7 июня 1938 года - 16 мая 2007 года
Народная артистка РСФСР (1988)
Татьяна Лаврова родилась 7 июня 1938 года.
Настоящая фамилия Татьяны Лавровой – Андриканис. Ее родители - папа, Евгений Николаевич Андриканис, и мама, Галина Кузьминична Пышкова, были кинооператорами, и они вместе сняли фильмы «Гаврош» и «Небо Москвы».
Когда Тане было 12 лет, ее родители разошлись, и это событие, по ее собственному признанию, оставило тяжелый отпечаток на всю жизнь. Некоторое время после развода родителей Татьяна оставалась с мамой, а в 17 лет она ушла из дома. Детство закончилось, и для Татьяны началась своя собственная жизнь.
Таня с детства решила, что обязательно станет актрисой. После окончания школы она подала документы сразу во все театральные учебные заведения Москвы, но удача улыбнулась ей в школе-студии при МХАТе. В этом было что-то символичное, ведь одним из предков Татьяны был легендарный меценат Савва Морозов, участвовавший в строительстве Художественного театра.
Вскоре к Лавровой пришел первый успех. МХАТу требовалась молодая героиня на роль Нины Заречной в легендарной «Чайке», и студентка четвертого курса попала в окружение выдающихся театральных актеров. Партнершей Татьяны была сама Алла Константиновна Тарасова, игравшая Аркадину. Но для работы в театре Татьяне пришлось сменить фамилию. Ей объяснили, что «русская актриса должна иметь русскую фамилию», и ей пришлось взять псевдоним. Выбрала Татьяна его очень оригинально. Она попросила сокурсников написать фамилии на листке бумаги и ткнула в одну из них, наугад. Так из Татьяны Андриканис получилась Татьяна Лаврова.
После дебюта в «Чайке» о Татьяне Лавровой заговорили, как о новом таланте. На курсе она была признана первой ученицей, педагоги школы-студии прочили ей большое будущее, а МХАТовские «старики» приняли и полюбили молодую актрису. Великий Грибов даже предложил ей вместе сыграть «Белые ночи» Достоевского. О таком начале карьеры можно было только мечтать, и тем неожиданней стал уход Татьяны Лавровой из МХАТа.
Позже Татьяна Лаврова вышла замуж. Ее избранником стал актер Евгений Урбанский. Когда они познакомились, Евгений был женат, и работал в театре имени Станиславского. Татьяна нередко приходила на его спектакли, и Евгений каждый раз очень волновался. Несмотря на разницу в возрасте (Евгений был старше на 6 лет), Татьяна была для него большим авторитетом. Об их совместной жизни Татьяна Лаврова вспоминала: «Он казался очень старым, мне во всяком случае. Смешно да? Вы знаете, я была очень юна. Это была первая любовь, что сложности быта, они тогда не так воспринимались, как сейчас. Мы долго жили в общежитии театра Станиславского. Потом у моей бабушки за ширмой в одной в коммуналке. И снимали комнаты. Но это не превалировало интереса к жизни и друг к другу и к искусству».
Однако их совместная жизнь была недолгой. Татьяна узнала об измене мужа и не смогла ему этого простить: «…идеализм молодости, он бескомпромиссен, особенно, если любовь есть». А спустя некоторое время случилась трагедия. 5 ноября 1965 года Евгений Урбанский погиб на съемках фильма «Директор», выполняя трюк на автомобиле.
В 1959 году Татьяна Лаврова окончила Школу-студию и осталась работать в МХАТе. Тогда же состоялся ее дебют в кино. Первой ее ролью стала Варя в фильме «Песнь о Кольцове».
А спустя два года Татьяна Лаврова сыграла главную роль в драме Михаила Ромма «Девять дней одного года». На съемках этой картины молодой актрисе посчастливилось сниматься с великими мастерами кинематографа Иннокентием Смоктуновским и Алексеем Баталовым.
Как и многие шедевры, эта картина имела непростую судьбу. Первоначально сценарий был вовсе запрещен, и только благодаря настойчивости Михаила Ромма съемки фильма все же состоялись. Картина для того времени была во многом нетипичная. Главные персонажи - физики-ядерщики (Смоктуновский и Баталов) – были не картинными героями, а обыкновенными людьми со своими житейскими проблемами. Все это дополнялось непростым любовным треугольником, в котором разрывалась Леля - героиня Татьяны Лавровой. Татьяна Евгеньевна вспоминала: «Главное на площадке – Ромм, который точно знал, куда нас вести. Я сама ему задала: «Так кого же она любит – этого или этого». Он сказал: «Деточка, можно любить двоих». Я сказала: «Хорошо».
Успех «Девяти дней одного года» был феноменален. Картина была удостоена множества призов. Главный приз международного кинофестиваля в Карловых Варах, Почетный диплом международных кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - и это далеко не полный перечень наград.
"Девять дней одного года"
Не удивительно, что после выхода картины Татьяна буквально проснулась знаменитой. Актрисе посыпались многочисленные предложения от других режиссеров, но… «…всех я мерила уже по Ромму и от большинства предложений отказывалась», - признается Татьяна Евгеньевна. К тому же в эти годы начался ее стремительный взлет в театре…
Несмотря на успехи во МХАТе Татьяна Лаврова приняла решение покинуть его, и в 1961 году перешла в «Современник».
Чем же объясняла свой поступок сама актриса? «Меня поразило то, что на сцене «Современника», сейчас этим, конечно, никого не удивишь, но я увидела людей, которых я вижу в жизни, которые существуют реально. А во МХАТе были великие мастера, но там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди, что вот где-то они живут, и мы их не знаем и не узнаем, вот только вот на сцене. Как-то вот такая странность была. Скучно мне стало там…»
Татьяна Лаврова и Михаил Козаков в спектакле "Двое на качелях" (театр "Современник")
«Современник» сделал Татьяну Лаврову знаменитой. Здесь она сыграла одну из лучших своих ролей - Гитель Моску в пьесе Э.Гибсона «Двое на качелях». О ней написал Виталий Вульф: «Лаврова играла искусно, тонко и глубоко. Она давала ощущение "первооткрывателя". У ее героини Гитель Моска, маленькой женщины, привыкшей отдавать все, что она может, была великая душа. До сих пор мне слышится голос Тани Лавровой: «Сколько бы ты ни прожил на земле, я хочу, чтобы ты помнил: последнее, что ты услышишь от меня, это что я люблю тебя»
Не менее интересными были и другие работы актрисы: Катя в спектакле «С любимыми не расставайтесь», Раневская в «Вишневом саде», Полина Андреевна в «Чайке», Лавра в «Эшелоне» и Настя в пьесе «На дне».
Еще из воспоминаний Виталия Вульфа: «Лаврова была беспощадна к своим героиням, она с потрясающей силой и вдохновением сыграла Настю в «На дне», тема возрождения человека была доминирующей в этом спектакле. В те уже далекие годы она была любимицей Волчек, и та занимала ее во всех своих спектаклях. Лавра в «Эшелоне» Рощина, Раневская в «Вишневом саде» были уже работами мастера, актрисы мощной индивидуальности, талант которой заражал и притягивал и зрителей, и товарищей по сцене.
Олег Ефремов и Татьяна Лаврова в спектакле "Пятая колонна"
Именно в «Современнике» Лаврова сыграла роль, которая навсегда осталась в истории театра Чехова непревзойденной: Полина Андреевна в «Чайке» Олега Ефремова. Это была особая «Чайка», критика считала ее неудачей режиссера, она была насмешливой и очень трезвой, неожиданной. На сцене были обыденные люди с возвышенным складом души. И самой неожиданной была Лаврова, сыгравшая, казалось бы, невыгодную, не очень выразительную роль с редким проникновением в суть, как бы высвободив в себе скрытую энергию…»
На сцене «Современника» в те годы играли потрясающие актеры: Игорь Кваша, Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстегнеев, Нина Дорошина, Валентин Гафт, Михаил Козаков и Олег Даль… Обаятельный, искрометный, невероятно талантливый и, в то же время, нервный, неуживчивый и очень ранимый Олег Даль… В 1965 году Олег и Татьяна стали мужем и женой, но вместе они прожили лишь полгода.
Татьяна Лаврова рассказывала: «Моя история с кино не очень состоялась». Да, роль в фильме «Девять дней одного года» так и осталась лучшей в кинобиографии актрисы. И все же интересные работы были. Это и политическая драма Наума Ардашникова «Вся королевская рать», и фантастическая притча Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли», и психологическая драма Бориса Шадурского «Факт биографии», и мелодрама Леонида Марягина «Вылет задерживается».
В 1978 году Лаврова вернулась в МХАТ к Олегу Ефремову (он покинул «Современник» в 1970 году). Поначалу ее карьера здесь складывалась очень удачно. Она сыграла в спектакле «Наедине со всеми» роль Наташи, в спектакле «Серебряная свадьба» роль Аглаи, в спектакле «Варвары» роль Надежды Монаховой, в спектакле «Московский хор» роль Любы, в спектакле «Мишин юбилей» роль Кати, в спектакле «Венецианский антиквар» роль графини Изабеллы и в спектакле «За зеркалом» роль графини Брюс.
И вновь была «Чайка». Только теперь уже Татьяна Лаврова выходила на сцену в роли Аркадиной. Виталий Вульф: «Лаврова играет проникновенно, с ощущением общей темы спектакля. В Аркадиной она как истинная актриса сыграла боязнь приближающейся старости. Поэтому ее Аркадина моложава, следит за собой и третий акт, сцену с Тригориным, проводит на пределе человеческих и женских сил, безо всякого актерства».
Но в дальнейшем все сложилось совсем не так, как, наверное, хотелось бы актрисе. С годами ролей становилось все меньше и меньше. Одной из причин считают ее неуживчивый характер. Хотя, как считает Виталий Вульф: «Он (характер), может быть, действительно нелегкий, но вся конфликтность ее натуры связана с тем, что в искусстве Лаврова – максималистка».
В последние годы работы в театре у Татьяны Лавровой мало. В интервью «Аргументам и фактам» она призналась: «Я два года не имею ни одной роли пока что. И у меня уменьшился репертуар, потому что часть спектаклей, в которых я играла, они сняты в силу определенных обстоятельств. Ну, женщинам всегда сложно в театре. Но я надеюсь, я с лишком много проработала в этом театре, много сил отдала и здоровья. Надеюсь, что мне что-то предложат. Я вот сейчас живу в ощущении: «Ищу режиссера, ищу режиссера!». Где бы его взять, чтобы он захотел со мной трудиться. Вот, например, мне сейчас очень хочется сняться у, я его очень люблю, у Говорухина. Он картину начинает. И хотелось бы сняться начинается «Московская сага» Васи Аксенова, который мой друг. И никто не зовет туда, а мне очень хочется. Я думаю, вдруг я скажу по телевидению, и они захотят. В театре у меня просто папки несыгранных ролей. Как-то недавно перебирала все и думаю: «Боже мой, и это не сыграла, и это, и это».
После Олега Даля у Татьяны Лавровой был третий брак, но о нем она вспоминала неохотно.
Татьяна Евгеньевна до своего дня рождения не дожила три недели.
В начале мая актрису госпитализировали в 19-ю больницу с подозрением на инфаркт. Проблем с сердцем врачи у Лавровой тогда не нашли. Чтобы выяснить истинную причину недомогания, Татьяну Евгеньевну положили в отделение кардиологии. После тщательного обследования актрисе поставили диагноз «хронический бронхит». А также заподозрили у нее рак кишечника. Врачи настаивали на более серьезном обследовании. Однако Татьяна Евгеньевна от него отказалась и неожиданно попросила перевести ее в другую клинику. В то, что у нее может быть онкология, актриса не верила. А бронхит решила лечить в 57-й больнице, где работали одни из лучших пульмонологов города.
В клинику Лаврову перевезли 8 мая. Дополнительный осмотр показал, что у нее развилась пневмония. Она чувствовала себя относительно неплохо. Даже звонила подруге и просила привезти ей в больницу винегретик. А в ночь Татьяны Евгеньевны не стало.
Татьяна Лаврова была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.
В 2010 году о Татьяне Лавровой был снят документальный фильм «Татьяна Лаврова. Недолюбила. Недожила...».
Материалы сайта
www.peoples.ru
Материалы сайта
www.ural.ru
ИНТЕРВЬЮ С ТАТЬЯНОЙ ЛАВРОВОЙ
Последний раз она вышла на сцену МХАТ больше года назад. Качало, кружилась голова, темнело в глазах, отказывали руки. Была необходима операция. Лучшие врачи России взялись помочь. И помогли. Но все оказалось непросто. Время от времени приходится проходить курс реабилитации. Мужественна, немногословна, не жалуется. «Танечка, что тебе нужно?» - «Вот если бы диктофон, я бы стала наговаривать что-то про жизнь, жизнь была интересная, столько людей...»
«Комсомолка» покупает диктофон и все, что к нему полагается, в подарок актрисе. Я еду к Татьяне Лавровой.
- Давай попробуем на моем диктофоне, как бы репетиция...
- ...Как Женя Урбанский меня в первый раз поцеловал... Это было такое потрясение, что я сказала своей бабушке: «Баба, я, наверное, беременна...» Он был моя первая любовь, мой первый мужчина, мой первый муж. Отец его сидел, и он родился в Инте. При такой потрясающей внешности был очень застенчив и не уверен в себе. Он был создан для классических ролей, а играл социальные. Великие роли обошли его...
- А Даль?
- Даль - выдающийся артист. Слово затасканное. Индивидуальность, стиль, манера слишком рано появились, такого еще не было. У него была способность переживать что-то, любовь, скажем, как мужчине переживать не дано. Такая тонкость и такая ранимость, каких мужчинам нельзя иметь, от этого судьба и ранний уход. Я его знаю лучшим, когда он еще был молод. Я вышла замуж: я уже кто-то, а у него рваное пальто, рваные ботинки, и я начала его одевать. Мы снимали квартиру, жили в подвале. Но я не могла одолеть его страшного пьянства.
- Тебя Даль не спаивал?
- А как русская женщина себя ведет? Я попивала с ним, чтобы ему меньше осталось. Мне Ефремов сказал: ты смотри, сопьешься. Но Бог не дал. Его мать и отец обожали меня.
Когда Олег умер, я на девять дней пришла к Лизе, его вдове. Павла Петровна отвела меня в свою комнатку и сказала: если бы ты не ушла, он бы не умер. Я сказала: Павла Петровна, что делать, Господь распорядился так.
Понимаешь... мы были с ним в той близости, что могли не разговаривать даже. Мы звуками разговаривали. Но я не думала, что он будет так переживать, когда я ушла. А иначе надо было бросать все и заниматься его пьянством, а это было безнадежно. Он пил с 16 лет. И с Лизой пил. Он тайна. У него неподвижное лицо. У актера это редко бывает, мы все с ужимками. И он с этим неподвижным лицом - оторваться невозможно.
- Ты влюбляешься в человека или в артиста?
- Я влюбляюсь в талантливых. Вот и все. Хоть тресни.
- А они в тебя?
- Я не спрашивала. Я была беспечна.
- Беспечная самоедка?
- Но и с большим гонором. Потому что сначала сразу все пошло вверх. А потом - резко вниз... Я недоигранная актриса. В «Современнике» играла чаще, а мне казалось, редко. Редко играла у Олега Ефремова, а считалось, что я - его любимая артистка. У Галины Волчек я тоже была любимая актриса, а потом перестала...
- А сын Володя от кого?
- От третьего брака. Третий - не актер. Володя окончил Суриковский институт как скульптор, занимается дизайном.
- С тех пор ты одна?
- Ну, у меня были любовники. Многолетние. Семь лет - с известным поэтом, почти пять - с известным режиссером...
...А хочешь, еще историю расскажу? Мы ехали как-то на гастроли в Германию через Польшу. Режиссер Анджей Вайда должен был меня встречать в Варшаве на путях. А поезд пришел не на те пути. И пока он бежал, подходит женщина, просит передать посылочку. Я стою, тереблю сверток, бумажка в моих пальцах рвется...
И в это время бежит Анджей: «Татьяна!» Итак: мороз, пурга, запасные пути, поезд отходит, летит великий режиссер с красными розами... И вдруг я слышу: «Та-а-ня, зачем тебе так много презервативов в Германии?» Я не понимаю: каких презервативов? А он: посмотри, что у тебя в руках. Я смотрю: правда, в свертке - презервативы. А в Германии никто за ними так и не пришел...
Что еще рассказать? Смотри, какие у меня награды. «Ника», «Золотой Овен», «Созвездие», серебряная «Нимфа» . В Доме музыки я вышла на вручение «Ники» после операции...
- Как же ты смогла взять «Нику», статуэтка такая тяжелая!
- Спроси лучше, как я по лестнице смогла подняться...
Автор Ольга Кучкина.
Фильмография:
1960 ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК
1961 ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА
1965 ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!
1967 ТАИНСТВЕННАЯ СТЕНА
1969 ОСТРОВ ВОЛЧИЙ
1974 ВЫЛЕТ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ
1975 БЕГСТВО МИСТЕРА МАК-КИНЛИ
1975 МЕНЯЮ СОБАКУ НА ПАРОВОЗ
1975 ФАКТ БИОГРАФИИ
1976 ДНЕВНОЙ ПОЕЗД
1979 АКТИВНАЯ ЗОНА
1979 ВТОРАЯ ВЕСНА
1982 ГОЛОС
1983 ДОЛГАЯ ДОРОГА К СЕБЕ
1988 ТРАГЕДИЯ В СТИЛЕ РОК
1990 СИСТЕМА НИППЕЛЬ
1993 ВИШНЕВЫЙ САД