Этот дом видели думаю практически все москвичи и подавляющее большинство тех, кто хоть раз осматривал центр Москвы Но... внимание привлекает здание Большого театра, памятник Марксу, а "Метрополь" мы пробегаем, торопясь к Лубянке или Охотному ряду. Да и не смотрятся его панно, увы: проезжая часть улиц и автостоянки занимают почти все точки, откуда они хорошо видны. Вот и не видим...
А между тем, "Метрополь" - один из главных московских памятников эпохи модерна, и к его созданию причастно столько известных имен, что только диву даешься.
В 1898 году Санкт-Петербургское общество страхований, создателем которого был Савва Мамонтов, получило все права на перестройку стоявших на этом участке зданий. Замысел Мамонтова был грандиозен: современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Театральный зал планировался на 3000 зрителей (позднее заменен на концертный зал). Газета "Курьер" писала 12 июня 1898 года про строительство Метрополя:
"Как мы слышали, к участию в постройке привлекаются художники К.А.Коровин, М.А.Врубель, В.Н Поленов, а также инженер С.П.Чоколов и архитектор Л.Н.Кекушев. По предполагаемому плану, театр поместится внутри нового здания. Главный вестибюль театра будет отделан роскошно: это будет круглый зал (в деаметре 11 саженей), который прорежет все здание доверху на расстоянии 5 этажей и закончится красивой стеклянной крышей. Множество зал, фойе, кабинетов примкнет к вестибюлю и к коридорам театра. Отделанные с роскошью залы предназначены под танцевальные вечера, выставки, маскарады и пр. Самый театр предположено устроить размером, превосходящим немного театр "Венской оперы".
Автором первого проекта будущего "Метрополя" был Л.Н.Кекушев. Однако намеченный в проекте внешний облик гостиницы, видимо, не полностью удовлетворял заказчиков, и в январе 1899 года был объявлен специальный международный конкурс на фасады «Метрополя». Несмотря на одержанную победу, удостоенный первой премии проект Л.Н.Кекушева и его помощников был вскоре отставлен, и за основу был взят проект был В.Валькота; Этот проект давал возможность художественных дополнений, которой Мамонтов собирался воспользоваться в полной мере для увековечивания произведений нового направления в искусстве, в первую очередь - своих товарищей по Абрамцеву. Прежде всего это относилось к "Принцессе Грезе" Врубеля, запутанная история которой заслуживает отдельного рассказа (здесь - лишь его начало пунктиром).
Летом 1896 года в Нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка с художественным отделом при ней, задуманная с большим размахом. Консультантом художественного отдела выставки был Савва Мамонтов, который предложил сделать два больших панно над входами в павильоны и заказать их Михаилу Врубелю. Эскизы были одобрены императором, а когда были готовы панно "Принцесса Греза" и "Микула Селянинович", приехавшая комиссия Академии Художеств постановила: "Снять как нехудоженственные". Возможно, причиной тому было, что "стало ясно, что оба врубелевские панно своей оригинальностью и свежестью письма и красок в буквальном смысле "убивали" расставленные внизу в золоченных рамах произведения других художников"(мнение искусствоведа А.Н.Прахова).
Мамонтов не сдался и разместил панно в отдельном павильоне у входа на выставку, а тремя годами позже решил воссоздать "Принцессу Грезу в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение.
И ведь выставлено... И не замечаем...
Кроме Врубелевского, в оформлении большое количество панно, работы Головина и других, менее известных художников; все они выполнялись в Абрамцевской керамической мастерской.
Всем этим грандиозным планам было суждено сбыться лишь частично. Ибо в 1899 году, в самом начале строительства, Мамонтов был арестован и отправлен в одлиночное заключение по обвинению в растратах, связанных со строительством железных дорог. На суде Мамонтов был оправдан, однако все его имущество пошло с молотка (Абрамцево уцелело, потому что было записано на жену), картины Врубеля и Коровина шли по 25 рублей, а многое просто пропало...
Мамонтов после этого прожил еще почти 20 лет (умер в 1918 году), но к активной деятельности так и не вернулся.
Арест Мамонтова поставил точку и в работе Льва Кекушева над «Метрополем». И все же общий план комплекса и фасады, обращенные к Китайгородской стене, полностью соответствуют кекушевским чертежам. Строительство гостиницы было продолжено, в нем участвовали Веснин, Жолтовский и Шехтель. Вместо концертного зала в центре здания был устроен огромный роскошный ресторан, скульптурные фризы выполнял скульптор Андреев (тот, что потом прославился Ленинианой).
Во внутреннем оформлении участвовали Васнецов и Коровин, и во всем отеле, открытом в 1905 году, из 400 номеров не было двух одинаковых.
Здание опоясывала майоликовая надпись Ф. Ницше. Во всех источниках сейчас она цитируется так: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». На самом дете, вторая половина цитаты гласит: "...научился кое-чему, что непременно следовало знать, прежде чем начинать постройку".
После 1917 года в "Метрополе" была одна из резиденций новой власти, здесь проводились заседания ВЦИК и проживали переехавшие из Петрограда видные большевики. Потом он снова стал гостиницей (перечень высоких гостей можно посмотреть в Википедии).
А к надписи Ницше добавилась еще одна, как раз поверх ее второй половины: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин".
Сегодня "Метрополь" - пятизвездочный отель, после реконструкции, завершившейся в 1991 году, по-прежнему принимающий самых высоких гостей. Его ресторан с фонтаном хранит свои легенды, но это уже не относится к нашей истории.
Большое спасибо
за указание на ошибки и ценные дополнения.