (2001)


Вия Артмане родилась 21 августа 1929 года в Латвии, в деревне под Тукумсом. Её мать Анна Заборская - полька, отец Фрицис Артманс - прибалтийский немец. Настоящее имя актрисы - Алида.

Ее детство выдалось трудным. Мать Вии родилась в очень бедной семье. Чтобы прокормиться, она работала прислугой у богатого барона. Девушка была очень красива, на нее засматривались многие парни, а сын одного из зажиточных хуторян влюбился по-настоящему. Он долго уговаривал Анну стать его женой, и свадьба состоялась. Но счастье молодых было кратким. Поднимая в одиночку навес около колодца, отец Вии надорвался, и через несколько дней скончался в 19-летнем возрасте. Это случилось за четыре месяца до рождения его дочери.

Родители Фрициса выгнали Анну с крошечной Вией. Женщина снова пошла батрачить, скитаясь от одних хозяев к другим. Через несколько лет мама Вии вновь вышла замуж, однако новый супруг оказался грубым и пьющим человеком. Прожив с ним несколько месяцев, мать Алиды не выдержала и ушла с грудным ребенком, а в десятилетнем возрасте мама отдала Алиду в пастушки.

Позже мать Вии взяли прислугой в богатую рижскую семью, где ценилось искусство. Старшие дочери хозяев учились в Берлине, одна — пению, вторая в балетной школе. Последняя однажды заметила, как Вия танцевала в пустой комнате, включив радио, и научила её нескольким балетным па.

После установления Советской власти в Латвии Алида окончила школу, и хотела стать юристом: «Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых».

Когда Вие исполнилось 15 лет, они с матерью осели в Риге. Здесь Анна устроилась работать уборщицей на радио, а Вия стала ее помощницей. В Риге Вия с мамой жили в крохотной комнатке, похожей на чердак с низким потолком. Чемодан служил письменного столом. В одной из рижских школ танца Вия училась танцам. Потом Вию увлек театр, и каждый вечер она ходила на представления то русской, то латышской труппы.

Несмотря на то, что мать была против, Алида поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре имени Я.Райниса. Здесь она поменяла имя на более звучное - Вия. Красивую и талантливую студентку особенно выделял основатель этой знаменитой труппы Эдуард Смильгис. «Он воспитывал в нас артистическую самостоятельность, умение мыслить на сцене», - вспоминала позже Артмане.

Примадонны театра придирчиво разглядывали девятнадцатилетнюю Вию: «Что за актриса? Ни груди нет, ни задницы. Нет профиля!» А еще говорили, что за душой у нее нет страданий, что она «чистый лист». Никто и не подозревал, что она уже успела испытать на себе унижения сиротства, бедности и голода.

В 1949 году Вия окончила студию и была принята в труппу Художественного академического театра имени Я.Райниса (с 1989 театр Дайлес). В начале актерского пути она зарекомендовала себя как актриса классического репертуара. Играла Джульетту в «Ромео и Джульетте», Елизавету в «Елизавете Английской», создавала образы лирических героинь. Вия очень хотела играть роли современниц. Это ей удалось в кино...

Артмане дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма». Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь», в котором она снималась с Евгением Матвеевым. Потом была роль в этапном фильме для литовского кинематографа – «Никто не хотел умирать» в 1966 году. В 1966 году у Артмане была еще одна удачная роль в любовной драме «Эдгар и Кристина».

Эти работы сделали Артмане любимой актрисой миллионов людей, зрители ей писали письма, в Латвии народную артистку СССР Вию Артмане называли «Мать-Латвия». Кроме театральной и кинематографической деятельности она активно занималась и общественной работой. Вия Артмане возглавляла Союз театральных деятелей Латвии, была членом Советского комитета защиты мира.

В 1978 году режиссёр Янис Стрейч поставил телевизионный фильм «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главную роль актрисы, примы театра Джулии Ламберт, мастерски исполнила Вия Армане. Благодаря этой картине актриса вновь оказалась на пике популярности. Вия Артмане рассказывала: «Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но, прежде всего Джулия - человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая. Она привлекательна, потому что честна. Дай бог каждой женщине быть такой честной».

С середины 1980-х годов Артмане реже появлялась на экранах. В 1987 году Вия Артмане исполнила главную роль Аглаи Андреевны в фильме «Человек свиты», которую сама актриса считала одной из лучших в своей кинобиографии. В начале 1990-х годов вышли два фильма режиссёра Валерия Тодоровского: «Катафалк», где актриса блестяще сыграла главную роль Андреевны и была номинирована на «Нику», а в 1991 году – «Любовь», где Артмане комедийными красками наполнила небольшую роль бабушки. Однако актриса продолжала активно работать в театре.

В отличие от театральной, семейная жизнь Артмане была не очень счастливой. Ухаживавший за Вией популярный актер театра Артур Димитерс был старше Вии на 14 лет, к тому же женат. Он ухаживал ярко и напористо. Вия сопротивлялась, но Артур не отступал. Он мог вступить в драку, если кто-то пытался завладеть вниманием его юной избранницы. Вия согласилась стать его женой. Однако, после съемок в «Родной крови» она была беременна от Евгения Матвеева, хотя тщательно это скрывала. После рождения девочку назвали Кристиана.

Много позже сын актрисы Каспар Димитерс рассказывал: «Действительно, у них с Матвеевым получилась не только работа, но и любовь. Грешно, но так случилось. Моей жене Лиге мать призналась в этом еще 25 лет назад. Рассказала, что у них с отцом был договор - он принимает дочь, и они больше никогда никому об этом не говорят. Люди продолжали шептаться. Мама гуляла с коляской по парку, а бабульки с острым языком говорили: «Девочка - вылитый Матвеев!» Потом эта история еще раз всплыла, когда мама принимала православие. Десять лет назад. Она хотела дойти до исповеди без камней за пазухой. Уже в старости, когда отца не стало, мать встретила Матвеева в Москве. И он вроде бы даже предлагал ей переехать в столицу России. Говорил, что она сможет жить у него на даче, если захочет. Она приняла это за шутку. Матвеев всегда относился к ней с уважением. А я благодарен маме за то, что сохранила семью ради детей».

Сама Артмане рассказывала о своей семейной жизни: «Мой муж - мы играли с ним в одном театре - был очень ревнивым. Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да... Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит».

Было время, Вия даже хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжелой жизнь вместе. Димитерс был востребован в театре и кино, а на семью, детей его сил не хватало. Вия ехала после долгой съемки на автобусе по проселочным дорогам, чтобы успеть приготовить детям обед на завтра, перестирать и перегладить горы белья. А супруг считал ниже достоинства даже сходить за хлебом. И все-таки с Артуром Димитерсом Вия прожила 27 лет. Когда его не стало, она долго не могла прийти в себя: «Он был великим актером. Такого в Латвии не будет еще лет 50 как минимум. Конечно, наша семейная жизнь не была такой, о которой я мечтала, но со временем страсти улеглись, и мы долгие годы были друг для друга отдушиной. Для меня и для него театр был главным в жизни. Он придал мне смелости и уверенности в себе. Правда, думал, что раз я моложе, то будет мною всю жизнь управлять и поучать. Так не получилось. Сейчас образ Артура с нами. Внуки любят его по моим рассказам».

Сын актрисы Каспар Димитерс рассказывал: «У папы она была второй женой. Первая его супруга была тоже очень красивой - известная художница Латвии. Отец от мамы просто голову потерял. Он был старше нее на 14 лет, уже с характерной лысиной. Этакий выпивающий донжуан, ведущий богемный образ жизни. Но при этом - душа компании. Когда он блистал юмором и сарказмом, людей скрючивало со смеху. Мама чувствовала, что отец будет полезен ей в карьере. Хоть и говорила потом, что он ее шантажировал: мол, не выйдешь замуж - выживу из театра. Как бы там ни было, без своего мужа Вия Артмане никогда не стала бы такой великой актрисой. После спектакля они могли, пригубив коньяк, до утра разбирать пьесы. Для мамы отец был Станиславским. Когда его не стало, она сильно сдала».

После распада СССР Вия Артмане подверглась гонениям в националистически настроенной Латвии. Ее преследовали за то, что она позволила себе сняться в фильме по русской прозе. Речь шла о фильме «Человек свиты» (1987) по повести Владимира Маканина, фильме режиссера Андриса Розенберга.

По ее собственным словам, Артмане болезненно пережила разрыв Латвии и России: «Латвия для меня мала, мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Латыши другие. Русские очень близки мне, несколько лет назад я даже приняла православие».

Артмане была кандидатом в ЦК Компартии Латвии. Ее упрекали в том, что она не участвует в политической жизни страны, началась целенаправленная травля. За мать вступился сын, написав статью в газету «Сколько стоит Вия Артмане?», призывал политиков опомниться.

В 1993 году в результате неонационализации власти отобрали у Артмане ее квартиру, в которой она прожила более сорока лет, и передали потомку бывшего владельца. Чтобы ускорить освобождение жилплощади, Артмане даже отключили отопление и взвинтили плату за коммунальные услуги. На улице актриса не осталась. Выручила семейная дача в 40 километрах от Риги - деревянный одноэтажный столетний домик, где она и жила последние 10 лет вместе с дочерью Кристианой и внучкой Бертой. Маленькие комнатки столетнего дома были расположены вокруг кирпичной печки, которую необходимо было подтапливать даже летом.

Тем не менее, Вия Артмане не покинула Латвию, хотя предложения переехать в Москву были. Со слов Артмане, она всегда гордилась, что она латышка. Проработав 50 лет в Латышском художественном театре, Артмане покинула его в 1998 году, перейдя работать в Рижский молодежный театр. Там она, после долгого творческого бездействия, сыграла в спектакле «Пиковая дама». По ее словам, она вернулась в юность. Спектакль имел большой успех.

Одной из её лучших работ в театре Дайлес считается роль мадам Ракен в спектакле «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя. Вия Артмане рассказывала: «Я ушла из Художественного театра, оставшись с людьми в очень хороших отношениях. Просто поняла, что мне там нечего ждать. Труппа большая, все нуждаются в ролях, спектаклей ставят много, но ни одного - чтобы использовать меня! А я все-таки еще кое-что могу. Я решила, что пора что-то поменять. Рада, что не ошиблась: Херманис действительно талантливый режиссер. Он нашел очень интересное решение «Пиковой дамы», которое может кому-то показаться неожиданным».

К семидесятилетию актрисы власти Латвии предоставили Артмане новую квартиру в центре Риги. Сын актрисы Каспар Димитерс рассказывал: «За необъятной славой и полетом вдруг последовало принудительное приземление. Новый режим повернулся к ней задом. Сначала ее вышвырнули из квартиры. После реституции объявился прежний хозяин. Мама ходила по инстанциям, но безуспешно. Потом случился инсульт, за ним еще парочка. Я попытался заступиться. Написал статью в газету: «Сколько стоит Вия Артмане?» Меня тут же обозвали попрошайкой, который хочет нажиться на популярности собственной матери. Но квартиру дали. Сгоревшую после пожара. Там нужно было менять пол, потолок. Мы взяли кредит на ремонт. Но на одну пенсию мамы в 450 долларов и мои мизерные гонорары художника протянуть не смогли. Квартиру пришлось продать, чтобы рассчитаться с долгами. Мама научилась экономить. Бриллиантов у нее не было. Перешивала свои старые платья. И всю жизнь стирала руками».

25 августа 1999 года за вклад в искусство театра и кино министр культуры Латвии Карина Петерсоне вручила Артмане похвальную грамоту и скромную денежную премию. «Ваш век актрисы является выдающимся, ярким путем звезды, который может дать многое и другим», - сказала министр. А в 2007 году Вия Артмане удостоилась высшей награды Латвии. За особые заслуги перед Латвией она была награждена орденом Трех Звезд IV степени.

В последние годы жизни актриса испытывала большие финансовые трудности. Но она никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. В 2002 году актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко «Золотой век». Это была одна из последних её работ в кино. «Я перенесла два больших инсульта и оставила профессию, - рассказывала она в одном из интервью. - Отыграла после этого еще несколько сезонов и ушла. Это было необходимо: зритель любит здоровых актеров. Теперь я просто живу, слежу за тем, что происходит вокруг, и радуюсь за молодых».

После выхода на пенсию она жила настолько скромно, что это существование можно было назвать бедностью. Квартплата в два раза превышала пенсию. Свои сельские будни Артмане заполняла работой в саду, вязанием, просмотром телевизора и чтением газет.

Когда у нее случился третий инсульт, родные ухаживали за ней дома. Позже ее устроили в специальную клинику, где она провела последние недели своей жизни.

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года в Латвии на 80-м году жизни. Был совершён чин отпевания в Христорождественском кафедральном соборе. Совершал чин Митрополит Рижский и всея Латвии Александр.

Вия Артмане была похоронена на рижском Покровском кладбище.

Об актрисе были сняты документальные фильмы «Разговор с королевой» (1980) и «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007).


В 1979 году в Риге вышла книга «Vija Artmane» в издательстве «Liesma», посвященная творчеству выдающейся актрисы, в 1990 году в Москве издана книга воспоминаний актрисы «Сердце на ладони», а в 2003 году в Риге изданы мемуары актрисы «Зимостойкие. Мгновения моей жизни».

О Вии Артмане был снят в 2004 году документальный фильм «Примадонна СССР». В нем об актрисе рассказывают Ивар Калныньш, Раймонд Паулс, Валерий Тодоровский, Маргарита Терехова, Виктор Сухоруков и Юрий Соломин.



Материалы сайта www.kino-teatr.ru
Материалы сайта www.club.osinka.ru
Материалы сайта www.taina.aib.ru
Материалы сайта www.rusactors.ru

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Рижский театр Дайлес:

"Индулис и Ария",
"Играл я, плясал я"
"Илья Муромец"
"Огонь и ночь" Я.Райниса
"Пигмалион" Б.Шоу
"Мёртвые души" по поэме Н.В.Гоголя
"Ромео и Джульетта"
"Гамлет"
"Много шума из ничего"
"Ричард III" В.Шекспира
"Блудный сын" И.Бладманис
"Анна Каренина"
"Война и мир" по романам Л.Н.Толстого
"Вайделоте" Аспазии
"Геста Берлингер" С.Лагерлёф
"Господин Пунтила и его слуга Маттии" Б.Брехта
"Пер Гюнт" Ибсена
"Чайка"
"Три сестры" А.П.Чехова
"Тереза Ракен" по роману Э.Золя

Новый рижский театр:

"Пиковая дама" А.Пушкина
"Трактат о любви" по произведению Стендаля

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1956 За лебединой стаей облаков
1962 Вступление
1962 День без вечера
1963 Родная кровь - Соня
1964 Ракеты не должны взлететь
1965 Никто не хотел умирать
1966 Эдгар и Кристина - Кристина
1966 Никто не хотел умирать
1967 Подвиг Фархада
1967 Сильные духом
1967 Туманность Андромеды (1-я часть «Пленники железной звезды»)
1969 Тройная проверка
1969 Землемеры - Лиена
1970 Время землемеров
1970 Баллада о Беринге и его друзьях
1971 Я, следователь
1973 Подарок одинокой женщине
1975 Стрелы Робин Гуда
1977 Обмен
1978 Емельян Пугачев («Невольники свободы», «Кровью омытая»)
1978 Театр - Джулия Ламберт
1979 Твой сын
1980 Государственная граница («Мы наш, мы новый...») - Зинаида Кирилловна
1980 Жаворонки
1981 Следствием установлено
1983 Чужие страсти
1985 Последняя индульгенция
1985 Проделки сорванца
1986 Тайна Снежной Королевы
1987 Моозунд
1987 Человек свиты
1988 Спасенному - рай
1990 Катафалк
1990 Только для сумасшедших
1991 Любовь
1996 Анна
2000 Каменская. Игра на чужом поле

Рубрики:  ЖЗЛ, биографии, судьбы
Помним...
Актеры и роли
Метки:  

Процитировано 31 раз
Понравилось: 37 пользователям

Лика_лиса   обратиться по имени Среда, 21 Августа 2013 г. 01:20 (ссылка)
Какая актриса была чудесная и очень красивая,мне она очень нравилась, а могилка то бедненькая,может это было временно? скорее всего.
Ответить С цитатой В цитатник
Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Среда, 21 Августа 2013 г. 01:43 (ссылка)
Истинная Примадонна Союза стала жертвой крушения страны, устроенного теми, кто ей в подмётки не годится... Но память о ней жива!
Ответить С цитатой В цитатник
noktiurn   обратиться по имени Среда, 21 Августа 2013 г. 03:20 (ссылка)
Большое спасибо за память! Она навсегда останется в нашей памяти!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
ikko4ka   обратиться по имени Среда, 21 Августа 2013 г. 08:23 (ссылка)
Телефильм "Театр" пересматривала много раз. Вия - Великолепна!
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
vit4109   обратиться по имени Среда, 21 Августа 2013 г. 08:53 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Дина312   обратиться по имени её могила сейчас выглядит вот так Среда, 21 Августа 2013 г. 12:14 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Среда, 21 Августа 2013 г. 13:10ссылка
Оксана_Лютова, не за что, просто хочется, что бы знали, что актрису помнят!
алушка   обратиться по имени Среда, 21 Августа 2013 г. 16:03 (ссылка)
Великая актриса и такая судьба. очень жалко
Ответить С цитатой В цитатник
Ipola   обратиться по имени Среда, 21 Августа 2013 г. 18:58 (ссылка)
Как же можно её забыть??? Такие роли, такая женщина!
Ответить С цитатой В цитатник
svet_R   обратиться по имени Четверг, 22 Августа 2013 г. 03:15 (ссылка)
Замечательный пост, потрясающая женщина. В "Театре" она просто великолепна. Всегда вызывала уважение. Светлая память....
Ответить С цитатой В цитатник
Violetta_Leblan   обратиться по имени Четверг, 22 Августа 2013 г. 13:35 (ссылка)
Прекрасная была актриса, замечательные роли...все конечно же помнят ее неподражаемую Джулию Ламберт. Я еще люблю ее Кристину из "Эдгар и Кристина", Веду Конг - из "Туманность Андромеды", Эрну Зале - из "Последняя индульгенция " да еще много интересных ролей. Спасибо, дорогая!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 22 Августа 2013 г. 21:57 (ссылка)
Прекрасная АКТРИСА!!! Достойнейшая ЖЕНЩИНА!!! Спасибо за память!
Ответить С цитатой В цитатник
Sardanka   обратиться по имени Пятница, 04 Октября 2013 г. 10:23 (ссылка)
Спасибо огромное! Замечательный,интересный пост о прекрасной женщине и ВЕЛИКОЙ актрисе!Вечная память и Царствие Небесное ей!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку